Методика выбор в действии для дошкольников: Методика «Выбор в действии»

Содержание

26. Методика «Выбор в действии»

Цель методики — изучение и оценка межличностных отно­шений в группе детей дошкольного возраста. Методика является одним из детских вариантов социометрической мето­дики. Процедура её проведения следующая.

Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привле­кательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, кар­тинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующе­го содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Са­мый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого лю­бишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпа­тиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предме­ты товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколь­ко и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов опре­деляется социометрический статус ребёнка в группе при помо­щи следующей формулы:

где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, по­лученных ребёнком от товарищей по группе; п — количество де­тей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наи­менее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позво­ляют судить о том, какова степень близости тех отношений, в ко­торых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе экс­перимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками. Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количе­ственные данные, т.

е. показатель С.

Оценка результатов

10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

 

Выводы об уровне статуса ребенка

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г.и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

 

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

 

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

 

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

 

Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

 

Обработка и анализ результатов:

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Экспериментальная работа по выявлению эмоциональной структуры детской группы, Методики исследования для группы дошкольного возраста

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярным является социометрия.

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4—7 лет.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу).

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,

игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей.

Также одним из вариантов социометрического метода является ситуация «выбор в действии». Такой выбор дети могут делать в процессе подвижных и ролевых игр, а также в специально созданной ситуации. Правила игры ставят ребенка перед необходимостью выбора из числа ровесников одного-трех наиболее близких ему по интересам и личным склонностям.

Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура её проведения следующая.

Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество положительных выборов; п — количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов

10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По- видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Горюнова, С. И. Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста / С. И. Горюнова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6704/ (дата обращения: 10.10.2022).

На мой взгляд, дошкольники, которые живут в стенах детских домов, лишены потребности в эмоциональном личностном общении, по сравнению с детьми, находящимися в семье. Следовательно, у них нарушен процесс социальной адаптации: они проявляют такие качества как агрессивность, жестокость, замкнутость, неумение и нежелание сотрудничать со сверстниками, неуверенность в себе.

А. В. Петровский определяет социальную адаптацию как «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса». О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация происходит тогда, когда «социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности».

В контексте нашей проблемы, наибольший интерес представляет, понимание процесса «социальной адаптации ребенка-дошкольника, как активного освоения им социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде» [3]. Мы выделили наиболее важные с нашей точки зрения показатели, позволяющие судить о характере социальной адаптации: тревожность, эмоциональное напряжение, самооценка, межличностные отношения.

Нами было проведено исследование на базе Владимирского детского дома имени К. Либкнехта. В исследовании приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек (6 девочек и 5 мальчиков). Сначала мы определи уровень социальной адаптации дошкольников в детском доме.

Исследование уровня социальной адаптации проводилось с помощью методик: выявления уровня тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методика выявления уровня самооценки», Какой Я?» и проективной методики «Несуществующее животное», методика исследования межличностных отношений «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский) [2, с. 145].

Рис. 1

Рис. 2

Исходя из результатов исследования, можем сказать, что у 60 % детей высокий уровень тревожности и у 75 % заниженная самооценка (рис.1, рис.2). Согласно проективной методике «Несуществующее животное», у детей наблюдается низкий уровень притязаний. У 57 % испытуемых рисунки в нижней части листа говорили о неуверенности, необщительности, и развитии комплекса неполноценности, об инфантильности. Присутствие на рисунках «зубастых» животных у 43 % детей говорит о словесной агрессии. Интерпретируя результаты методики «Выбор в действии», можно сказать, что в группе низкий уровень благополучия взаимоотношений: неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, в признании сверстниками.

Следовательно, у дошкольников, находящихся в детском доме мы наблюдаем низкий уровень социальной адаптации.

По мнению Н. В. Шиляевой, самым эффективным способом повышения уровня социальной адаптации для таких детей служит игра. Игра — это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных [4].

Далее нами были проведены игры, которые направлены на снижения уровня тревожности, повышение самооценки и на ослабление негативных эмоции: «Кораблик», «Мышь и мышеловка», «Неваляшки», «Два барана», «Тигр на охоте», «Переезд», «Стойкий солдатик», «Замри», «Спаси птенца», «Колечко», «Глаза в глаза» [1, с. 120].

