Виды моббинга: Моббинг в организации, его виды и причины возникновения

Содержание

Моббинг. Виды моббинга — презентация онлайн

1. Моббинг

2. Моббинг

(от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в
виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его
последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в школе.
Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые
возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо
учатся и т. п.

3. Виды моббинга

Бойкот
Придирки
Насмешки
Предоставление ложной информации
Доносительство
Причинение вреда здоровью
Доведение до самоубийства
Убийство

4. Классификация моббинга

Психологи выделяют два основных вида моббинга:
вертикальный
(боссинг) — от
начальства
горизонтальный
— от коллег

5. Предпосылки моббинга

Чаще всего причиной моббинга становится банальная зависть. Обычная
зависть к более молодому и удачливому коллеге. Отмечено, что
зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники,
которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим
коллегам. Иногда подобный прессинг имеет временный характер и
является своеобразным «посвящением» в члены коллектива.
В жертву моббинга может
превратиться и опытный
работник, к которому вдруг
начало благосклонно
относиться начальство.
Иногда причиной моббинга
становится виктимное
поведение: излишнее
хвастовство, обилие
жалоб, игнорирование
корпоративных трапез,
вызывающая манера
поведения. Причиной
моббинга может быть и
желание проехаться на
чужой спине.

7. Организационные причины моббинга


борьба с религиозными запретами и моралью
навязывание толпой своего образа жизни
неприятие инакомыслящих
борьба с наукой и просвещением
отсутствие обратной связи
попустительское отношение к любителям интриг и закулисных
игр
плохая организация информационных потоков
расплывчатые границы ответственности и служебных
обязанностей
отсутствие системы кадрового продвижения и возможностей
карьерного роста
превалирование интимных или родственных связей между
подчиненными и руководством
большая перегрузка отдельных специалистов

8.

К истории понятияВ животном мире mobbing — это когда стадо травоядных нападает на
хищника (феномен описан биологом Конрадом Лоренцом). Психолог и
учёный-медик, доктор Ханц Лейман впервые провёл исследование такого
явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х. Он назвал такое
поведение моббингом и охарактеризовал его как «психологический
террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное
и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное
против другого человека, в основном одного». Лейман определил 45
вариаций поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой
информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся
критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

9. Проявления моббинга

Моральное
преследование.
Игнорирование успехов.
Физические действия.
Физическое насилие.

10. Средства моббинга

Насмешки;
Придирки;
Клевета;
Отъем
денег или вещей, их порчи;
Бойкот или полная изоляция сотрудника от
социума.

11. Реакции на моббинг

стресс
— 76%,
паранойя — 60%,
головные боли — 55%,
чувство отстраненности — 41%,
стыд и чувство вины — 38%.

12. Последствия моббинга

нервный
срыв;
психические травмы;
соматических заболеваний на почве
длительного стресса;
снижения самооценки;
навязывание определенной формы
поведения;
причинение вреда репутации,
физическому и психологическому
здоровью;
доведение до самоубийства или убийства.

13. 5 областей, в которых могут возникать моббинг-действия

Коммуникативные нападения:
Ограничение возможности высказаться со стороны
руководителя;
Ограничений возможности высказаться со стороны коллег;
Постоянное прерывание;
Крик и громкая ругань;
Постоянная критика продуктивности;
Постоянная критика личной жизни;
Телефонный террор;
Устные угрозы;
Письменные угрозы;
Уход от контакта посредством презрительных взглядов или
жестов;
Уход от контакта с помощью намеков при отсутствии прямых
высказываний.

14. 5 областей, в которых могут возникать моббинг-действия

Посягательства на
социальные отношения:
Прекращение
коммуникации;
Запрет разговаривать с
собой со стороны коллег;
Перемещение рабочего
места в отдельную комнату,
подальше от коллег;
Запрет коллег
разговаривать с субъектом;
Отношение к объекту как к
«пустому месту».

15. 5 областей, в которых могут возникать моббинг-действия

Посягательства на социальный авторитет:
Негативное оценивание;
Распространение сплетен;
Насмешки;
Подозрения в психическом расстройстве;
Намеки на необходимость психического обследования;
Насмешки над физическими увечьями;
Карикатурное копирование походки, голоса или жестов;
Нападки на политические или религиозные убеждения;
Насмешки над личной жизнью;
Насмешки над национальностью;
Поручение работ, унижающих чувство собственного достоинства;
Несправедливая и обидная оценка работы;
Сомнения в решениях объекта;
Выкрикивание вслед непристойных ругательств или других оскорбительных
выражений;
Намеки на половую близость или непристойные предложения.

16. Причины моббинга

Производственные
Общие неблагоприятные условия, организационное напряжение, возникающее в
связи с организационной культурой и деятельностью:
Организация труда:
Неблагоприятные условия внешней среды: влияние шума, мусора, температуры,
рабочего материала, опасности несчастного случая, недостаток акустической
и визуальной изолированности.
«Закостенелые» организационные структуры – устойчивая иерархия, контроль и
внешняя определенность (ограничение автономии работников).
Продвижение по службе как стимул для конкуренции – вызывает зависть,
соперничество, чрезмерное тщеславие.
Недостаточно четкое распределение задач – задания должны быть прозрачными
для всех сотрудников.
Социальные структуры:
Отсутствие этических норм и ценностей;
Плохая структура коммуникации – расхождение в том, что подразумевало
сообщение и как его интерпретировали, приводят к коммуникативным
проблемам.
Отсутствие культуры спора – продолжительное избегание организационных
конфликтов скрывает опасность «накопления для них большого количества
поводов».

