Притчи о милосердии: ПРИТЧА О МИЛОСЕРДИИ.

Часть вторая. Притчи о милосердии Божием.

Многие евангельские притчи легко запоминаются, особенно те, которые повествуют о милосердии Божием. При одном лишь упоминании притчей о блудном сыне, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее, — перед нами невольно встаёт образ любвеобильного Отца, изо дня в день ждущего возвращения Своего заблудившегося сына, яркий образ милосердного самарянина, помогшего израненному до полусмерти, а при слушании покаянной молитвы смиренного грешника-мытаря «Боже, милостив, будь ко мне грешному» сердце охватывает чувство умиления, желание самому еще и еще повторять вслед за этим грешником его умилительную молитву. Кто не знает исполненные гениальностью картины Рембранта, Доре и других известных всему миру художников, часто обращавшихся в своем творчестве к вдохновенным образам этих притч.

Это лишний раз подтверждает, что в проповедях Христа конкретные и яркие рассказы, почерпнутые из жизни, во все времена крепко и надолго запоминаются слушателям Спасителя, и человек, старающийся понять смысл этих рассказов, может размышлять о них, углубляться в их содержание и постепенно постигать скрытую в них мудрость.

Рассказы Иисуса Христа, посвященные милосердию Божию, условно составляют вторую группу Его притч. Произнесенные Господом за несколько месяцев до Его страданий, они повествуют не только о безграничном милосердии Божием к кающимся грешникам, но и о необходимости последователям Иисуса любить друг друга.

Притчи о милосердии Божием указывают нам от чего нужно отойти и к чему надо прильнуть: от греха к покаянию, в «объятия Небесного Отца». Эти притчи нужно рассматривать в связи с трагедией первородного греха и его последствий. Церковь учит, что Бог всеблаг и всемогущ, но всемогущество Его есть всемогущество любви, так как Бог есть Любовь. Поэтому Бог зла не сотворил и, можно сказать, даже не мог сотворить.

Зло же, по учению Церкви, появилось только оттого, что Бог создал Свои высшие создания — человека и ангелов — вполне свободными существами, по Своему образу и подобию. Они могут даже пойти и не по указанному Богом пути.

Бог есть прежде всего Любовь, и человек уподобляется Богу, то есть становится все более похожим на Него, когда любит, когда возрастает в любви. Но можно ли любить не свободно, по необходимости, или по принуждению? Конечно, нет. Любить можно только свободно. Поэтому любовь есть настоящее осуществление, выявление или реализация свободы.

Вот почему Бог и создал ангелов и людей свободными, Он сотворил их для Любви, для того, чтобы они могли причаститься тому блаженству взаимной любви, в котором пребывает Он Сам, Бог, Троичный в Лицах.

Свобода заключает в себе и риск неправильного выбора, риск уклонения от верного пути и, к несчастью, этот неправильный выбор совершился у некоторых ангелов и прародителей человеческого рода, откуда и возникло зло.

Прот. Михаил Помазанский, в своем «Догматическом богословии» пишет, что при создании Творец наделил человека тремя величайшими дарами: свободой, разумом и любовью. Все эти свойства необходимы для духовного роста. Но где свобода, там возможно колебание при выборе, соблазн. «Соблазн для разума: возгордиться умом; вместо познания премудрости и благости Божией, искать познания добра и зла вне Бога; возжелать самому быть «богом». Соблазн для чувства любви: вместо любви к Богу и ближнему, любить самого себя и всё то, что удовлетворяет низкие желания и даёт временные наслаждения. Эта возможность соблазна и падения стояла перед человеком, и первый человек перед нею не устоял».

Почему у первых людей произошел неверный выбор — объяснить нельзя. Всякое творение исполнено глубокого смысла, как сотворенное всемудрым Богом, и оно, как имеющее смысл, объяснимо. Но зло Богом не сотворено, и поэтому оно само по себе лишено смысла, является бессмыслицей, которая необъяснима.

Сила зла только в согласии с ним воли свободного человека. На земле же зло может иметь место только, поскольку воля людей склоняется ко злу, а она и будет склоняться к злу, покуда человек свободно не вернется к единственному верному пути свободного, любовного исполнения всеблагой воли Божией.

