Наблюдение на уроке психологом: Протокол наблюдения на уроке педагогом-психологом
Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практика в школе. Пять протоколов наблюдений за 2 учащимися (Цель: изучение мотивов общения.), характеристика класса и наблюдаемых по результатам изучения, отчет по практике. Материал может быть использовано в работе студентами очной и заочной формы обучения. Психологический самоанализ психологической практики Я, ____________, проходила психологическую практику на базе ГУО «_______________» в 7 классе. При обработке результатов совсем по-другому начинаешь видеть внутренний мир того или иного ученика. Для себя я тоже открыла некие новые стороны психологии детей в отношении к окружающим, к коллективу в целом. Протокол наблюдения №1 Цель: изучение мотивов общения.
Выводы: Анна понимает смысл учебного процесса, поэтому не столь ярко выраженная речевая активность этим и объясняется, чего нельзя сказать об Александре. Он часто не слушал учителя, игнорировал замечания, мешал при объяснении материала другим детям своими высказываниями. Анна самостоятельно выполняла задание, никому не давала списывать, ни с кем не говорила, так как была увлечена работой. Александр пытался списать. Общение с другом имело потребительский характер. Но цель не была достигнута. Анна отвечает только после непосредственного к ней обращения. Тон голоса ровный, спокойный. Александр говорит с места, выкрикивает. Общение у него носит эгоистический характер (получение собственной выгоды – списать, поговорить, чтобы не было скучно). Мотивы общения Анны с учителем деловые (в рамках урока). Мотивы общения Александра с одноклассниками личные (эгоистические), с целью достижения собственной выгоды.
Протокол наблюдения №2 Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: в целом класс дружелюбный. Даже на переменах, когда каждый занят своим делом, никто не остается в стороне. Девочки общались, смеялись, отдыхали после урока. У них не было конкретной серьезной темы. Беседа была простой, непродолжительной. Анна перед уроком говорила с подругой о выполненном домашнем задании, они обсуждали, о чем-то спорили. У Анны прослеживаются альтруистические мотивы общения с одноклассниками. Она стремилась помочь подруге разобраться в правильности выполнения задания. Протокол наблюдения №3 Цель: изучение мотивов общения.
Выводы: класс можно назвать сплоченным коллективом. Здесь каждый видит, кто, чем занят и старается друг другу помочь. Непринужденная обстановка показала естественность каждого учащегося. Есть шумные и неугомонные, есть тихие и скромные, есть лидеры и заводилы, но все чувствуют себя комфортно. Протокол наблюдения № 4 Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: было видно, что классу очень нравиться учитель физической культуры. Они его слушались, выполняли предъявленные им команды. Даже «шумные» ученики были послушны. Дети не испытывают страха в общении с учителем. Ведут беседы на различные темы, без помехи проведения занятия.
Цель: изучение мотивов общения.
Вывод: класс любит подобные мероприятия. С радостью ждал учителя. Некоторые были уставшими, но все равно слушали, правда, были менее активны. Мотивы общения в группе непосредственно учебные, в конце урока наблюдались личностные мотивы общения. Характеристика мотивов общения Цель наблюдения: изучение мотивов общения учащихся со взрослыми Выводы: проводя наблюдение за характером общения и поведения двух, различных по типу темперамента, учащихся, можно сделать вывод о мотивах общения, преобладающих в данном классе. Для этого были изучены интересы, склонности детей, проведена беседа с классным руководителем о взаимоотношениях в классе. РБ, УО «Брестский ГУ им. А.С.Пушкина» 2013
|
Содержание работы студента на практике по психологии
Примерное содержание:
Дни недели
(дата)
Направления деятельности
Время работы
Понедельник
Знакомство с базой.
Беседа с администрацией учреждения.
Знакомство с сотрудниками социально-психологической службы.
Перспективное планирование работы на практике.
9.00-15.00
Вторник
Знакомство с коллективом класса.
Проведение беседы с классным руководителем о ребятах в классе.
Изучение документации психолога.
8.00-14.00
Среда
Изучение документации психолога.
Посещение уроков.
Знакомство со школьной документацией (классным журналом, личными делами учащихся).
9. 00-15.00
Четверг
Проведение психологического анализа уроков.
8.00-14.00
Пятница
Проведение наблюдение за вниманием и памятью.
Посещение уроков.
9.00-15.00
Суббота
Обработка и оформление изученных характеристик.
9.00-15.00
Приложение 5
Изучение основ организации работы педагога-психолога
Изучение проводится по следующим параметрам:
Функциональные обязанности психолога.
Основные направления деятельности психолога.
Нормативные документы педагога-психолога.
Круг профессионального взаимодействия психолога в данном учреждении (структура).
Профессиональное взаимодействие психолога за пределами учреждения.
Знакомство с формами и методами работы психолога в данном учреждении.
