Мотивация учеников: 12 лёгких способов мотивировать учеников
как педагогу создать в классе вдохновляющую атмосферу — Я Учитель
Вы заходите в класс после большой перемены. До этого у детей был урок физкультуры, и ожидать внимательности не приходится. Тем не менее ученики сидят за партами и ждут вашего появления. Кто-то написал тему занятия на доске. Учебники раскрыты на теме сегодняшнего урока. Что случилось?
Просто в классе царит мотивирующая атмосфера. Мотивация в школе складывается из многих факторов: какого цвета стены, какие плакаты на них висят, что стоит на полках. Об этом есть отдельная статья.
Но основная роль в создании мотивирующей образовательной среды в школе – у учителя. Именно его работа стоит за активностью класса на уроке и за тем, что дети с удовольствием выполняют домашние задания. Есть несколько приемов того, как мотивировать детей учиться и создать творческую среду в школе. Если вы будете хотя бы частично внедрять эти техники в свою деятельность, у Вас обязательно получится вдохновить учеников на свершения.
«Поймайте» внимание ученика на уроке
Для начала нужно завладеть вниманием учеников на уроке. Для этого используются так называемые «ловушки внимания». Внимание привлекает что-то неожиданное: новый вид деятельности, смена обстановки, изменение интонации. На уроке можно включить видео или аудиоматериалы. Можно продекламировать стихотворение или отрывок из произведения, вспомнить цитату известной личности. Дайте задачку, над которой все будут ломать голову. Это будет способствовать активности класса на уроке.
На учебную мотивацию отлично работает и чувство юмора: расскажите анекдот или смешную историю из жизни. Это работает не только на привлечение внимания учеников на уроке, но и на сближение педагога и школьников. Классический пример – сравнение биссектрисы с крысой, которая бегает по углам.
Не только захватить внимание учеников на уроке, но долго его удерживать поможет дискуссия на противоречивую тему (о том, как правильно провести дискуссию на уроке, говорим в этой статье), приемы сторителлинга и игровые технологии. В образовательных целях можно использовать подвижные игры. Движение во время урока благоприятно сказывается на познавательной активности. Примером такой игры может быть карточная игра «Крокодил» – ученик выходит в центр класса и пытается изобразить героя произведения или название рассказа при помощи пантомимы. Покажите, что обучение может быть веселым, это будет мотивировать детей учиться.
Покажите практическую значимость новых знаний
Человек не хочет учить то, что никогда не пригодится ему в жизни. Выстраивайте уроки так, чтобы ученики осознавали значимость получаемых ими знаний.
Создавайте располагающую к обучению атмосферу на уроке. Рассказывайте, для чего им зубрить правила русского языка, изучать математические формулы и штудировать учебники английского.
Например, лучшей практикой при изучении иностранного языка будет общение с носителем – объясните, что это пригодится ребенку в путешествии или в переписке с другом–иностранцем.
Прилежность в изучении русского языка поможет ученику написать грамотный текст в социальной сети. Математика – основа робототехники, создания видеоигр и приложений для смартфонов, столь важных для современных подростков.
Подбадривайте учеников и давайте позитивную обратную связь
Детям важно верить в себя и не бояться ошибаться. Если ученики сомневаются, что смогут добиться результатов, как мотивировать детей учиться? От того, чувствуют ли дети легкость в выражении себя, будет зависеть активность класса на уроке. Для мотивации в школе рассказывайте им истории успеха известных людей. Покажите, что и знаменитости когда-то были в начале пути и совершали кучу ошибок. Вера в свои силы – основа любых достижений, и вы как педагог в силах помочь детям сформировать эту веру и создать благоприятную атмосферу в классе.
Хвалите учеников за каждое, даже незначительное, достижение, поощряйте их познавательную активность, сформируйте систему оценивания достижений. Если Вася Петров сегодня допустил в диктанте не 30, а 25 ошибок — скажите, какой он молодец, ведь такими темпами он скоро будет писать совсем без ошибок. А Марина Сидорова, отвечая сегодня на уроке литературы, почти не смотрела на исписанную строчками стихотворения Пушкина ладонь. За это ее точно стоит похвалить. Это создаст у детей в классе хорошее настроение.
