Методика социально психологической адаптации роджерса и даймонда: Диагностика социально-психологической адаптации в Excel
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Методика
диагностики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
1. «Адаптация»;
2. «Приятие других»;
3. «Интернальность»;
4. «Самовосприятие»;
5. «Эмоциональная комфортность»;
6. «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (предназначение, авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось.
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.
Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.Опросник СПА
1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
2. Нет желания раскрываться перед другими.
3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе высокие требования.
5. Часто ругает себя за сделанное.
6. Часто чувствует себя униженным.
7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
8. Свои обещания выполняет всегда
9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
11. В своих неудачах винит себя.
12. Человек ответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
14. На многое смотрит глазами сверстников.
15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
16. Собственных убеждений и правил не хватает.
17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.
20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
22. Люди, как правило, ему нравятся.
23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26. С окружающими обычно ладит.
27. Всего труднее бороться с самим собой.
28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
29. В душе — оптимист, верит в лучшее.
30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
35. Человек с привлекательной внешностью.
36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
37. Приняв решение, следует ему.
39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
44. Уравновешен, спокоен.
45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себя обиженным.
47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
48. Бывает, что сплетничает.
49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно трудно быть самим собой.
51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом — не от мира сего.
53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
54. Старается не думать о своих проблемах.
55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.
56. Человек стеснительный, легко тушуется.
57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
58. В душе чувствует превосходство над другими.
59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
60. Боится того, что подумают о нем другие.
61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
65. Себя просто недостаточно ценит.
66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
67. Относится к себе в целом хорошо.
68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно — если разногласия грозят стать явными..
70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
72. Доволен собой.
73. Невезучий.
74. Человек приятный, располагающий к себе.
75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.
78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
79. Умеет упорно работать.
80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
82. Всегда говорит только правду.
83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
85. Чувствует неуверенность в себе.
86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Человек толковый, любит размышлять.
89. Иной раз любит прихвастнуть.
90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
92. Никогда не опаздывает.
93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Выделяется среди других.
95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
100. Беспокоится, что лица
противоположного пола слишком занимают мысли.
101. Все свои привычки считает хорошими.
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для
подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до»
зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после»
самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса — Даймонд
Тест роджерса даймонда
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
«Адаптация»; «Приятие других»; «Интернальность»; «Самовосприятие»; «Эмоциональная комфортность»; «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
История
Опросник социально-психологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году [1] . На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой [2] . В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная канд. психол. наук А. К. Осницким версия опросника [3] , получившая с тех пор заметное распространение.
Процедура проведения
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:
- 0 — это ко мне совершенно не относится; 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев; 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 — не решаюсь отнести это к себе; 4 — это похоже на меня, но нет уверенности; 5 — это на меня похоже; 6 — это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Обработка результатов
Адаптивность | 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 | (68-170) 68-136 |
Дезадаптивность | 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170) 68-136 |
Лживость — | 34, 45, 48, 81, 89 | (18-45) 18-36 |
Лживость + | 8, 82, 92, 101 | |
Приятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 | (22-52) 22-42 |
Неприятие себя | 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | (14-35) 14-28 |
Приятие других | 9, 14, 22, 26, 53, 97 | (12-30) 12-24 |
Неприятие других | 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | (14-35) 14-28 |
Эмоциональный комфорт | 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 | (14-35) 14-28 |
Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | (14-35) 14-28 |
Внутренний контроль | 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 | (26-65) 26-52 |
Внешний контроль | 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 | (18-45) 18-36 |
Доминирование | 58, 61, 66 | (6-15) 6-12 |
Ведомость | 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (12-30) 12-24 |
Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64, 86 | (10-25) 10-20 |
Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.
Интегральные показатели
- Адаптация: [math]A=\frac*100%[/math] ; Самопринятие: [math]S=\frac*100%[/math] ; Принятие других: [math]L=\frac*100%[/math] ; Эмоциональный комфорт: [math]E=\frac*100%[/math] ; Интернальность: [math]I=\frac*100%[/math] ; Стремление к доминированию: [math]D=\frac*100%[/math] ;
Интерпретация результатов
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
История
Опросник социально-психологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году [1] . На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой [2] . В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная канд. психол. наук А. К. Осницким версия опросника [3] , получившая с тех пор заметное распространение.
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:
- 0 — это ко мне совершенно не относится; 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев; 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 — не решаюсь отнести это к себе; 4 — это похоже на меня, но нет уверенности; 5 — это на меня похоже; 6 — это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Psylab. info
18.03.2017 4:26:18
2017-03-18 04:26:18
Источники:
Https://psylab. info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0_-_%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда | ПсиЛаб » /> » /> .keyword { color: red; }
Тест роджерса даймонда
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
«Адаптация»; «Приятие других»; «Интернальность»; «Самовосприятие»; «Эмоциональная комфортность»; «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Процедура проведения
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:
- 0 — это ко мне совершенно не относится; 1 – мне это не свойственно в большинстве случаев; 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 — не решаюсь отнести это к себе; 4 — это похоже на меня, но нет уверенности; 5 — это на меня похоже; 6 — это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Обработка результатов
1 | А | Адаптивность | 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 | (68-170) 68-136 |
B | Дезадаптивность | 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170) 68-136 | |
2 | А | Лживость – | 34, 45, 48, 81, 89 | (18-45) 18-36 |
B | Лживость + | 8, 82, 92, 101 | ||
3 | А | Приятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 | (22-52) 22-42 |
B | Неприятие себя | 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | (14-35) 14-28 | |
4 | А | Приятие других | 9, 14, 22, 26, 53, 97 | (12-30) 12-24 |
B | Неприятие других | 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | (14-35) 14-28 | |
5 | А | Эмоциональный комфорт | 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 | (14-35) 14-28 |
B | Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | (14-35) 14-28 | |
6 | А | Внутренний контроль | 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 91, 98 | (26-65) 26-52 |
B | Внешний контроль | 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 | (18-45) 18-36 | |
7 | А | Доминирование | 58, 61, 66 | (6-15) 6-12 |
B | Ведомость | 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (12-30) 12-24 | |
8 | Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64, 86 | (10-25) 10-20 |
Интегральные показатели
Интерпретация результатов
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Стимульный материал
Текст опросника
Литература
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193-197
Места проведения тренингов и мастер-классов:
Демеевская, ул. Фрометьевская 2, корпус 23
Дорогожичи, ул. Кирилловская 103
Интерпретация результатов
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Текст опросника
3 — не решаюсь отнести это к себе;.
Psylab. com. ua
26.05.2019 0:54:58
2019-05-26 00:54:58
Источники:
Https://psylab. com. ua/tools_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0-%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0
Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) || Пройти тест онлайн » /> » /> .keyword { color: red; }
Тест роджерса даймонда
Опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году. На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году кандидатом психологических наук Т. В. Снегирёвой. В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная кандидатом психологических наук А. К. Осницким версия опросника, получившая с тех пор заметное распространение.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
«Адаптация»;
«Приятие других»;
«Интернальность»;
«Самовосприятие»;
«Эмоциональная комфортность»;
«Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Инструкция к тесту:
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.
Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Psychojournal. ru
02.03.2020 11:52:11
2020-03-02 11:52:11
Источники:
Https://psychojournal. ru/tests_online/528-diagnostika-socialno-psihologicheskoy-adaptacii-krodzhers-rdaymond. html
Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков
В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу методик для её оценки.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, методики определения уровня адаптации.
В современных условиях постоянных общественных, экономических, политических изменений представляется важным изучение динамики адаптационного процесса, механизмов и факторов адаптации личности и социальных групп. Реакцией общества на негативную обстановку является попытка самоорганизации общества в субкультуры, осмысление закономерностей социально-психологической адаптации которых требует особого внимания как возможного фактора социальной нестабильности, а, следовательно, и понимания механизмов взаимодействия с ними. Так по итогам последних исследований всемирной организации здравоохранения, было принято решение, в 2018 году включить игровую зависимость в международную классификацию болезней [1]. Постановление относится не только к лицам, имеющим зависимость от азартных или компьютерных игр, а представляет более широкий спектр лиц, вовлеченных в игровую деятельность, который будет известен полностью после публикации нового пересмотра классификации болезней, и может охватить представителей иных игровых субкультур, способных к большей социализации. К таким субкультурам, в частности, относится сообщество ролевиков, представленное многообразием сеттингов, полилокализацией (интернет, живое действие, настольные игры, текстовые ролёвки), среди которых игры живого действия составляют объект изучения нашей научно-исследовательской работы. Субъектные и адаптивные характеристики представителей субкультуры ролевых игр живого действия в научно-исследовательской литературе освещены пока очень мало. Кроме этого, факты из жизни свидетельствуют о социальной вовлечённости представителей данной субкультуры, примерами которых служат исторические реконструкции, участие в муниципальных мероприятиях в качестве актёров и приглашённых экспертов.
В обществе, заинтересованном в сохранении психологического и физического благополучия, формируется запрос на изучение адаптивных характеристик личности — факторов, причин, которые обусловливают эффективность адаптации, но существует проблема объективной оценки и отнесения конкретной личности к уровню и типу адаптации [2, 7]. Для получения инструмента объективной оценки процесса социально-психологической адаптации, существуют требования выделения критериев. В зарубежной и отечественной социально-психологической литературе традиционно используется количественный подход, представленный диагностическими и экспериментальными инструментами измерения, учитывающими объективные и субъективные критерии.
Американскими психологами К. Роджерсом и Р. Даймондом создан тест для измерения социально-психологической адаптации, который учитывает следующие субъективные критерии оценки: принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, уровень стремления к лидерству [6]. Показателями неадаптированности являются непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, эскапизм, ведомость. Методика направлена на диагностику «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», что позволяет её использовать для оценивания взаимодействия с социумом и удовлетворённость жизненными обстоятельствами во всех сферах жизнедеятельности.
Помимо теста измерения социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда есть и другие методологически успешные способы диагностики.
В соответствии с моделью А. А. Реана в социально-психологической адаптации должны быть учтены критерии как внутренний (психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствием проявлений дистресса), так и внешний (соответствие поведения нормам общества) [5]. Н. Н. Мельниковой были предложены две методики, которые в комплексе позволяют определить тип адаптации в соответствии с указанной моделью [4].
Опросник «Удовлетворённость жизнью» дополняет перечень критериями, относящихся к сфере субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств. Опросник предназначен для оценки чувства удовлетворённости жизнью, которое понимается как субъективно переживаемое состояние, как реакция на при взаимодействии индивида с субъективно воспринимаемой окружающей реальностью. Признаками удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью считаются: эмоциональное состояние; активность или пассивность поведения; чувство насыщенности или пустоты жизни; удовлетворение от реализации планов; чувство стабильности или дестабилизации окружающей обстановки. В структуре опросника представлены четыре фактора: один определяет положительную сторону удовлетворённости, три остальных — различные компоненты неудовлетворённости жизненными обстоятельствами. Фактор «Жизненная включённость» состоит из утверждений, которые выражают полноту жизни, тягу к изменениям жизненных обстоятельств, наличие позитивных эмоциональных ощущений. Фактор «Разочарование в жизни» содержит высказывания, описывающие переживание негативных чувств и эмоций, выражается неудовлетворённость результатами деятельности и отсутствие перспектив. Фактор «Усталость от жизни» включает оценку состояния пассивности, слабости, истощения и отсутствия амбиций или желаний. Фактор «Беспокойство о будущем» сообщает о чувстве неопределённости предстоящих событий, неуверенности в ближайшем или далёком будущем, тревожных ожиданиях.
Отметим, что методика удовлетворенности жизнью заостряет внимание только на одном факторе удовлетворённости, а их может быть больше. В частности, удовлетворённость собой, здоровьем, деятельностью. Кроме этого, при анализе субъективного восприятия состояния субъектом жизненных обстоятельств не выявляются и не учитываются определённые объективные и субъективные риски, которые могут привести к радикальному изменению удовлетворённости жизнью. Опросник не ставит целью работу с вероятными проблемами.
В предложенной анкете для оценки социального благополучия показателями внешнего объективного критерия выступили: профессиональный статус, уровень дохода, условия труда, семейное положение, бытовая устроенность, формы проведения досуга.
Автор даёт инструкцию по определению типа социально-психологической адаптации, учитывая обе методики: опросник «Удовлетворённость жизнью» и анкета «Социальное благополучие».
Для выявления индивидуальных особенностей адаптации и оценки адаптивного потенциала личности Н. Н. Мельниковой предложена методика «Адаптивные стратегии поведения» (АСП). Данная методика направлена на изучение таких аспектов социально-психологической адаптации, как приспособление в рабочем или учебном коллективе, семье, узком круге лиц. По форме она представляет описание конфликтных ситуаций, выраженных в социальном плане. Для их разрешения предлагается выбрать одно из нескольких заранее подготовленных вариантов поведения, каждое из которых, соответствует изучаемой стратегии. Такая форма подачи материала позволяет эмоционально вовлечь испытуемого в исследование, а также, не требует углубленной саморефлексии, которая возникает в ситуациях, требующих самооценки личных характеристик. Но высокая вариативность при выборе действия напрямую зависит от личных установок и диспозиции испытуемого. Вопросы составлены специализированным образом, исходя из окружений испытуемых, оказывающих повышенный эмоциональный эффект на субъект. Например, опросник для подростков содержит описание ситуаций взаимодействия с друзьями, членами семьи и учебного коллектива, а опросник для взрослых — с коллегами по работе, начальником [3].
Минусом данной методики является фактор возможной искажённости восприятия субъектом предлагаемой ситуации. При прохождении теста, субъект в меньшей мере подвержен стрессу, чем в реальных жизненных ситуациях, которые приведены в опроснике, что создаёт определённую погрешность в ответах испытуемых, при отсутствии злого умысла со стороны самих испытуемых.
