Неуспеваемость в школе – Неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости.
Причины неуспеваемости детей в школе – Развитие ребенка
Рейтинг Информация, позволяющая лучше понять причины и признаки отставания ребенка в обучении |
Что такое неуспеваемость?
- «Не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания» (Степанов Сергей Сергеевич, психолог).
- «Неуспеваемость – это успеваемость ребенка ниже уровня, прогнозируемого на основании его способностей» (Кэрол Бейнбридж, эксперт по одаренным детям).
Термин «неуспеваемость» – это один из наиболее популярных терминов, которым оперируют школы, родители и учителя. Тем не менее, разные люди понимают его по-разному.
Исследования доказали, что почти все люди пользуются только небольшой частью своих умственных способностей. Другими словами, никто из нас не совершенен, если мы говорим о полном использовании своего потенциала. То есть все мы неуспевающие ученики и не полностью применяем свои способности учиться и достигать чего-либо.
Для детей вопрос о «неуспеваемости» может иметь серьезное побочное значение. Многие дети, подпадающие под данную категорию учащихся, демонстрируют ярко выраженный разрыв между врожденными способностями и тем, чего они действительно добиваются в классе. Основной признак неуспеваемости обычно проявляется в младших классах школы, и проблема становится серьезнее по мере того, как дети взрослеют и переходят в старшие классы. В некотором смысле, этот тип неуспеваемости может быть деструктивным.
Однако большинство детей этой категории могут просто не использовать свои способности в полной мере. Просто взгляните на их школьный дневник и обратите внимание на комментарии учителей: «Плохо старается! Может работать гораздо лучше!». Там могут быть даже жалобы и предупреждения родителей о неудовлетворительной работе ребенка. Существует целый ряд причин, почему дети не выкладываются на уроках полностью.
Причины детской неуспеваемости
Что вызывает неуспеваемость детей? Существуют ли какие-либо генетические параметры, играющие активную роль в процессе? Могут ли какие-либо внешние факторы привести к неуспеваемости? Помимо медицинских и психических причин, приводящих к неуспеваемости у детей (эти причины находятся вне компетенции и поля зрения этой статьи), к неуспеваемости также приводит ряд внешних причин. Во многих случаях основной причиной, почему дети максимально не раскрывают свой потенциал, является то, что отстающие дети, возможно, просто не овладели искусством достигать своих целей.
Неуспеваемость детей может возникнуть из-за причин, связанных со школой и домом (как в комбинации, так и в отдельности).
Возможные причины, связанные со школой
- В классе отсутствует интересная, интригующая и бросающая вызов (в хорошем смысле слова) атмосфера.
- Чрезмерная конкуренция.
- Отсутствие конкуренции.
- Конфликты между учителем и учеником.
- Некоторые формы пониженной обучаемости.
- Медленное обучение.
- Слишком большое давление со стороны сверстников.
- Отсутствие видимых возможностей для проявления творческих способностей.
- Инертность, отсутствие гибкости в школьной программе. Явное несоответствие способностей ребенка школьной системе.
Возможные причины, связанные с домом
- Разногласия или конфликты между родителями.
- Чрезмерная родительская опека над ребенком.
- Отсутствие проявлений любви и привязанности родителей.
- Отсутствие родительского внимания.
- Проблемы со здоровьем.
- Конфликты между братьями и сестрами.
- Слишком большое давление родителей, требующее от ребенка постоянно демонстрировать высокие результаты.
- Нехватка самоотдачи и стараний ребенка на уроке.
Большинство отстающих детей проявляют следующие признаки
- Они дезорганизованы и недисциплинированны.
- Они обычно забывают выполнять домашние задания, не пишут рефераты и игнорируют школьные контрольные работы.
- Они не выполняют свои задания.
- У них беспорядок на партах, в учебниках и учебных материалах.
- Они никогда не слушают ни учителя, ни родителей.
- Они всегда невнимательны и беспокойны.
