Особенности детей с сдвг: Детский сад № 19 Василеостровского района СПб
| Психологические особенности детей с СДВГ. По данным, полученным в ходе исследования 5300 детей старшей и подготовительной групп детских садов в 1997 – 1999 гг., распространенность синдрома СДВГ составляла 20%, различий между мальчиками и девочками в этом возрасте не наблюдалось. Дошкольный возраст – наиболее критический период детства. Ожидание обучения в школе, активная подготовка к чтению, письму, счету требуют перестройки ЦНС на всех уровнях интеграции. Этот возраст важен для выявления СДВГ, который является тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. *Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений *Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную, при этом формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. *Главным итогом всех видов деятельности выступает, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью, а с другой стороны, формирование произвольного поведения. Старший дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремлением их достигнуть, несмотря на препятствия.*В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений. *В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. Изложение основных особенностей развития ребенка в старшем дошкольном возрасте позволяет нам перейти к описанию психологических особенностей детей с СДВГ. Как мы уже отмечали, уровень развития интеллекта у детей с СДВГ достаточно высок, но наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек развития определенных психических функций у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект у детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков. Это может привести к выраженной школьной дезадаптации. Выраженные нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройством слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза – руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать. Исследования показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5 –15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Далее, в течении 3 – 7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой – утомление стимулирует восстановительные процессы. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, у мальчиков она проявляется к 7 годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления. Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале. Расстройства кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании. При этом усиление мотивации или организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти. В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. В случае, если регулирующая функция речи нарушена, речь взрослого мало корригирует деятельность ребенка. Это приводит к затруднениям в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает конечную задачу, легко переключается на побочные или несуществующие раздражители, не может остановить побочные ассоциации. Особенно часто у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикулярного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушение голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обуславливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Помимо заикания психологи отмечают и чрезмерную болтливость данной категории детей. Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую передачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно. Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде. Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из симптомов, сопровождающих нарушение развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у остальных детей того же возраста. В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Также отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на обучении. Часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Рисунок часто бывает примитивен, диспропорционален, линии взаимно некоординированы и не четко соединены друг с другом. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом) – причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилия все сделать правильно) в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражено и заметнее для окружающих.Часто присутствие взрослых не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Все это может усилить дезадаптацию и привести к формированию негативной «Я-концепции». У детей с синдромом часто нарушены отношения со сверстниками и взрослыми, т.к. они стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, которые хочет выполнить обещание, но не сдерживает его. Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Ввиду этого у детей с СДВГ часто мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, на быстро их теряют. Социальная незрелость таких детей может проявляться в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Детям с этим синдромом трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Часто они игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы. Повышенная возбудимость часто является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все роняя и разливая. Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро- и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже после излечения патология характера останется, а может и усилится. Поведение детей с СДВГ отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным, чем любые правила. Знание правил выступает значимым мотивом собственных действий. Правило остается знаемым, на субъективно не значащим. Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование выявляет у большинства из этих детей повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени подвержены депрессивным состояниям, легко расстраиваются из-за неудач. Эмоциональное развитие гиперактивных детей отстает от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к самому себе, чему способствует и низкий самоконтроль. Спокойная обстановка, направления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено. Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимание, праксиса, ориентации, слабости нервной системы. Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождает множество проблем в начальной школе. |
|
Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции
В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Обозначены основные задачи и методы психокоррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, эмоционально-личностные особенности, межличностные отношения, задачи и методы психоррекционной работы.
В последние годы возрастает число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы, нарушению межличностных отношений с близкими людьми и сверстниками, проявлению школьной дезадаптации.
В связи с тем, что психологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности носят системный характер и сохраняются практически на всю жизнь, актуально говорить о коррекционных мерах, которые должны быть как психологическими, так и медикаментозными.
Долгое время школьную неуспеваемость гиперактивных детей объясняли их умственной неполноценностью, а их недисциплинированность пытались скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Сегодня мы понимаем, что источники гиперактивности необходимо искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия. Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок — ответственности» за данную проблему — ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческую энергию, двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен [1].
Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, т. е. множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют [1].
