Молодежная культура – . — —

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — это… Что такое МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА?


МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
(YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от родителей. Молодежная культура выделяется тремя общими чертами: (1) это скорее культура досуга, а не работы; (2) в ее рамках социальные отношения  организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг группы сверстников; (3) предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким, как использование особых языковых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности.
Среди наиболее важных причин возникновения молодежной культуры — рост находящихся в распоряжении молодежи доходов и увеличение периода перехода от детства к зрелости, отчасти вызванное более широким вовлечением в формы образования, которые предполагают полную или неполную временную нагрузку вплоть до возраста 21 года. Говорить об одной молодежной культуре, очевидно, является ошибкой. Скорее существует множество молодежных культур, дифференцированных, например, по социальному классу, гендеру и этничности. Очевидно, что молодые люди из различных социальных классов или этнических групп обладают самыми разными установками, вкусами, способами поведения и стилями, то же самое касается юношей и девушек. Некоторые молодежные культуры бросаются в глаза своим своеобразием, их представители одеваются и ведут себя в кричащей манере, привлекающей внимание и вызывающей осуждение родителей, учителей или полиции и суда. Примерами таких культур являются моды, рокеры, скинхеды, панки и crusties. Внимание общественности сосредоточивалось на этих группах потому, что они казались вызывающими и оппозиционными. До самого последнего времени социологи также интересовались этими группами и вопросом о том, почему молодежные культуры рабочего класса являются более яркими, чем культуры среднего класса. На поиски ответа на этот вопрос значительное влияние оказали С. Холл и Т. Джефферсон (Hall and Jefferson, 1976). Они утверждали, что из-за своей классовой позиции молодежь рабочего класса сталкивается с определенными проблемами, которые обостряются их возрастом. Усвоение определенной культуры позволяет обрести идентичность, наделяет статусом и обеспечивает одобрение, а также некоторое ощущение контроля за ситуацией. Усвоение молодежной культуры такого рода является, следовательно, символическим сопротивлением тому определению жизни рабочего класса, которое поддерживается остальной частью общества. Подход Холла и Джефферсона вызвал множество критических замечаний, указывавших на трудность интерпретации символического сопротивления, недостаток эмпирических данных, существование ярких культур среднего класса и тот очевидный факт, что большинство молодых людей не принадлежит к бросающимся в глаза культурам. Что касается последнего момента, то данные исследований показывают, что установки большей части молодежи очень сходны с установками родителей, и в целом для большинства молодых людей характерны конформизм и следование традициям. Это, конечно, не означает, что более конформная (conforming) молодежь не имеет отличительных культур, основанных на досуге, группе сверстников и стиле. Недавно была выдвинута идея, согласно которой коммерциализация молодежного стиля привела к исчезновению ярких молодежных культур 1960-х, 70-х и начала 80-х гг. Интерес к стилю уже не означает какое-либо сопротивление, а выражает лишь слабое чувство идентичности (осознания себя) как части потребления общества. См. также: Подростковый возраст; Поколение; Старение; Субкультура.

Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.

  • МОДЕРНИЗАЦИЯ
  • МОНОГАМИЯ

Смотреть что такое «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — (youth culture) субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: (а) своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; (б) отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; (в)… …   Большой толковый социологический словарь

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: 1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; 2. отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстнкков, чем на семье; 3. относительную… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Молодежная культура и субкультура — – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • КУЛЬТУРА — (CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.  (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи… …   Социологический словарь

  • Культура Удмуртии — Удмуртия  республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… …   Википедия

  • КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    — совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл). Понятие политическая культура было введено в… …   Политология: словарь-справочник

  • Молодежная палата города Вологды — Полное наименование организации: Вологодская городская молодёжная общественная организация «Молодёжная палата города Вологды» (Совещательный орган при Вологодской городской Думе) Краткое наименование организации: Молодёжная палата города Вологды… …   Википедия

  • ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА — (POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино… …   Социологический словарь

  • ФРАНЦИЯ. КУЛЬТУРА

    — Образование. В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования… …   Энциклопедия Кольера

  • Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни …   Википедия

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, Левикова Светлана Игоревна. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 3666 руб
Другие книги по запросу «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» >>

sociological_dictionary.academic.ru

Молодежная культура. Особенности современной молодежной культуры в России

Молодежная культура

Понятие «молодежная культура» входит в научный обиход вместе с понятием «молодежь». Рождение понятий связывалось Т. Парсонсом с обоснованием стабильности, направленности и целесообразности развития общественных систем. Это была своего рода рефлексия на послевоенное возрождение западных обществ, выражение веры в возможность стабильности, благополучия и процветания всех его членов. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных полномочий, и полностью контролируемы взрослыми.

 В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодёжи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам. В этот период только в рамках биологизаторских, психологических концепций периодически предпринимались попытки из идентичности физиологических процессов, свойственных всем индивидам на той или иной стадии биологического развития, выводить идентичность форм социального поведения, тем самым определять молодежь как группу, имеющую социально-психологические, возрастные особенности.

Фото молодежные и приключенческие туры

Но можно совершенно обоснованно утверждать, что нет никаких универсальных форм поведения, выводимых только из психологии и физиологии молодежного возраста. Молодежь и ее жизнедеятельность напрямую зависят от социокультурных характеристик общества, в котором в данное время она живет и которое определяет ее поведение и характеристики. Как отмечал П. Сорокин: «Не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества».

«На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой молодых является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке — они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. <…> Эта позиция аутсайдера — гораздо более важный фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества, таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий — поэты, артисты и т.д.».

Маргинальный статус молодежи, однако, является временным явлением и впоследствии, как правило, преодолевается в пользу более или менее стабильного социального положения. То же происходит и с культурными ценностями, имеющими распространение в среде молодежной культуры.

«Периферия ярко окрашена, маркирована — ядро «нормально», то есть не имеет ни цвета, ни запаха, оно «просто существует». Поэтому победа той или иной семиотической системы есть перемещение ее в центр и неизбежное «обесцвечивание». С этим можно сопоставить «обычный» возрастной цикл: бунтующие молодые люди с годами становятся «нормальными» респектабельными джентльменами, совершая одновременного эволюцию от вызывающей «окраски» к «обесцвечиванию»».

В связи с этим К. Манхейм отмечает: «Проникновение в общество извне заставляет молодежь симпатизировать динамичным социальным движениям, которые выражают недовольство существующим положением вещей по совершенно иным причинам. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры и реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo».

Осознание своей маргинальности, «особости» по отношению к остальному обществу роднит молодежь как «ситуационный», связанный с переходной фазой жизни тип интеллигенции с другими: профессиональной и локальной. Помимо этого, подобное осознание способствует консолидации молодежи в качестве социокультурного феномена, повторяющегося во времени и пространстве и оказывающего влияние на другие социальные группы и на социокультурный мир в целом.

Молодежная культура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, также в лице молодежной субкультуры, социокультурной гомогенной среды и в определенной мере контркультуры выступает как источник трансформации культуры общества. Рассматривая культуро-генетический аспект функционирования молодежной культуры, необходимо отметить, что функционирование социокультурных систем корректируется системой прямых и обратных связей, имеющих положительный и отрицательный для развития этих систем характер. Прямые связи между доминирующей и молодежной культурой реализуются посредством культуры для молодых. Такие связи поддерживают сохранение сложившихся структур и отношений. В то время как обратные связи, обеспечивающие восприимчивость системы к новой информации, реализуются посредством молодежных суб, контркультур и социокультурных гомогенных сред. Соотношение между культурой для молодых и молодежными субкультурными образованиями обеспечивает степень устойчивости и изменчивости культуры общества, ее рост, качественную трансформацию, способность развиваться в меняющихся условиях существования. Гармоничное равновесие в их взаимодействии формирует динамическую устойчивость культуры, то есть оптимальное соотношение между целостностью, способностью сохранять себя как единое целое, и способностью постоянно обновлять себя.

