Мужчины и женщины социальные роли – Социальные роли мужчин и женщин — МОЛОДОСТИ ВИВАТ!

Содержание

Социальные роли мужчин и женщин — МОЛОДОСТИ ВИВАТ!

Мне не нужно быть кем-то, чтобы оставаться собой

Очевидные биологические различия между мужчинами и женщинами используются в обществе в качестве оправдания присвоения им различных социальных ролей. В свою очередь, социальные роли мужчин и женщин диктуют и формируют их  поведение. Общество не довольствуется естественным различием пола, но настаивает на  культурном различии пола с комплексом психологических качеств. Не достаточно для мужчины просто быть мужчиной. Он должен быть мужественным. Женщина, в дополнение к тому, что она женщина, должна быть женственной.

Социальные роли мужчин и женщин не очевидны

Как только контраст между мужчинами и женщинами был увеличен и акцентирован, стали выискивать дополнительные проявления биологических различий, которые подтверждают необходимость различных социальных ролей. Или, говоря другими словами, половые различия используются для создания гендерных различий, которые затем объясняют половые различия, в свою очередь, требуя гендерных различий, и так далее. Эта круговая аргументация социально действует очень эффективно.

Например, в нашем собственном обществе патриархального уклада, нам больше нравятся мужчины с социально доминирующим положением. Мужественность позволяет мальчикам приобретать и утверждать позиции. Девочки же учатся покорности и женственности. В результате, разница в мужских и женских персонажах выглядит как врожденная и используется для защиты существующего механизма власти. Только те, кто принимает эту норму, и только они могут рассчитывать на успех.

Мужская социальная роль предназначена для поощрения мужского в мужчине, а женская социальная роль предлагает свои относительные преимущества женского женщинам.

Активный мужчина будет много работать в бизнесе, а красивая, приятная женщина найдет богатого мужа.) Иными словами, мужественность и женственность являются гендерными качествами, которые разработаны в ответ на социальную дискриминацию. И как только они были разработаны, их оправдали и закрепили. Мужские и женские гендерные роли взаимно дополняют друг друга, и тем самым увековечивают неравенство, на котором они основаны.

Очевидно, что этот психологический механизм может работать только до тех пор, пока поведение мужчин и женщин не нарушит общепринятых границ. Каждое общество пытается, таким образом, предотвратить такие отклонения, называя социально определенные гендерные роли «естественными», вечными и неизменными. Любой человек, который отказывается принимать их, преследуется как преступник (не только против общества, но и против самой «природы»).

Стереотипы поведения

Исторический пример такого отклонения в случае с Жанной Д’Арк — молодая девушка, не только привела французскую армию к победе над английской, но и носила мужскую одежду. В более поздних судах ее бы оправдали, но ее, как преступницу, обвинили в нарушении законов природы.

Изменение Социальных ролей мужчин и женщин

На протяжении веков многие люди, конечно, не задумывались, почему якобы «естественные» роли должны нуждаться в такой строгой социальной охране. В конце концов, если бы они были действительно естественными, они «проходили бы естественно» как для мужчин, так и для женщин. Тем не менее, следует отметить, что сторонники так называемого естественного неравенства полов возмущаются именно тем, что «природе» не дают идти своим чередом. Что смешение гендерных ролей, якобы, может создать самые серьезные проблемы.

Но, если бы их аргументы были правдой, не было бы никакой необходимости отказывать женщинам в равных возможностях, так как они были бы не в состоянии конкурировать с мужчинами.

Если бы для женщины было «естественно» уступать, мужчинам бы нечего было бояться. Тот факт, что у многих мужчин есть страх такой конкуренции, возникает достаточно сомнений в обоснованности их претензий.

Правда в том, что человеческие желания и возможности имеют тенденцию выходить за узкие рамки наших традиционных гендерных ролей. Постоянное объединение усилий всех социальных органов направлено на удержание ситуации под контролем. Такой социальный контроль выступает не только внешне, в виде советов родителей, давления сверстников и правоохранительных органов, но и внутренне, в виде понятий и ценностей, которые определяют самооценку каждого человека.

Мужчины и женщины, которые чувствуют, что они не вписываются в мужские и женские стереотипы, или которые возмущаются их ограничительным характером, могут неоднозначно отнестись к своему биологическому полу. Они могут начать желать других органов, которые позволили бы им играть роль, которая им больше по душе.

