Отечественный ученый психолог ананьев и его последователи: Отечественный ученый- психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не…

Содержание

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов
  • Главная
  • ЕГЭ
  • Обществознание
  • Задание-задача
  • Блок: Человек и Общество

Решил заданий

Не решил заданий

Осталось заданий

История решения
3913 — не приступал 3086 — не приступал 3475 — не приступал 8402 — не приступал 7338 — не приступал 9874 — не приступал 7042 — не приступал

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

№1

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

ответ

  1. Да, я согласен с мнением автора о том, что каждый человек является личностью, если не подвергся изоляцию в первые месяцы жизни.
  2. Аргументы

— Личность определяется как носитель социально значимых качеств, которые не могут быть приобретены вне коммуникации с другими людьми, что особенно важно в первые месяцы жизни

— личностью является активный субъект социальных отношений, что невозможно без общения

— Качества и социальные роли необходимые личности формируются в процессе социализации, то есть в процессе вхождения в социальную структуру общества.

  1. Нет, я не согласен с мнением о том, что личностью является каждый человек, который не подвергся искусственной изоляции в первые месяцы жизни.
  2. Аргументы:

— Не каждый человек в процессе социализации действительно приобретает социально значимые качества, необходимые для того, чтобы быть личностью

— Кроме того, что личность должна быть носителем социально значимых качеств, необходимо иметь активную жизненную позицию, чтобы быть важным в обществе

— Даже те люди, которые прошли процесс социализации и приобрели качества необходимые личности, могут вести образ жизни, который будет разрушать ее, как например алкоголики и наркоманы

№2

Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

ответ

  1. Понятие деятельность применимо к третьей ситуации, в которой лесорубы с помощью современной техники расчистить делянку.
  2. Аргументы:

— Занятие лесорубов является деятельностью так как оно направлено на достижение практически полезного результата, что является отличительной чертой деятельности как труд

— Занятие лесорубов является деятельностью, так как оно носит преобразующий характер: лесорубы очищают лесное пространство.

 

№3

Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

ответ

  1. Каждый человек может обладать задатками, которые необязательности превращаются в способности, если их не развивать в процессе какой-то конкретной практической деятельности
  2. Современные ученые считают, что природные задатки являются важным аспектов развитии способностей, но определяющим является все же стремление способность развить
№4

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу.

97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

ответ

  1. Выводы

-Уровень образованности населения в странах третьего мира является достаточно низким по сравнению с другими странами

— Число детей, не посещающих школы в странах Южной и Юго-Восточной Азии больше, чем в странах Африки.

2. Причина

— Экономика стран третьего мира не позволяется должным образом проводить полноценную политику пропаганды образования для населения

№5

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

ответ

  1. Относительная истина – неполное, неточное знание о предмете

В науке было сначала открыто, что вещества состоят из молекул, только потом, что оно из атомов, то есть первое открытое знание о том из чего состоит вещество являлось неполным.

2. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Ученый Томпсон предложил модель атома, которую часто называют «кекс с изюмом», впоследствии она оказалась неверной и была заменена на планетарную.

№6

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) В ситуации с индустриализацией показано такое свойство как противоречивость общественного прогресса.

2) Примеры

— Развитие нефтедобывающей промышленности приводит к загрязнению окружающей среды

— Глобализация помогает создавать межкультурную коммуникацию, но при этом может приводить к потере национальных особенностей.

 

№7

Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.

ответ

  1. Компьютеризация

Школы страны Z следят, чтобы выбранный объем нагрузки не вредил здоровью учеников.

2. Гуманизация

Учащиеся могут обучаться посредством современных компьютерных технологий.

Так твой прогресс будет сохраняться.

Регистрация

Мы отправили код на:

Изменить

Получить код повторно через 00:00

Я прочитал(-а) Политику конфиденциальности и согласен(-на) с правилами использования моих персональных данных

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс, задания по теме «Человек и общество» | Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме:

Слайд 1

Задания Тема «Природное и общественное в человеке», «Мировоззрение»

Слайд 2

Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совокупность всех народов, населяющих нашу планету 2) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения 3) результаты материально-преобразующей деятельности людей 4) определённый этап исторического развития человечества 5) весь материальный мир в целом 6) устойчивые стереотипы человеческого поведения

Слайд 3

Запишите слово пропущенное в схеме

Слайд 4

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе

Слайд 5

Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека. 1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки 4) умения 5) наследственность 6) идеалы

Слайд 6

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Слайд 7

Пример ответа · неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке), · формальные отношения в школе (отношения с учителями, классным руководителем), · неформальные отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом).

Слайд 8

Задание Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок- Маугли ). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Слайд 9

Пример ответа В случае согласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы: · понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети- Маугли ), · на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди, · под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы: · чтобы «являться» личностью, недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию, · проявлять себя ка личность – значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность), · деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

Слайд 10

Задание Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона , не человек, а «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон , называя ребенка «кандидатом в человека» (сформулируйте три суждения).

