Наблюдение на уроке психологом: Протокол наблюдения на уроке педагогом-психологом

Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся

Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика

Практика в школе. Пять протоколов наблюдений за 2 учащимися (Цель: изучение мотивов общения.), характеристика класса и наблюдаемых по результатам изучения, отчет по практике. Материал может быть использовано в работе студентами очной и заочной формы обучения.

Психологический самоанализ психологической практики

Я, ____________, проходила психологическую практику на базе ГУО «_______________»  в 7 классе.
За время практики я научилась находить пути достижения поставленной цели, составлять план своей деятельности с детьми на день и реализовывать его. Мне необходимо было изучить мотивы общения учащихся со сверстниками и взрослыми. Сначала это мне показалась трудным. Я обратилась за советом к школьному психологу, который показал, на что важно обращать внимание в процессе наблюдения. Мне было очень интересно проводить ежедневные наблюдения.

При обработке результатов совсем по-другому начинаешь видеть внутренний мир того или иного ученика. Для себя я тоже открыла некие новые стороны психологии детей в отношении к окружающим, к коллективу в целом.
Данная практика позволила мне усовершенствовать профессиональные умения и навыки, систематизировать свои знания в области психологии, способствовала приобретению профессионального опыта, и стала еще одной ступенью в моем практическом опыте работы с детьми.
В ходе своей деятельности еще раз убедилась в важности учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей подросткового возраста. Я еще раз для себя утвердила, что работа учителя является далеко не самой легкой работой, но, в то же время, очень интересной и увлекательной.

В общем, я осталась довольна практикой и проделанной мною работой.

Протокол наблюдения №1
за процессом общения
22.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: математика (2 урок)
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Организ. момент

Приветствие.
Отмечает  отсутствующих

Спокойна, смотрит  на учителя

Говорит с соседом по парте, не замечает учителя

Проверка дом. зад

Опрос дом. задания: вопросы всему классу,   отдельным ученикам.
В конце  опроса делает обобщения по теме. Подводит к  новому материалу.

При  вопросах всему классу Анна смотрит в тетрадь, руку не поднимает. Отвечает только  при личном обращении.  Ошибок  нет.

При похвале садилась на место и опускала голову, продолжая следить за другими заданиями в тетради.

Вел себя шумно. Продолжал говорить с другом. При личном обращении давал правильный ответ, но объяснить не мог. Ответив, садился на место, но так и не успокоился.

Объяснение нового материала

Объясняет  новую тему. Обращается с вопросами к классу о понимании смысла нового материала. Применяет наглядности
Дает задание на решение задач (соревновательный момент).
Делает  замечание ученикам, не выполняющим задание.

Внимательно слушает учителя. Следит в учебнике за объяснением новой темы, обращает внимание на схемы, которые  демонстрирует учитель. При вопросе учителя о понимании новой темы вместе со всеми ответила положительно. При решении задач не отвлекалась на посторонний шум. Когда соседка по парте спрашивала о решении, Анна дала знак «потише!» и продолжала решать. После выполнения задания положила ручку и начала смотреть на учителя, но  завершении работы не сообщила. После вопроса учителя: «Ты уже сделала?», — Анна кивнула. После проверки учителем, помогала подруге.

Слушал учителя недолгое время. Говорил что-то соседке по парте, которая не обращала на него внимания. После замечания учителя успокоился, посмотрел в книгу. При решении задач активности не проявлял. Пытался списать у друга.

Подведение итогов. Домашнее задание

Подводит итоги: вопросы  к классу и отдельным ученикам. Записывает  на доске дом. задание.
Комментирует  его, задает уточняющие вопросы.
Контролирует  запись в дневник задания отдельными учениками.
Прощается.

Анна активно участвовала при подведении итогов.  Отвечала  на все вопросы учителя, обращенные к ней. Внимательно слушала комментарии учителя по выполнению дом.задания. записала в дневник.

Отвечал не поднимая руки, выкрикивал с места. Открыл книгу с домашним заданием, но не следил за его объяснением. Записал в дневник только после того, как учитель сказал лично.

