Моральное осуждение: Моральное осуждение \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Содержание

Чиновников подвергнут моральному осуждению за нетрадиционные ценности — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 20 сентября
EUR ЦБ: 60,04 (+0,17) Инвестиции, 16:01

Курс доллара на 20 сентября
USD ЦБ: 60,17 (+0,13) Инвестиции, 16:01

Елизавету II похоронили в Виндзоре Политика, 19:45

«ГПБ Инвестиции» присоединится к полному запрету для «неквалов» 1 октября Инвестиции, 19:40

Работать с 13 лет: все «за» и «против» Партнерский проект, 19:32

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

ЦИАН назвал самые популярные у туристов регионы России Недвижимость, 19:19

Ассоциация заявила о нарушении российских законов продавцами iPhone 14 Технологии и медиа, 19:17

В ДНР вслед за ЛНР предложили провести референдум о вхождении в Россию Политика, 19:09

Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией Партнерский проект, 19:09

Агрессивная политика. Как повышение ставки ФРС отразится на крипторынке Крипто, 19:05

РБК Comfort

Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.

Подписаться за 99 ₽ в месяц

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:57

«Шаги назад»: что будет с ESG-проектами после ухода иностранных компаний Зеленая экономика, 18:51

Россиянина задержали за убийство родителей в отеле в Турции Общество, 18:48

Серебряный призер РПЛ объявил о переходе черногорского форварда Спорт, 18:46

Заключение, штраф и экскурсия в морг: как борются с пьянством за рулем Партнерский проект, 18:44

Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:37

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

«Выгодное начало» от

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Чиновников обяжут доказывать свою лояльность и запретят осуждать руководителей. За невыполнение этих требований последует особый вид наказания — моральное осуждение

Фото: ТАСС

Преступление

Минтруд предлагает ввести новую терминологию в этику служебного поведения чиновников — «лояльность государственного (муниципального) служащего», «моральная социальная ответственность», «нравственная культура личности», а также «этический принцип» и «этическая норма».

На основе расшифровки этой терминологии министерство подготовило проект нового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России и муниципальных служащих, он опубликован на портале regulation.gov.ru.

Особый статус документа предлагается закрепить специальным указом президента «в целях повышения доверия общества к государственным и муниципальным институтам». Также, по замыслу разработчиков, новый кодекс обеспечит условия для «добросовестного и эффективного» исполнения государственными и муниципальными служащими своих обязанностей и «исключит злоупотребления».

Согласно предлагаемому принципу лояльности чиновнику, прежде всего, вменяется «хранить верность традиционным ценностям государственной (муниципальной) службы, укреплять и приумножать их в интересах укрепления авторитета государства». Детализации традиционных ценностей госслужбы в документах Минтруда нет. «Термин «лояльность» в документе используется сугубо в профессиональном смысле. Следование данному принципу будет определяться исходя оценки соблюдения служащим установленных в Кодексе этики правил служебного поведения», – сказал РБК представитель Минтруда.

www.adv.rbc.ru

«Этические нормы» самих правил служебного поведения в проекте определены всего четырьмя пунктами. Первые два предписывают чиновникам соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Также предлагается воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок руководителей. Два других предписывают уважать национальные традиции и религиозные конфессии. Одной фразой кодекс запрещает чиновникам использовать свое служебное положение «при решении вопросов личного характера».

www.adv.rbc.ru

Наказание

За неисполнение норм кодекса впервые в подобных документах вводятся наказания. Их всего три. Первое «не влечет меры ответственности в виде общественного осуждения». Второе — «ответственность в виде морального осуждения». Третье наказание — моральное осуждение, усиленное мерами юридической ответственности. Кто будет проводить расследования нарушений кодекса и на кого будет возложена ответственность за исполнение наказания, в документе не указано.  Представитель Минтруда пояснил, что этим будут заниматься подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующих госорганов. Нарушение Кодекса, которое повлекло причинение ущерба репутации госслужащего, будет рассматриваться на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

Исключение

Сегодня деятельность чиновников, помимо Конституции, определена законом «О государственной и гражданской службе», законом «О правительстве РФ», а также регламентами и положениями деятельности конкретных министерств и ведомств.

Предлагаемый Минтрудом кодекс — не первая попытка в правительстве сформировать параллельное с действующим законодательством регулирование чиновничества. Первый подобный документ был принят также указом президента еще в 2002 году, в самый разгар административной реформы, проводимой тогда министром экономики Германом Грефом. Тогда документ назывался скромно: «Общие принципы служебного поведения госслужащих». В 2010 году президиум Совета при президенте по противодействию коррупции на основе принципов издал «типовые кодексы».

В пояснительной записке Минтруда есть ссылка на анализ этих документов и указывается, что отдельные их положения носят рекомендательный характер, не подкреплены «соответствующими мерами юридической ответственности». Действительно, «моральное осуждение» в старых документах отсутствует. Вместо этого в документах 2002 года и 2010 года прямо запрещалось «принуждение государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений». В кодексе Минтруда эта норма уже исключена.

В правительстве с документом пока знакомы слабо. В Минэкономразвития, ответственном за административную реформу, о новом кодексе не слышали. «Тематика по кодексу этики на рабочей группе по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, которую ведет замминистра Олег Фомичев, не рассматривалась», — сказал РБК представитель ведомства.

В Белом доме и других министерствах о возможностях введения «морального осуждения» для служащих тоже не слышали. Один из собеседников в правительстве напомнил корреспонденту РБК о прошлогоднем увольнении бывшего замминистра экономики Сергей Белякова в связи с обстоятельствами, описанными проектом кодекса. Тогда Беляков раскритиковал решение своего непосредственного руководителя — премьер-министра Дмитрия Медведева о заморозке накопительной части пенсии. Замминистра был уволен по закону «О правительстве РФ» и моральному осуждению не подвергался.

Авторы

Теги

Петр Нетреба

«Выгодное начало» от

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Соотношение права и морали

Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер.  Граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.

Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. Право и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают.

Речь идет здесь не только о том, что субъектами тех или иных отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную целостность.

Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах — с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть, выступают как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия.

При характеристике права и морали нельзя упускать из виду и процессы встречного влияния права на мораль и в этой связи то обстоятельство, что реальность господствующей морали, ее фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными и реальными являются в данном обществе правовые установления.

Важное свойство моральных норм — способность проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в экономические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чести, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д.

Мораль и право являются единым целым. Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравственным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой помимо юридической ответственности и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон.

Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону.

В то же время право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.

Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналоги с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора решения — в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.

Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями.

Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутреннего побуждения поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неинституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной, жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, — верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д.

Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей.

Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д. а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью вникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также, принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме того, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.

«Моральное осуждение Путина и негодование достигает в мире каких-то абсолютно невиданных размеров»

Перейти к содержанию

Финский эксперт в области внешней политики и России, директор программы по Восточному соседству ЕС и по России Аркадий Мошес из Института международных отношений ответил на вопросы Новостей Yle.

Аркадий, в какой фазе сейчас находится война?

В непонятной фазе. Кремлю придется принять решение, насколько он собирается дальше продолжать эскалацию. Украинцы достаточно успешно обороняются. Можно сделать вид, что все готовы к переговорам и начать переговоры, заявив, что права русскоязычных на Востоке Украины, ради которых как бы все и начато, будут соблюдены. А можно провести военную эскалацию и начать сносить ракетно-бомбовыми ударами жилые кварталы Киева и других крупных украинских городов.

Какой из этих сценариев наиболее вероятен?

Рациональному анализу российская позиция больше не поддается. Эта политика основана исключительно на эмоциях, на гневе, зле, желании отомстить не очень понятно за что. Мы не знаем, на каких основаниях высшее российское политическое руководство принимает свои решения. Мы не знаем, какой информацией оно пользуется. Картинка, которую дает российский телевизор, она не имеет ничего общего с реальностью. Если такая же картинка хотя бы на 30 процентов в тех докладах, которые ложатся на стол российскому верховному главнокомандующему, то вероятность ошибок очень высока.

Достаточна ли сильно отреагировала Европа на вторжение?

Наверное, недостаточно. Причем я бы говорил не о всей Европе, а о конкретных странах. Германия, Италия, Венгрия, еще две-три страны, которые, так или иначе, препятствуют тому, чтобы Европа заняла более радикальную позицию. Но в Европе происходят изменения очень быстро. Изменение в позиции Франции, Нидерландов – страна, которая была крайне скептично настроена по отношению к Украине. Ключевую позицию будет занимать Германия. Она должна понимать риски, что скоро акции протеста будут проходить перед германскими посольствами по всей Европе.

Европа, наверное, делает максимум из того, что она может, учитывая, насколько серьезно она экономически в энергетическом плане зависит от России.

В Финляндии некоторые политики говорят о том, что сейчас, когда Россия занята Украиной, самое время вступать в НАТО. Это целесообразно?

Надо понимать, что 24.2. Европа вступила в эпоху, в которой политические противоречия между большими и малыми странами опять стало мыслимо разрешать войной. То есть военный потенциал стал во многом опять важнее экономического. А значит, и военные союзы приобретают гораздо большую актуальность и ценность для малых стран.

Финляндия должна произвести собственную оценку угроз для себя. Прямо сегодня, скорее всего, нецелесообразно подавать заявку, потому что надо дождаться исхода военного противостояния России и Украины. Но думаю, что уже в краткосрочной перспективе этот вопрос ставить придется. Отсутствие и откладывание выбора по вопросу о НАТО будет восприниматься как «нет», а «нет» будет восприниматься, оправданно или нет, как готовность к уступкам и по другим вопросам.

Россия становится международным изгоем. Против Путина вводятся персональные санкции. Путин – преступник?

Преступниками всех называет или не называет суд. Я воздержусь от этого. Но моральное осуждение Путина и негодование достигает в мире каких-то абсолютно невиданных размеров. И то, чем я сейчас крайне обеспокоен, это негодование начинает распространяться на Россию и на всех россиян. Раньше был правильный политкорректный подход, который применялся политиками, аналитиками, академиками, журналистами на протяжении долгого времени: есть режим Путина, а есть Россия, и это надо разделять. Но, к сожалению, сейчас происходит смешение. Логика очень простая – до тех пор, пока большинство российского населения молчаливо или открыто поддерживает то, что Россия делает в Украине, это становится войной России против Украины. А если это становится войной России и россиян, то значит фактически все россияне, живущие по крайней мере в европейских странах, так или иначе очень скоро начнут это на себе ощущать. В этом нужно полностью отдавать себе отчет.

Существует ли общенациональная ответственность за войну?

Существует, потому что не разобравшись в том, что происходило в Украине на протяжении всех этих последних 15 лет, начиная с оранжевой революции, поддержав присоединение Крыма и таким образом нарушение принципов международного права, значительная часть российского населения приняла на себя ответственность. Поэтому деваться нам от этого будет некуда.

  1. Россия планирует начать выдавать электронные визы гражданам 52 стран – Финляндия в списке

  2. Парламент принял закон о безопасности пациентов

  3. Министерство финансов: экономический рост в этом году замедлится, а темпы инфляции ускорятся больше ожидаемого

  4. Государственный посредник: трудовой спор с медсестрами рассматривается каждый день

  5. Танкер со сжиженным природным газом из России сегодня прибыл в Хамина – терминал СПГ начнет работу в октябре

  6. Министр обороны Кайкконен: мы рассмотрим различные варианты присутствия НАТО в Финляндии

  7. Российские туристы с сегодняшнего дня больше не могут ездить в ЕС через страны Балтии и Польшу – Финляндия на такой запрет не пошла

  8. Мика Аалтола: маловероятно, что Путин будет привлечен к ответственности за военные преступления в Украине

  9. Затраты на производство в сельском хозяйстве достигли рекордного уровня

  10. STT: депутаты правящих партий чаще, чем оппозиционные депутаты, не будут баллотироваться в новый состав парламента

Глава 3. Мораль как форма духовной жизни общества

1. Сущность, происхождение и структура морали

Слово «мораль» происходит от лат. mores — обычаи, нравы.

