Нет мотивации к учебе: СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ Основные факторы и причины » Экономический лицей Астана

Мотивация на учебу: почему потерял, как повысить

В жизни каждого учащегося иногда наступают такие моменты, когда охватывает непонятная апатия. Не хочется не только учиться, а вообще предпринимать каких-либо шагов. В состоянии ступора нет сил и желания что-либо менять в себе и в окружающем мире. Либо не хватает знаний, как это сделать.

Такое состояние называют «эффектом плато». Его признаками являются:

  • скука и разочарование;
  • прекращение развития;
  • ощущение напрасной траты времени;
  • потеря уверенности;
  • потеря мотивации.

Мотивация — намерение, побуждающее действовать; внутренние процессы, управляющие поступками человека.

Источник: investgazeta.ua

Почему потерял мотивацию к учебе

Самое сложное — это не найти мотивацию, а удержать ее в течение длительного срока. Часто бывает достаточно мгновенного толчка, события, чтобы мотивировать себя на воплощение идеи в реальность.

Но также быстро мотивация сходит на нет. Рассмотрим причины таких изменений по отношению к учебе.

  1. Отсутствие понимания важности получаемых знаний. Часто студент сталкивается с тем, что после 3-6 месяцев обучения он начинает задаваться вопросом, правильно ли выбрал направление обучения и зачем ему нужны те или иные предметы в вузе.
  2. Взаимоотношения с учителем или преподавателем. Антипатия к учителю может стать фактором, снижающим мотивацию к изучению предмета.
  3. Недостаток или переизбыток общения. В случае отсутствия общения с однокурсниками пропадает желание посещать учебное заведение, а при переизбытке — оно становится главной целью, смещает ориентиры учащегося.
  4. Отставание в учебе. Пропуски занятий могут вызывать непонимание дальнейших тем, злость, растерянность, и, как итог, пропадет желание обучаться.
  5. Нехватка или переизбыток одобрения
    . Похвала мотивирует к дальнейшему продолжению деятельности. Но ее переизбыток часто пресыщает чувство удовлетворения своими успехами и влияет негативно.
  6. Самоконтроль. Формирование самоконтроля закладывается еще в школьные годы. Для студента это один из важнейших навыков. Отсутствие самоконтроля приводит к тому, что учеба пускается на самотек.
  7. Самооценка. В случае неудач самооценка занижается, что приводит к неуверенности в своих силах и исчезновению мотивации. 
  8. Фокусировка. Внимание школьника не всегда способно сосредотачиваться на действительно нужных целях, оно часто рассеивается на более незначительные объекты.
  9. Направленность. Наличие целей не предполагает крепкую мотивацию, если нет знания и уверенности в том, какой необходимо сделать следующий шаг. 

Как найти мотивацию для учебы

Источник: i.pinimg.com

Мотивация — это повседневная составляющая в жизни человека. Ею сопровождается любой поступок, деятельность. Например, сходить в аптеку и принять лекарство у нас мотивирует желание выздороветь. Совокупность различного типа мотиваций помогает делать жизнь активной, красочной, шагать от цели к цели. Появляется азарт, открывается второе дыхание. С правильной мотивацией вы можете свернуть горы. Есть много способов вернуть утраченную мотивацию к учебе.

Поставьте цель

В первую очередь, следует расставить приоритеты и наметить желаемую цель. Для этого необходимо ответить самому себе на вопросы:

  • Чего я хочу?
  • Какая профессия меня привлекает?
  • Что мне даст выбранная профессия?
  • Какие предметы необходимо для этого изучить глубже?

По результатам ответов на вопросы надо создать план действий на ближайшее время. Для этого можно взять лист бумаги и схематически отобразить пошагово в обратном порядке путь от цели к нынешнему положению вещей. Наглядное отображение и конкретные направления деятельности делает цель более реальной для достижения. В процессе создания схемы могут выявляться отдельные моменты, которые сделают цель более интересной. Например, цель — успешно сдать нормативы по физкультуре. Одним из шагов к намеченному будет тренировка. В этом пункте можно выбрать из всего многообразия именно то, что больше по душе. Это возможность освоить какой-то новый вид спорта (ролики, велосипед, теннис, хоккей и т.д.). 