Или возьмем другой пример, считается, что женщины являются социально и сексуально пассивными. И, если приходится сталкиваться с женщиной, которая является социально агрессивной, и которая берет на себя инициативу, то это вызывает серьезное беспокойство. Столкнувшись с этим «отсутствием женственности» в женщине, мужчина может почувствовать искушение оспорить ее женственность или засомневаться в своей мужественности. И наоборот, красивый, нежный, и пассивный мужчина может вызвать насмешки и получить ярлык «странный».

Тем не менее, путаница идет еще дальше. Утверждение, что каждый половой акт должен быть между активным (мужчина) и пассивным (женщина) партнерами, является настолько упорным, что не только разрушило многие гетеросексуальные отношения, но и повлияло на поведение некоторых гомосексуалистов, которые чувствуют себя вынужденными моделировать свои роли под эти стереотипы.

Поступая таким образом, они оказывают поддержку любопытному поверью, что даже в сексуальных отношениях между представителями одного пола, всегда должен быть один, который играет «мужчину», в то время как другой должен взять на себя роль «женщины».

Существует общее впечатление, что каждая гомосексуальная пара (будь то мужчина или женщина) состоит из одной активной, мужской и одной пассивной, женской, стороны. Люди, которые убеждены в этом, конечно, не могут объяснить такое явление, как знаменитые гомосексуальные элитные войска Древней Греции, которые полностью состояли из любовников.

Все эти взгляды основаны на неправильном выводе из ложного предположения. Неправильный вывод утверждает, что каждый человек пассивный играет женскую роль, и что каждый активный человек играет мужскую роль. Однако, на самом деле ни пол, ни гендерную необходимость нельзя охарактеризовать подобным образом.

В конце концов, в некоторых человеческих обществах назначение роли для мужчин и женщин является обратной стороной наших собственных ролей. Короче говоря, нет ничего «естественного» или определенного в наших сексуальных стереотипах. К тому же, идея человеческого равенства не будет достигнута, пока не станет понятным для обоих полов, что активное и пассивное отношение может быть подходящим для любого из них, и даже два «активных» или два «пассивных» партнера могут иметь плодотворные отношения.

Сексизм, Мужской шовинизм и Двойной стандарт

Это не означает, что в идеальном будущем все человеческие различия исчезнут. Действительно, как только старые стереотипы будут отвергнуты, различия между индивидами внутри каждого пола, вероятно, возрастут. Кроме того, в условиях социального равенства, эти люди могут также с удовольствием продолжать играть разные роли полов.

Но нет ничего плохого в гендерных различиях как таковых. Они могут значительно обогатить нашу жизнь, пока мы понимаем, что в человеческих существах, «другой» не обязательно означает лучше или хуже. Иными словами, те, кто требует равных прав для мужчин и женщин, не ищет серой однородности. А для социального климата, в котором разнообразие сможет процветать без эксплуатации, это тол

www.molodostivivat.ru

Мужчины и женщины, их социальные роли в обществе.

Современное общество, в значительной степени наделяющее женщин равными с мужчинами правами, влияет не только на социальные роли людей, но и на черты их психики. Интуиция подсказывает, что при сходстве социального поведения психологические различия между полами должны нивелироваться. Однако подтверждается ли эта догадка исследованиями?

Социальные отношения мужчины и женщины и битвы полов в современном обществе.

Сейчас довольно удачный момент для исследования различий. На протяжении последних десятилетий мир в социальном отношении стремительно менялся. В наиболее развитых обществах женщины наряду с мужчинами теперь претендуют на общий рынок труда, их социальная роль перестала быть связана исключительно с домашним хозяйством и заботой о детях. В отличие от не столь далекого прошлого, женщины получили полноценный доступ к образованию. Заметно сократился список «мужских» профессий. Самое существенное, значительно расширилась область, где женщина может реализовать себя. Одним словом, в преуспевающих странах западного образца у женщин возросло число возможностей, равных мужским. В других терминах, эти общества переживают этап размывания гендерных ролей. Когда полицейским может оказаться как мужчина, так и женщина, соответствующая модель поведения уже не ассоциируется со специфическими проявлениями одного пола. Это качественные социальные перемены. Причем различные страны мира переживают их с разной скоростью. В некоторых регионах эти процессы практически не начались, тогда как в других идут полным ходом. Сравнительные наблюдения позволяют оценить, как уход от традиционного распределения ролей сказывается на эволюции психологических различий между полами.

