Тренинг эмоции твои и мои: Программа «Я и мои эмоции» – Детский педагог психолог

Содержание

Отзывы с тренинга «Эмоциональный интеллект»

Тренинг успешно прошел 28-29 ноября 2009 года в открытом формате. Автор и ведущий тренинга к.пс.н. Жанна завьялова

Отзывы участников тренинга «Эмоциональный интеллект» 28-29.11.2009 года

1. САПРОНОВИЧ СЕРГЕЙ, Г. МОСКВА

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Это такой тренинг, который делает меня ближе ко мне.
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Техника работы с неразрешимыми ситуациями; техника ведения и удержания внимания коллектива.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Работу над своими эмоциями, целями и способами их достижения.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Веселая, на 100% уверенная в том, что делает ЖЕНЩИНА!!!
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Увеличить «развесовку» теория-практика в сторону практики, упражнений на закрепление уже полученного материала.

2. ЛЕЛЕКА НАТАЛЬЯ, Г. МОСКВА
(Avon, пом.менеджера)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Это эмоциональный прорыв в новую «Я»
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Нет ничего страшного в жизни. Я свободна!
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Добавлю целеустремленности и уравновешенности
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Зажигает, четко соблюдает тему тренинга
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Игры на конфликтные ситуации, эмоциональные практики, т.е. создание в группе ситуаций и разруливание их.

3. КУДРЯВЦЕВА ВЕРА, Г. ШАХТЫ
(Сбербанк, заместитель управляющего)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Познай себя и примени в жизни
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Умение управлять ситуацией. Выработка умения разрешать конфликты.

Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Повышу уровень управления
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Высокий уровень профессионализма, постоянный контакт с аудиторией
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Сейчас информацией переполнена. Сейчас трудно сформулировать конкретно.

4. МЖАВАНАДЗЕ ГАЛИНА, Г. ШАХТЫ
(Сбербанк, главный инспектор отдела по работе с персоналом)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…На меня этот тренинг произвел огромное впечатление, потому что обогатил меня знаниями, новыми эмоциями. Это тренинг на познание себя самой в первую очередь.
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Осознание себя, своих и чужих чувств. Научиться управлять своими и чужими эмоциями, а в итоге – управлять атмосферой контакта

Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Добавлю уверенности!!!
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Необыкновенно светлый, энергичный, позитивный человек с необыкновенной сердечностью и любовью к окружающим
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –…

5. КОВАЛЕНКО ВЛАДИМИР, Г. ДНЕПРОПЕТРОВСК
(«Пигмент-Днепр», генеральный директор)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Это тренинг, который приоткрывает дверь в царство эмоционального интеллекта, а именно: 1) помогает «словить» эмоцию; 2) помогает направить ее в «нужное русло»; 3) помогает создать нужную тебе атмосферу в ареале твоего существования
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Поддерживающие техники; структурирование эмоций; осознание связи эмоций с телесными ощущениями

Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – 1) техники увеличения жизненного ресурса; 2) осознание своего поведения; 3) больше радости
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Я бы с удовольствием прошел следующий тренинг. У ведущего – компетентность, уверенность, эмпатия, высокий эмоциональный интеллект
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –В части 2 для меня была бы интересна практика полученного информационного материала

6. КОВАЛЕНКО ИРИНА, Г. ДНЕПРОПЕТРОВСК

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Познавательный и полезный, многое применяется на практике, дает ориентиры для развития эмоционального интеллекта
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Как развивать свой эмоциональный интеллект; упражнения для того, чтобы управлять эмоциями, создавать ресурсное состояние, менять атмосферу общения и взаимодействия

Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Больше буду обращать внимания на свои и чужие эмоции, больше их учитывать в жизни. Буду применять полученные упражнения по управлению эмоциями
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Такая была создана ведущим доброжелательная, теплая атмосфера, за которую большое спасибо. Квалификация тренера выше всяких похвал.
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Продолжения хочется. Может новые упражнения. Вообще-то надо еще подумать на эту тему.


7. ЩЕРБАКОВА ЮЛИЯ, Г. МАГНИТОГОРСК
(Тренинговая компания «Авторитет», бизнес-тренер)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…замечательная программа, доступная подача информации с интересными игровыми приемами и хорошими методическими материалами

Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Наиболее важным было осознание того, как поддерживать ресурсное состояние. И жить более эффективной жизнью.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Шкалу эмоционально состояния, Другой взгляд на эмоцию гнева. Буду развивать свой эмоциональный интеллект
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Жанна умница! Супер! Открытая, естественная, непосредственная, легкая, гермоничная
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Можно до бесконечности изучать тему эмоций. Может быть, более глубокого раскрытия и погружения в эмоции.

8. РАКИТИНА АНЖЕЛИКА, Г. МОСКВА
(Йога-центр АЕНГАРА, преподаватель йоги)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Тренинг изучения причины и следствия.

Углубленное погружение в мир своих эмоций, действий, распознавание эмоций.
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Увидела некоторые свои проблемы, которые до этого не осознавала.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Некоторые практические упражнения. Буду пробовать перевести теорию в практику. Добавлю в жизнь новизны и ощущения волшебства.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Вызывает чувство уважения. Нахожу некоторую схожесть взглядов. И очень красивая внешне и внутренне.
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Хотелось бы еще больше узнать о конструктивных решениях в конкретных сложных ситуациях и о «Выигрыш-выигрыш стратегии» решения конфликтов.