Одним из визуальных воплощений назначенных целей и мотиваторов, на пути к ним, может быть карта желаний

Источник: wikigrowth.ru

Карта делится на 9 секторов, в каждом из которых размещается фото пожеланий в данной сфере. В центре — личная фотография. Считается, что таким образом желаемое откладывается в подсознании и подталкивает к воплощению визуализированного в реальность. Заполненная карта желаний может выглядеть таким образом.

Источник: womenbz.ru

Находите интересное во всем

Расширение кругозора — прекрасный вариант, чтобы восстановить мотивацию к учебе. В каждом учебном предмете, каждой сфере деятельности есть уникальный элемент, интересный именно вам. Нужно только углубиться и найти точки соприкосновения. Поиск интересного провоцирует личностный рост, улучшает эрудицию, расширяет круг общения. Станьте активным студентом, запишитесь в какую-либо организацию, команду КВН — и перед вами откроются новые возможности.

Учитесь вместе с кем-то

Народная поговорка гласит: «Один и камень не поднимешь, а миром город передвинешь». Совместное обучение является обоюдной поддержкой на пути к достижению цели. В сети интернет можно найти различные форумы единомышленников, советы и примеры тех, кто уже достиг аналогичной цели. Обучение в группе вырабатывает дух соперничества, способствует повышению мотивацию в обучении.

Поощряйте себя

Каждый удачный шаг должен быть отмечен и оценен. Следует себя поощрять за успешную сдачу контрольной работы, за достижение успехов в изучении определенной темы. Можно сформировать систему поощрений за определенные результаты на пути к цели. Это будет служить дополнительной мотивацией. Стимулирование успеха может быть разным: мысленная похвала самого себя; приятная, давно желаемая поездка; покупка любимой книги и т.д. Реальный, хоть и небольшой результат, — это тоже результат.

Составьте график занятий

Структурирования и дисциплины необходимо придерживаться во всем. Режим занятий формирует самоконтроль ученика. График помогает составлять план дел на день с учетом необходимого времени для занятий, а не в ущерб им. С составленным графиком легче определить и рассчитать, какие объемы знаний и за какой срок можно освоить. Где следует увеличить интенсивность нагрузки, где слегка можно ослабить вожжи. Определенность и четкость в действиях дают уверенность в себе и правильную мотивацию в обучении.

Устраните отвлекающие факторы

Мозг человека не настолько многозадачен, как это принято думать. При получения избыточного количества различного типа информации, может наступать ступор, когда мозг человека пребывает в растерянности. В таких случаях следует направлять свою энергию в русло конкретного вида деятельности, фокусировать свое внимание на одном, устранять отвлекающие факторы. Не стоит перегружать себя знаниями, которые на данном этапе не нужны.

Другие способы

Необходимо продумывать последствия действий в перспективе. Иногда оптимальные, как нам кажется сейчас, решения в дальнейшем оказываются не такими уж и выгодными. Из двух путей лучше выбрать тот, который в будущем приведет к более эффективному результату.

Время от времени следует делать паузы и давать себе отдыхать. Таким образом, перегружая информацию «из кэша в жесткий диск» мозга.

Посмотреть на ситуацию со стороны всегда полезно. Между личным видением ситуации и сторонним взглядом часто большая разница.

Объективное восприятие поможет разобраться в несуществующих, надуманных проблемах и повысит уровень мотивации. 

Специалисты сервиса Феникс.Хелп помогут в изучении науки и дадут почувствовать себя уверенным в знаниях.

Нет мотивации к учёбе: что делать

Ирина Гусакова

Учёба для ребёнка — дело непростое и важное. А мотивация к ней — вещь тонкая. Сейчас уже началось второе полугодие учебного года, дети устали, начинают ждать летних каникул. Неблагоприятная эпидобстановка провоцирует введение карантинов, переводы на дистанционный формат, с которым не все родители и дети могут справиться эффективно.

