Многофакторный личностный опросник кеттелла детский вариант: Детский вариант теста Кеттелла 8-12 лет

Многофакторный личностный опросник

11

Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120

Шкалы: общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение

Назначение теста

Оценка индивидуально-психологических особенностей личности.

Инструкция к тесту

«Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»).

Поставь крестик (х) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для тебя точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или как чаще бывает). Если вопрос вызывает затруднение, обращайся за помощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ 11, 15, 19, 23, 27). Просмотри все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос».

Необходимо продемонстрировать 2 первых вопроса в качестве примера на доске. Подчеркните слово «или» так, чтобы дети усвоили, что имеется два возможных выбора. Затем продолжите: «Посмотрите на ваши опросные листы. В левом углу стоит цифра 1, это первый вопрос, начинайте отвечать здесь». Дайте небольшой промежуток времени, чтобы дети сделали первый выбор.

Проделайте то же и со вторым вопросом. Спросите: «Понятно ли как отмечать ответы? Если ли у кого вопросы?» Подробно ответьте на все вопросы детей. Предупредите, что исправление ответов разрешено, но оно должно быть ясно видно. Когда дети поняли, что надо делать, скажите им, чтобы они продолжали работу самостоятельно, выбирая в каждом вопросе ответ, который им больше подходит. В случае, если у кого-то возникает затруднение, разрешается прочесть этому ребенку непонятный для него вопрос и объяснить его смысл, не подсказывая ответа. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций, это № 11, 15, 19, 23, 27. Разрешается только их прочтение, без объяснения значения слов. Это должно производиться в индивидуальном порядке, чтобы не мешать работе остальных. Скажите детям, чтобы, когда они закончат отвечать на вопросы первой страницы, сразу же переходили на вторую.

Важным моментом является то, чтобы экспериментатор сразу же после начала работы быстро прошел по рядам и убедился, что все следуют инструкции. Отмечайте, где работает ребенок, стимулируя его работать быстрее или медленнее. Полезно сделать такое замечание: «Теперь почти все закончили 1-ую страницу, если кто-то еще не закончил, надо работать быстрее».

Обратите внимание на завершение работы. В конце тестирования необходимо сказать: «Просмотрите ваши ответы и убедитесь, что вы ответили на каждый вопрос, ничего не пропустили».

Описанный метод больше всего подходит для школьников старшей возрастной группы. Младшим детям этот вопросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, т.к. некоторые дети могут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, по мере надобности повторяя их дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, т.к. при восприятии их на слух дети испытывают трудности, но при этом очень важно не допустить их обсуждения вслух.

Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном листе. Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребенке.

Тест Кеттелла, 14PF/HSPQ (Вариант 1)

Описание методики

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Теоретические основы

Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Кеттелл использовад три основных источника информации:

  1. L-данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. L-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако, данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.
  2. Q-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. Q-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.
  3. T-данные («Objective test data»). Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кэттелл первоначально исходил из L-данных, полученных Г. Олпортом и Х. Одбертом в 1936 г. Эти авторы на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Из них были отобраны 4,5 тысячи слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Р. Кэттелл предпринял попытку уменьшить это число до рациональной величины, используя статистические методы факторного анализа.

Р. Кэттелл проанализировал 4500 терминов личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кэттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Для выяснения группового мнения судей Р. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие, отрицательные корреляции, например, «разговорчивый – молчаливый», «доверчивый – подозрительный», «веселый – печальный» и т.д. Таким образом, Р. Кэттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем расрасширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. Затем в целом ряде исследований с использованием биполярных прилагательных было установлено, что пространство L-данных может быть сокращено до 12–15 факторов. Полученные с помощью L-данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического использования, т.к. организовать массовые измерения с помощью одних и тех же экспертов не представляется возможным. Поэтому был осуществлен переход от исследований «L»-данных к исследованиям «Q»-данных. В результате факторы, выделенные на основании L-данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами — арабскими и римскими.