9. РЯБЦЕВА ВИОЛЕТТА, Г. МОСКВА
(«АТВ Алексарт», зам.генерального директора)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Тренинг, позволяющий научиться осознанно регулировать свои эмоции, слышать свое тело, принимать своевременные правильные решения и двигаться дальше, развивая себя и наполняя любовью себя и окружающих.


Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Как осознанно управлять своими эмоциями, регулировать уровень эмоционального состояния, как определять свои чувства, эмоции. Как осознавать эмоции окружающих
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Добавлю ежедневную практику в осознании своих ощущений, концентрации внимания, устойчивости, гармонии внутренней и внешней.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Притягательная, энергичная, молодая женщина, профессиональный тренер, чутко ощущающая и реагирующая на настроение и потребности участников.
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Через осознание и тренировки эмоционального интеллекта развивать способности в нужном секторе.

10. БУШМАРЕВА ВИКТОРИЯ, Г. МОСКВА
(«Разумный Путь» — центр А. Свияша, менеджер)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Тренинг о том, как сделать свою жизнь более гармоничной, зная законы эмоциональной сферы своей и других
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Эмоция. Ее виды. Возникновение эмоции. Осознание, управление своими эмоциями. Управление атмосферой. Пять стратегий решения ресурсных конфликтов.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Добавлю практику – управление своими эмоциями, управление атмосферой + упражнения из тренинга для улучшения своей жизни.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Позитивная, жизнерадостная, открытая, доброжелательная, отзывчивая!!! Профессионал!!! Добрая. Интересно и легко делится тем, что знает!!!

11. ДАВЫДОВ ДАНИЛА, Г. МОСКВА
(«Разумный Путь» — центр А. Свияша, менеджер)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Тренинг по осознанию своих эмоций и пониманию процессов
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Больше не узнал, а понял, что двигаюсь в правильном направлении. И это придает больше сил. Понял истинную ценность многих инструментов, которыми ранее пренебрегал.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Еще больше позитива и уверенности. Инструмент шкалирования эмоциональных состояний.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Ведущий знает, о чем говорит!
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Хотел бы увидеть, как формируются эмоции. Как эмоции связаны с ценностями.

12. КОЛОСОВ АЛЕКСАНДР, Г. МОСКВА
(«Разумный Путь» — центр А. Свияша, менеджер)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Об умении чувствовать себя, находить компромиссы и радоваться без повода и по поводу.
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Как эмоции возникают и что с ними делать. Другой взгляд на эмоции и чувства, отличный от моего.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Метод Джекобсона освежу и буду применять, работа с полярностями и линией выбора.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Добрая и приятная.
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Продолжение тем, поднятых в просмотре отрывков из кинофильмов, т. е. об управлении атмосферой взаимодействия во враждебной или деструктивной среде.

13. КАСТАЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА, Г. МОСКВА
(«Разумный Путь» — центр А. Свияша, менеджер)

Если бы вас спросили: «Что это за тренинг такой?», — то вы бы ответили…Это работа с эмоциями, чувствами. Это выявление своего ресурсного состояния.
Что наиболее важного Вы узнали на тренинге? –Эмоциями управлять можно и нужно. Полезными оказались техники, упражнения. Это неотъемлемая часть жизни во всех ее аспектах.
Что Вы добавите в свою жизнь после тренинга? – Те техники, которые для меня оказались полезными. Многое нужно пролистать, посмотреть, вспомнить. Много информации.
Что вы можете сказать о ведущем тренинга? – Профессиональный тренер, психолог, коуч. Открытый, доброжелательный.
Если бы было продолжение тренинге «Эмоциональный интеллект. Часть 2», то что бы Вы хотели в нем увидеть? –Работа с ресурсными состояниями Работа с возражениями.


Добавить комментарий


 

«В мире эмоций» занятие с элементами тренинга

В мире эмоций

занятие с элементами тренинга

Информационная карта учебного занятия

Педагог: Панова Елена Ватиславовна

Творческое объединение:  «ОБЛИК» МКОУДОДЦДТ п. Маго

Группа: подростки 13-15  лет, третий  год обучения

Раздел: Психологическое просвещение

Тип учебного занятия: комбинированное

Вид занятия: учебное  занятие с элементами тренинга

Тема: «В мире эмоций»

Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию представлений об эмоциональной составляющей человеческой психики.

Развивающая: развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.

Воспитательная: воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, принятие собственного «Я». Воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.

Оборудование:

  • бланк с рисунками и фломастеры для  упражнения «Мои лица»
  • бланк протокола теста эмоций
  • карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, диагностический (тестирование)

План учебного занятия

  1. Организационный момент. 

1. Упражнение «Повтори за мной»

  1. .     Основная часть.
  1. Актуализация  опорных знаний.
  2. Изложение нового материала.