Что же делать, если мотивации к учёбе нет, и откуда она берётся? Об этом Pravda.Ru рассказала нейропсихолог, детский психолог Кира Макарова

.

Какую роль играет мотивация

Сегодня вообще говорить о начале учебной деятельности родители и педагоги начинают довольно рано. Принято уже лет с трёх заниматься с ребёнком деятельностью именно в учебном ключе. Полезно ли это? И к чему приводит? Как вовремя сформировать мотивацию к учёбе?

В детской (возрастной) психологии одну из важнейших ролей играет понятие «ведущая деятельность». Ведущая деятельность — это не то, чем занят человек с утра до вечера, а такая деятельность, занимаясь которой, человек развивается. Такая деятельность важна как воздух.

Учебная деятельность в идеале становится ведущей после прохождения ребёнком кризиса семи лет. Благодаря этому кризису в психике появляются те самые новообразования (исчезновение детской непосредственности, способность к произвольному поведению, умение концентрировать внимание, умение соблюдать законы микросоциума, школы и др.), которые и создают мотивацию к учёбе.

Почему ребёнок не хочет учиться

На более ранних возрастных сроках мотивации нет и не может быть. Ребёнок будет заниматься с удовольствием, если занятия будут практически полностью игровые с включением учебных моментов. Учиться в этом возрасте, в классическом понимании этого слова, ребёнок не будет. Ребёнок хочет играть, потому что игра в возрасте от трёх до шести-семи лет — это ведущая деятельность.

Нажитые неврозы и испорченные отношения родителей с ребёнком, которые заставляют его учиться, — лишнее тому доказательство и прямая дорога к отсроченному формированию мотивации. Такие дети ещё долго не хотят учиться и всячески саботируют даже занятия уже в младшей школе.

После семи лет, поступая в школу, ребёнок начинает учиться, но для этих занятий ещё характерны игровые включения (сюжетные герои, загадки, игры, ребусы), то есть происходит постепенный переход к учёбе.

Младший школьник — ребёнок, поэтому вопрос личной мотивации к учёбе не всегда доступен ему самостоятельно. Огромную роль в мотивации играет личность матери, родителей.

В младшей школе ребёнок учится для них. Он приносит маме свои «пятёрки», он хочет быть успешным в её глазах. Поэтому если в семье младший школьник не имеет мотивации к учёбе — это тема про родителей, про их включённость в ребёнка.

  • Обязательное участие матери в обсуждении успехов,
  • её желание оказать помощь и организовать ребёнка на учёбу,
  • её собственная организованность —

вот основные факторы формирования учебной мотивации.

Иными словами, если ребёнок в первом-четвёртом классах не учится — это сигнал к тому, что он не получает от родителей (не от учителя!) нужного внимания и поддержки.

Личность ребёнка этого возраста формируется в семье. Школа начинает оказывать своё влияние, но главное в этом возрасте — семья.

Ребёнок 7-12 лет (плюс-минус год) должен хотеть учиться, об этом важно помнить.

Если ребёнок этого возраста учиться не хочет или ему это очень трудно даётся и мотивация есть, но падает, нужно,

  1. во-первых, обратить внимание на детско-родительские отношения,
  2. во-вторых, обратиться к специалистам: психологу, детскому нейропсихологу, если нужно — неврологу для выяснения причин и оказания помощи.

После 13 лет ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, а учёба уходит на второй план. Если в младшей школе мотивация сформировалась, она будет присутствовать в учёбе, но не будет главной. Если нет, то проблемы с учёбой неизбежны.

И здесь очень важен круг общения подростка. Если там будут сверстники, которые имеют сформированную ранее мотивацию, это прекрасно. Подростки будут и общаться (это определяет развитие), и учиться.

Поэтому спрашивать у подростка про учёбу уже не актуально. Актуально общение и друзья. Учёба стала неотъемлемой частью жизни человека, но сформировалась она в младшей школе (если сформировалась).

