Методики на темперамент для младших школьников: Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения
Методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выяснения его типа темперамента
Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.
Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.
Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.
Цель наблюдения — выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).
Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:
М черты меланхолика 0
Ф черты флегматика 1
С черты сангвиника 2
Х черты холерика 3
Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.
Поведенческие реакции | Отметки каждый день | |||||
Даты | 1 | 2 | 3 | 4 | … | |
I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ | ||||||
М | Действует робко, неуверенно | |||||
Ф | Действует спокойно, без слов | |||||
С | Легко включается в действие | |||||
Х | Активно действует | |||||
II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ | ||||||
М | Молчит, обижается, переживает | |||||
Ф | Выслушивает молча | |||||
С | Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется | |||||
Х | Не слушает, бурно реагирует, возмущается | |||||
III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ | ||||||
М | С большой неуверенностью | |||||
Ф | Медленно, спокойно, но при этом — уверенно | |||||
Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других | ||||||
Х | Быстро, со страстью, других мнений не слушает | |||||
IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке | ||||||
М | Растерян | |||||
Ф | Спокоен, рассматривает окружающее | |||||
С | Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность | |||||
Х | Активен, повышенно возбудим |
Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок.
- меланхолики – под стеночкой,
- сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
- холерики – на приличном расстоянии друг от друга.
Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.
Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.
Темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.
Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.
Диагностика типа темперамента дошкольника
Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».
Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.
1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?
После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.
Интерпретация результатов
1 балл — интроверсия выражена ярко.
Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.
2-3 балла — умеренная интроверсия.
Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4-5 баллов — умеренная экстраверсия.
Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов — экстраверсия значительная.
Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.
Приступаем к следующим вопросам.
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.
Интерпретация результатов
1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.
Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.
2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.
Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.
4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.
Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.
6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.
Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.
Изучение особенностей темперамента младших школьников
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание учителя должны привлекать учащиеся — флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания — они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую само регуляцию, самовоспитание.
Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого — другие.
Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.
Заключение
В настоящем исследовании осуществлен теоретический анализ исследований по проблеме индивидуально-типологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Мы выделили следующие возрастные особенности у младших школьников: характер детей отличается некоторыми особенностями: они импульсивны — склонны незамедлительно, действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам; учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий; для младших школьников характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Для выявления темперамента мы использовали методики, которые помогли нам определить типы темперамента младших школьников. Установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями.
В связи с этим мы разработали рекомендации для учителя начальных классов с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся — холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
На основе опытно-экспериментальной работы разработаны методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям с учетом темперамента.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к детям должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и других психических процессов. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, и гипотеза нашла свое подтверждение.
советов по темпераменту | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ
Обычно существует пять характеристик, описывающих темперамент человека:
- Эмоциональная интенсивность
- Уровень активности
- Устойчивость к фрустрации
- Реакция на новых людей
- Реакция на изменение
Темперамент — это не то, что выбирает ваш ребенок, и не то, что вы создали. Темперамент ребенка формирует то, как он воспринимает мир. Ребенок, который осторожен и которому нужно время, чтобы чувствовать себя комфортно в новых ситуациях, и ребенок, который сразу же вступает в игру, скорее всего, получат совершенно разные впечатления от посещения дня рождения одноклассника. Ребенок, который может справиться с большим количеством сенсорной стимуляции, будет воспринимать поездку в супермаркет иначе, чем ребенок с низким порогом для большого количества окружающего шума и действий.
Понимание темперамента вашего ребенка поможет вам стать лучшим родителем. Распознавание моделей поведения вашего ребенка, на которые влияет темперамент, может помочь вам предвидеть реакцию вашего ребенка на определенные ситуации. Если вы знаете, что ваш ребенок с трудом переживает переходный период, вы можете догадаться, что время посадки в детский сад может быть трудным. Вы можете поделиться этим наблюдением с учителем вашего ребенка и обсудить, как вы можете работать вместе, чтобы облегчить конец дня. Например, учитель может напомнить ребенку, что скоро пора идти домой. Вы также можете потратить несколько минут на то, чтобы помочь ребенку закончить то, что он делает, вместо того, чтобы сразу же везти его в машину.
Ваш ребенок может адаптироваться
Поведение и отношение ребенка к миру формируются на основе его опыта и особенно его взаимодействия с вами. Например, застенчивые по темпераменту дети могут стать более общительными и чувствовать себя комфортно в новых ситуациях, когда их родители помогают им чутко и медленно адаптироваться к новому опыту.
Кроме того, какими бы последовательными ни казались детские модели поведения, иногда дети могут застать вас врасплох, действуя не так, как вы ожидаете. Ребенок, который обычно настороженно относится к незнакомцам, может безумно влюбиться в своего нового учителя. Тот факт, что ваш ребенок может удивить вас, является одной из самых захватывающих и даже восхитительных наград отцовства.
