Моббинг в организации: Моббинг в организации, его виды и причины возникновения

Содержание

1.1 Моббинг и его характеристика. Моббинг в организации

Моббинг в организации

курсовая работа

Моббинг — это форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

«В животном мире mobbing — это когда стадо травоядных нападает на хищника. Психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман впервые провёл исследование такого явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х. Он назвал такое поведение моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман определил 45 вариаций поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание, крики.

Психологи выделяют два основных вида моббинга: горизонтальный (когда вытеснение происходит людьми, стоящими с объектом примерно на одной ступени социальной лестницы), и вертикальный — боссинг — от вышестоящих людей. Горизонтальный чаще всего применяют по отношению к новичкам более старые сотрудники организации. Он может проявляться в «бойкоте» со стороны сослуживцев, предоставлении неверной информации, игнорировании просьб, сплетнях и множестве иных «мелочей». Обычно такое случается, если в новичке видят конкурента, или он сильно выделяется из коллектива своей «неординарностью». Нередко причиной становится и обычная зависть к более молодому и удачливому коллеге. Отмечено, что зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам. Иногда подобный прессинг имеет временный характер и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. В жертву моббинга может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство.

«Вертикальный» моббинг часто возникает там, где есть желание освободить место для продвижения по службе, убрать конкурента или отомстить.

Например, шеф по тем или иным причинам хочет избавиться от работника, но не может сделать это законным способом, ведь без серьезных оснований уволить подчиненного практически невозможно. Гораздо проще постоянно обвинять работника в некомпетентности, недисциплинированности, ставить перед ним невыполнимые задачи и, в конце — концов, вынудить его уйти по собственному желанию.

Буллинг понимается как агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Буллинг может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной точки зрения и навязывание окружающим своей точки зрения, отсутствие делегирования и сосредоточение полномочий только в своих руках, постоянная критика и указания на служебное несоответствие/некомпетентность. Буллинг — это преследование «один на один»

Не стоит упускать из внимания и такое явление, как «сандвич-моббинг», при котором на человека действуют с двух сторон: подчиненные, желая занять и его место, и начальство, перекрывая ему путь к их собственному креслу. Так, топ-менеджеру может поступать негативная информация о работе его отдела, приказы вышестоящего руководства он получает с опозданием, подчиненные саботируют его распоряжения и так далее.

Наиболее распространенные виды проявления моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства и т.д. Их пояснение будет излишним: мы все имеем общее представление о том, как применяются вышеуказанные средства при моббинге.

Некоторые формы моббинга:

· Коллеги намеренно не замечают присутствия жертвы.

· Мнение жертвы никому не интересно.

· Жертву не приглашают на совещания и собрания.

· Ее необоснованно критикуют.

· Сослуживцы обсуждают жертву за ее спиной.

· Над ней смеются, окликают по прозвищу.

Причины эмоционального насилия в коллективе:

1. Конфликт — может возникнуть на ровном месте и, как правило, бывает неразрешим, как бы человек ни старался, постепенно недоразумение из-за пустяка превращается в настоящее противостояние и обостряется до такой степени, что пути назад уже нет;

2. Нездоровая психологическая атмосфера в коллективе — иногда сотрудникам просто требуется «козел отпущения», на которого можно было бы свалить все беды;

3. Жажда власти над другими людьми или личная злоба — неприязнь человека к человеку вполне может вылиться в эмоциональное насилие в коллективе, особенно, если зачинщик травли обладает определенным авторитетом среди сотрудников и способен оказать на них влияние.

Делись добром 😉

Аналіз ефективності управління персоналом бази відпочинку «Чорноморка»

2.1 Характеристика організаційної структури та характеристика бази відпочинку «Чорноморка»

База відпочинку « Чорноморка » — це відокремлений структурний підрозділ державного підприємства «Суднобудівний завод імені 61 комунара», яка розташована на території Чорноморської коси Очаківського району Миколаївської області…

Аналіз зовнішнього середовища ЗАТ «АВК»

2. Характеристика ЗАТ «АВК»

Кондитерський ринок — один з найпривабливіших і таких, що динамічно розвиваються на Україні. Одним з найбільших національних виробників кондитерської продукції є компанія «АВК». Компанія «АВК» заснована 1991 року. ..

