Методика социально психологической адаптации роджерса и даймонда: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Методика
диагностики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
1. «Адаптация»;
2. «Приятие других»;
3. «Интернальность»;
4. «Самовосприятие»;
5. «Эмоциональная комфортность»;
6. «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (предназначение, авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось.
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.
Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.Опросник СПА
1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
2. Нет желания раскрываться перед другими.
3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе высокие требования.
5. Часто ругает себя за сделанное.
6. Часто чувствует себя униженным.
7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
8. Свои обещания выполняет всегда
9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
11. В своих неудачах винит себя.
12. Человек ответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
14. На многое смотрит глазами сверстников.
15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
16. Собственных убеждений и правил не хватает.
17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.
20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
22. Люди, как правило, ему нравятся.
23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26. С окружающими обычно ладит.
27. Всего труднее бороться с самим собой.
28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
29. В душе — оптимист, верит в лучшее.
30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
35. Человек с привлекательной внешностью.
36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
37. Приняв решение, следует ему.
38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
44. Уравновешен, спокоен.
45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себя обиженным.
47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
48. Бывает, что сплетничает.
49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно трудно быть самим собой.
51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом — не от мира сего.
53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
54. Старается не думать о своих проблемах.
55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.
56. Человек стеснительный, легко тушуется.
57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
58. В душе чувствует превосходство над другими.
59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
60. Боится того, что подумают о нем другие.
61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
65. Себя просто недостаточно ценит.
66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
67. Относится к себе в целом хорошо.
68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно — если разногласия грозят стать явными..
70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
72. Доволен собой.
73. Невезучий.
74. Человек приятный, располагающий к себе.
75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.
78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
79. Умеет упорно работать.
80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
82. Всегда говорит только правду.
83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
85. Чувствует неуверенность в себе.
86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Человек толковый, любит размышлять.
89. Иной раз любит прихвастнуть.
90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
92. Никогда не опаздывает.
93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Выделяется среди других.
95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
100. Беспокоится, что лица
противоположного пола слишком занимают мысли.
101. Все свои привычки считает хорошими.
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для
подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до»
зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после»
самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков
В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу методик для её оценки.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, методики определения уровня адаптации.
В современных условиях постоянных общественных, экономических, политических изменений представляется важным изучение динамики адаптационного процесса, механизмов и факторов адаптации личности и социальных групп. Реакцией общества на негативную обстановку является попытка самоорганизации общества в субкультуры, осмысление закономерностей социально-психологической адаптации которых требует особого внимания как возможного фактора социальной нестабильности, а, следовательно, и понимания механизмов взаимодействия с ними.
В обществе, заинтересованном в сохранении психологического и физического благополучия, формируется запрос на изучение адаптивных характеристик личности — факторов, причин, которые обусловливают эффективность адаптации, но существует проблема объективной оценки и отнесения конкретной личности к уровню и типу адаптации [2, 7]. Для получения инструмента объективной оценки процесса социально-психологической адаптации, существуют требования выделения критериев. В зарубежной и отечественной социально-психологической литературе традиционно используется количественный подход, представленный диагностическими и экспериментальными инструментами измерения, учитывающими объективные и субъективные критерии.
Американскими психологами К. Роджерсом и Р. Даймондом создан тест для измерения социально-психологической адаптации, который учитывает следующие субъективные критерии оценки: принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, уровень стремления к лидерству [6]. Показателями неадаптированности являются непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, эскапизм, ведомость. Методика направлена на диагностику «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», что позволяет её использовать для оценивания взаимодействия с социумом и удовлетворённость жизненными обстоятельствами во всех сферах жизнедеятельности.
Помимо теста измерения социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда есть и другие методологически успешные способы диагностики.
В соответствии с моделью А. А. Реана в социально-психологической адаптации должны быть учтены критерии как внутренний (психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствием проявлений дистресса), так и внешний (соответствие поведения нормам общества) [5]. Н. Н. Мельниковой были предложены две методики, которые в комплексе позволяют определить тип адаптации в соответствии с указанной моделью [4].
Опросник «Удовлетворённость жизнью» дополняет перечень критериями, относящихся к сфере субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств. Опросник предназначен для оценки чувства удовлетворённости жизнью, которое понимается как субъективно переживаемое состояние, как реакция на при взаимодействии индивида с субъективно воспринимаемой окружающей реальностью. Признаками удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью считаются: эмоциональное состояние; активность или пассивность поведения; чувство насыщенности или пустоты жизни; удовлетворение от реализации планов; чувство стабильности или дестабилизации окружающей обстановки. В структуре опросника представлены четыре фактора: один определяет положительную сторону удовлетворённости, три остальных — различные компоненты неудовлетворённости жизненными обстоятельствами. Фактор «Жизненная включённость» состоит из утверждений, которые выражают полноту жизни, тягу к изменениям жизненных обстоятельств, наличие позитивных эмоциональных ощущений. Фактор «Разочарование в жизни» содержит высказывания, описывающие переживание негативных чувств и эмоций, выражается неудовлетворённость результатами деятельности и отсутствие перспектив. Фактор «Усталость от жизни» включает оценку состояния пассивности, слабости, истощения и отсутствия амбиций или желаний. Фактор «Беспокойство о будущем» сообщает о чувстве неопределённости предстоящих событий, неуверенности в ближайшем или далёком будущем, тревожных ожиданиях.
