Навыки в психологии: Навык. Что такое «Навык»? Понятие и определение термина «Навык» – Глоссарий

Психология успеха: 7 навыков коммуникации для жизни и работы

Стиль жизни

26 августа 2020

Сергей Артемьев
трансформационный тренер, основатель школы быстрого личностного роста и реализации потенциала «Степень Свободы», @sergeartemyev

Все сферы нашей жизни — личная, деловая, социальная — устроены по одним и тем же принципам. И навыки общения в них важны одни и те же. Вне зависимости от характера, темперамента и образа жизни каждому из нас полезно понимать, зачем нужно оттачивать умение взаимодействовать с окружением. Сегодня этот вопрос для нас прояснит трансформационный тренер, основатель школы быстрого личностного роста и реализации потенциала «Степень Свободы» Сергей Артемьев.

№1 — Навык знакомства

Если навыка нет

  • При знакомстве с новыми, интересными и важными людьми приходят стресс и неуверенность.
  • Образуется болото замкнутого круга общения.
  • Блокируются новые контакты — это называется «состоянием танкиста»: закрытость, напряженность и даже агрессивность.

Если навык есть

  • Человек может быть генератором новых возможностей и новых связей.
  • Умеет решать задачи любой сложности и никогда не окажется в одиночестве.

№2 — Навык сближения и контакта

Если навыка нет

  • Люди отдаляются и закрываются — и непонятно, что не так и что делать.
  • Когда личные границы произвольно или невольно нарушаются, хочется разорвать общение, вместо того чтобы эти границы обозначить и отношения сохранить.
  • Вообще пропадает желание сближаться с людьми, чтобы не оказаться «слоном в посудной лавке» и в очередной раз все не испортить.

Если навык есть

  • Нет проблем с пониманием границ при сближении и отдалении.
  • Можно влиять на границы собеседника, даже если он закрыт.
  • Умение быть «своим» и жить в мире без шторки между эконом- и бизнес-классом.

№3 — Навык передачи информации без искажения

Если навыка нет

  • Даже хорошие идеи и важные мысли не доходят до собеседников: то ли непонятны, то ли люди просто не хотят слушать. В итоге — отказ и игнор, разочарование в своих идеях и ценности собственного труда.
  • В отношениях партнеры по-разному понимают договоренности и соглашения. В итоге — нет результата, зато есть потеря партнерства.
  • Привычный негативный, критический, сварливый тон в семье превращает любые разговоры в фон, в стресс для домашних. От этого всегда проигрывают все.

Если навык есть

  • Можно говорить так, чтобы все слушали и слышали, а также устранять любые искажения во входящей информации. Только тогда и будет возможность получить желаемый результат.

№4 — Навык запуска обмена

Это умение перевести любое общение в результат: соглашение, действие, обмен информацией, деньги и так далее. Даже наличие усиливающего окружения не дает гарантию того, что люди захотят что-то для тебя делать.

Если навыка нет

  • Не получается договариваться с мужем/женой/другом так, чтобы соглашение было выполнено.
  • Сложно заинтересовать детей полезным делом, попросить знакомых одолжить деньги или, наоборот, заставить должника вернуть долг. Очень сложно договориться о повышении зарплаты или разделении прибыли с партнерами.

Если навык есть

  • Есть возможность делать эффективные предложения — просить так, чтобы людям хотелось делать требуемое, вовлекать в свои идеи и проявлять лидерство, реализуя идеи любой сложности.

№5 — Навык управления конфликтами

Если навыка нет

  • При столкновении интересов в общении с партнером человек сдает свои позиции, отказываясь от важных для себя потребностей.
  • Неизбежны эмоции, срыв на выяснение отношений, конфликты переходят в скандалы.
  • Замалчивание неприятного ведет к накапливанию хронических проблем, которые приводят к разрушению отношений.

Если навык есть

  • Это умение переводить конфликты в возможности и находить решения, усиливающие всех участников.

№6 — Навык защиты от манипуляций и давления

На нас давят и нами манипулируют с самого детства. В результате мы попадаем в зависимость и вынуждены делать то, чего на самом деле не хотим. В конечном итоге мы сами обучаемся манипулировать и давить, создавая почву для новых конфликтов.

