Теория психосоциального развития личности э эриксона: Теория развития личности Эрика Эриксона
Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Эриксон
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Личность развивается от рождения до смерти
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см. →
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.
Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→
Теория Э.Эриксона
Реферат
- формат rtf
- размер 383.69 КБ
- добавлен 19 февраля 2011 г.
Введение
Становление эго-психологии
Развитие личности: психосоциальные стадии
Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Раннее детство: автономия — стыд и сомнения
Возраст игры: инициативность – вина
Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
Ранняя зрелость: интимность – изоляция
Средняя зрелость: продуктивность – инертность
Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние
Основные положения Эриксона относительно природы человека
Заключение
Список использованной литературы
Смотрите также
- формат pdf
- размер 1. 79 МБ
- добавлен 26 июня 2011 г.
«Айрис-пресс», 2005, 238 с., серия «Высшее образование». Конспекты лекций, изложенные в данном пособии, представляют собой обзор общей структуры курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факульт…
pottee
- формат doc, docx
- размер 281.94 КБ
- добавлен 04 июня 2010 г.
Всего 27 ответов. Объективные факторы выделения детской психологии как самостоятельной науки.
pottee
- формат doc
- размер 408.5 КБ
- добавлен 24 июня 2010 г.
Дисциплина — возрастная психология и психология развития. Даны ответы на 30 вопросов данной дисциплины. Шрифт 9, стр. 26. Характеристика предмета и основных задач возрастной психологии. Научные принципы изучения развивающегося ребенка. Основные методы изучения развития ребенка. Классификация и краткая характеристика.
Понятие психическом развитии. Выготский о закономерностях формирования ВПФ. Концепция Валлона о психическом развитии ребенка. Роль…pottee
- формат doc
- размер 35.71 КБ
- добавлен 02 ноября 2009 г.
Академия Фсин россии, специальность- Психология, 3-ий курс. Предмет и задачи возрастной психологии. Становление возрастной психологии. как науки. Методы исследования. возрастной психологии. Исторический анализ понятия «детство». Теории психического развития. Биогенетические концепции развития. Социогенетические концепции развития. Концепция конвергенции. двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая…
Презентация
- формат ppt
- размер 44. 5 КБ
- добавлен 04 декабря 2010 г.
Презентация к лекции. Социогенетический подход. Теория психосоциального развития Эриксона. Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Представлены 9 слайдов с описанием точки зрения Эриксона на значительные события и социальные факторы влияющие на развитие ребенка и взрослого. Дети и Подростки: психология развития /Дэвид Шэффер. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2003. с.75-77
pottee
- формат doc
- размер 56.83 КБ
- добавлен 23 июня 2009 г.
МГГУ им. Шолохова; факультет: педагогики и психологии; специальность: социальная педагогика; 27 вопросов; 16 стр.; создано оглавление для упрощения поиска ответов на интересующие вопросы Предмет и задачи возрастной психологии (ВП). Место ВП в системе психолого-педагогических дисциплин. Становление ВП как самостоятельной области психологической науки. Общая характеристика методов ВП. Наблюдение как один из основных методов в ВП. Психолого-педагог…
pottee
- формат doc
- размер 53.5 КБ
- добавлен 01 марта 2010 г.
КГПУ, 2008 г. Теория рекапитуляции Холла. Теория трехступенчатого развития Бюллера. Конвергенция двух факторов Штерна. Психодинамическая концепция Фрейда. Эпигенетическая концепция Эриксона. Концепция развития интеллекта Пиаже.
Реферат
- формат docx
- размер 24.55 КБ
- добавлен 24 января 2011 г.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. 8 стадий развития личности по Э. Эриксону. Характеристики стадий развития личности по Э. Эриксону. Стадия-Базовое чувство доверия — недоверия. От рождения до 18 месяцев. Стадия-Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев. Стадия-Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет. Стадия-Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11лет. Стадия-Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 ле…
Реферат
- формат docx
- размер 60.54 КБ
- добавлен 20 ноября 2010 г.
