Необихевиоризм: Необихевиоризм и его основные положения

Содержание

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — это что такое НЕОБИХЕВИОРИЗМ

Значение слова «НЕОБИХЕВИОРИЗМ» найдено в 25 источниках

найдено в «Большой Советской энциклопедии»

        совокупное обозначение ряда направлений американской психологии. Возникновение Н. относится к 1930-м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиционного Бихевиоризма невозможность описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа каких-либо центральных, регулирующих механизмов. В бихевиористскую схему «стимул — реакция» Н. ввёл опосредствующее звено — так называемые «промежуточные переменные», понимаемые как совокупность различных познавательных и побудительных факторов. В остальном Н. разделяет общие принципы классического бихевиоризма: тенденцию к биологизации человеческой психики, ориентацию на позитивизм и т.п.

         Лит.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М.

, 1966; Ярошевский М. Г., Психология в ХХ столетии, М., 1974; Hull С. L., Principles of behavior. An introduction to behavior theory, N. Y. — L., 1943.

         Н. Г. Алексеев.

найдено в » Словаре практического психолога»

направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, сторонники необихевиоризма считали, что содержание понятия переменных промежуточных, означавшее «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения, можно выявить экспериментально по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа реакций условных (наряду с «классическими» Павловскими), получивших название реакций инструментальных, или оперантных.

Согласно теории, обусловливание классическое и инструментальное — универсальные механизмы научения, общие для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический: подкрепление приводит буквально к закреплению в системе нервной связей и успешных реакций независимо от воли, желания или иной активности субъекта. Отсюда делались далеко идущие выводы, что посредством стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение, манипулировать индивидом; что поведение жестко детерминировано и он в какой-то мере — раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы были в конечном счете следствием игнорирования сознания. Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией о мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальт-психологии и фрейдизма, а также Павловского учения о деятельности нервной высшей, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

найдено в «Словаре по истории психологии»

от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение), направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма.

(Э.Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К.Л. Холл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: — концепция Б. Скиннера, — концепция К. Холла, — концепция Э. Толмена.

найдено в «Электронном словаре анаграмм русского языка»

Ромео Ромен Ромб Ром Розно Розеин Роение Ровно Ров Робин Риони Рио Рин Римини Рим Реноме Рено Рение Ремиз Ремзон Ремез Рем Резон Рез Рев Рвение Охромеев Охи Орн Орион Орех Оон Оним Онер Омон Омовение Озон Озноб Озеро Озен Овир Овин Овен Оброн Обрез Обр Обои Обозрение Обоз Обмин Обмер Обмен Обзор Оберон Обер Обвоз Норов Номер Ном Нозем Ново Нихром Нимб Нии Низом Низ Нивх Нивоз Нервоз Нервизм Нерв Нер Необихевиоризм Немо Немиров Неизм Незримо Невроз Невро Невр Невер Небо Моховин Мохов Мохер Мох Мороз Моро Морион Морин Морзе Морение Мор Моноз Моно Монер Моир Мних Михеев Миронов Мирон Миро Мирно Мир Миозин Миоз Мио Минор Минерв Минер Мизерно Мизер Мехи Мех Мерно Мерин Мезон Ирон Иох Иономер Ион Иомен Иов Иномир Иноверие Имение Изохрон Изохор Изомер Измор Изм Извне Избр Избиение Иероним Иерихон Ибер Зримо Зрение Зорин Зооним Зомби Зов Зоб Змиев Зимин Зеро Зерно Зер Земно Зево Зев Звон Звено Ехор Ение Евро Евр Евмен Врио Ворох Ворон Вороб Вор Вон Воин Воз Военмор Вниз Вне Вихор Вирион Вино Вини Винер Визир Визионер Вие Вибро Вибрион Вибриоз Взор Верхи Верх Веронез Верно Веризм Вено Везир Веер Вебер Веб Бронх Бронев Брон Бром Бриз Брех Бремен Бревно Брев Боров Борн Борин Борзо Борение Бор Бонмо Бон Бозон Боз Боев Бихевиоризм Биохрон Биохор Биом Биозон Биоз Рон Био Бином Бизон Биение Берн Хворо Хиизм Хир Бер Хорезм Хорион Бензомер Бен Хром Хроно Безмен Безе Хрен Безмерно Хором Хоро Хор Хон Хомов Хоз Хирон Химозин Хим Хер

найдено в «Философской энциклопедии»

НЕОБИХЕВИОРИЗМ

        совокупное обозначение ряда направлений амер.