Вклад личностных инструментов Cattellian

%PDF-1. 7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать 2016-08-10T17:03:38-07:002016-08-10T17:03:38-07:002016-08-10T17:03:38-07:00Заявитель AppendPDF Pro 5.5uuid:86a73f23-a398-11b2-0a00- 782dad000000uuid:86a7682b-a398-11b2-0a00-50ad515aff7fapplication/pdf

  • Вклад Каттеллианских инструментов личности
  • Prince 9.0 rev 5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 5.5 Linux Kernel 2.6 64bit 2 октября 2014 г. Библиотека 10.1.0 конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > /MediaBox [0 0 612 792] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Тип /Страница >> эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > /XОбъект > >> /Анноты [2290 Р 230 0 Р 231 0 Р 232 0 Р] /Родитель 9 0 Р /MediaBox [0 0 595 842] >> эндообъект 26 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 0 /Тип /Страница >> эндообъект 27 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 1 /Тип /Страница >> эндообъект 28 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 2 /Тип /Страница >> эндообъект 29 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 3 /Тип /Страница >> эндообъект 30 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 4 /Тип /Страница >> эндообъект 31 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 5 /Тип /Страница >> эндообъект 32 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 6 /Тип /Страница >> эндообъект 33 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 7 /Тип /Страница >> эндообъект 34 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 8 /Тип /Страница >> эндообъект 35 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 9/Тип /Страница >> эндообъект 36 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 10 /Тип /Страница >> эндообъект 37 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 11 /Тип /Страница >> эндообъект 38 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 12 /Тип /Страница >> эндообъект 39 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 13 /Тип /Страница >> эндообъект 40 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 14 /Тип /Страница >> эндообъект 41 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 15 /Тип /Страница >> эндообъект 42 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 16 /Тип /Страница >> эндообъект 43 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 17 /Тип /Страница >> эндообъект 44 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 18 /Тип /Страница >> эндообъект 45 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 19/Тип /Страница >> эндообъект 46 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 20 /Тип /Страница >> эндообъект 47 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 21 /Тип /Страница >> эндообъект 48 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 22 /Тип /Страница >> эндообъект 49 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 23 /Тип /Страница >> эндообъект 50 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 24 /Тип /Страница >> эндообъект 51 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 25 /Тип /Страница >> эндообъект 52 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 26 /Тип /Страница >> эндообъект 53 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 27 /Тип /Страница >> эндообъект 54 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 28 /Тип /Страница >> эндообъект 55 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 29/Тип /Страница >> эндообъект 56 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 30 /Тип /Страница >> эндообъект 57 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 31 /Тип /Страница >> эндообъект 58 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 32 /Тип /Страница >> эндообъект 59 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 33 /Тип /Страница >> эндообъект 60 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 34 /Тип /Страница >> эндообъект 61 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 35 /Тип /Страница >> эндообъект 62 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 36 /Тип /Страница >> эндообъект 63 0 объект > /Шрифт > >> /Повернуть 0 /StructParents 37 /Тип /Страница >> эндообъект 64 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /XОбъект > >> /Повернуть 0 /StructParents 38 /Тип /Страница >> эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 690 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 79 0 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 89 0 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект > эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 109 0 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 1190 объект > эндообъект 120 0 объект > эндообъект 121 0 объект > эндообъект 122 0 объект > эндообъект 123 0 объект > эндообъект 124 0 объект > эндообъект 125 0 объект > эндообъект 126 0 объект > эндообъект 127 0 объект > эндообъект 128 0 объект > эндообъект 129 0 объект > эндообъект 130 0 объект > эндообъект 131 0 объект > эндообъект 132 0 объект > эндообъект 133 0 объект > эндообъект 134 0 объект > эндообъект 135 0 объект > эндообъект 136 0 объект > эндообъект 137 0 объект > эндообъект 138 0 объект > эндообъект 139 0 объект > эндообъект 140 0 объект > эндообъект 141 0 объект > эндообъект 142 0 объект > эндообъект 143 0 объект > эндообъект 144 0 объект > эндообъект 145 0 объект > эндообъект 146 0 объект > эндообъект 147 0 объект > эндообъект 148 0 объект > эндообъект 1490 объект > эндообъект 150 0 объект > эндообъект 151 0 объект > эндообъект 152 0 объект > эндообъект 153 0 объект > эндообъект 154 0 объект > эндообъект 155 0 объект > эндообъект 156 0 объект > эндообъект 157 0 объект > эндообъект 158 0 объект > эндообъект 159 0 объект > эндообъект 160 0 объект > эндообъект 161 0 объект > эндообъект 162 0 объект > эндообъект 163 0 объект > эндообъект 164 0 объект > эндообъект 165 0 объект > эндообъект 166 0 объект > эндообъект 167 0 объект > эндообъект 168 0 объект > эндообъект 169 0 объект > эндообъект 170 0 объект > эндообъект 171 0 объект > эндообъект 172 0 объект > эндообъект 173 0 объект > эндообъект 174 0 объект > эндообъект 175 0 объект > эндообъект 176 0 объект > эндообъект 177 0 объект > эндообъект 178 0 объект > эндообъект 1790 объект > эндообъект 180 0 объект > эндообъект 181 0 объект > эндообъект 182 0 объект > эндообъект 183 0 объект > эндообъект 184 0 объект > эндообъект 185 0 объект > эндообъект 186 0 объект > эндообъект 187 0 объект > эндообъект 188 0 объект > эндообъект 189 0 объект > эндообъект 190 0 объект > эндообъект 191 0 объект > эндообъект 192 0 объект > эндообъект 193 0 объект > эндообъект 194 0 объект > эндообъект 195 0 объект > эндообъект 196 0 объект > эндообъект 197 0 объект > эндообъект 198 0 объект > эндообъект 199 0 объект > эндообъект 200 0 объект > эндообъект 201 0 объект /К 1 /P 157 0 Р /Pg 64 0 Р /S /InlineShape >> эндообъект 202 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямая [81,0 646,991 233,172 665,009] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 203 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 617,094 246,264 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 204 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямо [360,66 617,094 549,0 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 205 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [243,264 230,364 442,272 242,376] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 206 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямо [145,74 211,794 337,536 223,806] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 207 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямо [345,248 108,5415 408,39

