Мотивация учебной деятельности подростков: Особенности формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

Содержание

Особенности познавательного интереса у подростков

Автор: Шарина Кристина Алексеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022 2022-11-18

Статья просмотрена: 43 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Особенности познавательного интереса у подростков / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96427/ (дата обращения: 09.03.2023).



В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость.

The article provides a theoretical analysis of the area of cognitive interest and its features in adolescence, namely the reasons for the decline in school performance in this age period. It also examines its dependence on the cognitive interest of students.

Keywords

: motive, adolescence, cognitive interest, school performance.

Одной из важнейших проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии является проблема мотивации. Она имеет большое значение в разработке современной психологии, с помощью мотивации происходит анализ источников предприимчивости человека, сил, которые побуждают его к деятельности. Основой её интерпретации выступает мотив, побуждающий человека к осуществлению той или иной деятельности.

Наиболее целостным является определение мотива, которое предложила Л. И. Божович: «Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания человека. Словом, все то, в чем нашла свое выражение потребность» [1].

Мотивация — стимулы, которые вызывают активность организма и определяют её направленность. Термин «мотивация», представленный в широком смысле, используется во всех областях психологии для исследования причин и механизмов целенаправленного поведения человека [2].

Важнейшую роль в совершении оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста [3].

Учебный мотив — это побуждение школьника к учебной деятельности. В свою очередь, учебная мотивация как вид мотивации представляет собой направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.

Учебная мотивация в подростковом возрасте, представляет собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешний мотивации. Именно в этом подростковом возрасте складывается иерархия мотивов.

Преобладают широкие социальные мотивы, потому что в ходе учебной и общественной деятельности у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Учебная мотивация приобретает иной смысл, подросток начинает задумываться о будущей профессии и усиливает знания в определенных предметах.

Учебная мотивация во многом зависит от умения педагога заинтересовать ученика, так же зависит от индивидуальных особенностей подростка.

У большинства учащихся в подростковом возрасте начинаются проблемы с успеваемостью. Это может быть связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а со снижением познавательного интереса к учению. При теоретическом анализе выяснилось, что в подростковом возрасте происходят изменения характера мотивации учебной деятельности, а также стоит отметить, что многие учёные считают, что у подростков снижается учебная мотивация и происходит изменение мотивов мотивации учебной деятельности.

Н. Ф. Талызина считала, что познавательный интерес выступает в качестве главного мотива внутренней мотивации. В данном случае получение знаний выступает целью деятельности учащегося. Собственная деятельность ученика является средством, которое удовлетворяет познавательную потребность [4].

Целью практического исследования являлось: исследование учебной мотивации в подростковом возрасте. Для достижения цели было предусмотрено решение следующих задач:

1) Диагностировать уровень познавательного интереса школьников;

2) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.

Практическая часть данной работы была реализована при участии школьников 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 49 г. Пенза. В исследование принимало участие 21 человек.

Для диагностики учебной мотивации детей подросткового возраста в исследовании использовалась методика изучения мотивации учения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой.

В результате проведения анкеты по методике Г. И. Щукиной, направленной на выявление уровня познавательного интереса, получились следующие результаты (табл.1):

Таблица 1

Сравнительная таблица по исследованию познавательного интереса (в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

9

62

29

Большая часть испытуемых (62 %) имеют средний уровень познавательного интереса.

Таким детям характерна познавательная активность, требующая побуждений учителя.

Далее следуют испытуемые с низким уровнем познавательного интереса (29 %). Данный уровень характеризуется наличием мнимой самостоятельности действий, полной бездеятельности при затруднениях.

И для наименьшего процента испытуемых (9 %) характерно увлечение процессом самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.

Далее нам необходимо сравнить исследованный познавательный интерес и учебную мотивацию (табл.2).

Таблица 2

Сравнительная таблица по исследованию учебной мотивации (в %)

Группы испытуемых

Уровни

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени

Высокий

Средний

Низкий

1 группа

50

50

100

2 группа

38

62

46

8

46

3 группа

33

67

17

33

50

Итак, самый высокий уровень мотивации учебной деятельности имеют подростки с высоким уровнем познавательного интереса (50 %), затем идут подростки со средним уровнем познавательного интереса (38 %) и самые низкие показатели характерны для низкого уровня познавательного интереса (33 %)

Средний уровень мотивации характерен для наибольшего числа испытуемых в каждой группе: 50 % у испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, а также 62 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 67 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса.

Также можно говорить том, что у 100 % испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 17 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса преобладают внутренние мотивы, а у 8 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 33 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса выявлено преобладание внешних мотивов. У 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса, а также 50 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса демонстрируется наличие внутренних и внешних мотивов в равной степени.

Таким образом, мы можем говорить о том, что различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте связаны с разным уровнем познавательного интереса.

Литература:

  1. Божович М. И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. — М., 1976.
  2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Чрошевского. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1983.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, подростковый возраст, учебная мотивация, уровень, учебная деятельность, высокий уровень, испытуемый, мотив, сравнительная таблица, школьная успеваемость.