Аналіз, оцінка й основні форми матеріального стимулювання персоналу організації

2.1 Загальна характеристика та характеристика основних техніко-економічних показників підприємства

Товариство з обмеженою відповідальністю «Бембі » створене в 1998 році учасниками відповідно до вимог Цивільного і Господарського Кодексів України…

Кадрова політика підприємства

2.1 Загальна характеристика готельного підприємства «Писанка» та характеристика середовища його діяльності

Готельна споруда побудована 2000 року. Товариство з обмеженою відповідальністю готель «Писанка» було засноване 20 березня 2001 року. ТзОВ готель «Писанка» розташований в місті Коломиї пр. Відродження Івано-Франківської обл., 1…

Моббинг в организации

Глава 1. Моббинг в организации

Моббинг в организации

2.2 Моббинг на предприятии

Помимо межличностных конфликтов из-за различия бытовых интересов сотрудников (а развитие общества…

Организация деятельности салона красоты ООО «Афродита»

1.
Характеристика выбранного вида деятельности. Характеристика с позиции состояния вида деятельности в регионе

Считается, что всех людей можно разделить на две группы: «ведомые» и «ведущие», они же «работяги» и «управленцы». То есть на людей, находящихся в подчинении, и людей, не желающих работать под чьим-то началом, и, конечно же, можно выделить людей…

Організація процесу обслуговування споживачів у закладі ресторанного господарства ресторані–барі «Корона Вітовта»

1. Характеристика контингенту споживачів, особливостей його попиту та характеристика закладу, де здійснюються процеси обслуговування споживачів

Планирование потребности в материально-технических ресурсах предприятия

2.1 Характеристика ОАО «АТФ»

ОАО «Архангельский траловый флот» — старейший промысловый флот на севере России, отмечающий в июне 2010 года 90 лет со дня своего основания. Это самое крупное рыбодобывающее предприятие Архангельской области…

Понятие моббинга с точки зрения руководителя

Глава 1.
Моббинг в менеджменте

Нападки и притеснения со стороны коллег по работе как явление известны уже давно, но как отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х — начале 80-х годов. Первые исследования были проведены в Швеции…

Понятие моббинга с точки зрения руководителя

1.5 Моббинг как веская причина для увольнения

По мнению 91% россиян, неблагоприятный психологический климат в коллективе — веская причина для того, чтобы покинуть компанию. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob…

Разработка проекта организации труда и оценка его эффективности в прядильном и ткацком цехах при производстве ткани сатин 520

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫРАБАТЫВАЕМОГО ИЗДЕЛИЯ И ПАРАМЕТРОВ ЗАПРАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ.

Выработка пряжи для ткани сатин 520. Уточная нить Т=15,4 текс. Плотность ткани по утку=4750 нитей /м. Число нитей основы 2455. Уработка по утку 7,3%. Уработка по основе 3,6%. Характеристика вырабатываемой продукции и заправка оборудования. «right»>Таблица 1…

Система межличностных и организационных конфликтов в менеджменте

4.1 Моббинг

Нападки и притеснения со стороны коллег по работе как явление известны уже давно, но как отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х — начале 80-ч годов. Первые исследования были проведены в Швеции…

Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО «МТС»

2.1 Характеристика ОАО «МТС»

«Компания МТС образована в октябре 1993 года ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций…

Управление кадрами предприятия на примере ОАО «Вымпел Коммуникации»

1. Общая характеристика организации и экономическая характеристика

Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» («ВымпелКом» или ОАО «ВымпелКом», или «Компания») специализируется на предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи. ..

28. Моббинг, буллинг и их предупреждение в организации.

Моббинг определяется как изводящие действия, которые постоянно повторяются. Единичное негативное действие ещё не является моббингом.

Моббинг может возникнуть как в отношениях по вертикали, так и по горизонтали. Чаще всего этот феномен возникает между равными по должности. Причин здесь много: от личной вражды до элементарной скуки.

На втором месте по частоте находится моббинг «руководитель против подчинённого». Такую форму моббинга называют боссинг (bossing). Руководитель в этом плане имеет богатый арсенал средств: он может скрывать важные вопросы, манипулировать информацией или прилюдно оскорблять сотрудника, распределять премии по собственному желанию.Он может также разъединять рабочие группы, настраивать сотрудников друг против друга, сеять недоверие, подстрекать к конкурентной борьбе. К типичным стратегиям руководителя-моббера можно отнести предъявление к подчинённым заниженных и завышенных требований, постоянный контроль, ограничение полномочий, изоляция, постоянное изменение производственных заданий, поручение бессмысленных, неприятных и непосильных заданий.

