Нет школе: Что делать, если нет учебников в школе?

Содержание

Что делать, если нет учебников в школе?

«В одном из классов школы ученики летом получили учебники. В сентябре учительница объяснила, что учебник по одному из предметов министерство образования вдруг признало не соответствующим. А денег в бюджете на покупку партии новых учебников не успели заложить. Детям предлагается заниматься по распечатанным учителем ксерокопиям страниц учебника, либо приобрести его за свой счёт. Интересует предусмотренный законом механизм обеспечения школьников учебниками в такой ситуации — если вдруг имеющийся учебник снят с программы, а бюджет школы уже сформирован. Откуда должны взяться учебники? Что делать в такой ситуации родителям?»

 

Комментирует ситуацию исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Юлия Никонова.

Разъясняем, что в силу с. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Таким образом, обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность осуществляется за счет государственного или местного бюджетов.

Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 утверждён Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Вместе с тем в соответствии с п.3 Приказа Министерства образования и науки России от 31.03.2014 № 253 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего Приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.

Согласно Письму Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников», если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, в части организации обеспечения учебниками в регионе исполняются министерством образования и науки Самарской области.

В рамках своих полномочий министерством реализуется комплекс мер по обеспечению учащихся муниципальных и государственных образовательных учреждений Самарской области учебными изданиями, приобретаемыми за счет средств областного бюджета, для чего в начале года территориальные управления министерства информируются о комплектовании библиотечных фондов, возможности и необходимости использования в образовательном процессе учебников разных лет выпуска, о перечне рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебных изданий.

На основании мониторинга оснащенности учебной литературой библиотек образовательных организаций, проводимого ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации «Региональный центр мониторинга в образовании» определяется объем  финансирования для формирования заказа учебников от каждого территориального управления.

Таким образом, предложение учителя заниматься по распечатанным учителем ксерокопиям страниц учебника либо приобрести его за свой счёт недопустимо, нарушают положения федерального законодательства об образовании. Рекомендую родителям обратиться в министерство образования и науки Самарской области за разрешением сложившейся ситуации.

Также родители могут напрямую обратиться в прокуратуру области для организации прокурорской проверки. Сделать это можно путем посещения сайта прокуратуры Самарской области (www.samproc.ru) и заполнения раздела «Написать обращение». 

Как школа может воздействовать на родителей, которые не водят детей в школу? От нас муниципалитет требует совершать дворовые обходы и обеспечить посещаемость, но у нас нет на это свободных работников, да и сколько ни совершай эти обходы, если родитель ре

Как школа может воздействовать на родителей, которые не водят детей в школу? От нас муниципалитет требует совершать дворовые обходы и обеспечить посещаемость, но у нас нет на это свободных работников, да и сколько ни совершай эти обходы, если родитель ребенка в школу не ведет, его не убедишь силами учителя – ему просто дверь не откроют. А другие родители отказываются перевести ребенка в учреждение, которое работает по адаптированной программе. Но он не может обучаться в обычной школе, он не сможет освоить такую программу. Родители специально дождались выхода закона, и теперь требуют оставлять его на повторное обучение «сколько потребуется раз», но они делают хуже своему же ребенку! Как на них повлиять?

Вавилова Анна Александровна

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не вводит никакой специфической ответственности родителей за предоставление образования своим детям. При этом предоставляет родителям целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей, выполнить ряд действий с целью обеспечить возможность получить это образование (например, выбрать образование в образовательной организации и обеспечить посещение, выбрать образовательную программу, например, адаптированную).

Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут работать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве.

Согласно статье 65 Семейного кодекса, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ограничение или лишение родительских прав).

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень данных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей.

И защищать эти интересы в таком случае должна не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Это дело органов опеки и попечительства, именно эта система должна активно включиться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

То, что функции органов опеки и попечительства – функции контроля за добросовестностью родителей, за исполнением ими своих родительских обязанностей, за тем, чтобы они действовали в интересах детей – пытаются возложить на школу, неверно, т.к. у образовательной организации просто нет соответствующих полномочий и нет никаких средств воздействия. Образовательная организация при возникновении подобных ситуаций должна привлекать органы опеки и попечительства, которые и должны решать проблемы подобного плана.  

Раздел комментариев: 

Обучающиеся и родители/представители

Общее образование

Поделиться:

Календарь

Посетите нашу страницу календаря на 2022-23 учебный год , чтобы быстро ознакомиться с важными датами и переведенными версиями календаря для печати.

Календарь на 2021–2022 годы можно найти на странице календаря на 2021–22 учебный год.

Добавить все события в мой календарь

Перейти к результатам Перейти к разбивке на страницы

Узкие результаты

Узкие результаты

Поиск в результатах

Категория события

  • Район 75 (1)
  • Ключевые даты (10)
  • Другое (3)
  • Встречи родителей с учителями (3)

Расположение

  • Виртуальный (2)
  • Городской (11)
  • Манхэттен (1)

Месяц

  • Апрель (5)
  • Май (4)
  • июнь (5)
  1. Пн, 10 апр. 2023 г. – Пт, 14 апр. 2023 г.

    • Весь день

    Добавить в мой календарь Весенние каникулы, школы закрыты

  2. Пт, 09 июня 2023 г.

    • Весь день

    Добавить в мой календарь Канцелярский день для начальных школ, средних школ, школ K–12 и отдельных программ D75; учащиеся этих школ не посещают.

  3. Ср, 14 июня 2023 г. – Пт, 23 июня 2023 г.

    • Весь день

    Добавить в Мой Календарь Администрации Риджентс (кроме 19 июня, когда школы закрыты)

Лучшие

Школы Северного Канзас-Сити / Домашняя страница

  • Этим летом обучение продолжится с интересными вариантами программы летней школы.

    Комментарии (-1)

  • Загрузите мобильное приложение VersaTrans MyStop, чтобы отслеживать местонахождение автобуса и время прибытия.

    Комментарии (-1)

  • Помогаем рассказать необычную историю школ NKC!

    Комментарии (-1)

  • Подготовьтесь к первому дню в детском саду с ключевой информацией и поддержкой.

    Комментарии (-1)

Просмотр календаря

Твиты от NKCSchools

  • Поздравляем 40 выдающихся сотрудников, получивших в этом году награды Honor Cadres. Узнайте больше о каждом выдающемся человеке вместе с нашими волонтерами года и бизнесом года.

    Комментарии (-1)

  • Поздравляем лидера Медоубрук Дженни Видман! В этом году она была признана образцовым новым директором Clay and Platte.

    Комментарии (-1)

  • NKC Schools рада объявить о рекомендации доктора Рочел Дэниелс в качестве руководителя аппарата на 2023-2024 учебный год, ожидающего утверждения Советом директоров 14 февраля.

    Комментарии (-1)

  • Мы с гордостью сообщаем, что Ванесса Томсон, учительница начальной школы Чапел-Хилл, стала педагогом Милкена! Эта престижная национальная награда присуждается лучшим из лучших в области преподавания.