Если навыка нет

  • Есть постоянный риск незаметно для себя оказаться в вынужденной ситуации и связанным нежелательными долгами.
  • Формируется привычка срываться в агрессию или манипулировать другими, создавая отложенные проблемы в отношениях.

Если навык есть

  • Работает умение распознавать подобное воздействие и переводить разговор в конструктив.

№7 — Навык завершать отношения и управлять репутацией

Это самый важный навык, ведь от него зависит новое начало. Важно уметь не сжигать мосты и перезапускать старые отношения, зашедшие в тупик.

Если навыка нет

  • Можно обнаружить себя едущим на «мертвой лошади».
  • Конфликты приводят к разрыву контакта и повисают незавершенными, потребляя силы и занимая место в жизни.
  • Падающая репутация приводит к одиночеству и нереализованности.

Если навык есть

  • Даже старые отношения оживляются благодаря возможности «знакомиться заново».
  • Освобождается свободное пространство для новых идей, возможностей и проектов.
  • Люди хотят иметь с вами дело, потому что вы их усиливаете и не пытаетесь поставить в зависимость от себя.

26 августа 2020

Сергей Артемьев для раздела Стиль жизни

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки и привычки  Общая характеристика умений  Общая характеристика навыков  Виды навыков  Роль упражнения в выработке навыков  Взаимодействие навыков  Общая характеристика привычек

Знания, умения, навыки и привычки

   Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.     Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера.

Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном «автомате». Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.
     Основное отличие навыков от умений — в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.     В каком-то смысле знания — это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Можно сказать, что человек умеет отвечать на вопрос: «Кто автор поэмы «Евгений Онегин»?». Можно сказать, что у человека развит навык владения иностранным языком (хотя под владением иностранным языком в основном подразумеваются знания человека). С некоторой натяжкой, но так можно говорить. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении — это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера.
Любое новое знание — это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык. Да, в процессе освоения какого-то умения или навыка может появиться новое знание, но точно так же в процессе посадки яблони можно случайно услышать оперу Чайковского; нельзя же на основании этого отождествлять яблоню и Чайковского.     Знания, умения и навыки — это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка — это не только и не столько потребность что-то делать, сколько 
автоматизмы
поведения, иногда простые, иногда сложные. Если, например, у человека имеется такая дурная привычка как алкоголизм, то это не просто потребность в периодическом употреблении этилового спирта, но ещё и определённые ритуалы, шаблоны поведения («выпить за знакомство», «выпить по случаю праздника» и т. п.). Порой эти ритуалы, шаблоны оказываются сильнее самого их обладателя. Даже если человек бросил пить, но попав в определённую ситуацию, он не может удержаться и у него «рука сама тянется».          Есть привычки хорошие, например у человека, делающего после пробуждения утреннюю гимнастику. Есть привычки нейтральные. Такие, например, как у автолюбителя во время поездки слушать музыку. Но для всех привычек, хороших, плохих или нейтральных, характерно то, что как внутри самой цепочки действий, так и вызов самой этой цепочки действий, носит автоматический характер. Данный автоматизм в силу своего характера рано или поздно может нанести весьма существенный вред их обладателю. Даже если привычка носит положительный характер (как в случае с зарядкой), тем не менее весьма возможна ситуация, когда автоматизм может навредить (например человек опаздывает на работу, но все равно не может без утренней зарядки).

Общая характеристика умений

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения.

Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследова­тели считают, что навыки предшествуют умениям, другие пола­гают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова “умение”.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими “умениями” лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Рассмотрим соотношение элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя. Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий “контраст ощущений”, “отношение фигуры и фона”, “распреде­ление и концентрация внимания ”обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя — вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

Общая характеристика навыков

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от од­ной системы нервных связей к другой.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения ис­чезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объе­диняются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При бег­лом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка — не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нель­зя создать условия для творческой деятельности. Начинающий ху­дожник, не овладевший навыками построения перспективы, дол­жен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка пра­вильного построения предложений, вынужден думать не о содер­жании сочинения, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильны­ми приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особен­ности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интег­рация движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение позна­вательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятель­ности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям разви­вать в процессе труда более точное выполнение действия, Дру­гим — более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятель­ности обеспечивается типичными для человека приемами совер­шения действий.