В 1993 году учёными Л. С. Свердловым и А. И. Скорики была создана методика диагностики социально-психологической дезадаптации, которая предназначена для предварительной диагностики дезадаптации личности человека [6]. Она имеет скрининговый характер и позволяет получить общее представление о наличии или отсутствии выраженных признаков, указывающих на дезадаптацию субъекта, и особенностях этих признаков. Опросник имеет шесть шкал, каждая из которых соответствует определённым факторам адаптации или дезадаптации: «Переживание общего физического и психического комфорта», «Степень фиксации на соматическом неблагополучии», «Ощущение комфорта, ведущего к потере способности объективной оценки реальности»; «Уровень депрессивного состояния»; «Уровень невротизации»; «Нарушения социальных отношений». Субъективные критерии, которые данный тест привносит в разработку темы, относятся к оценке психических, психофизиологических состояний, переживаний, социальных отношений.
Методики, анализируемые в данной статье, прошли проверку на валидность. Зарубежные методики были адаптированы в России в разные годы. Позволяют охватить аудиторию и старших подростковых групп, и взрослых.
Также существуют экспериментальные пробы, на которые стоит обратить внимание. Исследование Н. Е. Шустовой «Социальная адаптация личности» подтверждает гипотезу о том, что адаптация является не только ответной реакцией на изменение окружающей среды, а также внутренне мотивационным процессом [8]. В рамках данной методики, под адаптацией понимается социальный процесс, в котором реализуются актуальные потребности личности. Критерии, представленные в методике, относятся к соотношению актуальных и реализованных потребностей в сферах: материальной, социально-правовой, здоровья, семьи, образования, общения, самореализации. Оценивается степень удовлетворённости потребности в настоящий момент и сравнивается со степенью ее актуальности. При выявлении значительных расхождений между реальным и актуальным, обозначаются проблемные зоны.
Проанализированные методики позволяют изучить тему социально психологической адаптации личности с позиций «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», «субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств», нормативности поведения индивида в обществе, характеристики состояний и социальных отношений, реализации актуальных потребностей личности. По отдельности методики направлены на исследование определённых аспектов социально-психологической адаптации, но в совокупности, являются взаимодополнительными. Отмечается множественность критериев, которые относятся к двум основным группам. Первая группа критериев учитывает особенности личности, выражающие внутренние восприятие и переживание окружающей действительности. Это наиболее сложная тема, поскольку связана с проблемой субъективного восприятия реальности и интерпретации действительности. Их исследование позволяет нам определить в некоторой степени мотивацию индивида и причинно-следственные связи поведения. Вторая группа критериев направлена на внешние проявления реакции субъекта на изменение обстановки, в которой он пребывает, что позволяет нам зафиксировать его положение относительно социально-принятых норм поведения, и перейти к более углублённому изучению внутренних особенностей личности. Использование полученных результатов методик в изучении адаптационных характеристик представителей субкультур в целом, и представителей субкультуры ролевых игр в частности, позволит наиболее полно и комплексно подойти к решению поднимаемых данным исследованием проблем. В нашем исследовании мы будем исходить из понимания социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков как способности индивида или социальной группы к взаимодействию в системе межличностных отношений, способности выстраивать стратегию поведения согласно общепринятым нормам общества и реализовывать актуальные потребности. На наш взгляд, это наиболее важные аспекты адаптации, которые помогут нам в изучении адаптивных характеристик представителей сообщества ролевиков. Поэтому в нашей научно-исследовательской работе мы будем применять пакет методик для измерения социально-психологической адаптации: Тест измерения социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), комплект методик Н. Н. Мельниковой, «Социальная адаптация личности» (Н. Е. Шустова).
Литература:
- Горинов В. В., Корзун Д. Н., Васюков С. А. Классификация и диагностика расстройств личности в свете положений пересмотра Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 50.
- Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. 322 с.
- Мельникова Н. Н. Классификация стратегий адаптивного поведения // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. трудов. Т. 3 / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. 375 с.
- Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 57 с.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. 1995. Вып. 3. № 20. 74 с.
- Смирнов А.А, Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
- Терещенко Н. Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 3046–3050.
- Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, методика, актуальная потребность личности, группа критериев, жизнь, научно-исследовательская работа, субъективное восприятие, Тест измерения, тип адаптации, учебный коллектив.
Особенности личных ресурсов игроков виртуальной команды
Аннотация
Многие люди испытывают различные трудности в регулировании своего поведения и в установлении социальных контактов. Это приводит к повышению привлекательности виртуального общения. В данной статье рассматриваются ресурсные форматы личности в условиях цифровизации. Анализируются стратегии копинг-поведения мужчин и женщин, вектор их межличностного общения, уровень адаптации и фрустрации, а также условия выбора человеком выхода из реальной социальной группы в общении в пользу виртуального пространства. Мы используем диагностические и статические методы, выявляющие различия в характеристиках личностных ресурсов и копинг-стратегий. Подтвердилась наша гипотеза о наличии различий копинг-поведенческих стратегий, выраженности показателей социально-психологической адаптации и социальной тревожности участников реальных и виртуальных групп. Установлено, что женщины склонны к преодолению негативных переживаний за счет субъективного снижения их значимости и степени эмоциональной вовлеченности; мужчины менее склонны дистанцироваться от переживаний и проблем посредством внутренней психологической работы. Выявлены различия между показателями социально-психологической адаптации у участников виртуальной и реальной группы. Участники виртуальной группы менее приспособлены к социальной жизни, чаще испытывают эмоциональный дискомфорт и труднее принимают чужую точку зрения, но не испытывают социальной фрустрации. Нам удалось сделать вывод о наличии в данных испытуемых определенных психологических трудностей, которые либо компенсируются, либо замещаются участием в виртуальной группе.
Ключевые слова: виртуальная среда, стратегии преодоления трудностей, личные ресурсы
.Введение
В настоящее время достаточно часто человек сталкивается с различными трудностями как в регуляции своего поведения, так и в установлении социальных контактов, и чем больше таких трудностей, тем привлекательнее для человека общение в виртуальном пространстве.
Роль цифровизации в развитии и социализации личности рассматривают многие авторы и исследуют в разных аспектах (Седунова, 2018б). Так, некоторые авторы рассматривают виртуальную среду как площадку, которая в настоящее время вытесняет реальное общение субъектов деятельности, создавая определенный тип атрибутов реальности, которые обычно кажутся более привлекательными (Сидорова, 2020). Ряд авторов рассматривают виртуальную среду и социальные сети как фактор кибербуллинга (Кирюхина, 2019).; Михайловский и др., 2019), как фактор ненормативной социальной активности в киберпространстве и как фактор формирования деструктивных форм поведения (Chatzakou et al., 2017; John et al., 2018), в том числе суицидогенных (Игумнов и др. , 2018). Несмотря на отсутствие личных контактов, географическую удаленность, а зачастую и разницу в возрасте, социальном статусе, профессиональных интересах и т. д., виртуальная реальность способна объединять участников в группы. Трудно переоценить перспективы изучения закономерностей образования и существования таких групп (Михайлова и др., 2019).). Классические явления социальных групп иногда совпадают с реальными, а иногда имеют свою специфику вплоть до противоположных результатов. Например, наши пилотные исследования показывают положительную корреляцию между определяющими факторами лидерства в реальных группах (Михайлова и др., 2018; Емельяненкова и др., 2017) и виртуальных группах. Некоторые исследования демонстрируют возрастные особенности взаимодействия в виртуальном пространстве (Пучкова и др., 2017).
