Наблюдения за классом: Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке) | Методическая разработка по психологии по теме:

Содержание

Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке) | Методическая разработка по психологии по теме:

Карта

наблюдения за  учащимися

_____класса 

Предмет_________________день недели ________________урок по счету _______

Тема урока __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель __________________дата ___________

Цель наблюдения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. наблюдателя ________________ должность_______________

Схема рассадки детей в классе

Параметры

Класс в целом

Отдельные учащиеся

дополнения

Степень готовности к уроку

(учебные принадлежности, настрой на работу на уроке)

Учебная (познавательная) активность

высокая, средняя, низкая

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

Стремление к улучшению результата

выражено

отсутствует

Работоспособность

высокая, средняя, низкая

Темп деятельности

высокий, средний, низкий

Саморегуляция

высокая, средняя, низкая

Степень самостоятельности (при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Потребность в одобрении

(при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Уровень отвлекаемости (проявление речевой, двигательной активности,  навязчивые движения, разговоры «не по теме»)

высокий, средний, низкий

Наличие агрессивных проявлений (по отношению к сверстникам, взрослым)

присутствует

отсутствует

Преобладание эмоционального фона

пониженный фон настроения

эмоциональная нестабильность

                   Приемы, используемые педагогом эффективно влияющие на усвоение учебного материала

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

              Дополнительные наблюдения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Выводы _________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     Подпись наблюдателя_____________________________________

Приложение

к карте наблюдения за учащимися (на уроке)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учебная активность

класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно

наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная

выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности

 многим учащимся  класса необходима дополнительная мотивация

У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности

Работоспособность

учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления

для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление

наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью

Темп деятельности

выражен  равномерный, устойчивый темп деятельности

резкое снижение темпа

колебания темпа

ситуативное снижение темпа

темп деятельности неравномерный, неустойчивый

Саморегуляция

учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении

учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого

учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности

Степень самостоятельности

 

учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью)

 Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого

учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого

Потребность в одобрении

постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий

регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого

потребность в одобрении явно не выражена

Уровень отвлекаемости

учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с  учителем. Замечаниями корригируются слабо

учащиеся класса отвлекаются периодически, корригируются замечаниями

учащиеся класса практически не отвлекаются

Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке — Студопедия

Поделись  


Схема наблюдения №1. Карта школьной адаптации

Основной задачей данного наблюдения является — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска школьной дезадаптации.

В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое, так или иначе, выделяет его из общей массы детей.

Приведём примеры.

1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.

2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.

Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т. д.

При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Для качественного проведения наблюдения необходимо заранее приготовить листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме (см. схема №1).

Первичные результаты наблюдение можно заносить в лист-схему класса (особенно это удобно, если наблюдатель не знаком с детьми). При этом необходимо пользоваться признаками (параметрами) наблюдения одной из выбранных схем наблюдения.

Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации:

— Начало учебного дня: первый, второй уроки.

При этом психолог должен присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности.

— Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки.

— Начало недели (четверти).

— Конец недели (четверти).

— Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна).

— Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

— Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

Схема №1. Лист-схема рассадки детей в классе.

Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем, социальным педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.

1-я шкалаучебная активность.

5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.

2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.

1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.

0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкалаусвоение программных материалов.

5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.

4 – единичные ошибки.

3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.

2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.

1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.

0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкала

поведение на уроке.

5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.

4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.

3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.

2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.

1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.

0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкалаповедение на перемене.

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.

4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.

3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.

2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.

1 – пассивен, избегает других.

0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкалавзаимоотношения с одноклассниками.

5 – общителен, легко контактирует с детьми.

4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.

3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.

2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 – замкнут, изолирован от других.

0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям, часто конфликтует.

6-я шкалаотношение к учителю.

5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.

4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.

3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.

2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.

1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.

0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкалаэмоции.

5 – хорошее настроение, часто улыбается.

4 – спокойное эмоциональное состояние.

3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).

2 – отрицательные эмоции преобладают.

1 – депрессивное настроение.

0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имяУчебная активностьУсвоение программного материалаПоведение на урокеПоведение на переменеВзаимоотно-шения с одноклассни-камиОтношение к учителюЭмоцииОбщий баллВыводы
1.         
2.         
3.         
          

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.

Схема наблюдения №2. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе

Дата____________ фамилия, имя ребенка____________________________________

№ школы _________________ класс __________ возраст ______________________

Показатели поведения и состояния ребенкаНет, редкоИногдаДа, часто
1 балл2 балла3 балла
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину   
Перебивает учителя и не реагирует на его заме­чания, часто переспрашивает   
Быстро нарастает утомление, истощение, ста­новится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя   
На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учи­телем   
На контрольных работах (или перед ней) чрез­мерно тревожен, не уверен в своих силах, бес­покоен   
Часто не понимает задания, задает много во­просов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает   
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забы­вает   
Постоянно отвлекается, требует дополнитель­ного контроля учителя, более детального инди­видуального объяснения   
При выполнении задания задает много вопросов   
На переменах становится особенно агрессив­ным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку)    
Приходит в школу неготовым — постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т. п.)   
Суммарный балл 

Каждый показа­тель оценивается один раз по всей совокупности вопросов, и ставится определенный балл.

При суммарном балле до 15 — состояние ребенка не вызыва­ет тревоги, при суммарном балле от 15 до 20 — следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, на­грузку, трудности, взаимоотношение с учителем, сверстника­ми. При суммарном балле > 20 — необходимо обратить внима­ние на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнитель­ные нагрузки, детально проанализировать всепроблемы ре­бенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи.

При необходимости можно составить сводную таблицу по классу.

Сводная таблица «Поведение и состояние детей в школе»

Класс______________Дата_______

Фамилия, имя учащегосяПоказателиСуммар­ный балл
                
1.           
2.           
3.           
и т.д.           