Таким образом, навыки включаются в структуру личности.

Какие навыки вы получаете, изучая психологию?

Закрыть

Могут ли ваши посты в социальных сетях стоить вам работы? Подробнее

5 минут чтения

Образование — это не только квалификация, которую вы получите по окончании обучения, но и бесценные знания и навыки, которые вы приобретете в процессе обучения. Часто именно эти качества наиболее привлекательны для работодателя, и если вы подумываете об изучении психологии, вы разовьете несколько важных качеств, необходимых для успеха в мире труда.

Навыки часто делятся на две категории: сложные навыки и мягкие навыки. Твердые навыки часто связаны с конкретной работой или сферой деятельности. Мягкие навыки, скорее всего, относятся к личности и общепризнанны. Ниже мы рассмотрим как жесткие, так и социальные навыки, полученные в результате изучения психологии, и рассмотрим, как они могут помочь вам на протяжении всей вашей карьеры.

Академические навыки (Hard Skills)
Клиническое мышление

Клиническое мышление — это способность анализировать данные или ситуацию и в результате принимать критически обоснованные решения. Это важнейший навык в психологии, поскольку ваши действия могут оказать реальное влияние на жизнь клиентов. Тем не менее полезность клинических рассуждений выходит далеко за рамки профессии и может быть полезна на многих рабочих местах.

Основы психологии и когнитивных наук

Понимание того, как работает мозг, является одним из ключевых принципов психологии. Изучение того, как и почему люди думают именно так, а не иначе, а также понимание теории, стоящей за этим, может оказаться бесценным. Распознавание моделей и моделей поведения, которые влияют на всех нас, не только улучшит ваши навыки общения, но и повлияет на ваш личный рост.

Количественные и качественные исследования

Наряду с клиническими рассуждениями психологи часто используют количественные исследования для информирования своей практики. Вам не нужно быть математиком, но вам нужно будет записывать и анализировать данные и интерпретировать результаты. Однако эти знания не ограничиваются психологией, математические навыки, которые вы разовьете, станут отличной основой для многих карьер.

План эксперимента

Психологи часто проводят свои собственные эксперименты или исследования, и в ходе этого процесса существует множество возможностей для развития. Во-первых, эксперимент требует генерации идеи или теории для проверки. Затем вы разработаете и организуете тестирование и, наконец, сопоставите и интерпретируете результаты. Наблюдение за экспериментом от замысла до завершения может показать потенциальному работодателю ваши навыки как в управлении проектами, так и в лидерстве.

Экспериментальное обучение

Экспериментальное обучение просто означает обучение на практике. Иногда практический опыт может быть гораздо более ценным, поскольку он дает возможность не только понять, почему что-то делается, но и как. Участие в экспериментальном обучении, независимо от того, работаете ли вы самостоятельно или с коллегами, разовьет такие навыки, как тайм-менеджмент, решение проблем и критическое мышление.

Мягкие навыки
Коммуникация

Будь то передача потенциально сложной информации клиентам или обмен знаниями и данными с коллегами, эффективное общение является одним из наиболее важных элементов психологии. Во время учебы вы улучшите свои коммуникативные навыки до уровня, очень полезного как в вашей профессиональной, так и в личной жизни.

Критическое мышление

Способность критически анализировать данные или результаты и делать логические выводы, основанные на фактических данных, является еще одним краеугольным камнем психологии. Вам нужно будет регулярно интерпретировать свои выводы и использовать их для планирования следующих шагов. Однако этот аналитический подход может быть полезен в различных ролях, не только в качестве психолога.

Слушание

Слушание — важная часть общения, но в психологии важность слушания еще выше. Консультируясь с клиентами, вам нужно будет уделить им все свое внимание, чтобы полностью интерпретировать то, что они пытаются сказать, и убедиться, что вы предлагаете наиболее подходящий совет. Опять же, это атрибут, который выходит за рамки рабочего места. В конечном счете, если вы будете более эффективным слушателем, вы станете более эффективным коммуникатором.