    16PF Концепции опросника в психологии

    16 основных черт, большая пятерка, которые в последние годы стали популяризироваться другими авторами. С самого начала своего исследования Кеттелл обнаружил, что структура личности была многоуровневой и иерархической, со структурой взаимозависимых черт первичного и вторичного уровней (Cattell, 1946, 1957). Шестнадцать основных факторов были результатом факторного анализа сотен показателей повседневного поведения, чтобы найти лежащие в их основе фундаментальные черты. Затем они открыли пять глобальных (или второстепенных) факторов путем факторного анализа самих шестнадцати основных черт, чтобы найти основные организующие силы среди шестнадцати основных черт. Таким образом, тест 16PF дает оценку как пяти глобальным чертам второго порядка, которые дают представление о личности на более широком, концептуальном уровне, так и более многочисленным и точным первичным чертам, которые дают представление о богатстве и сложности каждой уникальной личности. Список этих черт можно найти в статье о модели 16 личностных факторов. Кеттел также обнаружил, что существует уровень организации личности третьего порядка, который содержит всего два всеобъемлющих фактора высшего уровня (Кеттелл, 19). 57), но мало времени уделено определению этого наиболее абстрактного уровня организации личности.

    Тест является неотъемлемой частью комплексной теории индивидуальных различий Кеттелла. Тесты, проведенные в течение 70 лет исследований, показали, что он полезен для прогнозирования поведения в различных условиях и для получения глубокой комплексной картины личности человека в целом. Например, он обычно используется в школах и колледжах, в клинических и консультационных учреждениях, при консультировании по вопросам карьеры, при отборе и развитии сотрудников, а также при базовых исследованиях личности. Исследования показали, что тест полезен для прогнозирования широкого спектра моделей поведения, таких как креативность, успехи в учебе, когнитивный стиль, эмпатия и навыки межличностного общения, лидерский потенциал, добросовестность, самооценка, терпимость к фрустрации, модели преодоления трудностей, совместимость в браке и т. производительность труда. Тест также был переведен на более чем 35 языков и диалектов и широко используется во всем мире. Однако выводы Кеттелла никогда не повторялись независимой исследовательской группой. Отчеты о широком использовании должны быть сбалансированы с заботой о том, чтобы избежать чрезмерной интерпретации результатов личностного опросника, особенно при вынесении серьезных суждений о тестируемом человеке, например, о приеме на работу.

    Кеттелл и его коллеги также разработали параллельные личностные опросники для измерения черт в других возрастных диапазонах, такие как Анкета личности подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Более короткая версия, 16PF Select Questionnaire, была разработана для настройки персонала. Кеттелл также разработал невербальные меры способностей, такие как три шкалы теста культурного и справедливого интеллекта, а также тесты мотивации.

