Механизмы социальной адаптации: Особенности и механизмы социальной адаптации

Содержание

Особенности и механизмы социальной адаптации

Особенности социальной адаптации

Замечание 1

Социальная адаптация является очень сложным и структурированным процессом. Именно поэтому одна из ее главных особенностей – это многоэтапность. Процесс адаптации не может быть примитивным, и поэтому представляет собой протекающее во времени действие. У разных исследователей по-разному трактуются особенности этапизации.

В процессе социальной адаптации личность проявляет творческие качества, стремится изменить социальную реальность. При этом она проявляет достаточно строгое, самокритичное и требовательное отношение к самой себе, к своей деятельности, поступкам, возможным результатам постоянной работы.

Личность во время адаптации подвержена сильнейшему влиянию извне, и это делает ее раздробленной. Отсутствует целостность, поскольку человеку приходится заново учиться чему-то новому, постигать новые истины, изучать законы, правила поведения, сравнивать уже изученные нормы с теми, что предлагает ей новая социокультурная среда. Именно по этой причине формирование личности следует рассматривает через призму ее деятельности, активности, с точки зрения тех поступков, которые она совершает, и какие последствия за этим следуют.

Учитывая, что социальная адаптация – это получение новых знаний, то безупречно этот процесс происходить не может. Это связано не только с недостатком опыта во взаимодействии с новыми условиями, но еще и то, что внутренние установки и мировоззрение может противоречить тому, что требует от человека новая общность. Отсюда зачастую возникают конфликты, недопонимание, индивид совершает ошибку за ошибкой. Но именно найдя гармонию между внутренним и внешним мирами, он достигает положительной адаптации, и процесс вхождения в новую среду можно считать успешным и оконченным.

Анализируя содержание процесса социальной адаптации, ее механизмов и многоэтапности, мы можем отметить еще несколько ее особенностей: адаптирование личности к социальной и культурной среде – это крайне противоречивый процесс, который требует усилий и со стороны принимающей среды, и со стороны индивида; процесс социализации и социальной адаптации происходит одновременно, их аспекты взаимосвязаны друг с другом; адаптация личности напрямую зависит от биологических, физиологических и психических свойств человеческого организма; система социальных институтов непосредственно влияет на адаптационные процессы, может как упрощать их, так и усложнять.

Особенности социальной адаптации в условиях расхождения системы ценностей

Поскольку социальная адаптация реализуется в различных социальных сферах и посредством разных институтов, то и качества, которыми она обладает, зачастую интерпретируются в зависимости от сферы адаптации личности.

Например, уравновешивание в процессе социальной адаптации – это период, когда индивид в наименьшей степени включен в адаптационные процессы. Он всего лишь узнает всю окружающую его среду и сложившуюся ситуацию, определяет проблемы, которые необходимо разрешить для дальнейшего функционирования.

Иногда вместо процесса адаптации протекает так называемая псевдоадаптация. Ее самая яркая черта – это видимость приспособленности к новой обстановки, но ее полное внутреннее отвержение со стороны человека. Индивиду приходится притворяться, что он воспринимает все нормы и установки, но при этом они полностью противоречат его привычному мироощущению и мировосприятию.

Порой адаптация характеризуется как приноровление, когда индивид признает основную систему ценностей и сопоставляет ее со своими внутренними интенциями. На данном этапе одна из особенностей социальной адаптации – нахождение точек соприкосновения и желание идти на компромисс с индивидом (или индивиду идти на компромисс с окружающей его средой, ее порядками, нормами и законами).

Адаптация отличается еще одной особенной чертой – она может выступать в качестве уподобления. Индивид переориентируется, трансформирует свои ценности, от прежней системы норм и правил поведения не остается ни следа. Это происходит именно по причине влияния окружающей среды на его мировоззрение.

Замечание 2

Все вышеперечисленные черты могут быть характерны не только для процессов социальной адаптации, но и для процессов социализации, поскольку два этих явления неразрывно связаны друг с другом.

Механизмы социальной адаптации

В научном знании выделяют сразу несколько основных механизмов социально-психологической адаптации личности:

  • Во-первых, это когнитивный механизм, который состоит из совокупности всех психических процессов, связанных с познанием. Благодаря ему человек ощущает, что является частью большого мира, стремится познать его, ощутить, воспринять и пропустить через себя всевозможные ситуации. Развивается память, фантазия, мышление и воображение.
  • Во-вторых, эмоциональный механизм. В него входят моральные чувства личности, ее эмоциональное состояние, чувства спокойствия или наоборот беспокойства, одобрение, осуждение, сочувствие и жалость.
  • В-третьих, практический механизм (иначе его еще называют поведенческим), которые предлагает конкретно направленную деятельность человека, реализующуюся в социальной практике.

Замечание 3

В целом, все эти социальные и психологические механизмы социальной адаптации очень тесно связаны друг с другом, и их существование по отдельности невозможно.

Таким образом, социальная адаптация личности выступает в качестве многогранного процесса, в ходе которого индивидуум активно развивает свои способности, активно или пассивно приспосабливается к новым условиям, взаимодействует с существующей социальной реальностью, пытается измениться сам (изменить свое мировоззрение, социальные и поведенческие установки), при этом постепенно меняя окружающую действительность в соответствие со своими потребностями, знаниями и возможностями.

Механизмы социальной адаптации и развития жизненных компетенций лиц с ОВЗ

18.04.2022

15 апреля 2022 г.  в рамках деловой программы регионального отборочного этапа VIII Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2022» состоялся  всероссийский круглый стол «Актуальные механизмы социальной адаптации и развития жизненных компетенций лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», подготовленный ГАУ ДПО СОИРО совместно с региональным  центром развития движения «Абилимпикс» Смоленской области.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась   Иваненкова Марина, начальник отдела профессионального образования и науки Департамента Смоленской области по образованию и науке.