Упражнение «Мои лица»

Тест эмоций (опросник Басса – Дарки)

Разминка «Построение круга»

Упражнение «Мои эмоции»

  1. Закрепление

Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

III.   Завершение

Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

IV. Рефлексия

 

 

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть всех вас. Я рада, что вы все здоровы, в хорошем расположении духа и готовы продуктивно поработать.

Сегодня у нас занятие, тема которого «В мире эмоций». Занятие способствует выработке умений выражать эмоции адекватно ситуации и научиться ими управлять.

Для начала мы с вами ещё раз поздороваемся, хоть вы уже виделись. Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

Анализ:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?

Дети усаживаются за столы.

  1. .     Основная часть.
  1. Актуализация  опорных знаний.

Как вы помните, на предыдущем занятии, мы уже говорили с вами о том, что Эмоция – это? (Ответы детей)

Правильно — непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства.

— Эти переживания могут сопровождаться чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями.

Сейчас мы проведём небольшое  соревнование « Словарь эмоций»: кто больше всех назовёт эмоций и чувств.

(Ответы детей).

  1. Изложение нового материала.

Упражнение «Мои лица»

Молодцы! Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено.

(индивидуальная работа детей)

А теперь поговорим о том, что у нас получилось.

       Анализ:

  Картинка первая «  Я счастлив». Изобразите на своих лицах, то, что нарисовали?

  • Когда у тебя бывает такое лицо? (Ответы детей).

  Картинка вторая  «Мне грустно». Покажите как?

  • Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно? (Ответы детей).

   Картинка третья   «Я злюсь»

  • А когда у тебя бывает такое лицо? (Ответы детей).

Картинка четвёртая   « Мне страшно»

  • Как бы ты выразил свои переживания? (Ответы детей).

   Далее «Я удивлён»

  • Что тебя может удивить? (Ответы детей).

Последня картинка   « Я спокоен»

  • Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?

С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к действительности, то есть к разным ситуациям в жизни человека.

Хотите узнать, какими эмоциями вы чаще всего руководствуетесь?

Тест эмоций (опросник Басса – Дарки)

Инструкция: 

Я вам буду сейчас читать суждения, а вы в бланке протокола поставите ответ «да» или «нет» в графе «ответ». Пишите, не задумываясь, что первое приходит на ум.

Вопросы теста:

1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

9. Мне кажется, что я могу ударить человека.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.

12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.

18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.

20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

22. Довольно много людей мне завидует.

23. Если я злюсь, я могу выругаться.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.

26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.

32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.

33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

34. В споре я часто повышаю голос.

35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.

37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

(индивидуальная работа детей)

Теперь в бланке в графе «эмоция» ставьте буквы, которые я вам буду называть, если вы ответили «ДА». По  виду эмоциональных реакций и построй график.

 Построенный график показывает, какие проявления эмоциональных реакций характерны именно для тебя.

Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.

Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.

Чувство вины — поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват?

Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать — чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции?

Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Разминка «Построение круга»

Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него, получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

 

Закрепление

 

Упражнение «Мои эмоции»

Материал: карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека. На карточках могут быть следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги», «Удивление. Брови».

Инструкция: Я сейчас вам раздам карточки, на которых изображены эмоциональные состояния и части тела человека. Вам нужно будет внимательно посмотреть на них и изобразить эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. Задача группы — отгадать, какую эмоцию хотел изобразить выступающий.

Анализ:

  • Что значат для вас эмоции?
  • Какую роль они играют в жизни человека?
  • В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть?
  1. Закрепление

 Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

Как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем. Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях. Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

III.   Завершение.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2.Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).

3.Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).

4. «Точечный массаж» — Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.

5.Левостороннее дыхание — Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

6.Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бедра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, — вы полностью расслабились.

IV. Рефлексия

Вы сегодня хорошо поработали. Я искренне надеюсь, что наше сегодняшнее занятие не оставило вас равнодушными. Пожалуйста, закончите предложение…

– Самым полезным для меня было…

 – Мне понравилось…

 – Я хотела бы изменить…

 

Большое спасибо, и я вам желаю только положительных эмоций. До новых встреч!

 

 

 

Нужны ли в бизнесе эмоции? Елена Сидоренко « Байкальский Центр Тренинга

Автор: Александра Поблинкова

Креативность и внутренний потенциал – те вещи, о которых многие руководители компаний и собственники бизнеса вспоминают в непростые времена. Вот и сейчас все эти слова зазвучали по-новому.

 

В начале октября «Байкальский центр тренинга» организует в Иркутске два семинара одного из самых именитых бизнес-тренеров страны Елены Сидоренко: «Эмоциональный интеллект в бизнесе» и «Креативность в бизнесе». В преддверие своего визита специально для ИТГ Елена ответила на несколько вопросов.

ИТГ: Как правило, на семинарах о бизнесе и управлении больше говорят о планировании, делегировании, тайм-менеджменте и лидерстве. На вашем семинаре речь идет об эмоциональном интеллекте? Но должны ли быть эмоции у руководителя?

Елена Сидоренко: Эмоциональный интеллект позволяет использовать и собственные эмоции. Эмоции очень важны! Это сигнал: «То, что происходит, имеет значение!» Если игнорировать собственные эмоции, не будет ни интуитивных догадок, ни новых решений.