Мораль — это особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений. Мораль — сложное образование. В сфере морали различают такие элементы, как моральное сознание, моральные отношения, моральные поступки.

Специфические особенности морали как формы культуры наиболее четко проявляются в сопоставлении нравственности с обычаем и правом.

Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведение, опирающееся на обычай, на первый взгляд сходны. В самом деле, и мораль, и обычай регулируют человеческие отношения. И мораль, и обычай не институализированы, т. е. они не исходят от какого-то особого учреждения, которое добивалось бы их принудительного исполнения. И мораль, и обычай определяют то, что мы называем нравами, — привычные, широко распространенные в определенном сообществе нормы поведения. Но между поведением на основе обычая и моральным поведением есть существенные различия.

Обычаи — это устойчивые, исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения. Обычай, как правило, требует буквального исполнения, в отличие от морали он не нуждается в индивидуальной интерпретации и не предполагает ее. Обычай может требовать от представителей различных социальных групп совершения тех или иных действий. Требования же морали одинаковы для всех. Так, например, по обычаю древних ацтеков пить вино разрешалось только старикам. Молодой же человек, нарушивший обычай, должен был быть наказан. Наказания также не были одинаковыми для всех за один и тот же проступок. Чем выше социальное положение провинившегося, тем тяжелее было наказание. Обычай находится в большей зависимости от общественного мнения, нежели мораль: нарушение обычая вызывает общественное осуждение. Нарушение же моральной нормы могло пройти незаметным для окружающих. С этой особенностью обычая связана и его бо′льшая, по сравнению с моралью, внешняя оформленность. Обычай не затрагивает человеческой души, он в известной степени есть «деятельность напоказ». Обычай не ставит перед человеком перспективной задачи личного совершенствования, что характерно для морального сознания. Требования морали («должное») часто расходятся с повседневной человеческой жизнью («сущим»). Для морального совершенствования порой надо преодолевать рутину повседневности, выходить за рамки привычного, обычного, повторяющегося, идти наперекор общественному мнению.

Обычай же есть сгущение стереотипности, повторяемости жизненных событий, это объективизация общественного мнения, коллективной ответственности. Обычай носит внеличностный характер, в нем совпадают должное и сущее. Обычай так же нормативен, как и мораль, но обоснование этой нормативности иное: «так должно поступать, потому что так поступают все».

Правовое требование обосновывает свою принудительность ссылкой на государственную волю, закрепленную в законах, соблюдение правовых норм предполагает меры государственного принуждения.

Субъект («исполнитель») нравственности — личность, а высшая инстанция — совесть; субъект обычая — человеческое сообщество, группа, высшая инстанция — общественное мнение. Субъект права — государство, высшая инстанция — суд.

Но право, как и обычай, тесно связано с моралью. Известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это обусловлено тем, что в основе правовых норм лежат нормы нравственности, известные всем: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Обычай также включает подобные запреты. Право обладает наибольшей принудительной силой, поскольку обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопасно­сти. По словам русского мыслителя В. С. Соловьева, право не рассчитывает на личное совершенствование, не требует нравственного выбора. Право есть принудительное требование минимального добра, право имеет дело не с «идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех».

Для характеристики морали выделяется совокупность признаков: соотношение моральных норм и обычаев, характер санкций, соотношение поступка и его мотива, в конечном итоге — степень самостоятельности, автономности субъекта нравственности, зрелость личности. Эти характеристики по-разному проявляются в различных типах обществ. Так, например, страх перед наказанием за совершенный поступок (самая простая форма социального контроля) распространяется даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих обществах чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам.

По отношению к «своим» внутри группы действует механизм стыда. В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд — это страх осуждения «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться можно и случайной ошибки, гордиться (гордость — это положительная форма социального контроля этого типа) также можно случайной, немотивированной удачей, победой, не зависящей от победителя. Античная культура в основном была воплощением того типа нравственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были «стыд» и «гордость». Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл, Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло.

Неразделенность внутреннего мира индивида и его поступков отразилась на характере дружеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «героическую» эпоху Древней Греции не просто дружба, но дружеские отношения, скрепленные договором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее «практический» характер, мотив поступка еще не отделялся от самого действия.

Другой тип нравственности характерен для сословного общества. Здесь центральным оказывается такой регулятор поведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести выражает не столько персональную репутацию индивида, сколько значимость той общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративных «кодексах чести». Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения индивида. Дуэль — процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость — самоцель дворянина и критерий его самооценки, а не средство для других, внешних целей, например для служения Отечеству, государству. В отличие от более ранних типов нравственности в данном случае поражение или победа не есть критерий нравственного поступка. Главное — личное бесстрашие, следование закону чести, что предполагает уже индивидуальную мотивацию, внутреннюю решимость, а не только успешный внешний результат. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, становится особым «очищающим» ритуальным действием, смывающим печать личного бесчестья. Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или «обозначения» боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кровью? Для низших сословий понятие чести часто связывалось с уровнем мастерства, с трудом как самым достойным человека занятием.

Понятие достоинства становится центральным в нравственном сознании уже в Новое время. Достоинство мыслится как то, что должно быть присуще каждому индивиду, должно носить всеобщий характер. С этой точки зрения дуэль — лишь ритуализированное убийство, унижающее человеческое достоинство действие. Достоинство предполагает расхождение между должным и сущим, что открывает простор для самосовершенствования. Понятие человеческого достоинства означает ощущение индивидом себя как представителя «рода человеческого». Чувство собственного достоинства предполагает вариативность поведения индивида, открывает возможность различных его интерпретаций. Диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами безграничного самоутверждения индивида и ощущением огромной ответственно­сти за свои поступки перед человечеством. Основополагающим для истолкования идеи человеческого достоинства является принцип гуманизма.