- Они слишком много разговаривают со своими одноклассниками и смотрят в окно на уроках.
- Их навыки обучения неудовлетворительны.
- Они постоянно оправдываются и защищаются.
- Им скучно в классе.
- Они считают, однако, что внеклассные мероприятия интересны и увлекательны.
- Низкие оценки их не обескураживают. На самом деле, они относятся к низким оценкам безразлично.
- Они могут обвинять учителей в своих низких оценках.
- У них есть большие мечты, но они не считают, что должны упорно трудиться, чтобы достигать больших результатов.
- Они не признают ценность истинных усилий.
- Временами они бывают слишком самоуверенными, не проявляя ни усилий, ни стремлений.
- Они хотят достигать больших целей, но не знают, как это сделать.
- Они не умеют ставить перед собой реальные цели и терпят неудачи из-за такой неэффективности.
В сущности, у детей с плохой успеваемостью отсутствует чувство веры в собственные силы. На самом деле, отстающие дети – это хорошие ученики, хотя они не знают о своей реальной ценности. Они не считают, что могут стать лучшими в своем классе. Родителям и учителям необходимо излечить это состояние детей как можно быстрее и направлять их в сторону достижения более высоких результатов в учебе.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.11 из 5 на основе 19 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
18.03.2016
childdevelop.ru
Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?
Описание слайда:Советы и рекомендации родителям Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, прежде всего, старайтесь не показать своего личного огорчения и недовольства. Помните: главная задача родителей – помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе. Необходимо осознавать, что для преодоления школьных трудностей родителям предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами), настройтесь и приготовьтесь к этому. Главная помощь – поддержать уверенность ребёнка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если родители заняты своими делами и выкраивают минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения конфликтов и новых проблем. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам, если будет уверен в вашей поддержке. Не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими. Не считайте зазорным попросить учителя вызывать ребёнка только тогда, когда он сам тянет руку, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом, ведь ученику нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Необходимо работать с ребёнком только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Очень важным при оказании помощи ребёнку оказывается вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребёнок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Поэтому вознаграждение обязательно! В качестве поощрения можно использовать поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка, приглашение друзей. Для детей с трудностями в обучении необходим полноценный отдых. Имеет большое значение (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и в особенности во время каникул. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, психологов, педагогов). Распечатка для родителей
infourok.ru
Причины школьной неуспеваемости
Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли надо начинать? Авторы статьи говорят о причинах школьной неуспеваемости и определяют основные направления работы по их устранению.
Кто подвержен?
Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям и когда ребенок переживает из-за плохих отметок, и в тех случаях, когда он уже перестает переживать.
Проще всего объяснить неуспеваемость ученика наличием какого-либо дефекта в его психическом развитии. Неудивительно, что многие родители, не сумев самостоятельно справиться с потоком двоек, обращаются за помощью к психологам. Ведь получив диагностическое заключение (а порой и без него), они смогут по-научному объяснить учителям причину плохих оценок своего ребенка. Например, дислексия означает существенные трудности в овладении чтением (в том числе – в понимании прочитанного) у нормальных в других отношениях детей. Аналогичные проблемы в овладении письмом называют дисграфией, а навыками счета – дискалькулией. Однако при отсутствии соответствующей коррекционной программы такой диагноз вряд ли облегчит работу учителя.
Еще одна категория неуспевающих – трудные дети. Обычно так называют тех, кто слабо поддается управлению, агрессивных, склонных к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению. Проблемы с поведением объясняются разными причинами, в том числе и СДВГ – синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Следующая группа – педагогически запущенные дети. Причем запущенность не всегда вызвана невозможностью или нежеланием обучить ребенка. Недостаточная квалификация молодого педагога, сложность организации работы с большим количеством детей в переполненном классе, невнимание со стороны учителей и родителей к индивидуальным особенностям ученика и другие факторы могут стать причинами серьезных пробелов в знаниях.