Эмпатия

Эмпатия — это способность различать и распознавать эмоции других, и она понадобится вам в изобилии, чтобы стать успешным психологом. Если вы сможете проявить искреннее сострадание и понимание, независимо от человека или ситуации, вы сможете предложить более эффективную поддержку и совет. Это может оказать положительное влияние на все ваши отношения, а не только на профессиональные.

Креативное решение проблем

Психология может помочь улучшить ваши способности решать проблемы, заставляя вас рассматривать новые стратегии и внедрять творческие способы мышления. Взгляд на проблемы под разными углами, с нестандартным мышлением, может помочь найти новые способы решения старых проблем. Опять же, это полезный навык во многих сферах жизни, а не только в вашей карьере.

Это всего лишь несколько примеров качеств, которые можно изучить и улучшить, изучая психологию. Если вы хотите работать психологом или просто развивать ряд компетенций, которые могут улучшить вас и вашу карьеру, передаваемые навыки в области психологии могут в конечном итоге помочь вам стать более разносторонним и трудоспособным человеком.

 

Узнайте больше о нашей программе MSc Psychology (Conversion), предназначенной для выпускников, не являющихся психологами, или BSc (Hons) Psychology для студентов, и увеличьте свои возможности трудоустройства.

 

блог

Учись по-своему: изучение LLB онлайн

24 марта 2023

блог

Вечер с Карен Беттс OBE

22 марта 2023

блог

Мы поддерживаем ваши амбиции: 5 основных ресурсов, которые помогут учащимся справиться со стоимостью жизни

20 марта 2023 г.

Навыки специалиста по психологии

Эта статья взята с веб-сайта APA и первоначально была опубликована в 1997 Монитор

Отличительные навыки выпускника факультета психологии Чтобы найти хорошую работу, нужно знать, какими навыками вы обладаете.

Автор Nicky Hayes, PhD

T Следуя выдержке из журнала European Psychologist , приводится список навыков, которые студенты-психологи развивают в ходе обучения, — список, который они могут использовать для продвижения себя на рынке.

Общая ориентация студентов-психологов на психологию обычно отражает ориентацию персонала их факультета и психологию, практикуемую в их стране. Но, несмотря на различия в том, какую информацию получают студенты, у выпускников психологических факультетов есть много общего. Изучение психологии само по себе дает определенный тип осознания и некоторые основные знания, которые разделяют большинство, если не все, психологи. В нижеследующем списке я попытался определить часть этого общего осознания, по называет 13 различных типов навыков или знаний, которые студент-психолог, скорее всего, приобретет к окончанию школы . Одним из важных факторов, делающих психологию особенной, являются не сами психологические навыки, которые часто имеют отношение и к другим дисциплинам, и не конкретные элементы знаний. Именно число навыков и диапазон знаний делают психологию особенной. Психология отличается тем, что она предоставляет своим выпускникам чрезвычайно богатое и разнообразное портфолио, предоставляя различные формы знаний, которые можно найти в нескольких других дисциплинах, и которые могут подготовить выпускников психологии для выполнения самых разных видов работы.