Динамическая устойчивость культуры — состояние относительное. Чаще возникает состояние неустойчивости, которое выступает важнейшим моментом в процессе развития культуры, дающим импульс процессам самоорганизации. Одним из результатов взаимодействия молодежной культуры с господствующей культурой общества является усложнение культур, возникающее вследствие действия законов единства и борьбы противоположности, перехода количества в качество, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития.

В такой культурной модели можно выделить три главных звена — два полюса оппозиции и меру их конкретного соотношения в рамках макро-культуры. В определенный момент один из этих полюсов является доминирующим, другой же временно подавлен, но его составляющие постоянно присутствуют как «underground», периодически вынося на поверхность якобы несвойственные ей явления (расцвет хиппи в шестидесятые, панковский взрыв второй половины семидесятых). Несмотря на то, что эти явления так и не становятся доминирующими, их появление способствует динамичношаму существованию системы культуры в целом. Ее главное противоядие — при помощи «культуры для молодых» приобщение наиболее поддающихся обработке и менее значимых в смысле социальной опасности контр-культурных явлений к «золотой середине», что, в свою очередь, приводит к общему ослаблению культурного «выброса» (приобщение к масс-культуре так называемой «Сексуальной Революции» в Америке и Великобритании). Эта схема одинакова для всех субкультур, от элитных до криминальных или трущобных. Разрешение накопленных противоречий порождает новое качество элементов культуры, их взаимосвязей, структуры; ведёт к новому стабильному и одновременно более сложному уровню всей культурной организации. Новая стабильность культурной системы достигается большим числом типов взаимосвязей и взаимодействий ее элементов.

Необходимо отметить определяющее значение молодежной культуры в воспроизводстве культуры современного общества. Как любое социально-культурное явление, молодежная культура возникает не изолированно, а как результат развития господствующей культуры, следствие ее дифференциации. Молодежь как субъект социокультурных, этнических, психологических и экономических отношений не является простым зеркальным отражением особенностей развития социума и его культуры, в поведении молодого поколения синтезируются собственные культурные традиции и результаты взаимодействия с культурами других социальных и демографических групп. Молодежь в силу специфического положения в социокультурной системе раньше многих других общественных групп обращает внимание на любые инновации, происходящие в обществе. Молодежная культура в условиях постсоветской России является сферой инновации, отражая в своем развитии не только интересы молодежи как наиболее восприимчивой и открытой экспериментам социальной общности, но и связанные с ней ожидания настроенной на обновление части общества. Иначе говоря, молодежная культура в данный период предстает как особое место и способ бытования философии и культуры с сохранением особенностей, присущих ей как субкультуре.

svastour.ru

32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА. Культурология. Шпаргалка [litres]

32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Одной из субкультур является молодежная культура.

Эта культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально—экономическим положением.

Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения и т. д.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально—психологические истоки находятся в стремлении молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молодежная культура обычно создается самой молодежью. Молодежь является также ее носителем. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком высокой. Молодежная культура в той или иной степени противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти – высокой.

Но молодежная культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок—и поп—музыка.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молодежная культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи – студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов и т. д.

Молодежная культура распадается на множество групп и течений. В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре занимали хиппи, панки, рокеры и т. д.

На определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму контркультуры, оппозиционно настроенной доминирующей культуре.

Широкую известность имела на Западе во второй половине XX в. контркультура социальных групп студенчества (хиппи).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — это… Что такое МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА?


МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие:

1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;

2. отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстнкков, чем на семье;

3. относительную первостепенность досуга, а не работы;

4. вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;

5. качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.