Слайд 11

Пример ответа определение человека как существа культурного (общественного, социального), а не только биологического, · объяснение различий в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность», · указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми) в развитии личности, · суждение о том, что речь (сознание, мышление) человека может развиваться только в общении с другими людьми (только в обществе).

Слайд 12

Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека. 1) потребность в общении 2) потребность в сне 3) потребность в достижении статуса 4) потребность в пище 5) потребность в труде

Слайд 13

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно содержащие информацию о становлении личности человека, второе о социальных ролях личности.

Слайд 14

Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены естественные потребности человека. Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда. Первичные, биологические, социальные, органические, природные.

Слайд 15

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

Слайд 16

Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к продолжению рода 2) умение защищаться от врагов 3) умение находить пропитание и обустраивать жилье 4) способность преобразовывать природную среду 5) забота о потомстве 6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

Слайд 17

Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.

Слайд 18

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу. Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность. Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Слайд 19

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Слайд 20

Качества личности: — самостоятельность, — ответственность, целеустремленность, а ктивность, трудолюбие, инициативность, смелость, воспитанность, Уравновешенность, независимость…

Слайд 21

Ответ Активность – под влиянием учителей и одноклассников, через участие в школьных мероприятиях Трудолюбие – под влиянием родителей, через совместну ю работу дома и на даче Целеустремленность – под влиянием тренера, через занятия спортом

Слайд 22

Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца . ПОТРЕБНОСТИ А) в самовыражении Б ) в смысле жизни В ) в двигательной активности Г ) в общении ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1) биогенные (биологические) 2 ) социальные 3 ) идеальные

Слайд 23

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о способностях человека.

Слайд 24

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков . «Человек живет в __________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые __________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной __________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными __________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает __________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль __________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла ». Cписок терминов: 1) знание 2 ) общество 3 ) группа 4 ) позиция 5 ) отношение 6 ) норма 7 ) закономерность 8 ) поведение 9 ) экономика В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Слайд 25

А Б В Г Д Е 2 5 9 3 7 1

Слайд 26

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. « Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например , человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры». Список терминов: 1) способность 2 ) биосоциальное 3 ) поведение 4 ) индивид 5 ) потребность 6 ) язык 7 ) наследственность 8 ) общение 9 ) эмоциональное

Слайд 27

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

Психология в Украине | BPS

Психология на Украине и страдала, и благоприятствовала, как и в других регионах старой CCCP. Она была видна как практическая и научная составляющая педологии, но в 1930-е годы педология была упразднена одним из знаменитых сталинских указов, так что учебные материалы и учебники были конфискованы с кафедр и впоследствии уничтожены. В период с 1930 по 1990 гг. психология как самостоятельная дисциплина широко преподавалась в педагогических и гуманитарных университетах. Психология также традиционно преподавалась в школах, и теперь, хотя она преподается как необязательная дисциплина, интерес среди учащихся высок, и она занимает шестое место по популярности после права, экономики, менеджмента, медицины и бизнес-исследований. С 1991 произошло огромное расширение результатов психологических исследований.

Бывшие украинские психологи
В 1920-х годах, после русской революции 1917 года, известная группа русских психологов (включая Выготского, Леонтьева, Лурия и Ананьева) основала психологическую школу в Харьковском университете на востоке Украины, избежав таким образом опасности практики в российских городах, откуда проводились этнические и возрастные психологические исследования. Наследие той эпохи осталось. Особенно выделяются украинские психологи в развивающем и педагогическом полях и их объединении.

Школа, созданная в первой половине прошлого века виднейшим украинским психологом Григорием Силовичем Костюком, была основана на идее, что успех любого учебного процесса заключается в сочетании развития личности и интерактивного обучения. Это представление, несомненно, вытекает из теоретического наследия, унаследованного от Выготского. В исследованиях Костюка основное положение заключалось в том, что обучение и воспитание (воспитание) играют значительную роль в развитии личности. Следуя этому примеру, другие психологи, такие как Рубинштейн, Леонтьев и Гальперин (известные своими теориями деятельности и интерактивного развития личности), Эльконин (теория развития в обучении) и Болл (теория головоломок), сделали советскую психологию респектабельной и выдающейся наукой. дисциплины, тогда как на Украине Роменеш ввел широкий культурологический подход к истории психологии. Следует также упомянуть о Шевченко, литературном гиганте, которого называют «украинским Шекспиром», которому также приписывают идеи, которые привели к раннему развитию отечественной психологии.

Где обучаются психологи?
Примерно в 1990 году количество кафедр психологии в украинских университетах достигло рекордно низкого уровня. Объем выпуска был ограничен: Харьковский и Киевский национальные университеты выпускали только 50 студентов-психологов в год. А сейчас каждый из педагогических вузов страны (их около 30) выпускает столько же в год. Психология и педология преподаются во многих университетах и ​​вузах, причем не только на гуманитарных факультетах, но и в медицинских и технических вузах. Значительную роль в подготовке молодых психологов играют государственные факультеты (в основном на базе университетов). Различные департаменты Министерства здравоохранения готовят клинических психологов и психотерапевтов.