  1. Грамотность Выпускники факультета психологии очень грамотны и, кроме того, обучены писать в более чем одном формате грамотности. Благодаря курсовой работе они привыкают к написанию эссе, что позволяет им подробно исследовать проблемы; но они также знакомятся с методами краткого письма в заранее заданном формате (навык, очень ценимый в коммерческом и деловом мире), когда пишут отчеты о практических исследованиях.
  2. Счет Выпускники факультета психологии также хорошо умеют считать. Их обучают интерпретировать сводки данных и понимать заявления о вероятностях, и они знакомятся с широким спектром статистических процедур и процессов. Столкнувшись с числовой информацией, они с большей вероятностью отреагируют, пытаясь выяснить, что означают цифры, чем вообще избегая их. Напротив, для курсов на получение степени по другим дисциплинам относительно редко выпускаются выпускники, которые одновременно умеют читать и считать, но ожидается, что выпускник психологии будет и тем, и другим.
  3. Компьютерная грамотность Выпускники факультета психологии также в целом владеют компьютерной грамотностью. Они знакомы с использованием компьютеров и могут выбирать и изучать соответствующие пакеты для задач, которые им необходимо выполнять. В то время как относительно небольшое число выпускников психологических факультетов знакомы с компьютерным программированием, в современном мире требуется использование компьютера, и редко кто из выпускников психологических факультетов не имеет какой-либо подготовки в этой области, по крайней мере, в области обработки текстов и статистического анализа.
  4. Навыки поиска информации Иногда полезнее знать, где можно найти информацию, чем запоминать ее напрямую, особенно в тех областях, которые развиваются и изменяются с течением времени. Получение степени по психологии требует значительных навыков поиска информации. Студенты-психологи обучены поиску в библиотечных коллекциях книг, журналах, базах данных на компакт-дисках и ряду других способов получения информации. Умение искать информацию по определенной теме или общей области не является навыком, необходимым для каждой работы, но его всегда стоит иметь.
  5. Исследовательские навыки Студенты-психологи специально обучены методам исследования, и это обучение охватывает целый ряд различных техник. Как правило, к ним относятся экспериментальные методы и методы наблюдения, методы обследования и выборки, а в последнее время и качественный анализ. Вместе они составляют значительный опыт в сборе систематической информации о человеческом опыте или поведенческих знаниях, которые полезны в самых разных областях.
  6. Измерительные навыки Навыки измерения идут рука об руку с исследовательскими навыками, и выпускники факультетов психологии также проходят тщательную подготовку по ним. Через типичный курс по методам исследования студент-психолог узнает, как операционализировать измерение сложного процесса, принципы психометрического измерения, дизайн анкеты и как разрабатывать другие инструменты измерения. Эти навыки знакомы выпускникам факультетов психологии и явно полезны во многих сферах жизни, но их нелегко приобрести без специальной подготовки.
  7. Окружающая среда Знание того, как окружающая среда может влиять на поведение человека, помогает нам понимать людей на работе, дома, в процессе обучения и на отдыхе. Выпускники факультетов психологии знакомы с этим типом знаний во многих формах, от традиционных перспектив стимул-реакция до непосредственного изучения окружающей среды, включая такие явления, как невербальные сигналы, формирование привычек и социальная уместность. Многие непсихологи не особо замечают факторы окружающей среды, но лишь немногие выпускники факультетов психологии не осознают их важности.
  8. Межличностное осознание Студенты факультета психологии также узнают о механизмах социальной коммуникации и потенциальных источниках межличностных конфликтов. Это, конечно, не то же самое, что быть социально квалифицированным, хотя и может этому способствовать. Но такое осознание может иметь большое значение для того, кто имеет дело с повседневными межличностными проблемами. Осознание источников конфликта или непонимания также иногда может привести к способности видеть пути сквозь трудности, которые не были бы очевидны без такого знания.
  9. Навыки решения проблем С самого первого лабораторного занятия выпускники факультетов психологии систематически обучаются навыкам решения проблем. Способность решать целый ряд различных типов проблем, вероятно, является наиболее отличительной чертой выпускника психологического факультета. Выпускники факультета психологии узнают, как применять различные стратегии и подходы к пониманию проблем и как определять практические шаги для реализации решения. Они могут действовать на макроуровне, применяя различные точки зрения или уровни анализа проблемы, или на более базовом уровне с точки зрения выбора подходящих методов и приемов. Это ценный навык, и психологам следует больше знать о нем.
  10. Критическая оценка Студенты-психологи также специально обучаются критической оценке, которая, по-видимому, особенно распространена в Европе. Этот набор когнитивных навыков можно рассматривать как непосредственную тренировку скептицизма: ожидается, что учащиеся будут оценивать, действительно ли свидетельства того или иного явления таковы, какими они кажутся; критически оценить качество аргумента; выявить недостатки и подводные камни того или иного направления деятельности; и предвидеть проблемы или трудности. Эти навыки часто обесцениваются выпускниками психологических факультетов, которые иногда жалуются, что все, чему они научились, кажется негативным, однако тот же самый скептицизм может быть чрезвычайно полезен им в дальнейшей трудовой жизни.
  11. Перспективы На первый взгляд, способность исследовать проблемы с разных точек зрения или исследовать явления, используя различные школы мысли, кажется относительно эзотерической. Тем не менее, это навык, который может быть удивительно полезен во многих различных контекстах. Способность идентифицировать различные идеологии или парадигмы может прояснить социальные проблемы и дать нам лучшее понимание значения конкретных аргументов или позиций. Выпускников факультетов психологии непосредственно обучают этому навыку, но они часто не осознают, насколько ценным он может быть.
  12. Анализ высшего порядка Выпускники факультета психологии умеют замечать повторяющиеся закономерности в человеческой деятельности или замечать сходство между ситуациями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными. Этот тип анализа более высокого порядка предполагает способность извлекать общие принципы, а не увязнуть в деталях непосредственной ситуации. Опыт изучающего психологию просеивания огромного количества экспериментальных данных и их интерпретации с точки зрения школ мысли и других общих принципов обеспечивает полезную тренировку этого навыка.
  13. Прагматизм Студентам-психологам не нужно долго знакомиться с психологической методологией, чтобы понять, что они никогда не проведут идеальный эксперимент и что им просто придется делать все, что в их силах, с тем, что практично. Их опыт в этом отношении, как правило, дает выпускнику психологии прагматичный подход к работе и решению проблем: ценный навык, который не особенно распространен.