Выделение специфики работы учреждения.
Определение конкретного практического значения и функций психологической службы в учреждении.
Изучение оснащения кабинета.
Приложение 6
Схемы для проведения наблюдения за познавательными процессами и личностными особенностями человека
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Студент-практикант ведет дневник наблюдения за учеником и классным коллективом, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляются психолого-педагогические характеристики. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение практиканту необходимо использовать разнообразные методы. К ним относятся:
Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т.д.; с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку; с классным руководителем, куратором и др. учителями; с его родителями.
Метод наблюдения за проявлениями познавательной сферы и личностным характеристиками.
Документальный метод (ознакомление с классным журналом, планом воспитательной работы и пр.).
Характеристики должны носить не описательный, а аргументированный характер. В них не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых. Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика.
Написать характеристику – это значит:
а) установить внутреннюю связь и зависимость особенностей личности ученика от условий жизни и воспитания ребенка;
б) показать, как они проявляются в поведении школьника;
в) выделить ведущие, т.е. главные и наиболее устойчивые особенности;
г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником и классом.
Психолого-педагогическую характеристику личности учащегося необходимо давать на фоне классного коллектива, в сравнении с другими учениками класса. В характеристике важно показать не только уровень развития данного учащегося, но и то место, которое он занимает среди своих одноклассников, то, как он субъективно переживает свое положение в коллективе. Это поможет определить такие, например, особенности личности ученика, которые связаны с самосознанием, самооценкой, уровнем притязаний.
Основные этапы работы над характеристикой
1. Выбор объекта и сбор фактического материала с использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования.
2. Систематическое ведение «Дневника наблюдений», в котором должен быть намечен план изучения ученика и классного коллектива.
3. При составлении и написании характеристик необходимо учесть следующее:
а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами;
б) не допускать схематизма: не изображать ученика и классный коллектив исключительно положительными либо исключительно отрицательными;
в) характеристики должны включать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов.
Психолого-педагогические характеристики оформляются отдельно и обязательно содержат: текст характеристик, приложения (дневники наблюдения).
Содержание:
Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов
Тема 2: Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке
Тема 3: Наблюдение за умственной самостоятельностью школьников
Тема 4: Наблюдение за умственной деятельностью учащихся
Тема 5: Наблюдение за проявлениями интереса и внимания учащихся на уроке
Тема 6: Наблюдение за вниманием учащихся на уроке
Тема 7: Наблюдение за проявлениями памяти учащихся
Тема 8: Наблюдение индивидуально-психологических особенностей учащихся
Тема 9: Наблюдение за эмоциональным возбуждением
Тема 10: Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента
Тема 11: Наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости школьников
Тема 12: Наблюдение за проявлением характера ученика в малой группе
Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов
Цель: Формировать навыки наблюдения за учебным и познавательным интересом.
При выполнении задания используется шкала оценки (в баллах): 2 — умение хорошо сформировано; 1 — умение не всегда проявляется; 0 — умение не сформировано.
Учебный интерес | Познавательный интерес |
1. Направлен на внешние стороны новых, необычных явлений или на сам процесс нового действия | 1. Направлен сначала на содержание научного знания, а затем на способ его обнаружения. |
2. Имеет ярко выраженный ситуационный характер по получении нужных сведений или окончания его действия исчерпывает себя, проявляются симптомы надоедания. | 2. Постепенно приобретает устойчивый характер сохраняясь на время, легко обобщается, повышает привлекательность, порождает новые вопросы. |
3. Не обладает побудительной силой: по собственной инициативе ученик не обращается к предмету. | 3. Является одним из сильнейших мотивов занятия не только на уроке, но и за его пределами. |
4. Плохо осознан: ученик не в состоянии объяснить что именно и почему ему не нравится в предмете. | 4. Быстро и правильно осознается, ученик правильно и обоснованно объясняет причины своего интереса. |
5. Проявляется в достаточно бурных, но кратковременных реакциях. | 5. Проявляется в более сдержанных, глубоких и длительных интеллектуальных переживаниях. |
Можете ли вы объяснить школьное наблюдение, рекомендованное психологом? — КК
В этой статье мы обсудим процесс записи на обследование в школу, цель и другие часто задаваемые вопросы, касающиеся этой услуги.
Наши психологи часто рекомендуют школьные наблюдения, чтобы они могли наблюдать за конкретным поведением ребенка или общим его поведением в школьной среде. Это возможность увеличить объем информации, доступной для психологической оценки, и сделать рекомендации более конкретными. Наблюдения иногда требуются для завершения диагностической оценки или просто для ответа на просьбу родителя высказать второе мнение о поведении ребенка в школе.
- Что такое школьное наблюдение?
Наблюдение за школой — это возможность для психолога понаблюдать за ребенком в школьной среде, чтобы записать ключевые модели поведения или факторы окружающей среды, которые могут способствовать трудностям и проблемам ребенка.