Третья по частоте форма моббинга – стаффинг, это издевательство подчинённых над руководителем, обычно женщиной (staffing – c англ. «персонал»). Можно выделить две его причины:

— работодатель назначает руководителем человека, который не нравится персоналу, не может выполнять поставленные задачи из-за недостаточного опыта, низкой социальной или профессиональной компетентности;

— сотрудники считают руководителя несправедливым, обижающим или авторитарным.

Моббинг можно определить не как единичное действие, а как процесс. При этом моббинг-действия меняются.

В основе моббинга лежит множество причин. К. Колодей выделяет социальные, производственные и индивидуальные аспекты этого феномена. Самые значимые социальные и экономические факторы моббинга – это изменение социальной структуры, разделение производства и воспроизводства.

Если касаться производственных причин, то существенным фактором, провоцирующим моббинг, являются неблагоприятные производственные условия.

Важной причиной возникновения моббинга является нехватка этических норм и ценностей, когда такие общечеловеческие ценности, как свобода, равенство, равноправие, солидарность, честность и уважение прав личности не принимаются в расчёт.

Плохая структура коммуникации в организации способствуют тому, что сообщение может быть интерпретировано неправильно, не в соответствии с заложенным в него содержанием, а это может вызвать агрессию.

Стиль управления организацией и поведение руководителя могут в значительной мере провоцировать возникновение моббинг-конфликтов.

К индивидуальным причинам моббинга можно отнести непреодолённую стрессовую ситуацию, зависть, фрустрацию, страх и антипатию.

Буллинг обычно понимается как регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Он включает различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные, негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен.

Последствия моббинга для организации и его профилактика

Моббинг-действия значительно ухудшают внутриорганизационный климат. Так, тремя самыми распространёнными причинами плохого организационного климата немецкие респонденты назвали интриги, клевету на человека перед руководителем и зависть коллег.

Последствия моббинга: заболеваемость сотрудников, несчастные случаи на производстве, снижение мотивации и увольнения – всё это способствует колоссальным затратам предприятия.

Рекомендации по профилактике моббинга:

  • Позаботьтесь о демократическом стиле управления, при котором ваши сотрудники имели бы возможность открыто выразить негодование или неудовлетворённость и высказать своё мнение.

  • Настройте сотрудников на самостоятельность и компетенцию.

  • Сделайте прозрачными (внутри отделов) процессы принятия решений.

  • Дайте своим сотрудникам как можно больше пространства для действий. Это является профилактикой «моббинга от скуки».

  • Сделайте прозрачными цели организации. Чем они яснее, тем выше мотивация при работе над их достижением и тем лучше сотрудничество.

  • Позаботьтесь о регулярных обсуждениях возникающих проблем.

  • Повышайте коммуникативные способности сотрудников, способности к командной работе и к сотрудничеству, а также компетенцию в разрешении конфликтов; предлагайте им соответствующие семинары и курсы.

  • Введите в действие инструменты персонального развития для профилактики моббинга (например, программы по введению в должность новых сотрудников, переговоры с сотрудниками, прощальные интервью при увольнении).

  • Ознакомьте подчинённых с информацией о моббинге, стратегиях защиты от него и о санкциях. Объясните, что моббинг в организации не только нежелателен, но и наказуем.

  • Позаботьтесь об организационном климате, в котором ценится взаимная поддержка. Установите «принципы поведения» посредством соответствующих организационных примеров и соглашений.

  • Введите формы поощрения и признания, которые позволят каждому сотруднику реализовать свои потребности в признании, уважении, самоутверждении.

  • Регулярно наблюдайте за социальными событиями и за изменениями в поведении отдельных сотрудников.

  • Сообщайте о своей готовности к разрешению конфликтов, делайте конфликты открытыми и пытайтесь их уладить с ориентацией на решение проблемы и на будущее.

  • Препятствуйте распространению сплетен.

  • Приступайте к разрешению конфликта, если ваши сотрудники не могут его разрешить, или привлекайте к этому внештатного консультанта (психолога).

«Моббинг» в коллективе

Отправить статью или инфоповод

8 июня 2010