Бог, конечно, предвидел, что ангел и человек могут сделать неправильный выбор; более того, Он знал, что неправильный выбор совершится, и Он Предвечно (говоря слишком по -человечески) «принял меры» к исправлению страшной ошибки человека. По безмерной любви Своей, на все ошибки человека, на все зло человеческое и на все страдания людей Бог отвечает Самопожертвованием. Он берет все ошибки, все зло и все страдания на Себя, как будто бы Он, неповинный ни в каком зле — есть виновник зла.

Человек уклоняется от любви, сходит с пути любви, но Бог всегда остается Любовью и только Любовью. Жертва Господня имеет для людей тот смысл, что она даёт людям возможность опять свободно выбрать правильный путь. Бог не хочет, да и «не может», спасти людей насильно. Он всегда только зовет и призывает, но в Христе Бог призывает к Себе людей совершенно по-новому.

Французский богослов Оливье Клеман в статье о зле, опубликованной в свое время в 31-ом по счету номере журнала «Контакт», пишет: «Бог может все, кроме как заставить человека полюбить… Это парадоксальное бессилие Бога (при сотворении человека), который, конечно, все же остается всемогущим, уже предвозвещает нам тайну Креста… Бог настолько всемогущ, что может приостановить Свое всемогущество. (…)

Христианам незачем создавать особую теорию для оправдания Бога (теодицею). На все вопрошания о попущении Богом зла (на проблематику зла) у них один ответ — это Христос, Распятый Христос, сжегший в Себе Самом навсегда все страдания мира, Христос, возрождающий наше естество и открывший каждому, кто возжелает, вход в Царство вечной и полной жизни».

Церковь учит, что со времени пришествия в мир Христа, верующим в Него открыта полнота Божественной Любви, завеса спала и в жертвоприношении Господа Божественная Любовь обнажилась до конца, а в Светлом Его Воскресении открылась и всепобеждающая сила этой Любви.

Верующим остается только вкусить эту Любовь и ей причаститься: «вкусите и видите, яко благ Господь», — восклицает псалмопевец Давид.

Что такое грех?

Грех, по выражению одного богослова, — это «промах мимо цели». Человек был создан, чтобы быть тварным образом Божьим, чтобы жить в единстве с Богом и владеть всем мирозданием. Провал человека в этой его задаче и есть тот грех, который также называется грехопадением.

Православное предание обычно понимает вкушение от «древа познания добра и зла» как реальный опыт принятия зла человеком, но иногда грехопадение понимается (например, св. Григорием Богословом) как попытка человека переступить за пределы своих возможностей, попытка осуществить то, что было не в его власти. Но, как бы ни отличались в деталях различные толкования, одно совершенно ясно: из-за своей гордыни, зависти и отсутствия смиренной благодарности Богу, человек поддался искушению Сатаны и нарушил Божью заповедь. Так он «промахнулся мимо цели» своего призвания. А нарушив закон Божий, он разрушил не только самого себя, но и все мироздание, вверенное его заботе.

В Библии и православном богословии грех, зло, диавол, страдания и смерть — всегда сосуществуют. Ни одно из них не приходит само по себе, и все они — результат бунта человека против Бога и потери общения с Ним: грех порождает грех.

История грехопадения в Книге Бытия есть Боговдохновенное символическое описание изначальных возможностей и падения человека. Данная ему способность вечного роста и развития в Боге была обращена им на приумножение и развитие зла, на претворение мироздания в княжество диавола, в космическое кладбище, стонущее и мучающееся, пока оно не будет спасено Богом. Все дети Адама, то есть все те, кто принадлежит к человеческому роду, разделяют эту трагическую судьбу. Даже и младенцы, которые рождаются как образы Божий в изначально добрый мир, тут же оказываются частью вселенной, связанной смертью, правимой диаволом и наполненной отвратительными плодами дел бесчисленных поколений его злых слуг.

Здесь уместно будет напомнить почему еще в древней Церкви было утверждено повсеместное крещение младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252-ом году, под председательством св. Киприана, постановил следующее: «…Не возбранять (крещения) младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самоё рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Итак, последствия греха — потеря рая. О том, как человеку вернуться к первозданному своему состоянию блаженной жизни в Боге и восстановить свою духовную красоту, Христос рассказывает во второй группе Своих притч, посвященных милосердию Божию.