Рис. 3

Рис. 4

После проведения повторной диагностики мы видим, что индекс изолированности составил 8 %, большинство детей группы оказались в благоприятных статусных категориях, то можно говорить о среднем уровне благополучия взаимоотношений: уровень общения повысился (58 %).

На данных графиках мы видим, что тревожность у детей снизилась, самооценка достаточно повысилась (рис.3. рис.4). Согласно результатам методики «Несуществующее животное» у 58 % испытуемых достаточно большой рисунок, расположен в средней части листа, что свидетельствует об уверенности ребенка в себе, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку. У 47 % детей в рисунках присутствовали плавные линии.

Таким образом, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия отказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра — это наиболее непринужденная деятельность ребенка дошкольника, которая выступает как средство интеллектуального развития ребенка, как средство коррекции эмоциональной, социальной, психологической сфер жизни ребенка-дошкольника воспитывающемся в детском доме.

Литература:

1.                           Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акцент развития, 1996. 208 с.

2.                           Немов Р. С. Психология 3 том / Р. С. Немов. М: Владос, 2001. — 398 с

3.                           Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников //Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 5 (73). С. 173–181

4.                           Шиляева Н. В. Игра как средство социальной адаптации ребенка http://festival.1september.ru/articles/585526/

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, детский дом, ребенок, социальная среда, игра, проективная методика, процесс, результат методики, уровень благополучия взаимоотношений.

Особенности психического развития

детей в неполных семьях

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене.

Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале. ..

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация.

Жизнестойкость воспитанников

детского дома с разным уровнем

В контексте нашего исследования использовались следующие методики: тест «Жизнестойкость» методика С. Мадди.

Данный результат свидетельствует о том, что чем более высокий уровень адаптивности будут иметь воспитанники детского дома, тем больше они будут…

Развитие дружеских

взаимоотношений и сотрудничества старших…

— рост уровня благополучия взаимоотношений

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Особенности

детско-родительских взаимоотношений в неполных…

Для исследования межличностных взаимоотношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений была проведена проективная методика тест — фильм Р. Жиля. Цель, которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка

Помощь родителям во

взаимодействии с детьми в период…

Социально-психологическую адаптацию следует рассматривать как процесс

Рис. 3. Результаты диагностического исследования по проективной методике «Рисунок школы».

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Для человека социальная среда такой же объективный фактор воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.).

В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу. Адаптация средней тяжести.

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях…

Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [3, c. 268]. Социальная адаптация может быть активной…

Два варианта: простой метод дисциплины

Два варианта: простой метод дисциплины

Детский возраст — это этап, когда дети стремятся к независимости.

Они раздвигают границы , которые у нас есть.

Они становятся упрямыми, когда им не позволяют делать то, что им нравится.

Они хотят делать что-то самостоятельно, даже если они еще не в состоянии сделать это физически (привет еда на полу от малыша, пытающегося отнести свою тарелку к раковине после ужина!).

Воспитание малыша имеет решающее значение.

Мы должны помочь им сделать правильный выбор и понять, что плохой выбор имеет последствия.

Главное быть последовательным, хотя это не всегда легко.

Наш третий ребенок сейчас находится в стадии ясельного возраста, и она моя самая упрямая малышка.

Я всегда требовал, чтобы наши дети отвечали командой, которую я даю, говоря «да, мэм» (это позволяет и мне, и ребенку знать, что они услышали меня и поняли, о чем я их прошу, а также дисциплину действия, которые произойдут, если они решат не подчиняться).

Даже просто получить от нее ответ «да, мэм» может быть проблемой!

Я много думал об этом упрямстве и о том, как лучше всего дисциплинировать ее особые потребности.

Правду говорят, что все дети разные… они такие!

Каждый из наших детей по-разному реагировал на наши методы воспитания, и нам приходилось вносить коррективы, чтобы приспособиться к каждому из их уникальных личностей.

Метод дисциплины «Два варианта»:

Недавно я придумал то, что я называю «Дисциплинарный метод двух вариантов».

Я полностью придумал это сам, так что не стесняйтесь смеяться над названием 😉 Я придерживаюсь здесь простых вещей. И название именно то, что метод!

Вместо того, чтобы давать моей малышке команду и ожидать ответа «да, мэм», я вместо этого предлагаю ей два варианта:

Вариант 1 — делать то, что я ей приказываю.