Культура имеет значение
Различные культуры придают разное значение стилям поведения. Например, в некоторых культурах ценятся тихие и послушные дети. Другие ценят злющих, напористых детей. Один папа, живущий в центре города, выразил обеспокоенность по поводу того, что его сын слишком расслаблен, недостаточно напорист и жесток. Он боялся, что над его ребенком будут издеваться и использовать в своих интересах другие. Какие качества вы цените и желаете в своем ребенке? Как ваши культурные ценности могут повлиять на то, как вы видите поведение вашего ребенка?
Нет правильного или неправильного темперамента
Для детей очень важно, чтобы их принимали такими, какие они есть. Однако верно то, что с одним темпераментом справиться легче, чем с другим. Родитель с напористым, реактивным ребенком или ребенком, который очень застенчив и медленно соображает, скажет вам, что воспитание таких детей иногда может быть проблемой. Стефани, мать 2-летней Даниэль, рассказала, как она переехала в новый район и отчаянно хотела познакомиться с другими мамами. Наконец, однажды мимо прошла мама со своим очень счастливым малышом, который с нетерпением искал Даниэль и даже предложил разделить ее перекус. Даниэлла, медлительный и напористый ребенок, оттолкнула сумку, а затем закатила сильную истерику, когда Стефани попыталась побудить ее хорошо играть. Позже Стефани сказала мужу, что Даниэль разрушит ее общественную жизнь. (Она также описывает Даниэллу как невероятно творческую, умную и страстную.)
Большинство родителей предпочитают одни характеристики темперамента своего ребенка другим. Фрэнк застенчив и медленно разминается. Отец Фрэнка иногда чувствует, что его терпение иссякает, и хочет, чтобы его сын Фрэнк был таким ребенком, который просто справится с этим, а не займет так много времени, чтобы привыкнуть. Мать очень дерзкого Карлоса иногда желает исчезающей таблетки, как день Буйное объятие Карлоса сбило с ног друга, который ударился головой о стул при падении.
Родители борются с подобными чувствами по целому ряду причин. Поведение вашего ребенка может напомнить вам о том, что вам не очень нравится и что вы хотите изменить, например, если вас легко ранить из-за чьей-то недоброжелательности. И наоборот, вы можете чувствовать дискомфорт из-за того, что ваш ребенок сильно отличается от вас, например, из-за его легкости и комфорта в новых ситуациях, когда вам нравится не торопиться. Вполне нормально, что одни аспекты темперамента вашего ребенка вам больше нравятся и вы чувствуете себя более комфортно, чем другие.
Братья и сестры могут быть (и часто бывают) очень разными по темпераменту. Одна мать сказала нам: «В нашем доме двое детей, и мы воспитываем их двумя разными способами». Если у вас больше одного ребенка, чем они похожи? Насколько они разные? Как вы адаптируете свой стиль воспитания к каждой из их потребностей?
Будьте защитником своего ребенка
Вы когда-нибудь чувствовали себя изолированными от семьи, друзей и соседей, которые не одобряли или осуждали вашего ребенка или не понимали — даже унижали? Вы не одиноки. Если вы будете рассматривать эти ситуации как возможность рассказать другим о своем ребенке, это может дать вам силы. Например, отец объясняет своей тете, которая не получает желаемой теплоты от племянницы: «Софи, как и многим другим детям, нужно время, чтобы привыкнуть к новым людям». Затем папа вручает ей любимую книгу Софи, помогая своей тете научиться медленно приближаться к Софи.
Вы также можете помочь другим взглянуть на поведение вашего ребенка с другой точки зрения. Вот как мама описывает свою дочь Тесс соседу, который критикует дерзкий характер Тесс. «Тэсс знает, кто она и чего хочет. Она любвеобильна и жестока. Она вкладывает всю свою душу во все».
Помните, что цель состоит не в том, чтобы изменить темперамент вашего ребенка, а в том, чтобы помочь ему или ей максимально использовать свой уникальный темперамент — как его сильные стороны, так и области, в которых ему может потребоваться дополнительная поддержка. Наблюдая за своим ребенком и учась у него, вы можете начать медленно и чутко помогать ему адаптироваться, расширять его мир и чувствовать себя более уверенно в своем месте в нем.
Почему это происходит и как с этим справляться
С трудным темпераментом может быть сложно справиться, особенно когда это происходит с вашим ребенком. Но есть эффективные способы справиться.
Если вы являетесь родителем или опекуном маленького ребенка, вы, вероятно, уже знаете, что воспитание имеет свою долю взлетов и падений. Но когда у вашего ребенка сложный темперамент, эти проблемы могут случаться чаще, чем вы ожидаете, и вам остается только гадать, как с ними справиться.
Несмотря на то, что проблемы реальны, наличие трудного темперамента не означает, что с вашим ребенком что-то «не так» или с вашим стилем воспитания, или что вы «плохой» родитель. Вместо этого он указывает на естественные различия в личности и индивидуальном стиле, относящемся к людям, событиям или окружающей среде.
Несмотря на это, существуют эффективные способы справиться с проблемным поведением и помочь вашему ребенку стать лучше.