Ключевые слова

мотив, школьная успеваемость, подростковый возраст, познавательный интерес

мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость

Похожие статьи

Оценка

уровня школьной мотивации младших школьников при. ..

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление…

Взаимосвязь

учебной мотивации и успеваемости детей…

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности

интересов подростков с разной…

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной. ..

Развитие у школьников

мотивации к учению | Статья в журнале…

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы

подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение

мотивации учебной деятельности младших…

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование

мотивации и познавательной активности…

По утверждению психологов, учебнопознавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения…

Изучение динамики

мотивации учащихся 5-8 классов с учетом…

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Похожие статьи

Оценка

уровня школьной мотивации младших школьников при…

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление…

Взаимосвязь

учебной мотивации и успеваемости детей. ..

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности

интересов подростков с разной…

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной

Развитие у школьников

мотивации к учению | Статья в журнале…

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы

подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение

мотивации учебной деятельности младших…

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование

мотивации и познавательной активности…

По утверждению психологов, учебнопознавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения. ..

Изучение динамики

мотивации учащихся 5-8 классов с учетом…

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Науменко М.В., Воронина Е.А. Особенности учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги

УДК 159.9
 

Особенности учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Елизавета Анатольевна Воронина, директор, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Ступени успеха, Ростов-на-Дону


Аннотация
В статье анализируется понятие учебной мотивации, раскрывается специфика внешней и внутренней мотивации, описываются особенности и механизмы формирования учебной мотивации в подростковом возрасте. Актуализируется значимость дополнительных образовательных услуг, как средства повышения типов мотивов, составляющих основу внутренней мотивации школьников подросткового возраста. Приводятся результаты исследования учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование различной направленности (культурно-художественное, информационно-техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое) и не получающих дополнительные образовательные услуги. Мотивация подростков указанных групп выявляется при помощи методик: «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая), «Опросник учебной мотивации» (Г.А. Карпова). На основе анализа средних значений и по результатам применения методов математической статистики формулируются вывод относительно присутствия различий в качественном составе мотивации между исследуемыми группами подростков.
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, дополнительное образование, личностный смысл, мотив, мотивация достижения, мотивация саморазвития, подросток, познавательный интерес, уровень мотивации, учебная мотивация.


Литература

1.      Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1972. – 320 с.
2.      Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – Том 7Ю № 2. – С. 42–45.
3.      Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности / Н.В. Ильчукова // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 4, Психология. Педагогика. Социальная работа. – 2005. – № 6. – С. 166–169.
4.      Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников / Г.А. Карпова. – Екатеринбург : Из-во Урал, 1996. – 213 с.
5.      Маркова А.К. Стратегия формирования мотивации учения: перспективы / А.К. Маркова // Вопросы образования. – 1991. – № 3. – С. 23–36.
6.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова. – Москва : Просвещение, 1990. – 272 с.
7.      Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с.
8.      Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 129–141.
9.      Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М Фридман. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
10.   Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж : МОДЭК, 1998. – 304 с.

 

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

Показать полный текст

Как мотивировать вашего подростка лучше учиться в школе

У вас есть проблемы с мотивацией ваших детей к учебе?

Это обычная проблема, с которой я сталкиваюсь в своей коучинговой работе с детьми дошкольного возраста и подростками.

Я замечаю, что многие родители неправильно подходят к этой проблеме.

В этой статье я объясню 10 принципов мотивации детей к хорошей успеваемости в школе.

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА:

Электронная книга уже загружена

многие тысячи родителей, не пропустите!

Как НЕ мотивировать вашего подростка лучше учиться в школе

Первые пять пунктов в приведенном ниже списке могут быть теми, что вы делали в прошлом, но нет причин корить себя за них.

Это просто обычные родительские привычки, которые рождаются из добрых намерений, но в конечном итоге не являются эффективными мотивационными инструментами.

Сегодня вы можете начать лучше слушать, меньше контролировать и больше принимать. Давайте посмотрим, чего следует избегать в будущем.

1. Не раздражайте своих детей

Один из ключей к тому, чтобы мотивировать ваших детей усердно работать, — не раздражать их.

Сначала это может показаться странным, ведь мы привыкли, что родители раздражаются на детей, а не наоборот.

Но отношения — это улица с двусторонним движением, и родители тоже могут раздражать детей.

Если ваши дети постоянно расстраиваются из-за того, что вы говорите или делаете, им будет трудно вас слушать.

Вы можете предложить им какую-то великую мудрость, но ваши дети не прислушаются к вашему совету.

Родители часто вступают в борьбу за власть со своими детьми. Для некоторых из нас это привычки, которые мы усвоили из собственного детства.

Но борьба за власть с вашими детьми отнимает много энергии. И эту энергию можно было бы потратить на что-то более конструктивное.

Еще одна привычка, которой следует избегать, – делать комментарии, которые говорят о том, что ваш ребенок недостаточно хорош.

Это может быть что-то, о чем вы не подозреваете.