Плохая успеваемость нередко встречается у детей, чьи индивидуальные особенности плохо учитываются традиционной педагогической системой. Вместе с тем во многих профессиях именно эти «недостатки» (повышенная общительность, эмоциональность, креативность) считаются неоспоримыми достоинствами.
Большие трудности в школе испытывают медлительные дети. Однако не следует относить медлительность к дефектам. Современные ученые всё чаще ставят под сомнение утверждение о том, что «хороший интеллект – это быстрый интеллект», рассматривая его скорее как миф, чем научно доказанный факт. К сожалению, значительное число заданий на скорость, которые используются для оценки способностей и знаний учащихся, доказывает живучесть этого мифа.
По свидетельству ряда отечественных и зарубежных ученых, в число неуспевающих часто попадают и одаренные дети. Многие из этих бывших двоечников, став знаменитыми, с горечью вспоминают свои школьные годы.
Каковы причины неуспеваемости?
Для эффективной борьбы с неуспеваемостью нужно, прежде всего, выявить порождающие ее причины.
Семья
От родителей во многом зависит успешность обучения их детей. К сожалению, в наши дни во многих семьях уделяется недостаточно внимания воспитанию и обучению подрастающего поколения. Это касается не только неблагополучных и плохо обеспеченных семей. Нередко преуспевающие родители передают заботу о своих детях нанятым воспитателям. В этих условиях ребенок может не только остро переживать недостаток родительской любви, но и далеко не всегда находит контакт с нянями и репетиторами, что негативно влияет как на его поведение в школе, так и на успеваемость.
Причинами неуспеваемости могут стать также сложные жизненные ситуации (рождение еще одного ребенка в семье, конфликт между родителями, трудности самоопределения). Выявить подобные причины непросто. Ребенок раскроется лишь перед тем, кому он действительно доверяет. Для разговора на эти темы необходимо обладать навыками доверительного общения, беседа требует времени и спокойной обстановки. Стоит помнить, что житейский опыт и «типовые» советы далеко не всегда подходят для решения разнообразных проблем, с которыми сталкиваются школьники. Во многих случаях нужен глубокий анализ не только проблемы, но и стратегий ее решения, которые уже использует ученик, оценка их эффективности, выработка новых, более адекватных стратегий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. К этой работе должны подключаться педагоги-психологи, чей статус в школе, к сожалению, нередко близок к формальному.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания, признаваемая в той или иной семье ценность образования. Родители могут придерживаться двойной морали: с одной стороны, признавать эту ценность и ругать детей за плохие оценки, а с другой – явно или неявно принижать значение образования, больше полагаясь на такие печальные реалии нашего времени, как взятки и блат.
Неблагополучная социальная среда
Наркотики, алкоголь, секты, националистические или фанатские группировки… Здесь, как говорится, уже не до учебы. Профилактика влияния неблагополучной социальной среды заключается в повышении информированности учителей, родителей и самих учащихся, в более строгом разделении обязанностей между всеми заинтересованными и облеченными властью лицами (представителями государственных структур, благотворительных организаций, медико-психолого-педагогических центров). Структур создано много, но координация между ними налажена всё еще слабо. Одни обязанности дублируются, другие никем не выполняются. Тем не менее и в этой области есть определенные достижения благодаря, например, активному развитию дополнительных, внеклассных форм работы со школьниками.
Учителя
Неэффективность той или иной педагогической системы – одна из наиболее обсуждаемых причин школьной неуспеваемости. В связи с этим поступают предложения о внесении различных изменений в образовательный процесс: введение индивидуальной и групповой проектной деятельности учащихся, использование новейших информационных технологий. Однако проверка эффективности подобных мер требует большого количества времени, которым не обладает педагог, в чьем классе есть неуспевающие.