Количество детей, имеющих суммарный балл < 15,___(%)

Количество детей, имеющих суммарный балл от 15 до 20,

Количество детей, имеющих суммарный бал > 20,___(%)

Если суммарный балл больше 20 отмечен лишь у отдельных детей в классе, скорее всего, причина не в школе. Поэтому необ­ходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки, осо­бенности функционального и психического развития, школь­ные трудности конкретного ребенка. Если суммарный балл больше 20 отмечается у большинства учащихся, следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя.

Важно отметить также особенности поведения отдельных детей, которые необходимо учесть. Например, отношение к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых ситуациях, трудности организации деятельности и т.п. Необхо­димо внимательное наблюдение за теми детьми, у которых баллы по разным показателям сильно различаются.



Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся

Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика

Практика в школе. Пять протоколов наблюдений за 2 учащимися (Цель: изучение мотивов общения.), характеристика класса и наблюдаемых по результатам изучения, отчет по практике. Материал может быть использовано в работе студентами очной и заочной формы обучения.

Психологический самоанализ психологической практики

Я, ____________, проходила психологическую практику на базе ГУО «_______________»  в 7 классе.
За время практики я научилась находить пути достижения поставленной цели, составлять план своей деятельности с детьми на день и реализовывать его. Мне необходимо было изучить мотивы общения учащихся со сверстниками и взрослыми. Сначала это мне показалась трудным. Я обратилась за советом к школьному психологу, который показал, на что важно обращать внимание в процессе наблюдения. Мне было очень интересно проводить ежедневные наблюдения.

При обработке результатов совсем по-другому начинаешь видеть внутренний мир того или иного ученика. Для себя я тоже открыла некие новые стороны психологии детей в отношении к окружающим, к коллективу в целом.
Данная практика позволила мне усовершенствовать профессиональные умения и навыки, систематизировать свои знания в области психологии, способствовала приобретению профессионального опыта, и стала еще одной ступенью в моем практическом опыте работы с детьми.
В ходе своей деятельности еще раз убедилась в важности учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей подросткового возраста. Я еще раз для себя утвердила, что работа учителя является далеко не самой легкой работой, но, в то же время, очень интересной и увлекательной. В общем, я осталась довольна практикой и проделанной мною работой.

Протокол наблюдения №1
за процессом общения
22.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: математика (2 урок)
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Организ. момент

Приветствие.
Отмечает  отсутствующих

Спокойна, смотрит  на учителя

Говорит с соседом по парте, не замечает учителя

Проверка дом. зад

Опрос дом. задания: вопросы всему классу,   отдельным ученикам.
В конце  опроса делает обобщения по теме. Подводит к  новому материалу.

При  вопросах всему классу Анна смотрит в тетрадь, руку не поднимает. Отвечает только  при личном обращении.  Ошибок  нет.
При похвале садилась на место и опускала голову, продолжая следить за другими заданиями в тетради.

Вел себя шумно. Продолжал говорить с другом. При личном обращении давал правильный ответ, но объяснить не мог. Ответив, садился на место, но так и не успокоился.

Объяснение нового материала

Объясняет  новую тему. Обращается с вопросами к классу о понимании смысла нового материала. Применяет наглядности
Дает задание на решение задач (соревновательный момент).
Делает  замечание ученикам, не выполняющим задание.

Внимательно слушает учителя. Следит в учебнике за объяснением новой темы, обращает внимание на схемы, которые  демонстрирует учитель. При вопросе учителя о понимании новой темы вместе со всеми ответила положительно. При решении задач не отвлекалась на посторонний шум. Когда соседка по парте спрашивала о решении, Анна дала знак «потише!» и продолжала решать. После выполнения задания положила ручку и начала смотреть на учителя, но  завершении работы не сообщила. После вопроса учителя: «Ты уже сделала?», — Анна кивнула. После проверки учителем, помогала подруге.

Слушал учителя недолгое время. Говорил что-то соседке по парте, которая не обращала на него внимания. После замечания учителя успокоился, посмотрел в книгу. При решении задач активности не проявлял. Пытался списать у друга.

Подведение итогов. Домашнее задание

Подводит итоги: вопросы  к классу и отдельным ученикам. Записывает  на доске дом. задание.
Комментирует  его, задает уточняющие вопросы.
Контролирует  запись в дневник задания отдельными учениками.
Прощается.

Анна активно участвовала при подведении итогов.  Отвечала  на все вопросы учителя, обращенные к ней. Внимательно слушала комментарии учителя по выполнению дом.задания. записала в дневник.

Отвечал не поднимая руки, выкрикивал с места. Открыл книгу с домашним заданием, но не следил за его объяснением. Записал в дневник только после того, как учитель сказал лично.

Выводы: Анна понимает смысл учебного процесса, поэтому не столь ярко выраженная речевая активность этим и объясняется, чего нельзя сказать об Александре. Он часто не слушал учителя, игнорировал замечания, мешал при объяснении материала другим детям своими высказываниями. 
Анна скромно прореагировала на похвалу в свой адрес, что говорит о её не гордой натуре. Александр, в ответ на замечание со стороны учителя, опустил голову, затих на короткое время. В этом можно увидеть, что авторитет учителя еще не утрачен.
Анна самостоятельно выполняла задание, никому не давала списывать, ни с кем не говорила, так как была увлечена работой. Александр пытался списать. Общение с другом имело потребительский характер. Но цель  не была достигнута.
Анна отвечает только после непосредственного к ней обращения. Тон голоса ровный, спокойный. Александр говорит с места, выкрикивает. Общение у него носит эгоистический характер (получение собственной выгоды – списать, поговорить, чтобы не было скучно).
Мотивы общения Анны с учителем деловые (в рамках урока).
Мотивы общения Александра с одноклассниками личные (эгоистические), с целью достижения собственной выгоды.

 

Протокол наблюдения №2
за процессом общения
23.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: перемена после 3 урока.
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учащихся

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Перемена.