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности рассматривается как возрастное расстройство, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то импульсивность и дефицит внимания сохраняются и служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5–10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12–15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Активизация СДВГ в 12–15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе [2].
Синдром дефицита внимания и гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.
Исследования эмоционально-личностных особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показывают, что им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное, агрессивное поведение, склонность к делинквентному и аддиктивному поведению.
В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов психокоррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, глубинная мышечная релаксация, медитация-визуализация и др. Но эффективность психокоррекционной работы зависит, прежде всего, от систематичности и рациональности ее использования.
К инновационным технологиям психокоррекционной работы с детьми с СДВГ можно отнести Песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит все более широкое признание у практиков. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
Песочная терапия помогает ребенку выплеснуть свои чувства, осознать источник и особенности своих переживаний, а значит, делает ребенка уверенней. Безусловно, когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается. Ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.
Психологическая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проводилась нами на базе психологического центра «Феникс» г. Шахты. По нашим наблюдениям, более 70 % процентов клиентов психологического центра — это дети младшего школьного возраста, имеющие диагноз «СДВГ», выставленный неврологом. Чаще всего родители не связывают психологические проблемы, имеющиеся у ребенка, с данным диагнозом, не понимают характера влияния данного нарушения на психику ребенка. Родители жалуются на импульсивность, нетерпеливость, суетливость, проявляемую детьми. Дети отказываются от выполнения ряда требований, плохо справляются с выполнением домашнего задания, не хотят посещать школу, проявляют высокий уровень конфликтности как в отношениях с родителями, так и со сверстниками.
Целью исследования стало изучение особенностей эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, определение основных задач и методов психокоррекционной работы с ними.
Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей, не имеющая в анамнезе заболевания «СДВГ». Таким образом, в исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста.
Родителям была предложена анкета, направленная на выявление интенсивности выраженности СДВГ у детей «Шкала для оценки нарушения внимания и проявления гиперактивности и импульсивности» Д. Мичелсон. Дополнительно была изучена устойчивость внимания у детей с помощью методики «Таблица Шульте».
Школьная тревожность изучалась с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Эмоционально-волевая сфера изучалась с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла (детский вариант). Межличностные отношения изучались с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено и методики изучения социально-психической адаптации личности по С. Розенцвейгу (детский вариант) с целью изучения склонности к конфликтному взаимодействию.
У младших школьников с СДВГ по результатам анкетирования родителей выявлены значительные нарушения внимания, высокий уровень проявления гиперактивности и импульсивность поведения. Общая выраженность СДВГ высокая. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста
Проведенное исследование показало, что у младших школьников с СДВГ выявлены значительные нарушения устойчивости внимания. Эффективность работы снижена, выражена повышенная психическая истощаемость по гипостеническому варианту, запоздалая врабатываемость в деятельность. Характерен неравномерный поиск чисел, дети делают ошибки фактически в каждой серии заданий (3–4 ошибки). Высокий уровень проявления гиперактивности и импульсивность поведения проявляется в повышенной раздражительности, импульсивности, несдержанности. Дети с трудом приспосабливаются к новым требованиям социальной среды, постоянно делают ошибки из-за невнимательности, не доводят до конца выполняемые задания, не могут самостоятельно организовать свою деятельность, забывают выполнять регулярные требования.
Младшие школьники, не имеющие СДВГ, отличаются устойчивостью внимания, проявления гиперактивности и импульсивности не характерны. Эффективность работы, врабатываемость в деятельность высокая. Дети проводят поиск чисел равномерно или с ускорением, допускают единичные ошибки. Психическая истощаемость умеренная, гипостенический вариант.
У младших школьников с СДВГ выявлен высокий уровень школьной тревожности, обусловленный значительным снижением физиологической сопротивляемости стрессу, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Выражена фрустрация потребности в достижении успеха, высокий уровень социального стресса. У младших школьников, не имеющих СДВГ, выявлен умеренный уровень школьной тревожности. Физическая сопротивляемость стрессу высокая, страх не соответствовать ожиданиям окружающих не выражен. Умеренно выражен страх проверки знаний и страх самовыражения.
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с СДВГ отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, сниженным самоконтролем. Они легко ранимы, остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособление к новым условиям. Нетерпеливы, реактивны, легко возбудимы, сверхактивны, характерно моторное беспокойство, отвлекаемость. Чувствительны, зависимы от других. Характерна высокая напряженность, избыток побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности.