В настоящее время студент поступает в институт или университет, получает степень бакалавра (бакалавра) за четыре года, после чего следует дополнительный дополнительный год для получения степени магистра (магистра). Чтобы получить квалификацию психолога, требуется сертификат или диплом, свидетельствующий об окончании соответствующего курса, хотя такую ​​же квалификацию может получить студент, уже имеющий первую степень по другой дисциплине. После получения степени по психологии бакалавр может поступить в аспирантуру, которая является эквивалентом исследовательской докторской степени, за которой затем (часто намного позже) следует докторская степень доктора наук (доктор наук).

Негосударственные (частные) университеты также выпускают многих психологов, но из-за быстрого роста популярности психологии качество иногда приносится в жертву количеству, а стандарты специалистов могут быть очень низкими. Проблема для Украины заключается в том, что не все университеты обладают достаточным опытом, методами и хорошо разработанными методологиями для подготовки психологов высокого качества.

Где работают психологи?
Некоторые из них работают в правительстве, например, в различных отделах Министерства внутренних дел, работают с персоналом и с местным населением. В негосударственных инфраструктурах психология тоже играет роль. Психологи выполняют множество ролей, которые материализовались в последние годы по мере того, как общество менялось: в кадровой сфере, маркетинге, в качестве аналитиков, создателей имиджа, политических консультантов или психологов, консультирующих частные фирмы.

В министерстве по чрезвычайным ситуациям со странным названием психологические службы используются для установления близких отношений с людьми, пострадавшими от экстремальных событий и обстоятельств. Министерство открыло пять центров, которые в основном оказывают психологическую помощь пострадавшим от Чернобыльской катастрофы: на облученных территориях, а также в поселках переселения.

Где проводятся исследования?
Основным координирующим учреждением в области психологических исследований является Институт психологии Костюка Академии педагогических наук Украины (www.psy-science.kiev.ua). В состав Академии входят и другие институты, которые реализуют проекты в различных психологических сферах: Психологический институт профессионального образования, Институт поведенческих проблем, Институт социальной и политической психологии и многие другие, в том числе Украинский научно-методический центр прикладной и социальной психологии.
В Харьковском национальном университете в 1972 г. был открыт факультет психологии, который в 2001 г. стал независимым от других дисциплин. Работа была сосредоточена на проблемах памяти, но в последнее время его исследовательские интересы расширились на области, которые в прошлом считались бы экзотическими или антипатогенными. -коммунистическая, включающая судебную психологию, политическую психологию, этнопсихологию, экологическую психологию и психотерапию.

Текущие проекты
Психологи по-разному вовлечены в работу, связанную с безопасностью, и занимаются устранением последствий Чернобыльской катастрофы, которые многочисленны и разнообразны (например, нынешнее нежелание молодых пар иметь детей из-за страха перед врожденными дефектами).

Быстрые политические изменения вызвали интерес исследователей к различиям между этническими меньшинствами (одним из которых стали русские). Действительно, голосование на выборах, породивших оранжевую революцию, часто проходило по этническому признаку, группы отличались религиозными убеждениями и политическими предпочтениями (западная часть Украины была прозападной, восточная — пророссийской, т. пример). Негативное отношение к этническим меньшинствам, проживающим в Украине, многие годы скрывалось, но теперь оно признано, и психологи помогают противостоять ему. Здесь представлены четыре текущих проекта:

Взгляды молодого поколения
Состоит из двух подэтапов. В первом (пока еще неопубликованном) изучалось формирование этнических стереотипов у школьников, в частности, что негативные стереотипы могут возникать при игре в популярные компьютерные игры, такие как «Война русских бандитов и украинских националистов». Во втором исследовалась роль учебников, которыми пользуются учителя, на формирование этнических стереотипов, выявлено, что с каждым годом в учебниках по украинской литературе и истории делается акцент на том или ином историческом периоде или эпохе, что показывает негативный образ других национальностей. Например, много места и времени посвящено историческому периоду, известному как татаро-монгольское нашествие, нашествие крымских татар на украинские города и села. Такое ограничение коротким периодом украинской истории повлияло на восприятие школьниками современных крымских татар. Выявлено негативное отношение детей к этой группе, несмотря на то, что в большинстве случаев они не имели или имели ограниченный контакт с ней (Павленко, 2003).


Возраст, идентификация и внутригрупповой выбор
В рамках данного проекта (Павленко и др., 2001) изучалась возрастная динамика регионального, этнонационального и наднационального уровней идентификации у детей и подростков, проживающих в Украине. Кроме того, в рамках проекта исследовались возрастные особенности этнонациональных верований в зависимости от принадлежности индивидуума к своей группе. Исследование выявило после опроса четырех групп харьковских детей 6, 9, 12 и 15 лет по 120 человек, что формирование территориальной и этнонациональной идентификационной системы у детей и подростков Украины начинается с идентификации с районное сообщество города. Выбор этнонациональной общности как своей группы обычно завершается к 12 годам. Характерная возрастная динамика прослеживается в выборе этнонациональной группы в качестве мы-группы. Она движется от биэтнической идентификации (т.е. и украинской, и русской) в младших возрастных группах к строгой и однозначной идентификации в старших (украинской или русской). С возрастом возрастает когнитивная сложность детских этнических представлений.

Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности
Этот проект (см. www.surrey.ac.uk/psychology/nerid) сравнил этнолингвистическую и религиозную идентичность, сформированную у детей и подростков в России, Украине, Грузии и Азербайджане, с таковой в Англии , Шотландия, Страна Басков, Каталония и Андалусия. Он выявил обширные и всеобъемлющие различия в развитии идентичности в этих различных социокультурных контекстах, особенно в отношении этнонациональной группы, географического положения и языка, используемого для обучения в их школах.

Политическое доверие и участие
Особое значение для Украины имеет текущее исследование, связывающее психологические факторы, такие как этническая идентичность, с формированием политического доверия и политической активности среди молодежи.

Педагогическая психология: история успеха
Сегодня в начальных и средних школах, колледжах, гимназиях и т.д. работает 10 000 специалистов. Психология широко используется в семейных услугах. В настоящее время по инициативе правительства создано 800 региональных социальных центров для молодежи. Но по мере того, как спрос на психологов увеличивался, росли и споры о содержании курсов и методах, используемых для их обучения. Был сделан ряд предложений, чтобы попытаться стабилизировать хаос в системе, в частности, чтобы быть более избирательным при приеме на работу выпускников-психологов, усилить руководящие принципы для обучения практической и прикладной психологии и интегрировать опыт и знания международных психологов (в то время как все еще уважая культурные различия).

Необходимо улучшить регулирование?
Востребованность психологических знаний высока во многих сферах современной общественной жизни. Однако не существует единого регулирующего органа, который мог бы установить основные принципы работы психологов. В некоторых областях, например, в праве образования, социальной защиты населения, службах по работе с молодежью, ориентиры и основные принципы подчеркиваются и реализуются на практике. Тем не менее, четких государственных постановлений в Украине немного. Такое регулирование крайне необходимо, поскольку самозваные псевдопсихологические агентства непрофессиональны; они могут не оказать клиентам элементарную психологическую помощь, поставив их в уязвимое положение.

Кроме того, новые реформы требуют дополнительных затрат на обучение и профессиональную подготовку. Приоритетом для украинских психологов является поощрение западных коллег к дальнейшему сотрудничеству в этой области в виде программ обмена, организации семинаров и так далее. Однако, разумеется, слепое подражание западным методологиям вполне может вызвать непонимание у украинских психологов; применение западных методов без полного понимания профессиональной терминологии создает двусмысленность, и некоторые практикующие врачи могут не учитывать культурные особенности, характерные для их украинских клиентов.

Украинское психологическое общество
Общество было основано в 1990 году, когда страна отделилась от России, но недавно было реорганизовано, и им руководит академик, профессор Сергей Максименко. В октябре 2005 года состоялся первый съезд психологов Украины, на котором была согласована реорганизация общества.

Профессионализм украинских психологов частично регулируется государственными органами, а частично Этическим кодексом, впервые введенным обществом в 1990. Регулирование, похоже, работает, поскольку не было ни одного сообщения о несоблюдении кодекса. Тем не менее, разработка таких систем в педагогической и прикладной психологии считается «самым слабым звеном» украинской психологии; существует не так много государственных или неправительственных университетов, которые предлагают своим студентам последовательные этические принципы. Необходимы дополнительные научные исследования для изучения текущего состояния психологии в отношении этических условий и их соблюдения.

Будущее
В ближайшем будущем радикальные шаги, которые должна предпринять украинская психология, заключаются в разработке прикладных принципов, соответствующих требованиям современного динамичного общества. На наш взгляд, развитие прикладной психологии в частности будет стимулировать развитие научных исследований в области психологии в целом.

Одним из многих способов повышения профессионализма является инициирование и поощрение активного участия украинских психологов в международных конференциях, семинарах и мастер-классах, организованных европейскими и американскими коллегами. Кроме того, облегчить ситуацию могла бы работа с российскими психологами, так как многие российские коллеги установили давние контакты с влиятельными западными направлениями мысли, которые вызывают большой интерес у украинских психологов (символдрама, детский психоанализ, психотерапия и различные интерпретации психоанализа). НЛП и когнитивно-поведенческой терапии, среди прочего).

Все украинское общество переживает в своей истории переходный период – от советских школ (уважаемых за то, что выпускает образованных и думающих выпускников) к современным европейским стандартам (еще не продуманным ). Такой болезненный, но необходимый переход, несомненно, отразится на состоянии психологии в самом широком смысле — советы западных коллег могут быть чрезвычайно полезными в этой сфере.