Вариант 2 — любая дисциплина, которую я считаю подходящей в данной ситуации.

Угадайте, что она выбирает каждый раз ?

Мне очень нравится этот метод, и мне жаль, что я не придумал его раньше с другими моими детьми!

Что дает программа «Два выбора»:

Она позволяет достичь очень многого:

1.

Она ясно излагает мои ожидания от ребенка так, чтобы она могла его понять.

Простая инструкция. Это четкое утверждение, а не вопрос (как часто вы слышите, как люди говорят: «Дорогая, убери свои игрушки, хорошо?»).

Это не оставляет места для недопонимания или возможности сказать «нет» (конечно, любимое слово малышей!)

Например, я скажу: «Тэсс, у тебя есть два варианта. Вариант 1 — убрать свои игрушки».

2. В нем также четко изложены последствия отказа подчиняться моей команде.

Опять же, это не вопросительная форма. Это заявление.

По сути, это ситуация «если/то».

Если вы не сделаете то-то и то-то, тогда будет применен этот метод дисциплины.

Малышам нужно объяснять вещи просто, а это делает их очень, очень простыми.

В приведенном выше примере я бы сказал: «Вариант 2 — сидеть в тайм-ауте (или получить порку, или потерять привилегию, или получить изоляцию, или что-то еще, что вы сочтете нужным)».

3. Это позволяет ЕЙ сделать выбор.

Она знает, что это ЕЁ решение, получит она наказание или нет.

Она знает, что мяч на ее стороне.

Она может делать все, что я ей приказываю, или она может не подчиниться и принять любой метод дисциплины, который я ей предложил. Это ИДЕАЛЬНО для малыша.

Особенно тот, кто более волевой, упрямый и независимый.

Так же я хочу воспитывать своих детей, я хочу, чтобы они ВЫБИРАЛИ правильно, и хочу, чтобы делал правильный выбор в своей жизни.

Каждый день мы сталкиваемся с выбором. Хорошие решения и плохие решения, и всегда есть последствия.

Моя цель как родителя — направить своих детей на путь Христа и научить их делать выбор самостоятельно, без необходимости моего влияния.

4. Это позволяет мне заранее продумать последствия и возлагает на меня ответственность.

Я могу потратить секунду или две, чтобы решить, каковы соответствующие последствия для ситуации до  отдачи ей инструкций.

Это не позволяет мне отдать команду, а затем не знать, что я на самом деле буду делать, если она не подчинится.

Это также гарантирует, что я доведу дело до конца!

Здесь запрещено ленивое воспитание, я прямо сказал ей, что произойдет с Вариантом 2, так что я должен довести дело до конца.

Легко (особенно с этим третьим ребенком) отвлечься или просто не иметь сил заниматься дисциплиной, но представляя ребенку последствия заранее, это мотивация, чтобы встать с моей задницы и не расслабляться в том, что Я сказал, будет!

5. Оставаться последовательным легко.

Он работает везде, куда бы мы ни пошли. Работает с любой ситуацией.

Он может быть приспособлен к любым обстоятельствам, и с ним можно использовать любое дисциплинарное действие.

Я использовал его в Disney World. Я использовал его в церкви.

Я использовал его в машине. (Пример для автомобиля: «Тэсс, у тебя есть два варианта. Вариант 1: Ты можешь оставить свою обувь на столе. Вариант 2: Ты можешь бросить обувь, и тебе не разрешат играть на детской площадке»).

Важно помнить, что нужно быть рядом с моментом для завершения.

Ребенок выбирает вариант, который он выберет, и затем он ДОЛЖЕН сделать это НЕМЕДЛЕННО.

Это не «я уберу свои игрушки», а потом сяду и буду ждать, пока ты им напомнишь. Это мгновенно.

Например. Тесс скажет, что выбирает «игрушки для уборки».

Я тут же похвалил ее за этот выбор «Хороший выбор, Тесс! Это заставляет маму гордиться, и Бог тоже гордится!»

Как Я ее хвалю, она убирает свои игрушки.

Немедленно. Без пауз.

Она может плакать, она может быть расстроена тем, что убирает их.

Но ОНА решила убрать их, так что я стою твердо, отступаю и продолжаю хвалить ее за этот хороший выбор.