психологии. Возникновение Н. относится к 1930-м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиц. бихевиоризма — невозможность описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа к.-л. центральных, регулирующих механизмов. В бихевиористскую схему «стимул — реакция» Н. ввёл опосредствующее звено — т. н. промежуточные переменные, понимаемые как совокупность различных познават. и побудит. факторов. В остальном Н. разделяет общие принципы классич. бихевиоризма: тенденцию к биологизации человеч. психики, ориентацию на позитивизм и т. п.

        Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 19742.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

найдено в «Большой психологической энциклопедии»

— направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг.

XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные (см. мотивация) компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гешталътпсихологии и фрейдизма. (Э. Ч. Толмен), а так же павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Холл ), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

найдено в «Полном фонетическом разборе слов»


1) Орфографическая запись слова: необихевиоризм
2) Ударение в слове: необихевиор`изм
3) Деление слова на слоги (перенос слова): необихевиоризм
4) Фонетическая транскрипция слова необихевиоризм : [н’иаб’х’ив’ар’`изм]
5) Характеристика всех звуков:
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [и] — гласный, безударный
о [а] — гласный, безударный
б [б’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
и и — гласный, безударный
х [х’] — согласный, мягкий, глухой, непарный

е [и] — гласный, безударный
в [в’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
и и — гласный, безударный
о [а] — гласный, безударный
р [р’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] — гласный, ударный
з [з] — согласный, твердый, звонкий, парный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
14 букв, 11 звук

найдено в «Социологической энциклопедии»

общеметодологическая ориентация позитивистского характера, распространенная в американской социологии. Н. возник в психологии в 1930-е, когда стала очевидной несостоятельность классического бихевиоризма невозможность описания поведения человека только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В схему *стимул-реакция* (S-R) Н. ввел опосредующее звено, так называемые промежуточные переменные психологического содержания, и усложнил схему (S-O-R). Н. в социологии не вылился в сколько-нибудь оформленные концептуальные рамки; его задача заключалась в том, чтобы избежать теоретизирования, сделав упор на позитивистски трактуемом конкретном знании, представленном в виде верифицируемых *протокольных фактов*. Это проявилось в многочисленных прикладных исследованиях отдельных локальных проблем.

найдено в «Психологическом словаре»

Словообразование. Происходит от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение. Категория. Психологическое направление. Специфика. Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились «промежуточные переменные». Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Виды. К необихевиоризму относятся: — концепция Б.Скиннера, — концепция К.Халла, — концепция Э.Толмена.

найдено в «Психологическом словаре»

Необихевиоризм (от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме — . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились «»промежуточные переменные»». Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Виды: к необихевиоризму относятся: — концепция Б. Скиннера — , — концепция К. Халла — , — концепция Э. Толмена — .

найдено в «Советском философском словаре»

совокупное обозначение ряда направлений амер. психологии. Возникновение Н. относится к 1930м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиц. бихевиоризма невозможность описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа к.-л. центральных, регулирующих механизмов. В бихевиористскую схему «стимул реакция» Н. ввёл опосредствующее звено т. н. промежуточные переменные, понимаемые как совокупность различных познават. и побудит. факторов. В остальном Н. разделяет общие принципы классич. бихевиоризма: тенденцию к биологизации человеч. психики, ориентацию на позитивизм и т. п.

найдено в «Прикладных аспектах современной психологии»

направление в американской психологии, возникшее в 3о-х гг. нашего столетия (К. Халл, Э. Толлмен и др.) как результат осознания ограниченности традиционного бихевиоризма, невозможности описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций без анализа центральных регулирующих механизмов. Для улучшения классической бихевиористской схемы *стимул – реакция* необихевиористы ввели опосредующее звено – понятие *промежуточные переменные*, понимаемое как собственно психические феномены. Н. развивал основные идеи бихевиоризма, стремясь при этом преодолеть ограниченность исходной бихевеористской доктрины.