Часть детей готовятся к уроку, повторяют. Другие – вышли на улицу. Группа девочек разговаривают на коридоре. Два мальчика играют на телефоне.  Дежурные вытирают доску.

Анна убрала учебник в портфель. Достала необходимые тетради и книги к следующему уроку. Подошла к  девочкам на коридоре. Они о чем-то весело говорили. Все были активны, никто не стоял в стороне. Пошли в класс до звонка. Анна села с подругой за парту, открыла тетрадь. Подруга показала свое выполненное задание. Они что-то обсуждали. После звонка встречали учителя стоя у парт.

К следующему уроку не подготовился. Со звонком выбежал на улицу. Показывал одноклассникам «трюки» на турнике. Некоторые пытались повторить.
Зашел в класс после звонка с другом.

Вывод: в целом класс дружелюбный. Даже на переменах, когда каждый занят своим делом, никто не остается в стороне. Девочки общались, смеялись, отдыхали после урока. У них не было конкретной серьезной темы. Беседа была простой, непродолжительной. Анна перед уроком говорила с подругой  о выполненном домашнем задании, они  обсуждали, о чем-то спорили.
В центре внимания у мальчишек на перемене было спортивное увлечение. Александр демонстрировал свое новое достижение на турнике, одноклассники пытались повторить. В процессе общения мальчишки смеялись, Александр с гордостью демонстрировал свое умение. Напряжения в группе не было. 
Мотивы общения у Александра личные, с признанием собственной значимости, получением позитивной оценки окружающими.
У Анны прослеживаются альтруистические мотивы общения с одноклассниками. Она стремилась помочь подруге разобраться в правильности выполнения задания.

Протокол наблюдения №3
за процессом общения
24.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: общественно-полезный труд: уборка территории.
Схема наблюдения:

Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Распределение обязанностей

Вместе с детьми вышел на свой участок. Девочкам сказал подгребать, а мальчикам выносить мусор.

Вместе со всеми девочками приступили к работе.

Сам вызвался принести носилки для мусора.

Процесс работы на участке

Контролирует качество выполнения работы детьми. Показывает, где есть мусор. Общается с детьми, отвечает на их вопросы. Делала замечания мальчикам.

Очень старательно выполняет работу. Во время работы общается с одноклассниками. Когда учитель показал, где ещё не убрано, откликнулась убрать одной из первых. Когда мальчики забирали мусор, помогала им нагружать.

Взял на себя роль «главного» среди мальчиков. Он распределял кому куда подойти, у кого забрать мусор. Сам физически не работал. Только пытался забрать у девочек грабли, чтобы продемонстрировать «как надо!».

Завершение работы

Учитель хвалит детей за качественную работу

Общую  похвалу приняла и в свой адрес. Была очень довольна результатом своего труда. После работы ушла домой с одноклассницей, которая живет по соседству.

Вместе с мальчишками заносит школьный инструмент. Похвалил себя перед учителем.

Выводы: класс можно назвать сплоченным коллективом. Здесь каждый видит, кто, чем занят и старается друг другу помочь. Непринужденная обстановка показала естественность каждого учащегося. Есть шумные и неугомонные, есть тихие и скромные, есть лидеры и заводилы, но все чувствуют себя комфортно.
Анна инициатором бесед не выступает, но охотно включается в разговор. Предпочтительно общается с девочками. Учителю вопросы не задает, зато ей интересно, как учитель ответит на вопросы одноклассников.  На похвалу со стороны учителя прореагировала улыбкой. Анна была довольна результатом труда, поэтому похвала ещё больше утвердила её удовлетворение.
Александр в беседах занимал активную позицию. В разговоре с учителем старался вставить свою реплику, которая должна была всех рассмешить. Это было видно по его реакции после сказанных слов – он умолкал и следил за одноклассниками. Иногда демонстрировал деловое общение, обращаясь к учителю с уточнением «рабочих моментов». И тут же передавал инструкции мальчикам. После завершения работы похвалил себя перед классным руководителем. Сказал, что он был самым полезным, так как облегчил работу учителя.
Мотивы общения учащихся с классным руководителем можно отнести к мотивам-интересам. Общение  имеет особую эмоциональную окраску, обеспечивает легкое сближение собеседников.
У Александра это мотив-потребность. Ему важно быть оцененным со стороны, чтобы заметили его качества.

Протокол наблюдения № 4
за процессом общения
25.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: урок физической культуры.
Схема наблюдения:


Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Начало занятия

Учитель поздоровался с учениками. Принял рапорт. Познакомил с планом работы на уроке.

На урок не опоздала. Была на построении.

На урок не опоздал. Стал в строй после появления учителя. Задавал вопросы по уроку.

Основная часть урока

Проведение разминки. Обращает внимание на качество выполнения. Делает замечания недобросовестным учащимся, хвалит ответственных. Проведение сдачи нормативов (челночный бег, прыжки в длину с разбега). Распределил мелкие поручения между учащимися: расстановка брусков, запись времени. Тон голоса требовательный, но доброжелательный.

Внимательно слушала команды учителя. При замечании старалась исправить ошибки. Не все задания были по силе, поэтому была напряжена.
При сдаче нормативов хотела показать высокий результат. Получалось не сразу. Анна расстраивалась. После подбадривания учителем, появлялось  желание получить высокий балл. Настроение подымалось. Результат повысила.

Разминку выполнял качественно. Замечаний не было. Во время проведения разминки разговаривал с учителем. Обсуждал результаты Лиги Чемпионов. При сдаче нормативов показал высокий результат. Помогал учителю.

Заключительная часть

Учитель объявил результаты по нормативам. Объявил планы следующего урока. Попросил отнести инструмент.

Анна внимательно слушала учителя.

Александр с удовольствием помог учителю.

