Мотивационный этап: Доклад Мотивационный этап урока и целеполагание
Статья «Приемы организации мотивационного этапа урока физики».
Приемы организации мотивационного этапа урока физики.
«Источник детского желания учиться — в напряжении умственных
усилий, радостях победы». В. А. Сухомлинский
Далекие восьмидесятые… Незабываемые студенческие годы! От сессии до сессии живут студенты весело, но… Готовлюсь к зачету, в руках журнал «Физика в школе», одно слово привлекает особое внимание — «мотивация». Какое – то необычное, новое для меня, хотя вопрос изучения вполне стандартный «Развивать у учеников интерес к знаниям и учению». Перечитываю статью, чтобы понять и принять решение надо ли мне это? Понравилось! Надо. Спустя несколько лет попыталась глубже рассмотреть данную проблему, тем более появился опыт педагогической деятельности. Сформулировала тему самообразования, изучила приличное количество статей и книг разных авторов, написала реферат по данной теме. И вот уже много лет собираю, запоминаю, придумываю «изюминки» или другими словами — приемы мотивации. «Копилка» большая, тем более новые стандарты требуют обязательного присутствия мотивационного этапа в структуре урока. Вот такая небольшая «экскурсия» в прошлое, чтобы вы, уважаемые читатели, поняли, как давно я занимаюсь этим вопросом, как важен он для меня и моих учеников. Я не буду рассматривать детально, что такое мотив, мотивация, мотивационная сфера. Это серьезный и очень объемный материал. Возьму более узкую тему: «Приемы организации мотивационного этапа урока физики».
Методы и средства, побуждающие учащихся к активному освоению учебного материала, и продуктивной познавательной деятельности называется мотивацией. Мотивационный этап – это «ключик» к уроку, точнее даже к результату урока, а впоследствии и к сердцам детей. Правильно организованный мотивационный этап снимает чувство робости, расковывает инициативу ученика, воспитывает уверенность в своих возможностях, что помогает реально управлять процессом учебной деятельности и поддерживать познавательный интерес.
Физика «щедрый» предмет и предлагает много удивительного и занимательного. Для удобства все приемы я разделила на четыре группы: «Интрига», «Мысль в подарок», «Гимнастика для ума», «Универсальные». Что относится к каждой группе, вы можете увидеть в таблице №1. Статья содержит ссылки на авторские разработки, в которых более подробно показано использование различных приемов мотивации.
Таблица №1
Рассмотрим некоторые из приемов организации мотивационного этапа. Самым зрелищным, на мой взгляд, является демонстрационный эксперимент. Если я начинаю занятие с занимательного опыта, то успех гарантирован. Ученики любят наблюдать за экспериментом или проводить его самостоятельно. Эффектный опыт вызывает не только удивление, но и непонимание, почему так происходит. А ощущение недостатка информации мотивирует на ее поиск. В этом и заключается основная цель этапа мотивации. Хочу напомнить, что опыт должен быть безопасен для учеников и учителя, заранее приготовлен и проверен. Время на его проведение ограничено, затягивать процесс нельзя, иначе внимание детей будет потеряно. И самое главное, не старайтесь показывать опыты на каждом уроке, в этом нет смысла, да и не всегда есть возможность. Чередуйте приемы организации мотивационного этапа, и тогда интерес к вашему предмету обеспечен. В таблице №2 вы можете познакомиться с некоторыми занимательными опытами.
Таблица№2
7 класс Давление твердых тел | Почему лампочка остается целой, когда мы на нее встаем ногой? Предварительно лампочку помещаем в банку. | |
7 класс Атмосферное давление | Накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем. Почему вода не выливается? | |
11класс Правило Ленца | В момент замыкания сердечника накал лампочки уменьшался, а затем становился прежним, в момент размыкания – значительно возрастал, а после лампочка горела обычным накалом. Почему изменяется яркость лампы? https://урок.рф/library/listaya_starie_zhurnali_103900.html |
Группа приемов «Мысль в подарок» содержит умные, полезные высказывания и притчи. Я люблю использовать их на уроке, ведь мудрые мысли имеют мощный воспитательный потенциал. Было бы неплохо периодически возвращаться к ним через какое-то время и повторять. Так решение физических задач вызывает у большинства школьников негативное отношение, потому что трудно. В этой ситуации я объясняю им, что если смотреть на то, как быстро и красиво плавает олимпийский чемпион, то так же плавать они не будут, сколько бы ни смотрели. Для того чтобы научиться чему – то, надо самому начать это делать. Далее предлагаю ученикам обсудить замечательные слова математика Д. Пойа «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».