найдено в «Ударении и правописании»

Ударение в слове: необихевиор`изм
Ударение падает на букву: и
Безударные гласные в слове: необихевиор`изм

найдено в «Словаре по педагогической психологии»

направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.

найдено в «Энциклопедии социологии»

(от греч. neos — новый и бихевиоризм) — англ. neobehaviorism; нем. Neobehav-iorismus. Ряд направлений в психологии и социологии, исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему «стимул — реакция» промежуточные переменные. см. ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009

найдено в «Большой энциклопедии по психиатрии»

(греч neos англ. вehavior – поведение) – возникшие под влиянием критики классического учения о поведении модернизированные варианты бихевиоризма, признающие существование и правомерность исследований некоторых недоступных непосредственному наблюдению скрытых ментальных процессов в качестве объяснительных средств.

найдено в «Оксфордском толковом словаре по психологии»

Очень общее название, используемое для описания любой теории или подхода, которые, подобно классическому бихевиоризму, основное внимание уделяют моделям поведения организмов как источнику данных, но, кроме того, признают использование и недоступных наблюдению и скрытых процессов в качестве объяснительных средств.

найдено в «Большом толковом социологическом словаре»

— (от греч. neos — новый и бихевиоризм ) — англ. neobehaviorism; нем. Neobehav-iorismus. Ряд направлений в психологии и социологии, исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему » стимул — реакция » промежуточные переменные. См. ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ .

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Необихевиоризм

Схема Д.Уотсона, согласно которой он постулировал безграничное приспособление к среде, перестала работать в условиях социально-экономического кризиса в США, что заставило психологов-бихевиористов обратить внимание также и на социальный фактор, который и был принят сразу в двух формах:

Таким образом, кроме внешних реакций, стали учитываться мотивы, установки, настроения личности и целый ряд других явлений.

Представители бихевиоризма попытались включить эти категории в свою первоначальную схему, и эти новшества привели к появлению модифицированного варианта поведенческой психологии – необихевиоризма (поздний бихевиоризм).

Наиболее представительными фигурами этого направления считаются Стенли Стивенс, Эдвард Толмен, Кларк Халл, Фредерик Скиннер, Чарльз Осгуд, О.Маурер и Кентрил.

Философской основой необихевиоризма становится позитивизм, но в его новой философской интерпретации – в форме операционализма.

Основные постулаты бихевиористского операционализма были сформулированы С.Стивенсом.

Стенли Стивенс (1906-1973) в основном занимался разработкой объективного экспериментального метода в психологии. Программа операционализма не содержала в себе ничего принципиально нового, фактически она была повторением классических идей бихевиоризма. Но она распространила бихевиористскую процедуру исследования с животных на человека. С.Стивенс считал, что нужно не переносить уже выведенные законы с животных на человека, а открывать собственные человеческие законы на основе экспериментальных исследований.

Все психическое С.Стивенс сводил к операциям. Основная операция – различение, а уже на его основе формируются операции более высокого уровня.

Большое влияние на операционализм С.Стивенса оказало учение И.П.Павлова. В классическую схему S – R необихевиористами было введено понятие «промежуточной переменной». Под ней понимались психологические особенности, которые опосредствуют двигательную реакцию на стимул. Однако, понятие «промежуточной переменной» ввел уже Э.Толмен.

Постулаты операционализма по С.Стивенсу:

  1. Изучается другой человек, а не экспериментатор (тезис против интроспекционизма).

  2. Экспериментатор может наблюдать процессы, происходящие в нем самом, но так, будто они совершаются в другой личности.

  3. Опыт отдельной личности исключается, так как он не имеет объективной ценности.

  4. Признаются только такие суждения, истинность которых может быть проверена посредством конкретных операций.

  5. Все высказывания о психических явлениях сводятся к простейшим терминам, с помощью которых можно достичь общего согласия.