Введение, Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, Психосоциальные стадии развития по Эриксону: младенчество, раннее детство, возраст игры, школьный возраст, юность, ранняя зрелость, средняя зрелость, поздняя зрелость, выводы, список литературы. 33 страницы
Реферат
- формат rtf
- размер 47.61 КБ
- добавлен 10 сентября 2010 г.
Становление эго-психологии, Развитие личности: психосоциальные стадии, Основные положения Эриксона относительно природы человека.
Психосоциальная теория личности Э.Эриксона. Развитие и кризисы. Эрик Эриксон
Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом. От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий. В этой статье мы рассмотрим главные понятия, автором которых является Эриксон. Мы проанализируем основные стадии, через которые, как считал ученый, проходит каждый. И, наконец, подробно остановимся на тех концепциях, которые волновали Эриксона больше всего.
Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию…
Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.
После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.
Стадии развития личности по Эриксону
Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.
1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?
Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность
Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.
Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.
Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:
Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
Ощущение одиночества и опустошенности;
Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.
Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.
Что такое интеграция Эго?
Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.
Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.
Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.
По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.
По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.
Фрейд и Эриксон: теоретические различия
Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?
Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.
Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.
Вывод
Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах. Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт. Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.
Эрик Хомбургер Эриксон (англ. ; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.
Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.
В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.
Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т. наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.
Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.
В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.
ЭРИКСОН ЭРИК.
Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования.
Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее.
Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.
В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима — еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.
До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров.
В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона — «Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.
В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется концепция «моратория» — периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом-нового жанра психобиографии.
В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа «Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее мировоззрение, внутренняя логика.
В 1969 г. была издана еще одна психобиография — под названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.
Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии
Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.
Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.
Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.
Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.
Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).
Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет — становление эгоидентич-ности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.
Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.
Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное — забота о детях и творческой продуктивности.
Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.
В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эриксон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано).
Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса.
Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.
Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие.
Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.
Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич
Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич
БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора
Из книги Четыре времени года автора Тарасова Татьяна Анатольевна
Эрик Целлер Эрик Целлер — ведущий тренер у себя в стране, как, например, Мюллер в ГДР. Я на соревнованиях встречала его ровно столько, сколько езжу сама. В Будапеште в январе 1984 года он мне сказал, что это его 43-й чемпионат Европы. Надо проверить, правильно я его поняла? И если
Из книги Людовик XIV автора Дешодт Эрик
Эрик Дешодт Людовик XIV
Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич
Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей
1. Милтон Г. Эриксон: краткая биография (1967) Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его оригинальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как
Из книги Автобиография фальсификатора автора Хэбборн Эрик
Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон
Эрик Кантона Август 2009 года1992 год. Эрик Кантона впервые стал чемпионом английской лиги в составе «Лидс Юнайтед». Репортер британского телевидения Элтон Уэлсби, отчаянно пытаясь взять у него интервью, решил обратиться к игроку по-французски: «Magnifique, Эрик!» — «О, вы
Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми
Джойнер Эрик и другие художники Съемочную площадку «Теории Большого взрыва» украшают рисунки известных художников в научно-фантастическом стиле. Один из таких художников – Эрик Джойнер из Сан-Франциско – прославился причудливыми изображениями роботов, которые
Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич
Э. Эриксон (1902–1994) В 1970 году один из номеров популярного американского журнала «Ньюсуик» вы шел с броским заголовком на обложке «Эрик Эриксон: в поисках идентичности». Главный материал номера был посвящен эпигенетической концепции Э. Эриксона. В этом проявился живой
Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор
Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна
Глава 4. Эрик Хан-Пира Эрик Иосифович Хан-Пира (1927–2011 гг.), лингвист, автор научных, научно-популярных и полемических статей, посвященных вопросам языка, истории и литературы, доцент МПГУ. Окончил литфак МГПИ в 1950 г.На его лекциях на факультете начальных классов всегда был
Из книги Война, блокада, я и другие… [Мемуары ребенка войны] автора Пожедаева Людмила Васильевна
Эрик…! Эрька…! Эричка…! Борька-дыня, у которого голова с белобрысой челкой была вытянута вверх и была похожа на дыню. Борька-моряк, который всегда ходил в матросках разного цвета — синей, голубой и белой, и мне это очень нравилось. У меня тоже была синяя матроска, и тогда я
Из книги Хилтоны [Прошлое и настоящее знаменитой американской династии] автора Тараборелли Рэнди
Глава 4 Эрик: выход из тени Было 14 августа 1958-го, окончание недельных торжеств по случаю последнего приобретения Конрада Хилтона, отеля «Беверли-Хилтон» в Лос-Анджелесе, который только что был открыт для посетителей. Вестибюль был полон людей – кто-то уже снимал номер,
Из книги автора
Глава 4 Баррон, Эрик и Франческа – Разумеется, для меня гостиничный бизнес очень важен, – говорил Баррон Хилтон репортеру, давая интервью для Ассошиэйтед Пресс в своем солидном доме в Холмби-Хиллз. – Но больше всего – семья.Можно было бы заметить, что его отец не всегда
Из книги автора
Глава 5 Эрик и Пэт разводятся В 1985 году прошло уже шесть лет со смерти Конрада. За это время его сын Эрик развелся с Пэт, с которой прожил двадцать девять лет и имел четырех детей; развод был официально расторгнут в 1983 году. «Мы отдалились друг от друга, – сказала Патрисия
Erikson, 1902-1994) — амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие -«психосоциальной идентичности»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли себя»). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он — несмотря на оппозицию к
классическому фрейдизму — отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных 3. Фрейдом, См. также Доверие, Социальная идентичность. (Е. Е. Соколова.)
Эриксон (Erickson) Эрик Хомбургер
(15.06.1902, Франфурт-на-Майне — 1994, Гарвич, Массачусетс) — американский психолог, один из основателей эго-психологии.
Биография. Получил образование в Венском институте психоанализа. Работал на медицинском факультете Гарвардского университета, в университете Беркли в Калифорнии.
Исследования. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития, каждая из которых имеет целью достижение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.).
Сочинения. Childhood and Society. N.Y., 1963;
Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1968;
Life History and the Historical Moment. N.Y., 1975
Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.
В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.
Научная деятельность
Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.
В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.
Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.
В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.
В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.
В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».
Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.
В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.
Основные работы
Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.
Награды и достижения
В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».
За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».
Личная жизнь
В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.
В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.
Теория психосоциального развития Эриксона – от психологии до безопасности
Эрик Эриксон не имел университетского образования по какому-либо предмету, но обучался психоанализу у дочери Фрейда Анны Фрейд. Его связи с фрейдистским подходом были сильны, и он считал себя верным фрейдистом. Однако он внес значительные новшества в психоанализ, которые расширили сферу деятельности Фрейда, сохранив при этом ее суть. «Психоанализ всегда является отправной точкой», — сказал он. Поэтому он сформулировал свою собственную теорию, известную как теория психосоциального развития личности Эриксона.
Эриксон расширил рамки теории Фрейда «Психоанализ» тремя способами:
- Эриксон предположил, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни, и, таким образом, разработал стадии развития Фрейда.
- Он уделял больше внимания эго, чем ид.
- Он утверждал, что в детстве мы не полностью управляем врожденными биологическими факторами. Но культура и исторические силы также оказывают влияние на личность.
Эриксоновская теория психосоциальных стадий развития личности делит рост личности на восемь психосоциальных стадий. Первые четыре аналогичны оральной, анальной, фаллической и латентной стадиям Фрейда. Основное различие между теориями Фрейда и Эриксона заключается в том, что Эриксон делал акцент на психосоциальных коррелятах, тогда как Фрейд сосредоточился на биологических факторах.