Принцип гуманизма наиболее ярко выражен в так называемом «золотом правиле нравственности». История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «золотое правило» начинает использоваться в XVIII в.

Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести — талион («око за око, зуб за зуб»), суть которого сводится к идее равного воздаяния: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий с современной точки зрения обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.

Разрушение родоплеменных отношений вело к невозможно­сти четкого разделения на «своих» и «чужих». Внеродовые экономиче­ские связи порой оказывались важнее связей родственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегрешения родственников, так и родовая общность не стремится брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений «свои — чужие», теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межиндивидуальных отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивида.

Таким принципом стало «золотое правило», упоминания о котором встречаются уже в VI–V вв. до н. э.: в учении Конфуция, в памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата», в изречениях семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом заветах. Например, в Еван­гелии от Матфея «золотое правило» звучит следующим образом: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» В отличие от приведенной «позитивной» существует и «негативная» формулировка «золотого правила»: не делай другому того, чего не желаешь себе. «Другой» в «золотом правиле» — это любой человек, ближний или дальний, знакомый или незнакомый.

«Золотое правило» в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство возможностей бесконечного совершенствования. Это равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство в отношении норм поведения, оптимальных для каждого человека.

«Золотое правило» дает возможность каждому из нас встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому — как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда — другая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» требует отношения к другому человеку, как к себе, в перспективе совершенства, т. е. как к цели, но никогда — как к средству.

2. Этика и базовые нравственные принципы

Нравственное сознание носит ценностный характер, т. е. любая моральная норма и действие, совершенное на ее основе, соотносятся с некоей абсолютной системой координат — благом, добром, справедливостью — и оцениваются в зависимости от того, насколько они близки к совершенству.

Мораль не есть только система представлений об абсолютном благе, моральное сознание понуждает человека стремиться к этому благу, нравственный императив говорит «ты должен», моральному сознанию внутренне присущ момент долженствования, оно предписывает и запрещает.

Моральные санкции — идеальны, они не имеют характера внешнего насилия — материального или духовного. Когда к Христу привели грешницу, Он спросил ее обвинителей: кто первым бросит в нее­ камень, зная, что сам без греха? Никто не решился на это. Христос, единственный, кого не коснулся грех, остался в конце концов с женщиной наедине. Но и Он не стал осуществлять наказание, предписанное обычаем, а сказал только: «И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши». Христос — носитель подлинного нравственного сознания, поэтому Он стремится пробудить чувство вины и раскаяния в душе самой грешницы.

Система реальных наказаний и наград или угроза наказания в потустороннем мире — это внеморальные санкции. Даже общественное осуждение имеет, как правило, характер внешнего дав­ления на совершившего аморальный поступок. В сфере морали «высший судия» человеку — он сам. Но только тогда внутренняя санкция, примененная человеком к самому себе, будет выражением нравственности, когда он осудит себя с позиций абсолютного добра и абсолютной справедливости, т. е. с позиций всеобщего закона, который он нарушил. Но, как правило, в действительности дело редко ограничивается моральной оценкой. К ней могут добавиться общественное осуждение или одобрение, юридические санкции, санкции церковно-религиозного характера.

Нравственное сознание и поведение носят всеобщий и безусловный характер. Нравственные предписания должны выполняться всеми без исключения и без всяких условий. В морали нет «исполнителей» и «законодателей»; не существует «подходящих» для нравственного поведения ситуаций и «неподходящих».

Нравственный поступок всегда является осознанным. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний результат становится объектом нравственной оценки. Конечно, это осознание отлично от размышлений теоретика. Достаточно сказать себе, что я поступаю так, потому что не могу иначе или потому что мучает совесть. Но всякий носитель нравственного сознания понимает, что он совершает поступок свободно, т. е. исходя из собственных внутренних моральных побуждений, а не из соображений выгоды, чувства страха, вы­званного внешней угрозой, или из тщеславного желания заслужить одобрение окружающих. В произведении английского писателя О. Уайлда «Портрет Дориана Грея» главный герой Дориан, ужаснувшись тому видимому облику своей порочной души, который магическим образом хранил его портрет, решил изменить свое поведение. Но побуждения Дориана Грея не выходили за рамки желания лишь казаться другим; он не хотел по-настоящему преобразиться. И волшебный портрет — лицо его души — не изменился. Только в чертах портрета появилось выражение хитрости и фальши.

Таким образом, сущностной характеристикой морали является свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению.

Свобода воли есть как бы итог перечисленных выше особенностей нравственности. Она включает осознанность поведения, способность быть самому себе высшим судией, преодолевать силу привычки, обычая, общественного мнения, «не замечать» влияния природных и социальных обстоятельств.

Конечно, свобода воли не предполагает абсолютную независимость от внешних обстоятельств. Как раз наоборот, подлинный субъект нравственного сознания порой действует, зная, что результаты его поступка будут сведены к нулю неумолимой силой внешних обстоятельств, что он скорее всего не сможет спасти утопающего, у него не хватит сил выручить из беды друга. Тем не менее нравственный человек действует, несмотря на обстоятельства.

Однако свобода воли — это характеристика достаточно развитой нравственности, присущей обществу, которое может положиться на авторитет моральных императивов. Простейшей, исторически наиболее ранней формой социального императива являются частные предписания и оценки.

Частное предписание диктует человеку совершение определенных поступков в конкретной ситуации. Как правило, такая конкретность предписаний связана либо с моральной незрелостью субъекта, его «нравственной ненадежностью», отсутствием сложившегося внутреннего механизма различения добра и зла, либо с внеморальным характером источника морального предписания в тоталитарном обществе («моральный кодекс строителя коммунизма»), сознательно лишающего индивида свободы воли, либо с отсутствием в обществе системы морали вообще (архаическое общество, в кото­ром обычай, традиция оказываются основным механизмом регуляции взаимоотношений).

