Методики для начальной школы: Сборник диагностических методик для начальной школы

Учебные программы и методики для начальной школы.

В России для учащихся начальных классов разработано большое количество учебников и пособий, которые помогают учителям прививать школьникам необходимые знания и навыки. Основных методик можно выделить десять, из них восемь классических и две развивающих.  К классическим относят, например, «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», к развивающим методику Занкова и систему Эльконина-Давыдова.

Остановимся на учебных программах более подробно.

Методика «Школа России»

Эта классическая методика известна давно, практикуется она в школах более тридцати лет и проверена временем. Именно этим можно объяснить ее популярность. Методика основана на принципах фундаментальности и стабильности, но этого недостаточно, ребенку для нормального развития нужна основа для совершенствования и стремления к новым знаниям. Бесспорно для учеников со средним уровнем развития  эта методика подходит как нельзя лучше, но что делать тем детям, которым этой информации недостаточно, кто тянется к новым знаниям, находящимся за пределами этого метода?

Если у ребенка не остается свободного времени после решения домашнего задания, если учитель жалуется, что ваш ребенок не усваивает информацию и ничего не запоминает, учебная программа в этом не виновата. Возможно дело в учителе, который недостаточно доступно излагает информацию. Не стоит менять из за этого школу, ребенку могут помочь дополнительные занятия.

«Начальная школа XXI века»

Основу этой методики составляет такое понятие, как дифференциация, то есть на уроке дети изучают информацию одновременно из нескольких разделов предмета. Например, на уроке математики не просто решают пример или делают задание, а ищут ошибки и недочеты в уже решенной задаче, после чего делают упражнения, развивающие память, логику, мышление. На уроках по изучению окружающего мира ученики начальных классов слушают музыку, рисуют, разукрашивают, читают и т.д. Ребенку не бывает скучно на таких уроках, он не устает от рутины и однообразия. Эта методика направлена на развитие самостоятельности, побуждает ученика к активным действиям, поиску ответов на вопросы, которые приносят видимый результат. Также по этой методике не ставят оценок, и в случае, если ребенок сделал что-то неправильно или не так ответил, учитель не наказывает его, а помогает закрыть выявленные пробелы в знаниях, уделяя больше внимания этому ученику.

«Гармония»

Комплект методических пособий и рекомендаций «Гармония» относится к классическим, и развивает в детях не только стремление делать все самостоятельно, но и пробуждает и раскрывает творческие способности. Во всех учебниках присутствуют герои Маша и Миша, которые помогают детям в трудной ситуации или в моменты сомнений. Они делают подсказки детям, побуждая их тем самым самостоятельно делать выводы и находить правильные ответы. Если возникают проблемы при написании предложений, ученик ставит в месте сомнений специальное окошко, затем учитель помогает разобрать эту ситуацию, в результате ребенок уже без помощи учителя  проставляет пропущенные им буквы. Школьники, занимающиеся по этой программе, быстро запоминают информацию, хорошо осваивают материал и переходят в 5 класс достаточно легко.

«Планета знаний»

Эта методика также направлена на развитие самостоятельности ребенка и выявление творческих навыков и способностей. В учебниках, разработанных по этой методике, каждая глава начинается с красочной карты, которая показывает маршрут дальнейшего изучения материала, что очень нравится детям.  Задания в учебниках делятся на две категории: первая категория задач обязательна для всех, это базовый минимум, вторую категорию дети решают и изучают по желанию, принуждать их к решению заданий из этой категории не следует.

«Школа 2100»

Вокруг этой методики наибольшее количество споров и разногласий. Среди классических методик «школа 2100» является наиболее развивающей и современной методикой. Плюсом этой программы можно назвать ее направленность на всех учеников, независимо от их уровня подготовки. В учебниках представлены задания как для слабых учеников, не очень хорошо воспринимающих информацию, так и для более развитых и подготовленных. Каждый выбирает задания в соответствии со своим уровнем подготовки. Минусом методики является нестандартность заданий и упражнений. Например, второкласснику могут задать доклад на тему «Животные тропического климата, их жизнь и распространение». В математике также присутствует большое количество непривычных, нестандартных заданий, которые нужно научиться правильно формулировать и понимать, так что многие родители помочь своим детям практически бессильны. С одной стороны эта усложненная программа дает детям знания и навыки, но продолжить обучение по программе подобной сложности в 5 классе дети уже не смогут, она еще не разработана.