Это может быть очень тонко. Например, возьмем утверждение: «Тебе становится лучше, но я знаю, что ты можешь лучше».

На первый взгляд это звучит как поощрение. Но на самом деле вы говорите своему ребенку, что он недостаточно хорош.

Или возьмем утверждение, которое начинается: «Когда я был в твоем возрасте…» Подобные утверждения обычно содержат сравнение, от которого ваши дети чувствуют себя плохо. Так что избегайте подобных комментариев.

Еще одна ловушка, в которую попадают родители, — сравнение своих детей с чужими. Родители часто надеются, что эти сравнения вдохновят их детей стать лучше.

К сожалению, эти комментарии имеют противоположный эффект.

«Я слышал, что Джон получил пятерки по всем предметам в прошлом семестре» может показаться невинным замечанием. Но это сравнение заставляет вашего ребенка чувствовать себя хуже по отношению к себе.

Это не способ мотивировать ваших детей.

Иногда родители пытаются мотивировать своих детей, читая им лекции. Но лекции, как правило, заставляют детей чувствовать себя бессильными и обиженными.

Вместо того, чтобы поучать своих детей, обсудите с ними проблему и спросите, что они думают. Это намного эффективнее, чем читать им лекции.

Почему?

Потому что это вовлекает их и делает частью решения.

2. Не используйте поощрения, наказания или угрозы

У родителей возникает соблазн использовать поощрения, наказания или угрозы, чтобы мотивировать своих детей вести себя определенным образом.

Исследования показали, что этот подход не работает в долгосрочной перспективе.

Есть три причины, по которым следует избегать наград и наказаний.

Во-первых, поощрения и наказания вредны для ваших отношений с детьми.

Они учат ваших детей тому, что их любят за то, что они делают, а не за то, кто они есть. Дети, которые вырастают неуверенными в том, что их любят такими, какие они есть, позже склонны делать неверный жизненный выбор.

Во-вторых, поощрения и наказания могут иметь краткосрочные результаты, но они игнорируют основной вопрос: почему ваш ребенок не мотивирован?

Гораздо лучше устранить первопричину, чем использовать метод поощрений и наказаний.

В-третьих, поощрения и наказания заставляют детей полностью сосредоточиться на результатах. Уровень мотивации ваших детей основан на обещании вознаграждения или угрозе наказания.

Поощрения, наказания и угрозы не учат ваших детей тому, как развивать внутреннюю мотивацию. Они не прививают вашим детям любовь к учебе.

Как упоминалось ранее в этой статье, лучше сосредоточиться на процессе, а не на результате. Таким образом, ваши дети будут развивать самодисциплину и чувство ответственности.

Так что же делать вместо поощрений и наказаний?

Обсудите со своими детьми радость (и преимущества) обучения и учебы.

Объясните им, что наиболее успешная карьера требует затрат времени и усилий.

Но также важно объяснить своим детям, что сам процесс вознаграждает, даже если он потребует жертв.

Обсудите с детьми их надежды и стремления.

Помогите им мечтать о большем и отважиться на неудачу — и покажите им, как вы делаете то же самое в своей жизни.

Такой подход создает такую ​​внутреннюю мотивацию и самодисциплину, которые останутся на всю жизнь.

3. Не пытайтесь контролировать все их действия

Если вы хотите мотивировать своих детей, они должны чувствовать, что контролируют свою жизнь.

Мотивация исходит из осознания того, что вы можете формировать свое будущее действиями, предпринимаемыми сегодня.

Но если дети чувствуют, что родители полностью (или почти полностью) их контролируют, у них будет мало мотивации.

Некоторые родители нависают над своими детьми. Они управляют каждой мелочью в жизни своих детей.

В результате у детей никогда не развивается чувство ответственности за свое образование и свою жизнь.

Расширяя возможности своих детей, они разовьют чувство самостоятельности и ответственности.

Регулярно говорите со своими детьми об ожиданиях и последствиях.

Я уверен, что вы как родитель возлагаете большие надежды на своих детей. Например, вы можете ожидать, что они будут содержать свою комнату в чистоте, и это может повлечь за собой последствия.

Умение нести ответственность в одной области (поддержание порядка в своей комнате) побуждает их быть ответственными в других сферах жизни, например, в учебе.

При таком подходе вам по-прежнему необходимо участвовать в жизни ваших детей. Разница в том, что вместо того, чтобы зависать и контролировать микропроцессы, вы создаете границы вокруг своего участия.

Например, вы можете объяснить своим детям, что вы можете отвечать на вопросы, связанные с домашним заданием, каждый будний вечер с 20:00 до 21:00.

Таким образом, ваши дети разовьют способность мотивировать себя. Они будут знать, что только они несут ответственность за то, чтобы их домашнее задание было выполнено.

В отличие от этого, рассмотрим детей, чьи родители каждый день принуждают их делать домашнее задание. Эти дети не разовьют способность мотивировать себя.

4. Не зацикливайтесь на результатах; подчеркните вместо этого процесс

Писатель Ральф Уолдо Эмерсон однажды сказал: «Жизнь — это путешествие, а не пункт назначения».