Отметим, что методика удовлетворенности жизнью заостряет внимание только на одном факторе удовлетворённости, а их может быть больше. В частности, удовлетворённость собой, здоровьем, деятельностью. Кроме этого, при анализе субъективного восприятия состояния субъектом жизненных обстоятельств не выявляются и не учитываются определённые объективные и субъективные риски, которые могут привести к радикальному изменению удовлетворённости жизнью. Опросник не ставит целью работу с вероятными проблемами.
В предложенной анкете для оценки социального благополучия показателями внешнего объективного критерия выступили: профессиональный статус, уровень дохода, условия труда, семейное положение, бытовая устроенность, формы проведения досуга.
Автор даёт инструкцию по определению типа социально-психологической адаптации, учитывая обе методики: опросник «Удовлетворённость жизнью» и анкета «Социальное благополучие».
Для выявления индивидуальных особенностей адаптации и оценки адаптивного потенциала личности Н. Н. Мельниковой предложена методика «Адаптивные стратегии поведения» (АСП). Данная методика направлена на изучение таких аспектов социально-психологической адаптации, как приспособление в рабочем или учебном коллективе, семье, узком круге лиц. По форме она представляет описание конфликтных ситуаций, выраженных в социальном плане. Для их разрешения предлагается выбрать одно из нескольких заранее подготовленных вариантов поведения, каждое из которых, соответствует изучаемой стратегии. Такая форма подачи материала позволяет эмоционально вовлечь испытуемого в исследование, а также, не требует углубленной саморефлексии, которая возникает в ситуациях, требующих самооценки личных характеристик. Но высокая вариативность при выборе действия напрямую зависит от личных установок и диспозиции испытуемого. Вопросы составлены специализированным образом, исходя из окружений испытуемых, оказывающих повышенный эмоциональный эффект на субъект. Например, опросник для подростков содержит описание ситуаций взаимодействия с друзьями, членами семьи и учебного коллектива, а опросник для взрослых — с коллегами по работе, начальником [3].
Минусом данной методики является фактор возможной искажённости восприятия субъектом предлагаемой ситуации. При прохождении теста, субъект в меньшей мере подвержен стрессу, чем в реальных жизненных ситуациях, которые приведены в опроснике, что создаёт определённую погрешность в ответах испытуемых, при отсутствии злого умысла со стороны самих испытуемых.
В 1993 году учёными Л. С. Свердловым и А. И. Скорики была создана методика диагностики социально-психологической дезадаптации, которая предназначена для предварительной диагностики дезадаптации личности человека [6]. Она имеет скрининговый характер и позволяет получить общее представление о наличии или отсутствии выраженных признаков, указывающих на дезадаптацию субъекта, и особенностях этих признаков. Опросник имеет шесть шкал, каждая из которых соответствует определённым факторам адаптации или дезадаптации: «Переживание общего физического и психического комфорта», «Степень фиксации на соматическом неблагополучии», «Ощущение комфорта, ведущего к потере способности объективной оценки реальности»; «Уровень депрессивного состояния»; «Уровень невротизации»; «Нарушения социальных отношений». Субъективные критерии, которые данный тест привносит в разработку темы, относятся к оценке психических, психофизиологических состояний, переживаний, социальных отношений.
Методики, анализируемые в данной статье, прошли проверку на валидность. Зарубежные методики были адаптированы в России в разные годы. Позволяют охватить аудиторию и старших подростковых групп, и взрослых.
Также существуют экспериментальные пробы, на которые стоит обратить внимание. Исследование Н. Е. Шустовой «Социальная адаптация личности» подтверждает гипотезу о том, что адаптация является не только ответной реакцией на изменение окружающей среды, а также внутренне мотивационным процессом [8]. В рамках данной методики, под адаптацией понимается социальный процесс, в котором реализуются актуальные потребности личности. Критерии, представленные в методике, относятся к соотношению актуальных и реализованных потребностей в сферах: материальной, социально-правовой, здоровья, семьи, образования, общения, самореализации. Оценивается степень удовлетворённости потребности в настоящий момент и сравнивается со степенью ее актуальности. При выявлении значительных расхождений между реальным и актуальным, обозначаются проблемные зоны.