Хотя расхождения между взрослыми и молодежью очевидны, молодежная культура  далека от того, чтобы быть полностью однородной, будучи разделенной гендерами и этносами, классами и образованием, а также мириадами конкурирующих культурных стилей. Возникновение особых молодежных культур в современных обществах связано с центральной ролью средств массовой каммуникации и с повышением уровня жизни, благодаря чему создаются новые рынки продуктов, нацеленных прежде всего на молодежь.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.

  • МОЛИТВА
  • МОНАРХИЯ

Смотреть что такое «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — (youth culture) субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: (а) своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; (б) отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; (в)… …   Большой толковый социологический словарь

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от …   Социологический словарь

  • Молодежная культура и субкультура — – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • КУЛЬТУРА — (CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.  (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи… …   Социологический словарь

  • Культура Удмуртии — Удмуртия  республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… …   Википедия

  • КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл). Понятие политическая культура было введено в… …   Политология: словарь-справочник

  • Молодежная палата города Вологды — Полное наименование организации: Вологодская городская молодёжная общественная организация «Молодёжная палата города Вологды» (Совещательный орган при Вологодской городской Думе) Краткое наименование организации: Молодёжная палата города Вологды… …   Википедия

  • ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА — (POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино… …   Социологический словарь

  • ФРАНЦИЯ. КУЛЬТУРА — Образование. В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования… …   Энциклопедия Кольера

  • Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни …   Википедия

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, Левикова Светлана Игоревна. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 3666 руб
Другие книги по запросу «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» >>

eurasian_wisdom.academic.ru

Особенности современной молодежной культуры. Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

1. Особенности современной молодежной культуры5

2. Молодежь и «массовая культура»11

3. Молодежная «элитарная культура»12

4. Молодежь и духовные искания12

5. Молодежь и культурное наследие13

6. Молодежь и научное знание13

7. Бытовая культура молодежи13

8. Воспитание воспитателей молодежи14

9. Молодежная субкультура14

9.1 Общие понятия молодежных субкультур14

9.2 Характеристика отдельных субкультур15

Заключение22

Список использованной литературы23

 

Введение

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры российской молодежью.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации.

В условиях экономических и политических изменений в жизни общества возрастает роль молодого человека, способного к самореализации, самовыражению и саморазвитию, умеющему самостоятельно принимать решения. Именно на молодёжи лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную интеграцию России в мировое сообщество.

Сегодня назрела необходимость говорить о принципиально новом понимании роли молодёжи, о рассмотрении её не только как поколения, определяемого возрастными характеристиками, но и стремлением к активному самоопределению и самоутверждению. В настоящее время самоопределение молодежи происходит без ярко выраженной патерналистско-идеологической опеки со стороны государства и политических партий и, как представляется, без её особой надежды на государственную помощь.

Актуальность изучения проблем молодёжной культуры, резко обострившихся к концу XX — началу XXI вв., с одной стороны, связана с резким падением культурного уровня, утратой национально-культурной самоидентификации всё более значительной части подрастающих поколений россиян. С другой стороны, это связано с особой исторической и социальной значимостью состояния молодёжной культуры для судеб государства и общества. Именно качественные характеристики культуры молодёжи в значительной степени определяют общественно-государственное развитие России, национальный менталитет, а также место, которое займёт наша страна и российская нация в мировом сообществе.

Российская молодежь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей. В общественном и индивидуальном сознании образовался духовный вакуум.

Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

 

1. Особенности современной молодежной культуры

Понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении[1]. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему и дающие основание для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.

1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.

2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.

3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.

4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.

Из этих принципов прямо вытекает идеология, обосновывающая необходимость и «естественность» взрослого превосходства и доминирования, что на практике приводит к открытой и скрытой дискриминации по признаку возраста. Надо признать, что дискриминационные идеи «вросли» в теоретические конструкты так глубоко, что кажется невозможным писать и думать о молодежи без использования слов «подростки», «переходный возраст», «пубертатный период», «молодежная транзиция», «молодежная проблема». Пора если не расстаться с этими стереотипами, то попытаться критически их переосмыслить.