Панок Виталий работает в Украинском научно-методическом центре прикладной психологии и социальной работы, является директором Украинского психологического общества. Электронная почта: [email защищен].
Павленко Валентина — профессор прикладной психологии и психологии Харьковского национального университета. Электронная почта: [email защищен].
Лилия Коралло — исследователь психологии в Университете Мидлсекса.
Электронная почта: [email protected].

Список литературы

Павленко, В. (2003). Влияние некоторых тем из школьных учебников на формирование этнических стереотипов. В Дж.С. Fure & LA Ytrehus (Eds.) Пересечение границ, изменение взглядов (стр. 55–57). Осло: Høyskoleforlaget-Norwegian Academic Press.
Павленко, В., Кряж, И., Иванова, О. и Барретт, М. (2001). Возрастные особенности социальных идентификаций и этнонациональных представлений в Украине. В М. Барретт, Т. Рязанова и М. Воловикова (ред.) Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков (стр. 105–132). Москва: Институт психологии РАН.

I025 Педагогика и психология, 2014 – Наука и образование в новом измерении

Вып. 25. 2014.

Мисечко О.Е. Исследование социального содержания методики информационного пробела на уроках английского языка

Аннотация. Исследование посвящено изучению потенциального применения информационного пробела для развития социальных навыков изучающих английский язык. В статье представлены предварительные результаты анализа того, насколько высоко украинские студенты-педагоги и педагоги-практики оценивают социальную эффективность различных видов деятельности по преодолению информационного пробела. В соответствии с моделью Прабху (1987): пробелы в установлении фактов, пробелы во мнениях; пробелы в рассуждениях. Было организовано исследование на основе анкеты о предпочтениях задач. Результаты показывают, что украинским педагогам до и после работы еще необходимо лучше информироваться о значении термина, возможных типах заданий на информационный пробел, особенностях их оформления и организации, социальном измерении их применения.

Ключевые слова: информационный пробел; мероприятия по выявлению пробелов; действия по логическому рассуждению; действия по расхождению во мнениях; социальные навыки

Мисечко О.Е. Изучение социального содержания метода информационного пробела на уроках английского языка

Фатиева Д.М. Медиаобразовательные веб-квесты как средство подготовки будущих политологов к работе в профессиональной среде

Аннотация. В данной статье рассматривается инновационная медиаобразовательная интерактивная технология обучения в вузовских медиаобразовательных веб-квестах как эффективное средство подготовки будущих политологов к работе в профессиональной среде. Автор подробно описывает структурные компоненты, технологию, основные задачи и критерии оценки веб-квестов. В статье также показано, как использовать новую технологию на практических занятиях для студентов факультета политологии вуза.

Ключевые слова: Веб-квест, медиаобразование, критическое мышление, профессиональные навыки, медиаобразовательные технологии

Фатиева Д.М. Медиаобразовательные веб-квесты как средство подготовки будущих политологов к работе в профессиональной среде 

Лысак О.Б. Европейская академическая мобильность студентов экономического профиля КНУТЭ: достижения и перспективы

Аннотация. Игнорировать растущее расширение исходящей академической мобильности в Украине становится все труднее. Однако было проведено очень мало эмпирических исследований, чтобы определить, как организованы программы мобильности в конкретных учебных заведениях. Поэтому целью данного исследования было изучение достижений и перспектив европейской академической мобильности для студентов экономического профиля Киевского национального торгово-экономического университета. Изменения и современные тенденции мобильности в КНУТЭ проанализированы на основе статистической информации, сайта КНУТЭ и печатных материалов. Результаты оценки показали значительный интерес студентов к европейским программам мобильности, что подтверждается увеличением числа мобильных студентов, университетов-партнеров и совместных программ получения степени. Это говорит о необходимости дальнейшего развития академической мобильности в КНУТЭ.

Ключевые слова: Европейская академическая мобильность, Французско-украинский институт управления, виды академической мобильности, совместная программа, владение языками, Киевский национальный торгово-экономический университет

Лысак О.Б. Европейская академическая мобильность студентов экономического профиля КНУТЭ: достижения и перспективы

Петрюк И.М. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников

Аннотация. В статье изложены основные понятия педагогического сопровождения процессов социальной адаптации учащихся общеобразовательной школы на основе анализа научной литературы. Охарактеризованы составные части педагогического сопровождения – поддержка, защита, помощь, помощь, ресурсное обеспечение. Проанализированы составляющие педагогического сопровождения социальной адаптации школьников.

Ключевые слова: социальная адаптация, педагогическое сопровождение, поддержка, защита, помощь, взаимодействие

Петрюк И.М. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников

Ткаченко М.А. Структура художественной техники учителя музыки

Автореф. Исследования К. Станиславского, Ю. Цагарелли, М. Барахтяна и других в области общей, музыкальной и театральной педагогики и психологии в отношении структуры исполнительских приемов, артистизма и педагогических приемов. Определена и объяснена структура художественного приема педагога.

Ключевые слова: художественный прием учителя музыки, артистизм, педагогический прием

Ткаченко М.А. Структура художественного приема учителя музыки

Босенко М.