Озвучивайте детям, какие цели и задачи перед ними стоят. Чем они будут конкретнее, тем лучше ученики справятся, а, значит, будут чувствовать себя увереннее.
Дайте детям почувствовать удовлетворение от учебы
Давайте ученикам выполнимые задания. В классе есть не только отличники. Если ребенку трудно, и он не справляется – снижайте требования.
Можно отступить от традиционной системы оценивания. У каждого человека свои сильные стороны и его стремление активно участвовать в образовательной деятельности зависит от того, какая атмосфера в классе. Если ребенок стеснительный или с особенностями развития, не заставляйте его рассказывать стихотворение перед всем классом – пусть он расскажет его лично вам на перемене или сдаст письменно.
Важно, чтобы свой прогресс чувствовали все. Помогайте детям собирать их достижения. Пусть они ведут портфолио – это даст им чувствовать удовлетворение от учебы, будет вдохновлять на новые достижения и создаст в классе хорошее настроение для учебы.
Четыре перечисленных пункта – внимание учеников на уроке, значимость для реальной жизни, уверенность и удовлетворение – входят в модель учебной мотивации американского эксперта в сфере образования Джона Келлера. Если вы будете учитывать их в своей работе, ученики все чаще станут радовать вас достижениями и активность класса на уроке повысится.
Подробнее о том, как создать мотивирующую атмосферу в классе, управлять поведением учеников, организовывать групповую работу и использовать пространство класса для различных форм обучения можно узнать на курсе «Управление классом и современное образовательное пространство» от программы «Я Учитель» . Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.
откуда она берется, как с ней работать и чья это зона ответственности? / Хабр
Необычная тема для Хабра, хочу поразмышлять на образовательную тему на Хабре, благо всегда есть повод. Все мы дети своих родителей и рано или поздно сами будем родителями.
Ученик не хочет ходить в школу и выполняет домашние задания только после нескольких замечаний — знакомая ситуация? Таких учеников часто могут определять как “лентяев”, ученик ленится, поэтому и не занимается. Однако причина такого поведения кроется в отсутствии понимая того, зачем ему это нужно – иными словами в отсутствии мотивации. Ученик искренне не понимает зачем ему нужно ходить на уроки, много заниматься и делать домашнюю работу. Естественной реакцией в таком случае является отторжение и нежелание учиться.
Представьте, что вам прямо сейчас предлагают пройти курс по скалолазанию или игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею с энтузиазмом, ведь возникает логичный вопрос: “а зачем мне это?”. Вот и у учеников точно также.
Меня зовут Тигран Басеян, автор канала https://t.me/blackproduct, генеральный директор учебного центра geekz.ru (центр профориентации подростков в ИТ и подготовки к экзаменам, преподаватель в ВШЭ.
Понятно, что мотивация ученика является немаловажным элементом образовательного процесса, ведь она напрямую влияет на его академические успехи. Но как можно его мотивировать и кто должен этим заниматься?
Инобр ВШЭ (Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики) провел исследование с целью выяснить, какую роль российские учителя отводят школе, семье и самим учащимся в формировании учебного успеха школьников.Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. (2022) Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. С. 75–97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-75-97
В представленном исследовании были рассмотрены следующие вопросы:
Как учителя оценивают роль школьных факторов, т.е. вклад школы, в формировании образовательных результатов учеников?
Как связан высокий уровень » type=»abbr»>агентности учителя по отношению к академическому успеху ученика с принятием на себя ответственности за формирование метапредметных результатов?
Как учителя объясняют роль тех или иных факторов в формировании образовательных результатов учеников?
В рамках данного исследования рассматривались такие аспекты как мотивация, интерес к получению новых знаний и желание охотно учиться. В исследовании участвовали 4 тысячи учителей со свей России.
Points scoredАналогичные вопрос о мотивации мы в гикз задали родителям (в нашем исследовании поучаствовали 1,5 тысячи родителей) и получили следующие результаты:
75,5% родителей согласились с тем, что они самостоятельно должны поддерживать уровень мотивации учеников, а 24,5% считают, что это задача учителя.