Особенности новой модификации бихевиоризма заключались, таким образом, в следующем:

  • введение «промежуточной переменной»;

  • попытка использовать теорию И.П.Павлова; если Д.Уотсон только учитывал ее, то С.Стивенс стал ее использовать.

Другие крупные реформаторы бихевиоризма – Э.Толмен и К.Халл.

Эдвард Толмен (1886-1959) – теоретик необихевиоризма, который находился под сильным влиянием гештальтпсихологии, особенно динамической теории мотивации К.Левина. Он трактует поведение животного как равнодействующую в поле векторов. В своих теориях Э.Толмен использовал также понятие структуры (тоже влияние гештальтизма).

Концепция Э.Толмена получила название когнитивного бихевиоризма. Основное ее содержание – учение о научении. Э.Толмен по-новому подходит к этой проблеме, формулируя «молярную» теорию научения, то есть «теорию намеренного научения». На первый план в ней выступает целостный характер этого процесса, а поведение, которое осуществляется на основе молярного научения, отличается целым комплексом связанных черт:

Э. Толмен возражает против подкрепления как основного закона бихевиоризма и считает, что научение протекает как «смысловая или умственная адаптация». Тренировка навыков – лишь крайний случай проблемы научения, который чаще всего обусловлен общей неупорядоченностью проблемной ситуации. Другими словами, в том случае, когда ситуация недостаточно организована и ее решение невозможно с помощью механизма смысловой адаптации, в силу вступает механизм выработки навыка. Эта концепция изложена Э.Толменом в книге «Целостное поведение животных и человека», опубликованной в 1932 году.

Э.Толмен ввел понятие о латентном научении, которое при определенных условиях может проявляться в поведении.

Промежуточная переменная в концепции Э.Толмена выполняет роль мотивационного фактора. Всего он выделил три класса промежуточных переменных:

  • потребностная сфера;

  • система ценностных мотивов;

  • бихевиоральное поле.

Мотивационный фактор в теории научения Э. Толмена впервые появляется как детерминирующий. Когда он был введен, встала проблема соотнести эту неизвестную переменную с уже известными психическими явлениями. У Э.Толмена таким феноменом стало мышление.

Этот психический процесс трактуется необихевиористами как определенная поведенческая форма приспособления организма к новым условиям, а решение задач в ходе мышления осуществляется путем проб и ошибок, рано или поздно приводящих к цели.

Однако, как только Э.Толмен стал использовать категории мышления и цели, возникла необходимость введения понятия образа цели мышления. И здесь он застрял, так как эта категория в принципе не могла найти своего выражения в механистической модели бихевиоризма.

Другой крупной фигурой в необихевиоризме является Кларк Леонард Халл (1884-1952). Это очень своеобразная фигура, чрезвычайно популярная среди молодых ученых 40-х годов XX столетия, теория которого со временем переросла в огромное учение. В ее основе также лежала попытка смягчить крайности классического бихевиоризма.

К.Халл считал, что постулаты детерминизма и объективности непререкаемы и предпринял попытку соединить бихевиоризм и гештальтпсихологию. Из гештальттеории он взял принцип холизма и стал рассматривать поведение и научение как целостные динамические структуры. Далее К.Халл попробовал привлечь и психоаналитическую доктрину, а именно принцип мотивационной динамики. Таким образом, макротеория К.Халла фактически представляет собой эклектический набор положений, взятых из крупнейших психологических систем, созданных в XX веке.

Детерминантами поведения, по К.Халлу, являются социальные факторы, но К.Халл по образованию – инженер, и это не замедлило сказаться на его теории. Он попытался представить социальную структуру по аналогии с технической и связать психологию с математикой и кибернетикой. Таким образом, концепция К.Халла – это попытка построить дедуктивно-математическую модель поведения.

Процесс решения поведенческой задачи – это последовательный отбор ее элементов. Навык – существенная, но внешне невидимая связь стимула и реакции. Отдельно он может выражать различные реакции и по-разному проявляться. При появлении раздражителя активизируется целый набор навыков, однако действующими станут только те, которые соответствуют реальному опыту индивида. Если такого соответствия нет, то активизируются те навыки, которые чаще повторяются. Обучение, то есть формирование навыков – это приобретение особого рода условных связей. Таким образом, основная форма обучения – это условные двигательные рефлексы.