В настоящее время активно изучаются механизмы формирования и изменения личности в эпоху цифровизации (Ковесс-Масфети и др., 2016; Седунова, 2019).). Делаются попытки выявить механизмы переноса социальной активности человека из реальной среды в виртуальную (Заграничный, 2019), анализируются когнитивные предпосылки взаимодействия в информационной среде (Седунова, 2018а). Имеются исследования о различном воздействии социокультурной информационной среды на мужчин и женщин (Емельяненкова, Пиянина, 2019). Виртуальная среда сама по себе может быть ценным способом изучения различных аспектов даже в такой чувствительной сфере, как этническая установка (Меньшикова и др., 2018).
То есть современные авторы пытаются изучать информационное пространство с разных сторон, мы, в свою очередь, решили рассмотреть ресурсные форматы личности в контексте цифровизации.
Постановка проблемы
В исследованиях психологов мы не обнаружили достаточных знаний о психологических особенностях участников виртуальных групп для наших исследований. Для определения этих векторов мы провели серию исследований.
Исследовательские вопросы
После предварительных исследований мы сделали несколько предположений и сосредоточились на следующих утверждениях. Мы предположили, что люди, проводящие большую часть своего времени в компьютерных играх, так же легко адаптируются к обществу, как и люди, предпочитающие общаться в оффлайне. Тогда мы решили выяснить — может быть, некоторые участники виртуальной группы используют те или иные защитные механизмы.
Цель исследования
На основании вышеизложенного мы поставили следующие задачи: изучить социально-психологическую адаптацию и уровень социальной фрустрированности участников игровой виртуальной группы. А затем мы планировали определить механизмы психологической защиты участников игровой виртуальной группы.
Методы исследования
Для достижения цели работы было разработано и проведено эмпирическое исследование. Гипотеза – это предположение о том, что существуют различия в копинг-поведенческих стратегиях. Мы предположили наличие статистически значимой разницы в уровне показателей социально-психологической адаптации и социальной фрустрированности между участниками реальных и виртуальных групп.
В исследовании приняли участие 150 человек в возрасте от 17 до 29 лет. Исследование проводилось на базах ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»; П. А. Столыпин, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева». В данном исследовании сравнивались две группы: виртуальные команды, которые постоянно и совместно играют в игры («Tom Clancy’s Rainbow Six Осада» и «World of Tanks»), и студенты, не играющие в многопользовательские компьютерные игры9.0005
В качестве методического инструментария были выбраны следующие методы: «Методика Роджерса-Даймонда» в адаптации Осницкого (2004), «Диагностика уровня социальной фрустрации» Вассермана и соавт. (2009) и Бойко (1996), а также «Контрольный список способов совладания» (Folkman et al., 1986), адаптированный для российской выборки Wasserman et al. (2009). Мы используем U-критерий Манна-Уитни для обоснования выводов с помощью математической статистики.
Выводы
При анализе социально-психологической адаптации участников реальной и виртуальной групп по «Методике Роджерса-Даймонда» выявлены достоверные статистические различия (p ≤ 0,01) по шкалам «Адаптация», «Принятие других», «Эмоциональная комфорт» и достоверные статистические различия (p ≤ 0,05) по шкале «Внутреннее».
Уровень шкалы «Адаптация» участников виртуальной социальной группы ниже, чем в реальной группе. Это может свидетельствовать о том, что участники виртуальной игровой группы в меньшей степени адаптируются к социальной жизни и требованиям объективной действительности.
Уровень шкалы «Эмоциональный комфорт» у участников виртуальной группы значительно ниже, чем у представителей реальной группы. Это дает нам основания полагать, что участники виртуальной группы более непредсказуемы, эмоционально импульсивны, чем участники, предпочитающие большую часть времени проводить в реальной группе.
Уровень шкалы «Принятие других» в виртуальной группе ниже показателя в реальной группе. То есть у участников виртуальной игровой группы есть определенная нетерпимость к другим участникам, которая сразу же выражается в импульсивной и часто агрессивной форме.
Также мы получили данные, которые планируем перепроверить в будущих заданиях — по шкале «Внутренность» у участников виртуальной игровой группы ниже, чем у участников реальной группы. Это может означать, что члены виртуальной группы склонны перекладывать ответственность за события на внешние факторы или других людей. То есть, по нашим выводам, они занимают более инфантильную позицию, чем члены реальной группы.
При изучении социальной фрустрированности участников реальной и виртуальной игровой группы методом «Диагностика уровня социальной фрустрированности» мы не выявили существенных различий между участниками двух групп. Выявлен низкий уровень фрустрированности испытуемых, что свидетельствует об удовлетворенности участников обеих групп социальными ролями, которые они занимают в обществе: одних устраивает то, что большую часть времени они проводят в общении, взаимодействии, в виртуальной пространстве, других в окружении реальных людей и в личном общении. В данном случае сложно дать какую-либо оценку этому факту, так как он свидетельствует о том, что ни одна группа не видит смысла что-то менять в своей повседневной жизни, как бы близкие люди этого ни хотели.
При изучении копинг-механизмов, способов преодоления трудностей участниками реальных и виртуальных групп с помощью «Контрольного списка способов совладания» обнаружены различия по шкалам «Обращение к социальной поддержке» (p ≤ 0,01) и «Бегство-избегание», и разница (р ≤ 0,05) по шкале «Планирование».
Результаты участников виртуальной игровой группы по шкале «Обращение за социальной поддержкой» выше, чем у участников реальной группы. Полученные данные свидетельствуют о том, что членов виртуальной группы устраивают и не расстраивают ситуация и обстоятельства, в которых они находятся. Но они чаще хотят получить одобрение от близких, значимых для них людей, чаще просят социальной поддержки, в отличие от членов реальной группы. Видимо, члены реальной группы получают одобрение и поддержку при прямом общении, но при виртуальном общении эту поддержку получить труднее.
По результатам нашего исследования у испытуемых группы виртуальной игры показатель по шкале «Бегство-избегание» выше показателей участников реальной группы. Если сопоставить эти результаты с результатами по шкале «Внутреннее» методики «Методика Роджерса-Даймонда», то можно сделать вывод, что участники виртуальной группы действительно склонны уходить от решения проблемных или трудных ситуаций, предпочитая переложить ответственность за ее решение на кого-то другого субъекта или обстоятельства. Этот вывод согласуется с данными, полученными по шкале «Плановое решение проблем» – участники виртуальной группы хуже планируют решение любых жизненных трудностей.
Мы также рассмотрели участников виртуальной группы на предмет различий в механизмах преодоления трудностей у мужчин и женщин. Выявлены различия (p ≤ 0,01) по шкалам: «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Принятие ответственности» и «Бегство-избегание».
Женщины-участницы виртуальной игровой группы чаще, чем мужчины, преодолевают негативные переживания, связанные с трудностями, за счет субъективного снижения их значимости и степени эмоциональной вовлеченности в них. Как правило, женщины используют способы внутренней работы для снятия напряжения, например, юмор, дистанцирование, обесценивание или переключение внимания. Мужчины реже дистанцируются от переживаний и проблем посредством внутренней психологической работы.
