Миннесотский тест – Mmpi — Википедия
Начать тестирование |
У вас хороший аппетит |
По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули |
В вашей повседневной жизни много интересного |
Вы работаете с большим напряжением |
Временами вам в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать |
У вас очень редко бывает запор |
Иногда вам очень хотелось уйти из дома навсегда |
Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача |
Временами вас беспокоят тошнота и позывы на рвоту |
У вас складывается впечатление, что вас никто не понимает |
Иногда вам хочется выругаться |
Каждую неделю вам снятся кошмары |
Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей |
С вами происходили (или происходят) странные вещи |
Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас |
В детстве вы одно время совершали кражи |
Бывало, что по несколько дней, недель или даже месяцев вы ничем не могли заняться, потому что вам было трудно заставить себя включиться в работу |
У вас прерывистый и беспокойный сон |
Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи |
Большинство тех, кто вас знает, не считают вас неприятным человеком |
Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, чей уровень знаний был меньше вашего |
Большинство людей довольны своей жизнью больше, чем вы |
Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи |
Иногда вы сердитесь |
Вам определенно не хватает уверенности в себе |
У вас часто бывают подергивания в мышцах |
У вас часто возникает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее |
Обычно вы удовлетворены своей судьбой |
Некоторые так любят командовать, что вам хочется действовать наперекор им, хотя вы знаете, что они правы |
Вы считаете, что против вас что-то замышляют |
Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем |
Вас часто беспокоит желудок |
Часто вы не можете понять, почему накануне были в плохом настроении и раздражены |
Временами ваши мысли текут так быстро, что вы не успеваете их высказывать |
Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых |
Временами вы уверены в собственной бесполезности |
В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим |
У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали, но потом не могли вспомнить, что именно |
Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали |
Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь |
Вам безразлично, что думают о вас другие |
У вас все благополучно с памятью |
Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились |
Большую часть времени вы чувствуете общую слабость |
У вас редко болит голова |
Время от времени бывает такое, что вам трудно сохранить равновесие при ходьбе |
Не все ваши знакомые вам нравятся |
Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли |
Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить |
Вы считаете, что вы слишком застенчивы |
Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь |
Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств |
Иногда вы немного сплетничаете |
Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения |
У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь |
Вы вспыльчивы, но отходчивы |
У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте |
Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к вам |
Ваша судьба никого особенно не интересует |
Вы не осуждаете человека, который не прочь использовать в своих интересах ошибки другого |
Иногда вы полны энергии |
За последнее время у вас ухудшилось зрение |
Часто у вас звенит или шумит в ушах |
Хотя бы один раз вы чувствовали, как на вас действует гипноз |
У вас бывают периоды, когда вы необычайно веселы без особой причины |
Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко |
Почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей |
Вы чувствуете острее, чем большинство других людей |
Временами ваша голова работает медленнее, чем обычно |
Вы часто разочаровываетесь в людях |
Вы злоупотребляете спиртными напитками |
experimental-psychic.ru
Миннесотский многофазный личностный опросник MMPI
Тест MMPI и его модификации
Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) относится к анкетным методам изучения личности, включающий в себя эллеменнты проективного теста.
- По своей конструкции Миннесотскии Многошкальный Личностный Опросник относится к эмпирическим многомерным опросникам, созданным на основе критериально-ключевых признаков. В качестве критериев для большинства клинических шкал были выбраны группы психиатрических пациентов с установленными диагнозами. По этой причине большинство базисных шкал сохранили оригинальные психиатрические названия.
Оригинальная версия включает 10 базовых и 3 контрольные шкалы. Кроме этого, методика позволяет вести оценку личности по 500 дополнительным шкалам-индикаторам.
- В большинстве случаев психологами используются только основные шкалы, так как они предоставляют достаточно диагностической информации, а валидность дополнительных шкал на русскоязычной выборке достоверно не проверялась.
Обработка данных исследования состоит из подсчета сырых баллов по каждой шкале и перевода сырых значений в стандартизованный показатель (Т-балл) по специальной формуле или таблице (смотрите ниже на видео).
Преимуществом методики является возможность наглядного представления полученных результатов в виде профиля личности. Тест позволяет
За 60 лет существования опросника выпущено свыше 4000 публикаций.
MMPI отлично показал себя в следующих сферах:
- Изучение личностных особенностей, исследование психологического состояния клиента-пациента;
- Диференциально диагностические исследования лиц с психическими нарушениями, расстройствами личности;
- Установление степени тяжести психической патологии, динамику изменений актуальных психических состояний;
- С использованием данных MMPI выгодно и рационально состовлять план психологической коррекции или психотерапевтической интервенции.
Области применения опросника MMPI
- Индивидуальное консультирование, семейная терапия;
- Скрининговые исследования групп лиц;
- Профориентация, отбор персонала, расстановка кадровых ресурсов;
- Судебно-психологическая экспертиза, отбор в вооруженные силы, спец подразделения и тд.;
- Исследование динамили лечебного процесса в психиатрической и психотерапевтической практике;
- Научные исследования, психологические эксперименты;
- Разработка новых тестов и шкал для оценки психологических феноментов.
Варианты опросника MMPI
1. Опросник ММИЛ
ММИЛ содержит 377 вопросов, 10 основных и 3 контрольные шкалы.