Существует интуитивно понятная точка зрения, что по мере размывания границ гендерных ролей должно происходить постепенное сближение женского и мужского психотипов. Представители разных полов по индивидуальным качествам и поведению будут становиться все более похожими друг на друга. Такой взгляд характерен для тех, кто считает, что психотип человека в значительной мере формируется социумом. В рамках этой логики те отличительные черты личности, которые привычно рассматриваются как «мужские» и «женские», являются приобретенными и навязаны культурными стереотипами. Заметная разница психологических характеристик мужчин и женщин объясняется, прежде всего, различием их ролей – принятых в обществе моделей поведения, восприятия, чувствования и коммуникации. Следовательно, различие между полами должно ослабевать в тех странах, где наиболее выражена тенденция к равноправию женщин и мужчин.

Второй подход прямо противоположен по исходным установкам и выводам. Он черпает объяснения в биологической эволюции и рассматривает психологические различия как составную часть врожденных качеств. Согласно эволюционному подходу эти различия сформировались в далеком прошлом под воздействием отбора и в связи с естественным распределением функций между полами. К примеру, половой отбор способствовал закреплению в мужчинах большей готовности идти на риск и стремления к социальному доминированию, тогда как женщин побуждал быть более осторожными и заботливыми. Если эти качества закреплены эволюцией, тогда социальные установки могут их в лучшем случае подавлять или высвобождать, однако не способны изменить характер их распределения между полами. Размывание гендерных границ, таким образом, не повлечет сближения женского и мужского психотипов.

С начала 2000-х годов стали накапливаться данные о личностных особенностях мужчин и женщин в разных регионах мира. При сравнении исследователи получали контринтуитивную картину: чем дальше то или иное общество продвинулось в уравнивании гендерных ролей, прав и возможностей, тем более выраженной в нем оказывалась психологическая разница между полами. Иными словами, уходящий на заработки муж и жена-домохозяйка из страны архаичной культуры, где сохраняется социальное неравенство женщин и мужчин, по индивидуальным психологическим характеристикам оказываются друг к другу ближе, нежели работающие супруги, проживающие, скажем, во Франции или Дании.

по материалам http://rnd.cnews.ru

zengarden.in

Социальные роли мужчины и женщины

Социальные роли. Виды и характеристики

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми – чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имиджетерапия (имидж – образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Гендер – социальная характеристика человека

Пол и гендер являются важнейшими концепциями, которые часто путают.

Пол определяется физиологическим строением человека (биологическая характеристика), в то время как гендер определяется свойствами личности, внешним видом и поведением (социальная характеристика).

mirznanii.com

Социальные роли человека и семьи и их статус в жизни и обществе


Дорогой друг! Если ты используешь информацию для реферата или диплома – пожалуйста, посмотри еще информацию здесь на похожую тему: Социальные и гендерные роли человека и еще тут: Социальное различие мужчин и женщин

Для начала разберёмся, что такое роль? Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Мы можем разрешить себе использовать эти понятия в наиболее удобной нам форме или же, наоборот, нарушать их сознательно или бессознательно. Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.

Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое Хотя, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.

Мужчина и женщина: социальные роли

Социальная роль женщины в обществе заключалась в том, что ей приходилось загонять животных, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве еды, для чего необходимо было в начале убить добычу, эту роль должен был выполнять мужчины, возможно, достаточно низкая эмоциональность мужского пола, по сравнению с женским полом, находит свои корни именно здесь.

Женщина же, главным образом ухаживала за детьми, и в процессе эволюции у нее формировалась отзывчивость, нежность, эмоциональность, она не обладает большой физической силой по сопоставлению с мужчиной, потому что от нее этого не требовалось. Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина, социальные роли которых разные, исторически были вынуждены их выполнять в ходе эволюции человека. Что же насчет современного общества?

Социальная роль мужчины в современном обществе

Мужчина-охотник приносил главный достаток в дом (а именно, еду) и только от него одного зависело, выживет его племя или умрет. У мужчины была роль защитника, так как он был физически мощнее женщины, из-за постоянных физических нагрузок. Попросту говоря, мужчина постоянно «качался», вынужден был набирать силу. Поэтому произошло формирование такого критерия, как женская пассивность. (Мужчина был главнее). Социальная роль женщины заключалась в том, что ей приходилось исторически быть хозяйкой дома, растить детей и ухаживать за ними, «нянчиться» с детьми.