Выводы: Анна понимает смысл учебного процесса, поэтому не столь ярко выраженная речевая активность этим и объясняется, чего нельзя сказать об Александре. Он часто не слушал учителя, игнорировал замечания, мешал при объяснении материала другим детям своими высказываниями. 

Анна скромно прореагировала на похвалу в свой адрес, что говорит о её не гордой натуре. Александр, в ответ на замечание со стороны учителя, опустил голову, затих на короткое время. В этом можно увидеть, что авторитет учителя еще не утрачен.
Анна самостоятельно выполняла задание, никому не давала списывать, ни с кем не говорила, так как была увлечена работой. Александр пытался списать. Общение с другом имело потребительский характер. Но цель  не была достигнута.
Анна отвечает только после непосредственного к ней обращения. Тон голоса ровный, спокойный. Александр говорит с места, выкрикивает. Общение у него носит эгоистический характер (получение собственной выгоды – списать, поговорить, чтобы не было скучно).
Мотивы общения Анны с учителем деловые (в рамках урока).
Мотивы общения Александра с одноклассниками личные (эгоистические), с целью достижения собственной выгоды.

 

Протокол наблюдения №2
за процессом общения
23.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: перемена после 3 урока.
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учащихся

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Перемена.

Часть детей готовятся к уроку, повторяют. Другие – вышли на улицу. Группа девочек разговаривают на коридоре. Два мальчика играют на телефоне.  Дежурные вытирают доску.

Анна убрала учебник в портфель. Достала необходимые тетради и книги к следующему уроку. Подошла к  девочкам на коридоре. Они о чем-то весело говорили. Все были активны, никто не стоял в стороне. Пошли в класс до звонка. Анна села с подругой за парту, открыла тетрадь. Подруга показала свое выполненное задание. Они что-то обсуждали. После звонка встречали учителя стоя у парт.

К следующему уроку не подготовился. Со звонком выбежал на улицу. Показывал одноклассникам «трюки» на турнике. Некоторые пытались повторить.
Зашел в класс после звонка с другом.

Вывод: в целом класс дружелюбный. Даже на переменах, когда каждый занят своим делом, никто не остается в стороне. Девочки общались, смеялись, отдыхали после урока. У них не было конкретной серьезной темы. Беседа была простой, непродолжительной. Анна перед уроком говорила с подругой  о выполненном домашнем задании, они  обсуждали, о чем-то спорили.
В центре внимания у мальчишек на перемене было спортивное увлечение. Александр демонстрировал свое новое достижение на турнике, одноклассники пытались повторить. В процессе общения мальчишки смеялись, Александр с гордостью демонстрировал свое умение. Напряжения в группе не было. 

Мотивы общения у Александра личные, с признанием собственной значимости, получением позитивной оценки окружающими.
У Анны прослеживаются альтруистические мотивы общения с одноклассниками. Она стремилась помочь подруге разобраться в правильности выполнения задания.

Протокол наблюдения №3
за процессом общения
24.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: общественно-полезный труд: уборка территории.
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Распределение обязанностей

Вместе с детьми вышел на свой участок. Девочкам сказал подгребать, а мальчикам выносить мусор.

Вместе со всеми девочками приступили к работе.

Сам вызвался принести носилки для мусора.

Процесс работы на участке

Контролирует качество выполнения работы детьми. Показывает, где есть мусор. Общается с детьми, отвечает на их вопросы. Делала замечания мальчикам.

Очень старательно выполняет работу. Во время работы общается с одноклассниками. Когда учитель показал, где ещё не убрано, откликнулась убрать одной из первых. Когда мальчики забирали мусор, помогала им нагружать.

Взял на себя роль «главного» среди мальчиков. Он распределял кому куда подойти, у кого забрать мусор. Сам физически не работал. Только пытался забрать у девочек грабли, чтобы продемонстрировать «как надо!».

Завершение работы

Учитель хвалит детей за качественную работу

Общую  похвалу приняла и в свой адрес. Была очень довольна результатом своего труда. После работы ушла домой с одноклассницей, которая живет по соседству.

Вместе с мальчишками заносит школьный инструмент. Похвалил себя перед учителем.