Этот принцип применим к учебным навыкам и советам так же, как и к жизни в целом.

Мотивируя своих детей хорошо учиться в школе, сосредоточьтесь на процессе, а не на результатах.

Если ваши дети слишком сосредоточены на результатах, существует опасность, что, не достигнув желаемых результатов, они сдадутся.

Более того, когда мы концентрируемся только на результатах, процесс становится «неизбежным злом».

Процесс становится чем-то, через что мы проходим неохотно, потому что хотим определенного результата.

Но такой подход не поощряет любовь к учебе.

Мы живем в эпоху, когда обучение — это навык, который нам нужно практиковать на протяжении всей жизни. Мир меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Таким образом, мы все должны постоянно учиться.

Вот почему важно сосредоточиться на процессе, а не на результатах.

Развивайте в своих детях любовь к учебе ради самой науки, а не только как к средству для достижения цели. В конце концов, достижение целей — это побочный продукт систем и процессов, которым мы следуем.

Например, если вы концертирующий пианист, у вас может быть цель сыграть Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром № 15 си-бемоль мажор, не допустив ни единой ошибки.

Система или процесс, который позволяет достичь этой цели, заключается в том, как часто вы практикуетесь, как вы разбиваете и разучиваете сложные каденции, а также как вы учитываете отзывы своего учителя музыки.

Обучая детей тому, как учиться и как мотивировать себя, очень важно, чтобы вы сосредоточились на процессе, а не на результате.

5. Не сводите ребенка к проблеме, которую необходимо решить

Подростки и подростки претерпевают множество изменений, как физических, так и психических.

Это также время, когда они могут начать демонстрировать проблемное поведение, такое как агрессия, перепады настроения, споры и нарушение установленных правил.

Для родителя естественно, что такое поведение становится центром вашего внимания — это проблемы, которые вы хотите решить.

Но на самом деле лучше не зацикливаться на таком поведении.

Вместо этого попытайтесь понять точку зрения ваших детей:

  • Как они относятся к ситуации?
  • Какие у них мнения?

Чтобы лучше понимать своих детей, вам необходимо практиковать активное слушание.

Активное слушание происходит, когда мы уделяем все свое внимание тому, что кто-то говорит.

Это означает, что вы не выполняете многозадачность, пока ваши дети разговаривают с вами. Это означает, что вы не проверяете свой телефон и не пишете список дел.

Активное слушание означает, что вы не перебиваете своих детей, когда они говорят. Это означает не осуждать их и не морализировать о том, что они сделали. Это значит не давать непрошеных советов.

Вы можете показать своим детям, что уделяете им все свое внимание, говоря такие вещи, как «продолжайте» и «расскажите мне больше».

Время от времени резюмируйте свое понимание того, что говорят ваши дети.

Например, вы можете сказать: «Похоже, в вашем классе есть «крутая» группа детей, и вы чувствуете, что они вас исключают».

Это показывает вашему ребенку, что вы активно слушаете. Это также способ проверить, понимаете ли вы, что он или она говорит.

Некоторые родители думают, что если бы они могли объяснить своим детям некий фундаментальный принцип, вся проблема исчезла бы.

Но часто подросткам и подросткам больше всего нужно не понимать ; им нужно чувствовать себя понятыми .

Когда они не чувствуют, что их понимают, они становятся непокорными.

С другой стороны, когда они чувствуют, что их понимают, это создает пространство, в котором они чувствуют себя в безопасности. А это, в свою очередь, создает среду, в которой они открыты для того, чтобы посмотреть на проблему в новом свете.

Как мотивировать вашего подростка лучше учиться в школе

Теперь пришло время сосредоточиться на позитивном поведении, которое помогает вашему ребенку чувствовать себя понятым, поддерживаемым и ободряемым.

Используйте эти стратегии, чтобы укрепить связь с ребенком и научить его важным организационным навыкам и навыкам планирования. Эти здоровые привычки помогут вашему ребенку в школе и за ее пределами.

6. Разработайте распорядок и структуру

Распорядок и структура играют решающую роль в развитии мотивации у ваших детей.

Установление порядка в семейной жизни устраняет большинство конфликтов.

Возьмем, к примеру, домашнее задание.

Допустим, у вас есть установленный распорядок, согласно которому ваши дети должны делать домашнее задание каждую неделю с 19:00 до 21:00.

Конфликтов, связанных с домашним заданием, не будет, потому что это просто «у нас так принято в этой семье».

Но в семье без распорядка выполнение домашних заданий детьми становится ежедневной битвой.

Конечно, даже установленные правила иногда нуждаются в подкреплении или изменении.

Например, время от времени вам может понадобиться сказать что-то вроде: «Когда вы закончите свою домашнюю работу, вы можете пойти в дом Мелиссы».

Чтобы создать распорядок выполнения домашних заданий, было бы неплохо выделить небольшую часть дома в качестве учебной зоны.

Учебная зона, в которой нет отвлекающих факторов, поможет вашим детям выработать режим выполнения домашних заданий.