17. Причины моббинга

Социальные:
Изменение социальной структуры вследствие
индустриализации, рецессивное экономическое
положение и наличие дискриминирующих
социальных норм и ценностей.
Отчуждение от работы вследствие полного
разделения делового процесса, компьютеризация,
уплотнение рабочего графика и индивидуализация
рабочего места создают огромный потенциал для
конфликтов.
Стресс, связанный с дефицитом времени, и
спешка, вызванная социальными требованиями
быстрых, гибких решений, суждений и оценок,
практически не оставляет никаких возможностей
для проверки этих оценок в непосредственном
контакте с коллегами.

18. Причины моббинга

Индивидуальные:
«Неопределенная стрессовая ситуация – люди,
пережившие сильный стресс, склонны срывать злость
на других.
Зависть – человек на протяжении длительного
промежутка времени неумело обходится с
собственными недостатками и проецирует их на мнимо
успешного человека.
Фрустрация – чувство, возникающее, когда человек
сталкивается с препятствиями или угрозой при
удовлетворении потребностей.
Страх – ощущение, связанное со смущением,
волнением, сомнением.
Антипатия – недоброжелательность, неприятие коллег.

19. Агрессор

Чаще других в роли агрессора выступает тот, кто:
импульсивен, испытывает сильную потребность
подчинять себе других, добиваясь таким образом
своих целей;
обладает более сильными ресурсами – властью,
финансами, связями – и любит это
демонстрировать;
эмоционально холоден, сочувствие по отношению
к другим у него притуплено или практически
отсутствует;
заигрался в «агрессора», поскольку ему удобнее
постоянно придираться по мелочам или
критиковать других вместо того, чтобы наладить
эффективный рабочий процесс.

20. Жертва

Существуют также типичные черты характера и поведения
у жертв буллинга(моббинга). Это обычно люди скромные,
неуверенные в себе, легкоранимые,
малокоммуникабельные, чем и пользуются «агрессоры».

21. Типы агрессоров

«Нигилист»
Скорее мужчина, чем женщина. Чаще встречается среди работников
финансовой, юридической, консалтинговой сферы – это логик по типу
мышления. Как правило, является отличным специалистом в своем
деле. Руководство обычно ценит его за эрудицию, интеллект, опыт.
Одна беда – совершенно бесчувствен по отношению к другим,
патологическая безэмоциональность – его отличительная черта.
Слышит только себя и считается только со своим собственным
мнением. К тому же богатый лексический запас и гибкость мышления
позволяют ему придумывать для других точные и меткие, а потому
весьма язвительные прозвища и «ярлыки».
Чтобы ужиться с таким человеком, следует четче разграничить
служебное и личное общение, а именно: ценить работника за
профессиональные знания и достижения, но жестко придерживаться
рамок деловых отношений. Если с его стороны последует вербальная
агрессия, нужно сухо и спокойно попросить вернуться к рабочему
стилю общения, причем сделать это аргументированно и без эмоций.

22. Типы агрессоров

«Компенсатор».
Его распознать легко и просто. Недостаток знаний и навыков,
необходимых в работе и в общении с людьми, такой сотрудник
восполняет проявлением власти в самом скверном значении этого
слова. Ложь, грубость, сквернословие обрушиваются на головы бедных
подчиненных, а иногда и партнеров, наделенных меньшей властью.
«Компенсатор» может иногда «поиграть в демократию», однако такая
«игра» для него – лишь инструмент самоутверждения или поиска
дополнительных выгод. Если ему надоест «играть», через мгновение
из-под маски «доброго и милого» покажется настоящий облик «злого и
коварного». Этот человек любит измываться над слабыми и
беззащитными.
Воевать с таким сложно, но реально. Наращивая профессиональные
«бицепсы» в виде опыта, связей и успешных проектов, можно добиться
если не уважения, то по крайней мере «перемирия» в общении. Зная
свою слабость, «компенсатор» уважает тех, кто профессионален в
делах. Самый выигрышный путь в борьбе с таким буллером –
заручиться поддержкой коллектива. Как только «компенсатор» увидит,
что «жертву» любят и уважают другие, накал его агрессии будет
снижен.