Метод  Л. В. Занкова

Этот современный метод был разработан Львом Владимировичем Занковым и представляет собой концептуально новый подход к обучению детей в начальных классах.  Школьники, обучающиеся по этому методу не зубрят правила, а сами их выводят исходя из условий задачи и ее решения, а при допущении ошибки учителя ни в коем случае не ругают детей, а помогают найти верное решение. Родители ознакомившись с программой приходят в ужас, они не верят, что дети смогут справится, ведь задания с каждым уроком становятся все сложнее и сложнее. На практике же дети достаточно легко осваивают, на первый взгляд, сложный материал, главное его правильно преподать, что для  квалифицированного учителя не проблема. На практике метод показал себя с хорошей стороны: дети получают отличную базу знаний и практического опыта работы с информацией, так что в 5 класс переходят без видимых проблем и сложностей.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Если большинство методик предполагают индивидуальную работу школьника, то система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова наоборот поощряет коллективную работу, при которой ребенок учится быть в команде, получает практические навыки ведения споров и переговоров, учатся отстаивать свое мнение. В основном уроки проходят следующим образом: учитель дает задание или задает вопрос и дети начинают выдвигать каждый свою версию, спорят и пытаются прийти к правильному ответу.

В начальных классах, практикующих этот метод, не ставят оценок и практически не задают домашние задания. Поэтому дети с удовольствием воспринимают учебный процесс и не устают. Проблема может возникнуть при переходе в 5-6 классы средней школы, ученику придется по новому воспринимать информацию, путем заучивания, чему его не научили в начальной школе.

Рекомендации по выбору школы для ребенка.
  • Соберите как можно больше информации о школе, в которую планируете отдать ребенка.   Ее можно получить в интернете, но лучше поговорить с друзьями и родственниками
  • Сходите в школу, которую вы присмотрели, и постарайтесь поговорить с родителями учеников начальных классов, а уже затем с директором или завучем.
  • Если в школе учатся дети, чьи родители также посещали эту школу, можете смело отдавать в нее ребенка, в плохую школу своих детей никто не отдаст.
  • Методику, по которой будет учиться ваш ребенок, лучше выбирать не на свой вкус, а обратившись за помощью к детскому психологу, который путем тестов выявит склонности и способности ребенка.
  • Проверьте, какие созданы в школе условия для поддержания здоровья ребенка: расписание уроков, факультативов, отсутствие сквозняков, количество уроков физкультуры и т.д.
  • Позаботьтесь заранее о  том, чтобы ребенку было интересно. Поинтересуйтесь о культурных мероприятиях, проводимых в школе, о проведении экскурсий и походов в театры, музеи и другие культурные заведения.

Если вы найдете школу, соответствующую вышеперечисленным рекомендациям, то не сомневайтесь: ребенку будет комфортно, и учеба будет приносить не только знания, но и удовлетворение.

Популярные методики преподавания в начальной школе

Развитие личностного потенциала ребенка во многом определяет выбор учебной программы в начальной школе. Поэтому выбирая программу или методику преподавания в начальной школе, важно иметь о них представление. Рассмотрим самые популярные методики, встречающиеся в российских школах.

Методика «Школа России»

Эта классическая методика, имеющая более чем 30-летнюю историю практического применения. Основана на принципах стабильности и фундаментальности. Эта методика подходит большинству детей, поскольку является достаточно универсальной. Много времени уделяется повторению и закреплению материала.

Минус методики – низкая индивидуализация в процессе обучения. Заниматься по ней может быть скучно детям с нестандартным мышлением.

Методика «Начальная школа XXI века»

В основу этой методики положено понятие дифференциации, то есть на уроке дети изучают одновременно несколько разделов предмета. Например, на уроке математики дети решают пример или выполняют задание и, кроме того, ищут ошибки и недочеты в решенной задаче, затем выполняют упражнения на развитие памяти, логики, мышления. На уроках по изучению окружающего мира ребята рисуют, читают, слушают музыку, разукрашивают и т.д. На таких уроках ребенку некогда скучать, он не устает от однообразия и рутины. Эта методика нацелена на развитие самостоятельности, побуждает ребенка к поиску ответов на вопросы, к активным действиям, которые приносят видимый результат. К тому же по этой методике не ставят оценок, и если у ребенка что-то не получается, учитель его не наказывает, а помогает закрыть обнаруженные пробелы в знаниях, уделяя этому ученику больше внимания.