А предложение рассказать на уроке анекдот вызывает у ребят удивление и даже шок, но зато максимальное внимание обеспечено. Например, вот такую смешную историю я использую для создания проблемной ситуации в начале урока по теме «Механическое движение. Система отсчета».
Встречаются два рыбака. Один другому радостно говорит:
-Я поймал вот такую рыбу! (Разводит руки и показывает размер рыбы)
-Где?
-Вон там!
-Ты хоть место отметил?
-Конечно! Видишь, зазубрину на лодке поставил.
Вопрос. Смогут ли рыбаки найти это место? Если нет, то почему?
Как и многие учителя, я в своей работе успешно применяю различного вида головоломки. Такой прием получил название «Гимнастика для ума». Красочные и достаточно легко выполнимые задания вызывают у детей интерес и активизируют мыслительный процесс. Единственный недостаток в том, что ребусы, пиктограммы, загадки, кроссенсы, кроссворды можно использовать только один раз и только на уроке по определенной теме, отгадал и все.
«Универсальные» приемы организации мотивационного этапа можно использовать на любом уроке, по любому предмету. Я называю их «выручалочки».
Эмоциональная зарядка.
а) Прием «Посмотри в окно».
Посмотрите в окно! Посмотрите внимательно! Как ярко светит солнце, задорно чирикают воробьи, на деревьях пробиваются зеленые листочки. На улице потеплело, а впереди нас ждут веселые каникулы (выходные, праздничные дни). Осталось … дней и одна тема… Я думаю, мы с ней быстро разберемся, при такой погоде!
В следующем примере можно выйти на проблемный вопрос по конкретной теме («Свободное падение тел») или завершить разговор как в первой ситуации о предстоящем отдыхе. Тем более перспектива выходных очень позитивно влияет на детей, вызывая бодрость и веселье.
Посмотрите в окно! Посмотрите внимательно! Какой чудесный день! Сегодня на улице тепло и солнечно. Я шла в школу и любовалась осенними красками. С деревьев слетали желтые листья и падали мне под ноги. Один из них я принесла для вас. Посмотрите, какой он красивый! Лист падает из моих рук на пол, а я читаю стихотворение.
Лист оторвался от берёзы —
Полёту и свободе рад!
И мир поэзии – не прозы
Теперь его духовный клад.
Достиг свободного паденья,
Он независим без сомненья!
От счастья лист слегка забылся
И на земле вдруг очутился…
А потом задаю вопросы и плавно перехожу к изучению нового материала.
1) Почему лист упал на землю? (Действует сила тяжести.)
2) В чем причина такого движения? (Земля притягивает к себе все тела).
3) Как автор стихотворения назвал этот вид механического движения? (Свободное падение).
https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_svobodnoe_padenie_tel_130221. html
Психологические минутки
а) Предложите своим ученикам пройти небольшой тест. Он вызывает у детей интерес, активизирует и настраивает на дальнейшую работу.
Мини-тест.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
1. Поднимите руки вверх, потянитесь.
2. Переплетите пальцы рук.
3. Посмотрите большой палец, какой руки левой или правой оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
4. Скрестите руки на груди. («Поза Наполеона») Какая рука сверху?
5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Подведем итоги. Результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности. Результат «ППП» — типу мыслителя. Какой же тип преобладает у нашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей». А большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь опять переходим к познанию внешнего мира.[1]
б) Страх допустить ошибку может привести к потере интереса, снизить мотивацию ученика, замедлить процесс обучения. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы объяснить детям, что ошибок бояться не надо, их надо обдумывать, понимать и исправлять. А для этого надо приложить усилия, проявить трудолюбие и терпение. И тогда они обязательно добьются лучшего результата.
Беседа «Ошибка — это повод учиться!»
В одном журнале мне встретились слова, которые очень понравились.
«Дорога к знанию?
Ну что ж, её легко понять.
Ответить можно сразу: вы ошибаетесь,
И ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но
Меньше, меньше, меньше с каждым разом».