В межличностном общении младшие школьники с СДВГ проявляют недоверчивость, равнодушие, обидчивость, негативизм, эгоцентризм, умеренную беспечность, безответственность, не склонны к соблюдению установленных социальных норм. Выражена склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию. Непостоянны, несобранны, отсутствует стойкая мотивация. Конфликтоустойчивость снижена, преобладают экстрапунитивные реакции эго-защитного типа. Социометрический статус детей с гиперактивностью снижен: 30 % детей — «предпочитаемые», 20 % детей — «игнорируемые», 50 % детей — «изолированные».
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, не имеющих СДВГ, отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, стабильностью в поведении, оптимистичностью, самоконтроль умеренный, не склонны к эмоциональной напряженности.
В межличностном общении открыты и доброжелательны, хорошо понимают социальные нормативы, успешно овладевают требованиями окружающей жизни, учитывают интересы других. Проявляют умеренную склонность к самоутверждению и лидерству, реалистичность, практичность, умеренную зависимость от других, благоразумны и рассудительны. Конфликтоустойчивость умеренная, преобладают экстрапунитивные реакции, направленные на разрешение ситуации фрустрации.Социометрический статус достаточно высокий: 20 % детей — «звезды», 70 % детей — «предпочитаемые», 10 % детей — «изолированные».
Изучение взаимосвязи между особенностями эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и особенностями межличностных отношений с помощью коэффициента корреляции — r Пирсона позволяет утверждать, что особенности эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности приводят к нарушению их межличностных отношений, снижают их социометрический статус и конфликтоустойчивость.
После психодиагностического обследования на основе разработанной коррекционно-развивающей программы для детей младшего школьного возраста с СДВГ были проведены индивидуальные занятия с детьми в количестве 10 занятий. В занятиях участвовало 10 младших школьников с СДВГ. Для изучения эффективности применения коррекционно-развивающей работы с применением метода песочной игротерапии в работе с детьми с СДВГ было проведено повторное тестирование через 10 дней после окончания индивидуальной психокоррекции. Для сравнения была выделена контрольная группа, в составе 10 младших школьников с СДВГ, но не участвовавших в коррекционно-развивающей работе.
В экспериментальной группе детей, прошедших курс индивидуальной психокоррекции, произошло значительное повышение эмоционально-волевой устойчивости, снизилась эмоциональная возбудимость, напряженность, тревожность. Значительные улучшения произошли в межличностных отношениях младших школьников, повысилась способность к установлению доверительных отношений, к соблюдению установленных социальных норм, снизился негативизм, обидчивость, эгоистичность, конфликтность, агрессивность.
В контрольной группе младших школьников, значительных изменений в эмоционально-волевой сфере и особенностях межличностных отношений не произошло.
Итак, повышение эмоционально-волевой устойчивости в рамках коррекционно-развивающей работы с использованием метода песочной игротерапии способствовало гармонизации межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Проведенная работа позволяет выделить основные задачи психокоррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- Развитие познавательных процессов. Развитие объема, устойчивости внимания, умения сосредотачиваться на материале. Развитие мнемических функций, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Нормализация психоэмоционального состояния. Обучение навыкам эмоционально-волевой устойчивости.
- Формирование позитивного отношения к себе, самопонимания и самопринятия.
- Выработка наиболее успешных стратегий взаимодействия с окружающим миром.
- Психологическое консультирование родителей по проблеме необходимости осуществления индивидуального психологического подхода к детям с СДВГ. Информирование о специфике протекания СДВГ, выдача практических рекомендаций по специфике построения взаимоотношений с детьми.
- Психологическое консультирование педагогов. Выдача психологических рекомендаций для педагогов, обучающих детей с СДВГ.
Наиболее эффективными психокоррекционными методами работы с детьми с СДВГ являются песочная игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арттерапия, сказкотерапия, методы саморегуляции: дыхательная гимнастика, медитация-визуализация.
Литература:
- Заваденко, Н. Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей: ранняя диагностика и современные подходы к терапии / Н. Н. Заваденко. — М.: Просвещение, 2005.