©В.Потапов

Притча о милосердии ~ Поэзия (Стихи для детей)

[Михаил Кабзон]

Версия для печати

Охотники загнали волка,
Осталось жить ему не долго.
Пришёл ему, наверно, срок,
Но тут увидел зайца волк.
Пот с зайчика катился градом,
Впервые был он с волком рядом,
Глаза в глаза, как в страшном сне,
 Вдруг волк сказал: «Поможешь мне?»
Знал заяц ход, где нет флажков,
И был помочь уже готов,
Но вспомнил заяц, что вчера
Всю ночь до самого утра
Ужасный волк за ним гонялся,
Чуть заяц с жизнью не расстался,
И видя, что тому конец,
Вдруг расхрабрился молодец,
Залез на пень, и глядя вдаль,
Он волку стал читать мораль…
Тут вдруг охотник подоспел,
Взял балабола на прицел…
Конец простой у басни сей:
Был заяц зайцем, стал трофей.


А прояви он к волку милость,
Такого б с зайцем не случилось.

Рейтинг работы: 18
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 276
© 13.07.2018г. Михаил Кабзон
Свидетельство о публикации: izba-2018-2315934

Рубрика произведения: Поэзия -> Стихи для детей


mishal       15.07.2018   12:07:59
Отзыв:   положительный
Мудрые поучительные стихи для ребят!
Спасибо, Михаил!
С улыбкой, М.

Михаил Кабзон       15.07.2018   14:26:14

Большое спасибо за положительный отзыв.
С уважением, Михаил.

Эдуард Струсберг       14.07.2018   07:57:43
Отзыв:   положительный
Замечательная и поучительная притча!

Браво, Михаил!

Михаил Кабзон       14.07.2018   12:21:06

Спасибо большое за Ваше внимание к моим стихам.

Дарья Чистякова       13.07.2018   22:53:27
Отзыв:   положительный
Замечательная басня, интересно написано, так легко и просто о главном… Спасибо! Очень хотелось бы, чтоб со временем Вас внесли в школьную программу, современным детям ваше творчество очень бы помогло…

Михаил Кабзон       13.07.2018   23:28:34

Рад Вашему положительному отзыву. Большое спасибо.

Лидия Клочкова-Заруцкая       13.07.2018   18:36:43
Отзыв:   положительный
Да, мудрая штука жизнь ! Кабы всё знать да предвидеть…!
Да ещё и милосердным быть…. Это ж одному из миллиона дана такая роскошь !!!
Всё больше …зайчики….!

Спасибо ! Великолепно !

Михаил Кабзон       13.07.2018   19:32:25

Уметь протянуть руку помощи врагу в минуту опасности, очень трудная задача. Но нужно, чтоб мы умели это делать, Ведь мы люди, а не зайцы.
Спасибо за добрые слова.
С уважением, Михаил.

Оставить отзыв к произведению


Притчи о милосердии, старые и новые, напоминают о Божьем даре – Католическая Филадельфия

Монс. Джозеф Прайор

Автор Msgr. Джозеф Прайор • Опубликовано 11 сентября 2020 г.

(см. показания на 24-е воскресенье по обычному времени, 13 сентября)

Сэм Хайн опубликовал статью под названием «Божий полицейский: дань уважения Стивену Макдональду: друг, герой, Святой». Он рассказал историю Стивена Макдональда. Он был 29-летним офицером полиции Нью-Йорка, женат восемь месяцев, когда он патрулировал Центральный парк 12 июля 19 года.86. Он подошел к трем молодым людям, чтобы расспросить их о краже велосипеда, о которой было сообщено. Один из юношей, 15-летний, вытащил пистолет и трижды выстрелил в Стивена. Он был ранен в голову, шею и руку.

В результате он остался парализован ниже шеи. Его паралич останется на всю жизнь. Шесть месяцев спустя Стивен снова оказался в новостях, когда во время крещения своего сына Коннора публично простил обидчика.