В теории психосоциального развития личности Эриксона мы справляемся с кризисом либо адаптивным, либо дезадаптивным образом. Каждая стадия развития имеет свой особый кризис или поворотный момент, который требует некоторых изменений в нашем поведении и личности. Мы можем реагировать на кризис как адаптивным (позитивным), так и дезадаптивным (негативным) образом. Также на каждом этапе есть возможность развить наши основные сильные стороны. Эти сильные стороны проявляются после успешного разрешения кризиса на каждом этапе. Таким образом, нижеследующее представляет собой теорию психосоциальных стадий развития личности Эриксона:
Стадии | Возраст | Адаптация против Маладиат. | Надежда | |
Мышечно-анальный | 1-3 | Автономия vs.0024 | Initiative vs. guilt | Purpose |
Latency | 6-11 | Industriousness vs. inferiority | Competence | |
Adolescence | 12-18 | Identity cohesion vs. role cohesion | Верность | |
Молодость | 18-35 | Близость или изоляция | Любовь | |
Взросление | 35-290 900-45 Генитальность0031 Стагнация | CARE | ||
Срок погашения возраст | 55+ лет | Целостность эго против DESPAIR | WISDOM |
Автономия против стыда и сомнений
мышечно-анальная стадия начинается в позднем младенчестве и в раннем детстве (от 1 до 3 лет) и параллельна анальной стадии Фрейда. на этом этапе у детей развиваются различные физические и умственные способности, например, они учатся более эффективно общаться. они могут ходить, карабкаться, толкать, тянуть и держаться за объект или отпускать его. Они также начали обнаруживать, что их поведение является их собственным. Дети гордятся своими навыками и обычно утверждают свое чувство независимости или автономии. Самым важным моментом на этом этапе является то, что дети впервые могут осуществлять некоторый выбор и реализовывать свою волю. Они начинают видеть себя как личность и хотят осуществлять свой выбор. если их слишком сильно сдерживают или слишком сурово наказывают родители, у них, вероятно, разовьется чувство стыда и сомнений.
Главный кризис на этом этапе связан с приучением к туалету. Родители могут либо разрешить ребенку приучать ребенка к туалету в его/ее темпе, либо могут раздражаться. Если родители препятствуют попыткам ребенка проявлять независимость в приучении к туалету, у ребенка развивается чувство неуверенности в себе и чувство стыда при общении с другими. Если эта стадия успешно пройдена, то развивается базовая сила воли, которая представляет собой решимость осуществлять свободу выбора и самоограничение.
Инициатива против вины
Моторно-генитальная стадия начинается в дошкольном возрасте (3-5 лет) и аналогична фаллической стадии. На этом этапе дети сталкиваются с расширяющимся социальным миром, перед ними встают новые задачи, требующие активного, целеустремленного, отзывчивого поведения. Они выражают сильное желание проявлять инициативу во многих видах деятельности. Однако, если ребенок ведет себя безответственно и вызывает беспокойство, у него может развиться чувство вины. Таким образом, основная сила, возникающая в результате удовлетворительного разрешения этой стадии, — это цель, которая включает в себя смелость предвидеть и преследовать цели.
Трудолюбие против неполноценности
Латентный период Эриксона начинается в начальной школе (6 лет — период полового созревания), как и латентный период Фрейда. Сейчас дети склонны направлять свою энергию на овладение знаниями и интеллектуальными навыками. Они учатся хорошо работать и учиться, как дома, так и в школе. Эриксон называл это трудолюбием, оно формируется получением похвалы и удовлетворения. Однако, если стадия не проходит успешно, у ребенка может развиться чувство неполноценности, чувство некомпетентности и непродуктивности. Основная сила, которая проявляется на этом этапе, — это компетентность. Это включает в себя применение навыков и интеллекта в выполнении и выполнении задач.
Идентичность и путаница в идентичности
В подростковом возрасте (10-20 лет) люди узнают, кто они, что они собой представляют и куда идут в жизни. это стадия, на которой мы формируем наше представление о себе. Подростки экспериментируют с разными ролями и идеологиями, пытаясь определить наиболее подходящие. Если подростки осознанно изучают роли и находят позитивный путь в жизни, то они обретают позитивную идентичность, а если нет, то царит путаница идентичности. Основная сила, которая развивается после удовлетворительного разрешения этой стадии, — это верность, заключающая в себе искренность, искренность и чувство долга в отношениях с другими.