Поведение, раскрывающееся в форме навыков, детерминируется «редукцией потребностей». Возникает какая-то потребность, и она, стимулируя и энергетизируя поведение, удовлетворяется посредством внешних стимулов. Когда происходит такая разрядка, возникает состояние удовлетворения, а это подкрепляет осуществленную реакцию (в этом месте прослеживается очевидная связь с психоанализом). Таким образом формируется навык. Фактор мотивации в этой концепции выражен наиболее отчетливо.

К.Халл на протяжении всей своей жизни стремился всячески подтвердить свою теорию, однако, несмотря на это она постепенно теряла свою популярность, так как эклектичность ее была слишком очевидной.

Модель К.Халла – последняя макротеория бихевиоризма. Впоследствии, конечно же, были теории, но они касались лишь отдельных поведенческих проблем. Основные труды К.Халла: «Гипноз и внушаемость» (1933), «Принципы поведения» (1943), «Система поведения» (1952).

Необихевиоризм начинает входить в состояние кризиса, и в итоге его крупнейшие представители приходят к мысли, что внутренний компонент поведения очень важен. Учение начинает выступать в качестве основной формы поведения; оно рассматривается как процесс, в котором участвует знак, символ, несущий определенную информационный нагрузку. Этот знак определяет внутреннее поведение человека и отбор той или иной необходимой для этого информации. Эти важные положения стали отправной точкой для дальнейших исследований в рамках необихевиоризма.

Бенедикт Фредерик Скинер заслужил репутацию антитеоретика, он восставал против любой теории и считал, что все можно решить с помощью эмпирии. Он создает «оперантный» бихевиоризм, центральным понятием которого становится операция. Теория Б.Ф.Скинера находится где-то между концепцией Э.Торндайка (теория проб и ошибк) и точкой зрения И.П.Павлова (учение о высшей нервной деятельности).

Б.Ф.Скинер создал серьезную систему, но она захватывала лишь один аспект бихевиоризма – учение.

Дальнейшее развитие необихевиоризма шло сразу в нескольких самостоятельных направлениях. Кроме «оперантного» бихевиоризма Б.Ф.Скинера достойна внимания концепция О.Маурера, предложившего двухфакторную теорию учения (1960). В ней предпринята попытка объединить бихевиоризм и психоанализ, но попытка более яркая, нежели у К.Халла.

По О.Мауреру, все учение, на основе которого строится поведение, детерминировано определенными эмоциями. Подкрепление требуемой формы поведения осуществляется появлением эмоции надежды или страха. О.Маурер пишет: «Субъект ведет себя так, чтобы получить эмоцию надежды или, если субъект встречается с неприятным, то возникает эмоция страха».

В 1966 году Бернлайн предложил в качестве основной детерминанты поведения использовать активный процесс, возникающий при взаимодействии субъекта с окружающей средой. В этот процесс в качестве одного из основных элементов входит переработка информации. Всю свою теорию Бернлайн сводит к аспекту информативности: психические процессы рассматриваются как ступени субъективной неуверенности, то есть уровень развития каждого из них определяется количеством и качеством усвоенных индивидом данных об окружающих его объектах. Чем больше положительной информации получает индивид, тем меньше его субъективная неуверенность, тем выше уровень развития процесса и тем меньше внутренний психический конфликт.

Таким образом, теория Бернлайна – наиболее строгая информационная теория научения.

Ответвлением бихевиоризма является и так называемая «оценочная» психология. В качестве примера можно привести «трансактную» теорию Кентрила. Основным ее понятием является «трансакция». Это такое поведение, когда человек обучается, будучи включенным в какую-то социальную ситуацию. Кентрил выводит следующие основные положения своей теории:

  1. Человек в своей жизни руководствуется оценочными суждениями, основанными на своей собственной системой оценок.

  2. Каждый человек стремится усовершенствовать и расширить свою систему оценок.

  3. Из окружающего мира человек выбирает лишь то, что связано с его опытом, все остальное бесследно проходит мимо.