Вывод: было видно, что классу очень нравиться учитель физической культуры. Они его слушались, выполняли предъявленные им команды.  Даже «шумные» ученики были послушны. Дети не испытывают страха в общении с учителем. Ведут беседы на различные темы, без помехи проведения занятия.
Анна, не смотря на свой скромный характер, стремиться быть рядом с учителем, задает ему вопросы, стремиться оправдать надежды учителя.
Видно, что Александр очень любит этого учителя. По сравнению с другими уроками, на физкультуре ему практически не дают замечаний по поводу поведения. Его бойкий характер учитель направляет в нужное русло. Александр не пытается даже выглядеть лучше кого-то. Здесь каждый чувствует себя собой.
Мотив общения учащихся с учителем взаимодействующий. Дети легко вступают в контакт с учителем, без стеснения, но с уважением. Дети ценят простоту и открытость учителя. С ним легко ладят как спокойные дети, так и шумные.


Протокол наблюдения № 5
за процессом общения
26.04.2013

Цель: изучение мотивов общения.
Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр
Класс : 7
Время наблюдения: классный час «знать правила дорожного движения – большое достижение».
Схема наблюдения:


Наблюдаемый момент

Деятельность
учителя

Деятельность
наблюдаемого,
Калилец Анна

Деятельность
наблюдаемого,
Михович Александр

Сообщение темы классного часа.

Учитель назвал тему классного час, целью которого являлась пропаганда ПДД среди школьников, а так же предупреждение детского травматизма. Учитель отметил хорошую работу учеников, которые входят в состав отряда ЮИД. Неоднократно они занимали первые места в региональных соревнованиях, и призовые места на уровне района.

Анна активно принимает участие в работе отряда ЮИД, особенно в выступлении агитбригады, поэтому слова похвалы относились и в её адрес. Она что-то начала рассказывать своей подружке, улыбалась.

Александр  сказал, что проехать на велосипеде любой может. На вопрос учителя, почему же он не ездит, ответил, что таким не занимается, есть дела поважнее.

Сообщение основной информации

Учитель рассказывал о важности знания ПДД, о нарушениях, допускаемых детьми, водителями, об ответственности на дороге.

Внимательно слушала.

Слушал. Иногда что-то обсуждал с соседом по парте. Учителя не перебивал.

Обсуждение темы

Учитель задавал вопросы. Вызывал на обсуждение. Давал задания по группам.

На все вопросы отвечала. В группе была одной из активных, но от их группы выступал другой человек.

Отвечал с места, дополнял других своими репликами. В группе активно обсуждал заданный вопрос. Отвечал от своей группы перед классом.

Подведение итогов

Учитель предложила придумать стенгазету по ПДД. Принимала идеи. Назначила ответственных.

Получила задание по оформлению стенгазеты. Вносила свои предложения.

Предложил оригинальный способ оформления газеты, но рисовать отказался.

Вывод: класс любит подобные мероприятия. С радостью ждал учителя. Некоторые были уставшими, но все равно слушали, правда, были менее активны.
Информацию учителя слушали внимательно. Участвовали в малых группах. Активно взаимодействовали друг с другом, обсуждали, отвечали на вопросы, выслушивали мнение каждого говорящего. Более шустрые дети иногда перебивали других. В целом, обстановку можно было назвать  рабочей. Все были заняты. При распределении задания по оформлению стенгазеты, дети сами называли своих одноклассников. Они знают способности друг друга.
Анна чувствовала себя комфортно. Отношения дружеские, никто не высказывался негативно.  Было замечено проявление зависти по отношению к Анне, когда её хвалил учитель. Девочка что-то говорила ворчливо, бросая взгляды в её сторону. Но это никак не отразилось на Анне. В группе общалась со всеми. Страха не испытывала.
Александр вел себя развязано, без стеснения. Замечаний не поступало в его адрес. Несмотря на его бурное поведение, в группе работал продуктивно. Его никто не осаждал, одноклассники воспринимают его таким, какой он есть.

Мотивы общения в группе непосредственно учебные, в конце урока наблюдались личностные мотивы общения.

Характеристика мотивов общения
учащихся 7 класса, по результатам наблюдения

Цель наблюдения: изучение мотивов общения учащихся со взрослыми
Наблюдаемые моменты: урок математики, физической культуры, перемена, классный час, общественно-полезный труд (уборка территории).
Наблюдаемые: Калилец Анна, Михович Александр

Выводы: проводя наблюдение за характером  общения и поведения двух, различных по типу темперамента, учащихся, можно сделать вывод о мотивах общения, преобладающих в данном классе. Для этого были изучены интересы, склонности детей, проведена беседа с классным руководителем о взаимоотношениях в классе.
В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. мальчики и девочки на равных общаются между собой. Конфликты в классе наблюдаются редко. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, но в классе нет ссор. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.
Что касается дисциплины, то класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках некоторых учеников очень тяжело успокоить, они ждут перемены. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы. Большую роль играет личность педагога. Учителя отзывчивые, умеют чувствовать настрой класса. Это является хорошим мотиватором общения. Дети обращаются по личным вопросам к учителю, с интересом по какому-либо вопросу, а так же характерно деловое общение, основанное на уважении.
Что касается внеурочной деятельности, то общение носит личностный характер. Мотив – общение ради общения. Пример тому общественно-полезный труд. Хоть ученики не все с удовольствием шли на работу на участке, но, благодаря работе классного руководителя, они выполнили необходимое. Они учились взаимодействовать, совершенствовали свои коммуникативные навыки: договаривались о способах выполнения возложенной  на них работы, обсуждали текущие школьные дела, высказывали по этому поводу свое мнение.
Класс имеет высокий уровень групповой сплоченности. Но, несмотря на это, в классе имеются группы. Они разбиваются по интересам: спорт, музыка и др. Микрогруппы мирно существуют. Никто никого не притесняет, иногда могут пошутить друг над другом. В классе нет оскорблений, дети уважают друг друга.  Иначе можно сказать, что наличие микрогрупп условно.
Калилец Анна.
Круг общения небольшой. Сужен в рамках учебных интересов и местом проживания. Предпочитает дружить с детьми скромными по натуре. Со сверстниками общается на различные темы. К педагогам относится с уважением, ценит их педагогическое мастерство, возможно, берет пример. В конфликты не вступает. Инициатором общения не выступает, но в разговор включается. Некоторые темы обсуждает оживленно. При похвале гордость не проявляется. Легко работает в группе, не испытывает дискомфорта. Выражает мысль логично и последовательно. Предпочтительный мотив общения в школе – деловой, альтруистический.
Михович Александр.
Общается с широким кругом сверстников. Ярко выраженных качеств, по которым выбираются собеседники, не выявлено. Наиболее тесные связи с одноклассниками, интересующимися спортом. Высоко ценит учителя физической культуры. Даже его бурное поведение на данных уроках сознательно им контролируется. У других педагогов позволяет себе пошуметь, но при замечаниях успокаивается. В основном является инициатором общения как с детьми, так и со взрослыми. Про таких говорят «язык без костей». Иногда не выслушивает собеседника, перебивает, хочет быть услышанным. Предпочтительный мотив общения в школе – личностный эгоистический, мотив-интерес.