23. Типы агрессоров

«Комбинатор»
Он почти гениален, но весь свой талант растрачивает на то, чтобы зло, жестко
и с упоением играть людьми, расставляя их, словно пешки на шахматной доске.
Такой «объект» встречается редко, однако, если уж «повезет, так повезет»,
отыгрываться на «жертвах» будет по полной программе, цинично сталкивая
людей между собой и оставаясь при этом «белым и пушистым». Любимое
занятие такого «комбинатора» – манипулирование другими людьми. Особенно
ему нравится строить многосторонние и многоэтапные комбинации склок,
интриг и деструктивной критики.
Противостоять такому злому гению очень нелегко, переиграть его практически
невозможно из-за того, что арсенал средств его агрессии неисчерпаем. Это все
равно, что идти с мечом против танка. К тому же блеф, наглость, лесть трудно
побороть гуманными способами. Искреннее общение «жертвы» с таким
буллером в любой момент может обернуться против нее, да еще и удар будет
нанесен по самому чувствительному месту. «Комбинатор» хорошо разбирается
в мотивах поведения людей, а потому, используя слабые места каждого,
дергает их за «ниточки», как марионеток. Из этого и должна исходить защитная
стратегия «жертвы»: как можно меньше общаться с таким человеком, не
раскрываться в «задушевном разговоре» с ним.

24. Спасибо за внимание!

Желаем Вам найти замечательную работу без
буллинга и моббинга!

МОББИНГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОББИНГ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКИКА

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3

1. Понятие моббинга…………………………………………………5

2. Виды моббинга…………………………………………………….8

3. Причины моббинга………………………………………………..10

4. Профилактика моббинга………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Школьные годы чудесные… Так это или нет? В этом нам поможет разобраться современное общество, в котором растут наши дети и внуки…

В последнее время учителя и родители школьников все чаще бьют тревогу – моббинг в школе! Что это такое? Откуда оно взялось?  Насколько опасно это явление? Каковы его причины и возможна ли профилактика?

Чтобы представить себе, что такое на самом деле моббинг, и как люди выбираются из этих ситуаций, помогут типичные истории, описанные в литературе и кино.

Эстонский фильм «Класс», 2007 года, основан на реальных событиях.

Обычная эстонская школа, выпускной класс. Парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился один из бывших насмешников — Каспар. В классе начинается противостояние, которое постепенно накаляется, которое приводит к трагичному концу. По окончанию ребята убивают из огнестрельного оружия своих сверстников, а один из них самих заканчивает жизнь самоубийством.

Художественный фильм «Чучело», 1983 год (СССР). Пример моббинга в школе. Объектом травли становится школьница и её дедушка. Выходом из ситуации стал возросший авторитет дедушки, а также выросшая над ситуацией школьница. Но школьница покидает класс и школу, и даже город, в котором подверглась издевательствам.

Кинофильм «Ослепленный желаниями», 2000 год выпуска (США). Главный герой является для коллектива, в котором работает, объектом насмешек, подтруниваний и розыгрышей. В результате встречи в Дьяволом и различных ситуаций, в которые он попадает благодаря Дьяволу, ему удается понять, что его место не в этом коллективе. Это типичный пример моббинга в организации и коллективах на работе.

Примеров, когда герой произведения становился изгоем (хотя бы на время), немало. В такую ситуацию попадала героиня романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр», герои произведения Юрия Полякова «Сто дней до приказа», и даже герой мультфильма «Голубой щенок».

Недавним из жутких примеров стал моббинг в Германии.          

 В июле 2016 года в Мюнхене было совершено массовое убийство людей. В городе сразу же был объявлен режим чрезвычайного положения. Но уже через три часа обнаружилось, что преступника уже нет, он совершил самоубийство. Это был старшеклассник. Удалось установить, что причиной, вызвавший такой всплеск агрессии у подростка, стал моббинг в школе.

Поведение наших ребят в школе, поведение современного общества в целом навязывает нам моду, правила, новшества. И увы, наши дети идут на поводу всего нового и неизведанного.

В погоне за новым гаджетом, новой модной вещью, наши дети забывают о моральных нормах и ценностях. Пытаясь, стать моднее и заметней, они унижают других, дабы выглядеть модным самому. Такое поведение подрастающего поколения и приводит к различного рода правлениям моббинга, который начинается с малого.

И наша задача, как психологов, как педагогов, как родителей и как взрослых адекватных  людей, профилактировать  данное направление в школах и семьях.

Поэтому данная тема для практических психологов, на данном этапе становления нашего молодого государства, есть актуальной.

1. ПОНЯТИЕ МОББИНГА.

Так, что же это…В этом нам помогут разобраться различные словари.

Понятие моббинга появилось в нашей жизни сравнительно недавно и пришло к нам с Запада.

Моббинг — психологический террор, интриги в отношении того, кто может составить конкуренцию (в условиях рыночной экономики) [3].

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения [16].

Моббинг-сущ.,  травля,  унижение [14].

Моббинг — [англ. mobbing < mob — толпа; чернь] — социально психологический террор в трудовом коллективе, третирование или интриги в отношении того, кто может составлять конкуренцию другим; причиной такой агрессивности может быть боязнь утраты собственного рабочего места, зависть, тщеславие, гипертрофированное самомнение [6].

Моббинг— (от англ. mobbing) — несправедливое отношение (создание для работника заведомо невыгодных условий) к работнику, издевательство над ним или его дискриминация со стороны работодателя или других работников [10].

Моббинг персонала — психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т. п. [15].