Причиной неуспеваемости бывает и незакрытый пробел в образовании. В этом случае система знаний неустойчива подобно строящемуся дому, у которого из фундамента вынуто несколько кирпичей. Такие пробелы порой нелегко выявить, а сами школьники (не желая выглядеть выскочками или неучами) редко проявляют активность и стремятся уточнять непонятные им моменты в объяснениях учителя. При этом обнаружить и заполнить пробел в собственных знаниях самостоятельно им тоже не удается.
Тревожным сигналом для учителя является появление плохих оценок на внешне вполне благополучном фоне. В своевременном и адекватном реагировании на эти сигналы заключается искусство профилактической работы с неуспевающими. Ее успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и такими личностными качествами, как проницательность, эмпатия, толерантность.
Многое зависит от отношения учителя к неуспевающему ученику. Следует ли показывать ему свою обеспокоенность? Когда снисходительность становится опасной? Как не обидеть его излишней резкостью? Реакция ученика на негативное отношение к нему со стороны учителей может быть аффективной и остро отрицательной. В результате снежный ком проблем только нарастает.
Недостаток учебной мотивации
Часто учителя и родители, глядя на очередную двойку в дневнике, говорят: «У ребенка нет мотивации к учебе!». Однако за этим не всегда следует попытка разобраться, что послужило источником снижения мотивации. Учителю необходимо иметь представление о динамике учебной мотивации (обусловленной в том числе и возрастными особенностями учащихся) на протяжении всего процесса обучения. Важно учитывать и роль педагогического фактора в ослаблении познавательной потребности школьников. Например, усвоение готовых знаний порой бывает скучным. Учителю приходится прилагать большие усилия, чтобы увлечь учеников своим предметом, найти точки соприкосновения между интересами современных детей и программным материалом. Иначе возникает порочный круг: скука на уроках приводит к пробелам в знаниях, что может закончиться конфликтом с учителем, и на смену скуке придет сознательное отрицание необходимости изучения предмета.
Особенности психического развития
За популярными среди родителей и учителей фразами: «память как решето», «в одно ухо влетает, в другое – вылетает» – могут стоять психологические проблемы, требующие профессиональной диагностики и коррекции. Речь идет о дефектах памяти, внимания, о несформированности логических операций. Их выявление и преодоление требует сотрудничества многих людей – работников школы, родителей, специалистов (нейропсихолога, логопеда, невролога), и не только психологической, но и педагогической коррекции. В противном случае, пока психолог борется с дефектом, а учитель лишь ждет результатов, в знаниях ученика увеличивается число пробелов.
Отсутствие преемственности
Важно наладить непрерывность переходов на всех этапах образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени. Например, учителя средней школы могут жаловаться на то, что «детей учили не так, как надо», однако сами редко посещают уроки в начальных классах. А ведь именно в младшей школе закладывается важнейший навык – умение учиться, формируются основные учебные операции. По мере перехода из класса в класс усложняется не только система знаний школьника. Основные учебные навыки также претерпевают определенную трансформацию. Этот процесс необходимо контролировать, а значит, следует ознакомиться с каждым этапом обучения ребенка.
Личностные особенности
Учет личностных особенностей школьника необходим при выявлении причин неуспеваемости и определении способов борьбы с ней. Некоторые ученики не придают особого значения случайной двойке и без труда исправляют ее, другие же плохую оценку воспринимают как свидетельство своего провала. Они нередко отождествляют утверждения: «Я не смог решить эту задачу» и «У меня никогда ничего не получится». Повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка, психологические защитные механизмы неуспевающего школьника – всё это не только влияет на оценки, но и определяет его отношение к данной проблеме и возможности ее преодоления.
Как помочь?
Прежде всего необходимо выработать адекватное отношение учителей, родителей и самих детей к указанной проблеме. В этом могут помочь специальные консультации, беседы, тренинги, педагогическая и психологическая литература. Необходимо также обратить внимание на ряд моментов.