Мужчина- охотник, добытчик и защитник, в ходе эволюции он рос и физически и становился более структурным, чем представительница прекрасного пола, ему необходима физическая сила и выносливость.

Распределение социальных ролей мужчины и женщины

Ранее для представительниц прекрасного пола были обязательны такие роли как приготовление еды, приобретение нужных вещей и обстановка дома, стирка, оказание помощи и лечение детей, уход за ними, создание психологической атмосферы в доме (домашний очаг), обществе и так далее.

Ярко выраженные социальные роли мужчины — глава семьи, охотник-добытчик или материально обеспечивающий семью, поддержание в рабочем состоянии предметов обихода и домашней утвари.

В ходе того, как происходила разная эволюция обоих полов, физические данные улучшались, чтобы наиболее функционально выполнять то, что было необходимо, перестраивались и усиливались. На протяжении огромного периода времени мозга человека (мужчины и женщины) постоянно адаптировался и эволюционировал. Поэтому тут логично, что восприятие и обработка информации мозгом мужчины и женщины происходит по-разному.
То есть, они мыслят по-разному, воспринимают и делают выводы – тоже по-разному. Об в своей книге писал Джон Грэй. Исходя из этого, можно предположить, что социальные роли мужчин и женщин вытекают из исторически сложившихся вещей, под влиянием предков, и окончательно возникают под давлением социальных норм в адаптации и социализации.
И. Кон писал в статье про психологию половых различий, что раньше для социума было абсолютной нормой то, функции мужчины и женщины были разными, тем не менее взаимно дополняли друг друга.

Социальная роль женщины в истории

Получается, что социальная роль женщины заключалась в пассивной ее части, вплоть до того, что лучший образ того, как должна выглядеть, и что из себя представлять женщина, формировался на основе мужского мнения. Аристотель говорил: отношения мужчины и женщины сравнимы отношению раба и хозяина, господина и прислужника (Роль «господина» выполнял мужчина, а роль «раба» — женщина). Аристотель писал о том, что исторически мужчина выше, а женщина ниже. Мужчина доминирует, а женщина подчиняется. Сейчас наши современники с этим скорее всего поспорили.

На сегодняшнее время мы можем наблюдать, как коренным образом изменились эти характерные черты. Явное отличие и разница усматривались в том, что исторически роли мужчины и женщины были достаточно полярными, по сравнению с тем, что происходит сейчас, сегодняшними, довольно расплывчатыми, границами этой полярности. Вероятнее всего такое изменение произошло из-за усовершенствования рабочих технологий, они упрощают работу, некоторые из них не требуют задействования большой физической силы.

Социальная роль женщины в 21 веке

Так же эти различия были освящены религией и представлялись нерушимыми.В 21 веке мы сталкиваемся с полностью противоположной характеристикой, произошли кардинальные изменения, оба пола претерпевают изменения в качестве функционала, растет и смешиваются количества работ, которые раньше выполнял только один из полов. Теперь же, в 21 веке, когда мы рассматриваем социальные роли современной женщины, эти границы смазываются, и люди уже могут выполнять практически одинаково некоторые работы. Имеется множество социальных ролей и занятий, которые по истечению определенного времени прекратили делиться на сугубо мужские или сугубо женские.

Данные перемены связаны с достаточно быстрым развитием человека и техническим прогрессом. наступает смена исторически сложившихся работ, меняются требования. Усовершенствование компьютерных технологий, позволяют затрачивать меньше усилий, а простота и отсутствие простых физических работ (например, то что раньше делалось вручную мужчиной на заводе, сейчас делается женщиной – оператором робота), способствуют тому, что в современном обществе женщина не только не уступает мужчине, но в некоторых профессиях и задачах дает ему фору!

Изменяя свои изначальные исторические роли, установки, стили взаимодействия и коммуникации. Отсюда и появляется «сбой» устоявшихся правил и традиций.

Отныне социальная роль современной женщины заключается в том, чтобы стремится приблизить выполнение своей роли на одних правах с мужчиной, для этого она должна быть интеллектуально развитой, полной энергии, и находчивости, то есть, стать обладательницей некоторых качеств, ранее соответствовавших мужчине и его стереотипу мужского поведения.