  4. «Некто есть то, что он делает», то есть человек может быть оценен и понят только как деятель.

Таким образом, «трансактная» психология построена на доминировании понятия деятельности. Деятельность и опыт человека имеют решающее значение при восприятии, и только в процессе восприятия выстраиваются его субъективные критерии – оценочные суждения. «Людей воспринимают не по их физическим свойствам, а по собственной внутренней оценке», то есть в нашем восприятии другой субъект – это субъективное его отражение. Далее Кентрил пишет: «Мир, как мы его воспринимаем, есть продукт перцепции» – понимание мира у Кентрила идеалистическое, очень похожее на точку зрения Дж.Беркли и Д.Юма.

Кентрил придает большое значение понятиям «стереотип», «нравственная норма», «общественный опыт», однако, когда он переходит к конкретному анализу, эти объективные категории переходят в субъективный план и фактически сводятся к оценочному восприятию.

Таким образом, необихевиоризм постепенно начинает переходить к признанию социальных факторов, и после теории К.Халла появляется «социобихевиоризм».

Джордж Мид (1863-1931) – основатель социобихевиоризма. Сходство с классическим бихевиоризмом в его теории заключается в том, что он требует объяснять психическое в терминах объективно наблюдаемого поведения. Однако он сразу же включает в качестве изначального положение о социальном характере детерминации человеческого поведения: внешний социальный процесс определяет внутренний мир индивида.

Человеку ничего не дано от природы, индивидуальное сознание изначально межличностно.

Учение Дж.Мида весьма прогрессивно, однако общество трактуется им исключительно идеалистически: социум, социальный прогресс он сводит к так называемому «чистому» общению, из которого изымаются практические связи людей, обусловленные социально-историческими факторами. Другими словами, общение, согласно точке зрения Дж.Мида, это установление контакта, даже если он не имеет никакого результата.

Таким образом, модифицированный бихевиоризм – это мощное психологическое учение. По популярности с ним может соперничать только психоанализ.

Бихевиоризм поставил и попытался решить ряд важных для психологии вопросов:

  1. О механизмах деятельности, об ее информационном обеспечении, о закономерностях и формах научения.

  2. О мотивации поведения, научения и т.д.

  3. В рамках бихевиоризма был отработан ряд перспективных методов и конкретных методик, предназначенных для изучения поведения.

Вместе с тем, можно выделить целый ряд ошибок, избавиться от которых не смогли несколько поколений ученых этого направления:

  1. Зародившись в недрах зоопсихологии, в исследованиях поведения животных, американский бихевиоризм попытался перенести методы и теории этих исследований на человека, что было не всегда правомерно.

  2. Решая проблему мышления, бихевиористы определили этот психический процесс как простой результат отдельных мускульных движений.

  3. Выдвигая задачу объяснить целостные механизмы поведения, бихевиористы до сих пор этого не сделали, они лишь механически перечисляли отдельные виды поведения.

  4. Объясняя новые формы поведения, их возникновение, бихевиористы всецело становились на точку зрения механического наслаивания этих новых форм на уже существующие. Если использовались внешние факторы, то они понимались как случайно совпадающие или не совпадающие с подкреплением реакции.

  5. Необихевиоризм унаследовал главное достоинство бихевиоризма – верность принципу объективности в исследовании, но сохранил и большинство его недостатков, в частности, механистическое объяснение целого ряда поведенческих реакций. К этому необихевиоризм добавил и свои собственные ошибки, главной из которых является стремление с помощью примитивных биологических процессов объяснить сложнейшие социальные явления. В этих попытках очевидно сильное влияние психоанализа.

  6. За необихевиористами есть грех и такого рода: в русле своих концепций они пытались создать учение о личности, которое сразу же приобрело откровенно реакционный характер, потому что бихевиористская трактовка личности с необходимостью приводила к выводу об элитарности одной категории населения и рабски подчиненной этой элите другой его части.

В целом же, бихевиоризм – крупное психологическое течение, продолжающее свое развитие и поныне.

Другое мощное направление современной психологии – психоаналитическое.