Модератором круглого стола стал Веселовский Константин, заместитель директора ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» по инклюзивному профессиональному образованию, руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс» Смоленской области.

В работе круглого стола приняла участие Кузьмицкая Татьяна, заместитель начальника отдела трудоустройства и специальных программ Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области, с проблемой формирования карьерной траектории для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Яровова Наталья, главный менеджер по работе с участниками территориальных кластеров автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства Смоленской области», рассказала о том, что такое социальное предпринимательство и самозанятость.

В мероприятии приняла также участие Дятлова Мария, начальник центра НМСППО ГАУ ДПО СОИРО. В выступлении была затронута важная проблема о модели сетевого взаимодействия при реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования.

Активная дискуссия была посвящена вопросам определения специальных условий образования для детей с ОВЗ, Малькова Татьяна, руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ТПМПК №1,  методическому  сопровождению  адаптивных дисциплин для лиц с инвалидностью и ОВЗ, Репина Галина,  методист РЦРД-Абилимпикс,  использованию  ресурса семьи в работе по развитию жизненных компетенций детей с инвалидностью и детей с ОВЗ с привлечением добровольческих ресурсов и благотворительных средств, Новикова Светлана,  директор СОГБУ «Центр «Вишенки».

  Актуальная статистика  по параметрам образовательной инклюзии Смоленской области была представлена в докладе  Ивановой  Валентины, методиста РЦРД-Абилимпикс Смоленской области., а так же

Работой интересного проекта «Созидание сердец» как комплексного средства сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, поделилась Андрицова Марина, помощник ректора Смоленской Православной Духовной Семинарии по проектной работе.

В ходе круглого стола своими докладами поделились Короткова Валерия, педагог-организатор ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж», Горохова Дарья, преподаватель ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж», Алехина Елизавета, магистр, педагог-психолог, Касаткина Татьяна, начальник службы образовательной деятельности и научно-методического сопровождения, Сафоновский филиал ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования»,  Грибанова Елена,   заместитель директора ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс»  Курской области.

В завершении круглого стола принял участие Грибанов Игорь, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», руководитель Национального центра «Абилимпикс», в ходе выступления которого были  намечены векторы развития и взаимодействия Регионального и Национального центра развития движения «Абилимпикс».

Подводя итоги работы круглого стола, Веселовский Константин поблагодарил коллег за активное участие в работе круглого стола, и пригласил специалистов, занимающихся вопросами инклюзии,  продолжить профессиональное общение и сотрудничество в рамках Всероссийской методической площадки «Абили-микс» (ВМП), которая пройдет в май-июне 2022 года  на базе ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».

Материалы круглого стола:

  • Модель построения карьерной траектории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья …>>
    Алехина Елизавета Александровна, Касаткина Татьяна Анатольевна
  • Проект «Созидание сердец» как комплексное средство сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ …>>
    Андрицова Марина Юрьевна
  • Модели сетевого взаимодействия при реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования …>>
    Дятлова Мария Николаевна
  • Актуальная статистика  по параметрам образовательной инклюзии Смоленской области …>>
    Иванова Валентина Геннадьевна
  • Интеграция воспитания и внеурочной деятельности обучающихся специальности «Коррекционная педагогика в начальных классах» и слушателей по профессии «Разрисовщик ткани» …>>
    Короткова Валерия Константиновна
  • Карьерные траектории для людей с инвалидностью и ОВЗ …>>
    Кузьмицкая Татьяна Степановна
  • Методическое сопровождение адаптивных дисциплин для лиц с инвалидностью и ОВЗ …>>
    Репина Галина Анатольевна, Веселовский Константин Олегович
  • Социальное предпринимательство и самозанятость: работаю сам и даю работу другим . ..>>
    Яровова Наталья Андреевна

    НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

    1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом …>>
    2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг …>>
    3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО …>>
    4. Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО …>>


    Тема 2. Механизмы и вариации социальных адаптаций — Студопедия

    Поделись  


    2.1. Понятие механизма социальной адаптации и его структура.

    2.2. Средовые условия социальных адаптаций.

    2.3. Социальные адаптации в эволюционных и бифиуркационных средах.

    2.4. Классификация социальных адаптаций.

    Основные понятия: механизм социальной адаптации, адаптивная ситуация, адаптивная потребность, адаптивная реакция, формы адаптации, типы адаптации, этапы адаптации, регуляторы (средства и антисредства) социальной адаптации, социальная среда социальной адаптации, содержание социальной среды, сегменты социальной среды, уровни социальной среды, гетерогенная среда, эволюционные социальные среды, бифуркационные социальные среды, адаптация, социальная адаптация, эволюционная среда , бифиуркационная среда, завершение социальной адаптации, адаптационная среда, адаптивная норма, социально полезная приспособляемость, критерии социальной адаптации.

    Контрольные вопросы

    1. Что представляет собой механизм социальной адаптации? Кто ввел в научный оборот эту категорию?

    2. Каковы основные подходы к его интепритации?

    3. Что входит в структуру механизма социальной адаптации?

    4. Что запускает включение механизма социальной адаптации?

    5. Что называет регуляторами социальной адаптации Л.В. Корель?

    6. На какие виды подразделяет регуляторы социальной адаптации Л.В. Корель? Какими они бывают?

    7. Что называют адаптивной средой?

    8. Какие типы адаптивных сред выделяет Л.В. Корель?

    9. Кто ввел понятие гетерогенная среда применительно к социальной адаптации?

    10. Чем характеризуется адаптация в эволюционных и бифуркационных средах?

    11. Какими характеристиками обладают эволюционные среды?

    12. Какими характеристиками обладают бифуркационные среды?

    13. Какие требования выделяются к построению классификаций адаптаций в современной науке?

    14. Какие критерии классификации адаптации выделяются различными науками?