Воспитание сердца:

Это действительно способ воспитать сердце.

Вы хвалите выбор ребенка!

Использование этого метода настраивает вашего ребенка на положительный словесный обмен с вами.

Вместо того, чтобы ругать их, вы можете похвалить их в тот момент, когда в противном случае они подверглись бы наказанию.

Хороший выбор сделали!

Они делают все, что вы им прикажете, дото! Ура!

Они выходят из ситуации, чувствуя себя ценными и гордыми, а вы уходите с тем, что вам нужно было сделать быстро и легко.

И, конечно, вы тоже гордитесь 😉 

Это простой метод дисциплины из трех предложений, который я использую несколько раз в день!

Даже мои старшие дети поняли это и будут использовать с ней (вариант 2 обычно «Я скажу маме», ха!).

Очень ценно иметь различные варианты дисциплины в нашем «наборе инструментов для родителей», и это переместилось в начало моего личного списка для моего малыша.

Я уверен, что это сработало бы с довольно раннего возраста (ей 2 1/2, и я только недавно все это придумал, и это было потрясающе).

Я также уверен, что она продолжит работать, когда она станет старше.

Мне не нужно использовать его со старшими детьми, так как на этом этапе игры они обычно быстро подчиняются и им не нужен «выбор 2» 🙂

Попробуйте со своим малышом! Я хотел бы получить отзывы о том, как это работает для других!

Этот пост изначально был опубликован на Mama’s Organised Chaos.

Просьбы, инструкции и совместные дети

Просьбы и инструкции: разница

Запрос — это когда вы просите вашего ребенка что-то сделать.

Например: «Поможешь мне сложить это белье?» или «Хочешь надеть пальто? Сегодня холодно’. Ваш ребенок может ответить «да» или «нет» на просьбу.

Инструкция — это когда вы говорите своему ребенку что-то сделать.

Например: «Пожалуйста, помогите мне сложить это белье сейчас» или «Пожалуйста, надень пальто, когда мы выйдем». Это говорит вашему ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал и когда. Вы не даете ребенку возможности сказать «нет».

Важно, чтобы  четко понимали, просите ли вы своего ребенка или говорите ему что-то сделать. Если вы скажете что-то вроде: «Почему никто не может помочь мне убраться здесь?», вашему ребенку будет сложнее понять, что делать. Ваш ребенок может не знать, просите ли вы его о помощи, говорите ли ему, что делать, или жалуетесь, что никто не помогает.

Запросы или инструкции?

Инструкции и запросы важны, и лучше всего использовать сочетание инструкций и запросов .

Инструкции часто важны для обеспечения безопасности – например, «Держи меня за руку, пока мы переходим дорогу». А умение следовать инструкциям поможет вашему ребенку подготовиться к дошкольному и школьному обучению. Но дети могут чувствовать себя подавленными, если инструкций слишком много. Они также могут с большей вероятностью оспаривать инструкции, если их слишком много.

Просьбы дают вашему ребенку выбор и чувство контроля, что может сделать вашего ребенка более склонным к сотрудничеству.

Итак, старайтесь чаще использовать запросы , чем инструкции .

Давать эффективные инструкции: идеи

Вот идеи, как давать инструкции таким образом, чтобы поощрять вашего ребенка к сотрудничеству.

Убедитесь, что вы привлекаете внимание вашего ребенка
Если вы привлекаете внимание вашего ребенка, вы можете убедиться, что он слушает инструкции. Вы можете сделать это следующим образом:

  • подойдя ближе – в идеале в пределах 2 метров
  • опустившись на уровень глаз вашего ребенка
  • , используя имя вашего ребенка
  • , используя низкий и спокойный голос.

Используйте понятный язык
Инструкции должны быть четкими, краткими и соответствовать возрасту вашего ребенка. Например, малышу можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку». Но пятилетнему ребенку можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку, а коробку поставьте на полку».

Давайте только одну инструкцию за раз, особенно для детей младшего возраста.

Быть позитивным
Положительные инструкции помогают вашему ребенку добиться успеха, потому что они точно говорят ему, что вы от него хотите. Например, скажите: «Пожалуйста, жуйте с закрытым ртом» вместо «Не ешьте так».