РБ, УО «Брестский ГУ им. А.С.Пушкина» 2013

 

Схема наблюдения за взаимодействием


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации


СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

УЧИТЕЛЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ и др.) И УЧАЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) НА УРОКЕ (ЗАНЯТИИ)

При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его по­мощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса (Flanders N., 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодейст­вия педагога (любого взрослого-руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных заня­тий. Ниже эта схема приводите» с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям отечественной школы.

Удобство этой схемы, несмотря на ее внешнюю громозд­кость, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях: по части или по всем категориям (без расшифровки характера, форм), одну или несколько категорий с расшифровкой и т. п. Схе­ма может использоваться несколькими наблюдателями без разделения между ними функций и с их разделением (на’ пример, один фиксирует категории, относящиеся к учите­лю другой к ученикам при наблюдении за классом в целом или за отдельными учениками. В зависимости от конкретных условий схема дополняется также символами расшифровки категорий: например, «9к» — учитель кри­чит, пытаясь добиться внимания, и т. п.

При стандартном предъявлении наблюдателю дается бланк со схемой наблюдения, и он каждые 3 с отмечает кон­кретное проявление активности на уроке, делая это в тече­ние 15—20 мин. Однако это возможно лишь при нескольких наблюдателях или при использовании только основных ка­тегорий. Более удобными формами, на наш взгляд, является ее применение как схемы обработки результатов записи сплошного наблюдения целого урока или его части, а также сочетание использования схемы и кратких записей.

(Учитель. Реакция на действия школьника).

1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.


Выявляется отношение (позитивное или негативное) уча­щегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уро­ке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»).

2. Похвала, одобрение иди порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) — одобритель­ное покачивание головой, слова «Так…», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова.

3. Шутки, использование юмора.

Доброжелательный, под­держивающий, снимающий напряжение или оскорбитель­ный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).

4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, разви­вает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная: форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь…»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта катего­рия используется, когда речь идет о дополнении, но как, только учитель переходит к собственному изложению ма­териала, используется категория «рассказ учителя».

(Учитель. Самостоятельные действия. Реакция на действия школьника).

5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три. Мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три — Почему? — Еще я буду на уроке тратить вре­мя на объяснения»; «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).

6. Вопросы учители: Характер вопроса, обращенность, форма.

7. Рассказ учителя: Приведение фактов, их обоснование, цитирование, источников, конкретность или абстрактность изложения и т, п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.)

8. Распоряжения, указания, приказы. Форма.

9.Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательной, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.

10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.

(Ученик. Действия, побуждаемые учителем).

11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

12. Реакция на шутки учителя.

13.Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.

14. Реакция на замечания учителя.

15. Реакция на оценку.


(Ученик.Самостоятельные действия).

16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Фор­ма, тематика, связь с выполняемым заданием, материа­лом урока: Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.

17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения Детей друг к другу.

19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.

20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.

21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.

Скачать 33 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Карта наблюдения за поведением учащегося

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

Стр 1 из 3Следующая ⇒

ОТЧЕТ

о выполнении психологического компонента

педагогической практики

 

Толок Дарьи Ивановны

Курс 5 Группа 25

 

ФИО группового руководителя от факультета:

Хвалюк В. Н.

ФИО руководителя практики от

кафедры психологии:

Колмаков А. А

 

Место прохождения практики:

г. Минск, ул. Грицевца, 9

Учреждение образования: ГУО «Средняя

общеобразовательная школа № 22»

Класс: 8 «В»

Минск, 2016

Профиль поведенческих особенностей учащегося

Компонент карты наблюдения Набранный балл Качественная оценка
Внимание Очень высокая оценка
Память Высокая оценка
Мышление Высокая оценка
Речь Очень высокая оценка
Особенности эмоционального реагирования Низкая интенсивность
Проявление личностных качеств Высокая степень выраженности
Особенности темперамента и характера Очень высокая адаптивность
Социальная подструктура личности Высокая оценка

Письменная интерпретация карты наблюдения

Из карты наблюдения видно, что Иванова Екатерина имеет очень высокий уровень внимания: на уроках слушает объяснения учителей, не отвлекается, всегда включена в работу. Практически не допускает ошибок по невнимательности при выполнении заданий, а если допускает, то всегда старается их исправить.


Также у Кати хорошо развита память. Она быстро запоминает различный материал, хоть и испытывает небольшие затруднения при запоминании и употреблении сложных слов и понятий.

Девочка проявляет достаточно высокую активность на уроках. Одной из первых отвечает на вопросы учителей, при этом логически рассуждает, легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. При ответе всегда поднимает руку, что говорит о её дисциплинированности.

Также Екатерина имеет грамотную, хорошо развитую речь. Все эти качества свидетельствуют о её старательности в учебе.

Однако, Катя проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но и в различных видах внеурочной деятельности. Если ей поручают общественное дело, то она выполняет его добросовестно и в назначенный срок, что свидетельствует о способности правильно распределять своё время.