Вашим детям также может помочь, если вы посвятите это время выполнению «домашней работы». Это может быть оплата счетов в Интернете, посещение онлайн-курсов или чтение книги для изучения новой темы.

7. Научите своих детей навыкам планирования и организации

Как родители, мы (надеемся) обладаем навыками планирования и организации, которые мы развивали годами.

Но мы часто принимаем эти навыки как должное и забываем, что у наших детей их еще нет.

Дети младшего школьного возраста и подростки могут чувствовать себя подавленными, разочарованными и напряженными из-за требований, с которыми они сталкиваются в школе. В ответ многие из них сдаются и обращаются к видео и играм как к форме побега.

Некоторые школьники и подростки могут даже сказать, что ненавидят школу.

Но если у них есть навыки планирования и организации, их отношение к школе и учебе будет другим.

Одним из организационных навыков, которому вы можете научить своих детей, является разбиение больших задач на более мелкие.

Некоторые называют это «разбивкой». Этот метод делает любую задачу более управляемой и выполнимой.

Еще один навык, которому вы можете научить своих детей, — составление списков. Списки лежат в основе всех организационных навыков, так что это отличное место для начала.

Вы можете научить своих детей, как использовать список, чтобы упаковать чемодан в школьный лагерь или школьную экскурсию.

Планирование — еще один организационный навык, который уменьшит стресс ваших детей, связанный со школой и экзаменами.

Планирование включает размещение списков задач, которые необходимо выполнить в течение определенного периода времени. Таким образом, ваши дети научатся выполнять задачи одну за другой, а не оставлять их до тех пор, пока не станет настолько поздно, что они почувствуют себя перегруженными.

Например, если вашим детям предстоит экзамен, вы можете научить их:

  • Разбивать материал для повторения на ряд заданий
  • Используйте календарь, чтобы спланировать, как они будут выполнять эти задачи в установленные сроки

8. Создайте семейную культуру, в которой делать ошибки нормально

Мы больше учимся на своих неудачах, чем на своих успехах.

Томас Эдисон предпринял невероятное количество неудачных попыток изобрести электрическую лампочку.

Когда репортер спросил его, как он себя чувствует, потерпев неудачу 1000 раз, Эдисон ответил: «Я не потерпел неудачу 1000 раз. Лампочка была изобретением с 1000 шагов».

К сожалению, мы живем в эпоху, когда огромное внимание уделяется мгновенному успеху.

Сбой недопустим. Родители корректируют домашние задания своих детей, чтобы улучшить их оценки. Они спорят с учителями, которые пытаются указать на области, в которых их детям нужно совершенствоваться.

Тем не менее, ошибки — это неотъемлемая часть обучения.

Мы должны учиться на своих ошибках и исправлять их, как корабль, который часто меняет курс, чтобы оставаться на правильном пеленге.

Если вы хотите, чтобы ваши дети усердно учились и хорошо учились в школе, лучшее, что вы можете сделать, — это создать семейную культуру, в которой делать ошибки нормально.

Один из способов сделать это — рассказать детям о своих ошибках и о том, чему они научились.

Например, вы поступили в университет, чтобы изучать одну область, а в итоге переключились на другую, когда начали работать. Делясь этим опытом со своими детьми, вы показываете им, что им не обязательно делать это «правильно» с первого раза.

Если вы хотите научить своих детей любить учиться, одной вещи, которую вам следует избегать любой ценой, — это слишком зацикливаться на их неудачах.

Вместо того, чтобы критиковать их за неудачи, помогите им понять, чему они научились на своих ошибках.

Исследование, проведенное Стэнфордским университетом, показало, что дети, которых хвалят за их усилия, работают усерднее и менее легко сдаются.

С другой стороны, дети, которые боятся неудачи, чаще разочаровываются, когда совершают ошибки. Вместо того, чтобы учиться на своих ошибках и двигаться дальше, они, скорее всего, вообще сдадутся.

9. Проявляйте интерес ко всем аспектам жизни ваших детей

Одним из ключей к тому, чтобы побудить ваших детей хорошо учиться в школе, является проявление интереса ко всем аспектам их жизни, а не только к учебе.

Если вас беспокоит только то, как ваши дети учатся в школе, они могут начать чувствовать, что к ним относятся как к проекту, а не как к личности.

Это может вызвать у них чувство обиды. А обида приведет к сопротивлению всему, что связано с учебой.

Относитесь к ребенку как к личности, а не как к проекту или проблеме.

Прислушивайтесь к своим детям, когда они говорят о своих интересах. Поощряйте их участвовать во внешкольных мероприятиях, таких как танцы, драма или легкая атлетика.

То, как дети дошкольного возраста и подростки проводят свое время, имеет решающее значение для их общего развития.

Подход, полностью сосредоточенный на учебе, не поможет вашим детям развиваться сбалансированным образом.

Обучение игре на музыкальном инструменте, командные виды спорта и онлайн-курс по предпринимательству — все это поможет вашим детям всесторонне развиваться.

Эти неакадемические занятия дадут вашим детям столь необходимый перерыв в учебе и помогут им добиться большего успеха в достижении своих долгосрочных академических целей.