При изучении сложного материала или решении задач часто возникают трудности, но боятся их, не следует. И не надо бояться задавать вопросы — себе, друзьям, взрослым. Именно с этого начинается познание. Шаг за шагом мы пройдем этот путь.
https://урок.рф/library/reshenie_zadach_po_teme_%C2%ABrabota_i_moshnost%C2%BB__7_klass_054443.html
в) Мини — дискуссия
Интересные предложения придумали студенты Гарварда для собственной мотивации. С их помощью можно организовать мини — дискуссию. Каждое предложение может быть использовано отдельно, на определенном уроке. Такой прием будет понятен учащимся старших классов. Например, мне нравиться мотивационное высказывание «Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь». Можно продолжить разговор с учениками о важности и значении образования, об их планах на будущее. [2]
Мотивационные игры-минутки.
а) Игра «Нам это надо!» для учащихся младших классов и среднего звена.
Правила: я бросаю мяч, а ученики называют качества, которые
1) помогают в учёбе …
2) пригодятся для успешной работы на уроке…
б) Игра «Портфель» похожа на предыдущую игру, только вместо мячика на магнитную доску прикреплены две картинки — корзина и портфель. На столе карточки с разными словами. Например, спать, кричать, отвечать, внимание, старание и так далее. Что мы возьмем? Что сегодня нам понадобиться на уроке, а что выбросим в корзину? Почему?
в) Игра «Прогноз» — эта мотивация перед выполнением контрольной или самостоятельной работы. Делаю прогноз оценок. Сколько я жду от ребят класса пятерок и двоек. Ученики тоже делают свой прогноз. Записываю числа на доске и оставляю до следующего урока, чтобы проверить наши предположения и узнать, кто был близок к истине.
г) Игра «Словарная работа».
Я называю существительное, а ученики должны подобрать к этому слову прилагательное и глагол. Например, труд – трудолюбивый – трудится; интерес – интересный – интересоваться и так далее. Другой вариант. Я называю слово, а ученики противоположное к нему. Например, ленивый – трудолюбивый, скучный – веселый и тому подобное.
Подведем итоги. Не стоит пренебрегать этапом мотивации. Запланируйте 2-3 минуты, чтобы заинтересовать, активизировать, и сконцентрировать внимание детей. Попытайтесь убедить, что изучаемый материал будет им полезен и необходим. Тогда все остальные задачи урока будут успешно решены. Помните, что приемы мотивации должны быть не только эффектными, но и уместными и плавно переводить учеников на следующий этап урока. Многое зависит от мастерства учителя, его эмоциональности, артистизма, просто от настроения. Иногда монотонный голос, безразличное и равнодушное выражение лица не позволяют получить желаемый результат. В итоге нет обратной связи и настроя на дальнейшую работу. Поэтому надо так построить разговор с учениками, так виртуозно «сыграть» этот маленький этап урока, с очень большими перспективами, чтобы дети потом сказали вам «Спасибо»!
Источники.
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/08/25/otkrytyy-urok-po-teme-elektricheskie-yavleniya-8-klass
15 философских высказываний для мотивации студентов Гарварда
В статье использованы фотографии автора.
Результаты проверки на плагиат.
Этапы урока и методические приемы
Поскольку любой урок — это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
Однако при планировании своих уроков я пользуюсь структурой, которую нашла, прочитав книгу Н. И. Запрудского «Моделирование и проектирование авторских дидактических систем».
Ø
Ориентировочно – мотивационный этап
На данном этапе учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока.
На данном этапе можно использовать следующие приёмы:
1. Ориентировка на цели – выбрать цель из списка результатов урока.
2. Разбросаем по колонкам – ученики систематизируют факты, понятия, помещая в колонки таблицы, среди них есть информация из новой темы.
3. Диктант с проблемой – в диктанте есть вопросы или задания, на которые никто из класса не может ответить .
4. Инсерт — таблица «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше.»- чтение текста с пометками на полях +, -, ?.
5. Блеф-клуб – верите ли вы, что…
6. Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.
7. Перепутанные логические цепочки – проставить + или- против предложенных высказываний, после изучения темы вторичный возврат.
8. “Линия времени”.
На доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
9. “Оратор” — за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
10. “Кумир” — на карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
Ø Операционно – познавательный этап
Цель этапа
Восприятие, запоминание и анализ учащимися основного учебного материала.
