Можно ли простить обиду: Не могу простить обидчика. Что делать? / Православие.Ru
Как простить обидчика и не держать зла на других людей: советы психолога
Что такое обида
Обида — это реакция на слова, поступки, отношение другого человека или на происходящее в жизни в целом. Обида состоит из комплекса чувств: гнева, уязвлённости, жалости к себе. Иногда к этому набору добавляются бессилие, грусть, стыд, подавленность. Если вас обидели публично, хочется «провалиться сквозь землю» — здесь и боязнь насмешек, и неловкость, и злость на себя и обидчика. Иногда долгие годы проходят в переживании обиды на весь мир из-за его «тотальной несправедливости».
Осознанно проявлять обиду ребёнок начинает в раннем возрасте. Кто-то уверен, что дети умеют обижаться с первого дня жизни. Другие считают, что подобные эмоции развиваются у детей с двух лет.
Обида — нормальная реакция, которая может быть полезна в работе над собой, если вовремя заметить её. Как и любую эмоцию и реакцию, обиду нельзя глушить и делать вид, что всё в порядке.
Каринэ Аванесян
— Обида — вторичное чувство. В основе обиды лежит злость. Но поскольку многим в детстве запрещают злиться, они заменяют эту эмоцию обидой. Обида — это детское, пассивно-агрессивное чувство. Оно диктует особые правила поведения: надуться, молчать, плакать, не разговаривать, чувствовать себя несчастным. Похоже на поведение ребенка, правда? Взрослому и зрелому человеку уже можно и разозлиться, и признаться себе в этом.
Обида — эмоционально насыщенное и заряженное чувство. Оно имеет вес, который прежде всего отражается в нашем организме в виде зажимов и блоков. Обиды — как камни, они делают человека тяжелее и неповоротливее.
Есть мнение, что обидеть человека невозможно, можно только обидеться самостоятельно.
Однако обычно сложно не реагировать на объективно задевающие поступки или слова. Даже будучи сверхосознанным, вы наверняка расстроитесь, если любимый человек забудет день вашего рождения или коллеги подставят на работе. Здесь важно не затаить обиду, а как можно скорее разобраться с ситуацией.Что такое самоценность и как её развить
Все люди воспринимают по-разному шутки и подколы. Например, любое неосторожное замечание может сильно задеть сверхчувствительного человека. И в то время, как автор фразы даже не заметит своей колкости, другой человек будет испытывать дискомфорт.
Иногда обида может использоваться как способ манипуляции. «Я обиделся, так что проси прощения за свой поступок и чувствуй себя виноватым». Если такое поведение для человека норма и он часто обижается по пустякам, возможно, он просто манипулирует окружающими.
Каринэ Аванесян
практикующий психолог, семейный системный терапевт, член команды лидеров мнений Monstars People
— Как только вы осознаете, что обида — это состояние страдания и жертвы, обижаться сразу расхочется. Я могу разозлиться, я могу высказать человеку то, что мне не понравилось, я могу мысленно провести с ним диалог. Но ни в одном из этих случаев я не испытываю чувства обиды. Так удаётся избежать страдания.
Как перестать обижаться
Признайте существование обиды
Это не сделает вас слабее или хуже. Признание проблемы — первый шаг к её решению. Проговорите чувства про себя или запишите их на бумаге.
Разберитесь, что именно вас задело
Попробуйте размотать «клубок» обиды, чтобы добраться до истинной причины. Например, парень говорит, что вы поправились. Вы в ответ обижаетесь. Как сработал этот механизм? Возможно, в глубине души вам не нравится ваш внешний вид или вы боитесь набрать вес. Почему? Есть страх, что станете менее привлекательной, вас засмеют или будут давать непрошенные советы.
Решите, как дальше действовать
Самое неприятное в чувстве обиды — ощущение беспомощности. Тут важно взять себя в руки и не принимать поспешных решений. Разумеется, это касается только единичных случаев. Если ваши родители на протяжении многих лет намеренно задевают вас и подкалывают, нужно задуматься, стоит ли вообще общаться с ними дальше. Давние и глубокие обиды лучше прорабатывать с психотерапевтом, чтобы избавиться от них полностью.