- Румянцева, М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. — 2003. — № 6. — с. 22–28.
Основные термины (генерируются автоматически): дефицита внимания, синдромом дефицита внимания, младшего школьного возраста, детей младшего школьного, младших школьников, проявления гиперактивности, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, Синдром дефицита внимания, психокоррекционной работы, синдром дефицита внимания, уровень проявления гиперактивности, нарушения внимания, дефицит внимания, устойчивости внимания, Синдромом дефицита внимания, высокий уровень, сферы младших школьников, синдрома дефицита внимания, эмоционально-волевой сферы детей.
СДВГ: обзор, характеристики и лечение
Человек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывает трудности с поддержанием внимания, управлением уровнями энергии и контролем импульсов.
Поделиться на PinterestDesign от Medical News Today; фотография Амины Мод Идрис/EyeEm/Getty Images и RgStudio/Getty ImagesВ Соединенных Штатах около 8,4% детей и 2,5% взрослых страдают СДВГ. У некоторых детей признаки СДВГ проявляются уже в возрасте 3 лет.
Способы лечения СДВГ включают медикаментозное лечение, методы управления поведением и другие практические стратегии.
Ниже мы рассмотрим, что такое СДВГ, как он влияет на человека и какие методы лечения могут помочь.
Найдите советы по управлению СДВГ во время пандемии COVID-19.
Людям с СДВГ трудно сосредоточиться на задачах и контролировать свое внимание, что может, например, затруднить выполнение проекта. СДВГ может ограничить способность человека учиться или работать, а также может привести к стрессу, беспокойству и депрессии.
Некоторым людям с СДВГ трудно усидеть на месте. Они могут быстро действовать импульсивно и легко отвлекаются.
В то время как дети любого возраста могут испытывать рассеянность и импульсивность, эти черты более заметны у детей с СДВГ.
СДВГ может развиваться одним из трех способов. Врач может обнаружить, что расстройство имеет:
- преимущественно гиперактивное и импульсивное проявление
- преимущественно невнимательное проявление
- комбинированная презентация
Люди с СДВГ в разной степени проявляют гиперактивность, импульсивность и невнимательность.
Невнимательность
Ниже приведены некоторые виды поведения, связанные с невнимательностью, которые человек может заметить у человека с СДВГ:
- мечтательность
- рассеянность и трудности с концентрацией внимания на задачах
- совершение «невнимательных» ошибок говорят другие
- проблемы с организацией времени и организацией
- частая потеря предметов повседневного обихода
- избегание задач, требующих длительного внимания и размышлений
- трудности с выполнением инструкций
Узнайте больше о невнимательности и СДВГ.
Гиперактивность и импульсивность
У кого-то с СДВГ могут проявляться некоторые или все из следующих признаков:
- постоянное ощущение «на ходу» и неспособность усидеть на месте
- бег или лазание в неподходящее время
- трудности по очереди в разговорах и действиях
- ерзание или постукивание руками или ногами
- чрезмерный разговор и шум
- неоправданный риск
У взрослых
Взрослые и дети, как правило, испытывают одни и те же симптомы СДВГ, и это может создавать трудности в отношениях и на работе .
Эффекты этих функций сильно различаются от человека к человеку, и человек может обнаружить, что его переживания СДВГ со временем меняются.
Не все люди с СДВГ шумные и деструктивные. Например, ребенок может быть тихим в классе, сталкиваясь с серьезными проблемами, о которых он не говорит.
Узнайте больше о СДВГ у взрослых.
У женщин
Женщины с СДВГ могут с большей вероятностью испытывать трудности с концентрацией внимания, в то время как мужчины могут быть более склонны к гиперактивности и импульсивности.
Это может быть одной из причин, по которой больше мужчин, чем женщин, получают диагноз СДВГ. Гиперактивность заметить легче, чем невнимательность.
Узнайте больше о том, как СДВГ может повлиять на женщин, здесь.
Большинству детей с СДВГ ставят диагноз, когда они учатся в начальной школе, но некоторым это может быть поставлено только в подростковом или взрослом возрасте.
Ни один тест не может выявить СДВГ, а симптомы могут совпадать с симптомами других состояний. Это может затруднить диагностику.
Врач проведет осмотр, чтобы исключить другие возможные причины, такие как проблемы со слухом или зрением.