На данном этапе урока учащиеся в основном достигают целей урока.
Я использую следующие приёмы.
1. Ассоциации – с чем ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к ассоциациям – вывод – определение.
2. Алфавит – раскрыть смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита.
3. Логическая цепочка.
4. Графическое изображение термина.
5. Схема (таблица) с белыми пятнами.
6. Мудрые совы
— найти в тексте основные понятии, записать их в алфавитном порядке;
— «Что? Не ждали?»
Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и представлениям;
— «Ты уже знаешь последние новости?»
Записать информацию, которая является новой;
— «Главная жизненная мудрость»
Постараться выразить главную мысль текста одной фразой;
— «Известное и неизвестное»
Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной;
— «Поучительный вывод»
Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимыми в будущей жизни?
7. Опрос эксперта (экспертом может быть подготовленный ученик или любой высокомотивированный ребенок).
8. Мозговой штурм – все предлагают вопросы, они записываются на доске, потом обсуждаются и объединяются, выбираются самые главные и существенные.
9. Рынок возможностей – презентация результатов деятельности микрогруппы (коллаж, проект, интервью, логико – смысловая модель ит. Д.) на рынке все рассматривают товар, задают вопросы.
10. Сундук с сокровищами – что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что было в начале урока, что в конце.
11. Графический опрос – детям даётся опросник, предполагающий ответы «Да, нет», на графике дети показывают свои ответы, потом сверяют с эталоном.
12. Двучастный дневник – заполнение таблицы по ходу чтения.13. Инсерт – маркировка текста значками по ходу чтения + — знаю, — не знаю, ? – хочу знать больше.
Вопросы | Основные понятия темы |
14. Ромашка Блума – работа с вопросами различной сложности.
Вопросы
Простые | «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» |
Объясняющие | «Почему?» |
Уточняющие | «Правильно ли я понял?…», «Верно ли?…» |
Оценочные | «Чем отличается?…», «Как ты относишься?…», «Какие чувства вызывает?…» |
Практические | «Как бы ты поступил?. ..», «Где в обычной жизни?…» |
Творческие | «Что было бы, если бы?…» |
15. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… | Дайте объяснения, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чём разница… Предположите, что будет, если… Что если… |
16. Чтение с остановками – чтение текста, предварительно разбитого на части с прогнозом (что будет дальше?).
17. Выглядит как… звучит как… — записать или назвать зрительные и слуховые ассоциации на слово или понятие.
18. ПМИ (Плюс. Минус. Интересно.) – таблица.
Положительная сторона явления | Отрицательная сторона явления | Интересно узнать |
19. Сводная таблица.
Понятие 1 | Линии сравнения | Понятие 2 |
21. Сюжетная таблица – «Что? Кто? Где? Когда? Почему?»
Ø Контрольно – оценочный этап
Цель этапа
Самоконтроль, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности.
Приёмы
1. Рецензия — учащиеся отвечают, а рецензенты пишут рецензию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2) полнота ответа, 3) наличие интересных фактов, 4) логика мышления, 5) культура речи. 6) ошибки и неточности во время ответа.
2. Фантазеры — заранее подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.
3. Сюрприз — в конце урока, занятия можно предложить вытянуть жребий — сложенные листочки бумаги со словами. Например: «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа.
4. Рекламная компания — после изучения темы учащимся предлагается сделать рекламу, рекламный плакат.
5. «Хочу все знать!» — участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который интересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно обратиться за помощью к педагогу или родителям.
Приемы рефлексии:
1. Свет молнии (или «Мозговой штурм) – высказывания.
2. Письмо самому себе.
3. Телеграмма (СМС).
4. Торт решений.
5. Пошушукаемся – в паре на ушко рассказать соседу главное о том, что усвоил.
6. Футбольное поле – каким игроком себя представил, почему? (нападающий, защитник, вратарь и т. д.).
7. Кластеры – таблица «гроздь».
8. Рефлексивная мишень.
9. Мини – сочинение.
10. Ключевое слово.
11. Цепочка пожеланий.
12. Заверши фразу.
13. Рефлексивный ринг.
14. Синквейн.
15. Разбери слово по буквам.
16. Оценочное окно.
17. Автобусная остановка.
Математический диктант | ||
Решение задачи | ||
Решение примеров |
1
8. Шесть шляп мышления.