В. Проблема реформирования системы высшего образования стран СНГ Южного Кавказа в контексте Болонского процесса

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы реформирования системы высшего образования стран СНГ Южного Кавказа в контексте Болонского процесса. Установлено, что присоединение Армении и Азербайджана к Болонскому процессу выдвинуло требования, связанные с кардинальной перестройкой систем управления сферой высшего образования, формированием и развитием эффективных систем управления качеством высшего образования: повышение привлекательности национальных образовательных услуг на европейском пространстве высшего образования, решение проблем признания национальных квалификаций и дипломов о высшем образовании на международном уровне, создание национальных систем обеспечения качества высшего образования .

Ключевые слова: Болонский процесс, реформирование системы высшего образования, страны СНГ, национальные системы образования Армении и Азербайджана

Босенко М. В. Проблема реформирования системы высшего образования стран СНГ Южного Кавказа в контексте Болонского процесса

Варецкая О.В. «Компетентность» и «компетентность» как ключевые понятия современного образования

Аннотация. Автор показывает актуальность компетентностного подхода, применение которого обусловлено социально-экономическими потребностями современного общества, запросами бизнеса на обеспечение образования, подготовку грамотных профессиональных специалистов. Указано на необходимость освещения сущности понятий «компетентность», «компетентность» с учетом их развития во времени. Изменение взглядов исследуется для понимания этих определений с учетом культурного контекста, организационной культуры, социокультурной практики и рационалистического, конструктивистско-объяснительного, поведенческого, функционального, многоаспектного и целостного подходов, полезных для понимания характера сотрудничества. знаний, навыков, социальных компетенций и осуществления профессиональной деятельности. Отмечается употребление понятий «компетентность», «компетенция» как синонимов или уход от них, насыщенный содержанием, изменение за последние десятилетия представлений о компетенции от расширительного толкования к конкретизации в контексте эффективности жизнедеятельности человека, отсутствие единого взгляда на их обслуживание и аварийное снижение их стоимости. Указано на признание круга компетенций желаемым результатом образования, формулировку «четырех столпов» (базовых глобальных компетенций), лежащих в основе образования, определение 5 ключевых компетенций для дополнительного образования и высшего образования. Определены основания группировки идущих рядом с пониманием компетентности. Отмечена деятельностная сущность компетентности, (перенос акцентов с описания «Я знаю, что»? (экономия знаний) на «Я знаю, как»? (способ и характер действия)), усложнения характера этого явления и влияния окружающей среды. Доказано отсутствие однозначного толкования и наличие чрезвычайного многообразия взглядов на сущность понятий «компетентность», «компетентность» в зависимости от контекста, важность учета связи между уровнем компетентности и системой ценностей.

Ключевые слова: компетентность, компетентность, некомпетентность, квалификация, социальная компетентность

Варецкая О.В. «Компетентность» и «компетентность» как ключевые понятия современного образования

Гаврилюк С.Н. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста – основная задача концепции инновационных технологий дошкольного образования в XXI веке

Аннотация. В статье раскрывается значение развития педагогического творчества будущих воспитателей как необходимого условия развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Рассмотрена сущность понятия «детское творчество». Выявлены барьеры, блокирующие творческое развитие детей раннего школьного возраста, на основе анализа инновационных концепций творчески одаренных детей дошкольного возраста. Определены основные принципы профессиональной подготовки будущих воспитателей к творческой педагогической деятельности в современном дошкольном учреждении на основе синергетико-акмеологического подхода.

Ключевые слова: творчество, детское творчество, педагогическое творчество, психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Гаврилюк С.Н. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста – основная задача концепции инновационных технологий дошкольного образования в XXI веке

Гуринчук С.В., Исаенко С.А., Коробова И.О. Отбор содержания ЭСП как дидактический фон для его успешного усвоения

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать существующие научные взгляды на приложение социокультурных проблем к обучению ESP. Авторы обобщают свой практический опыт, выбирают дидактические предпосылки и наиболее эффективные способы соотнесения социокультурного содержания и применения его для формирования у учащихся способности к межкультурной коммуникации

Ключевые слова: дидактические основы, социокультурные проблемы, межкультурная коммуникация, содержание предмета «Английский язык для специальных целей», способность к межкультурной коммуникации

Гуринчук С. В., Исаенко С.А., Коробова И.О. Отбор содержания ESP как дидактический фон для его успешного освоения

Довбня К.В. Содержание хрестоматии Учебно-методического комплекса для будущих востоковедов

Резюме. В статье вводится и раскрывается новаторское представление о содержании хрестоматии учебно-методического комплекса для будущих востоковедов.

Ключевые слова: содержание, чтение, учебно-методический комплекс, язык хинди, социокультурная компетентность

Довбня К.В. Содержание хрестоматии Учебно-методического комплекса для будущих востоковедов

Исаенко С.А., Родкевич О.Г. Формирование профессиональной культуры у будущего специалиста: к постановке задачи

Аннотация. Проблема формирования специалистов, взаимосвязей и взаимообусловленности жизни и профессиональной деятельности человека по-прежнему сохраняет свою актуальность. Одной из основных задач системы высшего профессионального образования авторы считают работу, направленную на формирование личности будущих специалистов. В статье проанализированы и сопоставлены существующие в педагогике теоретические подходы к формированию профессиональной культуры будущих специалистов. Авторы предлагают свое обобщающее определение и термина «профессиональная культура».