Близость против изоляции
Эриксон считал эту стадию самой продолжительной по сравнению с предыдущими, продолжающейся до 35 лет. В это время люди становятся более автономными, зрелыми и ответственными взрослыми. Они берутся за продуктивную работу, а также сталкиваются с задачей развития, формируя близкие отношения с другим человеком. Близость не ограничивается сексуальными отношениями, но также включает в себя чувство заботы и приверженности другому человеку. У людей, которые не могут достичь близости на этой стадии, развивается чувство изоляции. Они избегают социальных контактов, предпочитают одиночество и даже могут стать агрессивными. Таким образом, основная сила, возникающая из близости, — это любовь. Поэтому Эриксон считал любовь величайшей из всех человеческих добродетелей.
Генеративность против стагнации
Седьмая стадия развития Эриксона приходится на взрослую жизнь (35-55 лет). Это стадия зрелости, и под генеративностью Эриксон понимает прежде всего заботу о том, чтобы помочь молодому поколению развиваться и вести полезную жизнь. По мнению Эриксона, наша забота становится более широкой и долгосрочной, включая будущие поколения и то общество, в котором они будут жить. Таким образом, человеку не нужно быть родителем, чтобы проявлять генеративность, и наличие детей не удовлетворяет это стремление.
Эриксон считал, что все институты, будь то бизнес, правительство, социальная служба или наука, предоставляют нам возможности для проявления творческого потенциала. Люди находят способы стать наставниками или проводниками для молодых людей на благо общества в целом. Однако, если люди на этом этапе не находят генеративности, начинается ощущение, что они ничего не сделали, чтобы помочь следующему поколению, называемое застоем. Следовательно, основная сила, возникающая в результате рождаемости, — это забота. забота – это широкая забота о других, проявляющаяся в необходимости учить других не только помогать, но и реализовывать свою идентичность.
Целостность эго против отчаяния
Последняя стадия психосоциального развития начинается в позднем взрослом возрасте (после 60 лет). На этом этапе человек размышляет о прошлом. Если мы оглянемся назад с чувством наполненности и удовлетворения и пересмотрим свою жизнь, проведенную с пользой, целостность будет достигнута. Если мы будем рассматривать свою жизнь с чувством разочарования, гнева на упущенные возможности и сожаления об ошибках, то мы почувствуем отчаяние, которое ведет к сомнению или унынию. Таким образом, основной силой, связанной с этой последней стадией, является мудрость, которая выражается в беспристрастном отношении ко всей жизни.
Психология технологий – Центр технического благополучия
Технологии и психосоциальное развитие (Часть 1)
Как психологи, возглавляющие Центр технического здоровья (TWC), наши мнения о технологиях всегда фильтруются через призму различных психологических теорий. В этой серии блогов мы познакомим вас с теорией психосоциального развития, разработанной Эриком Эриксоном, который учился у Анны Фрейд. В каждом блоге мы рассмотрим теорию и то, как, по нашему мнению, технологии могут пагубно повлиять на каждый этап психосоциального развития.
Эриксоновская теория психосоциального развития — одна из самых известных теорий развития личности.
Согласно Эриксону и его теории психосоциального развития, окружающая среда или социальный опыт ребенка имеют жизненно важное значение для обеспечения чувства прогресса, приспособления и источника самосознания и идентичности для ребенка. Другими словами, социальная среда помогает формировать нашу эго-идентичность. Эго-идентичность определяется как наши убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять наше поведение. Мы развиваем это чувство эго-идентичности через трудности наших социальных взаимодействий. Эриксон считал, что самоидентификация начинает формироваться в младенчестве, а критическое развитие происходит в подростковом возрасте. Однако Эриксон также считал, что эго-идентичность продолжает развиваться во взрослом возрасте.
Эго-идентичность чрезвычайно важна для того, кто мы есть как личности, потому что она дает нам целостное и единое ощущение себя, которое сохраняется и продолжает расти с возрастом. Эриксон считал, что наряду с развитием эго-идентичности чувство компетентности мотивирует поведение и действия. Следовательно, каждый из этапов Эриксона включает в себя приобретение компетентности в какой-либо области жизни.