По шкале «Самоконтроль» средний балл выше в группе мужчин, участвующих в виртуальной игровой группе. Эти результаты свидетельствуют о том, что мужчины в большей степени, чем женщины, могут целенаправленно сдерживать эмоции, минимизируя влияние чувств на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения.
По шкале «Принятие ответственности» средний балл также выше в группе мужчин, что говорит о том, что мужчины чаще, чем женщины, понимают взаимосвязь между своими действиями и их последствиями и берут на себя частичную ответственность за ситуацию. Однако мужчины сосредотачиваются на своих ошибках, особенно в игровой ситуации, а не на усилиях по выходу из ситуации, и часто у них нет четкого плана действий.
Показатели участниц группы виртуальной игры по шкале «Бегство-Избегание» выше, чем в мужской выборке. Полученные данные свидетельствуют о том, что женщины в большей степени, чем мужчины, способны быстро снижать эмоциональное напряжение в проблемной ситуации с помощью реакции избегания Игроки-женщины чаще, чем игроки-мужчины, предпочитают уходить от активных действий по решению проблемы, фантазировать, отвлекаться. Поскольку данная копинг-стратегия является неадаптивной, часто женщины не могут решить свои проблемы с ее помощью.
Заключение
Таким образом, в рамках эмпирического исследования было установлено, что действительно существуют различия в копинг-поведенческих стратегиях между мужчинами и женщинами, входящими в виртуальную группу. Женщины чаще дистанцируются и избегают сложных и трудных ситуаций в виртуальном общении, а мужчинам свойственны самообладание и принятие ответственности. Кроме того, обнаружены различия в выраженности показателей социально-психологической адаптации у участников виртуальной и реальной групп. Участники виртуальной группы менее адаптированы к социальной жизни, испытывают больший эмоциональный дискомфорт и труднее принимают других людей и другие точки зрения, но при этом не фрустрированы в социальном плане. Также было выявлено, что участники виртуальной группы ищут социальной поддержки, но при этом дистанцируются от других людей, что потенциально может привести к внутреннему конфликту.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-413-730015\19 «Когнитивные признаки групповых явлений информационной среды в контексте социокультурных вызовов Ульяновской области».
Ссылки
- Бойко В.В. (1996). Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Информационно-издательский дом «Филин».
- Чацаку, Д., Куртеллис, Н., Блэкберн, Дж., Де Кристофаро, Э., Стрингини, Г., и Вакали, А. (2017). Злые птицы. Материалы конференции ACM по веб-науке 2017 г. — WebSci’, 17, 13–22. https://doi.org/10.1145/3091478.3091487
- Емельяненкова, А., и Пиянина, К. (2019). Гендерные стереотипы как форма представления социальной реальности Психология познавательных процессов, 8, 38-44. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42374396
- Фолкман, С., Лазарус, Р. С., Дункель-Шеттер, К., Делонгис, А., и Груен, Р. Дж. (1986). Динамика стрессового столкновения: когнитивная оценка, преодоление и результаты столкновения. Журнал личности и социальной психологии, 50 (5), 992–1003. https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.5.992
- Игумнов С., Зарецкий В. и Шамарова Е. (2018). Виртуальная среда и социальная сеть как фактор влияния на аутодеструктивное поведение подростков и молодежи Психическое здоровье детей и подростков, 18(3), 116-128. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36272121
- Джон, А., Гленденнинг, А.С., Маршан, А., Монтгомери, П., Стюарт, А., Вуд, С., Ллоид, К., и Хоутон, К. (2018). Членовредительство, суицидальное поведение и кибербуллинг у детей и молодежи: систематический обзор. Журнал медицинских интернет-исследований, 20 (4), e129. https://doi.org/10.2196/jmir.9044
- Кирюхина Д. В. (2019). Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей. Журнал современной зарубежной психологии, 8 (3), 53–59. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080306
- Ковес-Масфети В., Киз К., Гамильтон А., Хэнсон Г., Битфой А., Голиц Д., Коч К., Куйперс Р., Лесинскене С., Михова, З. , Оттен Р., Ферманиан К. и Пез О. (2016). Связано ли время, проведенное за видеоиграми, с психическим здоровьем, когнитивными и социальными навыками у маленьких детей? Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология, 51(3), 349-357. https://doi.org/10.1007/s00127-016-1179-6
- Меньшикова Г.Ю., Савельева О.А., Зинченко Ю.П. (2018). Изучение этнических установок при взаимодействии с аватарами в виртуальных средах. Психология в России: современное состояние, 11(1), 20–31. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0102
- Михайлова И.В., Орлова Л.В., Ерофеева М.А., Становова Л.А., Худякова Т.Л., Фомина Е.В., Баранова В.А. (2018). Студенты-лидеры и студенты-аутсайдеры: когнитивный стиль и личностные конструкты студентов с разным социометрическим статусом. Современный журнал методов преподавания языков, 8 (9), 152–161. http://mjltm.org/article-1-232-en.html
- Михайлова И.В., Седунова А.С., Емельяненкова А.В., Силантьев М.С. (2019). Когнитивные атрибуты групповых явлений информационной среды. Ульяновский государственный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574483
- Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В., Темнова Л.В. (2017). Исследование участия поколения Z в виртуальной реальности. Психология в России: современное состояние, 10(4), 134–143. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0412
- Осницкий А.К. (2004). Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа, (1). 43-56.