10. Помогите своим детям найти наставника

Согласно исследованию, проведенному Университетом штата Северная Каролина, у детей, у которых есть наставники, больше шансов добиться успеха.

Наставник — это взрослый, который является образцом для подражания для ваших детей.

Одним из преимуществ наставника для ваших детей является то, что они поймут точку зрения на жизнь человека, который не является их родителем.

Ценности и взгляды наставника могут быть схожи с вашими. Гораздо легче научить своих детей ценностям, когда они также являются образцом для подражания кем-то вне семьи.

Одной из причин этого является то, что дети неизбежно привыкают к точке зрения своих родителей и начинают от них отворачиваться.

Наличие наставника — это шанс для ваших детей вновь приобщиться к этим ценностям с новой точки зрения.

Наставник может быть особенно полезен, когда между родителями и детьми продолжается конфликт.

В подобной ситуации вашим детям будет полезно иметь нейтральную третью сторону, к которой они могут обратиться. Наставник может помочь вашим детям увидеть проблемы с новой точки зрения.

Так где же найти наставника для своих детей?

Наставником может быть:

  • Спортивный тренер, учитель рисования или музыки
  • Сосед или друг семьи
  • Один из ваших коллег
  • Кто-то, кто проводит программу коучинга/наставничества (мне не стыдно признаться, что я попадаю в эту категорию людей, потому что это очень полезная работа)

Заключение

Эти десять принципов помогут вам сформировать у вашего ребенка более глубокую мотивацию к усердной работе.

Для реализации некоторых из этих принципов, таких как установление процедур и структуры, может потребоваться некоторое время. Но другие советы и принципы вы можете применить на практике сразу же.

Например, сегодня вы можете начать практиковать активное слушание.

Уверен, вы начнете замечать положительные результаты.

(Вот ссылка, по которой вы можете ознакомиться с дополнительными советами о том, как мотивировать подростка.)

Желаю вам всего наилучшего в этом сложном, но значимом путешествии!

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь им с друзьями.

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА:

Электронную книгу уже скачали

многие тысячи родителей, так что не пропустите!

Соотношение способностей подростков к самораскрытию с мотивацией и экзистенциальной реализацией

Реферат

Подростковый возраст представляет собой критический период в жизни ребенка, как и любого другого человека. Подростки постепенно определяют для себя будущую профессиональную сферу: какие виды учебной или иной деятельности являются для них наиболее интересными, значимыми, от чего зависит их восприятие того, что они существуют, что они сами делают своей личностью и находят свою сущность. В этот период на выбор подростка влияют родители, учителя и сверстники. На основе экзистенциального подхода и идеи самораскрытия способностей личности проводится эмпирическое исследование. На выборке 33 учащихся 9-х классов.В 11-х классах исследуются экзистенциальные и мотивационные факторы способностей к самораскрытию. Получается, что развитые способности к самораскрытию определяются через связь самопреодоления с мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к обучению. Соотношение между ответственностью и свободой определяется мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к обучению. Находим корреляции между группой компонентов экзистенциальной наполненности и мотивации. Определяется примат экзистенциальной наполненности по отношению к мотивации и самораскрытию. Показано влияние положительной мотивации к обучению на компоненты самораскрытия (интеллект, самооценку и профессиональное самоопределение). Выявлено, что негативная мотивация к обучению имеет обратную связь с самооценкой в ​​плане воли, самостоятельности и чувства реальности; негативная мотивация пагубно влияет как на компоненты экзистенциальной реализации, так и на компоненты самораскрытия.

Ключевые слова: Подростоксамораскрытие способностейэкзистенциальные факторымотивациятревожностьпрофессиональный тип личности

Введение

В подростковом возрасте проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Постепенно подростки определяют для себя будущую профессиональную сферу: какие виды учебной деятельности и другие виды деятельности являются для них наиболее интересными, значимыми. В то же время в этот период значимым остается мнение родителей об учебно-профессиональной судьбе подростка. Сопоставление собственных способностей и интересов с советами родителей и мнением сверстников дает в конечном итоге результат, представляющий собой сложный продукт сомнений, сопоставлений и соподчинения мотивов. Подлинное внутреннее самораскрытие способностей имеет важное значение и определяет последующее самоопределение по профилю профессионального образования и деятельности. В основе представленного исследования лежит методология экзистенциального анализа, теории способностей и диалога. Выявлены факторы, позволяющие прогнозировать эффективность обучения подростков не только в рамках оценочных категорий, но и как экзистенциальное самораскрытие способностей. Итак, рассматриваются внутренние, экзистенциальные факторы, личностные особенности и мотивация школьников.