Другие состояния, которые могут привести к подобному поведению, включают:
- проблемы со слухом или зрением
- беспокойство
- депрессию
- неспособность к обучению
- нарушения сна
Врач часто задает вопросы, чтобы узнать больше о поведенческих моделях человека. Они могут поговорить с человеком, членами его семьи и любыми другими опекунами, например учителями.
Многие дети страдают гиперактивностью и невнимательностью. Для постановки диагноза СДВГ симптомы должны соответствовать определенным критериям, в том числе оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и школьные занятия.
Постановка правильного диагноза СДВГ может занять некоторое время. Узнайте, почему.
Ряд подходов может помочь человеку справиться с СДВГ. Врач должен работать с человеком, чтобы разработать план лечения, который подходит ему лучше всего.
План может включать:
Поведенческую терапию и консультирование
Терапевт или консультант может помочь человеку развить или улучшить широкий спектр навыков, таких как:
- построение и поддержание отношений
- установление и соблюдение правил
- планирование и выполнение заданий
- разработка и соблюдение расписания
- мониторинг симптомов СДВГ
Терапевты также могут помочь родителям разработать конструктивные способы реагирования на поведение, которое может быть результатом СДВГ.
Человеку с СДВГ могут быть особенно полезны:
- управление стрессом
- методы управления поведением в классе
- когнитивно-поведенческая терапия
- семейная терапия
когнитивно-поведенческая терапия, обычно называемая когнитивно-поведенческой терапией, направлена на то, чтобы помочь человеку найти новые способы подходить и реагировать на повседневные ситуации.
Советы по поддержке детей
Родители, учителя и другие опекуны могут помочь детям справиться с проблемами СДВГ.
В школах часто есть образовательные планы для детей с СДВГ, включающие специальные подходы к обучению, приспособления в классах и школьные консультации.
Дома и в школе могут помочь следующие стратегии:
- наличие письменного расписания всех задач
- разбивка больших задач на более мелкие, более управляемые
- организация школьных принадлежностей и игрушек
- установление ясности и последовательности правила
- поощрение или похвала ребенка за выполнение задания
- с помощью планировщика, который учителя и опекуны регулярно проверяют.
Кроме того, поощряйте детей заниматься теми делами, которые им нравятся и в которых они преуспевают, чтобы повысить их самооценку. Спорт и другие виды физических упражнений могут дать выход высокому уровню энергии и улучшить общее самочувствие ребенка.
Советы для взрослых
Напоминания и будильники, календари и планировщики могут помочь взрослым с СДВГ управлять своим расписанием.
Также рекомендуется хранить ключи и другие важные повседневные предметы в определенных местах.
Может ли диета изменить ситуацию? Узнайте здесь.
Лекарства
Лекарства, такие как стимуляторы, могут помочь улучшить внимание и концентрацию. Вот несколько примеров:
- Амфетамин/декстроамфетамин (Adderall)
- Лисдексамфетамин (vyvanse)
- Метилфенидат (риталин)
- Dexamphetamin боль
- головная боль
- повышенное кровяное давление и частота сердечных сокращений
- повышенная тревожность и раздражительность
- проблемы со сном
- снижение аппетита
- изменение личности
Во избежание побочных эффектов сообщите врачу о принимаемых лекарствах и проблемах со здоровьем.
Если стимуляторы неэффективны или не подходят, врач может назначить нестимулирующие препараты, такие как:
- гуанфацин (Intuniv)
- атомоксетин (Strattera)
- клонидин (Catapres)
Некоторым людям врач может прописать один из перечисленных выше препаратов вместе со стимулятором.
Найдите более подробную информацию о лекарствах от СДВГ.
Врачи не знают, что вызывает СДВГ, но они выявили некоторые факторы риска, в том числе:
- семейный анамнез СДВГ
- черепно-мозговая травма
- воздействие стресса, алкоголя или табака во время беременности
- воздействие токсинов окружающей среды во время беременности или с раннего возраста
- низкий вес при рождении, согласно мета-анализу 2018 г.
- возможно преждевременные роды, согласно исследованию 2018 г. Обычно он появляется в детстве.
Человек не «вырастает» из СДВГ, но стратегии управления обучением могут помочь ему наслаждаться полноценной жизнью.