ИТГ: Из тезисов предстоящего семинара: «Что первично – понимание эмоций или управление ими? Наш ответ  таков: первично управление». Почему?

Е.С.: Во-первых, потому что с управления чужими эмоциями начинается развитие эмоционального интеллекта. Еще не родившись, плод в утробе матери управляет ее эмоциональным состоянием, а косвенно, через состояние матери, также состоянием будущего отца и других членов семьи. При этом ребенок не понимает ни себя, ни других, не может еще управлять даже собственными движениями. Но он уже может управлять чужими эмоциями.

Управление первично еще и потому, что оно важнее. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми. Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, как мне плохо».

ИТГ: Управление эмоциональным интеллектом – это ведь не имеет ничего общего с зомбированием, НЛП и так далее?

Е.С.: Нет, все совершенно в пределах реальности и этических норм.

ИТГ: Отличается ли чем-то управление эмоциональным интеллектом от манипуляций?

Е.С.: Как поступок отличается от преступления.  Человек сам ответственен за то, как он использует свой эмоциональный интеллект. Конечно, его можно использовать и для обмана. Но я исхожу из того, что цивилизованный человек стремится к взаимной выгоде и пользе.

ИТГ: Для того чтобы стать гуру в таком управлении, достаточно ли раз сходить на семинар или понадобятся долгие и упорные тренировки?

Е.С.: Для того чтобы стать гуру в любой области, нужно долго совершенствоваться. Однако для того чтобы усовершенствовать технологии своего взаимодействия с людьми, достаточно тренинга – при  условии активного участия в упражнениях.

ИТГ: Что касается управления гневом и страхами, какие методики вы используете лично для себя?

Е.С.: Молчание. Погружение в себя. Анализ причин. Просчет вариантов. Шаг навстречу опасности.

ИТГ: Насколько важно для руководителя сегодня быть креативным?

Е.С.: Побеждает тот, кто находит новые, интересные решения, новые и привлекательные продукты – товары и услуги. Креативность важна и в переговорах, и в организации повседневной работы, во взаимодействии с людьми, и в продвижении продуктов компании, и в нахождении новых способов извлечения прибыли.

ИТГ: Какое значение вы вкладываете в понятие «креативность»? Многие ведь не любят это слово, ищут русскоязычные синонимы.

Е.С.: Креативность – это творческое начало в человеке, способность создавать нечто новое, ранее не бывшее, причем зачастую благодаря неожиданному соединению «старых», хорошо известных элементов.

ИТГ: Что происходит на таких тренингах: это больше игра или серьезная лекция?

Е.С.: И теория, и практика. Теории – 30%, практических упражнений – 70%. Можно сто раз  (и очень серьезным тоном) сказать «Халва!» Но от этого во рту не станет слаще. Нужно пробовать, тренироваться в применении разных методов креативности.

ИТГ: Как можно  попробовать развить креативность в себе, если твоя работа предполагает ее в минимальных объемах (бизнес, связанный с металлопрокатом, например, или автосервисы)?

Е.С.: Есть специальные приемы, которые пробуждают креативность. Не бывает скучных бизнесов и профессий, в которых нет места новым открытиям. А если тебе скучно – стоит использовать креативность еще и для создания драйва.

ИТГ: Какие книги или статьи по теме вы бы порекомендовали почитать?

Е.С.: Де Боно Э. Латеральное мышление. – Минск: Попурри, 2012.

Толшин А.В. Импровизация в обучении актера: Учебное пособие. – 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014.

ИТГ: Как вы считаете, кто более креативен, мужчины или женщины? Или нет такого явного деления?

Е.С.: Один мой шведский коллега, Кристер Норр, часто говорил о том, что самые креативные предприниматели – женщины, которые могут сварить суп из топора.

С другой стороны, мужчину считают «экспериментом природы». По теории В.Геодакяна, мужчина по сути своей должен открывать новое, а женщина – сохранять ценное старое. И среди великих изобретателей больше мужчин. Но вообще-то этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании…

ИТГ: Из анонса мастер-класса: «Импровизация и поиск творческих решений — нужны ли такие навыки в бизнесе?». И вправду, нужны ли?

Е.С.: Когда мир вокруг наполнен неожиданностями, импровизация просто необходима! Импровизация – это свежий ответ на новые ситуации.

17.09.2015   /   FB, Анонсы, Статьи  

Соединение обучения с эмоциями | Edutopia

Образовательный фонд Джорджа Лукаса

Edutopia

Edutopia

Поиск

Стратегии преподавания

Эмоциональные сценарии, призванные вызывать у учащихся определенные эмоции, добавляют новый слой к урокам, чтобы сделать их более запоминающимися.

Гарри О’Мэлли

25 июня 2018 г.

©Shutterstock/bbernard

Вы когда-нибудь заканчивали урок и думали: «Угу. Это было все равно, что вырывать зубы! Мне казалось, что я разговариваю со стеной. Все были такими немотивированными». Конечно, у вас есть — у всех нас есть. Но почему происходят подобные переживания и как их избежать? Что еще более важно, как мы можем заменить их более богатым и полезным опытом для себя и наших учеников? Один из подходов – попытаться сознательно использовать эмоции.