Эриксон предположил, что человек должен успешно пройти восемь стадий психосоциального развития от младенчества до зрелости. На каждом этапе есть задача, которую человек должен решить и, надеюсь, справиться. Если человеку удается справиться с конфликтом, он выходит со сцены с психологической силой, которая будет помогать ему на протяжении всей жизни. Это мастерство иногда называют «силой эго». Если человеку не удается справиться с конфликтом, он может не развить основные навыки, необходимые для сильного чувства идентичности и себя. Эта неудача может привести к чувству неполноценности. Следовательно, человек либо разовьет навык, либо не разовьет навык. Хотя для перехода к следующему этапу не требуется успешного выполнения задачи или этапа, необходимо развивать навык.
В таблице ниже указаны все этапы теории Эриксона.
Этапы | Возраст | Конфликт | Итоговая Добродетель |
1 | От рождения до 18 месяцев | Доверие против недоверия | Надежда |
2 | 2 – 3 года | Автономия против стыда и сомнения | Воля |
3 | 3–5 лет | Инициатива против вины | Назначение |
4 | 5 – 11 лет | Трудолюбие против неполноценности | Компетентность |
5 | Подростковый возраст | Идентичность против путаницы | Верность |
6 | Раннее взросление | Близость против изоляции | Любовь |
7 | Средневековье | Генерация против стагнации | Уход |
8 | Старость | Целостность против отчаяния | Мудрость |
Стадия 1: Доверие или недоверие (0–18 месяцев)
Первая стадия, известная как «Доверие или недоверие», происходит от рождения до 18 месяцев и считается самой фундаментальной стадией жизни. Основное внимание на этом этапе уделяется драйву и надежде. Младенцы абсолютно во всем зависят от своих опекунов, включая еду, любовь, тепло, безопасность и заботу. Качество и надежность тех, кто за ними ухаживает, помогают ребенку развить доверие или недоверие. Если опекун не может обеспечить заботу и любовь к ребенку или непоследователен, эмоционально недоступен или отвергает, младенец придет к выводу, что он или она не может доверять взрослым или зависеть от них в своей жизни. Развитие недоверия приведет к фрустрации, страху, подозрительности, замкнутости и отсутствию уверенности. Это в конечном итоге приведет к убеждению, что мир непостоянен и непредсказуем.
С другой стороны, если ребенок успешно разовьет доверие, он или она будет чувствовать себя в мире в безопасности. Учитывая, что ни у одного ребенка не развивается чувство абсолютного доверия или абсолютного сомнения, Эриксон считал, что конфликт должен установить баланс между двумя противоборствующими сторонами. Когда достигается правильный баланс, ребенок обретает надежду. Эриксон определял надежду как открытость для переживаний, сдерживаемую некоторой настороженностью по поводу возможной опасности.
Как использование технологий влияет на этот этап? TWC не считает, что использование технологий в столь раннем возрасте обязательно приведет к недоверию или неудачам на данном этапе; однако чрезмерное использование технологий может помешать родителям или основным опекунам обеспечить теплоту, заботу и любовь, необходимые младенцам для освоения этого этапа. Мы видели, как родители держат своих младенцев на коленях, позволяя младенцу «играть» на iPad, и видели детей в возрасте от одного до двух лет, играющих с мобильными телефонами и планшетами, подолгу сидя в своих колясках. Такое использование технологий мешает социальному взаимодействию лиц, осуществляющих уход, с младенцем. Младенцы нуждаются в социальном взаимодействии, которое включает в себя безраздельное внимание и физический контакт, чтобы успешно освоить эту стадию развития. На этом этапе абсолютно необходим постоянный и надежный уход.
Советы родителям детей с 1-й стадией (от младенчества до 2 лет):
- Детям не следует смотреть телевизор или играть на планшетах, мобильных телефонах или других электронных устройствах.
- Играя с ребенком, чаще смотрите ему в глаза.
- Когда вам нужно посадить ребенка в автокресло, коляску или надувное кресло, включите спокойную музыку.
- Часто разговаривайте, когда вы играете с ребенком или даже если ваш ребенок находится в удерживающем кресле или коляске, а вы выполняете другие задачи. Дети, которые слышат больше произнесенных слов, в более позднем детстве имеют больший словарный запас.