Понятие «молодежная культура» у Т. Парсонса связывалось с представлением о стабильности и целесообразности развития общественных систем. В этом понятии отразилось послевоенное возрождение западных обществ, вера в возможность благополучия и процветания всех его членов. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, тогда как в семье или  школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. В традиционных  (доиндустриальных) обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции — биологическую, экономическую и культурную. В современных индустриальных обществах семья, по мнению ученого, теряет традиционные функции в области культуры (образования и профессионализации). Молодежь занимает в них максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами, между патриархальными моделями семейной социализации и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой.

Ценным становится любое отличие от «Другого», выделение своего неповторимого стиля: манеры игры, интеллектуального увлечения, в редких случаях в одежде. Что касается одежды, то здесь нет места эпатажности и крикливости, скорее это либо намеренное и подчеркнутое пренебрежение модными тенденциями в одежде и отрицание гламурности, либо выбор спортивного стиля.

Если у многих современных молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, т. е. сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, контркультурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя».

Другая характерная особенность современной молодежной культуры — преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Это качественно меняет ситуацию с самоидентификацией. Люди принимают или отказываются от каких-то компонентов своей идентичности быстрее, чем когда-либо.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека.

Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами[2]:

1. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

2. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации.

3. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

4. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями, в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения[3].

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя  каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров)[4].

И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. 

Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.

Парадокс подобного явления состоит в том, что противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» — внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода – лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

Молодежи характерны групповые стереотипы поведения, в основе которых лежат стремление к возрастной идентификации, средовому общению с одновременным отторжением всего «чужого», противопоставлением себя остальному — взрослому миру, к которому относятся, в том числе и родители, преподаватели.

Главной характерной особенностью современной молодежной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной культуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.

2. Молодежь и «массовая культура»

«Массовая культура» давно и привычно воспринимается как символ чего-то низкопробного, отупляющего. Однако она опирается на самую передовую технику нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру, компьютерную графику и др. Динамизм, «клиповость» стали неотъемлемыми чертами психологии восприятия современной молодежи. Поэтому те, кто считает своим делом культурное влияние на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого рода дорастали до современных технических возможностей и учитывали особенности восприятия молодежи.

Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у него возможность говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. «Массовая культура» не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса.[5]

3. Молодежная «элитарная культура»

В молодежной среде исподволь вызревает культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами и привычками достаточно далекого прошлого, «авангардизм», «абсурдизм», «постмодернизм», «концептуализм» в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от «реальной жизни». Но именно в этих «измах» сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей.

Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит на поверхности.

4. Молодежь и духовные искания

Лишь у незначительной части молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи. Для большинства свобода совести и вероисповедания — этакая «карт бланш», которая, впрочем, может остаться и не разыгранной.

Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или иные религиозные конфессии.

5. Молодежь и культурное наследие

Культурное наследие прошлых эпох не должно просто навязываться молодежи. У всех нас перед глазами печальный опыт обязательного схематизированного и заидеологизированного преподавания литературы, «воспитавшего» у многих стойкую неприязнь к серьезному чтению.

Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить «тени забытых предков».

6. Молодежь и научное знание

Благодаря однобокой пропаганде, наука ассоциируется у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием «официальной науки» обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к «тонким и параллельным мирам». И это при замечательных успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике и пр.

На фоне тотального экономического кризиса практически иссякла традиционно сильная просветительская деятельность ученых. Но это обрекает науку притока молодых талантов, а молодежь — на невежество. Общество должно найти в себе силы, чтобы разорвать этот трагический порочный круг.

7. Бытовая культура молодежи

Бытовая среда молодежи тревожит нарастающими негативными проявлениями: вредные губительные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм), неразборчивость, поверхностность отношений в сексуальной сфере, практически узаконенная проституция, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части молодежи, падение интереса к занятиям спортом, низкая санитарная культура, обедненный язык, примитивность досугов, извращенность отношений с «предками».