Читайте о третьем издании монографии «Методика многостороннего исследования личности», Березин Ф.Б.
подробнее о тесте ММИЛ
2. Мини-Мульт (Mini-Mult)
Включает 71 вопрос, валидность русскоязычного варианта не доказана. Преимущественно используется в групповых исследованиях.
подробнее о Мини-Мульт
3. MMPI — НИИ им. Бехтерева
Тест состоит из 383 вопросов, разработан в НИИ. им. В.М.Бехтерева. Основное отличие от варианта 566 вопросов — отсутствие вопросов, относящихся к дополнительным шкалам. Если Вы используете тест MMPI без дополнительных шкал, этот вариант сократит экспериментальное исследование на 40-60 минут.
4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)
Опросник СМИЛ состоит из 566 утверждений. Существует взрослый и детский (от 13 до 15 лет) вариант теста СМИЛ. Сокращенный вариант, Мини-СМИЛ, для экспресс-диагностики состояния включает 65 утверждений.
подробнее о СМИЛ
5. Web версия опросника СМИЛ
Ссылка на программу теста СМИЛ http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/
Web версия создана на основе опросника СМИЛ. Удобный инструмент для дистанционной работы и консультирования клиентов. Следует сказать о том, что кроме основных шкал программа подсчитывает дополнительные шкалы по 212 показателям.
Из удобств следует отметить простую форму регистрации, понадобится: пол, ФИО, возраст и образование. Очень удобно, что данные сохраняются в базе, а после прохождения всего теста вы получаете ссылку по которой можете в последующем смотреть результат исследования или пересылать своему психологу.
Из недостатков отметим то, что все вопросы находятся на одной странице (надо постоянно скролить), и отвлекающие блоки основного шаблона сайта.
6. Компьютерная версия теста
Версия програмы MMPI создана и адаптирована в Лаборатории Прикладной Психологии «PSYCOM» в 2004 году. Эта компьютерная версия MMPI позволяет пройти индивидуальное тестирование тестом MMPI на своем персональном компьютере. Для работы необходимо скачать и установить программу на стой ПК. Поддерживает операционные системы семейства Windows.
7. Опросник MMPI-2
Опросник включает 567 утверждений, из которых 394 взяты из MMPI, 66 модифицированы и 107 разработаны заново.
подробное описание MMPI-2
8. Пособия для интерпретации методики
9. Опросники, бланки, ключи
>10.Дополнительно по интерпретации MMPI
11. Примеры анализа теста MMPI
Больше примеров интерпретации смотрите на ютуб канале https://www.youtube.com/user/fassilitator подписываемся на канал пишем отзывы и комментируем видео!
Получить анализ Вашего профиля MMPI сюда http://psy-diagnoz.com/article/19-tip-profilya-mmpi.html
Адаптация: вариант ММИЛ из 384 утверждений адаптирован и стандартизирован Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым в 1967 г.; вариант из 383 — НИИ им. В. М. Бехтерева, авторы адаптации и стандартизации — И. Н. Гильяшева и Т. И. Федорова,1986 г.; тест СМИЛ — Институтом прикладной психологии, Л. Н. Собчик, 1971 г.
psy-diagnoz.com
Миннесотский многофазный личностный тест MMPI (СМИЛ). Онлайн
1.Я люблю читать научно-техническую литературу
Да
Нет
2.У меня хороший аппетит
Да
Нет
3.По утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим
Да
Нет
4.Думаю, что мне понравилась бы работа библиотекаря
Да
Нет
5.Малейший шум меня будит
Да
Нет
6.Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях
Да
Нет
7.Мои руки и ноги обычно достаточно теплые
Да
Нет
8.Моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня
Да
Нет
9.Моя работоспособность не хуже, чем была раньше
Да
Нет
10.Я часто ощущаю «комок» в горле
Да
Нет
11.Я верю, что сны всегда сбываются
Да
Нет
12.Я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях
Да
Нет
13.Работа дается мне ценой значительного напряжения
Да
Нет
14.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
15.Временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать
Да
Нет
16.Я считаю, что жизнь ко мне беспощадна
Да
Нет
17.Мой отец хороший человек
Да
Нет
18.У меня очень редко бывают запоры
Да
Нет
19.Поступая на новую работу, я предпочитаю знать, с кем я должен наладить хорошие отношения
Да
Нет
20.Моя половая жизнь удовлетворительна
Да
Нет
21.Временами мне очень хотелось покинуть дом
Да
Нет
22.Временами у меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу контролировать
Да
Нет
23.Меня беспокоят приступы тошноты и рвоты
Да
Нет
24.Мне кажется, что нет такого человека, который понимал бы меня
Да
Нет
25.Я бы хотел быть певцом
Да
Нет
26.Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего держать язык за зубами
Да
Нет
27.Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы
Да
Нет
28.Если со мной поступают несправедливо, я чувствую, что должен отплатить за это просто из принципа
Да
Нет
29.Несколько раз в неделю меня беспокоит изжога
Да
Нет
30.Иногда мне хочется выругаться
Да
Нет
31.Кошмарные сны снятся мне почти каждую ночь
Да
Нет
32.Я замечаю, что мне трудно стало сосредоточиться на определенной задаче или работе
Да
Нет
33.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
34.Большую часть времени у меня бывает кашель
Да
Нет
35.Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился гораздо большего
Да
Нет
36.Я редко беспокоюсь о своем здоровье
Да
Нет
37.У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью
Да
Нет
38.В юности было время, когда я совершал мелкие кражи
Да
Нет
39.Временами мне хочется ломать веши, бить посуду
Да
Нет
40.Я бы предпочел большую часть времени сидеть ничего не делая и мечтать
Да
Нет
41.У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, так как не мог включиться в работу
Да
Нет