Заключение

Я думаю, будет очевидно, что этот портфель навыков может быть ценным для многих видов работы, помимо самой профессии психолога. Но это еще не все. Как утверждает Джон Рэдфорд, психология дает своим студентам всестороннее образование, обучая их навыкам мышления и рассуждения и побуждая студентов исследовать широкий спектр идей и предположений. В старомодном смысле изучение психологии можно рассматривать как гуманитарное образование, а также как современное обучение. Это гораздо больше, чем просто подготовка к профессиональной работе, основанная на навыках, — это образование само по себе. К сожалению, сами психологи часто не осознают, какими навыками они действительно обладают, или им очень трудно сформулировать, что это такое. Как давно признали спортивные психологи, опыт не является в первую очередь сознательным процессом: он включает в себя глубоко изученные автоматизированные процедуры, которые вступают в действие в соответствующее время без сознательного принятия решений со стороны заинтересованного лица. Психологическое знание имеет тенденцию очень глубоко усваиваться, и как только это происходит, отдельному психологу трудно распознать это знание и осознать, когда он его применяет.

Получение степени по психологии может привести к появлению различных подходов к социальным и межличностным проблемам, однако многие выпускники факультетов психологии бросают свои курсы, полагая, что они не более проницательны и осведомлены, чем другие люди. Они не чувствуют себя знающими, отчасти потому, что их знания автоматизированы, а не сознательны, а отчасти потому, что они научились не принимать «знание» без вопросов. С другой стороны, выпускник факультета психологии, отважившийся во внешний мир, часто удивляется тому, как другие люди не замечают очевидного. Стиль мышления, который человек приобретает во время учебы на степень по психологии, может казаться интуитивно очевидным, но на самом деле он включает в себя долгий и трудный процесс отказа от предыдущих предположений. И эти автоматизированные навыки являются жизненно важным вкладом в способность психолога решать проблемы. Осознание того, что мы узнали благодаря степени психолога, становится еще более трудным из-за того, что многие из когнитивных навыков, которые мы приобретаем в результате изучения психологии, скорее негативны, чем позитивны, например, умение не делать поспешных выводов, и воздерживаться от суждений об альтернативных возможностях. Студенты-психологи быстро узнают, что одно событие можно с пользой осмыслить несколькими альтернативными способами и что у данной проблемы может быть несколько психологических причин. Это ценный познавательный навык, но он относительно редко встречается в непрофессиональном познании. Таким образом, степень по психологии на самом деле довольно особенная. Психология объединяет области знаний, охватывающие искусство и науку, и в процессе дает учащимся гуманитарное образование, а также особенно широкий спектр практических и профессиональных навыков. Автоматизированные навыки, которые предоставляет психология, часто трудно сформулировать, но тем не менее они важны.