Эмоциональный сценарий — это метод, который включает в себя намеренное создание различных эмоциональных состояний для учащихся на разных этапах урока — это как дополнительный слой в плане урока. Вместо плана, состоящего исключительно из последовательности действий учителя и ученика, этот метод добавляет эмоциональные состояния, которые будут возникать на протяжении каждого сегмента урока.

Помня об эмоциях, которые мы вызываем у наших учеников, мы можем превратить скучный, незапоминающийся учебный опыт в красочный и запоминающийся.

Пример эмоционального сценария

Чтобы увидеть, как эмоциональный сценарий может значительно изменить опыт учащегося без изменения содержания урока, представьте, что учащимся предлагается заполнить лист фактов умножения. Вот три возможных способа сделать это:

  1. Попросите их заполнить лист, пока вы ходите и наблюдаете.
  2. Скажи: «Готово, поехали!» а затем запустите таймер и включите напряженную музыку.
  3. Попросите учащихся закрыть глаза, пока вы включаете медленную медитативную музыку. Медленно сосчитайте от пяти до одного, а затем попросите учащихся открыть глаза, взять карандаш и заполнить лист в своем собственном темпе. Попросите их положить карандаш, как только они закончат, закрыть глаза и дождаться звонка, означающего, что задание выполнено.

Академическое содержание этих трех заданий одинаковое, но испытываемые эмоции разные. Каждая последовательность может быть уместной в зависимости от контекста. Включение эмоциональных сценариев позволяет нам преднамеренно определять, какие эмоции мы вызываем.

Колесо эмоций

Чтобы привнести эмоции в наш учебный опыт, мы можем начать с ознакомления с эмоциями, с которыми нам приходится работать. Для этого я консультируюсь с колесом эмоций Роберта Плутчика.

Диаграмма Плутчика показывает восемь основных эмоций — радость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, гнев и предвкушение — и другие эмоции, интенсивность которых варьируется от этих восьми. Правда в том, планируете вы это или нет, ваши ученики всегда испытывают одну или несколько из этих эмоций на всех этапах вашего урока. Эмоциональный сценарий помогает нам перемещать их через определенную последовательность, которую мы планируем.

Начните с одной эмоции

Чтобы начать работу с эмоциональным сценарием, лучше всего выбрать одну эмоцию и попробовать вставить ее в один из ваших уроков. Вот несколько примеров того, как это можно сделать.

  • Сюрприз: После раздачи копий The Secret Garden мой коллега попросил учеников полезть под стулья. Там каждый студент нашел запечатанный конверт. Когда они открыли ее, они обнаружили имя одного из персонажей книги — они должны были принять эту личность во время чтения книги классом.
  • Отвращение: Прочитав о культурах, в которых люди едят насекомых, мой коллега предложил своим ученикам провести дегустацию. Он заставил их закрыть глаза и велел им залезть в сумку, вытащить насекомое и начать его жевать. На самом деле в пакете не было насекомых — в нем были конфеты. Но пока ученики не поняли этого, чувство отвращения делало этот момент незабываемым.
  • Ожидание: В упражнении «Попадет ли мяч в кольцо?» Дэн Мейер неоднократно показывает учащимся видео, на котором он бросает баскетбольный мяч. Но вместо того, чтобы показать весь удар, он останавливает видео, когда мяч находится в верхней точке полета, лишая их возможности видеть, попадает он в цель или нет. Они должны математически проанализировать траекторию, чтобы сделать прогноз, прежде чем видео, наконец, возобновит паузу, раскрывая судьбу выстрела — и судьбу их прогноза.

Собираем все вместе

Как только вы освоитесь с основными эмоциональными сценариями, вы можете поэкспериментировать с разработкой целых уроков для эмоций. Например, я разработал урок с бумажным самолетиком в качестве завершающего урока по линейным функциям в восьмом классе.

На уроке ученики создают бумажные самолетики по набору правил и смотрят, как далеко каждый пролетит. Учащиеся сразу же испытывают радость от того, что знают, что на этом уроке по математике будут собирать самолеты и летать на них.

Пока я описываю правила изготовления самолетов, ученики начинают делать прогнозы и предвидеть результаты. Пока они ждут своей очереди на полет, их охватывает немного страха и опасений — они надеются, что их самолет улетит далеко, а все будут смотреть. И по мере того, как самолеты учеников достигают разного уровня успеха и совершают неожиданные поступки, в игру вступает широкий спектр эмоций: удивление, гнев, печаль и радость.

Эмоциональное письмо — полезный навык, который можно добавить в набор инструментов для преподавания, который может сделать ваш класс более интересным и насыщенным.

Поделитесь этой историей

, поданные в соответствии с

  • Стратегии обучения

Управление своими собственными эмоциями: ключ к положительному, эффективные воспитание

. и предоставляет рекомендации по способам реагирования, которые помогают детям легче успокоиться и научиться лучше справляться с трудностями.