Статья, опубликованная через несколько месяцев после смерти Стивена, продолжает рассказывать о различных способах, которыми Стивен стал свидетелем силы прощения и необходимости примирения. Несколько лет спустя нападавший на него извинился по телефону, и они планировали провести совместные переговоры, но он погиб в автокатастрофе через три дня после освобождения из тюрьмы в 1919 году.95.

Стивен выступил с лекциями в школах, церквях, общественных группах, даже ездил в Северную Ирландию, чтобы рассказать о соглашениях Страстной пятницы и о прощении, необходимом между католиками и протестантами; и на Ближний Восток в отношении израильтян и палестинцев.

Незадолго до своей смерти два года назад Стивен объяснил свой поступок:

«Оглядываясь назад, размышляя о своей жизни с того времени, я понимаю, что Бог был главным. Все, что он хотел, это возможность использовать меня. Ему просто нужно было мое «да», и это стало возможным благодаря молитве. Это так просто, правда. Через семью и друзей, которых Бог вложил в мою жизнь, и через их молитвы, Бог проговорил ко мне и сказал: «Будешь ли ты любить этого мальчика, который стрелял в тебя?» И лучший способ, которым я могла любить его, — это простить его. Предоставленный моим собственным способностям, я не думаю, что сделал бы это. … И я знаю, что давно бы умер, если бы не послушался Бога, не сказал Богу «да», не последовал примеру Его Сына, не полюбил и не простил».

Стивен Макдональд убедительно свидетельствовал о милосердии. Милосердие и прощение – тема, проходящая через чтения к литургии в это воскресенье. На самом деле это тема, которая проходит через каждую литургию. Божья любовь безгранична, как и Его милость.

Есть старая поговорка: «Нет большего греха, чем Божья любовь». Мы видим это в воскресении Иисуса из мертвых. В Священном Писании смерть рассматривается как цель греха; грех ведет к смерти. Воскресение Иисуса из мертвых свидетельствует о Его победе не только над смертью, но и над грехом. Милосердие торжествует.

Иисус приглашает нас жить и делиться божественной жизнью, которую Он дает нам, с другими и друг с другом. Милосердие и прощение являются неотъемлемой частью этой жизни.

Итак, когда Петр спрашивает Иисуса: «Господи, если мой брат согрешит против меня, как часто я должен прощать? Семь раз?» Господь отвечает: «Не семь раз, а семьдесят семь раз». Иисус использует образное выражение для бесконечного числа. Сообщение всегда простите. Никогда не держите зла.

Гнев, обида, горечь, ненависть, раздражение, ярость, антипатия, отвращение — качества, которые легко накапливаются в человеке, отказывающемся прощать. Что происходит с ними? Они разрушают. Они разрушают отношения человека с другим, но также и с самим собой. Чтобы простить, нужна смелость, особенно если обида большая или давняя.

Иисус продолжает говорить о милосердии, используя притчу о непрощающем рабе. История увлекает нас. Мы сразу возвышаемся, когда слуга впервые получает милость от своего господина. Что-то внутри нас может относиться к этому, потому что мы все знаем о необходимости прощения. Мы знаем силу исцеления, которую оно приносит. Он приносит мир, облегчение, надежду, примирение, согласие и свободу.

Мы быстро возмущаемся, когда слышим о безжалостном обращении прощенного слуги с одним из своих слуг. «Как он мог это сделать?» — можем подумать мы. «Это не имеет смысла. Что он за человек?» Наконец, мы испытываем облегчение от того, что какая-то справедливость восторжествует, когда Хозяин встретится со слугой.

Иисус хочет сказать нам, что милосердие вплетено в ткань жизни. Наши отношения с Богом — это отношения, в которых мы получили прощение, поэтому мы тоже должны жить жизнью милосердия. Если мы отказываемся, это подобно разрыву ткани или рвущейся нити — чем дольше ее тянут, тем сильнее рвется.

Возможно, эта притча также дает нам представление о том, как укрепить нашу способность прощать. Здесь я думаю о благодарении. Обратите внимание, в рассказе, когда царь прощает слуге его огромный долг, после того, как тот умоляет о пощаде, он не благодарит. Об этом вообще не упоминается. Слуга не узнал подарок.