Выводы: класс можно назвать сплоченным коллективом. Здесь каждый видит, кто, чем занят и старается друг другу помочь. Непринужденная обстановка показала естественность каждого учащегося. Есть шумные и неугомонные, есть тихие и скромные, есть лидеры и заводилы, но все чувствуют себя комфортно.
Анна инициатором бесед не выступает, но охотно включается в разговор. Предпочтительно общается с девочками. Учителю вопросы не задает, зато ей интересно, как учитель ответит на вопросы одноклассников.  На похвалу со стороны учителя прореагировала улыбкой. Анна была довольна результатом труда, поэтому похвала ещё больше утвердила её удовлетворение.
Александр в беседах занимал активную позицию. В разговоре с учителем старался вставить свою реплику, которая должна была всех рассмешить. Это было видно по его реакции после сказанных слов – он умолкал и следил за одноклассниками. Иногда демонстрировал деловое общение, обращаясь к учителю с уточнением «рабочих моментов». И тут же передавал инструкции мальчикам. После завершения работы похвалил себя перед классным руководителем. Сказал, что он был самым полезным, так как облегчил работу учителя.
Мотивы общения учащихся с классным руководителем можно отнести к мотивам-интересам. Общение  имеет особую эмоциональную окраску, обеспечивает легкое сближение собеседников.
У Александра это мотив-потребность. Ему важно быть оцененным со стороны, чтобы заметили его качества.

Протокол наблюдения № 4
за процессом общения
25.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: урок физической культуры.
Схема наблюдения:


Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Начало занятия

Учитель поздоровался с учениками. Принял рапорт. Познакомил с планом работы на уроке.

На урок не опоздала. Была на построении.

На урок не опоздал. Стал в строй после появления учителя. Задавал вопросы по уроку.

Основная часть урока

Проведение разминки. Обращает внимание на качество выполнения. Делает замечания недобросовестным учащимся, хвалит ответственных. Проведение сдачи нормативов (челночный бег, прыжки в длину с разбега). Распределил мелкие поручения между учащимися: расстановка брусков, запись времени. Тон голоса требовательный, но доброжелательный.

Внимательно слушала команды учителя. При замечании старалась исправить ошибки. Не все задания были по силе, поэтому была напряжена.
При сдаче нормативов хотела показать высокий результат. Получалось не сразу. Анна расстраивалась. После подбадривания учителем, появлялось  желание получить высокий балл. Настроение подымалось. Результат повысила.

Разминку выполнял качественно. Замечаний не было. Во время проведения разминки разговаривал с учителем. Обсуждал результаты Лиги Чемпионов. При сдаче нормативов показал высокий результат. Помогал учителю.

Заключительная часть

Учитель объявил результаты по нормативам. Объявил планы следующего урока. Попросил отнести инструмент.

Анна внимательно слушала учителя.

Александр с удовольствием помог учителю.

Вывод: было видно, что классу очень нравиться учитель физической культуры. Они его слушались, выполняли предъявленные им команды.  Даже «шумные» ученики были послушны. Дети не испытывают страха в общении с учителем. Ведут беседы на различные темы, без помехи проведения занятия.
Анна, не смотря на свой скромный характер, стремиться быть рядом с учителем, задает ему вопросы, стремиться оправдать надежды учителя.
Видно, что Александр очень любит этого учителя. По сравнению с другими уроками, на физкультуре ему практически не дают замечаний по поводу поведения. Его бойкий характер учитель направляет в нужное русло. Александр не пытается даже выглядеть лучше кого-то. Здесь каждый чувствует себя собой.
Мотив общения учащихся с учителем взаимодействующий. Дети легко вступают в контакт с учителем, без стеснения, но с уважением. Дети ценят простоту и открытость учителя. С ним легко ладят как спокойные дети, так и шумные.


Протокол наблюдения № 5
за процессом общения
26.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: классный час «знать правила дорожного движения – большое достижение».
Схема наблюдения:


Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Сообщение темы классного часа.

Учитель назвал тему классного час, целью которого являлась пропаганда ПДД среди школьников, а так же предупреждение детского травматизма. Учитель отметил хорошую работу учеников, которые входят в состав отряда ЮИД. Неоднократно они занимали первые места в региональных соревнованиях, и призовые места на уровне района.