В результате наблюдений за Ивановой Екатериной установлено, что ей присущи такие качества эмоционально – волевой сферы как энергичность, работоспособность, активность. В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и невозмутимость, быстро адаптируется к новому. Катя – общительная девочка, легко находит общий язык с новыми людьми, в классе ни с кем не конфликтует, всегда искренне готова помочь своим товарищам.

Но несмотря на активную позицию в учебной и общественной деятельности, ей присущи такие качества как скромность, доброта, отзывчивость.

 

Результаты беседы

Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».

Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь почему?

Ответ: Слушая объяснения учителя, т.к. учитель объясняет проще, чем написано в книге.

 

Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Рассказывая вслух кому-то другому. Я лучше запоминаю материал, когда его проговорю.

 

Вопросы по теме «Память».

Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Легче всего запомнить материал, который мне понятен, без непонятных, незнакомых слов. Особенно трудно запоминается материал со сложными терминами.

 

Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?

Ответ: С прошлого года я могу вспомнить несколько реакций, формулы массовой доли. С позапрошлого года могу вспомнить названия химических элементов и их символы, формулы химического количества и массы вещества. Общее из запомнившегося, то что мне был понятен этот материал, и я его хорошо выучила.

 

Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ли твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?

Ответ: В основном, способы запоминания материала не отличаются. Нет, специальные техники и приемы я не использую.

 

Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того, чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

Ответ: Чтобы учитель лучше объяснял новый материал на уроках.

 

Вопросы по теме «Внимание».

Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?

Ответ: Ничего, начинаю слушать и стараться не отвлекаться больше. Это происходит из-за посторонних мыслей, которые не касаются темы. Невнимательность приводит к тому, что я не до конца разбираюсь в новой теме.

 

Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

Ответ: Стараюсь концентрироваться на выполнении задания. Нет, специальные приемы я не использую.

 

Вопросы по теме «Мышление».

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Проще всего выполнять задания, которые на уроке объяснил учитель, или похожие на те, что мы когда-либо решали. Сложности у меня вызывают задания с непонятным и большим условием.

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Больше всего мне нравится выполнять интересные задачи, задания, для которых нужно проводить опыты, делать реакции. Это очень интересно.

4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

Ответ: Задания, повышенной сложности.

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?

Ответ: Задания, где надо думать, рассуждать, где надо всё подробно расписывать.

 

Вопросы по теме «Речь».

5. 1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?

Ответ: Письменные. Т.к. можно всё расписать, отметить главное, а, например на литературе, ничего этого не нужно.

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам/однокурсникам и учителям/преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?

Ответ: Думаю, да.

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?

Ответ: Нужно больше работать с литературой, читать больше книг. Это важно.

 

Вопросы по теме «Эмоции».

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?

Ответ: У меня ничего не вызывает радость в учебном процессе. А если же она и появляется, то это, безусловно, помогает мне в учёбе.

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

Ответ: Большая загруженность в конце четверти/года (контрольные, самостоятельные работы, тесты). Приходиться более старательно работать.

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

Ответ: Я просто настраиваю себя на лучшее и надеюсь, что всё будет хорошо.

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?

Ответ: На результаты моей учебной деятельности больше всего влияет волнение за оценку. Это помогает лучше учить предмет. Я стараюсь так сильно не переживать.

 

Вопросы о теме «Мотивация».

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

Ответ: Наибольшее желание учиться у меня появляется, когда я понимаю, что эти знания мне пригодятся в будущем, для выбора профессии, например. Препятствует этому желанию усталость, плохое самочувствие, не хватка времени.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Ответ: Учиться довольно интересно, но не всегда. Я учусь, в первую очередь, для себя, чтобы поступить в хороший институт.

7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

Ответ: Можно убрать некоторые темы, которые не будут нужны в жизни (или для поступления). И прибавить темы, которые нам пригодятся.

 

Возможности ученика.

В результате беседы были выявлены следующие качества ученицы, которые являются наиболее значимыми для учебной деятельности: внимательность, целеустремлённость, упорство.

Внимательность — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимательность на уроках позволяет Екатерине быстрее и лучше усваивать материал, делать меньше ошибок при выполнении заданий. Как говорит сама ученица: «…Невнимательность приводит к тому, что я не до конца разбираюсь в новой теме».

Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Целеустремленность также важное качество в учебной деятельности. В ходе беседы было понятно, что Екатерина уже задумывается о своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ. Это является хорошей мотивацией в учёбе для девочки.

Упорство – это качество личности, обладая которым человек (в том числе и ученик), практически всегда добивается поставленных целей, невзирая на всевозможные трудности и препятствия. Это также важная черта для достижения определенных успехов в учёбе.

Ограничения ученика.

В ходе беседы было выявлено, что учебный процесс не приносит Екатерине никаких положительных эмоций: «У меня ничего не вызывает радость в учебном процессе…». Это уже приводит к тому, что Екатерина не всегда хорошо усваивает материал. В дальнейшем эта проблема может привести к тому, что девочка перестанет прикладывать усилия в учёбе, ухудшится её успеваемость, она не сможет поступить в вуз, куда очень хочет, и не достигнет того, чего могла бы достичь.

В освоении своего предмета (химии) я не вижу качеств, препятствующих этому.

Рекомендации для педагогов.

Основываясь на ответах самой ученицы, я могу дать такие рекомендации:

1) Учитель должен заинтересовывать учеников в своём предмете. Например, рассказывать интересные факты; приводить больше примеров, где знания, полученные на уроке, могут пригодиться; придумывать интересные задания; игры; конкурсы; викторины; показывать видеоматериалы и т. д.

(— Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

— Можно убрать некоторые темы, которые не будут нужны в жизни (или для поступления). И прибавить темы, которые нам пригодятся.

— Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

— Больше всего мне нравится выполнять интересные задачи, задания, для которых нужно проводить опыты, делать реакции. Это очень интересно).