Нельзя ни отступать, ни тем более сдаваться, иначе может возникнуть своеобразный «конвейер кукушек». Родители опускают руки и передают своего «птенца» учителю, который, отчаявшись, просит школьное руководство принять меры, в итоге всё может кончиться переводом двоечника в другую школу, где ситуация повторяется. В результате проблема остается, приобретая в сознании школьника и его родителей статус неустранимой.
Не следует проявлять типичную психологическую защиту: «Я больше не могу ничего сделать, ребенок достиг своего потолка». Ресурсы детской психики огромны. Известны случаи успешного обучения слепоглухонемых, детей с болезнью Дауна.
При работе с неуспевающими детьми нельзя ориентироваться только на недостатки и дефекты. У каждого без исключения ребенка, помимо слабых, есть и сильные стороны. На них и необходимо опираться в процессе коррекционной работы. Именно в этом направлении происходят самые эффективные сдвиги.
Хотя отметки служат основным внешним показателем успешности обучения, сами по себе они не являются его целью. Одни получают пятерки, чтобы не портить отношения с родителями, а другие изучают лишь то, что считают интересным (робототехнику, динозавров), даже если это не входит в школьную программу. Оценка способностей ребенка на основе его успеваемости может быть ошибочной. С этим связана проблема скрытой одаренности. Она напоминает сказку о гадком утенке. Разница лишь в том, что по законам природы невзрачный птенец всё равно превратится в прекрасного лебедя, а незамеченный талант имеет все шансы увянуть без должной поддержки. Выявление этого таланта требует индивидуального внимания не только к школьным достижениям ребенка, но и к его интересам, увлечениям, потенциалу обучения.
Необходимо расширять репертуар способов борьбы с неуспеваемостью. В настоящее время наиболее популярными способами воздействия на неуспевающего ученика являются наказание и назначение дополнительных занятий. В то же время недостаточно внимания уделяется формированию у ребенка навыков анализа собственных ошибок. В психологии известен феномен выученной беспомощности, заключающийся в том, что человек, изначально лишенный возможности контролировать некий важный для него процесс, оказывается беспомощным, когда приходится действовать самостоятельно. У него даже не возникает потребности своими силами справиться с трудной ситуацией.
Применение перечисленных выше мер является непременным условием эффективной борьбы с неуспеваемостью, а также ведет к росту психологической компетентности педагогов и родителей.
Юлия Бабаева, к.психол.н., МГУ,
Яна Варваричева, МГППУ
5psy.ru
Причины неуспеваемости младших школьников
Причины неуспеваемости
младших школьников
Психологические:
— недостатки в познавательной деятельности:
несформированность приёмов учебной деятельности;
недостаток развития психических процессов;
неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности;
— недостатки в развитие мотивационной сферы.
Биопсихические:
— общая слабость организма;
— нарушение зрения, слуха, артикуляции;
— леворукость.
Социальные:
— материальная необеспеченность семьи;
— алкоголизм родителей;
— недостаток любви и заботы;
— педагогическая безграмотность родителей.
Педагогические:
— низкий интерес учебной деятельности;
— пропуск занятий;
— низкая эффективность деятельности;
— отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, объединяют в две группы; к первой относят недостатки в познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Среди психологических причин первой группы выделены следующие:
несформированность приёмов учебной деятельности;
недостатки развития психических процессов, главным образом, мыслительной сферы ребёнка;
неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Об учащихся, отличающихся несформированностью правильных приёмов учебной деятельности, можно сказать, что они не умеют учиться по-настоящему. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и умениями. Даже такие несложные, с точки зрения взрослого, действия, как заучивание стихотворения, счёт в уме, списывание букв по образцу, можно выполнить различными способами. Ребёнок, учась в школе, сталкиваясь с незнакомой или малознакомой для него деятельностью, часто вынужден самостоятельно искать способ выполнения. Найденный им способ не всегда является рациональным и адекватным. Если его не обучать специально необходимым приёмам и навыкам, он будет интуитивно находить их сам, и они не всегда будут эффективными.