Родители отмечали, что школьные учителя проводят с ребенком гораздо больше времени, чем родители, а также, что хороший учитель способен привить любовь к своему предмету, а плохой — отбить всё желание заниматься.
Результаты исследования показывают как учителя отвечали на аналогичный вопрос и позволяют увидеть полную картину.
53% опрошенных учителей признают задачей школы или учителей формирование у школьников интереса к новым знаниям и желания учиться (рис.1). При этом учителя считают, что они не могут влиять на мотивацию ученика. Более половины учителей не относят свою работу к числу главных факторов, влияющих на успех школьника. Школа выполняет лишь инструментальную функцию раскрытия того потенциала, который заложен в ребенка семьей. Учителя ориентированы на свою первоочередную функцию — передачу знаний, хотя сами отмечают, что хороший ученик — это не тот, кто имеет высокие оценки, а тот, кто обладает набором определенных личных качеств.
Вы тоже заметили очевидное противоречие?
Приведём отрывок интервью с респондентами, представленный в исследовании.
Интервьюер: А что ученику помогает стать хорошим? Что на него влияет, чтобы он стал хорошим?
Респондент 1: Мотивация.
Респондент 2: Сначала все идет именно из дома.
Так, создается ситуация, в которой до конца непонятно, кто должен нести ответственность за мотивацию школьника. Между родителями и учителями нет договоренности об этом.
Все осложняется тем, что в сознании учителей есть деструктивное убеждение, о том, что они лично никак не могут повлиять на желание школьника учиться. Когда есть такая неопределенность, вопросы, связанные с мотивацией ученика, легко пустить на самотек.
Действительно ли учитель никак не может повлиять на интерес ученика к учебе?
Считаю иначе.
Учитель — это человек, который погружен в образовательный процесс гораздо сильнее, чем родитель. Именно учитель располагает полным спектром инструментов, с помощью которых можно повлиять на мотивацию ученика. Например, отслеживать учебный прогресс ученика, отмечать, что в этот раз он справился с задачей лучше, чем в предыдущий.
Надо признать в современной школе много внимания уделяется бумажной волоките, что не оставляет свободного рабочего времени, иногда сил, для работы с учениками 1:1.
Немаловажным фактором является и личный контакт учитель-ученик. В статье, посвященной обзору важных элементов образовательного процесса, мы писали о том, что высокой успеваемости в большей степени способствует личный характер отношений с учителями.
В Geekz ученики лично встречаются со своим преподавателем каждый месяц. Эти беседы преследуют много различных целей, одна из которых — поддержание высокого уровня мотивации ученика и моральная поддержка. Так, учителя действительно могут поддержать ученика в период обучения и значительно облегчить этот путь для него.
Что тогда стоит делать родителям?
Безусловно, родители также могут влиять на желание ребенка учиться, только характер мотивации будет немного другим. Если учителя могут обращать внимание на академические успехи, то родители по большей части могут оказывать эмоциональную поддержку. Только методы необходимо подбирать очень осторожно.
Ругать за плохие оценки — лучший способ отбить у ребенка любое желание заниматься!
Постарайтесь ответить честно на следующие вопросы:
вам бы хотелось, чтобы оценки вашего ребенка стали лучше?
на какие оценки вы чаще обращаете внимание? на 3 или на 5?
Подавляющее большинство родителей отвечают на эти вопросы: да и на 3. Насколько это хорошо? Давайте разбираться.
Оценка показывает лишь то, насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему. В современной образовательной системе оценки не могут объективно отражать уровень знаний, часто они используются в качестве мотивационного элемента.
Современная система оценок в РФ была введена еще в 20 веке, она состоит из 5 оценок. При этом 1 и 2 почти не используются, как характеризующие знания – наоборот если их используют, то, чтобы наказать за поведение.
Если вы видите, что по каким-то предметам ученик занимается отлично, а по другим приносит одни тройки, то возможно это повод за него порадоваться!
Почему стоит радоваться тройкам?
Одна из целей образовательного процесса (особенно актуально для старшей школы) — помочь ученику найти себя в чем-либо и раскрыть его потенциал. Если ученику это удалось, значит что разрыв между оценками в различных предметах неизбежен. Родитель может видеть всю картину успехов ребенка целиком, в отличие от учителей, которые действуют в рамках своего предмета.