Криминальный моббинг-(от англ. mob — нападать, окружать, притеснять) –  активная форма психологического давления преступных элементов на человека, его родственников и близких с целью достижения своих противоправных целей. Криминальный моббинг может выражаться в виде подкупа, запугивания, угроз расправы, провокаций, шантажа (см. Шантажа психология). Крайне опасной формой криминального моббинга является захват заложников. Моббинг отрицательно действует на душевное состояние человека, вызывает психологический дискомфорт и стрессовое напряжение, может спровоцировать на несвойственные для индивида и неадекватные складывающейся ситуации поведенческие реакции. Давление в рамках криминального моббинга снижает уровень психологической безопасности личности [13].

После ознакомления с термином «моббинг» из источников различной литературы, можно сделать вывод, что «моббинг» касается исключительно трудовой коллектив. И казалось бы да, однако…

В последнее время из уст учителе и родителей ми слышим это слово – «моббинг».

Моббинг захватывает современное образовательное пространство, детей, учителей и родителей.

Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя.

Школьникам во все времена было характерно издеваться, высмеивать и даже избивать одноклассников, соучеников своей школы, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся, недавно приняты в школу, класс и т.п.

 Очень тяжело детям с дефектами лица, речи, движений, очень высоким или, наоборот, маленьким, толстым или худым, плохо знающим основной язык общения и т.п. Особенностью детского моббинга является травля так называемых «домашних детей», «маменькиных сынков». Это явление характерно для школьников во все времена, оно есть и будет. Как видим, проблема стара как мир, только название относительно новое.

 Не редки случаи, когда учитель становится жертвой и в своем, педагогическом коллективе. Учитель также может сам стать моббером, начать применять психологический террор по отношению к классу.

Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ МОББИНГА.

Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.

Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:

·         упреки,

·         брань,

·         оскорбление,

·         обзывание,

·         высмеивание,

·         шантаж,

·         принуждение,

·         наговоры,

·         дезинформация,

·         изоляция,

·         кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),

·         порча имущества,

·         кражи,

·         пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,

·         избиение и иное физическое насилие,

·         нанесение увечья и так далее.

Всего выделяется ни много ни мало 45 видов моббинга.

Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Моббинг – чрезвычайно опасное явление, которому, тем не менее, уделяется очень мало внимания. Более того, во многих школах оно воспринимается как 

норма поведения! Ну, побили мальчика, который заикается, другие мальчишки – это же мальчишки! Ну, высмеяли одноклассницы девочку, которой приходится донашивать вещи за старшей сестрой – переживет!

Такое попустительское отношение к моббингу уже привело к тому, что он наблюдается повсеместно, даже в детских садах! Дети, которые еще не умеют толком говорить, уже знают, как обидеть и унизить ближнего!

Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.

Моббер – это потенциальный уголовник.

 Жертва моббинга – человек с огромным количеством психологических проблем и болезней, а также проблемами с самореализацией. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРИЧИНЫ МОББИНГА.

Почему же возникает моббинг и каковы причини появления?

Моббинг – это проблема недостатка нравственной и психологической культуры общества. И в последние годы она существенно возросла.

Небывалый всплеск моббинга по всему миру специалисты, работающие над этой проблемой (психологи, социологи, юристы и другие), объясняют целым рядом остросоциальных факторов:

§  безработица,

§  мода и модные тенденции (особенно важно для школьников),

§  безделье (для детей, они не могут или не умеют себя занять)

§  бедность,

§  высокий уровень преступности,

§  бесполезность и слабость законов,

§  толерантное отношение к насилию, жестокости, невежеству и их пропаганда в СМИ,

§  военные действия (актуально!)

§  отсутствие какой-либо практически действующей системы защиты прав ребенка.

Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры.

Но чаще всего личность потенциальной жертвы – лишь предлог для агрессивного ребенка на ком-то сорвать злость. Именно поэтому жертвой может стать кто угодно.

Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что, несозревшие психологически, школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников. Быть сопричастным группе – основанная потребность подростка. Одурманенные чувством стадности и желанием примкнуть к толпе, дети способны совершать ужасающие поступки.

Что же толкает детей, еще вчера бывших наивными и прекрасными малышами, на жестокость?

Частые причины агрессивного поведения моббера в школе:

v подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу или к себе,

нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье),

v применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку,

v равнодушные или агрессивные школьные учителя,

v проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и так далее),

v неумение выражать себя и ставить адекватные цели,

v заниженная самооценка,

v неумение разрешать конфликты,

v опыт в роли жертвы моббинга со стороны других детей.

 

 

 

 

 

 

4. ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА,

Моббинг часто остается скрытым процессом. Учителя относятся равнодушно, а родители даже не знают, что происходит в школе с их чадом, ведь и агрессивный ребенок, ни ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.

Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должны стать (как правило!):

·        бессонница,

·        потеря или резкий набор веса,

·        тики, заикание,

·        энурез,

·        проблемы с желудком,

·        мигрени,

·        замкнутость,

·        слезливость,

·        агрессивность и иные нарушения психического плана или соматические заболевания.

Если родителям удалось выяснить что их ребенок – жертва моббинга в школе, их дальнейшие действия должны быть такими:

Побеседовать с ребенком. Узнать подробности происходящего и посоветовать как лучше вести себя, дать конкретные рекомендации. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, упрекать его, обвинять: «Ты сам виноват!». Ему напротив, как никогда, нужна поддержка и защита.