    15. Какие виды социальной адаптации выделяются в зависимости от среды, в которой они протекают?

    16. Какие стратегии социальной адаптации характерны для эволюционных сред?

    17. Какие стратегии социальной адаптации возможны в бифуркационных средах?

    18. Что является критериями завершенности социальной адаптации?

    Литература

    Андросенко М.Э. Динамика социальных ценностей и репрезентаций как механизм социально-психологической адаптации личности в новом социокультурном пространстве//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 3.

    Буравой М. Транзит без трансформации: инволюция России к капитализму // Социс. 2009. № 9.

    Вагапова Н.А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности//Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3.

    Капица С.И. Особенности механизма адаптации экономически адаптивного населения к изменениям рынка труда//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 114.

    Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социс. 2011. № 6.

    Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005.

    Красавина Е.В. Имитация как механизм социальной адаптации российской молодежи: к постановке проблеме исследования//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. № 62.

    Лазуткин А. П. Этапы трансформации механизма регулирования мирохозяйственной системы // Социс. 2009. № 6.

    Лукашенко Д.В. Механизм адаптации личности социальной среды//Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 9.

    Мороденко Е.В. Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа — ВУЗ — трудоустройство» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011.№ 3.

    Петров В. Н., Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Ващенко А. В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социс. 2009. № 2.

    Римашевская Н. Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения // http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/discussion/document372.shtml

    Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002.

    Слюсарянский М. А., Разинский Г. В. Стратегии поведения городского населения // Социс. 2010. № 10.

    Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы//Мир психологии. 2006. № 3.

    Тужба Э. Н. Адаптационные возможности населения Абхазии. // Социс. 2010. № 10.

    Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социс. 2011. № 3.

    Юсупова М. М. Особенности самосохранительного поведения населения Чеченской республики в постконфликтный период. // Социс. 2010. №7.

    

    Механизмы адаптации во взаимодействии человека и агента: влияние на впечатления и вовлеченность пользователя

    • title={Механизмы адаптации при взаимодействии человека с агентом: влияние на впечатления и вовлеченность пользователя}, автор = {B {\ ‘e} Атрис Бьянкарди, Сумия Дермуш и Кэтрин Пелашо}, booktitle={Границы компьютерных наук}, год = {2021} }
      • Беатрис Бьянкарди, Сумия Дермуш, К. Пелашо
      • Опубликовано в Frontiers in Computer Science 12 августа 2021 г.
      • Computer Science

      Адаптация является ключевым механизмом взаимодействия между людьми. В нашей работе мы стремимся наделить воплощенных диалоговых агентов способностью адаптировать свое поведение при взаимодействии с собеседником-человеком. Чтобы лучше понять, каковы основные проблемы, связанные с адаптивными агентами, мы исследовали влияние на пользовательский опыт трех моделей адаптации для виртуального агента. Механизмы адаптации, выполняемые агентом, учитывают реакцию пользователя и узнают, как… 

      Просмотр через Publisher

      frontiersin.org

      Диалоговый агент как надежная автономная система (Trust-CA) (Dagstuhl Seminar 21381)

      • E. Law, A. Følstad, J. Grudin, Björn W. Schuller Информатика

        Dagstuhl Reports

      • 2021

      В этом отчете задокументирована программа и результаты семинара Dagstuhl 21381 «Диалоговый агент как надежная автономная система (Trust-CA)». Сначала мы представляем тезисы докладов, прочитанных…

      Индивидуальный уход за пожилыми людьми на дому: полевой опыт работы с социальным роботом дома

      Представлена ​​общая архитектура системы и разработанные роботизированные модели поведения, которые направлены на предоставление социальной роботизированной системы для выполнения вспомогательных задач на дому индивидуальный и адаптивный уход за пациентами с легкими когнитивными нарушениями.

      ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 99 ССЫЛОК

      СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные документыНедавность

      Вычислительная модель для управления впечатлениями от встроенного диалогового агента в режиме реального времени

      Значительные результаты показывают, что на оценки пользователей о теплоте агента влияют их априорные оценки виртуальных персонажей, а также то, что пользователи считают агента более компетентным, когда он адаптирует свое поведение по сравнению со случайными условиями.

      Адаптация речевого стиля робота на основе социально осознанного обучения с подкреплением

      • Ханнес Ритчел, Тобиас Баур, Э. Андре )

      • 2017

      Представлен подход, основанный на обучении с подкреплением, который получает вознаграждение непосредственно от социальных сигналов в режиме реального времени во время взаимодействия, чтобы быстро узнавать и динамически реагировать на индивидуальные предпочтения человека.

      Обнаружение впечатлений и управление ими с помощью встроенного диалогового агента

      • Чен Ван, Беатрис Бьянкарди, Г. Шанель
      • Психология

        HCI

      • 2040
      • 2 В данной работе исследованы три исследовательских вопроса: какая модальность (мимика, движения глаз, физиологические сигналы) выявляет большую часть сформировавшихся впечатлений; может ли ECA произвести лучшее впечатление, максимизируя производимое впечатление; и есть ли различия в формировании впечатления во время взаимодействия человека с человеком и человека с агентом.

        Может ли виртуальный агент быть теплым и компетентным? изучение впечатлений пользователя от невербального поведения агента

        • Беатрис Бьянкарди, Анджело Кафаро, К. Пелашо
        • Психология

          ISIAA@ICMI

        • 2017

        План эксперимента, направленный на изучение того, как невербальный разговорный агент влияет на впечатления пользователей от воплощённого агента вводится поведение, сосредоточенное на впечатлениях теплоты и компетентности, двух основных измерениях социального восприятия.