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после практики, после изучения достаточно большой темы и так далее).
Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части: походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а – во второй части – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Этапы перемен Модель
Посмотрим правде в глаза. Избавление от зависимости – непростая задача. На самом деле любые изменения обычно вызывают стресс и дискомфорт. Независимо от того, попытается ли кто-то выздороветь естественным путем или получит помощь, «что-то» должно измениться. Другими словами, «что-то» должно заставить их уйти от зависимости и выздороветь. Это «что-то» и есть мотивация к изменению.
В этом тематическом центре о зависимостях мы подчеркивали, что выздоровление в основном зависит от мотивации к изменению. В какой-то момент жизни каждого зависимого человека наступает момент, когда он понимает, что ему нужно измениться. Разница между теми, кто успешно вносит необходимые изменения, и теми, кто этого не делает, сводится к мотивации. Поскольку мотивация так важна для выздоровления, как терапевтам, так и участникам терапии важно понимать мотивацию к изменению. Это включает в себя понимание степени мотивации; тип мотивации; а также понимание различных способов повышения мотивации. Когда люди достаточно мотивированы, они могут меняться и действительно меняются.
Большинство из нас понимает, что изменение — это не событие, которое происходит внезапно. Скорее, это процесс, который постепенно разворачивается во времени. По мере того, как этот процесс начинает разворачиваться, мотивация человека меняется. Наиболее популярной моделью для обсуждения мотивации к изменениям является Модель стадий изменений, разработанная Джеймсом Прочаской, доктором философии. и Карло ДиКлименте, доктор философии. Их работа началась в конце 1970-х, когда они заинтересовались тем, как люди меняются. Они разработали, протестировали и усовершенствовали модель этапов изменений. Эта модель является одной из наиболее широко используемых и признанных моделей в области лечения зависимости.
В книге «Изменение к лучшему» (1994) Прочаска и ДиКлементе описывают шесть стадий изменения:
Исследуйте свои возможности сегодня издержки их зависимости. Однако они не считают их столь значительными по сравнению с преимуществами. Конечно, другие могут смотреть на эту ситуацию по-другому. Характерными чертами этой стадии являются отсутствие интереса к изменениям и отсутствие плана или намерения измениться. Мы можем описать этого человека как неосведомленного.
Стадия №2: Созерцание
Люди на стадии созерцания осознают проблемы, связанные с их поведением. Однако они неоднозначно относятся к тому, стоит ли что-то менять. Характеристики этого этапа: изучение потенциала изменений; желание перемен, но отсутствие уверенности и стремления изменить поведение; и иметь намерение измениться в неопределенный момент в будущем. Мы можем описать этого человека как знающего и открытого для изменений.
Между этапами 2 и 3: принято решение. Люди приходят к выводу, что негативы в их поведении перевешивают позитивы. Они решают изменить свое поведение. Они берут на себя обязательство измениться. Это решение представляет собой событие, а не процесс.
Этап №3: Подготовка
На этом этапе люди берут на себя ответственность изменить свое поведение. Они оценивают и выбирают методы изменения поведения. Характеристики этого этапа включают: разработку плана необходимых изменений; укрепление уверенности и стремления к изменениям; и имея намерение измениться в течение одного месяца. Мы можем описать этого человека как человека, желающего измениться и ожидающего выгод от изменений.
Стадия #4: Действие
На этой стадии люди предпринимают самостоятельные усилия по изменению поведения, приобретая новые идеи и развивая новые навыки. Хотя эти усилия по изменению являются самостоятельными, можно обратиться за помощью извне. Это может включать реабилитацию или терапию. Характеристики этой стадии включают: сознательный выбор нового поведения; научиться преодолевать склонности к нежелательному поведению; и участие в действиях по изменению в течение менее шести месяцев. Мы можем описать этого человека как человека, с энтузиазмом принимающего изменения и набирающего обороты.
Стадия #5: Поддержание
Люди на стадии поддержания овладели способностью поддерживать новое поведение с минимальными усилиями. У них выработались новые модели поведения и самоконтроля. Характеристики этого этапа включают в себя: сохранение бдительности в ситуациях высокого риска; уделение особого внимания предотвращению рецидивов; и поведенческие изменения, которые сохранялись шесть месяцев. Мы можем описать этого человека как настойчивого и консолидирующего свои усилия по изменению. Они интегрируют изменения в образ жизни.