Если мотивация не сформирована к 13 годам, далее этот процесс уже намного меньше доступен для контроля и коррекции, наступил другой возрастной этап…

Поправить ситуацию здесь и далее поможет встреча с увлечённым и интересным педагогом, который своей личностью привлечёт подростка к общению и учёбе, который может оказать огромное влияние на мотивацию. Но это, скорее, частные случаи.

Таким образом, для формирования и поиска потерянной мотивации к учёбе очень важными инструментами являются:

  • уровень развития ребёнка,
  • начатая в нужное время учебная деятельность,
  • возрастной этап,
  • включённость родителей,
  • отношения в семье,
  • внимание к ребёнку,
  • выбор хорошей школы,
  • наблюдение за общением подростка с друзьями
  • и собственное желание родителей быть организованными, успешными и счастливыми.

Автор Ирина Гусакова

Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру

Редактор Елена Тимошкина

Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *

Reddit — Погрузитесь во что угодно

Привет, Reddit, я использую эту платформу в крайнем случае, потому что я не совсем уверен, как еще я мог бы справиться со своей довольно плохой дисциплиной в университете, поэтому я действительно надеюсь получить некоторые кусочки. ценные советы здесь.

Во-первых, мне очень нравится курс, на котором я учусь, но я считаю рутиной изучать моды, которые я должен изучать в течение последних нескольких семестров, и я не знаю, почему (кстати, смена курса полностью не вариант). Если это поможет, я прохожу курс, связанный с бизнесом, в котором сочетаются языковые и математические модули. Вот несколько вещей, которые я пытался сделать из учебы немного менее рутинной, но до сих пор, кажется, не работает, и некоторые наблюдения о моей дисциплине.

  1. Я пытался использовать технику помидора в течение нескольких дней, но каким-то образом я полностью отключался и делал очень длинные перерывы вместо обычных 10-минутных перерывов, которые он использует.

  2. Я обнаруживаю, что (к сожалению) довольно зависим от использования своего телефона, например, я могу оставаться приклеенным к своему телефону в течение 2-3 часов подряд, просто просматривая Reddit или просматривая случайные видео на YouTube. Я пытался заблокировать эти веб-сайты на своем телефоне с помощью этого приложения под названием Blocksite, но моя дисциплина настолько дерьмовая, что я забывал блокировать эти веб-сайты и просто просматривал их.

  3. У меня также есть потребность отвечать на сообщения людей в WhatsApp/Telegram очень быстро, поэтому я всегда трачу много времени, пытаясь очистить свои сообщения, прежде чем снова начать учиться. Я попытался использовать холодную индейку, не пользуясь телефоном в течение нескольких часов, но мне каким-то образом удается заполучить свой телефон и тратить на него еще больше времени.

  4. Я пробовал составлять еженедельные расписания, но подсознательно думал, что из-за моей плохой дисциплины я даже не могу придерживаться расписания, которое составил для себя (потому что у меня часто возникают дела, которые противоречат тому, что я хочу делать) На день). Затем я попробовал составить ежедневное расписание с помощью этого приложения под названием Habatica. .. скажем так, оно не очень хорошо для меня сработало.

  5. Вместо этого я ловлю себя на том, что делаю все, что хочу, чтобы изучить в течение дня, и такой: «О да, я просто буду тянуть то, что я не закончил, и порочный круг просто продолжается (так что у меня часто едва было время чтобы закончить учебу)

  6. Я использую свой компьютер каждый день, чтобы слушать музыку на Youtube во время учебы, поэтому я также склонен блокировать социальные сети (такие как Whatsapp, Telegram, Instagram Reddit и т. д.), потому что я использую их на своем компьютере. Каким-то образом мне удавалось подсознательно разблокировать эти веб-сайты, и я снова медлил.