Сообщить о проблеме директору школы, побеседовать с классным руководителем. Выяснять отношения с агрессивно наторенными одноклассниками не рекомендуется, особенно если ребенок-жертва против этого (подростки часто бывают против, так как стремятся решить проблему сами).

Отвести ребенка к школьному психологу (или другому детскому психологу). Какой бы замечательной ни была поддержка родителей, часто без профессиональной помощи психолога не обойтись, так как ситуация моббинга является серьезной психологической травмой.

Если ситуация не изменится после всех вышеперечисленных мер, нужно перевести ребенка в другую школу.

Не следует забывать, что помощь нужна не только жертве, но и мобберу. У агрессивных детей также множество проблем психологического плана и они также нуждаются в поддержке родителей и помощи психолога.

Ребенку не справиться без помощи родителей, особенно учащемуся в младших и средних классах. А вот подростки уже вполне могут позаботиться о себе сами (хоть и не без поддержки старших и психолога). Ребенку следует подумать над вопросом: «Почему именно я стал жертвой моббинга (или моббером)?». Ответ на этот вопрос подскажет, как найти выход из ситуации.

Совет, часто даваемый преследуемому ребенку – «Не реагировать на обидчиков» – в детской среде не работает. Более действенно:

Ø найти себе сильного и умного (хорошо бы еще и старшего по возрасту) союзника/союзников,

Ø переманить на свою сторону одного из менее активных преследователей,

Ø попытаться разрешить конфликт непосредственно с «главарем» мобберов.

У истоков моббинга в школе стоят учителя. Именно их стиль общения и поведения является «благоприятной почвой» для моббинга. Класс – детский коллектив. И как любой коллектив он нуждается в сплоченности и поддержании благоприятной психологической атмосферы.

        Примерные формы работы

1. Работа с литературой.

Для профилактики моббинга можно использовать литературные произведения, в которых затрагиваются проблемы травли или сопряженные проблемы. В процессе чтения у учеников возникает сопереживание и понимание.

Для каждой возрастной группы школьников можно подобрать подходящую литературу, читая которую, они смогут идентифицировать себя с героями, испытывающими страдания. В литературе, посвященной этой проблеме, часто присутствуют персонажи, которые, несмотря на грозящую им опасность, восстанавливают порядок. Такой персонаж становится другом того, кому плохо, и вместе они противостоят несправедливости. Это призыв к детям и подросткам.

Учителя младших классов могут использовать для профилактической работы пособие Е.И. Лернера «Я не дам себя обижать» по развитию у детей навыков уверенного поведения.

2. Просмотр фильмов.

Просмотр русского фильма «Чучело»,  «Класс» фильм, и «Класс» сериал,   и коллективное обсуждение увиденного, просмотр различных социальных роликов.

3. Сочинение.

Осознанию можно добиться и в ходе учебной деятельности. Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о моббинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями).

Кто-то извлечет из этого больше, кто-то — меньше. Одним требуется говорить, другие сильнее чувствуют то, о чем пишут (сам процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы).

Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Выражение мыслей в письменном виде, особенно обращенное к читателю, ко многому обязывает.

Читая сочинения, учитель может оставлять свои комментарии на полях. Позитивное достаточно просто прокомментировать. Если же речь идет об откровенном признании, то в комментарии следует выразить одобрение и пообещать в ближайшее время побеседовать об этом. Косвенные признания комментировать сложнее. В таком случае можно задать осторожный вопрос, а затем побеседовать с глазу на глаз.

Из сочинений учитель получает массу информации. Кто-то написал о чем-то важном, кто-то хорошо раскрыл тему. Не исключено, что среди авторов есть жертва моббинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности. Можно выбрать два-три сочинения, в которых говорится о важных вещах, и с согласия авторов зачитать их классу. Ученик может и сам прочитать свое сочинение. Озвучивание своей точки зрения еще больше обязывает его придерживаться своей позиции. Кроме того, это может повлиять на других учеников. Наибольший эффект достигается, когда вслух зачитываются сочинения нескольких учеников. Тогда они выступают как общность: их объединяют похожие взгляды. А учитель получает отличную возможность выразить свою позицию через комментарии.

4. Классный час.

Беседы о моббинге можно проводить и вне расписания. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Однако четкий график бесед тоже необходим, так как регулярность обсуждения автоматически гарантирует, что тема не останется без внимания.

Можно использовать для бесед время классного часа. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные.

Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.

5.Контроль над ситуацией.

Усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы.

6.Работа с семьей.

В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей. Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.

Особенно важно со стороны родителей искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, учителями, более старшими и более младшими детьми. Они не должны отмахиваться, как от незначимого и несерьезного, от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии.

 Ну и самое главное — внутришкольные правила! В школе должны быть правила, подчиняться которым следует всем.

Проблема моббинга касается всех, недооценивать ее опасно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД.

Жизнь идет своим чередом…меняются взгляды, меняется мода,  меняются люди…Неизменно одно…это духовно – нравственные качества личности, наша человечность. Она всегда была, есть и будет в моде. Наша задача, как людей, способствовать тому, чтобы наши дети знали, что такое быть человечным!