Величина дара видна в начале притчи, когда царь в роли судьи вынес приговор за неуплату рабом долга: «его господин приказал продать его вместе с женою его , его дети и все его имущество». Приговор справедлив и сведет счеты. Милосердие спасло слуге жизнь, но он этого не ценит. Он не благодарен.

Стивен Макдональд, в упомянутой выше истории, мог предложить милость, потому что он был укреплен своей собственной оценкой милости, явленной ему во Христе Иисусе. Иисус ясно учит, что милосердие необходимо и необходимо. Он учит нас не только прощать, но и признать, что желание, способность и мужество прощать проистекают из признания, признания и оценки того, что мы сами были прощены.

***

монс. Джозеф Прайор — пастор прихода Богоматери Благодати в Пеннделе, бывший профессор Священного Писания и ректор семинарии Св. Чарльза Борромео.

Присоединяйтесь к семье католической церкви. и мир, в котором мы живем.

Благодаря вашему пожертвованию в любой сумме вы и сотни других людей становитесь частью нашей миссии по информированию, формированию в католической вере и вдохновению тысяч читателей, которые посещают нас каждый месяц.

Вот как вы можете помочь:

  • Подарок в размере 100 долларов позволяет нам подарить отмеченные наградами фотографии католической жизни в наших районах.
  • Подарок в размере 50 долларов позволяет нам освещать новости в местном приходе, школе или католическом учреждении.
  • Подарок на 20 долларов позволяет нам получить солидные ресурсы для формирования веры, которые могут углубить вашу духовность и знание веры.
  • Небольшое автоматизированное ежемесячное пожертвование означает, что вы можете постоянно и легко поддерживать нас.

Вы не подумаете о подарке сегодня?

Пожалуйста, присоединяйтесь к жизненно важной миссии церкви по коммуникации, предлагая подарок в любой сумме, которую вы можете ― разовый подарок в размере 40, 50, 100 долларов или больше или ежемесячное пожертвование. Ваш подарок укрепит ткань всей нашей католической общины и поддержит католическую филадельфию как ваш надежный источник новостей. Заранее спасибо!

Сделайте пожертвование с помощью кредитной карты здесь:

Нажмите, чтобы сделать безопасный взнос.

Или сделайте пожертвование чеком :
QatarPhilly.com
222 N. 17th Street
Philadelphia, PA 19103

Притчи вызывающего милосердия

Как мы можем в притчах оживить воображение читателей? их живая сила?

Хотите, чтобы на Aleteia было меньше рекламы?
Подпишитесь на наш Премиум-сервис. Это бесплатно!

Щелкните здесь

Как преподаватель богословия в университете, которому часто поручают знакомить студентов со Священным Писанием, я нахожу преподавание притч трудным упражнением для обогащения богословского воображения студентов. Сформированные годами катехизации, которая сводит Писание к нравоучительным рассказам, им часто бывает трудно столкнуться с прерывающим и спасительным гением параболической проповеди Иисуса.

Они хотят, чтобы притча о талантах была о том, как они могут предложить свои особые дары сообществу Нотр-Дам. Они хотят, чтобы Добрый самаритянин говорил о том, как мы должны быть добры друг к другу. По этой причине они не могут понять эти притчи, как неправедный управитель, который обманом спасает свою работу.

В своем письме к Году Милосердия Папа Франциск призывает Церковь более глубоко погрузиться в притчи Иисуса как упражнения в воображении божественного милосердия (DM 9). По словам Папы Франциска, притчи Иисуса раскрывают не столько нравственное учение, которое мы должны усвоить, сколько встречу с Божьим милосердием, ставшим плотью. Бог преследует искупление человечества. Таким образом, притчи предполагают некоторые действия с нашей стороны, но действия, которые являются ответом, прежде всего, на встречу со Словом, ставшим плотью.

Таким образом, притча о талантах по существу о дарах, которые мы получили от Бога. Талант ведь не монетка, а серьезные деньги.