Социальная роль мужчины в современном обществе

Образ (стереотип) мужчины также неоднозначен. Исторически мужчина был сильным, волевым, решительным и порой агрессивным. На сегодняшний момент эта роль, также, как и женская, претерпевает сильные изменения. Социальная роль мужчины в современном обществе меняется, движимая изменениями в техническом прогрессе и социуме.

Получается, что прогрессивное эволюционирование людей представляет следствие того, что набор социальных и психологических черт ролей мужчин и женщин перестают казаться разными, становятся не такими противоположными.

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

help-psy.com

Гендерная роль — Википедия

Мужчины и женщины разных стран в нетрадиционных гендерных ролях

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. Несовпадение поведения человека с гендерной ролью называется гендерной неконформностью. В разных культурах количество и конкретное содержание гендерных ролей существенно различаются, но есть и широко распространённые кросскультурные сходства[⇨].

В науке нет единой точки зрения о том, в какой степени гендерные роли и их вариации определяются биологией и в какой — конструируются обществом[⇨]. Строго биологические теории происхождения гендерных ролей, в частности эволюционная психология, не подтверждаются эмпирическими данными[⇨]. В целом имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но и когнитивные и социальные факторы[⇨].

Гендерные роли могут играть положительную роль для самооценки человека в случае, если гендерно-типичное поведение для него естественно и соответствует его самоощущению. Если же это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружения становится источником стресса[⇨].

Гендерная роль и гендерная идентичность[править | править код]

Гендерную роль следует отличать от гендерной идентичности: первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать — в частности, у трансгендерных людей и интерсекс-людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода.

В современных обществах господствует бинарная гендерная система — способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы — мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности[1]. Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли[2]. В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством[3].

Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII- XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми[4]. В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса[5]. Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье[6].

Соотношение гендерных ролей существенно изменялось в течение истории человечества. В частности, историки отмечают значительное повышение социальной роли женщин в Европе периода позднего средневековья (1300—1500 гг.)[7]

В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма — что они формируются обществом в процессе социализации. В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией, не нашли убедительных эмпирических подтверждений[8][9]. Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями[8]. Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов[8][10].

Точки зрения на происхождение гендерных ролей[править | править код]

Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей — в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности. Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.

Биологический детерминизм[править | править код]

Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом. Близкое к нему понятие — натурализация социальных практик — описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы[4]. Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство — это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.

С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий[11]. В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность[12]. Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования[11].

С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности, то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности. В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой[13], структурой мозга[14], деятельностью мозга[15] и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития[16]. При этом результаты этих исследований также спорны — например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными)[17][18], и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.

Социальный конструктивизм[править | править код]

Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма. Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко. Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.

По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях[19], во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области[20], в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков[21]. Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества: в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение[11].

Биологические теории[править | править код]

Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий — эволюционная психология — объясняет гендерную дифференциацию наследственностью[22][23]. Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров, репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.

Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований[8][9]. Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины[24]. Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам.

Репродуктивные стратегии[править | править код]

Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида. Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов, поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.

Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции, естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями[25]. Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можно большего числа детей, а древние женщины — найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению[8].

Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации, выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация[9]. Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии, однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы[8].

Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии. Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении. В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу[26].

Выбор сексуальных партнёров[править | править код]

Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить[27]. В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами[28][29]. С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности[30]. Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения[31].

Агрессивное поведение[править | править код]

С точки зрения эволюционной психологии, мужчины пользовались своими преимуществами в размерах и физической силе, чтобы подчинять себе женщин при помощи агрессивного поведения и побеждать в соперничестве за женщин с другими мужчинами[32]. Как отмечают другие исследователи, даже если в древние времена агрессивное поведение могло давать мужчинам репродуктивные преимущества, с тех пор социальные нормы и санкции сильно изменились, сведя эти преимущества на нет. В современных обществах показатели размножения зависят в первую очередь от социокультурных норм, социоэкономического положения, религиозных воззрений и методов контрацепции[8]. С другой стороны, эмпирические исследования показывают, что различия в агрессивном поведении у мужчин и женщин очень невелики[33]. Есть также научные данные, которые свидетельствуют о том, что в ситуациях, когда люди не ощущают на себе требований подчиняться гендерным нормам, гендерные различия в агрессивном поведении полностью исчезают[34] (подробнее см.: Гендерные различия в агрессивном поведении).