Задача школьных психологов и педагогов не прекращать наблюдать за тем, что происходит среди наших детей в школе и вокруг нас в целом. При желании мы всегда можем увидеть и услышать чуть больше, если мы научимся наблюдать и профилактировать.

Мы можем проводить просветительные часы, беседы, классные часы, родительские собрания и т.д. Мы можем делать, что угодно в рамках разъяснительной работы, но наша главная задача всячески избежать проявлений моббинга среди наших детей. А если вы стали свидетелем данного происшествия среди подрастающего поколения, то необходимо принимать меры по искоренению мобберства в вашем образовательном учреждении. Сопровождать нужно не только жертву моббинга, но и потенциального «Моббера». Ведь зачастую дети не ведают, что они делают, они следуют тому, что вещает им СМИ.

Нужно помнить, что такое явление как моббинг, может привести к заболеваниям нервной системы, сердечно – сосудистой системы и даже самоубийству…

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Богословский А., «Верочка», 1982.

2.Вартан В. «Заморыш», 1991.

3.Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.» 2000.

4.Железников В. «Чучело», 2007.

5.Кинг С. «Кэрри», 2014

6.Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов», 2006.

7.Лернер Е.И. «Я не дам себя обижать».- Академический проект, 2001.

8.Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога».- М.Генезис, 2011.

9.Пиколт ДЖ. «19 минут», 2010.

10.Радченко И.А., Топильской Е.Е. «Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз», — В. 2007

11.Руланн З.Э. «Как остановить травлю в школе».- М.Генезис,2012.

12.Сережкин А. «Ученик», 2015.

13.Столяренко А.М.. «Энциклопедия юридической психологии» — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003.

14.Тришин Н.В. «Словарь синонимов ASIS», 2013.

15.Энциклопедия трудового права. 2000.

16. Wikimedia Foundation. 2010.

 

 

 

6 типов моббинга или травли на рабочем месте

6 типов моббинга или травли на рабочем месте — да, терапия помогает!

организации, кадры и маркетинг

16 марта 2023 г.

Издевательства на рабочем месте (моббинг) — это реальность, которая все больше изучается и признается. Но тем не менее , идентифицировать моббинг там, где он происходит , по-прежнему сложно, особенно если учесть, что эта форма преследования не всегда имеет одинаковые характеристики.

Различные типы моббинга приводят к тому, что иногда это явление маскируется или даже интерпретируется как что-то, что находится в пределах нормы. В конце концов, везде, где возникает эта форма преследования, есть интересы, в которых то, что происходит, не может быть использовано перед судьей, а это означает, что в каждом типе рабочей среды эти атаки адаптируются к обстоятельствам.

Но тем не менее, отличить разные виды моббинга не невозможно . В этой статье мы рассмотрим их, но прежде мы увидим пример, который поможет распознать характеристики этого вида домогательств.


История домогательств на рабочем месте

Кристобаль Он был работником, которого высоко ценила его компания, занимающаяся туризмом, поскольку он эффективно реагировал на любые проблемы, которые могли возникнуть при работе с клиентами. Он был дисциплинирован, ответственен и даже имел дополнительные часы; просто потому, что ему нравилась его работа. Он был сотрудником, которого любой бизнесмен хотел бы иметь в своей команде, поэтому его быстро повысили в его организации до должности главы аэропорта.

Работал в компании три года и к нему не было претензий из-за его хорошей профессиональной работы, но с четвертого года для него все изменилось в связи с реструктуризацией, которую пережила его компания, в которой сменился директор. Видимо, Кристобаль ему не нравился, наверное, потому, что он его почти не знал и не нанял .


Изменения в компании

После его прихода новый директор обвинил его в том, что он мало работает, в безосновательном сексизме (из-за конфликта с сотрудником, которому директор доверял и в чем Кристобаль был прав) и решил, что он должен выполнять совсем непродуктивные задачи. Кроме того, на пятом курсе решили поставить надзирателя, который был иерархически выше его. Надо сказать, что супервайзер был недостаточно компетентен, так как не знал, как работать в такой компании.

Сам Кристобаль должен был научить его эффективно выполнять работу . Стратегия директора заключалась в том, чтобы контролировать Кристобаля, в чем не было необходимости, поскольку уровень удовлетворенности клиентов в его сфере деятельности был лучшим в компании на всей территории Испании. Задача была ясна: демотивировать Кристобаля подать заявление об увольнении по собственному желанию и, таким образом, покинуть компанию.

В разные моменты, директор обвинил Кристобаля в создании плохой атмосферы на работе без каких-либо доказательств этого . Просто договориться с его доверенными людьми. И, кроме того, придумал ложь, чтобы дискредитировать свою хорошую профессиональную работу.

В результате Кристобаль решил уйти с работы из-за психологической травмы, которой он подвергся . Став жертвой моббинга, он несколько раз пытался защищаться, пока в результате эмоционального истощения, наступившего в этой ситуации, не уволился, чтобы остаться в компании.

Моббинг: реальность на рабочем месте

В приведенном выше примере речь идет о моббинге, также известном как запугивание на рабочем месте. Явление, которое происходит на рабочем месте и при котором лицо или другие лица систематически и неоднократно применяют психологическое насилие в отношении другого лица или лиц в течение длительного периода времени.