- Седунова, А. (2018a). Когнитивные предпосылки взаимодействия в информационной среде у студентов вуза. Общество: Социология, Психология, Педагогика, 9, 63-66. https://doi.org/10.24158/spp.2018.9.12
- Седунова А. (2018б, 01-02 ноября). Феномен «информационная среда» в современной науке. Человек, культура, образование сборник трудов участников XII Всероссийской научно-практической конференции. Материалы участников XII Российской научно-практической конференции ‘18], 138-143. с https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36396339
- Седунова А. (2019). Самоидентификация и представления об информационной среде у студентов вуза. Общество: Социология, Психология, Педагогика, 11, 116-120. https://doi.org/10.24158/spp.2019.11.19
- Сидорова М. В. (2020). Актуальные проблемы социальной педагогики: виртуальная среда общения. Педагогическая психология в поликультурном пространстве, 49 (1), 90–98. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-49-1-90-98
- Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Э.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Ю. (2009). Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени Бехтерева. https://docplayer.ru/70289181-Metodika-dlya-psihologicheskoy-diagnostiki-sposobov-sovladaniya-so-stressovymi-i-problemnymi-dlya-lichnosti-situaciyami.html
- Емельяненкова А.В., Гагарина М.А., Айгумова З.И., Керимова И.А., Дебердеева Н.А. (2017). Мотивационные особенности членов успешных и неуспешных команд в местных организациях. Международный журнал передовых биотехнологий и исследований, 8(2), 667-673. https://drive.google.com/file/d/0B8lgDBwl33UqVUxid1VCVndOblE/вид
- Заграничный А. (2019). Аспекты социальной вовлеченности молодежи в виртуальную и реальную среду Общество: Социология, психология, педагогика, 4. https://doi.org/10.24158/spp.2019.4.16
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Исследование психического здоровья пожилых людей в посттрудовом периоде жизни
БИО Web of Conferences 22 , 01007 (2020)
Исследование психического здоровья пожилых людей в посттрудовом периоде жизни
Тайсаева Светлана 1 , Людмила Шукшина 1 * , Ольга Камнева 2 , Наталья Скрипникова 3 и Мадина Газзаева 4
1 ФГБОУ ВО РЭУ им. Плеханова, 117997, Москва, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО Астраханский государственный университет, 414056, Астрахань, Российская Федерация
3 Егорьевский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 140300, г. Егорьевск, Российская Федерация
4 Южно-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова, 100001, г. Цхинвал, Южная Осетия
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
Сохранение психического здоровья в пожилом возрасте является важным направлением исследований современной психологии и психиатрии. В статье рассматриваются возможные причины ухудшения психического здоровья пожилых людей и поиск факторов, которые будут способствовать сохранению психического здоровья в послеродовом периоде. Отмечается, что существенная роль здесь отводится факторам окружающей среды. Исследование показало, что принятие себя, принятие других, интернальность, оптимальный уровень самооценки (адекватности), умеренная внешняя активность, самореализация, эмоциональный комфорт, оптимистическое отношение к будущему, интерес к социальным проблемам являются основными факторами сохранение психического здоровья в пожилом возрасте. Женщины более социализированы в обществе, чем мужчины, поэтому мужчины более подвержены риску.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
1 Введение
В процессе старения, на первый взгляд, протекают два противоречивых процесса: с одной стороны, организм ограничивает механизмы саморегуляции, с другой стороны – мобилизует резервные механизмы, с помощью которых организм пожилых людей приобретает необходимый гомеостаз [1,2]. Условием приобретения такого гомеостаза является прежде всего психическое здоровье [3,4]. Психическое здоровье пожилого человека складывается из способности адекватно реагировать на внутренние и внешние раздражители, умения управлять своей эмоциональной сферой, понимать свои эмоции, возможности саморазвития [5,6]. Причины нарушений психического здоровья могут быть связаны как с соматической слабостью, так и с факторами внешней среды [7]. Многие пожилые люди в послеродовой период ориентируются на пассивный образ жизни, «выживание», что приводит к ухудшению не только физического состояния, но и снижению психологического комфорта [8,9].]. Следовательно, психическое и физическое здоровье пожилого человека тесно связаны между собой и требуют более тщательного изучения.
Целью исследования является определение факторов, способствующих улучшению психического здоровья пожилых людей в послеродовой период.
2 Материалы и методы
В исследовании приняли участие 120 человек: 60 мужчин и 60 женщин в возрасте от 56 до 67 лет, пенсионеры и не работавшие на момент исследования.
Для изучения интересующих нас показателей психического здоровья нами были использованы следующие методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, «Личностный дифференциал» (ПД) (адаптировано в СРД им. Бехтерева), тест незаконченных предложений (по методике Дж. Нюттена), тест «Социально-психологическая адаптация» (вариант А.К. Осницкого), шкала «Принятие других».
При статистической обработке полученных результатов использовали критерий Стьюдента (t-критерий) и критерий Фишера (φ* – угловое преобразование). Статистическую обработку результатов эмпирического исследования проводили с использованием программы Microsoft Excel 2019 и интегрированного статистического пакета SPSS Statistics 22.
3 Результаты и обсуждение
На начальном этапе исследования респондентам были заданы следующие вопросы:
Ваш возраст?
Ваше образование?
Кем вы работали до выхода на пенсию?
Срок работы.
У вас есть семья?
Изменилась ли сейчас ваша жизнь к лучшему?
Изменилось ли что-нибудь к худшему в Вашей жизни сейчас?
Чем вы предпочитаете заниматься на пенсии?
Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?
Что для вас старость?
По результатам анкетирования были выделены три тестовые группы. В первую группу (а) вошли испытуемые, субъективно оценивающие свой статус положительно и удовлетворенные своей реальной жизнью. Вторая группа (б) – пожилые люди, субъективно нейтрально относящиеся к своему возрасту по принципу «что будет, того не избежать». В третьей группе (в) были испытуемые, неудовлетворенные своим положением и негативно относящиеся к своему возрасту и социальному статусу.
Работа проводилась отдельно с каждой группой, с использованием тех же методов исследования, что и выше.
Исследование показало, что группа «А» положительно оценивает свой внешний вид, считает, что они способны самостоятельно справляться с трудностями, их жизнь интересна и насыщена. Респонденты этой группы имеют достоверно высокий уровень самопринятия по шкале интегрального показателя «самопринятие» методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда по сравнению с группой «б»-т ст ≤ 10,04; p < 0,01 и группа «в» – t st ≤ 10,31; р < 0,01.
Для изучения локализации контроля респондентов использовался интегративный показатель «внутренность». Установлено, что средние t st ≤ 10,7 при p < 0,05 и высокие t st ≤ 9,8 при p < 0,01 значения этого показателя в равной степени присутствуют как у мужчин, так и у женщин. Это свидетельствует о том, что люди с высоким уровнем социально-психологической адаптации после выхода на пенсию считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственного труда, усилий и от них зависит, как сложится их жизнь в дальнейшем. Гендерные различия по критерию «интернальность» статистически не значимы.
Испытуемые как мужчины, так и женщины с высоким уровнем социально-психологической адаптации имеют оптимальный уровень самооценки по сравнению с испытуемыми группы «б» – t st ≤ 9,7; p < 0,05 и группа «в» – t st ≤ 18,8; р < 0,01. Можно предположить, что люди группы «а» считают свою жизнь удовлетворительной. Они совершали обдуманные поступки, несли за них ответственность, их жизненный путь осознан.
Результаты исследования методом личностного дифференциала показали, что 67% испытуемых группы «а» имеют оптимальный уровень самооценки по фактору «сила» по сравнению с группой «б» – t ст ≤ 7,02; р < 0,05 и группа «в» - t st ≤ 12,4; р < 0,01. Это означает, что люди из группы «а» уверены в себе, самостоятельны и независимы в трудных ситуациях. Показатели фактора «оценка» в группе также высокие по сравнению с аналогичным показателем в группе «б» – t ст ≤ 13,6; p < 0,01 и в группе «в» - t st ≤ 21,9; р < 0,01. Субъекты осознают себя носителями социально желательных характеристик и, следовательно, полезны обществу. По фактору «активность» испытуемые группы «а» превосходят группы «б» и «в» – т st ≤ 9,7 при p < 0,05 и t st ≤ 5,9 при p < 0,05 соответственно.
С помощью φ-критерия Фишера выявлены различия по факторам «сила» и «оценка». У испытуемых группы «а» преобладают средние значения показателей по фактору «сила»; по фактору «оценка» они высокие. Можно предположить, что испытуемые группы «а» свои социально желательные характеристики ставили выше своих волевых качеств.
Имелись гендерные различия по факторам – мужчины выше оценивали свои волевые качества и уверенность в себе, чем женщины той же группы t ст ≤ 14,4 при p < 0,01. При этом женщины значительно выше мужчин оценили свои социальные качества t st ≤ 10,9 при p < 0,05 и уровень достижений t st ≤ 19,3 при p < 0,01.