Родители или опекуны часто инстинктивно знают, что у их ребенка сложный темперамент. Например, их ребенок может чаще плакать или вести себя суетливо, его труднее утешить, или другие называют его «горсткой».
Согласно исследованию 2017 года, трудный темперамент характеризуется:
- Негативным настроением : Ваш ребенок может иметь в целом негативный взгляд на вещи, и ему может быть трудно угодить или трудно утешить.
- Отстранение : Вместо того, чтобы активно участвовать в новой деятельности или среде, ваш ребенок может отстраниться от них. Например, когда ребенка с трудным темпераментом пригласили в новую игровую группу, он может категорически отказаться присоединяться к ней и закрыться эмоционально, если вы попытаетесь уговорить его пообщаться.
- Низкая адаптивность : Ваш ребенок может испытывать трудности с принятием изменений в распорядке дня, окружающей среде или деятельности. Например, ваш ребенок может разозлиться, если его планы на посещение любимого магазина игрушек резко изменятся, что приведет к истерике.
- Высокая интенсивность : Эмоциональные реакции ребенка с трудным темпераментом могут быть более положительными или отрицательными, чем ожидалось. Примером этого может быть безутешный плач из-за чего-то, что обычно не должно вызывать такой реакции.
- Низкая регулярность : У ребенка с трудным темпераментом может не быть устоявшегося распорядка или предсказуемости, что влияет на его способность учиться или выполнять задания. Например, у ребенка с низкой регулярностью сна может быть хаотичный график сна или трудности в освоении навыков развития, таких как приучение к туалету.
Трудный темперамент не означает, что ваш ребенок «плохой» или что вы «плохой» родитель. Вместо этого он просто указывает на естественные различия в личности и индивидуальном стиле, относящемся к людям, событиям или окружающей среде.
Несмотря на то, что сложный темперамент не является нарушением развития, сложное поведение иногда может указывать на такие состояния, как:0006
Итак, если у вашего ребенка регулярно проявляются эмоциональные или поведенческие проблемы, рассмотрите возможность поговорить с лечащим врачом вашего ребенка о своих проблемах. Основываясь на симптомах и поведении, они могут провести тестирование, чтобы определить, есть ли у вашего ребенка что-то еще, помимо сложного темперамента.
Что касается причин, исследования 2017 года показывают, что генетика может играть важную роль в темпераменте и личности. Ученые отмечают, что даже если близнецы воспитываются в разных семьях, они все равно имеют схожие черты.
Кроме того, исследования 2022 года показывают, что негативное и позитивное воспитание в раннем возрасте ребенка не смягчает проявления сложного темперамента. У детей может быть сложный темперамент независимо от того, что делают их родители.
Тем не менее, хотя основной темперамент ребенка не меняется с течением времени, его интенсивность может снизиться при соответствующем контроле.
Воспитание ребенка со сложным темпераментом может потребовать терпения, настойчивости и некоторого исследования тонких нюансов поведения. Поскольку поведение — это общение, одним из вариантов будет выяснить, что ваш ребенок пытается сообщить своим поведением, чтобы вы могли научиться правильно реагировать.
В дополнение к выявлению возможных пробелов в общении рассмотрите следующие стратегии, которые помогут справиться с проблемами темперамента вашего ребенка:
1. Обеспечьте удовлетворение его основных потребностей
Достаточно ли качественно спит ваш ребенок? Соблюдать питательную диету? Это важные строительные блоки для регулирования эмоций и поведения.
2. Подумайте о том, чтобы придерживаться распорядка дня
Составление предсказуемого распорядка дня может помочь смягчить склонность вашего ребенка к нерегулярности и научить его соблюдать график.
3. Пример предпочтительных навыков
Помогите ребенку помочь себе, проявив терпение, умение делиться и другие социальные навыки. Вы также можете научить их определять свои эмоции, чтобы более эффективно сообщать о своих потребностях.
4. Выбирайте сражения
Борьба за власть — отличительный признак воспитания ребенка с трудным темпераментом. Поэтому подумайте о том, чтобы выбрать свои битвы с умом и придерживаться последовательного метода дисциплины, используя ясный, уважительный язык.
5. Знайте своего ребенка
Понимание того, почему ваш ребенок реагирует и какие ситуации могут спровоцировать негативное поведение, может помочь вам превратить далеко не идеальные ситуации в обучающие моменты.
Например, предположим, что ваш ребенок злится, потому что слишком долго ждал. В этом случае вы можете признать их чувство разочарования и предложить им стратегии, чтобы справиться с этим более подходящим образом.
6. Подчеркните сильные стороны вашего ребенка
Хотя вашему ребенку могут быть трудны некоторые аспекты жизни, он также будет обладать определенными сильными сторонами в других областях. Сосредоточение внимания на этих качествах, когда они появляются, может помочь повысить самооценку вашего ребенка.
Кроме того, показывая, когда они вели себя хорошо, вы можете побудить их продолжать это поведение.
7. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть
Может быть полезно помнить, что даже если ваш ребенок во многом похож на вас, он не является точной копией.