Без лечения, которое может включать медикаментозное лечение, человек может испытывать низкую самооценку, депрессию и проблемы со школой, работой и отношениями.
Любой, кто считает, что у ребенка может быть СДВГ, должен обратиться к врачу.
Консультанты, учителя и другие члены сети поддержки ребенка могут помочь ребенку справиться со своими симптомами и максимально использовать свои возможности.
Прочитайте статью на испанском языке.
СДВГ: обзор, характеристики и лечение
Человек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывает трудности с поддержанием внимания, управлением уровнями энергии и контролем импульсов.
Поделиться на PinterestDesign от Medical News Today; фотография Амины Мод Идрис/EyeEm/Getty Images и RgStudio/Getty ImagesВ Соединенных Штатах около 8,4% детей и 2,5% взрослых страдают СДВГ. У некоторых детей признаки СДВГ проявляются уже в возрасте 3 лет.
Способы лечения СДВГ включают медикаментозное лечение, методы управления поведением и другие практические стратегии.
Ниже мы рассмотрим, что такое СДВГ, как он влияет на человека и какие методы лечения могут помочь.
Найдите советы по управлению СДВГ во время пандемии COVID-19.
Людям с СДВГ трудно сосредоточиться на задачах и контролировать свое внимание, что может, например, затруднить выполнение проекта. СДВГ может ограничить способность человека учиться или работать, а также может привести к стрессу, беспокойству и депрессии.
Некоторым людям с СДВГ трудно усидеть на месте. Они могут быстро действовать импульсивно и легко отвлекаются.
В то время как дети любого возраста могут испытывать рассеянность и импульсивность, эти черты более заметны у детей с СДВГ.
СДВГ может развиваться одним из трех способов. Врач может обнаружить, что расстройство имеет:
- преимущественно гиперактивное и импульсивное проявление
- преимущественно невнимательное проявление
- комбинированное проявление
Люди с СДВГ испытывают гиперактивность, импульсивность и невнимательность в различной степени.
Невнимательность
Ниже приведены некоторые виды поведения, связанные с невнимательностью, которые человек может заметить у человека с СДВГ:
- мечтательность
- рассеянность и трудности с концентрацией внимания на задачах
- совершение «неосторожных» ошибок
- неспособность слушать, пока другие говорят
- трудности с организацией времени и организацией
- частая потеря предметов повседневного обихода
- 2 90 которые нуждаются в длительном сосредоточении и размышлениях
- испытывают трудности с выполнением инструкций
Узнайте больше о невнимательности и СДВГ.
Гиперактивность и импульсивность
У кого-то с СДВГ могут проявляться некоторые или все из следующих признаков:
- постоянное ощущение «на ходу» и неспособность усидеть на месте
- бег или подъем в неподходящее время
- трудности по очереди в разговоре и деятельности
- ерзание или постукивание руками или ногами
- чрезмерный разговор и шум
- неоправданный риск
у взрослых
Взрослые и дети, как правило, испытывают одни и те же симптомы СДВГ, и это может создавать трудности в отношениях и на работе.
Эффекты этих функций сильно различаются от человека к человеку, и человек может обнаружить, что его переживания СДВГ со временем меняются.
Не все люди с СДВГ шумные и деструктивные. Например, ребенок может быть тихим в классе, сталкиваясь с серьезными проблемами, о которых он не говорит.
Узнайте больше о СДВГ у взрослых.
У женщин
Женщины с СДВГ могут с большей вероятностью испытывать трудности с концентрацией внимания, в то время как мужчины могут с большей вероятностью испытывать гиперактивность и импульсивность.
Это может быть одной из причин, по которой больше мужчин, чем женщин, получают диагноз СДВГ. Гиперактивность заметить легче, чем невнимательность.
Узнайте больше о том, как СДВГ может повлиять на женщин, здесь.
Большинству детей с СДВГ ставят диагноз, когда они учатся в начальной школе, но некоторым это может быть поставлено только в подростковом или взрослом возрасте.
Ни один тест не может выявить СДВГ, а симптомы могут совпадать с симптомами других состояний. Это может затруднить диагностику.
Врач проведет осмотр, чтобы исключить другие возможные причины, такие как проблемы со слухом или зрением.