Анна активно принимает участие в работе отряда ЮИД, особенно в выступлении агитбригады, поэтому слова похвалы относились и в её адрес. Она что-то начала рассказывать своей подружке, улыбалась.

Александр  сказал, что проехать на велосипеде любой может. На вопрос учителя, почему же он не ездит, ответил, что таким не занимается, есть дела поважнее.

Сообщение основной информации

Учитель рассказывал о важности знания ПДД, о нарушениях, допускаемых детьми, водителями, об ответственности на дороге.

Внимательно слушала.

Слушал. Иногда что-то обсуждал с соседом по парте. Учителя не перебивал.

Обсуждение темы

Учитель задавал вопросы. Вызывал на обсуждение. Давал задания по группам.

На все вопросы отвечала. В группе была одной из активных, но от их группы выступал другой человек.

Отвечал с места, дополнял других своими репликами. В группе активно обсуждал заданный вопрос. Отвечал от своей группы перед классом.

Подведение итогов

Учитель предложила придумать стенгазету по ПДД. Принимала идеи. Назначила ответственных.

Получила задание по оформлению стенгазеты. Вносила свои предложения.

Предложил оригинальный способ оформления газеты, но рисовать отказался.

Вывод: класс любит подобные мероприятия. С радостью ждал учителя. Некоторые были уставшими, но все равно слушали, правда, были менее активны.
Информацию учителя слушали внимательно. Участвовали в малых группах. Активно взаимодействовали друг с другом, обсуждали, отвечали на вопросы, выслушивали мнение каждого говорящего. Более шустрые дети иногда перебивали других. В целом, обстановку можно было назвать  рабочей. Все были заняты. При распределении задания по оформлению стенгазеты, дети сами называли своих одноклассников. Они знают способности друг друга.
Анна чувствовала себя комфортно. Отношения дружеские, никто не высказывался негативно.  Было замечено проявление зависти по отношению к Анне, когда её хвалил учитель. Девочка что-то говорила ворчливо, бросая взгляды в её сторону. Но это никак не отразилось на Анне. В группе общалась со всеми. Страха не испытывала.
Александр вел себя развязано, без стеснения. Замечаний не поступало в его адрес. Несмотря на его бурное поведение, в группе работал продуктивно. Его никто не осаждал, одноклассники воспринимают его таким, какой он есть.

Мотивы общения в группе непосредственно учебные, в конце урока наблюдались личностные мотивы общения.

Характеристика мотивов общения
учащихся 7 класса, по результатам наблюдения

Цель наблюдения: изучение мотивов общения учащихся со взрослыми
Наблюдаемые моменты: урок математики, физической культуры, перемена, классный час, общественно-полезный труд (уборка территории).
Наблюдаемые: Калилец Анна, Михович Александр

Выводы: проводя наблюдение за характером  общения и поведения двух, различных по типу темперамента, учащихся, можно сделать вывод о мотивах общения, преобладающих в данном классе. Для этого были изучены интересы, склонности детей, проведена беседа с классным руководителем о взаимоотношениях в классе.
В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. мальчики и девочки на равных общаются между собой. Конфликты в классе наблюдаются редко. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, но в классе нет ссор. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.
Что касается дисциплины, то класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках некоторых учеников очень тяжело успокоить, они ждут перемены. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы. Большую роль играет личность педагога. Учителя отзывчивые, умеют чувствовать настрой класса. Это является хорошим мотиватором общения. Дети обращаются по личным вопросам к учителю, с интересом по какому-либо вопросу, а так же характерно деловое общение, основанное на уважении.
Что касается внеурочной деятельности, то общение носит личностный характер. Мотив – общение ради общения. Пример тому общественно-полезный труд. Хоть ученики не все с удовольствием шли на работу на участке, но, благодаря работе классного руководителя, они выполнили необходимое. Они учились взаимодействовать, совершенствовали свои коммуникативные навыки: договаривались о способах выполнения возложенной  на них работы, обсуждали текущие школьные дела, высказывали по этому поводу свое мнение.
Класс имеет высокий уровень групповой сплоченности. Но, несмотря на это, в классе имеются группы. Они разбиваются по интересам: спорт, музыка и др. Микрогруппы мирно существуют. Никто никого не притесняет, иногда могут пошутить друг над другом. В классе нет оскорблений, дети уважают друг друга.  Иначе можно сказать, что наличие микрогрупп условно.
Калилец Анна.
Круг общения небольшой. Сужен в рамках учебных интересов и местом проживания. Предпочитает дружить с детьми скромными по натуре. Со сверстниками общается на различные темы. К педагогам относится с уважением, ценит их педагогическое мастерство, возможно, берет пример. В конфликты не вступает. Инициатором общения не выступает, но в разговор включается. Некоторые темы обсуждает оживленно. При похвале гордость не проявляется. Легко работает в группе, не испытывает дискомфорта. Выражает мысль логично и последовательно. Предпочтительный мотив общения в школе – деловой, альтруистический.
Михович Александр.
Общается с широким кругом сверстников. Ярко выраженных качеств, по которым выбираются собеседники, не выявлено. Наиболее тесные связи с одноклассниками, интересующимися спортом. Высоко ценит учителя физической культуры. Даже его бурное поведение на данных уроках сознательно им контролируется. У других педагогов позволяет себе пошуметь, но при замечаниях успокаивается. В основном является инициатором общения как с детьми, так и со взрослыми. Про таких говорят «язык без костей». Иногда не выслушивает собеседника, перебивает, хочет быть услышанным. Предпочтительный мотив общения в школе – личностный эгоистический, мотив-интерес.