Ключевые слова: профессия, культура, профессиональная культура, формирование профессиональной культуры у специалиста

Исаенко С.А., Родкевич О.Г. Формирование профессиональной культуры у будущего специалиста: к постановке задачи

Кирьян Т.И. Стратегическое использование информации в образовательном процессе медицинских вузов Украины во второй половине XX — начале XXI века

Аннотация. Статья посвящена решению проблем стратегического использования информации по различным отраслям медицины в процессе подготовки будущих врачей во второй половине ХХ – начале ХХI века.

Ключевые слова: медицинская информация и тактика, стратегическое использование медицины данных, программированное обучение, информационно-телекоммуникационные технологии, будущие медицинские работники, вторая половина XX – начало XXI века

Кирьян Т. И. Стратегическое использование информации в образовательном процессе медицинских вузов Украины во второй половине XX – начале XXI века

Литвинова С.Г. Структурно-интегративная модель облачно-ориентированной учебной среды учителя общеобразовательной школы (СОСО)

Резюме. В статье исследуется педагогическое моделирование и использование в системе среднего образования инновационных облачно-ориентированных обучающих сред. Проанализированы понятия «модель», «моделирование», дано определение «внутренней» и «внешней интеграции» услуги «структурно-интегративная» модель. Описаны требования к разработанным моделям и описана структурно-интегративная модель облачно-ориентированной среды обучения для обеспечения мобильности обучения, общения, сотрудничества участников образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации.

Ключевые слова: облачно-ориентированная, образовательная среда, модель, структурно-интегративная, СОУС

Литвинова С. Г. Структурно-интегративная модель облачно-ориентированной учебной среды учителя общеобразовательной школы (СОСО)

Рябоконь В.В. Трансформация идей «стратегия» – «стратегическая компетентность» в постоянном потоке научной информации

Аннотация. Статья посвящена лингводидактическим категориям «стратегическая компетентность» и близкому к понятиям «стратегия», «тактическая» компетентностному подходу к обучению школьников общеобразовательных школ на уроках украинского языка, трансформации сущности этих терминов под влиянием научных сведения, появившиеся во второй половине XX – начале XXI века.

Ключевые слова: стратегия, стратегическая компетентность, коммуникация, компетентностный подход к обучению

Рябоконь В.В. Трансформация идей «стратегия» – «стратегическая компетентность» в постоянном потоке научной информации

Федорцова Е.Г. Формирование общечеловеческих компетенций у студентов при изучении искусства в техническом вузе

Аннотация. В современном обществе происходят серьезные преобразования в связи с тенденцией европейской и глобальной интеграции, глобализацией мировой экономики, стандартизацией европейского образования на принципах Болонского соглашения. Особенно важно формирование гуманитарных компетенций в высших технических учебных заведениях. Именно гуманизация образования призвана предотвратить духовный, экономический и экологический кризис, преодолеть опасный разрыв между духовно-нравственным развитием и его техническим прогрессом.

Ключевые слова: компетентность человека, компетентностный подход, самоопределение, гуманизация образования, формирование культурологической компетентности, гуманизация сознания

Федорцова Е.Г. Формирование общечеловеческих компетенций у студентов при изучении искусства в высшем техническом училище

Федорчук И.В. Интернационализация высшего педагогического образования: опыт Азербайджана, Армении, Грузии

Аннотация. В статье затрагивается понятие «интернационализация высшего образования», его особенности, обоснование в контексте стран Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия). В статье анализируются особенности модернизационного процесса в аспекте его интернациональной направленности. Также определены особенности совершенствования содержания высшего образования, мобильности и международного сотрудничества в странах.

Ключевые слова: интернационализация, модернизация, международное сотрудничество, Азербайджан, Армения, Грузия

Федорчук И.В. Интернационализация высшего педагогического образования: опыт Азербайджана, Армении, Грузии

Колтунович Т. Структурно-функциональная модель психокоррекции профессионального выгорания у педагогов дошкольного образования

Аннотация. В статье представлена ​​структурно-функциональная модель психологической коррекции профессионального выгорания педагогов дошкольного образования, построенная на основе выявленных в предыдущих эмпирических исследованиях основных качеств структуры личности и личностных детерминант профессионального выгорания педагога дошкольного образования, и апробированы в дошкольных образовательных учреждениях 15, 18, 33, 38, 52 г. Черновцы. Автор описывает психокоррекционную программу, созданную на основе этой модели, рассматривает методологические вопросы проектирования занятий, основные этапы работы, выделяет объекты коррекционного воздействия. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной модели коррекции эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования, а также о возможности ее использования в качестве алгоритма определения психологических условий коррекции эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования на разных уровнях его формирования. профилактика.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, психокоррекция, психокоррекционная программа, психологические условия коррекции, структурно-функциональная модель психокоррекции