Самораскрытию окружающему миру предшествует некая внутренняя работа ребенка, скрытая от «внешних зрителей». Представим себе ситуацию разговора подростка с родителем или сверстником («реципиентом», получающим информацию от подростка), что в значительной степени влияет на выбор подростка. Прежде чем дать информацию о себе, дети, так или иначе, кристаллизуют ее. При отправке получателю информации о себе они ее проговаривают, а также получают освобождение и как бы отделяют себя от информации, и в то же время получают возможность посмотреть со стороны, проанализировать описываемые события отстраненно. Одновременно с происходящими внутренними процессами подросток в той или иной форме получает обратную связь от реципиента, что позволяет дистанцироваться и взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Информация, полученная в процессе самораскрытия, возвращается во внутренний мир субъекта и интериоризируется, соединяясь с исходной информацией, что в свою очередь приводит к ее модификации.

Постановка проблемы

Таким образом, мы полагаем, что процессу самораскрытия себя другим предшествует самораскрытие самому себе при активном участии рефлексивных процессов.

Процесс формирования у подростка способностей к самораскрытию особенно важен для профессионального самоопределения (Малахова 2015). Выявление и раскрытие способностей ученика — задача учителя, но, что еще важнее, задача самого ученика. Процесс самораскрытия и рефлексии открывает путь к самоопределению, поиску путей своего развития (Аминов и др., 2016).

На наш взгляд, происходит взаимодействие внутренних и внешних процессов самораскрытия, уровня внутренней удовлетворенности жизнью, восприятия субъектом счастья, иными словами, экзистенциальной наполненности (Langle, 2009). Экзистенциальная наполненность выражается в полном согласии между внутренней и внешней, осмысленной жизнью, воплощенной со свободой и ответственностью, без фиксаций, жизнью, проходящей в мире, созданном людьми (Лангле, 2001). Жизнь есть воплощение и раскрытие возможностей, и человек, способный реализовать эти возможности, становится экзистенциально реализованным. Экзистенциальное удовлетворение также отражает взгляд субъекта на то, как, по его мнению, он живет. Экзистенциальная наполненность — это внутреннее и субъективное ощущение.

Преподавание и обучение являются основными видами деятельности в подростковом возрасте. В педагогической деятельности подросток может найти способы актуализации своих возможностей, раскрыть свои способности, убедиться в собственной значимости, развить и использовать возможности для самораскрытия. Процесс учебной деятельности создает способности из задатков (Теплов, 1961).

Одним из факторов профессионального самоопределения являются способности, которые создаются и раскрываются в процессе учебной деятельности. Активно развивающаяся личность подростка нуждается в процессах, способных раскрыть его личность. Способности подростка к самораскрытию в процессе учебной деятельности более эффективны при положительном отношении к обучению и положительной мотивации учебной деятельности (Локалова, 2009). ).

Исследовательские вопросы

Таким образом, мы сделали предположение, что экзистенциальная наполненность и мотивация повлияли на самораскрытие ученика в старшей школе. В данном случае мы интерпретировали самораскрытие как самораскрытие в первую очередь самим себе. Экзистенциальное удовлетворение было тем звеном, которое положительно повлияло как на самораскрытие, так и на мотивацию в процессе обучения. Таким образом, предпосылками самораскрытия были мотивация и экзистенциальная наполненность.

Для исследования был использован ряд методов. Выборка была представлена ​​учащимися старших классов (N = 33).

Цель исследования

На основе теоретического изучения предпосылок способностей учащегося к самораскрытию в вузе целью исследования являлось установление связи и влиятельных особенностей экзистенциальной наполненности и мотивации способностей к самораскрытию.

Гипотеза состояла в предположении, что экзистенциальная наполненность и мотивация были связаны со способностями ученика к самораскрытию в старшей школе. Экзистенциальная наполненность и мотивация (эмоциональное отношение к обучению) были факторами самораскрытия.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Владивостока, выборку составили 33 учащихся 9-11 классов.

Методы исследования

Измерение доминирующей мотивационной тенденции у школьников проведено с помощью методики «Мотивация достижения» М.Ш. Мохаммед-Эминов. В методике изучалась мотивация студентов в рамках дихотомии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.

Методика «Личная самооценка» О.И. Мотткова (модификация методики Б.А. Сосновского) для изучения общей самооценки позитивности развития личности, а также показателей самооценки отдельных личностных факторов (нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармония и экстраверсия).

Шкала существования А. Лангле и К. Орглера — психометрический инструмент, отражающий субъективную оценку человеком своей жизни. Уровень экзистенциальной наполненности показывал степень осмысленности жизни, внутреннего согласия сущности человека со своими решениями и поступками.

Опросник Дж. Холланда определил профессиональный тип личности; она позволяла оценить склонности и интересы подростков к определенным профессиям на основе их представлений о собственных способностях.

Опросник о типах интеллекта Г. Гарднера (множественный интеллект) позволил получить представление о ведущем типе интеллекта у подростков.

Использовалась методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учебе — модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учебе (А.Д. Андреева).

Анкета Ч.Д. Спилбергер позволил изучать уровни тревожности и гнева как актуальные состояния и как свойства личности (State-Trait Personality Inventory).

Находки

Статистическую обработку данных проводили методом корреляционного анализа с использованием критерия Спирмена. Корреляционные связи выделялись и группировались по силе. Среди факторов нами выделены следующие группы: шкала экзистенциальной наполненности, группа факторов мотивации и группа феномена самораскрытия (табл. 1 ).