Проанализируйте повторяющиеся сценарии
Почему вы часто обижаетесь? Если вам сложно прощать людей, подумайте, из-за чего вам хочется держаться за обиды и культивировать боль.
6 вещей, за которые не нужно себя винить
Каринэ Аванесян
практикующий психолог, семейный системный терапевт, член команды лидеров мнений Monstars People
— Обида живет у вас в сознании и теле, и значит, разбираться с ней именно вам. Чтобы простить того, кто вас обидел, нужно сначала как следует разозлиться на него. Это обязательный этап. Есть несколько способов работы со злостью: вы можете написать этому человеку письмо (но не отправлять!) с описанием, кем вы считаете этого человека и как сильно он вас задел. Это письмо злости. Можете исписать хоть 10 листов. Когда почувствуете, что достаточно, разорвите письмо на мелкие кусочки. Если можете — идите на бокс и поколотите грушу, потправьтесь в тир и постреляйте в мишень. Делайте всё, что хотите, ваша задача — любым социально приемлемым способом выпустить злость.
Далее постарайтесь избавиться от самого чувства обиды. Для этого сначала осознайте, что вы разозлились. В некоторых случаях помогает диалог. Часто люди не хотят вас обидеть или задеть, и вы можете сказать им о своих чувствах для того, чтобы в дальнейшем они вели себя иначе.
Как научиться жить без обид
Учитесь отстаивать свои границы
В детстве многих из нас не научили защищать себя и свои границы. Если вас что-то не устраивает, говорите об этом сразу и прямо, без двусмысленностей. Фразы-помощники:
- «Не делай так, мне неприятно»;
- «Со мной нельзя так разговаривать»;
- «Кажется, мы оба устали, давай отдохнём и поговорим позже».
Не грубите и не переходите на личности — спокойно указывайте, как с вами не следует обращаться. В некоторых случаях встать и уйти — приемлемый вариант защиты своих границ.
Уменьшайте значимость
Принимать всё близко к сердцу не лучший сценарий на каждый день. Мы никогда не знаем, что происходит в жизни у человека, который ругается в очереди или закрыл нам выезд на парковке. Мир очень сложный и многогранный — и это не так страшно, как кажется.
Не стройте ожиданий
Вы надеялись подружиться с новым коллегой, а он оказался закрытым и угрюмым человеком и не горит желанием пить с вами кофе в обеденный перерыв. Вам так хотелось новый телефон на день рождения, и вы всеми силами намекали партнёру на желанный подарок, но он подарил что-то совсем иное. Каждый день мы делаем выбор — жить в бесконечном ожидании или здесь и сейчас. Если не ждать от окружающих ничего, разочарования и, как следствие, обид, скорее всего, не случится.
6 причин простить. Почему важно уметь отпускать обиды / NV
Это может быть трудной работой, требующей времени
Когда к людям несправедливо относятся, естественной реакцией является эмоциональная боль. В конце концов, мы имеем право на справедливое отношение, и боль об этом сигнализирует.
Видео дня
Иногда эта боль приводит к злости и негодованию, а иногда и к ненависти. Ради того, чтобы прекратить внутренние терзания и восстановить отношения, некоторые решают простить.
Прощение — сознательное решение быть добрым по отношению к тем, кто не был добр к вам. Это может быть трудной работой, требующей времени.
Простить — это не просто принять быстрое решение «я тебя прощаю», после которого сразу все становится хорошо. Прощающему понадобится время, чтобы проработать этот процесс, увидеть человечность в обидчике, развить сострадание по отношению к нему и восстановить доверие.
Простить — это не значит искать оправдания нечестному поведению или не стремиться к справедливости или обязательно мириться до того, как доверие обосновано.
Когда обиженные люди принимают решение простить и понять что это, они руководствуются шестью разными мотивами. По мере того, как я описываю каждую из причин, попробуйте определить какая из них свойственнее вам.