Быть родителем маленького ребенка — очень эмоциональный опыт. Это чистое удовольствие обниматься, тереться носом, играть, смеяться, исследовать и радоваться ежедневному росту и открытиям вашего ребенка. А еще есть проблемы — моменты стресса, гнева, разочарования и обиды — из-за незнания того, что означает плач ребенка и как его успокоить, из-за совершенно иррациональных требований малыша или из-за агрессивного поведения старшего. ребенка к новому ребенку. Эти переживания естественным образом вызывают сильные чувства, с которыми бывает трудно справиться.

Но важно настроиться на эти чувства и управлять ими, потому что именно то, как вы реагируете в эти моменты, влияет на развитие вашего ребенка. Ваш ответ влияет на его способность научиться хорошим навыкам преодоления трудностей и направляет его поведение в будущем. Представьте двухлетнего ребенка, который разваливается, потому что не может смириться с тем фактом, что вы дали ему хлопья в синей миске вместо его любимой красной миски (каким бы невероятным иррациональным это ни казалось — такова жизнь с ребенок, начинающий ходить). Реакция гнева и разочарования, скорее всего, еще больше расстроит ребенка, а не поможет ему успокоиться и справиться с ситуацией. Научиться управлять своими реакциями — это один из самых важных способов уменьшить стресс для себя и своего ребенка. Он также учит детей управлять своими эмоциями — навыку, который помогает им лучше учиться в школе и строить дружеские и другие отношения по мере их взросления.

Справиться с сильными негативными эмоциями гораздо проще, чем сказать. Но это стоит усилий, потому что отдача огромна для вас и вашего ребенка. Вот несколько полезных руководящих принципов и стратегий:

Настройтесь на свои чувства.

Чувства не бывают правильными или неправильными. То, что вы делаете со своими чувствами, может быть полезным или вредным. Что наиболее важно, так это то, что вы настраиваетесь на свои чувства и признаете их, чтобы вы могли принять сознательное решение — а не рефлекторную реакцию — о том, как лучше всего реагировать.

Посмотрите на поведение в контексте развития и темперамента вашего ребенка.

Наличие соответствующих ожиданий имеет решающее значение, поскольку значение, которое вы придаете поведению вашего ребенка, влияет на то, как вы управляете своими эмоциями и реакциями на происходящее. Если вы считаете поведение манипулятивным или преднамеренно причиняющим боль (например, кусание, удары), то вы, скорее всего, отреагируете таким образом, чтобы обострить, а не успокоить ребенка. А интенсивные гневные реакции редко приводят к обучению хорошим навыкам преодоления трудностей. Если вместо этого вы видите такое поведение в контексте нормального развития, то вы можете подойти к ребенку с сочувствием, что повысит вероятность того, что вы будете реагировать спокойно и эффективно.

Помните: вы не можете заставить своего ребенка что-либо делать — есть, спать, мочиться, какать, говорить или прекратить истерику.

Что вы можете контролировать, так это то, как вы реагируете на действия ваших детей, поскольку именно это направляет и формирует их поведение. Если истерика приводит к дополнительному времени у телевизора, более позднему отходу ко сну или просто к тому, чтобы привлечь больше вашего внимания (основная цель старших братьев и сестер, сталкивающихся с серьезным соперничеством), ваш малыш складывает 2 и 2 вместе, делая важную оценку: «Истерики Работа! Отличная стратегия! Поместите это в колонку побед».

Сценарий:

Трехлетний Иона объявляет своей матери Лорен: «Ты самая подлая мамочка, и я тебя ненавижу», а затем пинает ее после того, как Лорен говорит ему, что игра окончена — пора Лиам домой.

Шаг 1. Настройтесь на свои чувства:

Лорен в ярости и хочет сказать: «Ты самый неблагодарный ребенок на свете! Лиам пробыл здесь 2 часа, и я отложила в сторону все, что мне нужно было сделать, чтобы присматривать за вами, делать с вами печенье, организовывать проект рисования и т. д. и т. д. Этого никогда не бывает достаточно!» Но она знает, что гневная реакция ничему не научит ее ребенка, а только усилит страдания обоих. Она делает несколько глубоких вдохов и думает, как отреагировать, чтобы помочь Ионе научиться справляться со своими сильными эмоциями и принять ограничения.

Шаг 2. Настройтесь на своего ребенка и подтвердите его:

Здесь вступают в действие правильные ожидания. Лорен напоминает себе, что в 3 года дети все еще в значительной степени руководствуются своими эмоциями и что цель состоит в том, чтобы помочь Ионе научиться справляться с ними. с жизненными невзгодами и разочарованиями. Поэтому она спокойно говорит ему: «Я знаю, что ты опечален и зол из-за того, что Лиаму нужно идти домой. Тебе так весело с ним играть. Всегда тяжело, когда игровое свидание заканчивается. Но ты будешь в порядке». Очень важно сообщить, что вы уверены, что ваш ребенок сможет справиться со своими трудными чувствами. Когда вы набрасываетесь, чтобы все исправить, вы непреднамеренно посылаете ему сообщение о том, что он не может справиться с разочарованием, что снижает вероятность того, что он освоит этот важный навык.