2) Также учитель должен доступно и понятно объяснять новый материал на уроке.

(— Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того, чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

— Чтобы учитель лучше объяснял новый материал на уроках).

 

Заключение по психологическому компоненту педагогической практики

Я невысоко оцениваю свою педагогическую компетентность. Есть много пунктов, над которыми нужно работать, развивать те или иные навыки, личностные качества.

Набранный мною балл, я не считаю достаточно высоким, есть к чему стремиться, но и слишком низким назвать не могу.

Я думаю, что существенно повлияло на мою оценку как педагога нехватка практики в школе во время обучения. Только на 2 курсе мы проходили ознакомительную практику в школе (присутствовали на уроках химии, смотрели как ведут уроки опытные педагоги, знакомились с документацией).

Высокую оценку я получила по компетентности в области личностных качеств и коммуникативной компетентности. Данные коммуникативные и личностные качества имеют большую значимость не только в преподавании моего предмета, но и других предметов, которые изучают в школе.

Компетентность в области личностных качеств позволила мне найти взаимопонимание с учениками, находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося. Ученики безбоязненно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

Хорошо развитые личностные качества позволяли мне организовывать свою деятельность и деятельность учеников так, чтобы достичь всех намеченных целей урока. В зависимости от сложившейся ситуации, я своевременно вносила коррективы в намеченный план урока, а также всегда хорошо организовывала своё рабочее пространство.

Как мне кажется, за счёт свободного и открытого общения с учениками во время урока мне удавалось лучше донести изучаемую тему. Обучающиеся не боялись задавать дополнительные вопросы, высказывать свое мнение. Также за счет коммуникативности я легко разрешала конфликты между учениками. Практически к каждому удалось найти свой индивидуальный подход.

Ни по каким видам психологической компетентности я не получила низкую или очень низкую оценку. Но, как уже отмечалось ранее, есть личностные и профессиональные качества, которые нужно развивать и усовершенствовать для достижения профессионализма в педагогической деятельности.

Для повышения эффективности моей преподавательской деятельности мне необходимо улучшить умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету, умение отмечать успехи учеников перед родителями и одноклассниками, умение создавать условия на уроке для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Также необходимо использовать больше различных методов и приемов обучения, для развития внимания, мышления, памяти, речи у учеников. И немного подкорректировать методы оценивания.

Для того, чтобы улучшить умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету необходимо найти и изучить интересный материал, который можно рассказать на уроках химии (интересные исторические факты, примеры использования знаний по химии в повседневной жизни и т.д.), проводить больше интересных демонстрационных опытов как на уроках, так и на факультативных занятиях, готовить интересный видеоматериал и многое другое. Отмечать успехи учеников в учебе перед классом, а также рассказывать родителям об успехах их ребенка. Изучить литературу по педагогике для овладения навыками различных методов и приемов обучения. Следить за справедливым оцениванием каждого ученика, при оценивании учитывать ценности учащихся, возрастные и индивидуальные особенности, а также формировать навыки самооценки учебной деятельности.

Если мне удастся развить в себе все перечисленные навыки, то я смогу более уверенно чувствовать себя в качестве учителя. Я безусловно повышу свои профессиональные навыки и качества, усовершенствуюсь как личность.

ОТЧЕТ

о выполнении психологического компонента

педагогической практики

 

Толок Дарьи Ивановны

Курс 5 Группа 25

 

ФИО группового руководителя от факультета:

Хвалюк В. Н.

ФИО руководителя практики от

кафедры психологии:

Колмаков А. А

 

Место прохождения практики:

г. Минск, ул. Грицевца, 9

Учреждение образования: ГУО «Средняя

общеобразовательная школа № 22»

Класс: 8 «В»

Минск, 2016

Карта наблюдения за поведением учащегося

Дата: 23.10.2016. Фамилия, имя ребенка: Иванова Екатерина.

Класс: 8 «В». Возраст: 14 лет

 

123Следующая ⇒



Читайте также:



Алгоритмические операторы Matlab

Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды

Исследования учёных: почему помогают молитвы?

Почему терпят неудачу многие предприниматели?



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.016 с.)

Наблюдения за детьми в процессе работы с ними в начальных классах

Учитель обязан знать всесторонне каждого своего ученика. Поэтому, не ограничиваясь устным опросом детей и письменными проверочными работами, учитель ведёт систематические наблюдения за успеваемостью отдельных учеников в процессе текущей работы. Спрашивая детей на уроке и наблюдая за их работой, учитель подмечает их успехи или недостатки, затруднения в работе, их интересы и проявления новых качеств у детей в результате развития их психики. Всё это даёт учителю ценный материал, позволяющий ему обеспечить полную успеваемость своих учеников.

Изучение и наблюдение учащихся в процессе работы с ними позволяют учителю вскрыть причины успеваемости, определить уровень развития детей, отношение их к учебным занятиям, установить, в какой мере тот или иной ученик использует имеющиеся у него возможности и свои способности в учении. Изучение детей помогает учителю найти правильный подход к каждому ученику в процессе его обучения и воспитания.

Внимание учителя привлекают все ученики, но чаще всего те из них, которые не успевают. Причины их неуспеваемости учитель ищет в постановке преподавания, в семейной обстановке и в окружении, а нередко и в самом ученике.

Взяв под наблюдение неуспевающего, учитель ведёт систематическое наблюдение за ним и во время учебной работы, и во время перемен, и на внеклассных занятиях. При наблюдении учитель имеет в виду определённую задачу, например: пронаблюдать, как ученик усваивает и понимает материал, сообщаемый на уроке. Такое наблюдение будет связано с анализом ответов ученика, с изучением его речи, логичности мышления, конкретностью его представлений и понятий и т. д.

При опросе ученика учитель не только определяет уровень, прочность и глубину его знаний, но и отмечает, систематически ли он готовит уроки, что даётся ему легко, что трудно.

Учитель не ограничивает свои наблюдения констатированием, записью внешних проявлений личности ребёнка, а находит причины их и в соответствии с этим строит учебно-воспитательную работу.