Принимать столько в избытке, как чистый дар, а затем бояться Божьей жестокости, значит упускать суть Евангелия с самого начала. Мы получили от Отца дар Его Сына, дар пребывания Бога среди нас. Мы получили сакраментальную жизнь Церкви, а также ее подвижническую программу формирования нас в самоотверженной любви. Как мы можем не отдать это в дар другим, удвоив доходы, впервые подаренные дарителем всех благ?

Добрый самаритянин — это еще и притча о милосердии. Центральным действующим лицом является не нуждающийся человек, а тот, кого теперь определяют как ближнего, того, кто предположительно находится вне завета. Самарянин предлагает человеку на грани смерти гораздо больше, чем можно было бы ожидать в такой ситуации. И этот человек, который вообще не должен быть рядом с нами, становится нашим ближним. Именно действие самаритянина должно стать источником наших собственных дел любви. Неудивительно, что ранняя Церковь видела в самаритянине икону самого Христа, ставшего для нас ближним.

Но даже если в этой притче представлен не Христос, мы все же сталкиваемся с тем, что другой, посторонний может явить нам образ божественной любви во всей ее полноте.

Наконец, притча о несправедливом управителе, возможно, является откровением о том, что, когда мы входим в очищающее присутствие Иисуса, когда Бог приходит к ответу за то, что мы сделали, Бог желает, чтобы мы очень серьезно относились к тому, чтобы оставаться в Его милосердная любовь. Если Бог преследует нас даже до безумия, тогда и мы должны стремиться к Богу так же, как мы пытаемся сохранить работу, необходимую для нашего существования. Любой ценой.

Но как обновить воображение читателя, чтобы еще раз встретиться с притчами в их живой жизненной силе? Что касается моих студентов, это требует реформирования практики чтения. Из-за образовательной системы, которая ценит извлечение информации из текстов, они (и многие из нас, без сомнения) забыли, что хорошее чтение часто означает игривое внимание к деталям. Религиозное чтение, по выражению Пола Гриффитса, — это не «передача смысла» получателю, а погружение в мировоззрение.

Например, в притче о добром самаритянине важно отметить, что притча рассказывается в ответ на вопрос: «Кто мой ближний?» Необходимо представить себя теми, кто проходит мимо раненого на обочине. Крайне важно ощутить щедрое гостеприимство, проявленное самим самаритянином. Эти детали не являются второстепенными для повествования, наполнителем, который Иисус использует, чтобы передать сообщение: будьте добры ко всем. Нет! На самом деле, обращая внимание на детали, замедляя процесс чтения, человек может начать развивать понимание радикального милосердия, которое пришел даровать возлюбленный Сын.

Теологическое образование, особенно в области преподавания Священного Писания, требует от нас прививать учащимся религиозные практики чтения, отличные от академического чтения, которому они научились в школьные годы. Было бы хорошо, если бы в ходе такого обучения мы восстанавливали четыре смысла Писания, прося наших студентов читать текст на буквальном уровне, учитывая то, как звучат слова, используемые детали, исторический контекст; на аллегорическом уровне, видя, как сам текст позволяет нам заново понять служение Иисуса; на нравственном уровне позволить тексту функционировать как зеркало наших холодных сердец, как требование определенного изменения жизни; на анагогическом уровне, позволяя тексту предложить нам видение того, что представляет собой Новый Иерусалим, увидеть, как текст меняет форму нашего желания.

Такие практики чтения не просто подходят для верующих в классе. Современный богословский класс – это место плюрализма как среди христиан, так и среди других религиозных общин. Неуместно, да и невозможно требовать от своих учеников веры. Скорее, эти практики чтения побуждают студентов читать Священное Писание так, как их читала Традиция. Практики чтения, используемые Мелитоном Сардским, Августином, Гертрудой Хельфтской, Екатериной Сиенской и Густаво Гутьерресом. Это серьезное отношение к особому способу познания, которого требует теология, — созерцательной встрече с Писанием, способу познания, который воспринимает избыток смысла, возможности в тексте. Моралистические чтения, чтение для «послания», закрывают этот созерцательный подход, и, таким образом, студенты никогда не узнают, как на самом деле Писание действует в богословии.

Такие практики богословского образования в классе могут быть легко адаптированы на кафедре, в условиях катехизации и, конечно же, в библейских комментариях, предназначенных для обогащения чтения Священного Писания верующим.