Необихевиоризм Пример эссе «Сравни и сопоставь» (400 слов)

Содержание

    Необихевиоризм — это раздел психологии, который черпает свои принципы из бихевиоризма. Необихевиоризм — более гибкая концепция, направленная на анализ и понимание явлений, которые нельзя измерить или наблюдать, таких как стресс, любовь, доверие, эмпатия или личность. «Необихевиоризм отличается от классического бихевиоризма тем, что, хотя последний занимается исключительно наблюдаемым поведением, первый признает важность также понимания элементов, которые являются внутренними для человека. Таким образом, в то время как классический бихевиоризм занимается только окружающей средой как детерминантой поведения. , необихевиоризм подчеркивает взаимодействие личности и окружающей среды».

    Необихевиоризм: Толмен и Бандура

    Необихевиоризм — переходная группа, преодолевающая разрыв между бихевиоризмом и когнитивными теориями обучения.

    Заказать индивидуальное эссе Нео-бихевиоризм с бесплатным отчетом о плагиате

    ПОЛУЧИТЬ ОРИГИНАЛЬНУЮ СТАТЬЮ

    Целенаправленный бихевиоризм Толмена

    Целенаправленный бихевиоризм:

    • его также называют теорией обучения жестам, и его часто объединяют между бихевиоризмом и когнитивной теорией. Толмен считал, что обучение — это познавательный процесс. Обучение включает в себя формирование убеждений и получение знаний об окружающей среде, а затем раскрытие этих знаний посредством целенаправленного и целенаправленного поведения.

    Ключевая концепция Толмана

    • Обучение всегда целенаправленно и целенаправленно
    • Когнитивная карта
    • Скрытое обучение
    • Понятие интересной переменной
    • Подкрепление не обязательно для обучения
    ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АЛЬБЕРА БАНДУРА

    Теория социального обучения фокусируется на обучении, которое происходит в социальном контексте. Люди учатся друг у друга, например, путем наблюдения, имитации и моделирования.

    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    1. Учитесь, наблюдая.
    2. Обучение может происходить только посредством наблюдения, без изменения поведения. 3. Познание играет роль в обучении.
    4. Переход между бихевиоризмом и теорией когнитивного обучения.

    СРЕДА УСИЛИВАЕТ МОДЕЛИРОВАНИЕ

    Несколькими возможными способами:

    1. По модели.
    2. Третье лицо.
    3. Само имитируемое поведение приносит удовлетворение.
    4. Замещающим подкреплением.
    Современное социальное обучение с точки зрения поощрения и наказания
    1. Согласно современной теории, поощрение и наказание оказывают косвенное влияние на обучение.
    2. Поощрение и наказание влияют на результат поведения людей, которому они научились.
    3. Ожидание подкрепления влияет на когнитивные процессы.
    Когнитивные факторы в теории социального обучения
    • Обучение без результатов
    • Когнитивная обработка во время
    • Ожидания
    • Взаимная причинность
    • Моделирование
    Условия, необходимые для эффективного моделирования
    1. Внимание.
    2. Удержание.
    3. Репродукция двигателя.
    4. Мотивация.

    Связанные вопросы

    на Нео-бихевиоризм

    В чем разница между нео-бихевиоризмом и бихевиоризмом?
    Нео-бихевиоризм — это обновленная версия бихевиоризма, школы психологии, которая фокусируется на изучении наблюдаемого поведения. Нео-бихевиоризм включает элементы когнитивной психологии, такие как изучение психических процессов, в изучение поведения. Он также подчеркивает важность факторов окружающей среды в формировании поведения. Напротив, традиционный бихевиоризм фокусируется исключительно на изучении наблюдаемого поведения и не рассматривает психические процессы или влияние окружающей среды.
    В чем важность нео-бихевиоризма?
    Нео-бихевиоризм важен, потому что он сочетает в себе принципы бихевиоризма с когнитивной психологией, что позволяет получить более полное понимание поведения. Он также подчеркивает важность влияния окружающей среды на поведение, что может помочь нам лучше понять, как формировать поведение в позитивном ключе.
    Кем были нео-бихевиористы?
    org/Answer»> Нео-бихевиористы были группой психологов, появившихся в 1950-х и 1960-х годах. Они стремились объединить принципы бихевиоризма с принципами когнитивной психологии, создав новый подход к пониманию поведения. Они сосредоточились на изучении наблюдаемого поведения и факторов окружающей среды, которые на него влияют.
    Кто является отцом нео-бихевиоризма?
    Отцом нео-бихевиоризма является Б. Ф. Скиннер. Он был американским психологом, разработавшим теорию оперантного обусловливания, согласно которой поведение определяется его последствиями. Он также разработал концепцию подкрепления, которая заключается в использовании вознаграждения для увеличения вероятности повторения поведения.