Учителям также стоит принимать во внимание эту идею об оценках. Если их предмет вызывает живой интерес у ребенка, то это замечательно, нужно помогать ему осваивать дисциплину. Но если вдруг предмет не соответствует ориентирам ученика, то не нужно пытаться всеми силами заставить его полюбить.
Здесь надо сделать отступление, например, математика – она является обязательной для целого ряда направлений в вузах и в работе. Часто говорят мне никогда не нужно было то, что проходят в школе на математике. Но суть этого предмета в том числе в том, чтобы развивать абстрактное мышление ребенка. А не любовь к предмету и как следствие неуспехи кроются в том, что преподается предмет плохо. Можем посмотреть на средний результат на выпускных экзаменах.
Ваш ребенок приносит отличные оценки по математике и информатике, но регулярно приносит двойки по литературе?
Важно это заметить и сделать соответствующие выводы. Возможно, у него большое будущие в IT и именно сейчас важно поддержать его интерес и помочь ему развиваться. Разговаривайте с ребенком о его увлечениях, узнайте какие предметы ему нравятся больше остальных, расскажите о профессиях, которые могут заинтересовать вашего ребенка. Так вы сможете поддерживать в нем живой интерес к учебному процессу.
Особенно наше отношение к оценкам играет роль при переходе из начальной школы в среднюю. В начальной школе у ребенка есть интерес, желание и успехи. При этом уже в 5-6 классе происходит постепенная сегрегация в оценках в классах. Например, не все могу сразу понять абстракции в геометрии. Что делает нормальный родитель, когда у ребенка намечается проблема с таким важным предметом? Нанимает репетитора, догоняет ребенка нагрузкой, давит. Это отбивает желание учиться и вот уже к исходу средней школы, ученик строит параллель в голове – плохая оценка = я плохой. Это тема для отдельного разговора, если интересно поговорить об этом, пишите в комментариях.
Так, на учебные успехи школьника и родители, и учителя могут влиять приблизительно в равной степени. Все они являются важными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы помочь ученикам, родителям и учителям необходимо быть в одной команде и быть открытыми для коммуникации.
Несколько советов в заключении:
Не стесняйтесь общаться напрямую с классным руководителем ребенка, задавайте ему вопросы, выясняйте о возможных трудностях. Классный руководитель и учителя — важные люди в жизни школьника, для того, чтобы помочь ему добиться успехов, с ними обязательно стоит сотрудничать.
Поднимайте вопросы мотивации учеников на родительских собраниях, общайтесь с другими родителями, коллективные решения могут принести свои плоды.
Общайтесь с ребенком, как только замечаете, что он неохотно берется за выполнение домашних заданий, важно спокойно и открыто обсудить с ним возможные причины и поддержать его.
Помните, плохие оценки не означают, что плохое будущие неминуемо. Это лишь показывает, что какие-то темы даются ученику хуже остальных и это абсолютно нормально!
Напишите в комментариях, как вам тема, ссылка на исследование.
Спасибо за внимание!
Мотивация и вовлеченность студентов
Селби Калл, Вашингтонский университет в Сент-Луисе
Дон Рид, Факультет геологии, Государственный университет Сан-Хосе
Карин Кирк, Научно-образовательный ресурсный центр
автор часть Семинар 2010 г. «Обучение геонаукам онлайн — Семинар для преподавателей цифровых технологий»
Перейти вниз к: Природа онлайн-обучающихся | Педагогический дизайн | Поведение инструктора | Ссылки и ресурсы
Задача поддержания вовлеченности и мотивации наших учащихся является общей для всех классов, предметов и всех типов учебных заведений и курсов. Однако онлайн-курсы вызывают особую озабоченность. Когда студенты и преподаватели общаются только через Интернет, возникает несколько новых проблем.
- Без личного контакта преподаватели не могут уловить невербальные сигналы от студентов, которые могут указывать на то, что они не заинтересованы, разочарованы или лишены энтузиазма.