Основная форма морального требования, в котором выражены характерные особенности морали, — это моральная норма. Моральная норма включает долженствование и ценностные моменты, носит всеобщий характер, апеллирует к автономному субъекту. Моральная норма содержит в себе призыв совершать добро и воздерживаться от зла, следовательно, ее выполнение уже предполагает возможность самостоятельного различения человеком добра и зла, знание необходимости этого различения и способность в каждом конкретном случае выбрать добро — нравственный способ действий.

В рассказе-притче русского писателя Л. Андреева «Правила добра» один черт вдруг «возлюбил добро» и захотел жить по его правилам. Но в нем отсутствовала человеческая интуиция, способность самому отличать добро от зла, ему были необходимы «неизменные начала добра», данные раз и навсегда на все случаи жизни, для всех людей и на все времена. Черт мечтал о таких правилах, следуя которым не надо размышлять, нельзя ошибиться, не надо мучиться от сознания самой возможности ошибки. Другими словами, черт мечтал о своде частных предписаний, подобных рецептам из поваренной книги. Но ему пришлось испытать на этом пути муки, страшнее адовых. Люди ему говорят: «Твори добро!», но правил добра не дают. «Есть ли что страшнее: стремиться к добру так неуклонно и жадно и не знать ни облика, ни имени его!» Рассказ Л. Андреева является блестящей иллюстрацией к проблеме различения частного предписания и моральной нормы.

Моральная норма в «чистом виде» — нечто тривиальное: в ней налагается запрет на совершение зла и человек понуждается к добру. Но что такое добро и зло в каждом конкретном случае, человек определяет сам. В этом заключается так называемый «формализм» нравственного сознания.

Нравственные нормы — это часть культуры. Культура же оформляет человеческую жизнь, направляет смутные душевные порывы в русло выработанных форм разрешения нравственных конфликтов. Она лишь задает структуру нравственного выбора, выбирает же всегда сам человек, наполняя «формальные» нравственные структуры своими переживаниями.

Моральная норма — это форма свободы индивида от непосредственного окружения. Исполнение моральной нормы предъявляет к человеку определенные требования: он должен быть достаточно упорным, самолюбивым, выдержанным, мужественным, чтобы быть способным отстаивать свое мнение, идти порой наперекор большинству. Речь идет о моральных качествах — устойчивых чертах характера, необходимых для осуществления индивидом морального поведения. Сочетание этих качеств образует нравственный идеал совершенной личности. Процесс их приобретения имеет осознанный характер, требует индивидуальных волевых усилий в процессе самовоспитания. Нравственный идеал личности предъявляет высокие требования к обычному человеку, неспособному постоянно быть на высоте идеального исполнения нравственных норм.

Чтобы делать добро, человек должен быть способным противостоять толпе, но совсем не обязательно нравственный человек должен быть мыслителем, посвятившим всю жизнь размышлениям о природе добра.

Разум, функционирующий в нравственном сознании, имеет особые характеристики. Это «практический» разум, который позволяет человеку осознать основы своего действия, но не тормозит это действие, не уводит человека в теоретический лабиринт. Теоретика может заинтересовать вопрос, откуда берутся нравственные принципы — являются ли они природной необходимостью, даны Богом или выражают социальную потребность; он может задуматься над отдаленными последствиями своего поступка, но тогда, возможно, доброе дело никогда не будет сделано. В практической ситуации нравственного выбора теоретик становится похож на гоголевского Манилова, размышляющего о том, что хорошо бы провести от дома подземный ход или через пруд построить каменный мост, на котором стояли бы лавки и в них продавались бы разные товары, что существенно улучшило бы жизнь крестьян его деревни. Для человека как носителя нравственного сознания вполне достаточно такого обоснования своего поступка: «Я это делаю, потому что иначе меня замучает совесть».

Нравственные принципы позволяют осознать нравственность как бы в рамках самой нравственности, не сковывая поведенческой активности человека, они дают основание для наполнения норм конкретным содержанием. В качестве нравственных принципов в различных этических системах могут выступать принципы счастья, наслаждения, любви, альтруизма, равного воздаяния (справедливо­сти), гуманизма.

Нравственные предписания, нормы, нравственные качества, идеалы и принципы — это те элементы нравственности, которые обращены ко всем. Но принципы морали могут успешно функционировать только в том случае, если совершение нравственного поступка становится особой задачей отдельной личности или конкретной социальной группы. В связи с этим особую значимость приобретает еще одна группа элементов нравственности — долг, нравственный выбор, ответственность, совесть. Эти образования являются своеобразными механизмами, с помощью которых общезначимые нравственные формулы становятся личной задачей индивида, слово претворяется в дело, мысль — в поступок. Переход нравственной нормы во внутреннюю установку, в собственное внутреннее воление есть долг. Чувство долга — это слияние мысли (осознание нормы как своей обязанности) и воли, переживания.

Долг связан с другим элементом нравственности — нравственным выбором, самостоятельным определением своей нравственной позиции, готовностью действовать в соответствии с этим определением. Сходная с долгом категория — категория ответственности. В ней очерчиваются границы, в рамках которых я могу отвечать за содеянное, т. е. границы моего долга, взвешивается способность осуществлять свой долг в конкретных обстоятельствах, определяется, в чем я виноват и в чем моя заслуга. Чувство ответственности устанавливает баланс должного и сущего, нравственного мотива поступка и самого поступка. За что я должен отвечать — за то, что хотел сказать, или за то, что «сказалось»? За благие намерения или за их дурное исполнение? Я должен каяться (признать вину) за совершенное моим народом, классом, партией или же только за мой личный поступок? Взгляды мыслителей по этому вопросу расходятся. Одни говорят о безусловной значимости мотива независимо от степени удачности его воплощения (И. Кант). Другие же считают, что необходимо точно подсчитать «полезный эффект» поступка (представители этического утилитаризма).