Другие состояния, которые могут привести к подобному поведению, включают:
- проблемы со слухом или зрением
- беспокойство
- депрессию
- неспособность к обучению
- нарушения сна
Врач часто задает вопросы, чтобы узнать больше о поведенческих моделях человека. Они могут поговорить с человеком, членами его семьи и любыми другими опекунами, например учителями.
Многие дети страдают гиперактивностью и невнимательностью. Для постановки диагноза СДВГ симптомы должны соответствовать определенным критериям, в том числе оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и школьные занятия.
Постановка правильного диагноза СДВГ может занять некоторое время. Узнайте, почему.
Ряд подходов может помочь человеку справиться с СДВГ. Врач должен работать с человеком, чтобы разработать план лечения, который подходит ему лучше всего.
План может включать:
Поведенческую терапию и консультирование
Терапевт или консультант может помочь человеку развить или улучшить широкий спектр навыков, таких как:
- построение и поддержание отношений
- установление и соблюдение правил
- планирование и выполнение заданий
- разработка и соблюдение расписания
- мониторинг симптомов СДВГ
Терапевты также могут помочь родителям разработать конструктивные способы реагирования на поведение, которое может быть результатом СДВГ.
Человеку с СДВГ могут быть особенно полезны:
- управление стрессом
- методы управления поведением в классе
- когнитивно-поведенческая терапия
- семейная терапия
когнитивно-поведенческая терапия, обычно называемая когнитивно-поведенческой терапией, направлена на то, чтобы помочь человеку найти новые способы подходить и реагировать на повседневные ситуации.
Советы по поддержке детей
Родители, учителя и другие опекуны могут помочь детям справиться с проблемами СДВГ.
В школах часто есть образовательные планы для детей с СДВГ, включающие специальные подходы к обучению, приспособления в классах и школьные консультации.
Дома и в школе могут помочь следующие стратегии:
- наличие письменного расписания всех задач
- разбивка больших задач на более мелкие, более управляемые
- организация школьных принадлежностей и игрушек
- установление ясности и последовательности правила
- поощрение или похвала ребенка за выполнение задания
- с помощью планировщика, который учителя и опекуны регулярно проверяют.
Кроме того, поощряйте детей заниматься теми делами, которые им нравятся и в которых они преуспевают, чтобы повысить их самооценку. Спорт и другие виды физических упражнений могут дать выход высокому уровню энергии и улучшить общее самочувствие ребенка.
Советы для взрослых
Напоминания и будильники, календари и планировщики могут помочь взрослым с СДВГ управлять своим расписанием.
Также рекомендуется хранить ключи и другие важные повседневные предметы в определенных местах.
Может ли диета изменить ситуацию? Узнайте здесь.
Лекарства
Лекарства, такие как стимуляторы, могут помочь улучшить внимание и концентрацию. Вот несколько примеров:
- Амфетамин/декстроамфетамин (Adderall)
- Лисдексамфетамин (vyvanse)
- Метилфенидат (риталин)
- Dexamphetamin боль
- головная боль
- повышенное кровяное давление и частота сердечных сокращений
- повышенная тревожность и раздражительность
- проблемы со сном
- снижение аппетита
- изменение личности
Во избежание побочных эффектов сообщите врачу о принимаемых лекарствах и проблемах со здоровьем.
Если стимуляторы неэффективны или не подходят, врач может назначить нестимулирующие препараты, такие как:
- гуанфацин (Intuniv)
- атомоксетин (Strattera)
- клонидин (Catapres)
Некоторым людям врач может прописать один из перечисленных выше препаратов вместе со стимулятором.
Найдите более подробную информацию о лекарствах от СДВГ.
Врачи не знают, что вызывает СДВГ, но они выявили некоторые факторы риска, в том числе:
- семейный анамнез СДВГ
- черепно-мозговая травма
- воздействие стресса, алкоголя или табака во время беременности
- воздействие токсинов окружающей среды во время беременности или с раннего возраста
- низкий вес при рождении, согласно мета-анализу 2018 г.
- возможно преждевременные роды, согласно исследованию 2018 г. Обычно он появляется в детстве.
Человек не «вырастает» из СДВГ, но стратегии управления обучением могут помочь ему наслаждаться полноценной жизнью.