- Преподаватели также не могут легко делиться своими эмоциями и могут испытывать трудности с выражением энтузиазма, поддержки или беспокойства.
- Ощущение анонимности в онлайн-среде может облегчить учащимся выход из курса, минимальное участие или полное исчезновение из курса.
- Учащиеся могут записаться на онлайн-курсы, потому что они считают, что они будут проще и потребуют меньше времени. Таким образом, еще до начала курса эти студенты могут быть склонны к отстранению.
С другой стороны, онлайн-среда имеет ряд преимуществ, облегчающих вовлечение учащихся.
- Самостоятельный характер онлайн-курсов позволяет студентам вписывать рабочее время в свой график. Те, кто предпочитает войти на курс в полночь, могут сделать это бесплатно!
- Внешне мотивированные учащиеся могут участвовать в викторинах и интерактивных функциях, обеспечивающих мгновенную обратную связь
- Интернет предлагает огромные возможности для гибкости, интерактивности и творчества. Можно создать множество типов увлекательного опыта.
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления веб-браузера до поддерживает HTML5 видео
Предыстория: характер онлайн-обучающихся
Онлайн-обучающиеся представляют собой разнообразную группу, но есть общие черты, которые могут помочь преподавателям в разработке эффективных стратегий при разработке курсов и педагогическом подходе. В частности, эти учащиеся хотят иметь гибкий график для достижения своих образовательных целей за счет самостоятельного обучения, одновременно совмещая другие потребности в своем времени.
- Требования к самостоятельному обучению – самодисциплина, эффективное управление временем, навыки письма, самостоятельная работа, организация и расстановка приоритетов усилий, а также уверенность в открытом представлении идей и выявлении пробелов в понимании посредством самооценки и размышлений.
- Типы студентов, которых мы обслуживаем: онлайн-студенты варьируются от быстрых, отличников до студентов, в настоящее время находящихся на академическом испытательном сроке, которые могут пройти курсы в рамках непрерывного образования. Средний возраст студентов, как правило, выше, и доля студенток выше, чем в предлагаемом учебном заведении в целом.
- Учебные привычки — многие онлайн-студенты предъявляют множество требований к своему времени, что приводит к нечетным, а иногда и нерегулярным часам онлайн. Многочисленные, а иногда и конкурирующие обязанности втиснуты в их ежедневный график (другие курсы, ускоренный график выпуска, работа, путешествия и семья), поэтому онлайн-курсы не всегда могут быть их главным приоритетом, из-за чего задания откладываются до последней минуты, особенно в целом. образовательные курсы.
Педагогический дизайн для вовлечения
[5 советов для занятий в классе] Мотивируйте учащихся на успешное оценивание
Среда, 18 января 2023 г.
Почему многим учащимся трудно сдавать экзамены в классе, но они находят способ успешно сдать экзамен на получение водительских прав, сертификацию на летнюю работу или другие практические тесты? Причина часто сводится к вопросу мотивации. Например, когда 15- или 16-летний подросток готовится к экзамену на получение водительских прав, у него есть явно очевидный источник мотивации: сдать и вы можете легально водить машину. Аналогичная ситуация, когда они готовятся к сертификационному экзамену спасателя: сдайте и вы сможете подзаработать этим летом.
Проще говоря, учащиеся заинтересованы в сдаче таких «реальных» экзаменов, потому что они ясно видят, что хорошая успеваемость служит их интересам. Однако когда дело доходит до оценивания в классе, преимущества хорошей успеваемости не столь очевидны. Часто не существует немедленной, ощутимой и значимой награды за хороший результат (дни лечения и золотые звезды могут быть ограничены), и некоторые студенты изо всех сил пытаются достичь долгосрочных целей, таких как проходной балл, попадание в список почета, или работать над выпуском в перспективе. Это отсутствие мотивации напрямую приводит к плохим результатам оценки. В конце концов, как часто кто-то из нас преуспевает в чем-то, в чем не видит смысла?