Другая отличительная особенность этой методики – наличие системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс. С помощью педагогической диагностики уже на начальном этапе определяется готовность ребенка к обучению в школе. В дальнейшем с помощью неё можно увидеть насколько твердо усвоены знания и умения, есть ли какие-то изменения в развитии того или иного ребенка, на что нужно направить усилия учителя – есть ли необходимость в подробном повторении уже пройденного материала или можно приступать к изучению нового.

Минус этой методики состоит в том, что она требует полного владения ей от учителя и подходит она не каждому ребенку.

Методика «Гармония»

Это новая образовательная программа, которую можно отнести и к традиционному методу обучения, и к развивающему. Методика основана на принципах проблемного развивающего обучения. Авторы методики на вопрос «как учить ребенка?» отвечают другим образом, уделяя огромное значение комфортному обучению. Ещё один важный момент этой методики – программа «Гармония» готовит ученика и его способности к мышлению для дальнейшего обучения.

Минус методика – требование специальной подготовки ученика для обучения по ней. Большинству детей сложно изучать русский язык по методике «Гармония».

Методика «Планета знаний»

Эту методику тоже можно отнести и к классическим, и к развивающим. У ребенка есть возможность выбрать уровень: базовый или повышенной сложности. Это позволяет говорить о методике, как о универсальной. По ней могут обучаться дети разной подготовкой к школе и с разными темпами усвоения материала. Эта методика нравится детям красочным оформлением учебников и возможностью выполнять задания по выбору, по видам деятельности (творческая, поисковая, исследовательская, интеллектуальная, проектная), в проектной деятельности по формам работы (коллективная или индивидуальная), по выполняемой роли (социальная или профессиональная). Методика «Планета знаний» создает здоровьесберегающую среду обучения, формирует у учеников установку на здоровый образ жизни.

Минус методики – как и многие новые методики, зависит от уровня владения ею учителем. 

Развитие личностного потенциала ребенка во многом определяет выбор учебной программы в начальной школе. Поэтому выбирая программу или методику преподавания в начальной школе, важно иметь о них представление. Рассмотрим самые популярные методики, встречающиеся в российских школах.» data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki»>

Элементарные методы обучения — Обучение элементарному

Одна из самых сложных частей развития учителя — научиться выбирать правильную методологию обучения для своего класса. Прежде чем решить, какой метод(ы) использовать, учителя должны начать с конца урока и двигаться в обратном направлении. Учителя могут легко формировать миссию урока, устанавливая, что учащиеся должны вынести из урока и как они будут оцениваться. Учителя могут дополнительно укреплять эти навыки и/или идеи, разрабатывая планы практических занятий, лекций и совместного обучения.

Конечно, при обучении студентов можно использовать множество различных методов. Вот некоторые из лучших и наиболее часто используемых:

Прямой/традиционный, ориентированный на учителя

Прямой или традиционный метод обучения долгое время был стандартной моделью. В этом методе учитель выступает в роли якоря, затрагивая все пункты конкретного урока, в то время как студенты слушают и отвечают на лекцию. В этой модели учитель несет ответственность за удержание внимания ученика и передачу основных учебных моментов урока.

Прямой/традиционный подход чаще всего используется в качестве начального обучения новому предмету или навыку. Например, учитель начальных классов, объясняющий основные структуры предложений, может начать с объяснения того, что такое точка, как она выглядит и где она находится по отношению к предложению. Учителя, использующие этот метод, должны быть осведомлены о способности своих учеников концентрировать внимание на длительных отрезках.

Прямая/традиционная модель отлично подходит для тех, кому нужно услышать или прочитать урок, чтобы усвоить его, но обычно это не самый подходящий метод для вербального обучения. Это также обычно требует ведения заметок, навык, который часто не развивается до более позднего возраста (по этой причине уроки, ориентированные на учителя, очень популярны в образовании взрослых, особенно в колледжах и университетах). Вот некоторые другие плюсы и минусы прямого/традиционного обучения:

Плюсы

Минусы

  • Учитель может быть уверен, что все уроки выполнены
  • Спокойная и структурированная учебная среда
  • Планы уроков больше похожи на сценарий, чем на список занятий
  • Простота приготовления
  • Измерение успешности урока невозможно во время обучения
  • Учащиеся не участвуют напрямую и не могут давать обратную связь
  • Невербальные учащиеся могут с трудом успевать
  • Менее подходит для младших школьников, которые не умеют делать заметки

Практические занятия/запросы, ориентированные на учащихся

Рост популярности Монтессори-образования привел к внедрению методов практического обучения во многих классах.