Включить опции
Это может увеличить шансы вашего ребенка выполнить то, что вы просите, потому что это дает вашему ребенку некоторый выбор. Например: «Приготовься к ванне, пожалуйста. Вы хотите пузыри или не пузыри?» или «Пора одеваться. Вы хотите носить красные брюки или синие?»

Попросите ребенка повторить инструкции
Когда вы впервые даете ребенку инструкцию, рекомендуется попросить его повторить ее вам. Это дает вам возможность убедиться, что ваш ребенок услышал и понял то, что вы от него хотите.

Со временем, когда ваш ребенок научится реагировать на инструкцию, вам, вероятно, не придется просить ребенка повторить инструкцию, если только он не перестанет ей следовать.

Будьте готовы повторяться
Детям часто нужны напоминания. Например: «Сэм, я тебе еще раз говорю. Пожалуйста, наденьте обувь сейчас».

Вы можете попробовать добавить стимул или причину для того, чтобы ваш ребенок делал то, что ему говорят. Например: «Если ты быстро наденешь обувь, у нас будет больше времени в парке». Ребенку помладше можно сказать: «Сначала обувь, потом парк».

Используйте последствия для детей старше 3 лет
Если ваш ребенок в возрасте старше 3 лет не будет следовать вашим инструкциям, вы можете использовать последствия. Например: «Пожалуйста, уберите остальные игрушки, пока я не достала краски». Следствием может быть отсутствие рисования – очень скучно! – пока ваш ребенок не уберется.

Если вы будете тверды и последовательны, ваш ребенок поймет, что иногда ему нужно делать то, чего он не хочет делать, чтобы помочь вашей семье, получить похвалу, избежать дискомфорта или получить то, что он хочет. Это важный шаг в развитии саморегуляции и независимости.

Как помочь вашему ребенку научиться сотрудничать с просьбами и инструкциями

Детям может потребоваться время, чтобы научиться сотрудничать с инструкциями и просьбами. Эти идеи могут помочь:

  • Продолжайте использовать те же знакомые слова, например, «Слушай, Джейми», «Тебе нужно» и «А теперь, пожалуйста». Эти слова действуют как подсказки, и в конце концов ваш ребенок поймет.
  • Хвалите и поощряйте ребенка, а также уделяйте ему положительное внимание, когда он действительно сотрудничает, например: «Отлично сложил одежду. Я не смог бы сделать это без тебя».
  • Настройте распорядок дня. Распорядок может помочь вашему ребенку справиться с повторяющимися ежедневными задачами. Распорядок может быть особенно полезен для маленьких детей и детей с дополнительными потребностями.
  • Попробуйте вовлечь ребенка в выполнение заданий, сделав их забавными или частью игры. Например, «Бей зуммер» – это игра, которая может помочь детям собраться и выйти за дверь утром.
  • Работайте с детьми, чтобы добиться цели. Дети с большей вероятностью будут сотрудничать, если увидят, что другие отвечают на просьбу или следуют инструкциям.

Почему ваш ребенок может не сотрудничать

Если ваш ребенок не сотрудничает, возможно, вы ожидаете от него большего, чем он может сделать . Возможно, вам придется помочь ребенку освоить навыки или показать ему, как что-то делать, чтобы он мог сотрудничать.

Может быть  веская причина, по которой ваш ребенок не будет делать то, о чем вы просите , например, потому что он плохо себя чувствует, устал или напуган. Попросить переутомленного и голодного ребенка убраться в его комнате, скорее всего, не сработает. Если ваш ребенок не сотрудничает по уважительной причине, вам, возможно, придется изменить свои инструкции, чтобы ваш ребенок с большей вероятностью сотрудничал. Например: «После ужина я хочу, чтобы ты убрался в своей комнате».

Иногда дети проходят стадий полного отказа от сотрудничества . Это обычное дело. Поведение вашего ребенка будет меняться по мере его развития. Старайтесь быть последовательным, твердым и любящим и сосредоточьтесь на том, чтобы заставить вашего ребенка сотрудничать в таких важных вещах, как безопасность.

Если у вашего ребенка есть дополнительных потребностей , полезно обучать других людей, например старших братьев и сестер, членов расширенной семьи и соседей, чтобы они знали, как давать вашему ребенку эффективные просьбы и инструкции.

Лучшее руководство для обучения детей этапам процесса принятия решений

Внутри: руководство для обучения детей этапам процесса принятия решений, которое поможет им принимать ответственные решения.