     

    Схема испытаний

    Самое последнее издание Шестнадцатого опросника личностных факторов (16PF), выпущенное в 1993 году, является пятым изданием оригинального теста. Тест был впервые опубликован в 1949 году; второе и третье издания были опубликованы в 1956 и 1962 годах соответственно; и пять альтернативных форм четвертого издания были выпущены в период с 1967 по 1969 год. Целью пятого пересмотра издания было обновление, улучшение и упрощение языка, используемого в тестовых заданиях; упростить формат ответа; разработать новые шкалы валидности; улучшить психометрические свойства теста, включая новые данные о надежности и валидности; и разработать новую стандартизированную выборку (из 10 000 человек), чтобы отразить текущую перепись населения США.

    Пятое издание 16PF содержит 185 заданий с множественным выбором, написанных на уровне чтения пятого класса. Из этих элементов 76% были из четырех предыдущих выпусков 16PF, хотя многие из них были переписаны для упрощения или обновления языка. Содержание элемента обычно звучит не угрожающе и задает простые вопросы о повседневном поведении, интересах и мнениях. Одной из характерных черт опросника 16PF является то, что его пункты, как правило, проверяют широкий спектр фактического поведения, задавая вопросы о повседневных конкретных ситуациях, а не просят испытуемого просто дать самооценку своих личностных черт как некоторых. тесты делают (например, современные популярные тесты включают «Я теплый и дружелюбный человек; я не беспокоюсь; я уравновешенный человек»). Этот тип простого вопроса с самооценкой, как правило, в значительной степени связан с собственным представлением человека о себе и зависит от его взгляда на себя, его уровня самосознания и его защиты в отношении своих реальных черт. Вместо этого большинство вопросов 16PF, как правило, касаются реальных поведенческих ситуаций:

    • Когда я оказываюсь в скучной ситуации, я обычно «выключаюсь» и мечтаю о других вещах. Верно/Ложно.
    • Когда нужно немного такта и убедительности, чтобы заставить людей двигаться, обычно это делаю я. Верно/Неверно.

    Тест предоставляет баллы по 16 основным личностным шкалам и 5 глобальным личностным шкалам, все из которых являются биполярными (оба конца каждой шкалы имеют четкое, значимое определение). Тест также включает три шкалы достоверности: биполярную шкалу управления впечатлениями (IM), шкалу согласия (ACQ) и шкалу нечастотности (INF). Задания на способность к рассуждению (фактор B) приводятся в конце тестового буклета с отдельными инструкциями, потому что это единственные задания с правильными и неправильными ответами

    Проведение теста занимает около 35–50 минут для бумажно-карандашной версии и около 30 минут для компьютера. Инструкции по тестированию просты и понятны, а тест не рассчитан по времени, поэтому, как правило, им можно управлять самостоятельно и его можно использовать как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Тест 16PF был разработан для взрослых в возрасте от 16 лет и старше, но существуют также параллельные тесты для разных возрастных групп (например, Анкета личности подростка 16PF).

    Анкета 16PF была переведена более чем на 35 языков и диалектов. Таким образом, тест может проводиться на разных языках, оцениваться на основе местных, национальных или международных нормативных образцов, а компьютеризированные интерпретирующие отчеты предоставляются примерно на 15 различных языках. Тест, как правило, был адаптирован к культурным особенностям (а не просто переведен) в этих странах с местными образцами стандартизации, а также информацией о надежности и валидности, собранной на местном уровне и представленной в отдельных руководствах.

    Тест можно оценить вручную, используя набор ключей для подсчета очков, или с помощью компьютера, отправив лист ответов по почте или по факсу в IPAT издателя». Существует также система программного обеспечения, которую можно использовать для администрирования, оценки и предоставления отчетов о результатах тестирования непосредственно в офисе специалиста; и интернет-система, которая также может обеспечивать администрирование, оценку и отчеты на любом компьютере с доступом в Интернет на разных языках. Существует около дюжины компьютерных интерпретирующих отчетов, которые можно использовать для интерпретации теста для различных целей, например, профиль развития личной карьеры, клинический отчет Карсона, отчет о консультировании пар, отчет о развитии человеческих ресурсов, работа в команде. Отчет о развитии и Отчет о коучинге лидеров. Есть также много книг, помогающих в интерпретации тестов, например, 16PF Interpretation in Clinical Practice (Karson, Karson, & O’Dell, 19).97), The 16PF: Personality in Depth (Cattell, H. B., 1989) or Essentials of 16PF (Cattell, H.E. & Schuerger, JM, 2003)