Этот тип деятельности, ориентированной на учащихся, способствует экспериментам, исследованиям и самопознанию, помогая учащимся участвовать в более активной работе в классе.

Практические планы уроков часто разрабатываются как «эксперименты», такие как многодневные (или недельные) проекты или различные «учебные центры» по всему классу. Например, учитель элементарных естественных наук может использовать практический урок гипотезы-эксперимента, чтобы объяснить эрозию почвы, позволяя учащимся увидеть и испытать изменения, а не читать о них из книги.

Несмотря на помолвку, практические занятия также могут быть несколько хаотичными. Без набора баллов обучения планы уроков, основанные на экспериментах, могут затруднить обеспечение того, чтобы все учащиеся получали одинаковые баллы за урок. Учителя, использующие метод, основанный на запросах, должны быть чрезвычайно организованы и планировать уроки заблаговременно, чтобы спланировать обширную работу, необходимую для реализации более длительных учебных мероприятий.

Вот некоторые другие плюсы и минусы обучения на основе запросов:

Плюсы

Минусы

  • Студенты постоянно вовлечены в процесс обучения
  • Студенты должны быть более ответственными за свое образование
  • Практические уроки лучше запоминаются и могут быть объединены с прошлыми уроками
  • Мгновенная и своевременная обратная связь об успеваемости и вовлеченности учащихся
  • Управление классом с большим количеством практических занятий будет затруднено
  • Планирование уроков и подготовка материалов заранее более необходимы
  • В процессе обучения могут быть не охвачены все важные основы обучения.
  • Переход от практического обучения к традиционному на данном уроке может быть затруднен

Совместное/кооперативное, совместное обучение

Совместное и совместное обучение может быть отличным способом побудить учащихся взаимодействовать со своими сверстниками и преподавателями. Совместные планы уроков включают проекты, предполагающие групповую работу, партнерское обучение или работу учителя и ученика. Этот метод может быть чрезвычайно полезен для отстающих учеников; это также дает учителю возможность выявлять и нацеливать учащихся, которым требуется дополнительное внимание.

Однако не все учащиеся положительно относятся к групповой работе; на самом деле, учителя младших классов часто обнаруживают, что привить положительные групповые навыки может быть сложнее, чем обеспечить завершение проекта. Во-вторых, общение учителя с учеником один на один может означать, что вы будете уделять меньше времени другим ученикам. Кроме того, те ученики, которые действительно нуждаются в дополнительном внимании, иногда чувствуют себя изолированными, что приводит к беспокойству в классе. Вот некоторые из плюсов и минусов, связанных с совместным обучением:

Плюсы

Минусы

  • Поощряет обсуждение и повторное посещение уроков
  • Позволяет обучать студентов
  • Определяет разные уровни учащихся
  • Учитель может работать напрямую с учащимися, испытывающими затруднения, совместно
  • Не так эффективен с учениками, которые плохо реагируют на групповое обучение
  • Групповое обучение возлагает на учащихся больше ответственности
  • Выделяет отстающих учащихся
  • Оценка групповой работы может быть более сложной для реализации

Выбор правильного метода

Выбор метода обучения, наиболее подходящего для вашего урока, является полностью ситуативным опытом. Знание ваших учеников, культуры в классе и вашей преподавательской миссии может упростить и упростить принятие решения. Кроме того, сочетание стилей может гарантировать, что все учащиеся, независимо от их стиля обучения, смогут извлечь пользу из разнообразного и значимого опыта в классе

Стратегии для преподавателей начальной школы

5 минут чтения

Вне зависимости от того, начинают ли учителя свой первый год в классе или являются ветеранами в классе, преподаватели всегда ищут новые способы улучшить учебный процесс для учащихся. От решения проблем с поведением до улучшения существующих планов уроков — вот несколько эффективных стратегий обучения учащихся начальной школы.

Делайте маленькие шаги и задавайте вопросы

Чтобы быть эффективным педагогом, нужно нечто большее, чем любовь к обучению и обучению детей. Наряду со страстью и целеустремленностью, особые навыки и знакомство с проверенными практиками в классе также необходимы для мотивации учащихся и повышения их учебного потенциала. Изучая новые стратегии и методы обучения, педагоги могут способствовать обучению и активно стимулировать естественную тягу детей к знаниям.