Совесть — категория для обозначения наиболее сложного механизма внутренней нравственной регуляции человеческого поведения. Совесть — универсальный индикатор внутреннего «морального самочувствия» человека. Определенное состояние совести (спокойная совесть, неспокойная совесть, муки совести) есть форма самоконтроля над выполнением индивидом нравственного долга, показатель меры нравственной ответственности индивида. Требования совести всегда завышены; неумолимый голос совести в человеке свидетельствует о невозможности окончательно разрешить основное противоречие человеческой жизни — между сущим и должным. Совестливость — качество, предполагающее постоянную неудовлетворенность, осознание неспособности подняться до нравственного идеала, — свойство реальной, несовершенной, а не гипотетической идеальной личности.

В моральном сознании присутствуют и такие образования, функ­ционирование которых требует привлечения определенных специальных (философских, социологических, экономических) знаний. Речь идет о понятиях справедливости, общественного идеала. Эти понятия предназначены не только для оценки поведения отдельного человека, но и общества в целом или определенной социальной группы. Как совместить это с постулатом, что нравственность всегда личностно обращена и может предъявлять требования к отдельному человеку, но не к обществу? Дело в том, что нравственная оценка общества все равно использует аргумент «от человека». Выражение «общество несправедливо» означает, что общество не позволяет человеку реализовать свои возможности. Следовательно, поскольку для носителя нравственного сознания человек всегда — цель, но никак не средство для достижения каких-то других целей, то несправедливое общество надо либо разрушить и создать заново, либо реформировать сообразно потребностям человека. Но, хотя оценка общества исходит из моральных принципов, достижение желаемого результата и само действие по его достижению (изменение общественных порядков) невозможны без специальных методов и привлечения знаний внеморального свойства.

Особое место в моральном сознании занимает представление о смысле жизни. Здесь на первый план выдвигаются ценностные, а не долженствовательные особенности нравственного сознания. Смысл жизни, являясь высшей ценностью для индивида, сам оказывается побудительной силой совершения отдельных нравственных поступков. Смысл жизни — это понятие, в свете которого личность определяет направление своей жизни, увязывает в единое полотно судьбы весь свой жизненный путь. Если добро — это нечто безусловное, то смысл жизни оказывается часто предметом мучительных размышлений, поисков, разочарований. Тем самым смысл жизни как осознанная доминанта человеческого бытия является одновременно и жизненной ценностной ориентацией, и предметом философских размышлений. Смысл жизни — и элемент нравственного сознания, и одновременно категория этики, одной из отраслей гуманитарного знания.

Этика — теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения, взаимосвязь морали с другими формами знания и дея­тельности.

Вместе с тем этика — это не только знание о морали, но и элемент нравственного сознания. Этика включает несколько разделов:

1) описательно-эмпирические знания (например, этика бизнеса), описание и обобщение различных профессиональных этических кодексов (например, в медицине), описание исторических форм морали;

2) философско-теоретические исследования, касающиеся происхождения, сущности морали, систематизации этических категорий;

3) практическую мудрость.

Этик как носитель мудрости — уже не столько исследователь, сколько учитель, моралист, часто собственным примером помогающий освоить новый тип морального сознания. К таким «учителям мудрости» можно отнести Сократа и Диогена, Л. Толстого и А. Швейцера. Этика помогает человеку рационально оформить его неясные представления о добре и зле, долге, смысле жизни. В то же время этика помогает вписать мораль в контекст реальной жизни, помогает человеку жить в пространстве «между должным» и «сущим».

3. Мораль и общечеловеческие ценности

Важнейшей характеристикой современного общества является плюрализм. Человеческое сотрудничество в условиях экономиче­ского, политического, мировоззренческого, бытового многообразия выдвигает и определенные требования к этической основе межчеловеческих коммуникаций. В новых условиях такой этикой может стать этика толерантности, признающая право людей на свободу выбора, на собственную интеллектуальную и жизненную позицию, на собственное достоинство. Плюрализм становится высшей общественной ценностью, существенно влияя на нравственные оценки и нравственный выбор. Плюрализм выступает обязательным условием межкультурного диалога и общения. Однако сам диалог возможен на определенной общечеловеческой основе. Такой единой основой в условиях социокультурного многообразия является гуманизм, признание безусловной ценности человеческой личности, изначальных прав человека на достоинство и счастье.

Гуманизм — абсолютная общечеловеческая (всеобщая) ценность, абстрактность — это форма, в которой он существует, поскольку невозможно дать конкретное определение гуманизма, иначе он превращается в принудительную норму.

Основанием всеобщих моральных норм может быть только свобода, в противном случае моральные принципы теряют свою всеобщность. Кроме того, свобода является тем социально-историче­ским пространством, в котором только и возможна мораль. Всегда можно определить причины безнравственных поступков, нравственные же деяния безусловны. Моральные принципы невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, ни определить их практическую эффективность. Принятие индивидом моральных норм — акт особого личностного выбора. Человек не познает мораль, человек живет в морали.

Таким образом, плюрализм, имеющий преимущества во многих сферах духовной и практической жизни человека, не может распространяться на область общих этических принципов. Нравственный закон един для всех, в этом плане он абсолютен. Гуманизм является тем пределом, за которым плюрализм теряет свое позитивное значение. Более того, плюрализм как основа новой социальности конструктивно возможен только в единстве с гуманистическим монизмом этики.

Гуманизм, таким образом, есть нравственное обоснование и одновременно нравственное ограничение плюрализма.