  7. РЕДАКТИРОВАТЬ: я также обнаружил, что могу смотреть на Instagram, просто просматривая сообщения в течение 1-2 часов +++, в большинстве случаев даже дольше. Я пытался удалить Instagram, но у меня все еще была подсознательная мысль, что есть люди, ожидающие, что я буду быстро отвечать на их dms, и что я бездумно хочу смотреть истории людей в Instagram все время.

Это все, что я могу сейчас придумать, но это основные проблемы, которые я действительно хочу решить. Я ненавижу это чувство прокрастинации и невозможности учиться должным образом, но я просто не могу избавиться от этого чувства (плюс у меня менее чем через неделю экзамен по статистике, и благодаря моей прокрастинации я едва понимаю половину тестируемых тем ). Очень надеюсь получить дельный совет о том, что я могу сделать по этому поводу.

tl;dr: у крупного прокрастинатора менее чем через неделю экзамен по статистике, и он все еще постоянно общается по телефону/компьютеру с людьми и просматривает любой веб-сайт в течение 2-3+ часов подряд, и ни один метод, чтобы остановить прокрастинацию, не работает.

10 причин, по которым у вашего ребенка может не быть мотивации к учебе – Создано мной ® – Обучение STEM

Часто родители воспринимают отсутствие интереса своих детей к учебе как лень, непослушание или даже неблагодарность. Тем не менее, чаще всего существуют более глубокие факторы, которые могут привести к отсутствию мотивации к учебе.

Отсутствие мотивации к учебе может сильно повлиять на оценки учащихся. Однако это не единственная опасность.

Учащиеся с гораздо меньшей вероятностью выложатся на 100% и упустят неотъемлемые аспекты предмета. Если это происходит в течение длительного периода времени, у учащихся могут образоваться значительные пробелы в знаниях, которые могут помешать им достичь оптимальной успеваемости по соответствующим предметам в будущем.

В результате они не смогут максимизировать свой потенциал и в конечном итоге согласиться на работу, которая в противном случае была бы ниже их возможностей.

Хорошая новость заключается в том, что при адекватном общении можно выявить основные факторы, из-за которых студенты теряют мотивацию к учебе, и помочь им преодолеть ее. В конце концов, наша обязанность как родителей состоит в том, чтобы предоставить нашим детям инструменты, необходимые им для успешного преодоления жизненных трудностей.

1. Учащиеся не видят смысла в учебе

Детям может быть тяжело учиться, если они считают предмет бессмысленным или бесполезным. Чтобы мотивировать своих детей учиться, родители часто приводят простое объяснение: учеба приводит к хорошим оценкам, а хорошие оценки необходимы для успеха в жизни. В то время как для родителей это имеет смысл, дети не имеют такого же жизненного опыта, и они могут не обязательно понимать, почему успех так важен.

В результате они могут не понимать важность учебы так же, как их родители. Это особенно характерно для девочек и предметов STEM. Они часто не понимают, чем могут быть полезны такие предметы, как математика или физика.

Вместо этого дети должны понимать практичность предметов. Например, объясните, как математика может помочь им с покупками, составлением бюджета и экономией денег.

Не надо просто объяснять. Продемонстрируйте также. Например, спросите, не хотят ли они что-нибудь купить, например, игрушки, одежду или видеоигры. Затем помогите учащимся определить, как они могут накопить на это, используя свои карманные деньги или доход, если у них уже есть работа. Вовлекайте своих детей в любое составление бюджета или финансовое планирование, чтобы они могли работать с ним в режиме реального времени.

2. Их интерес превратился в одержимость

Когда детям что-то нравится, они зацикливаются на этом. Таким образом, страсть или одержимость вашего ребенка могут повлиять на другие сферы его жизни.

Нет причин отговаривать вашего ребенка от развития интересов и увлечений. Тем не менее, это также отличная возможность научить их планировать и управлять своим временем, а также расставлять приоритеты в задачах.

3. Скучный метод обучения

У детей разные предпочтения и потребности в обучении, и планирование занятий, учитывающих их все, требует много времени.