Влияние эффективного учителя начальной школы может остаться с ребенком на всю оставшуюся жизнь. Качественные учителя начальных классов часто предъявляют высокие требования к взглядам своих учеников на систему образования в целом. Именно поэтому эффективные стратегии обучения так важны в раннем возрасте. Пробуждение интереса учащихся в юном возрасте является абсолютно важной частью их развития обучения. Учитель, который может сделать обучение не только веселым, но увлекательным и запоминающимся, поможет установить ценность образования в сознании ученика.

Великие учителя могут помочь сделать материал более запоминающимся, делая маленькие шаги. Известно, что место в нашем мозгу, где мы обрабатываем большую часть информации, довольно маленькое. Когда нас просят узнать слишком много за один раз, мы можем быть перегружены. Для развития памяти ребенка наиболее эффективной оказалась стратегия обучения под названием «дробление». Разделение на фрагменты относится к обучению небольшими шагами с проверкой понимания на протяжении всего пути. Обязательно задайте много вопросов и обсудите ответы со студентами.

Чтобы метод фрагментации был эффективным, учителя должны задавать много вопросов. Они должны попросить своих учеников объяснить, как они получили свои ответы, чтобы способствовать решению вокальных задач. Попросив учащегося думать вслух при решении проблемы, учитель может определить ключевые области, в которых учащемуся требуется дополнительная помощь.

Внимательно следите за таблицей рассадки

Социальные отношения детей чрезвычайно важны в начальной школе. В этом возрасте дети с большей вероятностью заводят дружеские отношения и учатся работать в группах. Часто учителя выбирают группы на основе общих интересов и способностей. Но для детей важно развивать понимание себя как учеников и быть в состоянии повысить свое понимание собственного мышления, процесс, который психологи называют метапознанием. Это делает схему рассадки в классе важной частью обучающей головоломки.

Продвигайтесь по карьерной лестнице в Квинсском университете Шарлотты

Продвигайтесь по карьерной лестнице в сфере образования

  • Магистр лидерства в образовании

Учителя должны учитывать различные факторы для тщательного планирования схемы рассадки. При рассмотрении учащихся с особыми потребностями, в частности тех, у кого проблемы с поведением, выбор соседей, которые будут положительным примером для подражания, часто является лучшей стратегией.

Дети хотят вписаться в класс и не всегда знают, как лучше всего вписаться в класс. Посадив их рядом с учениками, которые будут моделировать соответствующие действия, они смогут понять простые задачи, такие как ведение заметок, нахождение на нужной странице во время чтения книги или даже поднятие руки в ожидании вызова. Часто меняйте схему рассадки, чтобы показать учащимся разные стили обучения, и отметьте, какой метод лучше всего подходит для каждого учащегося.

Формирование ожиданий относительно поведения в начале учебного года

У каждого учителя в течение года будет по крайней мере один трудный ученик, и для некоторых учителей обучение такого ребенка может стать ежедневной борьбой. Важно работать с каждым учеником и составить план приемлемого поведения в классе. Некоторые идеи могут включать в себя:

  • Используйте бумажную звезду или жетон-монету, чтобы бросить его на парту учащегося, когда он будет продуктивно работать, и позже можно обменять его на классный приз или вкусное угощение.
  • Создайте специальный пропуск или карточку для передачи учащемуся, когда требуется немедленный тайм-аут для охлаждения.
  • Определите другой предмет для размещения на столе ученика, когда он не работает должным образом, в качестве тонкого личного напоминания, которое не будет привлекать к нему больше внимания. Красная фишка для обозначения «СТОП» — отличный пример.

Определяя поведенческие сигналы в начале учебного года, учителя могут лучше управлять учащимися, которые не мотивированы или отвлекают других от обучения в полной мере. Обязательно работайте с такими учащимися и используйте различные стратегии, чтобы сохранить контроль и продемонстрировать преимущества образования, чтобы направить ребенка к положительным изменениям.

Быть лидером в сфере образования

Онлайн-программа магистра искусств в области лидерства в сфере образования, предлагаемая Университетом Квинс в Шарлотте, предназначена для педагогов, которые хотят стать школьными администраторами и внести существенные изменения в жизнь юных учащихся. Эта программа предлагает инструкции о том, как определить и использовать естественные лидерские качества для повышения успеваемости учителей и учеников, а также о том, как разработать план улучшения.

Программа направлена ​​на профессиональный и личностный рост учащихся. Преданные преподаватели обеспечивают руководство и поддержку через небольшие классы и наставничество. Учащиеся программы также могут учиться у однокурсников, которые являются коллегами с аналогичным опытом и таким же желанием изменить жизнь детей к лучшему посредством образования.