Психоаналитические теории[править | править код]

Согласно психоаналитической теории, гендерное развитие у мальчиков и девочек происходит принципиально разными путями. Зигмунд Фрейд полагал, что в раннем детстве и мальчики, и девочки идентифицируют себя с матерью, но в возрасте от трёх до пяти лет начинают идентифицировать себя с родителем своего пола. Считается, что такая идентификация разрешает внутренний конфликт ребёнка, который возникает из-за неосознанного эротического влечения к родителю противоположного пола и ревности к родителю своего пола. Психоаналитическая теория также предполагает, что мальчики испытывают страх кастрации из-за отсутствия внешних гениталий у девочек, а девочки испытывают зависть к пенису и чувствуют себя неполноценными.

При идентификации с родителем своего пола, как считали классики психоанализа, ребёнок полностью перенимает черты и особенности родителя своего пола, и именно через этот процесс усваивают гендерно-типичное поведение. Считается, что у мальчиков идентификация с родителем своего пола сильнее, чем у девочек, поэтому и гендерно-типичное поведение у них выражено сильнее, чем у девочек[8].

Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития, эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли[35]. Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества[36].

Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий — это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе, как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью. Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности[37].

Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями[38]. Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль — это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери[39].

Когнитивные и социальные теории[править | править код]

К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития[40], гендерных схем[41], социального научения[42] и социально-когнитивная теория[8]. Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего[10]. В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек[10].

Социальные источники гендерного развития[править | править код]

К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ, кино, литературы и т. д.

Влияние родителей[править | править код]

Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования. Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных»[43]. С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек — «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет[8][44]. Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.

Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек[45][46][47]. Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок — девочка, второй — что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой — куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка[48].

Влияние сверстников[править | править код]

По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста[49], поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера[50].

Информационное давление[править | править код]

Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ, в особенности телевидение, а также литература, кино и видеоигры. В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно: мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины — зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины — либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность[8]. Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях[51]. С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера[52][53]. Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей[54][55].

Активная роль человека в гендерном развитии[править | править код]

Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания[8]. Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории[10]. Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти[56], а также в формировании предпочтений — например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера[49].

В современных обществах, где господствует бинарная гендерная система, нарушение предписываемой человеку гендерной роли, то есть гендерная неконформность, как правило, не одобряется. Социальное окружение оказывает нормативное давление на детей и взрослых, принуждая их соблюдать предписанные гендерные роли. Как показывают исследования, гендерно-типичное поведение и самоощущение как типичного представителя своего гендера может положительно влиять на самооценку детей[57]. Но в случае, если гендерное самоощущение расходится с предписываемой гендерной ролью, требование соблюдать гендерные роли становится источником стресса и негативно влияет на психологическую адаптацию[57].

  1. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
  2. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
  3. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
  4. 1 2 Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — ISBN 978-5-4448-0248-9. Архивная копия от 6 октября 2015 на Wayback Machine
  5. hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center. — Pluto Press, 2000. — ISBN 9780745316635.
  6. Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. — СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — ISBN 978-5-94380-060-3.
  7. ↑ Уикхем, 2018, Гендерные роли в позднесредневековой Европе, с. 297.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. — 1999. — Т. 106, № 4. — С. 676—713.
  9. 1 2 3 Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist’s perspective // Journal of Social Issues. — 1997. — Т. 53, № 2. — С. 233—258.
  10. 1 2 3 4 Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. — 2002. — Т. 128, № 6. — С. 903—933.
  11. 1 2 3 Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  12. Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences. — Stanford University Press, 1974. — ISBN 9780804708593.
  13. Hare, L; Bernard, P; Sanchez, F; Baird, P; Vilain, E; Kennedy, T; Harley, V. Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism (англ.) // Biological Psychiatry (англ.)

ru.wikipedia.org

Социальные роли мужчины и женщины. Изменения неизбежны. А где ты? |

Есть психологический прием, или упражнение, когда клиента просят сказать, кто он такой, как он себя идентифицирует. Есть определенное количество вариантов этого упражнения, также как несколько интерпретаций.

Идентификация может быть разной. Например «Я-человек», «Я – мужчина/женщина», «Я-профессионал», «Я – жена» и так далее.

Есть ли здесь правильный ответ? Нас, собственно, в первую очередь интересует идентификация мужчина/женщина. На каком месте она находится в списке идентифицирующих характеристик.

Некоторые направления психологической мысли считают, что базовыми в нашем обществе должны быть именно  эти понятия. То есть, базовая идентификация должна быть непременно исходя из половых признаков.