42.Моей семье не нравится работа, которую я выбрал (или собираюсь выбрать)
Да
Нет
43.У меня прерывистый и беспокойный сон
Да
Нет
44.Большую часть времени у меня болит голова
Да
Нет
45.Я не всегда говорю правду
Да
Нет
46.Мой рассудок работает сейчас лучше, чем когда-либо
Да
Нет
47.Раз в неделю или чаще меня без видимой причины неожиданно «обдает жаром»
Да
Нет
48.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
49.Было бы лучше, если бы почти все законы отменили
Да
Нет
50.Временами я чувствую, что умираю
Да
Нет
51.Мое физическое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых
Да
Нет
52.Я предпочитаю проходить мимо своих школьных друзей или людей, которых я давно не видел, если они со мной не заговаривают первыми
Да
Нет
53.Я верю, что прикосновением руки и молитвой можно вылечить болезнь
Да
Нет
54.Большинство знающих меня людей относятся ко мне хорошо
Да
Нет
55.Меня редко беспокоят боли в сердце или груди
Да
Нет
56.Когда я был мальчишкой, меня выгоняли из школы за прогулы
Да
Нет
57.Я человек общительный
Да
Нет
58.Все, что предстоит человечеству, давно уже предначертано
Да
Нет
59.Мне часто приходилось выполнять указания лиц, знавших меньше меня
Да
Нет
60.Я не каждый день читаю передовицы в газетах
Да
Нет
61.Я вел неправильный образ жизни
Да
Нет
62.Я часто чувствую жжение, покалывание или онемение в различных частях своего тела
Да
Нет
63.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
64.Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение
Да
Нет
65.Я люблю (любил) своего отца
Да
Нет
66.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
67.Другие мне кажутся счастливее меня
Да
Нет
68.У меня почти никогда не бывает болей в области шеи сзади
Да
Нет
69.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
70.Мне нравилось играть в «садовника» или «колечко» (т. е. в такие игры, где мальчики и девочки выбирали друг друга, исходя из личных симпатий)
Да
Нет
71.Думаю, что многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи
Да
Нет
72.Несколько раз в неделю или чаще беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой)
Да
Нет
73.Я значительная личность
Да
Нет
74.Иногда я думаю: «Лучше бы я родился женщиной»
Да
Нет
75.Иногда я бываю сердитым
Да
Нет
76.Большую часть времени у меня подавленное настроение
Да
Нет
77.Я люблю читать о любви
Да
Нет
78.Я люблю поэзию
Да
Нет
79.Меня не так легко задеть (я не обидчив)
Да
Нет
80.Иногда я дразню животных
Да
Нет
81.Думаю, мне понравилась бы работа лесничего
Да
Нет
82.Меня легко переубедить
Да
Нет
83.Любой, кто может и хочет усердно трудиться, имеет хорошую возможность добиться успеха
Да
Нет
84.Чувствую, что я теряю надежду добиться чего-либо в жизни
Да
Нет
85.Иногда меня так привлекают чужие вещи (перчатки, туфли и т. д.), что мне хочется украсть их, хотя они мне не нужны
Да
Нет
86.Мне, безусловно, не хватает уверенности в себе
Да
Нет
87.Мне бы понравилось заниматься разведением цветов
Да
Нет
88.Я считаю, что жизнь стоит того, чтобы жить
Да
Нет
89.Нужно множество доказательств, чтобы убедить людей в какой-либо истине
Да
Нет
90.Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня
Да
Нет
91.Я не против того, чтобы меня выбирали мишенью для насмешек
Да
Нет
92.Мне бы понравилось работать няней, ухаживать за больными
Да
Нет
93.Я считаю, что большинство людей способны солгать, если это в их интересах
Да
Нет
94.Я часто совершаю поступки, о которых потом сожалею (больше и чаще, чем другие)
Да
Нет
95.Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях
Да
Нет
96.Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи
Да
Нет
97.Временами я испытываю непреодолимую потребность причинить кому-нибудь вред или сделать что-нибудь неприличное
Да
Нет
98.Я верю, что в конце концов справедливость восторжествует
Да
Нет
99.Я люблю ходить в гости или в другие места, где бывает много шумных забав
Да
Нет
100.Я встречал проблемы с таким множеством решений, что мне трудно было остановиться на одном из них
Да
Нет
101.Я считаю, что женщина в половом отношении должна иметь такую же свободу, как и мужчина
Да
Нет
102.Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой
Да
Нет
103.У меня очень редко бывают мышечные судороги или подергивания (или не бывает совсем)
Да
Нет
104.У меня нет оснований беспокоиться о том, что со мной будет
Да
Нет
105.Иногда, когда я себя плохо чувствую, я бываю раздражительным
Да
Нет
106.Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое
Да
Нет
107.Большую часть времени я чувствую себя счастливым
Да
Нет
108.Я почти все время испытываю чувство заполненности в голове или в носу
Да
Нет
109.Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы
Да
Нет
110.Я знаю, что есть люди, настроенные против меня
Да
Нет
111.Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений
Да
Нет
112.Я часто нахожу необходимым отстаивать то, что считаю правильным
Да
Нет
113.Я понимаю, как важны законы
Да
Нет
114.Я часто чувствую, что голова как бы стянута обручем
Да
Нет
115.Я верю в справедливость
Да
Нет
116.Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если держу пари
Да
Нет
117.Большинство людей честны только потому, что боятся наказания
Да
Нет
118.В школе меня иногда вызывали к директору за прогулы
Да
Нет
119.Моя речь такая же, как всегда (не быстрее, не медленнее, без хрипоты и затруднений в произношении)
Да
Нет
120.Мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях
Да
Нет
121.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
122.По-видимому, я так же способен и сообразителен, как и большинство окружающих меня людей
Да
Нет
123.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