Свои наблюдения за отдельными учащимися (так же как и за всем классом) учитель заносит в дневник, причём, в дневник заносятся лишь наиболее ценные факты наблюдений.

Порядок и форма записи фактов наблюдений в дневнике могут быть различными, в зависимости от цели наблюдения и от условий, в которых оно проводится. Помимо записи отдельных фактов как положительных, так и отрицательных, в дневнике необходимо отмечать мероприятия учебного и воспитательного характера, проводимые учителем, и те результаты, которые они дают.

В качестве примера можно привести выдержки из дневника учительницы одной из московских школ.

«Наблюд ение . Букварь не интересует М. Когда дети работают самостоятельно, читают пройденную со мной страницу букваря и составляют слова из букв разрезной азбуки, он отодвигает книгу, смотрит на стену и не работает. Дома М. совсем не берётся за книгу. В классе М. редко поднимает руку, на вызов встаёт медленно и упорно молчит, а иногда шепчет: «Не слыхал». Неудачи и успехи его не волнуют.

Мер оприятия . Решила каждый раз, когда дети самостоятельно читают и работают с азбукой, подсаживаться к М. и помогать ему. Рассмотрели с М. несколько картинок из букваря, рассказала ему их содержание. Читала с М. слова по букварю; закрывая каждое прочитанное слово бумажкой, заставляла М. составлять слово по памяти и потом проверить его по букварю. М. заинтересовался этой работой. Он согласился дома подготовить рассказ по картинке букваря и составить несколько слов по памяти и записать их.

Результат. Домашнее задание М. подготовил хорошо. Принёс из дома картинку. Мы рассмотрели её с ним вместе и составили по ней коротенький рассказ».

«Наблюд ение . М. особенно нравится составлять по картинкам рассказы. Он активен, когда я провожу эту работу с классом. Но всё ещё не проявляет интереса к чтению.

Мер оприятие . Для большего привлечения к работе часто вызывала М. прочесть текст букваря на классном плакате с раскрашенной картинкой. Дала мальчику книгу «Ясли» Александрова и предложила ему придумать коротенький рассказ к каждой картинке и рассказать в классе.

Результат . М. выполнил задание и получил отличную отметку.

Мер оприятие . Предложила М. также хорошо подготовить к следующему уроку чтение по букварю. М. охотно согласился и попросил дать ему ещё книжку с картинками».

«Наблюдение . М. выполнил задание посредственно. При чтении сделал несколько ошибок. Отметив это, я всё же сказала, что М. стал читать лучше. М. с увлечением работал на уроке с разрезной азбукой».

Через три месяца в дневнике той же учительницы о мальчике М. было записано:

«Наблюд ение . М. охотно читает книги с картинками. В книжке для классного чтения он с большим вниманием читает иллюстрированные рассказы. М. любит, прочитав рассказ, пересказывать его по картинке. Он много добавляет своего, и это ему хорошо удаётся. Речь его заметно улучшилась, и благодаря этому он и читать стал лучше.

Мер оприятие . Поддерживаю интерес М. к чтению, беседуя с ним о прочитанных книгах. Неуклонно требую от М. выполнения заданий, но при этом слежу за тем, чтобы они были посильны и лишь постепенно усложняю их; тем самым даю возможность М. поверить в свои силы. Привлекаю мальчика к общественной работе, отмечая каждое его достижение. Для этого включила М. в группу более активных товарищей, но ограничиваю число заданий, чтобы внимание М. не разбрасывалось.

Результат . Вначале, следуя примеру товарищей, а потом самостоятельно действуя, М. развивает свои возможности. У него постепенно укрепляется целеустремлённость в работе.

Год М. закончил средним учеником».

Нередко причины неуспеваемости ученика скрываются в душевных его переживаниях.

Ученик С. был очень слаб в арифметике. В классе С. всегда был пассивным, малообщительным и не проявлял жизнерадостности. Учительница часто задумывалась над причиной плохой успеваемости С. Однажды, беседуя с ним, она узнала, что он совершенно одинок: отец погиб на фронте, мать им не интересуется, товарищей у него нет.

Учительница стала посещать его мать и много беседовала с нею, чтобы приблизить её к сыну. Она добилась того, что мать стала внимательна к мальчику. Это заметно повлияло на С. , он стал живее и активнее на уроках, начал интересоваться арифметикой, просил давать ему дополнительные задачи.

Внимание со стороны учительницы и матери изменило отношение мальчика к учению.

Наблюдение за детьми необходимо вести, разумеется, не только в классе, но также и вне урока (во время перемен и на внеклассных занятиях) и вне школы — во время экскурсий, при выполнении учеником практических работ и общественных поручений, а также в семье и в кругу товарищей.

Помимо данных наблюдения, учитель использует для характеристики учащихся их рабочие тетради, сочинения, рисунки, данные врача о состоянии здоровья, данные наблюдения вожатого, родителей. Если личные наблюдения учителя недостаточны для того, чтобы сделать вывод относительно причин, лежащих в основе того или иного поведения ребёнка, рекомендуется дополнительно побеседовать с учеником, побывать у него дома, поговорить о нём с родителями и близкими.

В конце года учитель систематизирует материалы своих наблюдений, сопоставляет их с данными, полученными путём бесед, анализа детских сочинений и других материалов, составляет педагогическую характеристику каждого учащегося. Такая характеристика хранится в личном деле ученика.

Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Использование системы оценивания в классе (CLASS®) в программе Head Start

Просмотр последних обновлений COVID-19 в офисе Head Start

Управление Head Start (OHS) опубликовало список часто задаваемых вопросов и ответов, касающихся использования CLASS ® Инструмент наблюдения учитель-ребенок в программе Head Start. Этот ресурс поможет сотрудникам понять, как CLASS ® можно использовать для профессионального развития и как его использовать в течение 9 лет.0013 OHS для целей мониторинга программы.

О CLASS®