Вы когда-нибудь были в магазине с ребенком и просили его выбрать угощение?

Это все равно, что вырывать зубы! Конечно, у них есть много стоек с чипсами, печеньем и другим набором пустых калорий на выбор.

Затем учитывайте более здоровые варианты, к которым вы хотите их направить. Я понимаю, почему решение может быть трудным для них. Честно говоря, для меня это тоже непростое решение.

Нерешительность в отношении закусок — это одно. Тем не менее, детям ежедневно приходится принимать широкий спектр решений.

Эти решения включают в себя такие вещи, как выбор того, как себя вести, с кем проводить время или какую одежду носить.

Если дети не вооружены правильными инструментами для принятия правильных решений, это может быть довольно сложно.

Обучение детей тому, как принимать решения, является ценным жизненным навыком для детей. По мере взросления дети принимают все более сложные решения.

Например, некоторые дети должны решить, в какой колледж они хотят поступить, хотят ли они вообще поступать в колледж или какую карьеру они хотят выбрать.

Когда дети изучают этапы процесса принятия решений, они принимают более ответственные решения. Это подготавливает их к принятию важных решений, которые повлияют на их будущее.

Я включил бесплатную распечатку , чтобы помочь детям попрактиковаться в этапах процесса принятия решений.

Статья по теме: Контрольные списки жизненных навыков для детей и подростков

Распространенные типы лиц, принимающих решения

Принятие ответственных решений дается не каждому. Это навык, которому нужно учить многих. Давайте рассмотрим три распространенных способа, которыми люди принимают решения. Это:

Нет Решение

Дети попадают в ловушку «без решения», когда они позволяют своим сверстникам или кому-то, кроме доверенного взрослого, принимать решения за них. Они позволяют другим говорить им, что делать, вместо того, чтобы принимать собственные решения.

Часто это происходит из-за того, что дети боятся принять неверное решение. Они сомневаются в себе и ждут, что другие решат за них.

Детям, попавшим в категорию «Нет решения», нужно напомнить, что делать ошибки — это нормально. Совершение ошибок дает возможность учиться и расти.

Срочные решения

Срочные решения случаются, когда дети принимают решения без должного анализа ситуации. Они не думают о последствиях своих действий и реагируют на происходящее.

Бывают случаи, когда быстрые решения вполне допустимы. Например, выбирать между чипсами и йогуртом. Для большинства людей это решение не меняет жизнь (если, конечно, у вас нет пищевой аллергии или проблем с питанием).

Вообще говоря, выбор между двумя продуктами не требует взвешивания всех «за» и «против». Это не решение, которое нужно тщательно обдумывать.

Однако не стоит сразу принимать решение о том, в какой колледж вы хотите поступить. Есть много переменных и вариантов для рассмотрения.

Колледж — это инвестиция, и вы должны быть уверены, что сделаете лучший выбор для себя.

Детям, склонным к принятию поспешных решений, полезно научиться останавливаться и думать, прежде чем действовать.

Ответственные решения

Ответственные лица, принимающие решения, думают о последствиях своих действий и о том, как это повлияет на них самих и людей в их жизни.

Важно, чтобы дети научились самостоятельно принимать ответственные решения.

Иногда детям нужна помощь взрослых, которым они доверяют, чтобы сделать правильный выбор. Однако придет время, когда им нужно будет полагаться на себя, чтобы сделать правильный выбор.

Это когда знание этапов процесса принятия решений пригодится.

Статья по теме: Как воспитать хороших лиц, принимающих решения

Каковы этапы процесса принятия решений?

Этапы процесса принятия решений учат детей определять проблему, собирать информацию и придумывать возможные решения проблемы.

Когда дети следуют этапам процесса принятия решений, они могут принимать обдуманные и продуманные решения.

Поскольку мы ожидаем, что дети в большинстве случаев будут делать правильный выбор, нам нужно научить их навыкам принятия решений, которые позволят им делать именно это.

Шаг 1. Определение проблемы

На этом этапе проблема анализируется. Дети могут задать себе следующие вопросы:

  • В чем именно заключается проблема?
  • Почему эта проблема должна быть решена? Это важно?
  • На кого влияет эта проблема?
  • Есть ли крайний срок, сколько времени у меня есть на решение этой проблемы?