В этих условиях недопустимо свертывание системы образования, ибо это усугубит и без того угрожающую безработицу в молодежной среде. Необходимо создание действенных механизмов общественного влияния на средства массовой информации не с целью регламентации их деятельности, а для создания своеобразных «общественных зеркал».

8. Воспитание воспитателей молодежи

Необходимо выработать действенные механизмы повышения культурного уровня преподавателей и воспитателей от детских садов до университетов, настоящих и будущих родителей, вообще взрослого населения. Эта естественная идея, многократно скомпрометированная в «народных университетах культуры», «университетах здоровья», «университетах марксизма-ленинизма» и т.п., все же остается ключевой и ждет достойного воплощения. Иначе у нашего общества нет будущего.

9. Молодежная субкультура

9.1 Общие понятия молодежных субкультур

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1.      Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

 

9.2 Характеристика отдельных субкультур

Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты[6].

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» — со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. 

Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» — полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. 

Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. 

Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет».

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся скинхедов, или скинов (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова). 

Внешний вид:  соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). 

Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились.

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. 

Внешний вид:  достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). 

Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. 

Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»).

По внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве – «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.

Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками.

Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

Заключение

Молодежная культура это прежде всего возростная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

 

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи. 2001.

2. Маркова Т.И.  Культуринтервенция., — М.,2005.

3. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

4. Пилкингтон Х., Омельченко Е. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб: Алетейя, 2004.

5. Полищук В. И. Культурология., — М., 1998.

6. Розин М. В.   Психологические  причины  демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения., — М., 2004.

7. Сергеев В.К Молодежная субкультура в условиях мегаполиса // Институт социально-политических исследований РАН. М., 2001.

8.  Суртаев В.Я. Молодежная культура. 2002.

wudger.ru

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — это… Что такое МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА?


МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
(youth culture) — субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: (а) своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; (б) отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; (в) относительную первостепенность досуга, а не работы; (г) вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни; (д) качество бесклассовости в стиле досуга и поведении. Хотя расхождения между взрослыми и молодежью очевидны, молодежная культура  далека от того, чтобы быть полностью однородной, будучи разделенной тендерами и этносами, классами и образованием, а также мириадами конкурирующих культурных стилей. Возникновение особых молодежных культур в современных обществах связано с центральной ролью средств массовой коммуникации и с повышением уровня жизни, благодаря чему создаются новые рынки продуктов, нацеленных, прежде всего на молодежь. См. также Юность; Течение жизни; Сопротивление через ритуал; Популярная культура.

Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.

  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОНОГАМИЯ

Смотреть что такое «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от …   Социологический словарь

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: 1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; 2. отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстнкков, чем на семье; 3. относительную… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Молодежная культура и субкультура — – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • КУЛЬТУРА — (CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.  (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи… …   Социологический словарь

  • Культура Удмуртии — Удмуртия  республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… …   Википедия

  • КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл). Понятие политическая культура было введено в… …   Политология: словарь-справочник

  • Молодежная палата города Вологды — Полное наименование организации: Вологодская городская молодёжная общественная организация «Молодёжная палата города Вологды» (Совещательный орган при Вологодской городской Думе) Краткое наименование организации: Молодёжная палата города Вологды… …   Википедия

  • ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА — (POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино… …   Социологический словарь

  • ФРАНЦИЯ. КУЛЬТУРА — Образование. В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования… …   Энциклопедия Кольера

  • Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни …   Википедия

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, Левикова Светлана Игоревна. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 3666 руб
Другие книги по запросу «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» >>

explanatory_sociological.academic.ru

Молодежная культура как явление субкультуры

Введение

«Молодежная культура как явление субкультуры» довольно актуальная тема. Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема — замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

В «идеальной» субкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг в своих рекламных и маркетинговых акциях. Производители одежды, табака и алкоголя, музыкальные лейблы, развлекательные учреждения, телевидение и радио каналы все заинтересованы в лояльном и надежном потребителе.