Подход № 1. Самое типичное выражение, которое я встречаю в беседах, популярных медиа и даже в журнальных статьях — это «прощение ради себя». Если человек чувствует, что его разрушает непрерывная злость, прощение — один из поддерживаемых наукой методов избавиться от этой злости. Мотив — забота о себе.
Хотя злость может не исчезнуть полностью, люди часто говорят о том, что злость их больше не контролирует. Несмотря на то, что прощение и правда сокращают злость, это не значит, что такое следствие определяет прощение или процесс прощения.
Иногда люди ранят нас из-за собственной уязвимости
Нет ничего плохого в том, чтобы простить ради избавления от злости, потому что это и вправду хорошая забота о себе. Если у кого-то болит колено — обращение за помощью не эгоизм, а забота о собственном благе. Нам просто нужно быть острожными, учитывая насколько популярным стал этот подход к прощению, не стоит думать о прощении как о процессе лишь ради самого себя.
Почему? Потому что это может исказить значение прощения как моральной добродетели. Моральные добродетели существуют для других людей. Например, практиковать справедливость — это давать другим то, что они заслуживают. Быть терпеливым — это воздержаться от осуждения того, кто движется не в той скорости, которую вы считаете приемлемой. Моральные добродетели выражают добро по отношению другим, так же и прощение.
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Подытожим этот подход: Я прощаю ради самого себя. Это вовсе не позорно, а подразумевает, что мне больно и я должен с этим что-то сделать.
Подход № 2. Если моральные добродетели — это для других, тогда один из подходов к прощению — это сознательно простить ради другого человека — обидчика. В этом случае, простить — это дать руку человеку, который (метафорически) упал в яму. Прощающий дает второй шанс ради другого человека.
Иногда люди ранят нас из-за собственной уязвимости. Когда мы понимаем это, мы развиваем сострадание к другому человеку, и поэтому нашей мотивацией становится помощь другому, чтобы он смог превозмочь эти раны, и они не были переданы другим.
Подытожим этот подход: Я прощаю ради того, кто обидел меня.
Подход 3. Тут прощающий думает скорее путем «обоим/и», чем «одному из/или». Прощение — это и для обидчика, и для того, кого обидели ради возобновления и укрепления отношений.
Прощение в этом случае нуждается в процессе примирения, вдобавок к подходу к прощению, как к моральной добродетели. В то время как прощающий добр по отношению к тому, кто не был добр к нему, обидчик в свою очередь должен испытать угрызения совести (или внутреннюю печаль), раскаяние (извинения) и воздаяние (попытаться все исправить в разумных пределах). Прощение — обидчик просит прощения — примирение, а уже тогда — стать командой.
Подытожим этот подход: Я прощаю в надежде на лучшие отношения.
Подход № 4. После того, как люди практикуются в прощении еще и еще, на протяжении месяцев или лет, они часто говорят мне, что узнали много нового о внутренней боли. Они начинают видеть, что в мире слишком много уязвимости и это побуждает их внести свой вклад в уменьшение этой боли.
Научно подтвержденный путь к уменьшению боли, следующей за несправедливым отношением — это простить. Поэтому люди не только прощают, чтобы уменьшить свою собственную боль и боль другого, но у них появляется дополнительная мотивация — донести идею прощения другим.
Эта мотивация выходит за грани одного случая прощения. Мотивация — это возможность повлиять на исцеление других людей, которые не были замешаны в первоначальном оскорблении прощающего.
Подытожим этот подход: Я прощаю и говорю о прощении, чтобы преуменьшить боль как можно большего количества людей.
Подход № 5. Прощение — это самоцель. В этом случае людей не заботит эффект прощения по уменьшению боли, потому что они делают это просто потому, что это добро.
Вне зависимости от последствий прощения, вне зависимости от того уменьшает ли это боль или улучшает состояние — это добро, поэтому человек это делает.
Как акт любви к другим, это достаточная причина для его практического применения. Я считаю, что, когда людей мотивирует к прощению этот бескорыстный подход, тогда их самоопределение начинает меняться в позитивную сторону.