РБ, УО «Брестский ГУ им. А.С.Пушкина» 2013

 

Содержание работы студента на практике по психологии

Примерное содержание:

Дни недели

(дата)

Направления деятельности

Время работы

Понедельник

Знакомство с базой.

Беседа с администрацией учреждения.

Знакомство с сотрудниками социально-психологической службы.

Перспективное планирование работы на практике.

9.00-15.00

Вторник

Знакомство с коллективом класса.

Проведение беседы с классным руководителем о ребятах в классе.

Изучение документации психолога.

8.00-14.00

Среда

Изучение документации психолога.

Посещение уроков.

Знакомство со школьной документацией (классным журналом, личными делами учащихся).

9. 00-15.00

Четверг

Проведение психологического анализа уроков.

8.00-14.00

Пятница

Проведение наблюдение за вниманием и памятью.

Посещение уроков.

9.00-15.00

Суббота

Обработка и оформление изученных характеристик.

9.00-15.00

Приложение 5

Изучение основ организации работы педагога-психолога

Изучение проводится по следующим параметрам:

  • Функциональные обязанности психолога.

  • Основные направления деятельности психолога.

  • Нормативные документы педагога-психолога.

  • Круг профессионального взаимодействия психолога в данном учреждении (структура).

  • Профессиональное взаимодействие психолога за пределами учреждения.

  • Знакомство с формами и методами работы психолога в данном учреждении.

  • Выделение специфики работы учреждения.

  • Определение конкретного практического значения и функций психологической службы в учреждении.

  • Изучение оснащения кабинета.

Приложение 6

Схемы для проведения наблюдения за познавательными процессами и личностными особенностями человека

Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Студент-практикант ведет дневник наблюдения за учеником и классным коллективом, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляются психолого-педагогические характеристики. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение практиканту необходимо использовать разнообразные методы. К ним относятся:

  • Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т.д.; с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку; с классным руководителем, куратором и др. учителями; с его родителями.

  • Метод наблюдения за проявлениями познавательной сферы и личностным характеристиками.

  • Документальный метод (ознакомление с классным журналом, планом воспитательной работы и пр.).

Характеристики должны носить не описательный, а аргументированный характер. В них не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых. Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика.

Написать характеристику – это значит:

а) установить внутреннюю связь и зависимость особенностей личности ученика от условий жизни и воспитания ребенка;

б) показать, как они проявляются в поведении школьника;

в) выделить ведущие, т.е. главные и наиболее устойчивые особенности;

г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником и классом.

Психолого-педагогическую характеристику личности учащегося необходимо давать на фоне классного коллектива, в сравнении с другими учениками класса. В характеристике важно показать не только уровень развития данного учащегося, но и то место, которое он занимает среди своих одноклассников, то, как он субъективно переживает свое положение в коллективе. Это поможет определить такие, например, особенности личности ученика, которые связаны с самосознанием, самооценкой, уровнем притязаний.