Что это означает?

Это означает, что все поведение человека, его социальное взаимодействие, все что он делает и то, как он живет, мы должны рассматривать именно через сложившиеся базовые половые роли.

Какие это роли?

5688709 / Pixabay

Роли, традиционно приписываемые мужчине и женщине, в общем-то хорошо известны. Мужчина – это защитник женщины, это человек обеспечивающий финансовый достаток. У женщины роль определяется созданием уюта в доме, заботой о детях и кормильце.

Общество, естественно, поддерживает эти стереотипы вплоть до того, что все дела старается вести через мужчину, отводя женщине второстепенную роль. Обратите внимание, что даже в относительно развитых обществах, если в переговорах или других официальных мероприятиях участвуют и мужчины и женщины, большинство людей инстинктивно обращается и обращает внимание на мужчин. По крайней мере до того момента, пока не будет прояснена его реальная роль в событии.

Откуда эта идентификация взялась?

Подобное распределение было обусловлено эволюцией. По сути дела, на ранних ступенях развития общества преобладал культ силы. Вспомните феодальное построение, в котором естественная слабость государственной машины и невысокая ценность человеческой жизни ставила под удар в первую очередь именно женщин. Государству тоже был выгоден культ мужчин, поскольку оно использовало их в своих брутальных военных играх.

Почему вообще государство так активно пытается поддерживать традиционную семью? И не только в России?

Что изменилось, чтобы все изменилось?

Ситуация начала меняться с развитием индустриального общества, изменением правовых норм, когда жизнь стала легче, мужчина перестал быть безусловным источником дохода и защиты, людей стало больше, расслоение сильнее, появились разные модели поведения.

Что имеем сейчас?

PaulLeng / Pixabay

Прямо сейчас в цивилизованном обществе есть разные возможности и разные сценарии поведения. Во многом социальные роли мужчины и женщины, а, вместе с этим и главного традиционного производного – семьи зависят от конкретного места проживания. Очевидно, что в местах, которые характеризуют, как далекие от цивилизации остается по сути система феодальных времен – мало возможностей для заработка, слабая профилактика преступности, мало людей и бедность. Это провоцирует тот же уклад, если люди остаются в этой среде, а не пытаются перебраться в большие города, где совершенно другие возможности. В больших городах больше равноправия, женщины более свободны, им легче зарабатывать, они имеют больше возможностей для выбора, у них более высокий уровень самоуважения и самооценки.

Это означает, что их роль как дремучей домохозяйки полностью изменилась и, если она хочет выполнять эту роль, то по желанию, поскольку легко может ей и не становиться.

В сфере полового неравенства произошел коренной перелом. Практически не осталось профессий, где женщина не могла бы трудиться наравне с мужчиной, а развитая система безопасности граждан сделала женщину более защищенной.

То есть, в итоге мы получаем трансформацию традиционных ролей именно мужчины и именно женщины в нечто иное. Это люди, которые могут примерять на себя любые роли и современное общество обращает на это все меньше внимания. Никого уже не удивляет присуждение ребенка после развода в опеку мужчине, фразу «не правильно, когда женщина зарабатывает больше мужчины» можно считать анахронизмом.

Насколько это все нормально?

Вопрос о том, насколько это нормально вообще не правильный и бессмысленный. Это просто определенный этап развития общества и то, что общество развивается, а не стоит на месте – это и есть нормально. Главное, что остановить это невозможно. Возможно, что через какое-то время будет движение в обратную сторону, но вряд ли его можно будет считать деградацией и нынешний этап ошибкой – просто могут измениться обстоятельства.

Иначе говоря, мы имеем грядущее равенство мужчины и женщины, причем не формальное, а реальное. Это нормально, или нет? А вот как будут выстраиваться дальнейшие взаимоотношения и что будет происходить с половыми ролями, загадывать довольно сложно. Прогнозов много, вплоть до отказа от «обмена жидкостями». И это абсолютно реально, учитывая тенденцию в некоторых странах к отказу от сексуальной активности.

Чем поддерживается традиционная семья?

dimitrisvetsikas1969 / Pixabay

Почему вообще государство так активно пытается поддерживать традиционную семью? И не только в России? Ведь достаточно вспомнить, что в США считают старушку-Европу гнездом разврата, а европейских женщин излишне свободными, даже распущенными? Вероятно, тут есть три основных фактора.