Эффективность нравственных оценок проявляется в сфере самооценки. Нужно быть очень осторожным в нравственном осуждении политических, религиозных, экономических действий тех или иных деятелей и организаций, поскольку такие оценки придают статут абсолютности конкретным и преходящим феноменам. Моральное осуждение закрывает путь к диалогу и компромиссу. Кроме того, подлинно нравственный человек никогда не берет на себя право вершить моральный суд. Поэтому воздержание от нравственного осуждения является действенным способом очищения нравственной атмосферы общества. Особенно опасно, когда функ­цию такого осуждения берет на себя государство, — это прямой путь к насилию.

Однако отсюда не следует, что политические и экономические действия должны выводиться из-под моральных оценок. На стадии экспертизы социальных реформ нравственные оценки предполагаемых действий задают предельную высшую точку отсчета. Именно она и обозначает гуманистическую перспективу человеческого бытия. И в этом отношении значимость морали в современном обществе предельно велика. Без нравственного возрождения общества невозможно никакое другое возрождение: ни экономическое, ни политическое, ни духовное.

Традиционное отношение к нетрадиционным отношениям – Газета Коммерсантъ № 104 (7066) от 21.06.2021

В парижском Музее холокоста открылась выставка о судьбе геев и лесбиянок при нацизме. Как в своей беспощадной борьбе с нетрадиционными сексуальными отношениями нацизм сумел пережить Третий рейх, рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Комиссар экспозиции Флоранс Тамань против обобщений, для нее важны личные истории жертв нацизма

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ  /  купить фото

Комиссар экспозиции Флоранс Тамань против обобщений, для нее важны личные истории жертв нацизма

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ  /  купить фото

«Поголовного уничтожения гомосексуалистов не было,— говорит Флоранс Тамань, комиссар экспозиции «Геи и лесбиянки в нацистской Европе». — В архивах есть сведения о полицейском надзоре за 100 тыс. человек, половина из них была арестована, от 5 тыс. до 15 тыс. погибли в лагерях».

Расхождения в цифрах связаны с тем, что многие попадали за колючую проволоку как участники Сопротивления, коммунисты, иммигранты, а иногда, напоминает Тамань, «несмотря на то что были сторонниками нацистского режима». И конечно, это связано с тем, что выжившие предпочитали скрывать причину, которая привела их в лагеря, опасаясь, что преследования возобновятся.

Нацисты начали борьбу с гомосексуализмом как с коварным внутренним и внешним врагом. Им не пришлось принимать для этого специальные законы. Если во Франции, Италии и Бельгии уголовное наказание было давно отменено, в Германии существовала принятая еще при кайзере 175-я статья УК, карающая «противоестественный блуд». Несмотря на это, Берлин в годы Веймарской республики стал одним из самых свободных, пестрых и распущенных столичных городов Европы. Проигранная война, бедность и отчаяние потерянного поколения не мешали веселью, а подстегивали его. Тяжелый кайзеровский порядок исчезал на глазах. На стенах музея — рекламки кабаре с травести, в витринах лежат открыто издававшиеся журналы для геев и лесбиянок, программки карнавалов и тематических вечеринок, а также работы почтенных ученых, объяснявших гомосексуализм психическим расстройством, вырождением. Что принималось гей-сообществом не как моральное осуждение, а как большое подспорье, возможность смягчить приговор: нельзя судить больного человека.

Эти увертки пришедшим к власти в 1933 году нацистам с Гитлером во главе не нравились, он был уверен, что гомосексуализм — зараза, что он ведет к вырождению нации и лечить его надо не в психбольницах, а в концлагерях. 175-я статья была расширена до максимума. Если раньше закон карал за реальные и доказанные действия, то теперь можно было осудить за намерения, за статьи и книги, за театральные представления и любую другую «пропаганду», даже за проявленную терпимость к недопустимым фактам.

Борьбу с сексуальными меньшинствами не сразу удалось развернуть так широко, как хотелось. Нетрудно было закрыть клубы и разгромить редакции, сжечь библиотеки, посадить сексологов, а в знаменитом кабаре «Эльдорадо» разместить штаб НСДАП. Но в рядах нацистов с момента зарождения движения процветала и воспевалась крепкая мужская дружба, культ мускулистого тела.

Кадры из «Олимпии» Лени Рифеншталь с обнаженными атлетами крутят на одном из экранов выставки. Это культура. Но была и жизнь. Гомосексуалистом был второй человек в партии, командир штурмовиков, главной вооруженной силы режима Эрнст Рём. Фотопортрет этого человека, мало похожего на стройных атлетов из фильма Рифеншталь, висит рядом с экраном.

«Ночь длинных ножей», покончившая с Рёмом и прочими руководителями СА, стала для фюреров гитлеровской Германии возможностью раз и навсегда освободиться от «гомосексуальной заразы» — отныне ей не было места во власти.

Однако «недопустимые факты» начали то и дело «иметь место» даже в «кристально чистых» рядах СС. К беспощадной борьбе с отступниками призвал Генрих Гиммлер, потребовав судить выявленных, а потом «направлять их в лагеря и убивать при попытке к бегству». На выставке демонстрируется текст его речи, предвещавшей создание особого внутреннего органа в системе гестапо — Центрального бюро по борьбе с гомосексуализмом и абортами.

Зато министру народного просвещения и пропаганды Йозефу Геббельсу, которому нужны были деятели культуры, пришлось закрывать глаза на «вредные» привычки некоторых актеров, писателей, режиссеров. Одних карали, на других смотрели сквозь пальцы, за это те с удвоенной искренностью защищали идеалы национал-социализма.

Всех остальных ждал гнев германского народа. Поначалу была возможность скрыться из виду, замаскироваться, заключить фиктивный брак. Главное, чтобы «эти люди» не смели выставлять себя напоказ и тем более хвастаться своим моральным уродством — гражданам было противно на это смотреть. Потом настало время народных доносов — вроде того, что показан на выставке в витрине. Он был отправлен в гестапо Гамбурга. Анонимный «житель дома» сообщает, что имярек живет в такой-то квартире со своим компаньоном «как муж с женой», и требует «принять меры». Меры могли быть разными. Например, принудительная кастрация, которую многие разумно выбирали в качестве альтернативы лагерю.