Основные этапы работы над характеристикой

1. Выбор объекта и сбор фактического материала с использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования.

2. Систематическое ведение «Дневника наблюдений», в котором должен быть намечен план изучения ученика и классного коллектива.

3. При составлении и написании характеристик необходимо учесть следующее:

а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами;

б) не допускать схематизма: не изображать ученика и классный коллектив исключительно положительными либо исключительно отрицательными;

в) характеристики должны включать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов.

Психолого-педагогические характеристики оформляются отдельно и обязательно содержат: текст характеристик, приложения (дневники наблюдения).

Содержание:

Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов

Тема 2: Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке

Тема 3: Наблюдение за умственной самостоятельностью школьников

Тема 4: Наблюдение за умственной деятельностью учащихся

Тема 5: Наблюдение за проявлениями интереса и внимания учащихся на уроке

Тема 6: Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Тема 7: Наблюдение за проявлениями памяти учащихся

Тема 8: Наблюдение индивидуально-психологических особенностей учащихся

Тема 9: Наблюдение за эмоциональным возбуждением

Тема 10: Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента

Тема 11: Наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости школьников

Тема 12: Наблюдение за проявлением характера ученика в малой группе

Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов

Цель: Формировать навыки наблюдения за учебным и познавательным интересом.

При выполнении задания используется шкала оценки (в баллах): 2 — умение хорошо сформировано; 1 — умение не всегда проявляется; 0 — умение не сформировано.

Учебный интерес

Познавательный интерес

1. Направлен на внешние стороны новых, необычных явлений или на сам процесс нового действия

1. Направлен сначала на содержание научного знания, а затем на способ его обнаружения.

2. Имеет ярко выраженный ситуационный характер по получении нужных сведений или окончания его действия исчерпывает себя, проявляются симптомы надоедания.

2. Постепенно приобретает устойчивый характер сохраняясь на время, легко обобщается, повышает привлекательность, порождает новые вопросы.

3. Не обладает побудительной силой: по собственной инициативе ученик не обращается к предмету.

3. Является одним из сильнейших мотивов занятия не только на уроке, но и за его пределами.

4. Плохо осознан: ученик не в состоянии объяснить что именно и почему ему не нравится в предмете.

4. Быстро и правильно осознается, ученик правильно и обоснованно объясняет причины своего интереса.

5. Проявляется в достаточно бурных, но кратковременных реакциях.

5. Проявляется в более сдержанных, глубоких и длительных интеллектуальных переживаниях.

Можете ли вы объяснить школьное наблюдение, рекомендованное психологом? — КК

В этой статье мы обсудим процесс записи на обследование в школу, цель и другие часто задаваемые вопросы, касающиеся этой услуги.

Наши психологи часто рекомендуют школьные наблюдения, чтобы они могли наблюдать за конкретным поведением ребенка или общим его поведением в школьной среде. Это возможность увеличить объем информации, доступной для психологической оценки, и сделать рекомендации более конкретными. Наблюдения иногда требуются для завершения диагностической оценки или просто для ответа на просьбу родителя высказать второе мнение о поведении ребенка в школе.

  • Что такое школьное наблюдение?

    Наблюдение за школой — это возможность для психолога понаблюдать за ребенком в школьной среде, чтобы записать ключевые модели поведения или факторы окружающей среды, которые могут способствовать трудностям и проблемам ребенка.

  • Как долго они служат?

    Школьные наблюдения, проводимые нашими психологами, часто длятся от 1 до 2 часов. Бывают ситуации, когда продолжительность может быть увеличена или необходимо провести несколько сеансов.

  • Как записаться на школьное наблюдение?

    После того, как будет сделана рекомендация или запрос, наша служба поддержки клиентов отправит вам электронное письмо с изложением запроса в письменной форме, которое будет включать ключевую информацию, такую ​​как затраты и процессы. Родители должны одобрить наблюдение в письменной форме. После утверждения сотрудник службы поддержки клиентов свяжется со школой от вашего имени, чтобы договориться о подходящем времени для осмотра школы, принимая во внимание расписание психолога и школы.