    Укороченная версия теста, 16PF Select (Cattell, Cattell, Cattell & Kelly, 1999), был разработан для использования в срочных условиях отбора сотрудников и включает меньше пунктов на шкалу, чем обычный тест. 16PF Express (Gorsuch, 2007) — это очень короткая 15-минутная версия теста, включающая около четырех заданий на фактор и более широкий формат ответов (задания имеют четырехбалльный или пятибалльный формат ответа), который используется в основном для исследований. Черты 16PF также включены в опросник PsychEval Personality Questionnaire (PEPQ), который объединяет измерения как нормальных, так и аномальных личностных черт в один тест (Cattell, Cattell, Cattell, Russell, & Bedwell, 2003) 9.0005

     

    История и развитие

    Опросник 16PF был создан с довольно уникальной точки зрения среди личностных тестов. Большинство личностных тестов разрабатываются для измерения заранее определенных качеств, представляющих интерес для конкретного теоретика или исследователя. Главный автор 16PF Рэймонд Б. Кеттелл имел большой опыт в области физических наук, особенно в химии и физике, в то время, когда открывались основные элементы физического мира, помещались в периодическую таблицу и использовались в качестве основу для понимания фундаментальной природы физического мира и для дальнейшего исследования. Основываясь на этом опыте в физических науках, Кеттелл развил убеждение, что все области лучше всего понять, если сначала попытаться найти фундаментальные элементы, лежащие в основе этой области, а затем разработать действенный способ измерения и исследования этих элементов (Кеттелл, 19).65)

    Когда Кеттелл перешел из физических наук в область психологии в 1920-х годах, он описал свое разочарование по поводу того, что она состоит в основном из широкого набора абстрактных, не связанных между собой теорий и концепций, не имеющих или практически не имеющих научной основы. Он обнаружил, что большинство теорий личности были основаны на философии и личных догадках или были разработаны профессионалами-медиками, такими как Жан Шарко и Зигмунд Фрейд, которые полагались на свою личную интуицию, чтобы реконструировать то, что, по их ощущениям, происходило внутри людей, основываясь на наблюдениях. лица с серьезными психопатологическими проблемами. Кеттелл (1957) описал опасения, которые он испытывал как ученый:

    «В психологии есть океан порождающих интуиций и удобных предположений, которые мы разделяем с непрофессионалом и из которого мы с трудом выбираемся на плато научной объективности….Научная продвижение зависит от введения измерения в изучаемую область… Психология миновала необходимые описательные, таксономические и метрические этапы, через которые сначала должны пройти все здоровые науки… Если Аристотель и другие философы не могли продвинуться дальше одной только силой рассуждений за две тысячи лет наблюдения вряд ли мы будем делать это сейчас… Чтобы психология заняла свое место в качестве эффективной науки, мы должны меньше заниматься грандиозной теорией, чем устанавливать посредством исследований определенные основные законы взаимоотношений». (стр.3-5)

    Таким образом, цель Кеттелла при создании «Опросника 16PF» состояла в том, чтобы выявить количество и природу основных черт человеческой личности и разработать способ измерения этих параметров. В Лондонском университете Кеттелл работал с Чарльзом Спирменом, который разрабатывал факторный анализ, чтобы помочь в его стремлении открыть основные факторы человеческих способностей. Кеттелл считал, что это можно применить и к области личности. Он пришел к выводу, что человеческая личность должна иметь основные, лежащие в основе, универсальные измерения, точно так же, как физический мир имеет основные строительные блоки (например, кислород и водород). Он считал, что если бы основные строительные блоки личности были обнаружены и измерены, то человеческое поведение (например, креативность, лидерство, альтруизм или агрессия) могло бы стать более понятным и предсказуемым.

    Кеттелл и его коллеги начали обширную программу международных исследований, направленных на выявление и картографирование основных аспектов личности. Их цель состояла в том, чтобы систематически измерять как можно более широкий спектр личностных концепций, полагая, что «все аспекты человеческой личности, которые являются или были важными, интересными или полезными, уже зафиксированы в субстанции языка» (Кеттелл, Р. , 1943, стр. 483). Они хотели включить в свое исследование все известные параметры личности и, таким образом, начали с крупнейшей из существующих компиляций личностных черт (Олпорт и Одберт, 19).36). Со временем они использовали факторный анализ, чтобы сократить огромный список признаков, проанализировав лежащие в их основе закономерности. Они изучили личностные данные из разных источников (например, объективные показатели повседневного поведения, межличностные рейтинги и результаты анкетирования) и измерили эти черты в различных группах населения, включая работающих взрослых, студентов университетов и военнослужащих. (Кеттелл, 1957, 1973).