В следующем блоге мы сосредоточимся на этапах 2 и 3. конкретные, универсальные сцены, включая Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона и Лоуренса Кольберга.
Зигмунд Фрейд был венским врачом, который разработал свою психосексуальную теорию развития, работая с эмоционально неуравновешенными взрослыми. В настоящее время этот подход считается спорным и в основном устаревшим. Он основан на идее о том, что родители играют решающую роль в управлении сексуальными и агрессивными побуждениями своих детей в течение первых нескольких лет жизни, способствуя их правильному развитию.
По Фрейду, детские переживания формируют нашу личность и поведение во взрослом возрасте. Фрейд считал развитие прерывистым; он считал, что каждый из нас должен пройти через ряд стадий в детстве и что, если нам не хватает надлежащего воспитания и воспитания на какой-либо стадии, мы можем застрять на этой стадии или зациклиться на ней. Согласно Фрейду, детские побуждения к поиску удовольствий (управляемые Ид) фокусируются на разных участках тела, называемых эрогенными зонами, на каждой из пяти стадий развития (психосексуальные стадии развития): оральной, анальной, фаллической. , латентный и генитальный.
- Оральный (0-1 год): на этом этапе рот является центром удовольствия для развития. Фрейд считал, что именно поэтому младенцы рождаются с сосательным рефлексом и желают материнской груди.
- Анальный секс (возраст 1–3 года): на этом этапе малыши и дети дошкольного возраста начинают экспериментировать с мочой и фекалиями. Контроль, которому они учатся управлять своими телесными функциями, проявляется в приучении к туалету.
- Фаллический (возраст 3–6 лет): на этом этапе дошкольники получают удовольствие от своих гениталий и, согласно Фрейду, начинают бороться с сексуальными желаниями по отношению к родителю противоположного пола (мальчики — к матерям, а девочки — к отцам). У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. В то же время мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому испытывает кастрационную тревогу. Комплекс Электры, позже предложенный протеже Фрейда Карлом Юнгом, включает в себя желание девочки привлечь внимание отца и желание занять место матери.
- Латентность (6-12 лет): На этом этапе сексуальные инстинкты утихают, и у детей начинает развиваться совесть .
- Генитальный (от 12 лет): на этом этапе вновь возникают сексуальные импульсы. Если другие этапы были успешно пройдены, подростки начинают вести себя соответствующим образом, что может привести к браку и рождению ребенка.
Эрик Эриксон был теоретиком сцены, принявшим противоречивую теорию Фрейда о психосексуальном и модифицировала ее как психосоциальную теорию. Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни.
Доверие против недоверия: С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять.
Самостоятельность против стыда/сомнений: по мере того как малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов.
Инициатива против чувства вины: Как только дети достигают дошкольного возраста (в возрасте 3–6 лет), они способны инициировать действия и контролировать свой мир посредством социальных взаимодействий и игр.
Трудолюбие против неполноценности: на этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбие против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы увидеть, насколько они соответствуют. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им.
Идентичность и смешение ролей: В подростковом возрасте (в возрасте 12–18 лет) дети сталкиваются с проблемой идентификации и смешения ролей. По Эриксону, главной задачей подростка является развитие чувства собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, ставят цели и пытаются открыть свое «взрослое» «я».
Близость против изоляции: люди в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) обеспокоены близостью и изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими.
Генеративность против стагнации: Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как середина взрослой жизни, который продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы своей жизни и содействие развитию других посредством таких действий, как волонтерство, наставничество и воспитание детей.
Целостность против отчаяния: с середины 60-х до конца жизни мы находимся в периоде развития, известном как поздняя взрослость. Задача Эриксона на этом этапе называется честность против отчаяния. Он сказал, что люди в позднем взрослом возрасте размышляют о своей жизни и испытывают либо чувство удовлетворения, либо чувство неудачи.