    Сотрудники нашей службы поддержки позвонят в школу и/или по электронной почте. Это означает, что в организационных и логистических целях несколько человек в школе могут знать, что будет проводиться наблюдение. Обычно нам может потребоваться получить разрешение от директора школы, группы консультантов и учителя (учителей).

  • Сколько это будет стоить?

    Школьное наблюдение оплачивается в соответствии с прейскурантом психолога. Сборы могут включать время на администрирование, время в пути и расходы (дорожные сборы, парковка, такси) и профессиональное время. Смета расходов будет включена в запрошенное электронное письмо. Обратите внимание, что окончательная стоимость может отличаться на +15% от расчетной стоимости.

  • Будет ли мой ребенок знать, что за ним наблюдают?

    Наблюдение завершается по разным причинам, поэтому ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов. В некоторых случаях ребенок не будет знать, что за ним наблюдают, но в других случаях ребенок будет знать. Ваш психолог сможет дать конкретный ответ на этот вопрос, исходя из цели наблюдения.

  • Кто еще будет участвовать?

    Несколько человек в школе могут быть прямо или косвенно вовлечены в наблюдение. Это часто зависит от размера школы, структуры, процедур и требований. Однако вполне вероятно, что следующие лица будут знать о том, что за каким-либо ребенком ведется наблюдение: директор школы, школьный консультант и другие члены консультационной группы, сотрудники школьной администрации и учитель(и) ребенка.

    Цель и содержание наблюдения обсуждаются только с уполномоченными лицами.

  • Как насчет моей конфиденциальности?

    Конфиденциальность клиента регулируется в соответствии с нашей политикой конфиденциальности. Тем не менее, очень важно, чтобы клиенты, беспокоящиеся о своей конфиденциальности, при обращении в школу обсудили свои конкретные требования со своим психологом , прежде чем одобрить школьное наблюдение . Это может потребовать от вас выделить дополнительное время для планирования и разработки стратегии школьного наблюдения.

    Цель и содержание заметок, связанных с наблюдением за школой, не разглашаются и обсуждаются только с уполномоченными лицами. Однако, как обсуждалось выше, несколько человек узнают о том, что в школе проводится наблюдение.

Вы получили ответ на свой вопрос?

Спасибо за ответ Не удалось отправить отзыв. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Все еще нужна помощь? Связаться с нами Связаться с нами

Коллектив психологов успешной школыКоллектив психологов успешной школы

Одной из задач школьного психолога является посещение класса и наблюдение за учащимися, у которых возникают трудности. Это одна из моих любимых частей моей работы. Работать с учеником один на один — это совершенно другой мир, чем наблюдать за тем, как ребенок действует в классе.

Очевидно, у меня была склонность к наблюдению задолго до того, как я стал школьным психологом. Прошлым летом я пошел домой в гости, и мои родители вытащили коробки с моими бумагами от начальной до старшей школы. Мои родители переезжали и хотели, чтобы я упаковал свое детство в одну коробку. (Справедливо — мне больше не нужно школьное сочинение о Великом Гэтсби). Мне попалась маленькая синяя тетрадка из 4-го класса, которая меня рассмешила. Это было похоже на блокнот маленького детектива, заполненный временами и действиями моих одноклассников:

10:42: Мэри идет к столику с закусками. Берет больше чем ее поршун! [так в оригинале]
10:44: Ник пытается сесть рядом с Мэри за столиком с закусками. Она говорит, что место занято.
10:45: Ник рассказывает о Мэри.
11:28: Микаэла пытается подружиться с Эрин, но Эрин лучше дружит с Дезире
1:15: Вернулась с физкультуры. Ник был в поте лица

Конечно, начиная с 4-го класса, я стал немного профессиональнее в своих описаниях своих наблюдений — я стараюсь оставаться объективным и излагать только факты того, что произошло. И слава богу, в моем лексиконе больше нет слова «потный боров». Но иногда я все еще чувствую себя детективом в своей работе, пытаясь собрать воедино множество информации с точки зрения многих разных людей.

Наблюдения являются важной «подсказкой» в оценке детектива/психолога.