Данные результаты свидетельствуют о высоком уровне адаптации пожилых людей в послеродовом периоде.
У испытуемых группы «б» (76%) среднее значение показателя по шкале «принятие себя» (методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда) по сравнению с показателями группы «в» (tst < 16,8 при p < 0,01). Статистически значимых половых различий обнаружено не было.
Результаты анализировали методом «Личностного дифференциала» по следующим факторам: «сила», «оценка» и «активность». Анализ результатов по факторам показал, что у большинства испытуемых группы «б» был достигнут оптимальный уровень самооценки по фактору «сила». Но были достоверные отличия от групп «а» и «в» – t st ≤ 15,8 при p < 0,01 и t st ≤ 12,9 при p < 0,01 соответственно. По фактору «оценка» и фактору «активность» показатели также достоверно отличаются от показателей факторов групп «а» и «в» испытуемых по фактору «оценка» в сравнении с группой «а» – t ст ≤ 17,9; р < 0,01, группа «в» t ст ≤ 13,6; p < 0,05 и для фактора «активность» t st ≤ 14,7; p < 0,05 и t st ≤ 17,8; р < 0,01.
Установлено, что испытуемые группы «б» склонны к переоценке своих социальных качеств по сравнению с испытуемыми группы «а». У мужчин не выявлено низких значений фактора «сила», в то время как у женщин эти показатели имеются у 18%. Можно предположить, что мужчины склонны преувеличивать свои волевые качества, а женщины их недооценивать – т ст ≤ 20,4; р < 0,01.
Женщины чаще, чем мужчины, имеют очень высокие значения фактора «активность» – t st ≤ 17,4; p < 0,01, т. е. во всех группах женщины более социальны, чем мужчины.
При анализе результатов по шкале «интернальность» установлено, что у большинства лиц пожилого возраста в группе «б» данный показатель выше, чем в группе «в» – t st ≤ 7,8; р < 0,05. Можно предположить, что данная группа респондентов рассчитывает на собственные силы в привычной адаптивной среде и дезадаптируется в новой. В этот момент они склонны винить в сложившейся ситуации обстоятельства или других людей и ждать помощи от других, не решая проблему самостоятельно.
Большинство испытуемых группы «в» имеют низкий уровень «самопринятия» (73% испытуемых) по сравнению с таковыми в группе «б» – t st ≤ 16,4; р < 0,01. Определено, что женщинам с низким уровнем социально-психологической адаптации свойственно низкое значение показателя «принятие себя» (около 65% испытуемых), а мужчинам во всех случаях – t st ≤ 20,6 при p < 0,01 и t st ≤ 19,7; р < 0,01 соответственно. По показателю «сила» большинство испытуемых группы «в» имели низкие значения – 63% испытуемых. По факторам «оценка» и «активность» максимальное количество средних значений наблюдается у 78% испытуемых. У представителей группы «в» преобладают низкие значения самооценки. Особенно низко субъекты этой группы оценивают свои волевые качества.
Обнаружены статистические различия показателей «сила» и «оценка» у мужчин и женщин. Мужчины с низким уровнем социально-психологической адаптации (85%) также имеют низкую оценку своих волевых качеств. Лишь 16 % женщин этой группы считают, что их волевых качеств недостаточно для преодоления жизненных трудностей, а окружающие предъявляют к ним слишком высокие требования, которые невозможно удовлетворить. Большинство пожилых людей группы «в» имеют низкий уровень интернализации – 74%. Этот критерий показывает меру самостоятельности и инициативы, активности и усилия в достижении собственных целей. Для этой категории характерны такие качества, как беспринципность, тревожность, конформизм, лживость.
Методом неполных предложений исследована мотивационно-потребностная сфера.
В высказываниях испытуемых группы «а» о будущем чаще встречается ожидание достижения (34%), чем в группе «б» (15%) при φ*=2,504; р<0,01 и в группе «в». В группе «б» больший процент ответов испытуемых – 73 %, как мужчин, так и женщин, связан с решением бытовых проблем, чем в группе «а» φ*=1,78; р<0,05. В высказываниях о прошлом испытуемые группы «а» чаще – 57 %, чем испытуемые групп «б» и «в» отмечают, что реализовали свои планы, реализовали себя – φ*=2,49.; р<0,01 и ф*=2,68; р<0,01.
Испытуемые группы «в» чаще – 42 %, чем испытуемые группы «а» – 2 % и группы «б» – 7 % – (φ*=2,46; p<0,01 отмечают, что неудач в жизни было больше, чем достижения и успехи.Многие респонденты группы «в» разочарованы тем, что не реализовали то, что запланировали, или не осуществили мечту, которая была у них в юности.Между группами «а» и «в» наблюдались достоверные показатели – φ* =2,95;p<0,01
В группе «б» 38 % испытуемых отметили, что лишь частично могут осуществлять свою профессиональную деятельность По сравнению с группой «С» этот показатель достоверно выше у мужчин и женщин – (φ *=2,89; р<0,01. В высказываниях, связанных с выходом на пенсию, испытуемые группы «в» чаще (64%), чем испытуемые группы «а» (30%) отмечали, что пенсионный возраст они переживают как потерю своего Я, связей в обществе, возраст былых надежд – ( φ*=2,547;p<0,01 Характеризуя отношение к близким, испытуемые группы «а» с готовностью выражают желание заботиться о своих близких – φ*=2,622;p<0,01
Пожилые люди группы «в» испытывают потребность в социальных связях, но в то же время опасаются остаться в одиночестве из-за низких социальных контактов, респонденты группы «а» не испытывают этого страха, даже если им приходится оставаться в одиночестве, и воспринимают старость как неизбежную , но в то же время действенный этап индивидуальной жизни.
Определение старости как заботы о близких в группе «б» встречается реже, чем в группе «в» – φ*=2,539; p<0,05 и группа «а» – φ*=2,956; р<0,05. Значимые различия показателей обнаружены по шкале «принятие других». Пожилые люди группы «а» имеют высокий уровень принятия других по сравнению с испытуемыми группы «б» – φ*=2,581; р<0,01.
Таким образом, пожилые люди группы «а» имеют высокий уровень социально-психологической адаптации в послеродовой период. Они в меру активны, оптимистично смотрят в будущее, позитивно относятся к прошлому и полностью принимают себя такими, какие они есть. Изучение эмоциональной сферы испытуемых показало, что представители группы «а» характеризуются высоким уровнем эмоциональной комфортности по сравнению с группой «в» на уровне значимости – φ*=3,672; р<0,01. В группе «в» достоверно чаще встречается низкий уровень эмоциональной комфортности по сравнению с группой «б» - φ*=2,788; p<0,01, а в группе «а» - φ*=2,89.8; р<0,01. В группе «б» чаще встречается страх не успеть что-то сделать, чем в группе «в» - φ*=2,782; р<0,05.
В 54% случаев испытуемые группы «а» испытывают тревогу за своих близких, по сравнению с показателями группы «в» – φ*=2,367; р<0,05. Пожилые люди третьей группы чаще испытывают страх стать обузой для близких по сравнению с испытуемыми группы «в» – φ*=2,827; р<0,05. Группу «с» редко интересуют проблемы общества, из-за чего они часто остаются изолированными и редко общаются даже с родными.