        Обнаружение взаимодействия пользователя с роботом-компаньоном с использованием функций задач и социального взаимодействия

        • Джиневра Кастеллано, Андре Перейра, Иоланда Лейте, Ана Пайва, П. МакОуэн
        • Информатика

          ICMI-MLMI ’09

        • 2009
        • 7 робот iCat, робот-компаньон, основанный на мультимодальной интеграции функций, основанных на задачах и социальном взаимодействии, превосходит тех, которые основаны исключительно на невербальном поведении или контекстуальной информации.

          Влияние адаптации голоса и социального диалога на восприятие робота-компаньона по обучению

          Обнаружено, что социальное присутствие значительно выше при социальном голосовом адаптивном речевом интерфейсе, чем при чисто социальном диалоге, и что женщины чувствуют значительно большее взаимопонимание и значительно более настойчивы во взаимодействии с роботом-компаньоном по обучению, чем мужчины.

          Аффективные аффордансы: повышение вовлеченности персонажей в интерфейсе посредством взаимодействия Дж. Хам. вычисл. Стад.

        • 2006

        На пути к адаптивному социальному поведению для вспомогательных роботов с использованием обучения подкреплению

        • Jacqueline Hemminghaus, S. Kopp
        • Компьютерная наука, психология

          2017 12-й ACM/IEEE Международная конференция по взаимодействию Human-Robot (HRI HRI (HRI HRI (HRI HRI (HRI HRI (HRI HRI (Hri

        • 2017

        Многомодальная архитектура генерации поведения, которая сопоставляет высокоуровневые интерактивные функции и поведение с низкоуровневым поведением, выполняемым роботом, и показывает, что участники могут быстрее решать задачи памяти с помощью адаптивного вспомогательного робота.

        Реляционные агенты улучшают взаимодействие и обучение в музее науки

        • T. Bickmore, Laura M. Pfeifer, Daniel Schulman
        • Психология

          IVA

        • 2011

        поведение приводит к значительно большей вовлеченности посетителей музея, измеряемой продолжительностью сеанса, количеством сеансов и самооценкой отношения, а также успехами в обучении, измеряемыми тестом знаний, по сравнению с тем же агентом, который не использовал реляционное поведение.

        Первые впечатления от виртуальных встреч человека и агента

        В этой работе представлены три исследования, реализующие модель первых впечатлений для инициирования взаимодействия пользователя с антропоморфным музейным экскурсоводом, обладающим социально-реляционными навыками, и обнаруживается, что межличностное отношение оказывает большее влияние, чем личность, на решение пользователя провести время с агентом.

        Адаптация к изменению климата: варианты и механизмы в соответствии с РКИК ООН

        В условиях изменения климата и связанных с ним последствий социальные системы должны адаптироваться к изменившимся внешним условиям. Разнообразные варианты адаптации доступны для каждого крупного сектора экономики. Кроме того, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата преследует различные стратегии по активизации действий по адаптации как в национальном, так и в глобальном масштабе. Кроме того, Комитет по адаптации планирует активизировать работу до 2018 года9.0019

        В пакете знаний «Адаптация к изменению климата: потребности, барьеры и ограничения» мы рассказали, почему необходима адаптация и каковы экономические барьеры, а также ограничения для принятия адаптации. В этой статье мы хотим уточнить, что можно сделать для адаптации к изменению климата и что делается Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата ( «> UNFCCC ).

        1. Варианты адаптации

        Адаптация направлена ​​на устранение последствий изменения климата, которые наблюдаются сегодня, и подготавливает нас к последствиям, которые произойдут в будущем. Он включает действия, направленные как на уменьшение неблагоприятных последствий изменения климата, так и на использование возможностей, которые могут обеспечить социально-экономические выгоды.

        Процессы адаптации могут быть автономными, плановыми или естественными 1. В то время как автономные действия в основном предпринимаются частными субъектами, вызванными изменениями рынка или благосостояния, вызванными изменением климата, запланированные действия могут осуществляться как частными, так и государственными субъектами. Эти действия в основном включают преднамеренные политические решения, основанные на осознании того, что условия изменились или вот-вот изменятся, и что действия необходимы для возврата, поддержания или достижения желаемого состояния2. Природные явления проявляются в экосистеме как реакция на изменение климата1. Доступен широкий спектр адаптационных мер. Однако меры, представляемые политикам и широкой общественности, состоят в основном из запланированных мер по адаптации.

        В каждом крупном секторе экономики (водное хозяйство, сельское хозяйство, инфраструктура/поселение, здравоохранение, туризм, транспорт и энергетика) есть определенные варианты адаптации к изменению климата3. В водном секторе важными стратегиями для реализации адаптационных мер являются хранение воды, расширение сбора дождевой воды , а также повышение эффективности орошения . Корректировка сроков посева и сорта культуры является основной стратегией в сельскохозяйственный сектор . (Дополнительные варианты в сельскохозяйственном секторе см. в Пакете знаний: Сельское хозяйство и изменение климата в ЕС: обзор.) Инфраструктурный сектор включает переселение и создание водно-болотных угодий в качестве буфера от повышения уровня моря и наводнений . Для адаптации в секторе здравоохранения , требуется улучшенный надзор за болезнями, чувствительными к климату, и борьба с ними . Сектор туризма должен диверсифицировать туристические достопримечательности и доходы или s переместить лыжные трассы на более высокие высоты и ледники , чтобы адаптироваться к изменению климата. Меры по адаптации в транспортном секторе включают стандарты проектирования и планирование автомобильных, железных дорог и другой инфраструктуры, чтобы справиться с потеплением и дренажем . Наконец, энергетический сектор должен снизить зависимость от единых источников энергии 3.

        2. Обзор текущих механизмов адаптации в рамках РКИК ООН

        «> UNFCCC продвигает действия по адаптации различными способами с целью поддержки лиц, принимающих решения, и лиц, определяющих политику, которые сталкиваются с вопросами, касающимися адаптации в целом и выбора и осуществления мер по адаптации, в частности.