Проанализированные методики позволяют изучить тему социально психологической адаптации личности с позиций «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», «субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств», нормативности поведения индивида в обществе, характеристики состояний и социальных отношений, реализации актуальных потребностей личности. По отдельности методики направлены на исследование определённых аспектов социально-психологической адаптации, но в совокупности, являются взаимодополнительными. Отмечается множественность критериев, которые относятся к двум основным группам. Первая группа критериев учитывает особенности личности, выражающие внутренние восприятие и переживание окружающей действительности. Это наиболее сложная тема, поскольку связана с проблемой субъективного восприятия реальности и интерпретации действительности. Их исследование позволяет нам определить в некоторой степени мотивацию индивида и причинно-следственные связи поведения. Вторая группа критериев направлена на внешние проявления реакции субъекта на изменение обстановки, в которой он пребывает, что позволяет нам зафиксировать его положение относительно социально-принятых норм поведения, и перейти к более углублённому изучению внутренних особенностей личности. Использование полученных результатов методик в изучении адаптационных характеристик представителей субкультур в целом, и представителей субкультуры ролевых игр в частности, позволит наиболее полно и комплексно подойти к решению поднимаемых данным исследованием проблем. В нашем исследовании мы будем исходить из понимания социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков как способности индивида или социальной группы к взаимодействию в системе межличностных отношений, способности выстраивать стратегию поведения согласно общепринятым нормам общества и реализовывать актуальные потребности. На наш взгляд, это наиболее важные аспекты адаптации, которые помогут нам в изучении адаптивных характеристик представителей сообщества ролевиков. Поэтому в нашей научно-исследовательской работе мы будем применять пакет методик для измерения социально-психологической адаптации: Тест измерения социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), комплект методик Н. Н. Мельниковой, «Социальная адаптация личности» (Н. Е. Шустова).
Литература:
- Горинов В. В., Корзун Д. Н., Васюков С. А. Классификация и диагностика расстройств личности в свете положений пересмотра Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 50.
- Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. 322 с.
- Мельникова Н. Н. Классификация стратегий адаптивного поведения // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. трудов. Т. 3 / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. 375 с.
- Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 57 с.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. 1995. Вып. 3. № 20. 74 с.
- Смирнов А.А, Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
- Терещенко Н. Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 3046–3050.
- Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, методика, актуальная потребность личности, группа критериев, жизнь, научно-исследовательская работа, субъективное восприятие, Тест измерения, тип адаптации, учебный коллектив.
О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи — Психолого-педагогические исследования — 2012. Том. 4, нет. 2
Психолого-педагогические исследования
2012. Том. 4, нет. 2
ISSN: 2587-6139 (онлайн)
‘; для (var i = 0; i
1458
Реферат
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социального восприятия искусства. Цель работы заключалась в изучении социально-психологических особенностей восприятия предметов живописи учащимися. Гипотезой исследования было наличие специфической связи между социальным восприятием портретной живописи и личностными особенностями учащихся, воспринимающих объект. Использовались следующие методы: метод исследования ценностей личности С.Шварца, диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), оригинальный авторский опросник для выявления особенностей восприятия искусства. В исследовании приняли участие 163 студента 2 курса психологических и художественных факультетов московских вузов (35 юношей и 128 девушек). На статистически значимом уровне (р ≤ 0,05) доказано, что восприятие портретной живописи определяется не только особенностями ценностных ориентаций и социально-психологической адаптации студентов, но и определяется отношением профессиональная ориентация реципиентов и их социальная установка на автора арт-объекта.
Ключевые слова: социальная психология искусства, социальное восприятие, восприятие портретной живописи, ценностные ориентации, социально-психологическая адаптация
Рубрика журнала: Социальная психология
Тип статьи: научная статья
Для цитирования: Панасюк А. С. О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2012. Vol. 4, нет. 2 (на рус., реферат на англ.)
Каталожные номера
- Адаськина А.А. . Художественное восприятие действия у детей и взрослых: Дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Антипова Н.Е. . структура и особенности художественного сознания студентов: Дис. канд. психол. наук. М., 2004.
- Белкина И.Н. Особенности социальной восприятия портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX века): Дис. канд. психол. наук. М., 2004.
- Выготский Л.С. . Психология искусства. М., 1987.
- Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М., 2008.
- Гуружапов В.А. Возрастные особенности общих представления подростков в изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995.
- Гуружапов В.А . Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детей // Психологическая наука и образование. 2001. №3.
- Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детей младшего школьного и подросткового возраста (на материалы живописи и графики): Дис. д-ра психол. наук. М., 2002.
- Кон И.С . Психология ранней юности. М., 1989.
- Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
- Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. №5.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
- Семенов В.Е. . Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988.
- Стародынова С.М. . Восприятие портретной живописи как средство формирования представления о человеке: Дис. канд. психол. наук. Минск, 2000.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., Воронежская, 1998.