«Растлители молодежи» отправлялись за колючую проволоку без малейшего снисхождения. Немцам, сосланным в лагеря за гомосексуализм, нашивали на робу розовый треугольник. На плане бараков Заксенхаузена для них отведен отдельный сектор, чтобы они не распространяли «заразу» на других заключенных. А также из особой гуманности — чтобы другие заключенные не проявляли к ним агрессии, поскольку гомосексуалисты были на дне лагерной иерархии. Иногда вместо «позорного» розового треугольника можно было получить почетные зеленый (уголовник) или черный (асоциал), но тогда лучше было скрывать статью от соседей по бараку.

И если, как говорит Флоранс Тамань, массовых репрессий не существовало (все-таки нацистские руководители сбивались с ног, преследуя евреев), личные истории, о которых идет речь в парижском Музее холокоста, отнюдь не оптимистичны. Даже выжив в лагерях, люди убивали себя в мирные времена — их не признавали жертвами нацизма, они были сами во всем виноваты.

Уголовную 175-ю статью изобрели не нацисты. Она появилась задолго до победы Гитлера на выборах и пережила поражение Третьего рейха, сохранившись в законах ГДР и ФРГ до 1994 года. Известны истории людей, арестованных при Веймарской республике, попавших в лагерь при фашистах и снова судимых в 1950–1960-х годах, причем часто приговоры им выносил один и тот же судья.

Выставка проходит в Музее-мемориале холокоста в Париже, где весь внутренний двор огорожен каменными стелами с именами евреев, уничтоженных нацистами во Франции. Их 76 тыс., более десятой части тех, что были убиты по всей Европе в годы Второй мировой. Памятников гомосексуалам нет — даже среди жертв они меньшинство.

Российских чиновников за нарушение этики будет ждать «моральное осуждение» — 22 мая 2015

Общество

22 мая 2015, 10:51

В Министерстве труда подготовили проект указа президента, утверждающий Кодекс этики служебного поведения государственных и муниципальных служащих, сообщает «Российская газета». Документ содержит перечень норм поведения и принципов профессиональной этики, которыми должны руководствоваться чиновники от замминистра и ниже.

В кодексе определено, что чиновник в своей деятельности должен руководствоваться принципами общественного служения, законности, лояльности, социальной ответственности, открытости, беспристрастности и честности. Госслужащий должен «исполнять свои должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне» и воздерживаться от публичных высказываний и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей.

При нарушении кодекса наказание предполагается в форме «общественного осуждения» или «морального осуждения» и будет зависеть от степени ущерба, нанесенного репутации госслужащего или госоргана.

«Утверждение кодекса будет способствовать формированию единообразного подхода к пониманию и соблюдению всеми государственными служащими Российской Федерации установленных этических требований, а также позволит применять установленные меры юридической ответственности в случаях нарушения его положений», — отметили в Минтруде.

Источник: «РГ»

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс.Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Новости компаний

Куда сбежать от осенней хандры? В коттеджи ЁLKI

В Петербурге выключили лето: вернулось низкое и хмурое небо, начались дожди, а температура упала почти на двадцать градусов. У многих на фоне таких резких перемен начинается осенняя хандра — сосредоточиться на учёбе или работе крайне сложно, а из-за сокращения светового дня крайне проблематично просыпаться по утрам. Если вы спите положенные восемь часов, но всё равно просыпаетесь разбитыми и в течении дня не получается собраться и приняться за дела, то похоже вам пора «подзарядить батарейки»! Казалось бы, чего проще? Устал — отдохни. Но, к…

Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки стал новым партнером программы ЯРКО

Открылся новый сезон знаменитого Санкт-Петербургского Государственного кукольного театра сказки — нового партнера программы лояльности ЯРКО Банка «Санкт-Петербург». «Сказка о царе Салтане», «Три поросенка», «Конек-горбунок» и другие замечательные сказки для детей всех возрастов ждут своих зрителей. В репертуаре театра есть и спектакли для взрослых. Например, премьера сезона — драматическая буффонада с участием кукол «Елизавета БАМ» Д. Хармса. Оплатить билет можно картой Банка «Санкт-Петербург» на официальном сайте…

Портфель карт «Мир», эмитированных Банком «Санкт-Петербург», за год вырос на 21%

В сентябре 2022 года будет 6 лет, как Банк «Санкт-Петербург» начал эмиссию карт национальной платёжной системы «Мир». Сегодня карты ПС «Мир» выбирают все больше клиентов БСПБ. Портфель карт «Мир» Банка «Санкт-Петербург» за год (с 1.09.2021г. по 01.09.2022г.) вырос на 21%. Банк «Санкт-Петербург» приступил к эмиссии карт ПС «Мир» в сентябре 2016 года. Первыми картами, которые были «переведены» на «Мир» стали «Пенсионные» карты Банка. Подробнее о «семействе» карт «Мир» в БСПБ можно узнать на сайте Банка —…

ТОП 5

1

Облили «кровью», исцарапали гвоздем: как российские машины портят в Финляндии

81 525

1392

«Кто такая Алла Пугачева». Кто осудил главную певицу страны за поддержку мужа

67 103

2323

Командир самолета, летевшего из Новокузнецка в Петербург, скончался ещё до оказания медпомощи

58 857

104

Движение на первой линии петербургского метро восстановлено. Пассажирку увезла скорая

56 191

25

Алла Пугачева поддержала мужа-иноагента Максима Галкина* и обратилась в Минюст

49 444

173

Новости компаний

моральное осуждение в предложении

Эти слова часто употребляются вместе. Можно перейти к определению морального или определение осуждения. Или посмотрите другие комбинации с осуждением.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Последним (отсутствующим) шагом является посылка о том, что уголовное право является всего лишь средством морального осуждения .

Из Кембриджского корпуса английского языка