        2.1 Из Найроби в Париж

        В 2005 г. на КС-11 была создана Найробийская рабочая программа ( NWP ) для поддержки политики и практики адаптации путем разработки и распространения соответствующей информации и знаний4. Вспомогательный орган по научно-техническим консультациям ( It is open to participation by all parties and is multidisciplinary.»> SBSTA ) отвечает за ее координацию, а за счет интеграции других заинтересованных сторон, таких как Стороны или организации-партнеры NWP , NWP позволяет реагировать на потребности в знаниях по адаптации, возникающие в результате реализации различных рабочих потоков и выявленных Сторонами4. Среди прочего, одной из основных целей The NWP was established at the COP11 in 2005.»> NWP является улучшение понимания и оценки воздействия, уязвимости и адаптации всех Сторон, но особенно развивающихся стран, а также улучшение процесса принятия решений в этом контексте. Таким образом, развитие, распространение и использование знаний, полученных в ходе практической деятельности по адаптации, необходимо обеспечивать наряду с укреплением сотрудничества между Сторонами, соответствующими организациями, предприятиями, организациями гражданского общества и лицами, принимающими решения, для повышения способности управлять рисками изменения климата5. На рис.1 показаны модальности СПП .

        Рабочая программа Найроби предоставляет информацию и знания по адаптации

        Рабочая программа Найроби и ее цель, функционирование и условия

        различные мероприятия по согласованию с партнерскими организациями.

        Источник: http://unfccc.int/files/inc/graphics/image/png/nwp_infograph_final_1280.png

        На COP21 в Париже (2015 г.) ВОКНТА признал сотрудничество с Комитетом по адаптации (AC) и Группой экспертов по наименее развитым странам (LEG). Укрепление связей между NWP , Комитетом по адаптации и Группой экспертов по наименее развитым странам Были проведены тематические исследования по передовому опыту и урокам, извлеченным в процессах планирования адаптации для соединения национального и местного планирования адаптации. В ВОКНТА также был признан обмен информацией между Сторонами и организациями-партнерами на 9-й NWP Координационный форум и намерен продолжать сотрудничество с заинтересованными Сторонами и соответствующими партнерскими организациями для разработки эффективных и конкретных способов документирования и распространения знаний в рамках The NWP was established at the COP11 in 2005.»> NWP в 2016 году и в последующий период. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде ( UNEP ) также взяла на себя обязательство расширить реализацию Лимской инициативы в области знаний об адаптации на другие субрегионы в 2016 году через Глобальную сеть по адаптации. Более того, запуск Портала знаний об адаптации в рамках NWP был одобрен, подчеркнув его задачу по распространению знаний, собранных в рамках The NWP was established at the COP11 in 2005.»> NWP , AC, Механизма по потерям и ущербу и других партнерских организаций, региональных центров и сетей6.

        2.2 Расширенные действия по адаптации на национальном уровне

        В отличие от смягчения последствий, которые обеспечивают глобальные выгоды, выгоды от адаптации скорее воспринимаются на более низком уровне, то есть на региональном или местном, и поэтому меры в основном реализуются местными субъектами. Смягчение изменения климата имеет сильную характеристику глобального общественного блага, которая стимулирует безбилетник. Способность стран бесплатно пользоваться чужими усилиями по смягчению последствий является одной из основных проблем для достижения строгого и самодостаточного международного соглашения по смягчению последствий7. Наоборот, выгоды от действий по адаптации в первую очередь достаются тем, кто предпринимает меры. Таким образом, стимулы для проведения адаптации лучше соответствуют индивидуальным целям, чем в случае смягчения последствий.

        На национальном уровне UNFCCC преследует два рабочих направления. Это Национальные программы действий по адаптации ( НПДА ) и поддержка национальных планов адаптации ( The process assists countries with the identification of medium- and long-term climate adaptation needs, building on the country’s existing (short-term) adaptation activities.»> НПДА ).

        В 2001 году КС7 учредила НПДА в рамках рабочей программы для наименее развитых стран (НРС) для поддержки НРС в решении проблемы изменения климата с учетом их особой уязвимости8. НПДА помощь These aspects helps the UN to provide those certain countries with advocacy support and other necessary guidance to graduate to a better status.»> НРС для выявления неотложных потребностей в адаптации, промедление с которыми может повысить уязвимость или привести к увеличению затрат на адаптацию на более позднем этапе8. НРС особенно нуждаются в поддержке в этом процессе из-за отсутствия у них способности к адаптации. (Для получения дополнительной информации об уязвимости в развивающихся странах см. Пакет знаний: Адаптация к изменению климата: потребности, ограничения и барьеры.) Кроме того, All States that are Parties to the Convention are represented at that event, at which they review the implementation of the Convention and any other legal instruments that the COP adopts and take decisions necessary to promote the effective implementation of the Convention, including institutional and administrative arrangements.»> COP 7 (2001 г.) реализация НПДА , а группа экспертов по НРС для оказания технической поддержки и консультаций этим странам8.

        На КС-16 в Канкуне (2010 г.) Стороны приняли Канкунские рамки адаптации, подтвердив свое намерение придавать адаптации такое же значение, как и смягчению последствий (решением 1/CP16). Также в этих рамках был разработан процесс Национального плана адаптации (НПД). Он помогает Сторонам в разработке и реализации НПД для выявления среднесрочных и долгосрочных потребностей в адаптации, а также в дальнейшей разработке и реализации стратегий и программ для удовлетворения этих потребностей9.