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

В результате анализа выявлены корреляции между психологическими феноменами экзистенциальной наполненности и мотивации (табл. 2 ). Выяснилось, что самопревосхождение коррелирует с мотивацией достижения и уровнем общей учебной мотивации. Определена связь между ответственностью как аспектом экзистенциальной реализации и мотивацией успеха (Магомед-Эминова). Установлены средние и прямые корреляционные связи между элементами. Выявлена ​​взаимосвязь между общим уровнем учебной мотивации и элементом экзистенциальной наполненности — это свобода, которая характеризуется высокой и непосредственной связью.

Таблица 2 — Посмотреть полный размер >

Фактор мотивации был представлен следующими элементами: познавательной активностью, мотивацией достижения и общим уровнем учебной мотивации, а также включал мотивацию достижения/неудачи (табл. 3 ). В результате исследования выявлены прямые связи средней силы между познавательной активностью и интеллектуальным типом, мотивацией достижения и элементами самораскрытия: креативностью, общей самооценкой положительных сторон личности, самотрансцендентностью и склонностью к самораскрытию. к мотивации успеха. Выявлено также соотношение мотивации достижения и самооценки, а также мотивации и осознания собственной ценности и самораскрытия. Общий показатель положительной мотивации к обучению коррелировал с волей, самопреодолением, свободой и мотивацией к успеху. Учебная мотивация — тревожность была обратно пропорциональна средней силе связи с волей, самостоятельностью и чувством реальности, свободой.

Таблица 3 — Посмотреть полный размер >

В группе элементов самораскрытия выявлены прямые корреляционные связи средней силы между конвенциональным профессиональным типом и креативностью, экстраверсией и общей самооценкой. Такая связь выявлена ​​также между интеллектуальным профессиональным типом и самостоятельностью, познавательной активностью и интеллектом (языково-математическим и логическим). Обнаружена высокая прямая связь в соотношении условного профессионального типа, самостоятельности и чувства реальности.

Таблица 4 — Посмотреть полный размер >

Заключение

Анализируя представленные выше данные, можно сделать следующие выводы:

7. 1. Связь самотрансценденции с мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к обучению свидетельствует о развитых способностях к самораскрытию. Самотрансценденция характеризуется преобразованием внутренней активности в изменения внешнего мира (Langle, 2001). Прежде чем реализовать внутреннюю деятельность, необходимо сначала ее кристаллизовать и реализовать. Развитая самотрансценденция влияет на силу мотивации достижения к обучению и, таким же образом, увеличивает экзистенциальную наполненность субъекта, другими словами, его внутреннее чувство удовлетворенности жизнью.

7.2 . Ответственность и свобода взаимосвязаны с мотивацией достижения и общим уровнем мотивации к обучению. Ответственность и свобода являются противоположностями одного континуума. Чем больше ответственности, тем больше свободы (Фромм, 2009). Чем больше успеха и удовлетворения получает субъект от обучения, тем больше удовлетворения жизнью и внутреннего счастья он испытывает, и наоборот. Это континуум двух элементов, которые, развиваясь, взаимно усиливают друг друга.

7.3. В целом анализ выявляет корреляцию между группой компонентов экзистенциальной наполненности и мотивации. Но значимых взаимосвязей экзистенциальной наполненности с группой самораскрытия нет. При этом группа компонентов мотивации соотносится как с группой компонентов самораскрытия, так и с группой компонентов экзистенциальной реализации. На основании этого результата можно предположить, что экзистенциальная наполненность первична по отношению к мотивации и самораскрытию. Развитая положительная мотивация к обучению, в свою очередь, развивает и благотворно влияет на компоненты самораскрытия (интеллект, самооценку и профессиональное самоопределение).

7.4. Мотивация достижения напрямую влияет на самооценку, креативность и интеллект с точки зрения математической и логической составляющей. А познавательная деятельность как вид мотивации к обучению соотносится с интеллектуальным профессиональным типом. Таким образом, мотивация оказывает положительное влияние на самораскрытие собственной сущности и способностей, а также на реализацию собственной самооценки.

7.5. Отрицательная мотивация к обучению имеет обратно пропорциональную зависимость от самооценки в плане воли и самостоятельности, чувства реальности, а также со свободой (компонентом экзистенциальной наполненности). Негативная мотивация пагубно влияет как на компоненты экзистенциальной реализации, так и на компоненты самораскрытия.

Таким образом, мы изучили взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией и экзистенциальной наполненностью. Показана взаимосвязь самораскрытия студента с учебной мотивацией. Исследование доказывает, что негативная мотивация, негативное эмоциональное отношение к обучению негативно влияет как на экзистенциальную наполненность, так и на процесс самораскрытия. Выявляется дихотомия мотивации и экзистенциальной наполненности. ]

Каталожные номера

  1. Аминов Н.А., Чернявская В.С. (2016). Самораскрытие способностей старшеклассника. // Мир науки, культуры, образования; 4 (59). [на русском].
  2. Фромм, Э.