124.Я считаю, что большинство людей ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай
Да
Нет
125.Меня очень беспокоит мой желудок
Да
Нет
126.Мне нравится драматургия
Да
Нет
127.Я знаю, кто виноват в большинстве моих неприятностей (не имея в виду себя)
Да
Нет
128.При виде крови я не пугаюсь и мне не становится дурно
Да
Нет
129.Часто я не могу понять, почему я был таким упрямым и ворчливым
Да
Нет
130.У меня никогда не было кровавой рвоты или кашля с кровью
Да
Нет
131.Меня не тревожит возможность заразиться какой-нибудь болезнью
Да
Нет
132.Я люблю собирать цветы или выращивать комнатные растения
Да
Нет
133.Номер данного пункта следует обвести кружочком
Да
Нет
134.Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказывать
Да
Нет
135.Я перехожу улицу в неположенном месте, когда уверен, что меня не заметит милиционер
Да
Нет
136.Если мне делают что-то приятное, меня обычно интересует, что за этим кроется
Да
Нет
137.Я считаю, что в моем доме жизнь идет не хуже, чем у большинства моих знакомых
Да
Нет
138.Критика и замечания очень задевают меня
Да
Нет
139.Иногда я чувствую, что должен нанести повреждение или самому себе, или кому-нибудь другому
Да
Нет
140.Я люблю готовить еду
Да
Нет
141.Мое поведение в значительной мере определяется правилами и привычками окружающих меня людей
Да
Нет
142.Временами я уверен в собственной бесполезности
Да
Нет
143.В детстве я был в такой компании, где все во всем стояли друг за друга
Да
Нет
144.Мне нравится солдатская служба
Да
Нет
145.Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в драку
Да
xn--80ancdodk1bn.xn--p1ai
2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Психодиагностика: конспект лекций
2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MinnesotaMultiphasicPersonalityInventory, MMPI) – предложен С. Хатуэем и Дж . Маккинли в 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих десять основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «Верно», «Неверно», «Не могу сказать». Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением профиля личности, который вычерчивается на специальных бланках (два вида – для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, так называемый Т-оценки (см. оценки шкальные) со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания профиля используется система его числового кодирования (см. кодирование оценок тестовых). Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем – остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы профиля, например расположенные на уровне 120 Т – «!!», 110–119 Т – «!», 100–109 Т – «**». Существует несколько способов кодирования профиля.
Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих в другие шкалы).
A. Шкала ипохондрии (HS) определяет близость обследуемого к астеноневротическому типу личности.
Примеры.
1. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).
2. У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.
Б. Шкала депрессии (D) предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).
Примеры.
1. У меня беспокойный, прерывистый сон.
2. Любая работа дается мне ценой больших усилий.
B. Шкала истерии (Ну) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций).
Примеры.
1. Я никогда не падал(-а) в обморок.
2. Часто я ощущаю комок в горле.
Г. Шкала психопатии (Ра) направлена на диагностику социопатического типа личности.
Примеры.
1. Иногда мне очень хочется уйти из дома.
2. В школе меня вызывали к директору за прогулы.
Д. Шкала мужественности / женственности (MF) предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.
Примеры.
1. Я очень люблю охоту.
2. Я люблю поэзию.
Е. Шкала паранойи (Ра) позволяет судить о наличии сверхценных идей, подозрительности (паранойяльный тип личности).
Примеры.
1. Я думаю, что за мной следят.
2. Большинство людей честны только потому, что боятся наказания.
Ж. Шкала психастении (Pt) устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).
Примеры.
1. Меня беспокоит то, что я могу сойти с ума.
2. В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом.
3. Шкала шизофрении (Sc) направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.
Примеры.
1. Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.
2. Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колющими предметами.
И. Шкала гипомании (Ма) определяет степень близости обследуемого гипертимному типу личности.
Примеры.
1. Я – значительная личность.
2. Временами у меня мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать.
К. Шкала социальной интроверсии (Si) диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.
Примеры.
1. Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).
2. Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал (см. шкалы контрольные):
1. Шкала «?» может быть названа шкалой условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к верным, ни к неверным.
2. Шкала «лжи» (L) предназначена для оценки искренности обследуемого.
3. Шкала достоверности (F) создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции.
4. Шкала коррекции (К) введена, для того чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70Т или выше (пик профиля), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как патологического может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал MMPI; в частности нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI измеряется не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности профиля личности влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI, данными о личности обследуемого.