4 Заключение
Таким образом, выявлены факторы, способствующие улучшению психического здоровья пожилых людей в послеродовом периоде. Это принятие себя, принятие других, интернальность, оптимальный уровень самооценки (адекватность), умеренная внешняя активность, самореализация, эмоциональный комфорт, оптимистическое отношение к будущему, интерес к социальным проблемам. В то же время старость – это новый этап в жизни человека.
Каталожные номера
- М.В. Канделя, Л.А. Койсман, В.П. Назарова, Вестник Амурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, 3, 96-103 (2018) [Google ученый]
- С. Н. Козловская, Я.В. Шимановская, Ученые записки РГСУ, 15, 6 (139), 71-77 (2016) [Google ученый]
- Е. А. Сергиенко, Вестник РГГУ, Серия: Психология. Педагогика. Образование, 4, 98-117 (2017) [Google ученый]
- В. Н. Шабалин Шатохина, Ульяновский медико-биологический журнал, 3, 124-132 (2018) [Google ученый]
- О. М. Разумникова, Л.В. Прохорова, А.А. Яшанина, Успехи геронтологии, 2, 353-359 (2016). [Google ученый]
- Э.А. Сергиенко, Н.С. Павлова, Вестник РФФИ, 4 (104), 59-68 (2019) [Google ученый]
- Л.В. Литвинова, В.Я. Горбунков, Гендерные особенности психологической адаптации пожилых людей, Сборник: Актуальные вопросы гериатрии. Материалы 8-й Межрегиональной научно-практической конференции, 37-41 (2016) [Google ученый]
- С. Г. Максимова, Б. Г. Луницин, Клиническая геронтология, 7, 38-45 (2001) [Google ученый]
- Л. И. Старовойтова, И. Е. Фельдкорен, Социально-психологическая адаптация и проблемы социализации пожилых людей в современном обществе, Сборник: Профессионализм и творчество в социальной работе, 149-154 (2016) [Google ученый]
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Abstract
С помощью проведенного эмпирического исследования проанализирована роль адаптивности и гармоничности межличностных отношений в достижении экзистенциальной наполненности людьми пенсионного возраста. Использовались Шкала существования (ШЭ) (Лэнгле, Орглер), метод С. Духновского по исследованию дисгармонии в межличностных отношениях и Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). В исследовании приняли участие 100 работающих людей пенсионного возраста (59 лет).-75 лет), из них 46 женщин (средний возраст 63,6 года) и 54 мужчины (средний возраст 64,9 года).
Занятые люди пенсионного возраста характеризовались умеренным пониманием смысла жизни, женщины и мужчины не имели существенных различий в их экзистенциальной наполненности. Межличностные отношения были в основном гармоничными; женщины имели большую склонность к компромиссу и контролю агрессивных проявлений по сравнению с мужчинами. И женщины, и мужчины были умеренно адаптированы к социальной среде.
Также у мужчин и женщин выявлена тесная связь между экзистенциальной наполненностью и склонностью людей пенсионного возраста к адаптации, особенно в отношении таких характеристик, как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт и интернальность. Важным условием экзистенциальной полноты и осознания смысла жизни работающих пенсионеров были их уверенность в себе и положительное отношение к себе, доброжелательное отношение к другим и ожидание от них положительной оценки, а также восприятие себя как активного субъекта деятельности. их деятельность. Адаптация и принятие других способствовали гармоничным межличностным отношениям, и наоборот, если работающие люди пенсионного возраста имели гармоничные отношения с окружающими, они были лучше адаптированы. Связь между гармоничными межличностными отношениями и экзистенциальной наполненностью в основном опосредована адаптационными возможностями личности, но эта связь может быть и непосредственно у мужчин.
Женщины показали более широкий спектр связей между гармонией и адаптивностью, но мужчины показали более широкий спектр связей между гармонией и экзистенциальной полнотой. Если женщины стремились доминировать в межличностных отношениях, демонстрируя свое превосходство над другими, то, вероятно, у них сужалась внутренняя дистанция от самих себя и ухудшалась способность оценивать ситуацию со стороны, но заметно снижалась их напряженность. Что касается мужчин, то с возрастом роль доминантности возрастала, но ее влияние на экзистенциальную полноту и гармонию отношений не выявлено. Женщины, избегавшие проблем, имели повышенную напряженность и агрессивные намерения, но вряд ли это сказывалось на их экзистенциальном опыте; напротив, у мужчин избегание проблем снижало их способность к самопревосхождению и свободе и вряд ли влияло на гармонию отношений с окружающими. У женщин принятие других и эмоциональный комфорт были более тесно связаны с экзистенциальной наполненностью по сравнению с такими характеристиками у мужчин.
PDF 78-87 (Украинская)
использованная литература
Даниленко Н.В., Ельчанинова Т.М. (2020). Особенности удовлетворенности жизнью и жизнестойкости людей пенсионного возраста. Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия: Психологические науки, 2, 100–108. https://doi.org/10.32999/ксу2312-3206/2020-3-12. [на украинском языке]
Кархина Н. В. (2017). Особенности экзистенциальной наполненности личности с разным уровнем психологического благополучия. Материалы научно-практической конференции молодых ученых та студентов «Проблемы сложной психологии особенности», 8, 78–84. http://hdl.handle.net/123456789/1590. [на украинском языке]
Кременчугская, М.К. (2014). Психологические проблемы людей литного вику. Актуальные проблемы социологии, психологии, педагогики, 2014, 2, 143–148. http://nbuv.gov.ua/UJRN/apspp_2014_2_23. [на украинском]
Лэнгл А., Орглер Ч., Кунди М. (2003) Шкала существования. Новый подход к оценке способности находить личный смысл жизни и достигать экзистенциальной реализации. Европейская психотерапия. № 4(1), 13–51.
Левенец Н.В. (2019). «Субъективное благополучие» та «экзистенция наполнения»: сходство та видминности. Материалы Норвезко-Украинской конференции, посвященной дииальности Ф. Нансена в Украине у 1921–1922 роках. http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/15022. [на украинском языке]
Максимец С. М., Шрубович М. О. (2019). Психологические аспекты работы с людьми пожилого возраста. Актуальные проблемы особого возраста, 80–82. https://cutt.ly/dzOKVMI. [на украинском языке]
Нестерова А., Жучкова С. (2018). Факторная структура удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте: социально-психологический подход. Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Психология, 1, 60–72. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-1-60-72.
Новикова З. (2019). Психологические особенности эмоциональной сферы та копинг-стратегии осиб пожилого вику. Психологический часопис, 5(8), 161–173. https://doi.org/10.31108/1.2019.5.8.10. [на украинском языке]
Панфилов Д. (2018). Экспериментальное выявление экзистенциальных данностей бутиа особенности. Психологический час, 4(2), 99–110. https://doi.org/10.31108/2018vol12iss2pp99-110. [на украинском языке]
Еремицкий Д. А., Попович И. С. (2018). Психологические особенности социальных ожиданий людей пожилого возраста.