Первый – это желание некоторых групп и лиц к сохранению патриархальности, поскольку такие перемены у них вызывают тревогу. То есть, это что-то личное. Это потеря контроля, который важен, поскольку иначе в их жизни изменится слишком многое и станет не таким комфортным, как есть прямо сейчас.

Второе – это совершенно осмысленное поддержание традиционной семьи с детьми как хорошо просчитанную ячейку потребления. Совершенно очевидно, что семья тратит больше, культ детей, который создали за последние пол-сотни лет, просто находка для корпораций, традиционной семье нужен дом, квартира, машина, досуг, отпуск, они могут поручиться друг за друга в банке, их траты известны от рождения до смерти. Позволить распустить такую «священную корову» означает лишиться огромных прибылей. Это произойдет, но пока усилия на поддержание существующей модели выгоднее затрат на это.

И, конечно, третье – это желание самих людей, которые могут выбирать, как им строить свою жизнь. Кто-то выбирает традиционную семью и защищает свой выбор, а кто-то предпочитает строить отношения иначе, например, прожить жизнь в одиночестве. И этот выбор надо уважать.

Андрей Петраков

Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии — ведь все, что связано с людьми безумно интересно! Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.

Связаться со мной

Последние материалы: (Смотреть все)

2 566

psy-zoom.ru

Социальные роли мужчины и женщины

Пол – важнейшая характеристика человека.

Генетическая основа того, что люди называют полом, возникает на протяжении трех недель с момента оплодотворения.

Под воздействием мужского гормона – тестостерона, уровень которого в организме женщины в этот период повышается в среднем примерно в 10 раз, в формирующемся плоде либо вырабатывается хромосома «Y» либо нет. При этом в случае появления хромосомы «Y» и соответственно формированием мужской физиологии – уровень тестостерона (его количество) в организме матери влияет на здоровье и физические данные будущего мужчины, Проще говоря будет ли он выдающимся спортсменом или нет зависит от количества мужского гормона тестостерона, который вырабатывался организмом матери во время беременности (уровень в 8, 10 или 12 раз выше нормы).

В этот же период формируются пальцы будущего человека и если верить доказанной теории Английского ученого энтузиаста – по разнице между указательным и безымянным пальцами рук мужчины можно определить уровень мужского гормона который влиял на зародыш в организме беременной матери, и который в результате, и определил физические данные будущего мужчины, его способности и здоровье. При чем это совершенно не касается женщин, у которых в отличие от мужчин, указательный палец обычно длиннее безымянного.

Половая и гендерная разница возникает из-за того, что «…одна из двадцати трех пар хромосом – называемая половыми хромосомами – получает или X-хромосому, и возникающая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, или 23-я пара будет иметь паттерн XY, который ведет к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине», то есть пол человека – определяет всего одна хромосома. При чем хромосома Y – имеет размер в несколько тысяч раз меньший чем хромосома X.

Ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом несут женские коды и только в 23-й паре хромосом – половых, может содержаться Y-хромосома – мужской генетический код. Грудь и соски у плода формируются раньше чем формируется пол, поэтому у мужчин они остаются неразвитыми.

В эволюционном развитии Мужчины стоят на ступень выше женщин, но это не является чистым преимуществом, скорее наоборот, их мозг более специализирован и уязвим, они подвержены более серьезным болезням и т.д.

В XX веке Зигмунд Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По утверждению Зигмунда Фрейда «ущербность» женщины заключается в отсутствии у нее мужского полового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность, женщина якобы переживает чувство фаллической зависти, которое проходит лишь с рождением ребенка. Это все, к чему стремится женщина и на что она способна, следовательно, она не может считаться полноценным существом.

Но в этом утверждении есть доля правды. Ведь для многих женщин брак и дети являются смыслом жизни…

Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме.

С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.

Биологический пол: мужчина / женщина

Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто – с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.

Физические различия

Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее. К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин. Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.

Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам.

Тендерная идентичность и идеалы: мужественность/женственность

Большинство членов общества верят в общепринятые тендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают нести себя в соответствии со своим полом.

Негативная реакция на «неуместное» поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие тендерной идентичности. Маккоби и Джаклин предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.

Моделирование

В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, – маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.

Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, «соответствующими» их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа.

Нэнси Чодорова утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия тендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. «Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей.

Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями… В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях».

Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.

Подкрепление

Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.

mirznanii.com