Хотя психосоциальные стадии Эриксона объясняют взаимодействие между собой и социальной средой, Лев Выготский предложил теорию, которая идет дальше в явном признании участия социальных и культурных факторов в развитии. Наиболее важным элементом его теории является то, что обучение происходит посредством взаимодействия с другими людьми, которое способствует приобретению культурно ценного поведения и убеждений. Работа Выготского вдохновила социокультурный подход к идентичности, который делает упор на социализацию и опыт обучения, способствующий формированию идентичности.
Лоуренс Кольберг расширил более раннюю работу когнитивного теоретика Жана Пиаже, чтобы объяснить нравственное развитие детей. Кольберг считал, что нравственное развитие, как и когнитивное развитие, проходит ряд стадий.
Поставив перед людьми различные моральные дилеммы, Колберг рассмотрел ответы людей и поместил их на разные стадии морального мышления. Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональным морали (до 9 лет) к способности к конвенциональной морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (как только достигается идея Пиаже о формальном операциональном мышлении), чего полностью достигают лишь немногие. Каждый уровень нравственности содержит две стадии, которые обеспечивают основу для нравственного развития в различных контекстах.
Уровень 1: Доконвенциональный: На всем доконвенциональном уровне чувство морали ребенка находится под внешним контролем. Дети принимают и верят правилам авторитетных лиц, таких как родители и учителя.
Уровень 2: Обычный: На обычном уровне чувство морали у ребенка связано с личными и социальными отношениями. Дети продолжают принимать правила авторитетных фигур, но теперь это связано с их верой в то, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и общественного порядка.
Уровень 3: Постконвенциональный: На всем постконвенциональном уровне чувство морали человека определяется в терминах более абстрактных принципов и ценностей. Люди теперь считают, что некоторые законы несправедливы и должны быть изменены или отменены. Этот уровень отмечен растущим осознанием того, что люди являются отдельными от общества субъектами и что люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их принципами.
Практические вопросы
Академия Хана
Пощекочи меня, Ним. Говорят ли приматы на языке?
Системы подсчета и Племя Пираха
MCAT Официальный Prep (AAMC)
Секция Банка P/S ВОПРОС 33
Тест образца P/S Секция. 5 Вопрос 21 0003
Практический экзамен 1 P P. /S Раздел Пассаж 6 Вопрос 33
Практический экзамен 2 P/S Раздел 7 Вопрос 37
Практический экзамен 2 P/S Раздел 7 Вопрос 38
Практический экзамен 4 P/S Раздел Вопрос 26
2 3
• Согласно его теории, для правильного развития необходимо успешно пройти каждую стадию психосексуального развития; если нам не хватает надлежащей заботы и воспитания на какой-то стадии, мы можем застрять на ней или зациклиться на ней.
• Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком стадий, который взял спорную психосексуальную теорию Фрейда и преобразовал ее в восьмиэтапную теорию психосоциального развития.
• На каждом из восьми этапов развития Эриксона две противоречивые идеи должны быть успешно решены, чтобы человек стал уверенным и полезным членом общества. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.
• Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают доверие против недоверия, автономию против стыда/сомнения, инициативу против вины, трудолюбие против неполноценности, идентичность против смешения ролей, близость против изоляции, продуктивность против стагнации и честность против отчаяния.
• Лев Выготский предложил теорию, признающую участие социальных и культурных факторов в развитии. Наиболее важным элементом его теории является то, что обучение происходит посредством взаимодействия с другими людьми, которое способствует приобретению культурно ценного поведения и убеждений.
• Лоуренс Кольберг расширил более раннюю работу когнитивного теоретика Жана Пиаже, чтобы объяснить нравственное развитие детей, которое, по его мнению, следует ряду стадий.
• Кольберг определил три уровня морального развития: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый уровень состоит из двух отдельных этапов.
• На доконвенциональном уровне чувство морали ребенка контролируется извне. Дети принимают и верят правилам авторитетных лиц, таких как родители и учителя, и судят о действиях на основании их последствий.
• На конвенциональном уровне чувство морали человека связано с личными и общественными отношениями. Дети продолжают принимать правила авторитетных фигур, но теперь это потому, что они считают, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и общественного порядка.