Неоднократно проводившийся факторный анализ данных MMPI в различных группах ( В. Далстром и Г. Уэлш, 1965; Ю. М. Забродин с соавторами, 1987 и др.) позволил выделить наряду с другими факторы, близкие нейротизму и экстраверсии (см. Айзенка личностные опросники; опросник «Шестнадцать личностных факторов»). Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности шкал, по данным В. Далстрома и Г. Уэлша, в различных группах обследованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80.
Помимо основных и оценочных шкал, на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Например, шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации профиля личности играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D, – субъективной депрессии; D2 – психомоторной заторможенности; D3 – физической слабости; D4 – психологической скованности; D5 – мрачной угрюмости.
Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini—Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях конструктной валидности Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.
Утверждения MMPI часто используют для конструирования других личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, шкала «Проявления тревожности»). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компьютерные программы.
MMPI широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 1960-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавторами разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами ( Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений MMPI петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования компьютера для интерпретации данных, полученных с помощью MMPI.
В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 ( Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. компьютерные тесты). Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2 так же, как и MMPI, содержит три шкалы контрольные и десять шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как:
1) тревожность;
2) подверженность страхам;
3) обсессивность;
4) депрессивность;
5) забота о здоровье;
6) причудливость, странность мышления;
7) гневливость;
8) циничность;
9) склонность к антисоциальным поступкам;
10) близость типу А личности;
11) низкая самооценка;
12) семейные проблемы;
13) социальный дискомфорт;
14) помехи в работе;
15) негативные индикаторы для лечения.
MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.
В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в MMPI. В итоге снижается демаркационная линия подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2).
Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-А.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) — КиберПедия
Миннесотский многопрофильный личностный опросник раз-работан S. R. Hathaway и Дж МакКенли (1943) и основан на анализе личностных свойств психически больных. Он состоит из 550 ут-верждений (в основном варианте), относящихся к общему само-чувствию обследуемого, функционированию у него тех или иных систем внутренних органов, к его отношениям с окружающими, к наличию у него психопатологической симптоматики, к особенно-стям его самооценки и т. д.
Обследуемый по каждому утверждению выбирает один из трех вариантов ответа: «верно», «неверно», «не могу сказать». Опросник используется как для индивидуальных, так и для групповых ис-следований. Американские исследователи рекомендуют исполь-зовать опросник для обследования лиц в возрасте от 16 до 55 лет при интеллектуальном коэффициенте (по Д. Векслеру) не ниже 80.
Ответы на содержащиеся в опроснике утверждения распреде-ляются по 3 оценочным и 10 основным (клиническим) шкалам. Помимо основных, имеется множество дополнительных шкал (алкоголизма, зрелости, тревоги, контроля, диссимуляции, эмо-циональной незрелости, контроля над враждебностью, лидерства и т. д.), базирующихся на тех же 550 утверждениях. Помимо них к опроснику прибавлено 16 повторяющихся утверждений — шкала ретестирования, свидетельствующая об отсутствии противоречи-вости в ответах на одни и те же утверждения.
Оценочные шкалы дают характеристику отношения обследуе-мого к самому факту исследования и в известной мере свидетель-ствуют о достоверности результатов. Эти шкалы существенно от-личают MMPI от всех других опросников.
Шкала лжи(L) свидетельствует о тенденции испытуемого представить себя в наиболее благоприятном свете в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Высокие показатели по этой шкале чаще наблюдаются у примитивных личностей.
Примеры утверждений:
• Я не всегда говорю правду (учитывается отрицательный ответ).
• Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать
сегодня (отрицательный ответ).
Шкала валидности(F) при обнаружении высоких по-казателей свидетельствует о недостоверности полученных резуль-татов. Такое повышение может наблюдаться при явно психотиче-ских состояниях, при непонимании обследуемым утверждений, содержащихся в опроснике, а также при намеренном искажении результатов.
Примеры утверждений:
• Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы (Да).
• Было бы лучше, если бы все законы отменили (да).
• Иногда я чувствую, что должен нанести повреждение или са-мому себе или кому-нибудь другому (да).
Шкала коррекции(К) служит для выявления тенденции об-следуемого скрыть или приуменьшить присущие ему психопато-логические явления или, наоборот, выявляет его чрезмерную от-кровенность.
Примеры утверждений:
• Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие (нет).
• Я против того, чтобы подавать милостыню (нет).
Шкала «?»регистрирует количество утверждений, на кото-рые обследуемый не смог ответить.
Показатели по этим шкалам оцениваются не только в отдель-ности, но и в совокупности и в соотношении с показателями кли-нических шкал. При показателях по оценочным шкалам свыше 70 Т-баллов профиль личности считается сомнительным, а свыше 80 — недостоверным. Однако даже при высоких показателях по этим шкалам профиль личности может быть проанализирован опытным психологом при постоянном сопоставлении результатов с клиническими данными. Высокий положительный показатель F-K свидетельствует о тенденции к утрированию обследуемым сво-его болезненного состояния, аггравации, симуляции. Высокий отрицательный показатель F-K — признак диссимуляции, стрем-ления обследуемого продемонстрировать соблюдение им соци-альных норм поведения. Однако эти показатели также должны постоянно соотноситься с клиническими факторами, с данными наблюдения. Например, в судебно-экспертной практике мы
часто наблюдаем высокий положительный индекс F-K, хотя ни в поведении, ни в выполнении обследуемым заданий по методикам, направленным на исследование познавательных процессов, явле-ний аггравации или симуляции психолог не видит. Очевидно, в этих случаях речь идет о своеобразном механизме психологиче-ской защиты, который может быть обозначен как пред симуляция. Разовьется или нет в дальнейшем симуляция, зависит от того, как будет складываться ситуация.