Сталкеры они могут быть сослуживцами, начальниками или подчиненными , и такое поведение может повлиять на работников любого типа компании.

Кроме того, во многих случаях речь идет о запутывании потерпевшего, чтобы она считала себя виновницей всего происходящего, доходя иногда до вопрос здравый смысл того, кто все терпит . Это явление, известное как газлайтинг, очень распространено в случаях жестокого обращения, но также происходит и при домогательствах на рабочем месте. Одним из его последствий является то, что жертва парализована и заякорена в сомнениях, что позволяет продолжать вопиющие несправедливости.

Последствия домогательств

Нападения на рабочем месте могут вызвать серьезные психологические проблемы у жертвы или жертв (например, тревога, депрессия, стресс), демотивацию на работе, нарушение выполнения их работы и, в большинстве случаев случаи, ущерб репутации этого. Чем больше эта ситуация сохраняется, хуже дискомфорт, который создается .  

Виды моббинга

Моббинг можно классифицировать двумя способами: по иерархическому положению или по цели . Что это за виды домогательств на рабочем месте? Обобщены следующие:

1. Преследование на рабочем месте в соответствии с иерархическим положением

В зависимости от иерархического положения моббинг может быть:

1.1. Горизонтальный моббинг

Этот вид моббинга характеризуется тем, что преследователь и жертва находятся в одном иерархическом ранге . То есть это, как правило, происходит между коллегами, и последствия на психологическом уровне для жертвы могут быть разрушительными.

Причин такого рода домогательств на рабочем месте может быть много и они разнообразны, хотя наиболее распространенными являются: принуждение работника к соблюдению определенных правил, вражда, нападение на слабейших, разногласия с жертвой или отсутствие работа и скука.

1.2. Вертикальный моббинг

Вертикальный буллинг на рабочем месте получил это название потому, что либо хулиган находится на более высоком уровне, чем жертва, либо находится на более низком уровне, чем жертва . Поэтому существует два вида вертикального моббинга: восходящий и нисходящий.

  • Моббинг вверх : Происходит, когда сотрудник более высокого иерархического уровня подвергается нападению со стороны одного или нескольких его подчиненных.
  • Нисходящий моббинг или боссинг : Возникает, когда сотрудник более низкого иерархического уровня подвергается психологическому преследованию со стороны одного или нескольких сотрудников, занимающих более высокие должности в иерархии компании. Как мы видели в случае с Кристобалем, это может быть реализовано в качестве бизнес-стратегии, чтобы заставить преследуемого работника покинуть компанию.

2. Трудовое преследование по цели

В зависимости от целей, которые злоумышленник намеревается достичь с помощью моббинга, его можно классифицировать следующим образом:

2.1. Стратегический моббинг

Это тип нисходящего или «институционального» преследования . Он характеризуется тем, что моббинг является частью стратегии компании, и цель обычно состоит в том, чтобы преследуемый человек добровольно расторгнул свой контракт. Таким образом, компания не должна выплачивать компенсацию, которая соответствовала бы несправедливому увольнению.

2.2. Моббинг руководства или руководства

Данный вид моббинга осуществляется руководством организации , как правило, по нескольким причинам: отказаться от не очень покорного работника, прийти к ситуациям трудового рабства или в итоге получить работника, который не соответствует ожиданиям начальника (например, будучи слишком обученным или оставить его в качестве улики).

Кроме того, этот вид притеснений на рабочем месте может осуществляться для максимизации производительности компании за счет страха, с использованием неоднократных угроз увольнения в случае невыполнения задач работы.

2.3. Извращенная моббинг

Извращенное домогательство на рабочем месте относится к типу моббинга, который не имеет цели труда, но причины кроются в манипулятивной личности и домогательстве домогателя. Это очень вредный тип моббинга, потому что причины, вызывающие домогательства, не могут быть устранены путем реализации другой динамики работы, пока человек, который преследует, находится в организации или не переучивается.

Этот тип сталкеров обычно проводит моббинг на глазах у жертвы, без свидетелей. Он очень соблазнителен и быстро завоевывает доверие окружающих. Извращенный моббинг обычно бывает горизонтальным или восходящим моббингом.

2.4. Дисциплинарный моббинг

Этот вид моббинга используется для того, чтобы притесняемый человек понял, что он должен «вписаться в форму» , потому что, если он этого не сделает, он будет наказан. Но с этим типом преследования не только страх вселяется в жертв, но и предупреждает других товарищей о том, что может случиться с ними, если они будут действовать подобным образом, создавая рабочую среду, в которой никто не осмеливается противоречить начальнику.

Также применяется против многобольничных, беременных женщин и всех, кто разоблачает мошенничество учреждения (например, бухгалтера, ставшего свидетелем взяток компанией).

Библиографические ссылки:
  • Пинуэль, И. (2003). Моббинг: как пережить психологическую травлю на работе . Эд. Точка чтения. Мадрид.

Четыре типа хулиганов на рабочем месте (март 2023 г.).


сообщить об этом объявлении

7 видов моббинга и их причины

Преследование человека группой – явление, хорошо известное каждому.