Шаг 3. Если ваш ребенок выбросит приманку, не берите ее:

Маленькие дети будут использовать любую возможную стратегию, чтобы получить то, что они хотят, например, больше времени у телевизора или дополнительный десерт, или избегать делать то, что они не хотят. не нравится, например, одеваться по утрам или чистить зубы. Лучший способ избавиться от моделей поведения, которые, по вашему мнению, не принесут пользы вашему ребенку в реальном мире, — это игнорировать их. Так что в данном случае это означает, что Лорен не отвечает на провокацию Ионы: «Ты самая подлая мамочка…». Она не позволяет этому отвлечь внимание от установленного ею предела, целью которого обычно является бросить наживку — контролировать действия других и избегать того, что ребенку неудобно.

Шаг 4. Установите лимит и предоставьте варианты:

«Пусть и злость — это нормально, но нельзя пинать. Бить больно. Я знаю, ты не хочешь причинить мне боль, тебе просто трудно контролировать свое тело, потому что ты так расстроен. Так что ваш выбор — сделать перерыв, чтобы успокоить разум и тело, или помочь положить морковь в салат на ужин». Если Иона еще не может взять себя в руки, Лорен просто пойдет дальше, показывая ему своими действиями, что она может терпеть его несчастье и разочарование и что она верит, что он способен успокоиться. Это оставляет Ионе выбор: остаться расстроенным или взять себя в руки и пообщаться с мамой.

Управление своими эмоциями помогает вам чувствовать себя лучше и дает вам возможность спокойно и эффективно реагировать даже на самые сложные ситуации.

Аналогия с поездом, которая полностью изменит ваше представление о плачущем ребенке

Мой 4-летний сын забирался в постель, повернувшись лицом от меня к стене, когда задал вопрос.

«Где Гленн?»

Из-за его тона вопрос прозвучал как запоздалая мысль, но я лучше знаю. Гленн — противоположность запоздалой мысли; это любимое одеяло тигра, которое мой сын возил с собой с тех пор, как он стал достаточно взрослым, чтобы держать его крепко.

Мой муж предложил вернуться вниз для поиска, и я рассеянно заметила, что на самом деле не видела Гленна в тот вечер, что было необычно.

При этом мой сын медленно повернулся ко мне лицом, но без зрительного контакта, его мысли метались. Его глаза были прикованы к какой-то точке фона, а рот искривлялся и поворачивался с каждой промелькнувшей мыслью. Они встретились с моими только тогда, когда он это осознал, его плечи распрямились, а спина стала выше, когда его охватила паника.

Наконец, крик: «Я оставил Гленна на заднем сиденье машины Джиджи!!!»


Джиджи, конечно же, был в одном штате от нас к этому моменту, а это значит, что мы столкнулись с первой ночью моего сына с тех пор, как он был младенцем — первой ночью на его маленькой памяти — без Гленна, свернувшись калачиком на изгибе его рука.

О, конечно, мы и раньше теряли Гленна, но его всегда находили перед сном, даже если иногда для этого требовались часы поисков. А потом был случай, когда мой сын высунул его из окна машины и случайно отпустил, так что Гленн провел немного времени, играя в курицу на желтых полосах оживленной улицы.

Но тем не менее, без Гленна никогда не ложились спать.

За первоначальным шоком, конечно же, последовали электрические токи гнева, прошедшие через маленькое тело моего сына. Он ударил кулаком по воздуху, стиснул зубы и закричал: «Я НЕ СПНУ БЕЗ ГЛЕННА! Я НЕ ПОЛОЖУСЬ, ПОКА ОН НЕ ПРИДЕТ! Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЛОЖУСЬ В СПАТЬ!» Еще удары, еще скрежет, несколько гневных плюхов на пол.

В этот момент мой муж вернулся из своих тщетных поисков и смотрел на меня в поисках направления. Как мы справляемся с этим, мама?

Я не знаю, отражал ли ответный взгляд уверенность, мудрость и ясность, но, поверите или нет, это то, что я чувствовал.

Потому что именно тогда, когда мне это было нужно больше всего, я вспомнил аналогию с поездом.

Аналогия не была чем-то новым, это то, что я узнала в своей собственной терапии за годы до того, как у меня появились дети, и то, что мы все слышали в виде заезженного клише. По правде говоря, я всегда изо всех сил пытался применить это к своему собственному наплыву эмоций, но здесь, когда мой бедный ребенок шлепался по полу, как рыба в воде, это казалось единственным разумным ответом.

Аналогия выглядит так:

Трудные чувства — это туннели, а мы — поезда, идущие по ним.

Мы должны пройти весь путь сквозь тьму, чтобы добраться до— ты знал, что это произойдет! —спокойный, мирный свет в конце туннеля.

Звучит просто, но легче сказать, чем сделать.

Где ошибаются благонамеренные родители

Проблема в том, что мы, благонамеренные родители и опекуны, часто пытаемся перехватить наших детей в их путешествии по эмоциональному туннелю.

Например, наблюдая, как мой сын борется со своим гневом, печалью и страхом из-за отсутствия любимой, я легко мог бы сказать:

Это всего лишь одна ночь. Мы вернем его завтра.

У нас так много других мягких игрушек, просто переспи с одной из них сегодня вечером.