Вместо того, чтобы думать о прощении как о действии, эти люди начинают считать прощение стилем жизни, способом относиться к другим с безусловной любовью. Их самоопределение принимает новую форму: «Я тот, кто может любить несмотря на боль».
Подытожим этот подход: Я прощаю, потому что прощение — это добро и самоцель.
Подход № 6. Так как многие исповедуют веру в трансцендентное, то, что их мотивирует, находится за гранью облегчения или восстановления в этом мире. Некоторые прощают, потому что их система верований это поощряет.
В этом контексте, зачастую, чтобы быть прощеным богом, обиженному человеку нужно самому простить. Как лицензированный психолог, я считаю, что этот подход может тревожить некоторых людей.
Я говорю это потому, что знаю такой тип мышления: «О нет, мне лучше простить или меня не простит бог, и я буду обречен на вечное осуждение». Однако изучив эту систему верований, чтобы увидеть, могу ли я развеять эту тревогу, я выявил, что многие неправильно понимают проблемы, исходящие из веры. Размышляя о призыве религии к прощению, я понял, что тип мышления, который я описал выше — неправилен.
Возьмем, например, «Молитву господню» в христианстве, где люди просят простить их так, как они прощают своим должникам. Выдернув это из контекста, нацелившись именно на эту часть молитвы, сама идея кажется мрачным и довольно пугающим приказом.
Однако в более широком контексте — все это о любви. В конце концов, тот, кто молится, начинает с одних из самых интимных и любящих слов, говоря: «Отче наш». Другими словами, молящийся говорит: «Я в любящих отношениях. Мой любящий отец ценит прощение. Из любви к нему, я хочу делать тоже самое. Поскольку я люблю своего отца, я буду прощать и буду прощен». Это петиция любви, а не тягостная обязанность. Мотивация здесь — любить бога и показать это через прощение.
Подытожим этот подход: Я прощаю из любви к богу.
Эти подходы не взаимоисключающие. Некоторым людям нужно больше чем одна причина, чтобы простить.
Шесть подходов к прощению: для себя, для других, для возобновления отношений, для преуменьшения боли в мире, ради самого прощения, и/или ради любви бога.
Какой из них ваш основной подход и почему?
Перевод НВ
Публикуется с разрешения автора. Републикация полной версии текста запрещена
Оригинал
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Теги: Психология Дружба Отношения
Библия учит нас прощать и забывать?
ГлавнаяКонтент ИндексЖизньЛичное взаимодействие Прости и забудь
Вопрос
Ответ
Фраза «прости и забудь» не встречается в Библии. Однако существует множество стихов, повелевающих нам «прощать друг друга» (например, Матфея 6:14 и Ефесянам 4:32). Христианин, который не желает прощать других, обнаружит, что его общению с Богом препятствуют (Матфея 6:15), и он может пожинать горечь и потерю награды (Евреям 12:14–15; 2 Иоанна 1:8).
Прощение – это решение воли. Поскольку Бог повелевает нам прощать, мы должны сделать осознанный выбор повиноваться Богу и прощать. Обидчик может не желать прощения и никогда не измениться, но это не отменяет Божьего желания, чтобы мы обладали прощающим духом (Матфея 5:44).
Конечно, невозможно по-настоящему забыть грехи, совершенные против нас. Мы не можем выборочно «удалять» события из нашей памяти. Библия утверждает, что Бог «не помнит» наших грехов (Евреям 8:12). Но Бог по-прежнему всезнающий. Бог помнит, что мы «согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Но, получив прощение, мы позиционно (или юридически) оправданы. Небеса наши, как будто нашего греха никогда не было. Если мы принадлежим Ему через веру во Христа, Бог не осуждает нас за наши грехи (Римлянам 8:1). В этом смысле Бог «прощает и забывает».
Если под «простить и забыть» подразумевается «я выбираю простить обидчика ради Христа и жить дальше», то это мудрый и благочестивый образ действий. Насколько это возможно, мы должны забыть о том, что позади, и стремиться к тому, что впереди (Филиппийцам 3:13). Мы должны прощать друг друга, «как и Бог во Христе простил» (Ефесянам 4:32).