        2.3 Неадекватные и недостаточные действия по адаптации, вызывающие потери и ущерб

        Когда принятые меры по адаптации недостаточны, системы вынуждены справляться с остаточными воздействиями, которые называются потерями и ущербом, вызванными экстремальными явлениями и медленно протекающими явлениями. Поэтому в 2013 году на COP19 в Варшаве UNFCCC был создан Международный механизм по потерям и ущербу10. Основной целью этого рабочего направления является улучшение знаний и понимания методов решения проблемы убытков и ущерба, налаживание дискуссий, координации и согласованности между заинтересованными сторонами, а также активизация действий и поддержки для решения проблем с потерями и ущербом11. Основное внимание уделяется развивающимся странам, особенно уязвимым к изменению климата.

        Warner и van der Geest определили четыре пути, которые ведут к утрате и повреждению12:

        1. «существующего преодоления/адаптации к биофизическому воздействию недостаточно;
        2. меры имеют затраты (в том числе неэкономические), которые невозможно возместить;
        3. несмотря на краткосрочные преимущества, меры имеют негативные последствия в долгосрочной перспективе; или
        4. никакие меры не принимаются — или возможны — вообще». 12

        На рис. 2 показано, как различные факторы в экономике, природной и политической среде, а также в человеческом и социальном капитале влияют на создание потерь и ущерба.

        Текущие стратегии домохозяйств не позволяют в достаточной мере справиться с экстремальными явлениями и адаптироваться к климатическим изменениям

        Потенциал домохозяйства понести убытки и ущерб, определяемый его особой уязвимостью и другими факторами окружающей среды  

        когда адаптационные меры неадекватны, имеют невозмещаемые затраты, носят разрушительный характер и делают людей более уязвимыми, или когда ограничения и ограничения препятствуют реализации адаптационных мер.

        Источник: Коко Уорнер и Кес ван дер Геест, «Потери и ущерб от изменения климата: данные местного уровня из девяти уязвимых стран», Международный журнал о глобальном потеплении 5 (4) (2013), стр. 367–386. Доступно в Интернете по адресу: http://www.lossanddamage.net/download/7237.pdf (стр. 376)

        Согласно Kreft et al. 13, большие задержки в усилиях по смягчению последствий и адаптации увеличивают как потери, так и ущерб от изменения климата: воздействия будут более серьезными и необратимыми, и в то же время будет меньше возможностей уменьшить воздействия, которые теоретически обратимы. Подходы к устранению последствий, которых либо нельзя избежать, либо которые неизбежны, включают инструменты передачи риска и меры страхования и удержания риска, такие как сети социальной защиты и фонды на случай непредвиденных обстоятельств11. Однако чем лучше результаты стратегий смягчения последствий и адаптации, тем меньше будет потерь и ущерба.

        3. Будущие перспективы адаптации в рамках РКИК ООН

        Комитет по адаптации (КА) начал обсуждение своего будущего рабочего плана уже на своем 6-м заседании, чтобы избежать разрыва между рабочим планом на 2013-2015 гг. и новым планом на период 2016 г. -201814. На своем 8-м заседании АС согласовал трехлетний план работы после создания рабочей группы для продвижения разработки плана и включения экспертов для внесения дополнительных вкладов. Чтобы оставаться гибким, чтобы принимать новые и возникающие задачи, вытекающие из более поздних соглашений и решений, АС назначает конкретные мероприятия в первую очередь на первый год14.

        Цели нового рабочего плана разделены на три рабочих потока (A, B и C) плюс всеобъемлющая согласованность14:

        Общий стратегический результат должен обеспечить эффективное и действенное осуществление инициатив по адаптации. Целью рабочего направления А является оказание технической поддержки Сторонам и руководство ими в отношении действий по адаптации. В частности, это предусматривает предоставление руководства по планированию и осуществлению адаптации на национальном уровне. Цели рабочего направления B сосредоточены на осуществлении мер по адаптации для обеспечения того, чтобы Стороны располагали финансовыми, технологическими средствами и средствами наращивания потенциала для осуществления действий по адаптации. Наконец, рабочее направление C направлено на своевременное и адекватное реагирование на угрозы изменения климата и, следовательно, сосредоточено на повышении осведомленности, информационно-разъяснительной работе и обмене информацией14.