Колтунович Т. Структурно-функциональная модель психокоррекции профессионального выгорания у педагогов дошкольного образования

Пономаренко В.В. Регуляция эмоционально-волевого состояния адвоката

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности регуляции эмоционально-волевого состояния будущих юристов и специалистов. Важнейшим в развитии личности будущего юриста должна быть рационально выстроенная система нравственного, трудового и интеллектуального совершенствования, которая должна сформировать у будущего юриста активную жизнеутверждающую психику и помочь ему превратить культуру правового поведения в неотъемлемое достояние личности. . Первая роль в решении этой социально-психологической комплексной проблемы принадлежит регуляции эмоциональной сферы юриста, формирующей в его личности ответственность за соблюдение норм юридической деятельности.

Ключевые слова: психологические качества личности юриста, эмоции, воля, самоорганизация, самоконтроль, регуляция эмоционально-волевого состояния      

Пономаренко В.В. Регуляция эмоционально-волевого состояния адвоката

Сошина Ю.Н. Проблема исследования ценностно-смысловой сферы личности

Аннотация. В статье представлен анализ ценностно-смысловой сферы и ее составляющих. Определены различные точки зрения на исследуемую сферу, вызывающие трудности в выборе методологического подхода к исследованию и выборе психодиагностических методов его изучения. Рассмотрены взгляды советских и современных российских ученых. Концепция А.Н. Леонтьева раскрывается «смыслообразующий мотив», который побуждает к деятельности и придает личности смысл. Определены характеристики личности, определяющие основные жизненные ориентиры (Б.Г. Ананьев) – статусные и социальные функции (роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика взаимоотношений). Анализируются диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов) указание на структуру личности, определяемое большим разнообразием отношения индивида к условиям деятельности. Наблюдаемые уровни диспозиционных образований: базовые фиксированные установки, социальные фиксированные установки, доминирующая направленность интересов личности в определенных сферах социальной деятельности, система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и пути их достижения. Взгляды Л.И. Божович внутреннего положения личности или направленности, которые она определяет как ведущие или доминирующие мотивы, которым подчинены все остальные. Приведены результаты анализа исследователями ценностно-смысловой сферы (М.С. Яницкий и А.В. Серью), которые касаются ее составляющих ценностных ориентаций и системы смыслов личности. Ценностно-смысловая сфера как объект психологического исследования должна включать изучение мотивационно-потребностной сферы, структур самосознания личности, социально-психологических условий ее формирования. Показана структура ценностно-смысловой сферы Шапинковой И.П., которая опирается на исследования ученых советского периода и российских ученых и сформировала свою структуру: ценностно-знание, ценностно-мотивы, ценностно-целевые и ценностно-смысловые.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, смысл личности, ценностные ориентации, диспозиция, основная жизненная ориентация, смыслообразующий мотив, направленность

Сошина Ю. Н. Проблема исследования ценностно-смысловой сферы личности

Магдисюк Л.И. Факторная структура психологической готовности человека к пенсии

Аннотация. Статья посвящена проблеме эмпирического изучения структурно-функциональных особенностей структуры психологической готовности личности к выходу на пенсию. В статье анализируются результаты исследования структуры психологической готовности личности к пенсионной возрастной группе периода «поздней зрелости» с использованием метода факторного анализа. Изложить основное содержание и интерпретацию полученных факторов. В основной части работы представлены результаты исследования, в котором приняли участие люди в возрасте от 50 до 60 лет. Результаты контент-анализа факторов, способных определить динамику формирования закономерностей психологической готовности личности к выходу на пенсию. Развитие происходит через интеграцию – объединение отдельных частей в единое целое, приобретающих новые качества. Обобщение отдельных частей приводит к появлению в позднем периоде зрелости пяти факторов, демонстрирующих четкую направленность личности на готовность к выходу на пенсию: поведенческого, межличностного, коммуникативного, интеллектуального, эмоционального. Научная новизна работы состоит в том, что впервые на эмпирическом уровне исследована взаимосвязь между психологической готовностью и личностными проявлениями человека. Полученные результаты можно использовать для создания программ и тренировок.

Ключевые слова: психологическая готовность, поздняя зрелость, выход на пенсию, внешняя структура, компоненты психологической готовности, факторный анализ

Магдисюк Л.И. Факторная структура психологической готовности человека к пенсии

Шевчук О.П. Личностные предикторы трансформации травматической памяти при посттравматическом стрессовом расстройстве

Аннотация. В статье рассматриваются особенности человека, переживающего травму. Перечислены факторы риска посттравматического стрессового расстройства. Представлена ​​и операционализирована конструкция травматической памяти. Описано ее негативное влияние на эмоционально-личностную сферу личности, если не проведена своевременная санация. Предложены прогностические критерии развития ПТСР, как специфического набора личностных черт.