Панасюк А.С., Преподаватель кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Метрики
Всего просмотров HTML: 5482
Просмотры HTML в предыдущем месяце: 16
Просмотров HTML в текущем месяце: 8
Всего загрузок PDF: 1458
Загрузка PDF в предыдущем месяце: 0
Загрузок PDF в текущем месяце: 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Литвинов А.В., Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена В., Полевая М.В., Журавкина Ирина Сергеевна
Цель исследования: Статья посвящена исследованию проблемы психологического сопровождения и сопровождения адаптации иностранных студентов как фактора повышения их социальной компетентности.
Методология: Проведены диагностические исследования уровня социально-психологической адаптации иностранных студентов РУДН, РЭУ им. Плеханова, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Финансового университета при Правительстве РФ по следующим методикам. : многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработки А.Г. Маклаковой и С.В. Чермянина (2001) и методика диагностики социально-психологической адаптации, разработанная К.Р. Роджерсом и Р.Ф. Алмаз (1954). В исследовании приняли участие студенты из ближнего зарубежья: Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана. Из них 150 девочек и 150 мальчиков. Из зарубежных стран — страны Африки: Гана, Замбия, Гвинея — Бисау. Из них 100 девочек, 100 мальчиков. Все испытуемые являются студентами РУДН, РЭУ им. Плеханова, Первого МГМУ им. Сеченова, Финансового университета при Правительстве РФ в возрасте 18-22 лет.
Результаты: Содержит результаты теоретических и эмпирических исследований. Сделаны выводы о том, что различия в уровне поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала у иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья характеризуются как общностью культур, так и разным уровнем притязаний в отношении перспектив дальнейшей жизни. Доказано, что работа по психологическому сопровождению социально-психологической адаптации иностранных студентов должна быть организована по следующим направлениям: 1) работа психологической службы: оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, принятии новой позиции, в изучении стратегий и механизмы преодоления стресса и методы снижения беспокойства; 2) деятельность русских студентов-носителей языка заключается в знакомстве с культурой России, традициями, обычаями, помощь в выполнении домашних заданий, присмотр; 3) деятельность администрации вуза заключается в предупреждении наиболее распространенных ошибок и противоречий в организации образовательного процесса и поиске возможных путей их преодоления, обеспечении безопасности пребывания иностранных студентов в России; 4) активность самого иностранного студента: постоянная вовлеченность в саморазвитие, формирование навыков и умений преодолевать стрессовые ситуации, снижать тревожность.
Применение данного исследования: По результатам эмпирического исследования разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе. Программа направлена не только на помощь студентам в адаптации к новой социокультурной среде, но и на развитие их социальной компетентности, как важного фактора их готовности к профессиональной деятельности. Реализация работы по данной программе предполагает активное участие и взаимодействие между всеми ее участниками: психологическая служба может консультировать не только самих иностранных студентов, но и научного руководителя студентов по вопросам организации наиболее продуктивного взаимодействия «ученика и наставника»; иностранные студенты должны иметь возможность консультироваться с администрацией университета по различным вопросам.
Новизна/оригинальность данного исследования: Определены репрезентативные (наиболее значимые, комплексные) показатели устойчивости направленности студентов в образовательном процессе — это соответствие и изменение количественных и качественных результатов учебной деятельности, упорядоченность потребностей и мотивы, содержание профессиональных намерений и социальной идентичности, уровень профессиональной самооценки, эмоциональная удовлетворенность выбором профессии,
Как цитировать эту статью |
Pubmed Style Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ . СРП. 2020; 11(12): 1404-1410. doi:10.31838/srp.2020.12.209Web Style Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ . http://www.sysrevpharm.org/?mno=15848 [Доступ: 28 марта 2021 г.]. doi: 10.31838/srp.2020.12.209 AMA (Американская медицинская ассоциация), стиль Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ . СРЦ . 2020; 11(12): 1404-1410. doi:10.31838/srp.2020.12.209 Ванкувер/ICMJE Style Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ . СРП. (2020), [дата обращения 28 марта 2021 г.]; 11(12): 1404-1410. doi: 10.31838/srp.2020.12.209 Гарвардский стиль Литвинов А.В., Васякин Б.С., Шамалова Елена В., Полевая М.В., Журавкина И.С. (2020) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. СРП , 11 (12), 1404-1410. doi:10.31838/srp.2020.12.209 Стиль Турабиан Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. 2020. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. Систематические обзоры в фармации , 11 (12), 1404-1410. doi:10.31838/srp.2020.12.209 Стиль Чикаго Литвинов Александр Владимирович, Васякин Богдан Сергеевич, Шамалова Елена Владимировна, Полевая Марина Владимировна, Журавкина Ирина Сергеевна. |