    В течение нескольких десятилетий факторно-аналитических исследований Кеттелл и его коллеги постепенно уточняли и подтверждали свой список основных исходных признаков. Результатом поиска стали шестнадцать унитарных признаков опросника 16PF. Эти черты оставались неизменными на протяжении последних 50 лет исследований. Кроме того, черты, указанные в опроснике 16PF, являются частью многофакторной модели личности, которая обеспечивает более широкую основу, включая модели развития, среды и наследственности черт, а также то, как они меняются на протяжении всей жизни (Cattell, 19). 73, 1979, 1980).

    Достоверность факторной структуры опросника 16PF (16 основных факторов и 5 глобальных факторов) подтверждена более чем 60 опубликованными исследованиями (Cattell & Krug, 1986; Conn & Rieke, 1994; Hofer and Eber, 2002). . Исследования также подтвердили полноту признаков 16PF: было обнаружено, что все параметры других основных личностных тестов (например, Опросник личности NEO, Калифорнийский психологический опросник, Форма исследования личности и Индикатор типа Майерс-Бриггс) содержатся по шкале 16PF в регрессионных и факторно-аналитических исследованиях (Conn & Rieke, 1994; Кеттелл, 1996).

     

    Исходные черты большой пятерки

    С самого начала своего исследования Кеттелл обнаружил, что черты личности имеют многоуровневую иерархическую структуру (Cattell, 1946). Первой целью этих исследователей было найти наиболее фундаментальные первичные черты личности. Затем они провели факторный анализ этих многочисленных первичных черт, чтобы увидеть, имеют ли эти черты собственную структуру, т. е. если бы некоторые из них естественным образом объединились в самоопределяющие, значимые группы.

    Они постоянно обнаруживали, что первичные черты сами по себе объединились, в частности, в значимые группы, чтобы сформировать более широкие вторичные или глобальные черты, каждая из которых имеет свою особую направленность и функцию в личности (Cattell & Schuerger, 2003). Например, первой обнаруженной глобальной чертой была экстраверсия-интроверсия. Это произошло в результате естественного сходства пяти основных черт, которые определяли разные причины, по которым человек двигался к другим людям, а не от них (см. Ниже). Они обнаружили, что эти черты имеют естественную тенденцию сочетаться в реальном мире и определять важную область человеческого поведения — социальное поведение. Этот глобальный фактор, глобальная экстраверсия/интроверсия (тенденция двигаться к взаимодействию с другими, а не от него), состоит из следующих основных черт:

    1. Теплота (Фактор А): склонность двигаться к другим в поисках близости и связи из-за искренних чувств заботы, сочувствия и беспокойства (в отличие от тенденции быть сдержанным и отстраненным, и, следовательно, быть независимым и бесстрастным).
    2. Жизнерадостность (фактор F) : тенденция быть энергичным, веселым и беззаботным, а также спонтанно двигаться к другим оживленным, стимулирующим образом. Люди с низким баллом, как правило, более серьезны и сдержанны, осторожны, неторопливы и рассудительны.
    3. Социальная смелость (Фактор H) : склонность к социальному взаимодействию в уверенной, бесстрашной манере, получая удовольствие от вызовов, рисков и пребывания в центре внимания. Люди с низкими баллами, как правило, застенчивы и робки, более скромны и избегают риска.
    4. Прямота (Фактор N) : склонность хотеть быть известным другим — быть открытым, прямолинейным и искренним в социальных ситуациях и, таким образом, быть самораскрывающимся и незащищенным. Люди с низкими баллами, как правило, более закрыты и не раскрывают себя, и их труднее узнать.
    5. Аффилиативный (Фактор Q2) : склонность искать товарищеских отношений и получать удовольствие от принадлежности к группе и функционирования в ней (инклюзивность, сотрудничество, хороший последователь, готовность идти на компромисс). Люди с низким баллом, как правило, более индивидуалистичны и самостоятельны и ценят свою автономию.