Итак, возникает вопрос, как преподаватели могут помочь своим ученикам понять цель регулярно проводимых оценок в классе и получить мотивацию благодаря этому пониманию? Вот пять советов для работы в классе:
1. Создавайте оценивание в классе, ориентированное на учащихсяДля многих учащихся, которые борются с поиском мотивации, может быть полезно дать им больше сопричастности и возможность высказать свое собственное мнение. Воспользуйтесь этим фактом и работайте над тем, чтобы ваши оценки были более ориентированы на учащихся. Например, если ваша оценка включает письменное задание, начните с того, что каждый учащийся или группы учащихся проанализируют как отличное письменное задание, так и плохое. Затем, вместо того, чтобы рассказывать им самим, попросите своих учеников определить, что делает хороший пример сильным, а плохой — слабым. Это побуждает их практиковать аналитические навыки и формировать аргументы, а не просто принимать и повторять информацию. Это также помогает вашим ученикам активно готовиться к своим будущим письменным заданиям.
2. Используйте внутреннюю мотивациюИнтерес и мотивация идут рука об руку. Итак, при создании экзаменов в классе старайтесь, чтобы вопросы максимально соответствовали личным интересам ваших учеников. Проведите мозговой штурм о том, что волнует и волнует ваших учеников, например о темах, которые они обсуждают в непринужденной беседе со своими одноклассниками и друзьями. Это может быть последний фильм или телешоу, которые все смотрят, популярные певцы, любимые спортивные команды или даже интернет-тенденции. Включите эти темы в свои уроки и возможные оценки, чтобы пробудить интерес ваших учеников и побудить их взаимодействовать с основными понятиями и материалом.
3. Предоставьте учащимся возможность высказатьсяПредоставление учащимся возможности самим принимать решения относительно своих оценок — это отличный способ дать им больше ответственности за свое обучение и стимулировать мотивацию. Подумайте о том, чтобы предоставить своим учащимся некоторый выбор в формате, в котором они оцениваются, периодически меняя формат, который вы используете, чтобы учесть предпочтения разных учащихся. Это также дает вашим ученикам возможность по-разному продемонстрировать свои знания различных концепций. Например, если вы преподаете модуль, посвященный движению за гражданские права, некоторые учащиеся могут преуспеть в объяснении основных причин и последствий этого движения на экзамене, основанном на сочинении. Другие могут так же хорошо разбираться в содержании, но лучше сообщать его с помощью более проектного подхода, такого как разработка простого веб-сайта или сотрудничество с одноклассниками для создания короткого выступления.
4. Потратьте время на персонализациюЕсли вы потратите время на индивидуальную работу с учащимися и адаптируете элементы ваших уроков к их потребностям, это может иметь большое значение для повышения их мотивации к оцениванию в классе. Когда вы увидите, что учащиеся хорошо справляются с материалом, поставьте перед ними задачу, немного превышающую уровень их класса, чтобы поддерживать их интерес. Точно так же найдите время, чтобы поработать со своими отстающими учениками. Помогите им с теми концепциями, которые они считают наиболее сложными, и предложите им стратегии изучения материала таким образом, который соответствует их сильным сторонам.
5. Поощряйте учащихся следить за своим прогрессомКогда учащиеся видят свой прогресс в достижении различных академических целей, это может стать важным мотивирующим фактором. Подумайте о том, чтобы каждый учащийся вел диаграмму своей успеваемости на протяжении всего периода оценивания. Это дает вашим учащимся постоянное визуальное представление результатов их оценивания на сегодняшний день и может помочь им определить шаги, которые им необходимо предпринять, чтобы улучшить свою успеваемость в будущем. Кроме того, рассмотрите возможность проведения «конференций под руководством учащихся» с каждым учеником и его родителями или опекунами. Предоставление вашим учащимся возможности рассказать о своем классе и успеваемости тому, кто им небезразличен, может быть более мотивирующим, чем беседа под вашим руководством.
Ищете дополнительные советы, как привлечь учащихся к урокам и оцениванию? Прочтите эту запись в блоге о объединении интереса учащихся со стандартами! Делайте различия между различными типами оценивания, ставьте цели, определяйте передовой опыт в отношении оценивания и анализируйте свои данные, чтобы принимать долгосрочные учебные решения в течение учебного года с помощью бесплатной рабочей тетради по формирующему оцениванию от Edmentum.