Объектом исследования данной работы является изучение субкультуры.

Предметом исследования курсовой работы является изучение молодежной культуры.

Целью исследования курсовой работы является детальное изучение и рассмотрение «Молодежной культуры как явление субкультуры». В соответствии с этим ставится ряд таких задач как:

— изучить возрастные особенности самореализации молодежи – особенности, характеризующие молодежную субкультуру в целом;

— определить отношение молодежи к официальной культуре;

— рассмотреть классификацию самодеятельных групп и социальные роли в молодежной субкультуре рэпа.

1. Молодежная культура в современных условиях – понятие молодежной субкультуры.

Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), которое порождает множество проблем в обучении, труде, спорте, и особенно правового характера. Увеличение веса, размера тела, силы и ловкости соприкасается с социальной и нравственной сферой. Возрастные особенности определяют и самореализацию молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально – чувственное отношение к культуре в целом, и к художественной в частности. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлениями себя с героями романа, подражанием своим придуманным кумирам. Молодежь ищет в культуре не только эмоционально – нравственное, но и развлекательное содержание. Рок – культура и другие проявления массовой культуры вытесняют ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности. Поиск эмоционально – нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим. Молодые люди не хотят быть похожими на других, но при этом, сами того не подозревая, оказываются одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личную неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, иконы и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются по их назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающее в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщения к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформированности самой личности, отсутствием четких знаний, представлений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности. Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подросткового возраста не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», весьма преуспев в деле создания своих особых сообществ, где «чувство локтя» — единственно возможный для них способ выживания в обществе. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остается чрезвычайно притягательной, так как, выходя из замкнутой социальной ячейки семьи, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальный вакуум. Этот феномен является специфичной особенностью различных социальных групп, в частности неформальных малых групп.

Самым простым способом заполнить этот социальный вакуум является объединение с себе подобными. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Под субкультурой здесь следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей. Научное сообщество обратило внимание на феномен субкультуры относительно недавно. Ранее отношение к субкультуре было подчеркнуто отрицательным: трактовалось, что субкультура — это вредное порождение капиталистического общества. В России лишь во второй половине 80-х понятию перестали придавать отрицательное значение. Согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры . Скажем так, это образование внутри культуры , которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре. Конечно, каждая субкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительно для посвященных. Субкультура понятие внеоценочное . Вспомним тех же авиамоделистов с их специфическим сленгом, фольклором и укладом жизни. Социологи делят молодежные группировки на «новообразования» изобилия и кризиса. К сожалению, сейчас преобладают последние. Молодые люди, входя во «взрослую жизнь», принимали как должное достигнутый не ими уровень ресурсов общества, и не испытывали по отношению к нему никакого почтения. Молодежь в силу своего возраста еще не успела вписаться в доминирующие социальные структуры, и потому ей легче осознать их преходящий характер и ограниченность, чтобы начать творить свою «социальную реальность», столь не похожую на реальность «молодости» предыдущего поколения. Коммерциализация средств массовой информации , в какой-то мере и всей транслируемой художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — друзья, семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже отмечалось, — наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на «неудовлетворительное» состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, следовательно, и молодежная субкультура. Существуют особенности, которые характеризуют молодежную субкультуру в целом. Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной размытости , неопределенности, отчуждения большинства от основных нормативных ценностей. Позиция отчуждения зачастую просматривается как в отношении к социуму,так и в общении, в контркультурой направленности досуга, проявляется в апатии, безразличии к политической жизни общества. Досуг все больше становиться основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза, завода. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество, размышление, праздник. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга. Одной из специфических черт российской молодёжной субкультуры является «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Соответственно меняется ценностная палитра подросткового сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, уважение к окружающим. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.

mirznanii.com