        Источники

        • 1. а. б. М. Чамбвера, Г. Хил, К. Дюбё, С. Халлегатт, Л. Леклерк, А. Маркандья, Б.А. Маккарл, Р. Мехлер и Дж. Э. Нойманн, Экономика адаптации. В: Изменение климата, 2014 г.: последствия, адаптация и уязвимость. Часть A: Глобальные и отраслевые аспекты. Вклад Рабочей группы II в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Филд, К.Б., В.Р. Баррос, Д.Дж. Доккен, К.Дж. Мах, М.Д. Мастрандреа, Т.Е. Билир, М. Чаттерджи, К.Л. Эби, Ю.О. Эстрада, Р.К. Генова, Б. Гирма, Э.С. Кисель, А.Н. Леви, С. Маккракен, П. Р. Мастрандреа и Л. Л. Уайт (ред.)]. (Кембридж [Великобритания] и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [США]: издательство Кембриджского университета, 2014 г.), 9.45-977. Доступно в Интернете по адресу: https://ipcc-wg2.gov/AR5/images/uploads/WGIIAR5-Chap17_FINAL.pdf
        • .
        • 2. Т.Л. Картер, М.Л. Парри, С. Нисиока и Х. Харасава, Технические рекомендации по оценке воздействия изменения климата и адаптации, отчет Рабочей группы II Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Университетский колледж Лондона и Центр глобальных экологических исследований (Лондон [Великобритания] и Цукуба [JP], 1994). Доступно в Интернете по адресу: http://www.ipcc-wg3.de/special-reports/.files-images/ipcc-technical-guid…
        • 3. а. б. Международная группа экспертов по изменению климата, Изменение климата, 2007 г.: сводный отчет. Четвертый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Женева: IPCC , 2007 г.). Доступно в Интернете по адресу: https://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar4/syr/ar4_syr.pdf
        • .
        • 4. а. б. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, «Решение 2/11: Пятилетняя программа работы Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам по вопросам воздействия, уязвимости и адаптации к изменению климата», Доклад Конференции Сторон на ее одиннадцатой сессии. сессии, проходившей в Монреале с 28 ноября по 10 декабря 2005 г. (Монреаль: РКИК ООН , март 2006 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://unfccc.int/resource/docs/2005/cop11/eng/05a01.pdf
        • .
        • 5. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Обзор Найробийской рабочей программы, опубликовано в Интернете по адресу: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/nairobi_work_programme/items/51… (последний доступ 19 января 2016 г.)
        • 6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, «Найробийская рабочая программа по воздействию, уязвимости и адаптации к изменению климата», Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам, 43-я сессия, состоявшаяся в Париже с 1 по 4 декабря 2015 г. (Париж: UNFCCC , декабрь 2015 г.) Доступно в Интернете по адресу: http://unfccc.int/resource/docs/2015/sbsta/eng/l19.pdf
        • 7. Скотт Барретт и Роберт Ставинс, «Увеличение участия и соблюдение , Международные соглашения об изменении климата», Международные экологические соглашения: политика, право и экономика 3 (2003), стр. 349-376.
        • 8. а. б. в. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Справочная информация о НПДА , опубликована в Интернете по адресу: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/national_adaptation_programmes_… 7572.php (последний доступ 19январь 2016 г.)
        • 9. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Национальные планы адаптации, опубликовано в Интернете по адресу: https://unfccc.int/adaptation/workstreams/national_adaptation_plans/item… (последний доступ 19 января 2016 г.)
        • 10. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, хронология – потери и ущерб, опубликовано в Интернете по адресу: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/loss_and_damage/items/7545. php (последний доступ 19 января 2016 г.)
        • 11. а. б. Эрин Робертс, Кес ван дер Геест, Коко Уорнер и Стефани Эндрю, «Утрата и ущерб: когда адаптации недостаточно», ЮНЕП Глобальная служба оповещения об окружающей среде ( ЮНЕП : апрель 2014 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://www.unep.org/pdf/UNEP_GEAS_April_2014. pdf
        • .
        • 12. а. б. Коко Уорнер и Кес ван дер Геест, «Потери и ущерб от изменения климата: данные местного уровня из девяти уязвимых стран», Международный журнал о глобальном потеплении 5(4) (2013), стр. 367–386. Доступно в Интернете по адресу: http://www.lossanddamage.net/download/7237.pdf
        • .
        • 13. Зёнке Крефт, Коко Уорнер, Свен Хармелинг, «Оформление дебатов о потерях и ущербе: начало разговора по инициативе о потерях и ущербе в уязвимых странах», Germanwatch, (Бонн, август 2012 г.). Доступно в Интернете по адресу: https://germanwatch.org/fr/download/6673.pdf
        • 14. а. б. в. д. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Доклад Комитета по адаптации 2015 г., FCCC/SB/2015/2 ( «> UNFCCC , 2015 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://unfccc.int/resource/docs/2015/sb/eng/02.pdf
        • .

        Ссылка на пакет знаний 

        Нина Книттель (2016 г.): «Адаптация к изменению климата: варианты и механизмы в рамках РКИК ООН». Информационный центр по климатической политике, 29 марта 2016 г. Доступно в Интернете по адресу: http://climatepolicyinfohub.eu/climate-change-adaptation-options-and-mechanisms-under-unfccc

        Адаптация, управление и гражданское общество

        Адриана Рамос, исполнительный секретарь Instituto Socioambiental (ISA), Бразилиа


        Вопрос девятый: Как гражданское общество может наилучшим образом поддержать и привлечь к ответственности правительства национального уровня в их усилиях интегрировать риски изменения климата в процессы планирования и разработки политики?


        Чтобы учесть интересы и знания уязвимых сообществ, групп населения и людей, необходимо их активное и значимое участие в определении приоритетов, разработке и осуществлении мероприятий по адаптации. Наиболее эффективным способом обеспечения того, чтобы фонды адаптации помогали наиболее уязвимым людям, является адаптация на базе общин. Гражданскому обществу следует поощрять механизмы поддержки адаптации на уровне общин в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к адаптации. Гражданское общество также должно содействовать усилиям по обеспечению реального участия в адаптации научного и академического секторов. Кроме того, гражданское общество должно играть важную роль в распространении климатической информации и обеспечении общественной поддержки адаптации в государственной политике, где в настоящее время продолжают доминировать бедность, социальное равенство, доступ к базовой инфраструктуре и другие проблемы. Наконец, гражданское общество должно продолжать оказывать давление на развитые страны, чтобы они взяли на себя историческую ответственность и возможности поддержки развивающихся стран в адаптации к изменению климата.

        Адаптация к изменению климата является задачей управления. Выбор и изменения, направленные на адаптацию нашего образа жизни к новому климатическому сценарию, потребуют активного процесса переговоров и широкого спектра альтернатив и эффективных возможностей. Организации гражданского общества играют важную роль в этом процессе. Они могут предлагать различные точки зрения и решения, подчеркивать опыт тех, кто более непосредственно ощущает уже имеющиеся последствия, и выступать в качестве посредника между различными интересами, которым будет угрожать опасность на политическом, экономическом, культурном, социальном и экологическом уровнях.