Оценка полученных результатов производится по следующим основным шкалам.
I— шкала ипохондрии(сверхконтроля, соматизации тревоги)
измеряет степень фиксированности обследуемого на своих со-
матических функциях. Высокий показатель по этой шкале сви-
детельствует о частоте и неопределенности соматических жа-
лоб, о желании вызвать сочувствие у окружающих.
Примеры утверждений:
• Несколько раз в неделю у меня бывает изжога (да).
• У меня часто бывает чувство, будто моя голова стянута обру-чем (да).
II— шкала депрессии(тревоги и депрессивных тенденций)
свидетельствует о преобладании депрессивного настроения,
пессимизма, неудовлетворенности.
Примеры утверждений:
• Работа дается мне ценою значительного напряжения (да).
• У меня прерывистый и беспокойный сон (да). Временами я уверен в собственной бесполезности (да).
III— шкала истерии(эмоциональной лабильности, вытеснения
факторов, вызывающих тревогу). Высокие показатели по ней
характерны для истероидных личностей, склонных к механиз-
мам психологической защиты по типу вытеснения.
Примеры утверждений:
• Я люблю читать о преступлениях и таинственных при-ключениях (нет).
• Я никогда не падал в обморок (нет).
В шкале истерии выделяют две подшкалы (D. N. Wienez, 1948) — явственных, очевидных, и «тонких» проявлений. Примеры утвер-ждений по первой подшкале:
• Я часто ощущаю «комок» в горле (да).
• Меня беспокоят приступы тошноты и рвота (да).
Примеры утверждений по второй подшкале (они относятся к личностной оценке социальных ситуаций или к особенностям восприятия обследуемым своего окружения и самого себя):
• Безопаснее никому не доверять (нет).
• Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, что-бы добиться помощи и сочувствия окружающих (нет).
«Тонкие» проявления истерии показывают, что обследуемый усиливает, утрирует представления о социально-позитивных чер-тах своей личности. Это считается характерным для больных ис-терией, игнорирующих возникающие перед ними сложные психо-логические проблемы, вытесняющие их, и рассматривается не как сознательная тенденция, а неосознаваемые установки личности в связи с ее социальной и психической незрелостью (В. Саноски, 1978).
IV— шкала психопатии(импульсивности, реализации эмоцио-
нальной напряженности в непосредственном поведении).
Примеры утверждений:
• Временами мне очень хотелось покинуть дом (да).
• В школе меня вызывали к директору за прогулы (да).
V— шкала мужественности— женственности(выраженность
мужских и женских черт характера).
Примеры утверждений:
• Я люблю поэзию,
• Думаю, мне понравилась бы работа лесничего.
• Я очень люблю охоту.
VI— шкала паранойи(ригидности, ригидности аффекта). Вы-
сокие показатели характерны для лиц с постепенным накапли-
ванием и застойностью аффекта, злопамятством, упрямством,
медленной сменой настроений, тугоподвижностью мысли-
тельных процессов, повышенной подозрительностью.
Примеры утверждений:
• Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился гораз-до большего (да).
• Испорченное настроение не всегда легко исправить чем-нибудь интересным (да).
В шкале паранойи выделяют (D. N. Wiener, L. A. Harmon, 1946) подшкалы очевидных и «тонких» проявлений. Примеры утвержде-ний по первой подшкале:
• Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы (да).
• Думаю, что за мной следят (да). Примеры «тонких» проявлений:
• Временами мне в голову приходят такие мысли, что о них лучше никому не рассказывать (да).
• Большинство людей честны лишь потому, что боятся наказа-ния (нет).
VII— шкала психастении(тревожности, фиксации тревоги и
ограничительного поведения). Отражает склонность к реакци-
ям тревоги и страх, сенситивность, неуверенность в себе.
Примеры утверждений:
• Меня беспокоит страх сойти с ума (да).
• В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом (да).
VIII— шкала шизофрении(индивидуалистичности, аутизации).
Направлена на выявление шизоидных черт личности, отгоро-
женности от окружающего, аутизма. Включает в себя также
утверждения, относящиеся к продуктивной психопатологиче-
ской симптоматике (бреду, галлюцинациям).
Примеры утверждений:
• Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи (да).
• Окружающее мне часто кажется нереальным (да).
• Большую часть времени я чувствую себя одиноким, даже на-ходясь среди людей (да).
IX— шкала гипомании(оптимизма и активности, отрицания
тревоги). Примеры утверждений:
• Я — значительная личность (да).
• Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их выска-зать (да).
О— шкала социальной интроверсии(интроверсии — экстра-версии, социальных контактов). Направлена на установление степени экстравертированности — интровертированности в мыш-лении, эмоциональной сфере и социальной жизни.
Примеры утверждений:
• Я человек общительный (нет).
• Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко (нет).
• Критика и замечания ужасно обижают и ранят меня (да).