Шаг 2: Сбор соответствующей информации

Затем дети выяснят, какая информация необходима для принятия решения. Некоторая информация будет собрана посредством самооценки. Им придется спросить себя:

  • Чего я хочу?
  • Что мне нужно?
  • Каковы мои ценности?

Кроме того, им может понадобиться получить соответствующую информацию из книг, видео, в Интернете, у других людей и т. д.

Шаг 3: Решения мозгового штурма

На этом этапе дети, дети начинают перечислять возможные решения. Сначала они могут подумать, что придумывать несколько решений бессмысленно. Тем не менее, это позволяет им думать о проблеме с разных сторон.

Шаг 4: Определение возможных последствий

Теперь дети рассмотрят каждый вариант Шага 3 , чтобы определить, решит ли какой-либо из вариантов проблему, указанную в Шаге 1 .

По мере прохождения этого процесса одни варианты будут «чувствоваться» лучше, чем другие.

Затем они расставят различные варианты по приоритетам и перечислят их в порядке, основанном на решении, которое, по их мнению, лучше всего решит проблему.

Шаг 5. Сделайте выбор 

Как только дети тщательно оценят альтернативы, они будут готовы сделать выбор. Выбор может быть решением в верхней части их списка приоритетов в Шаге 4 .

Это также может быть комбинация некоторых альтернатив, которые они изучили.

Шаг 6: Примите меры

Теперь дети готовы действовать и реализовать решение, которое, по их мнению, лучше всего решает проблему.

Полезно иметь план того, как они будут выполнять свое решение.

Также дети могут определить, нужна ли им помощь для реализации их решения или они хотят сделать это самостоятельно.

Этап 7: Оцените результат

На этом последнем этапе дети обдумывают результаты своего решения. Они определяют, решило ли их решение проблему.

Если это не решило проблему, они могут попробовать один из других вариантов, которые они придумали в ходе мозгового штурма Шаг 3 .

Если они считают, что ни одна из этих альтернатив не сработает, они могут вернуться к Шаг 2 и собрать более важную информацию.

Этапы процесса принятия решений Бесплатная версия для печати

Следующая бесплатная версия для печати представляет собой образец, взятый из Рабочей тетради по принятию решений и ресурсов по мероприятиям.

Это графический органайзер для принятия решений, который поможет детям пройти этапы принятия правильных решений.

Чтобы скачать, подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку, Набор инструментов для социально-эмоционального обучения .

Подписавшись, вы получаете VIP-доступ к нашей растущей библиотеке бесплатных ресурсов, в которую входит эта бесплатная печатная версия. Кроме того, вы можете отказаться от подписки в любое время.

Ресурсы для обучения детей Этапы процесса принятия решений

Рабочая тетрадь для принятия решений с учебными заданиями

Для детей в возрасте от 7 до 12 лет

В этой рабочей тетради объясняются этапы процесса принятия решений для детей.

Дети должны выполнить упражнение по принятию решений, которое поможет им решить проблему, с которой они сталкиваются в данный момент, используя шаги, описанные в рабочей тетради.

Этот ресурс также включает карточки для обсуждения, в которых детей просят использовать этапы процесса принятия решений, чтобы найти решения проблем, с которыми обычно сталкиваются дети дома, в школе, со сверстниками и в Интернете.

Руководство для детей по принятию решений и решению проблем

 от Joy Berry

Для детей от 6 до 12 лет

В этой книге Джой Берри закладывает основу для принятия правильных решений и решения проблем.

Она обсуждает процесс и дает конкретные советы о том, как подойти к любому решению или проблеме. В эту книгу включены следующие темы:

  • Что такое решение
  • Три рекомендации для принятия правильных решений
  • Шесть шагов для принятия правильных решений
  • Причины принятия собственных решений
  • В чем проблема
  • Шесть шагов решения проблем

Это ваше решение для подростков: Здравый смысл поможет сделать правильный выбор

Для подростков

Это ваше решение для подростков помогает подросткам понять процесс принятия решений.

Он предлагает подходы, основанные на здравом смысле, чтобы помочь подросткам принять первоначальные решения относительно своего образования и области обучения, которую они выбирают, наилучшего выбора карьеры для них, их отношений, качества их здоровья и хорошего самочувствия, а также того, как они проводят свободное время.