Стадия #6: Прекращение
На завершающем этапе люди приняли новый образ себя, соответствующий желаемому поведению и образу жизни. Они не реагируют на искушение в любой ситуации. Характеристики этого этапа включают: уверенность; наслаждаясь самообладанием; и признание более здоровой и счастливой жизни. План предотвращения рецидивов превратился в стремление к осмысленному и здоровому образу жизни. Таким образом, возвращение к прежнему образу жизни становится почти немыслимым.
Примечание. Возврат к предыдущей стадии может произойти в любом месте во время этого процесса. Например, кто-то на стадии действия может вернуться к стадии созерцания или до созерцания.
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше | Школа медицины
Этапы изменений
Стадии изменений:
- Предварительное обдумывание (еще не осознание наличия проблемного поведения, которое необходимо изменить)
- Созерцание (признание наличия проблемы, но еще не готовый, уверенный в своем желании или неуверенный в себе, чтобы внести изменения)
- Подготовка/определение (подготовка к изменениям)
- Действие/сила воли (изменение поведения)
- Техническое обслуживание (поддержание изменения поведения)
Первый этап: Предварительное обдумывание
На предварительном обдумывании люди не думают серьезно об изменении и не заинтересованы ни в какой помощи. Люди на этом этапе, как правило, защищают свою текущую вредную привычку (привычки) и не считают ее проблемой. Они могут защищаться перед лицом попыток других людей заставить их измениться. В АА эта стадия называется «отрицанием», но по-другому эту стадию можно описать так: люди просто еще не осознают, что у них есть проблема.
Вторая стадия: Созерцание
На стадии созерцания люди колеблются, взвешивая все за и против изменения своего поведения. Хотя они думают об отрицательных аспектах своей вредной привычки и положительных сторонах, связанных с изменением, они могут сомневаться в том, что долгосрочные выгоды, связанные с изменением, перевесят краткосрочные издержки. Чтобы пройти стадию созерцания, может потребоваться всего пара недель или целая жизнь.
Третий этап: подготовка/определение
На этапе подготовки/определения люди взяли на себя обязательство внести изменения. Их мотивация к изменению отражается в таких утверждениях, как: «Я должен что-то с этим сделать — это серьезно. Что-то должно измениться. Что я могу сделать?»
Это своего рода исследовательская фаза. Они собирают информацию (иногда читая подобные вещи) о том, что им нужно сделать, чтобы изменить свое поведение. Или они будут проверять веб-сайты, организации и ресурсы, которые доступны, чтобы помочь им в их попытке. Слишком часто люди пропускают этот этап: они пытаются сразу перейти от созерцания к действию и терпят неудачу, потому что они не исследовали должным образом или не приняли то, что потребуется для этого серьезного изменения образа жизни.
Четвертая стадия: действие/сила воли
Это стадия, на которой люди мотивированы изменить свое поведение и активно участвуют в принятии мер по изменению своего плохого поведения, используя различные методы. Это самый короткий из всех этапов. Количество времени, которое люди проводят в действии, варьируется. Обычно это длится около 6 месяцев, но буквально может длиться всего один час! Это этап, когда люди больше всего зависят от собственной силы воли. Они предпринимают открытые попытки изменить поведение и подвергаются наибольшему риску рецидива.
Мысленно они пересматривают свои обязательства перед собой и разрабатывают планы по преодолению как личного, так и внешнего давления, которое может привести к ошибкам. Они могут использовать краткосрочные вознаграждения для поддержания своей мотивации и анализировать свои усилия по изменению поведения таким образом, чтобы повысить свою уверенность в себе. Люди на этой стадии также, как правило, открыты для получения помощи, а также склонны искать поддержки у других (очень важный элемент).
Будем надеяться, что люди переедут на:
Этап пятый: Обслуживание
Техническое обслуживание предполагает способность успешно избегать любых соблазнов вернуться к вредной привычке. Целью этапа обслуживания является сохранение нового статус-кво. Люди на этом этапе склонны напоминать себе о том, какого прогресса они добились. Люди, находящиеся на обслуживании, постоянно переформулируют правила своей жизни и приобретают новые навыки, чтобы справляться с жизнью и избегать рецидивов.