- Как долго они служат?
Школьные наблюдения, проводимые нашими психологами, часто длятся от 1 до 2 часов. Бывают ситуации, когда продолжительность может быть увеличена или необходимо провести несколько сеансов.
- Как записаться на школьное наблюдение?
После того, как будет сделана рекомендация или запрос, наша служба поддержки клиентов отправит вам электронное письмо с изложением запроса в письменной форме, которое будет включать ключевую информацию, такую как затраты и процессы. Родители должны одобрить наблюдение в письменной форме. После утверждения сотрудник службы поддержки клиентов свяжется со школой от вашего имени, чтобы договориться о подходящем времени для осмотра школы, принимая во внимание расписание психолога и школы.
Сотрудники нашей службы поддержки позвонят в школу и/или по электронной почте. Это означает, что в организационных и логистических целях несколько человек в школе могут знать, что будет проводиться наблюдение. Обычно нам может потребоваться получить разрешение от директора школы, группы консультантов и учителя (учителей).
- Сколько это будет стоить?
Школьное наблюдение оплачивается в соответствии с прейскурантом психолога. Сборы могут включать время на администрирование, время в пути и расходы (дорожные сборы, парковка, такси) и профессиональное время. Смета расходов будет включена в запрошенное электронное письмо. Обратите внимание, что окончательная стоимость может отличаться на +15% от расчетной стоимости.
- Будет ли мой ребенок знать, что за ним наблюдают?
Наблюдение завершается по разным причинам, поэтому ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов. В некоторых случаях ребенок не будет знать, что за ним наблюдают, но в других случаях ребенок будет знать. Ваш психолог сможет дать конкретный ответ на этот вопрос, исходя из цели наблюдения.
- Кто еще будет участвовать?
Несколько человек в школе могут быть прямо или косвенно вовлечены в наблюдение. Это часто зависит от размера школы, структуры, процедур и требований. Однако вполне вероятно, что следующие лица будут знать о том, что за каким-либо ребенком ведется наблюдение: директор школы, школьный консультант и другие члены консультационной группы, сотрудники школьной администрации и учитель(и) ребенка.
Цель и содержание наблюдения обсуждаются только с уполномоченными лицами.
- Как насчет моей конфиденциальности?
Конфиденциальность клиента регулируется в соответствии с нашей политикой конфиденциальности. Тем не менее, очень важно, чтобы клиенты, беспокоящиеся о своей конфиденциальности, при обращении в школу обсудили свои конкретные требования со своим психологом , прежде чем одобрить школьное наблюдение . Это может потребовать от вас выделить дополнительное время для планирования и разработки стратегии школьного наблюдения.
Цель и содержание заметок, связанных с наблюдением за школой, не разглашаются и обсуждаются только с уполномоченными лицами. Однако, как обсуждалось выше, несколько человек узнают о том, что в школе проводится наблюдение.
Вы получили ответ на свой вопрос?
Спасибо за ответ Не удалось отправить отзыв. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Все еще нужна помощь? Связаться с нами Связаться с нами
Коллектив психологов успешной школыКоллектив психологов успешной школы
Одной из задач школьного психолога является посещение класса и наблюдение за учащимися, у которых возникают трудности. Это одна из моих любимых частей моей работы. Работать с учеником один на один — это совершенно другой мир, чем наблюдать за тем, как ребенок действует в классе.
Очевидно, у меня была склонность к наблюдению задолго до того, как я стал школьным психологом. Прошлым летом я пошел домой в гости, и мои родители вытащили коробки с моими бумагами от начальной до старшей школы. Мои родители переезжали и хотели, чтобы я упаковал свое детство в одну коробку. (Справедливо — мне больше не нужно школьное сочинение о Великом Гэтсби). Мне попалась маленькая синяя тетрадка из 4-го класса, которая меня рассмешила. Это было похоже на блокнот маленького детектива, заполненный временами и действиями моих одноклассников:
10:42: Мэри идет к столику с закусками. Берет больше чем ее поршун! [так в оригинале]
10:44: Ник пытается сесть рядом с Мэри за столиком с закусками. Она говорит, что место занято.
10:45: Ник рассказывает о Мэри.
11:28: Микаэла пытается подружиться с Эрин, но Эрин лучше дружит с Дезире
1:15: Вернулась с физкультуры. Ник был в поте лица
Конечно, начиная с 4-го класса, я стал немного профессиональнее в своих описаниях своих наблюдений — я стараюсь оставаться объективным и излагать только факты того, что произошло. И слава богу, в моем лексиконе больше нет слова «потный боров». Но иногда я все еще чувствую себя детективом в своей работе, пытаясь собрать воедино множество информации с точки зрения многих разных людей.
Наблюдения являются важной «подсказкой» в оценке детектива/психолога.