В последнее время некоторые авторы совершенно верно ука-зывают, что прежние названия клинических шкал, выведенные на основании обследования соответствующих контингентов психиче-ски больных, плохо соответствуют результатам, получаемым при обследовании психически здоровых или страдающих погранич-ными нервно-психическими расстройствами (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец, 1976; Л. Н. Собчик, 1978). В связи с этим предложены новые, психологические обозначения основных шкал. Выше нами с учетом этого приведены как психиатрические, так и психологические обозначения.
После обработки полученных по всем оценочным и основным шкалам результатов и перевода этих показателей из «сырых» бал-лов в стандартизованные Т-баллы вычерчивается профиль, обри-совывающий структуру личностных особенностей, выраженность различных тенденций или симптомов.
Интерпретация профиля личности в MMPI освещена в специ-альных пособиях. Укажем лишь, что при интерпретации результа-тов учитывается наличие отдельных пиков на профиле, его высо-та, превалирование левой (невротической) или правой (психоти-ческой) части профиля, сочетания показателей по определенным шкалам.
Условная норма профиля личности по MMPI — в пределах 30 Т-баллов (S. R. Hathaway, P. E. Meehl, 1951). Средние данные по нормативной группе соответствуют 50 Т-баллам. Ф. Б. Березин и соавторы (1976) рассматривают показатели, расположенные между 60 и 70 Т-баллами как проявление личностной акцентуации.
Низко расположенный («утопленный») профиль личности ча-ще всего наблюдается при попытке обследуемого представить себя в благоприятном свете, при диссимуляции. Нередко ему со-ответствуют высокие показатели по шкалам лжи и коррекции. У некоторых больных можно наблюдать профиль, являющийся ва-риантом нормы, хотя клиника не вызывает сомнений относитель-но явных психических
расстройств. Такой «ложнонегативный» профиль типичен для больных шизофренией в стадии выраженного психического де-фекта и свидетельствует о выраженном эмоциональном уплоще-нии.
Большое значение придается наклону профиля. Позитивный наклон, то есть наличие более высоких показателей по шкалам психотической тетрады (4-й, 6-й, 8-й и 9-й), является признаком психотического состояния и свидетельствует о нарушении контак-тов с реальной действительностью, дезориентированности, расте-рянности. Негативный наклон, то есть преобладание высоких по-казателей по шкалам невротической триады (1-й, 2-й и 3-й), при наличии общего высокого подъема всего профиля является при-знаком острого аффективного нарушения.
Как и все другие личностные опросники, MMPI не дает нозоло-гически-диагностической оценки. Профиль личности, получае-мый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оцениваться как «диагностическая этикетка» (Ф. Б. Бе-резин и соавт., 1976). Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно до-полняет картину патопсихологического регистр-синдрома. Так, код, характеризующийся подъемом показателей по шкалам 6-й и 8-й (параноидное мышление), наблюдался нами не только при па-раноидной шизофрении, но и при других бредовых психозах, в частности при височной эпилепсии, протекающей с хроническим бредовым (шизоформным) синдромом.
Получаемые с помощью MMPI данные должны постоянно со-относиться с клинической симптоматикой, материалами наблю-дения патопсихолога относительно особенностей выполнения об-следуемым заданий по методикам, направленным на исследова-ние познавательной деятельности, с результатами исследования с помощью других личностных методик.
Опросник MMPI применяется психологами во всех странах мира с обязательной его адаптацией и стандартизацией в соответ-ствии с социально-культурными особенностями населения. На русском языке также разработано несколько вариантов опросника для многостороннего исследования личности. Из них основные: адаптация и модификация опросника MMPI лабораторией меди-цинской
психологии Ленинградского научно-исследовательского психо-неврологического института им. В. М. Бехтерева (1974), вариант Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова (1969, 1976), разработка ММРI, осуществленная Л. Н. Собчик (1971), более позднее назва-ние «стандартизованный метод исследования личности» (СМИЛ).
В последние десятилетия за рубежом появились две новые вер-сии MMPI — ММРI-2 и ММРI-А (подростковая версия MMPI).
Работа по рестандартизации методики MMPI и созданию ее новой версии — MMPI-2 — была начата в 1982 г. Ее необходи-мость обусловливалась появлением новых достижений в психопа-тологии и теории личности, необходимостью замены устаревших норм, подведения под методику более надежного теоретического и эмпирического фундамента, а также целесообразностью разделе-ния опросника на версии, предназначенные для различных воз-растных групп.
В 1989 г. Дж. Бучером, В. Далстромом, Дж. Грэхемом, А. Тел-лидженом и Б. Кэммером под названием MMPI-2 опубликована новая версия для взрослых. Она содержит 567 утверждений, на которые испытуемые также должны давать ответы «верно» или «неверно». 370 утверждений нового опросника по существу иден-тичны утверждениям MMPI, 107 утверждений разработаны вновь, и остальные модифицированы. ММР1-2 содержит те же 10 кли-нических базисных шкал, что и оригинальная версия MMPI; со-хранены и три оценочные шкалы (L, F и К), однако оценка внима-тельности и правдивости расширена за счет введения трех новых шкал «валидности»: вспомогательной шкалы F (Fb), шкалы несо-вместимости изменяемых ответов (VRIN) и шкалы несовместимо-сти правдивых ответов (TRIN). В MMPI-2 имеются новые шкалы, позволяющие оценивать такие свойства личности, как тревож-ность; подверженность страхам; обсессивность; депрессивность; заботу о здоровье; причудливость, странность мышления; гневли-вость; циничность; склонность к антисоциальным поступкам; близость к личностному типу А; низкую самооценку; семейные проблемы; социальный дискомфорт; помехи в работе; негативные индикаторы для лечения.