    Аналогичным образом эти исследователи обнаружили, что четыре другие основные черты последовательно сливаются, чтобы определить еще один глобальный фактор, который они назвали Восприимчивостью или Открытостью (в отличие от Твердости мышления). Этот фактор состоял из четырех основных черт, описывающих различные виды открытости миру:

    • Открытость к чувствительным чувствам, эмоциям, интуиции и эстетическим измерениям (Чувствительность — Фактор I)
    • Открытость к абстрактным, теоретическим идеям, концептуальному мышлению и воображению (Абстрактность — Фактор М)
    • Открытость к свободному мышлению, исследованию, исследование новых подходов и инновационных решений (Открытость к изменениям – Фактор Q1) и
    • Открытость к людям и их чувствам (Тепло – Фактор А).

    Еще один глобальный фактор, «Самоконтроль» (или «Сознательность») и «Необузданность», возник в результате естественного объединения четырех основных факторов, определяющих различные способы, с помощью которых люди могут контролировать свое поведение:

    • Сознание правил (фактор G) предполагает принятие и добросовестное следование принятым в обществе стандартам поведения
    • Перфекционизм (фактор Q3) описывает склонность к самодисциплине, организованности, тщательности, вниманию к деталям и целеустремленности
    • Серьезность (фактор F) предполагает склонность к осторожности, рефлексии, сдержанности и обдуманности в принятии решений; и
    • Приземленность (Фактор М) предполагает тенденцию оставаться сосредоточенным на конкретных, прагматичных, реалистичных решениях.

    Поскольку глобальные факторы были разработаны путем факторного анализа первичных признаков, значения глобальных признаков определялись составляющими их первичными признаками. Кроме того, глобальные факторы обеспечивают всеобъемлющую концептуальную основу для понимания значения и функции каждой из первичных черт. Таким образом, два уровня личности существенно взаимосвязаны и взаимосвязаны.

    Однако именно первичные черты дают четкое определение уникальной личности человека. Два человека могут иметь абсолютно одинаковый уровень экстраверсии, но при этом сильно отличаться друг от друга. Например, у них обоих может быть 80% экстраверсии, и оба склонны двигаться к другим в одинаковой степени, но они могут делать это по совершенно разным причинам. Один человек может достичь экстраверсии на уровне 80 %, если у него высокие показатели социальной смелости (фактор H: уверенный в себе, смелый, разговорчивый, предприимчивый, бесстрашный поиск внимания) и живости (фактор F: высокая энергия, энтузиазм, веселье, импульсивность). ), но сдержанный (низкий уровень фактора А: отстраненный, хладнокровный, бесчувственный, объективный). Этот человек будет разговорчивым, смелым и импульсивным, но не очень чувствительным к потребностям или чувствам других людей. Второй Экстраверт может иметь высокий уровень Теплоты (Фактор А: добрый, мягкосердечный, заботливый и заботливый) и Ориентирован на Группу (низкий Фактор Q2: компанейский, кооперативный и участвующий), но Застенчивый (низкий фактор Н: робкий, скромный и легко смущающийся). Этот второй экстраверт склонен демонстрировать совершенно другое социальное поведение и быть заботливым, внимательным и внимательным к другим, но не напористым, смелым или громким — и, таким образом, оказывать совершенно иное влияние на свое социальное окружение.

    Сегодня глобальные черты личности широко известны как Большая пятерка. Черты Большой пятерки наиболее важны для получения абстрактного теоретического понимания больших, всеобъемлющих областей личности, а также для понимания того, как разные черты личности соотносятся друг с другом и как разные результаты исследований соотносятся друг с другом. «Большая пятерка» важна для понимания и интерпретации профиля личности человека, главным образом для получения широкого обзора его личности на самом высоком уровне организации личности. Тем не менее, баллы по более конкретным первичным чертам по-прежнему определяют богатый, уникальный характер личности любого человека. Эти более многочисленные первичные черты неоднократно оказывались наиболее эффективными в предсказании и понимании сложности фактического повседневного поведения (Ashton, 19).98; Голдберг, 1999; Мершон и Горсуч, 1988 г.; Паунонен и Эштон, 2001).


    Этот контент находится под лицензией CC-BY . Лицензии CC-BY предоставляют права на использование весов в ваших исследованиях (измерительный прибор и его документацию), но не заменяют авторские права. Это остается за правообладателем, и вы должны указать нас в качестве источника.


    Мохаммед Лути, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕСЫ (2023) Анкета 16PF.