        То, как принимаются решения по вопросам изменения климата как на международном, так и на национальном уровне, показывает трудности, с которыми сталкиваются правительства, частный сектор и гражданское общество в попытках разработать стратегии для предотвращения или смягчения негативных последствий изменчивости и изменения климата. и его эффекты. Политика, необходимая для адаптации к изменению климата, должна охватывать различные секторы и области, уделяя особое внимание тем, кто более уязвим к его последствиям. Для учета интересов и знаний уязвимых сообществ, групп населения и людей необходимо их активное и значимое участие в определении приоритетов, разработке и осуществлении мероприятий по адаптации. Они не только более уязвимы к изменению климата, но и меньше всего способствуют его возникновению. Представления, сделанные гражданским обществом при определении адаптационной политики и мер, должны касаться непосредственно сообществ. Важно продвигать процессы с заинтересованными сторонами, которые действительно эффективны для выслушивания и вовлечения сообществ. Правительства должны обеспечить наличие достаточных средств. Эти процессы принятия решений должны быть прозрачными, а участие сообщества должно варьироваться от разработки и реализации до мониторинга и отчетности.

        Стратегии адаптации

        Стратегии адаптации могут выиграть от сочетания традиционных знаний с инновационными подходами к решению возникающих проблем. Приоритет следует отдавать повышению устойчивости средств к существованию, защите людей и имущества от климатических опасностей, таких как засухи, наводнения и циклоны, а также привлечению и наращиванию потенциала местных учреждений для поддержки людей в адаптации.

        Для обеспечения адекватного и квалифицированного участия гражданского общества правительства должны оказывать поддержку не только тем, кто назначается в качестве представителей для участия в официальных форумах и процессах. Также важно гарантировать поддержку консультаций и систематической оценки социально-экономической уязвимости в географических регионах высокого риска. Крайне важно, чтобы организации гражданского общества проводили свои собственные консультации и оценку.

        Национальные стратегии должны определять основные социальные и экологические факторы уязвимости, климатические прогнозы и основные потребности в адаптации. Финансовые механизмы должны быть определены заранее, как гарантия реализации. Все соответствующие секторы внутри правительств должны участвовать в принятии решений. Поэтому процессами стейкхолдеров должны руководить те, кто действительно способен принимать решения на уровне правительства. Различные области политики, такие как сельское хозяйство и окружающая среда, часто противоречат друг другу, когда речь идет о вопросах, связанных с изменением климата и адаптацией. Неэффективно иметь план, разработанный одним сектором, для реализации другим. В идеале процесс должен быть централизованным и интегрированным, объединяющим все заинтересованные стороны и представителей правительств.

        Планирование и реализация мер по адаптации должны быть интегрированы в существующие планы и процессы развития. Стратегии адаптации в сельском хозяйстве, например, должны определяться с учетом различий между агропромышленным сектором и семейными фермерскими хозяйствами. Нельзя игнорировать взаимосвязь между адаптацией сельского хозяйства и другой политикой, касающейся водных, лесных и продовольственных ресурсов. Гражданское общество также должно сыграть важную роль в рассмотрении этих связей. Национальная политика должна отражать это разнообразие ситуаций, чтобы обеспечить эффективное повышение устойчивости сообществ и экономической деятельности в ответ на изменение климата.

        Интересным подходом также может быть обсуждение интегрированных стратегий адаптации и смягчения последствий в различных секторах, таких как энергетика, сельское хозяйство, транспорт, металлургия и т. д. Проблема серьезная, поскольку во многих странах, таких как Бразилия, многие группы как из правительства и частный сектор были вовлечены в обсуждение изменения климата с чувством возможности и ожиданием прибыли. Хотя процессы адаптации также могут быть способом разработки новых экономических подходов, это не может быть целью процесса. Баланс между экономической и социально-экологической перспективами может быть обеспечен за счет привлечения представителей государственного и частного секторов, в том числе организаций гражданского общества – подход, основанный на широком участии, который принимается бразильским правительством.

        Чрезвычайные ситуации, связанные с экстремальными погодными явлениями, являются хорошим примером важности того, чтобы общественные интересы были во главе угла. Предотвращение должно быть ключевым словом. Чтобы определить системы мониторинга и раннего предупреждения, которые будут эффективными в случае инцидентов, правительства должны собрать вместе все заинтересованные стороны, оценить и нанести на карту уязвимые области и ситуации, а также разработать стратегии, гарантирующие быстрое и эффективное реагирование.

        Адаптация потребует особого внимания в процессе перехода. Правительства и частный сектор должны проявлять серьезное участие и приверженность осуществлению мер на различных уровнях. Необходимо будет, например, реформировать учебные планы колледжей, чтобы акцентировать внимание на адаптационных подходах среди новых специалистов.

        Обязательства развитых стран по Конвенции об изменении климата по оказанию помощи развивающимся странам, особенно уязвимым в связи с затратами на адаптацию, должны включать и учитывать эти аспекты. Неотложность потребностей в адаптации уже ощущается во многих местах. Эти потребности со временем будут только расти, поэтому прогресс в смягчении последствий и адаптации более чем актуален.

        Помощь наиболее уязвимым

        Определение планирования адаптации – это способ продемонстрировать способность уязвимых стран находить решения и предлагать альтернативы своему населению. Но гражданское общество также должно продолжать оказывать давление на развитые страны, чтобы они взяли на себя историческую ответственность и способность поддерживать развивающиеся страны в выполнении их части.

        Уязвимость к изменению климата обычно отражает маргинализацию людей в их собственных сообществах и странах. Политика адаптации должна изменить это с самого начала, гарантируя им полное участие в принятии решений, в том числе связанных с использованием средств, на национальном и международном уровнях.

        Обмен информацией, консультации с заинтересованными сторонами, независимые системы мониторинга и оценки — вот некоторые из основных подходов, которые должны быть гарантированы в процессе планирования и реализации. Процесс консультаций должен предоставлять заинтересованным группам достаточно времени для анализа и предоставления отзывов.

        Наиболее эффективным способом обеспечения того, чтобы фонды адаптации помогали наиболее уязвимым людям, является адаптация на базе сообщества. Следует поощрять механизмы поддержки адаптации на уровне сообществ в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к адаптации, что позволит правительствам избежать разработки «сверху вниз», которая не учитывает нужды и интересы наиболее уязвимых групп населения.