    Это эссе было написано однокурсником. Вы можете использовать его в качестве примера при написании свое собственное эссе или использовать его в качестве источника, но вам нужно процитировать это.

    Получите профессиональную помощь и освободите свое время для более важных курсов

    Доставка от 3 часов

    450+ специалистов по 30 темам

    124 эксперта онлайн

    Знаете ли вы, что в нашем каталоге более 70 000 эссе на 3 000 тем? база данных?

    Цитировать эту страницу

    Узнайте, как человеческое тело функционирует как единое целое в гармония для жизни

    Концептуальная история психологии: необихевиоризм, радикальный бихевиоризм и проблемы бихевиоризма title={Концептуальная история психологии: необихевиоризм, радикальный бихевиоризм и проблемы бихевиоризма}, автор = {Джон Д.

    Гринвуд}, год = {2015} }
    • Дж. Д. Гринвуд
    • Опубликовано 1 августа 2015 г.
    • Психология

    В то время как многие психологи принимали риторику Уотсона о прогнозировании и контроле, лишь немногие принимали теоретические детали его бихевиористской системы, а в 1930-х и 1940-х годах необихевиоризм Кларка Л. Халла (1884– 1952) и Эдвард С. Толмен (1866–1959) заменили позитивистскую разновидность бихевиоризма Уотсона. Халл и Толмен вслед за Уотсоном утверждали, что научная психология должна быть направлена ​​на объяснение, предсказание и контроль наблюдаемого поведения, а не на интроспекцию ментального…

    View via Publisher

    SHOWING 1-10 OF 91 REFERENCES

    SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

    Psychology’s Bridgman vs Bridgman’s Bridgman

    • S. Koch
    • Psychology

    • 1992

    Since its inception as science, психология породила риторику «строгости» в отношении идеальных характеристик своих исследователей. Ранний акцент на экспериментальной точности расширился…

    Новая формула бихевиоризма

    • Э. Толмен
    • Психология

    • 1922

    как таковых становится все больше и больше…

    О различии между гипотетическими конструкциями и промежуточными переменными.

    Различие проводится между двумя подклассами промежуточных переменных, или, как предпочитают говорить авторы, между «промежуточными переменными» и «гипотетическими конструкциями», которые, по их мнению, являются фундаментальными, но в настоящее время ими пренебрегают.

    Плохое поведение организмов.

    • К. Бреланд, М. Бреланд
    • Психология

    • 1961

    Психологи, похоже, продолжают осознавать, что, возможно, белая крыса не может раскрыть все, что нужно знать о поведении. Среди голосов, поднятых на эту тему, Бич (1950)…

    Поведение: введение в сравнительную психологию

    • Дж. Уотсон
    • Психология

    • 1915

    Теоретические корни раннего бихевиоризма: функционализм, критика интроспекции, природа и эволюция сознания. (Антология из 26 статей Джона Дьюи и Генри Боде,…

    Наука и человеческое поведение

    • Б. Скиннер
    • Психология

    • 1953

    возможные способы прогнозирования и контроля человеческого поведения от одного из самых влиятельных…

    Теория кондиционирования павловского: различия в эффективности подкрепления и нерезинтуального органа

    • R. Rescorla
    • Психология

    • 1972

    В нескольких недавних статьях (Rescorla, 1969; 1969; 1969; придерживались подобных теорий павловской обусловленности. Отдельные утверждения в [действии различались больше языком…

    Бессмертных мифологических зверей

    • C.