Мы не должны позволять горькому корню прорастать в наших сердцах (Евреям 12:15).Однако, если под «простить и забыть» понимать «я буду действовать так, как будто греха никогда не было, и жить так, как будто я его не помню», то мы можем столкнуться с неприятностями. Например, жертва изнасилования может решить простить насильника, но это не , а не означают, что она должна вести себя так, как будто этого греха никогда не было. Проводить время наедине с насильником, особенно если он нераскаявшийся, — это не то, чему учит Писание. Прощение означает, что человек больше не держит в себе греха, но прощение отличается от доверия. Мудро принять меры предосторожности, и иногда динамика отношений должна измениться. «Благоразумные видят опасность и спасаются, / а простодушные идут и расплачиваются» (Притчи 22:3). Иисус сказал Своим последователям быть «разумными, как змеи, и простыми, как голуби» (Матфея 10:16). В контексте общения с нераскаявшимися грешниками мы должны быть «невинными» (готовыми прощать), но в то же время «проницательными» (быть осторожными).
В идеале обидчик искренне раскаивается в грехе, а обиженный простит и забудет. Библия говорит нам, что истинное покаяние приведет к изменению поступков (Лк. 4:8). Тем не менее, изменение сердца — это дело Бога, и до тех пор, пока у обидчика не произойдет истинное, сверхъестественное изменение сердца, будет разумно ограничить уровень доверия, оказываемый этому человеку. Быть осторожным не значит, что мы не простили. Это просто означает, что мы не Бог, и мы не можем видеть сердце этого человека.
Вопросы о христианской жизни
Библия учит нас прощать и забывать?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Как мне простить тех, кто согрешил против меня?
ГлавнаяКонтент ИндексЖизньЛичное общение Как я могу простить
Вопрос
Ответ
Все когда-то были обижены, оскорблены и согрешили. Как должны реагировать христиане, когда против них происходят такие оскорбления? Согласно Библии, мы должны прощать других. В Послании к Ефесянам 4:32 говорится: «Будьте добры и сострадательны друг к другу, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Точно так же в Колоссянам 3:13 провозглашается: «Снисходите друг к другу и прощайте любые обиды, которые у вас могут быть друг против друга. Прости, как Господь простил тебя». Суть обоих мест Писания в том, что мы должны прощать соверующих, как Бог простил нас. Почему мы прощаем? Потому что мы прощены! Наше прощение других должно отражать Божье прощение нас.
Чтобы простить тех, кто согрешил против нас, мы должны прежде всего понять Божье прощение. Бог не просто автоматически прощает всех без предварительных условий — если бы Он это сделал, не было бы озера огненного в Откровении 20:14–15. Прощение, правильно понятое, включает в себя покаяние со стороны грешника и любовь и благодать со стороны Бога. Любовь и благодать есть, но покаяния часто не хватает. Таким образом, библейская заповедь для нас прощать друг друга не означает, что мы игнорируем грех. Это означает, что мы с радостью, изящно, с любовью прощаем тех, кто раскаивается. Мы всегда готовы простить, когда предоставляется возможность. Не просто семь раз, а «семьдесят раз по семь» раз (Матфея 18:22, KJV). Отказ простить человека, который просит об этом, демонстрирует обиду, горечь и гнев, ни одна из которых не является чертой истинного христианина.
Чтобы простить тех, кто согрешил против нас, нужно терпение и снисходительность. У церкви есть повеление «быть терпеливым ко всем» (1 Фессалоникийцам 5:14). Мы должны быть в состоянии не замечать личного пренебрежения и незначительных обид. Иисус сказал: «Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую щеку» (Матфея 5:39). Не каждая «пощечина» требует ответа.
Чтобы простить тех, кто грешит против нас, требуется преобразующая сила Бога в нашей жизни. Глубоко в падшей человеческой природе есть что-то, что жаждет мести и призывает к возмездию.