Нормативную выборку MMPI-2 составили 2600 взрослых (1138 мужчин и 1462 женщин) в возрасте от 16 до 84 лет, прожи-вающих в семи разных штатах США, различной этнической
принадлежности. Основным результатом рестандартизации MMPI явилось снижение нормативных границ клинических профилей: критический Т-показатель, необходимый для того, чтобы подъём профиля по какой-либо из шкал стал представлять клинический интерес, равен в MMPI-2 65 против 70 Т-баллов в MMPI.
Как указывают А. Анастази и С. Урбина (2001), накопленные до настоящего времени данные свидетельствуют о том, что для четких профилей с ясно выраженным расхождением шкальных показателей имеется хорошее соответствие между типами кодов MMPI и MMPI-2.
Подростковая версия MMPI — MMPI-А — разработана специ-ально для работы с подростками. Она состоит из 478 утвержде-ний, в число которых включены значимые именно для исследуе-мого возраста — проблемы школы и семьи. MMPI-А стандартизи-рован на 1620 подростках в возрасте от 14 до 18 лет. Шкалы ва-лидности и базисные клинические шкалы MMPI-А как совпадают с аналогичными MMPI-2, так и специфичны для подростковой версии, например, собственные шкалы валидности F1 и F2.
До настоящего времени не накоплено значительных исследо-вательских данных и материалов по интерпретации MMPI-A, что ограничивает его практическое применение.
«Иногда для исследования используют лишь одну из шкал оп-росника MMPI. Это позволяет сократить исследование и как бы целенаправить его (в ущерб общей оценке личности обследуемо-го). Примером является использование так называемой личност-ной шкалы проявлений тревоги (Дж. Тейлор, 1953). Опросник Тейлор состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое ут-верждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости оттого, согласен он или не согласен с со-держащимися в них утверждениями. Эти утверждения входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы. Опросник Тей-лор адаптирован Т. А. Немчиным (1966). Приводим примеры ха-рактерных вопросов из шкалы тревоги (в скобках обозначен ответ, учитываемый при определении показателя тревоги):
• Во время работы мне приходится сильно напрягаться (да).
• Мне трудно сосредоточиться на чем-либо (да).
Возможные неприятности всегда вызывают у меня тревогу (да).
Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие это замечают
(да).
Сердцебиение меня не беспокоит (нет).
Сон у меня прерывистый и неспокойный (да).
Нередко у меня бывают приступы страха (да).
Обычно я спокоен, и расстроить меня нелегко (нет).
Ожидание всегда нервирует меня (да).
Состояние моего здоровья беспокоит меня (да).
Я всегда боюсь встречи с трудностями (да).
Оценка результатов исследования по опроснику Тейлор про-изводится путем подсчета количества ответов обследуемого, сви-детельствующих о тревожности. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл. Суммарная оценка 40—50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги, 25—40 баллов свиде-тельствуют о высоком уровне тревоги, 15—25 баллов — о сред-нем (с тенденцией к высокому) уровне, 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0—5 баллов — о низком уров-не тревоги.
С помощью факторного анализа в шкале Тейлор выделены 4 фактора: фактор А — хронический страх, связанный с тревожно-стью, сенситивностью, неуверенностью в себе; фактор В — ла-бильность вегетативной нервной системы в угрожающих ситуа-циях; фактор С — расстройства сна, связанные с общим внутрен-ним напряжением; фактор D — чувство собственной неполноцен-ности.
По данным ряда авторов, при исследовании по шкале Тейлор диагностируется не тревога, а конституциональная тревожность, личностная предрасположенность к тревожности (Ю. Л. Ханин, 1978; А. Кокошкарова, 1983).
Изолированное использование одной из шкал опросника MMPI может привести к недостаточно достоверным результатам, адекватная оценка которых исследующим невозможна из-за отсут-ствия оценочных шкал. Любой монотематически направленный опросник как бы индуцирует обследуемого и способствует выяв-лению у него сознательных или неосознаваемых тенденций и ус-тановок. В связи с этим недостаточно дополнение опросника для определения уровня тревоги шкалой лжи, как это предложил В. Г. Норакидзе (1975), тем более что последняя далеко не всегда
позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах, высокие показатели по ней часто свидетельствуют больше о лич-ностной примитивности.
cyberpedia.su
Типология личности в школах MMPI Оценочные шкалы предназначены для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию. В MMPI имеются три оценочные шкалы: шкала лжи (L), шкала достоверности (F) и шкала коррекции (К). 8. Шкала шизоидности (Sс). Восьмая шкала MMPI предназначена для диагностики шизоидного типа личности. Наиболее общей особенностью лиц шизоидного (или аутистического) типа являются отсутствие единства и согласованности психической деятельности, причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения. 10. Шкала социальной интроверсии (Si). Данная шкала MMPI измеряет степень близости испытуемого к интровертированному типу личности. [1] [2] [3] |
www.vashpsixolog.ru