Во время обучения в школе некоторые учащиеся часто страдают от различных видов домогательств, процесса, который сегодня широко известен как «запугивание». Запугивание в настоящее время признано серьезной проблемой, влияющей на психическое, физическое и эмоциональное здоровье тех, кто его подвергает.

Хотя мы думаем, что когда люди достигают совершеннолетия, повзрослев, они должны отказаться от такого рода неприятного поведения, реальность такова, что домогательства в рабочей среде также существуют . Это известно как «моббинг» и, как полагают, затрагивает по крайней мере каждого десятого работающего человека.

Моббинг имеет различные формы и причины, которые мы рассмотрим в этой статье, чтобы иметь четкое представление о ситуациях домогательств на работе, которые могут происходить в нашей повседневной жизни.

Определение моббинга

Издевательства на рабочем месте – это практика, которая осуществляется более тонким образом, чем издевательства в школе, динамика которых варьируется от случая к случаю в зависимости от большого количества факторов, затрудняющих изучение. К счастью, в настоящее время моббинг по закону считается трудовой проблемой , так что начальство обязано предлагать решения этой проблемы.

В целом мы можем определить события моббинга как актов эмоционального и/или психологического насилия, направленных на конкретного человека в рабочей среде Они влияют на их физическое, психическое и эмоциональное здоровье, а также на производительность труда. Эти практики принимают самые разные формы в зависимости от преступника, жертвы и рабочих отношений между ними.

Конечным результатом моббинга является очень враждебная рабочая среда по отношению к конкретному работнику. Это обычно осуществляется прямо или косвенно несколькими членами рабочей группы, обычно возглавляемой главным преследователем. В большинстве случаев это приводит к тому, что преследуемый человек уходит с работы.

Признаки домогательств на рабочем месте

Практики, применяемые для создания такой среды, включают, среди прочего:

  • Провокации
  • Правонарушения
  • Угрозы
  • Дискриминация
  • Ложные слухи
  • Невозможные задачи
  • Отсутствие распознавания

Моббинг в основном затрагивает женщин (примерно 70% жертв), особенно тех, кто работает на рабочих местах с низким уровнем организации и чей руководящий персонал, как правило, неэффективен и невнимателен.

Если преследование осуществляется в течение длительного периода времени (более 6 месяцев), неоднократно и систематически со стороны одного или нескольких лиц, что приводит к изоляции и молчанию их жертв, мы столкнемся с явным случаем моббинга.

Хотя домогательства на работе обычно не перерастают в физическое насилие, бывают случаи, когда это происходит. .

Типы домогательств на рабочем месте

Хотя методы домогательств и их динамика сильно различаются от случая к случаю, можно установить определенные параметры, помогающие различать различные типы моббинга, которые происходят регулярно.

Если мы посмотрим на иерархическую динамику , которая существует между жертвой и ее агрессором(ами), мы можем разделить моббинг на:

1. Вертикальный моббинг

Этот тип преследования исходит от человека или группы лица, занимающие иерархическое положение ниже жертвы, то есть подчиненные, преследующие своего начальника.

2. Вертикальный нисходящий моббинг

Этот тип моббинга встречается чаще и возникает, когда начальник инициирует действия моббинга против подчиненного. Асимметричные властные отношения между жертвой и агрессором затрудняют защиту от домогательств либо путем общения с коллегами или начальством, либо путем сообщения, поскольку это, скорее всего, будет означать увольнение преследуемого человека.

3. Горизонтальный моббинг

Другой очень распространенный вид моббинга — это моббинг между сотрудниками одного уровня. Этому может быть несколько причин, но обычно это происходит, когда агрессор обнаруживает асимметрию между иерархическим положением между ним/ней и жертвой не по рангу, а просто по другим факторам, таким как личность, учеба или производительность труда.

Мы также можем разделить различные типы моббинга в зависимости от мотивов преследования жертвы нападавшим. Например, мы наблюдаем:

4. Стратегический моббинг

Стратегический моббинг — это то, что происходит в интересах агрессора. Будь то устранение конкурента для продвижения по службе или устранение подчиненного, чтобы он не был заменен этим, этот тип моббинга отличается тем, что является просчитанной стратегией, направленной на устранение кого-либо из рабочей среды или изнурение его настолько, чтобы остановить их от неудобства.

5. Извращенная травля

Извращенный моббинг возникает, когда у зачинщиков нет особой причины приставать к жертве. Характерно для некоторых патологических личностей. Также важно отметить, что в случае с жертвами пыток они прибегают к такой практике психологического насилия с единственной целью – получить удовлетворение от примененных ими пыток и воздействия, которое они оказывают на своих жертв.

6. Моббинг руководства

Когда начальники соглашаются преследовать работника. Часто это крайне неприятный опыт из-за сильной асимметрии сил в рабочей среде, которая существует между жертвой и ее агрессорами.

Должны использоваться неприятные методы, такие как отстранение жертвы от работы или назначение задач, о которых известно из первых рук, которые невозможно выполнить. В некоторых случаях сотрудникам назначаются рутинные и утомительные задачи, после чего они решают покинуть компанию. .

Как правило, этот вид моббинга происходит для того, чтобы подчиненный не мог получить какую-либо компенсацию при увольнении, поскольку именно жертва решает отказаться от льгот увольнения, оставив работу на своих ногах .