В то время как большинство учителей имеют достаточную квалификацию и начинают свою карьеру с учетом наилучших интересов учащихся, многим из них недоплачивают, испытывают стресс, перегружают, выгорают, имеют низкий моральный дух или другие причины, которые мешают им тратить время и усилия, необходимые для сделать все их занятия привлекательными для всех.

Как следствие, их стиль преподавания может стать сухим и скучным. Что, в свою очередь, влияет на заинтересованность и мотивацию их учеников.

К сожалению, не всегда родители могут многое сделать для обучения в государственных школах. Тем не менее, они могут рассмотреть альтернативные варианты обучения, такие как внеклассные занятия, которые обеспечивают практическое обучение, и другие более увлекательные варианты обучения для удовлетворения конкретных потребностей и интересов их детей.

4. Предмет слишком сложный

Может быть много причин, по которым дети могут найти определенные предметы сложными. Это может быть либо отсутствие естественной силы в определенной области, наличие пробелов в знаниях, либо, возможно, необходимость в большем количестве времени или практики с конкретными задачами.

Неоднократные неудачи в изучении определенного предмета могут в конечном итоге вызвать негативные ассоциации с этим предметом и привести к потере мотивации к учебе.

Очень важно поговорить с ребенком и помочь ему определить, что вызывает трудности в предмете, чтобы найти наилучшее возможное решение этой проблемы.

5. Предмет слишком легкий

Ни одна система образования не идеальна. Поэтому есть ученики, которые могут учиться и продвигаться намного быстрее, чем их одноклассники. В то время как повторный успех может быть отличной внешней мотивацией в краткосрочной перспективе, он может привести к тому, что мотивация к учебе не выработается, если предмет не представляет абсолютно никакой проблемы в течение длительного периода времени.

Если учителя не могут поставить таким учащимся дополнительные задачи, могут помочь внеклассные занятия и мероприятия. Они также могут помочь этим детям наладить контакт с учениками-единомышленниками, тем самым улучшив их самочувствие, отношение к предмету и интерес к нему.

6. Выгорание

Сегодня у детей гораздо больше забот, чем несколько десятилетий назад. На самом деле исследование пришло к выводу, что дети в начальной школе получают больше домашних заданий, чем советуют руководители образования. Иногда даже в три раза больше.

Если в дополнение к большой школьной нагрузке у детей слишком много внеклассных занятий, это может привести к стрессу и выгоранию в очень раннем возрасте.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы дети выполняли школьные задания, но при этом не перегружались. Убедитесь, что они получают достаточно игр и времени простоя. Полноценный сон и игра необходимы для оптимального развития детей.

7. Слишком высокие ожидания

Принято считать, что завышенные ожидания мотивируют детей. Это правда до некоторой степени. Однако чрезмерно завышенные ожидания могут быть причиной отсутствия мотивации к учебе, согласно ряду исследований. Они могут привести к депрессии у студентов и, как следствие, негативно сказаться на успеваемости. Таким образом, важно найти баланс.

8. Семейные обстоятельства

Иногда отсутствие мотивации не связано ни со школой, ни с предметами. У детей может не быть мотивации к учебе, если дела дома идут неважно. Исследование, проведенное в Колорадо, показало, что у разведенных детей результаты в учебе хуже, чем у детей из полных семей.

Поэтому родители должны знать, что все, что касается их, влияет и на их детей. При неблагоприятных событиях, таких как конфликты, развод, потеря работы, детям может потребоваться дополнительная поддержка, чтобы справиться со стрессом.

9. Некомфортное обучение Окружающая среда

Другие факторы, например, насколько комфортно и безопасно дети чувствуют себя в учебной среде, также имеют значение. Важно убедиться, что у них есть все необходимое, достаточно света, а также они согрелись и поели.

Отношения с другими детьми, издевательства и конфликты с учителем также могут привести к тому, что у учеников не будет мотивации к учебе. Для родителей важно общаться со своими детьми и спрашивать о ситуации в школе, чтобы быть в курсе о благополучии своих детей.