Все будет хорошо, обещаю.

Все это были бы верные утверждения, без сомнения, но они не были бы полезными.

Очень часто, когда наши дети борются с тяжелым чувством — грустью, гневом, страхом, смущением, одиночеством, виной — мы пытаемся вывести их из этого логическим путем. Мы объясняем, почему они слишком остро реагируют, или откуда МЫ знаем, что в конце концов все будет хорошо.

Мы, конечно, пытаемся помочь нашим детям, но если мы немного снимем слои, я думаю, мы обнаружим, что на самом деле мы пытаемся улучшить САМОЕ самочувствие. Потому что боль наших детей так глубоко ранит нас, делает нас очень неудобными.

Это мы хотим, чтобы их плач прекратился как можно быстрее, а не они.  

Вернемся к аналогии: если эмоции — это туннели, а мы — поезда, идущие по ним, то нам НЕОБХОДИМО двигаться до конца на другую сторону.

То, что мы, взрослые, часто делаем, сталкиваясь с собственными эмоциональными трудностями, — это пытаемся выбраться из туннеля пораньше — стучим по бокам, игнорируя пещерное эхо и смущенно удивляясь, почему мы до сих пор не видим дневного света.

Иногда мы приседаем в темноте, закрываем глаза и просто притворяемся, что вовсе не в туннеле. Все отлично, большое спасибо.

Иногда мы делаем целый ряд других вещей — едим мороженое, пьем вино, делаем покупки в Интернете, участвуем в марафонах, запоем смотрим Netflix, играем в игры на наших телефонах или бездумно листаем Facebook — чтобы отвлечься от того факта, что мы в туннеле в первую очередь.

Но ни одна из этих вещей не вытащит нас из туннеля, не так ли?  

Затем, когда мы, НАКОНЕЦ, позволяем себе кричать, рыдать, стучать кулаками, падать на пол и вдоволь плакать, мы вдруг чувствуем себя так. много. лучше.

 

То же самое касается наших детей. Мы не можем научить их, что есть какой-то потайной выход, когда его на самом деле нет. Нет другого выхода, кроме как через, и наша работа состоит в том, чтобы направить их туда.

 

Вот почему я не сказал ни слова своему сыну. Вместо этого я просто сидел рядом с ним, а рябь гнева растворялась в дрожи и рыданиях. Когда я подумал, что это нормально, я начал гладить его по спине, по-прежнему молча. Он продолжал плакать, плакать и плакать.

 

Пока текли слезы, я понял, что только что сделал то, что Гордон Нойфельд и Габор Мате называют «танцевать наших детей до слез». В своей книге « Держитесь за своих детей» они пишут:

 

«…родитель должен танцевать ребенка до его слез, до отпускания и до чувства покоя, которое приходит после отпускания…[ родитель должен] прийти вместе с переживанием разочарования ребенка и обеспечить утешение. Повестка дня должна состоять не в том, чтобы преподать урок, а в том, чтобы превратить разочарование в печаль… Гораздо важнее наших слов ощущение ребенка, что мы с ним, а не против него».

 

Имея это в виду, я был действительно рад, что мой сын трясся от рыданий, потому что я знал, что это означает, что он путешествует по этому эмоциональному туннелю, а не застревает в нем.

 

Он плакал, плакал и плакал.

 

Пока он не перестал плакать.

 

До тех пор, пока, растянувшись на полу, он не мельком увидел стоящую рядом книгу о собаках-рекордсменах, не достал ее и не начал листать. Как будто ничего и не было.

Я взглянул на часы. Прошло восемь минут.

Повышение устойчивости

Я решил, что говорить теперь будет нормально, поэтому спросил сына, не хочет ли он составить план. Я сказал ему, что знаю, что сегодня перед сном будет очень тяжело, но, может быть, мы вместе придумаем какие-нибудь идеи, которые помогут ему пережить это.

(Если бы я предложил это за две минуты до этого, он бы ВЗОРВАЛСЯ. Но поскольку я ждал, пока его поезд пройдет через этот туннель, все было в порядке. )

Без каких-либо дополнительных подсказок с моей стороны мой 4-летний выбрала две разные мягкие игрушки, чтобы спать с ними в ту ночь, а затем спросила, можем ли мы прочитать две дополнительные книги перед сном, чтобы сделать вечер более особенным.

Позже, когда я поцеловала его на ночь, и он повернулся на бок, чтобы заснуть, он мирно сказал: «Сегодня со мной все будет в порядке».

Да, дорогой сын, ты.

Потому что именно здесь создается устойчивость.

Если бы я ехал по часу в каждую сторону, чтобы забрать Гленна, мы бы не выработали устойчивость.

Если бы я снова и снова говорил ему, что это не имеет большого значения, это всего лишь одна ночь без одной плюшевой игрушки, мы бы тоже не выработали устойчивость. Послание было бы в том, что его боль недействительна и что его борьба не стоит того, чтобы воспринимать ее всерьез.

Но просто сидеть рядом с ним, пробиваясь через туннель? Позволить ему ощутить спешку и панику, а потом самому подняться глотнуть воздуха? ЭТО укрепляет устойчивость.