К числу наиболее распространённых и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности. Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер.
Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приёмы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабо успевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков слишком упрощают их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основой по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учёта условий задания.
Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие её особенности, как, во-первых, относительная лёгкость учебного труда в начале обучения, которая позволяет на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учёбе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.
Ясно, что сам школьник практически не может обнаружить ошибочность своих способов работы и исправить их. Учителю их бывает также сложно увидеть, так как в классе 30 человек, и он оценивает, как правило, результат. К тому же иногда более целесообразно только усовершенствовать способы работы, а не переоформить их. Так, нужные, правильные приёмы следует постепенно вводить в деятельность. Можно давать такие задания, которые сами по себе требуют иных приёмов работы. Так ученик неизбежно будет переучиваться.
Учащиеся другого типа характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина является более скрытой и менее очевидной для наблюдателя. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, которые относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.
Наверно, каждый учитель понимает, что не всех учащихся можно обучить одинаково легко. При любой методике обучения, при любой организации обучения одни ученики быстро и качественно усваивают учебный материал, другие же при всём желании не могут достигнуть такого уровня. В таких случаях говорят о способностях учеников или об их обучаемости, т.е. пути приобретения знаний или восприимчивость к обучению. Среди слагаемых обучаемости выделяется обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов и другое.
Среди психических процессов, мышление является наиболее важным, влияющим на обучаемость школьника. Именно мышление, а не память или внимание определяет успеваемость. Слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, несложного по содержанию текста. Однако, при запоминании более сложных текстов, конструкций, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессами мышления, они дают худшие результаты по сравнению с теми же детьми того же класса. Слабоуспевающие ученики работают на репродуктивном уровне, не имеют рациональных приёмов запоминания, что неразрывно связано с недостатком в развитии мышления.
Недостатки в развитии мышления, в свою очередь, выражаются в неумение обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, логические цепи, т.е. строить умозаключения и суждения, в неразрывности приёмов анализа и синтеза.
Итак, специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
При характеристике психических способностей мышления неуспевающих следует обратить особое внимание на возрастные особенности, на базе которых могут возникнуть трудности и отставания в учёбе.
Обладая конкретным наглядным мышлением и слабым развитием речи, младший школьник при изучении грамматики часто испытывает трудности: называет глаголами отглагольные существительные «бег», «ходьба», «чтение». Это возникает вследствие неумения абстрагировать, обобщать. Дети не умеют отвлечься от реального значения слова и сосредоточиться на его свойствах, характеризующих его как часть речи.
В изучении математики возникают трудности при подведении задач под общий вид.
Младшим школьникам, особенно со слабым развитием мышления, трудно выделить основное, существенное. Это можно увидеть при пересказе, подготовке устных уроков, при составлении плана изложения и устного ответа. При усвоении понятий дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся запомнить и те, и другие. Поэтому новое понятие оказывается слабо связанным в памяти с другим понятием в смысловом отношении. Забываются существенные и несущественные признаки одинаково легко. Выделение несущественных признаков происходит легче, чем существенных. Эти особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.
Ещё одна особенность детского мышления – неумение рассматривать предмет, ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение выполнять все требуемые правила действия.
При установлении причинно-следственных связей, как правило, из нескольких причин выделяется только одна. А если из одной причины вытекает несколько следствий, то также указываются не все, а одна. Иногда при решении учебных задач от ребёнка требуется умение увидеть что-то по-новому, отказываться от привычных стереотипных способов решения.
Приведённые особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определённой части из них. Причём, неумение преодолеть возникшие трудности в учении могут привести к отказу от активной мыслительной деятельности, использованию неадекватных приёмов работы и способов выполнения заданий, так называемыми «обходными путями». Например, механическое заучивание материала без его понимания. При воспроизведении дети не могут ответить на вопросы по тексту.
Это только некоторые причины неуспеваемости. Не стоит забывать, что неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе этих причин в учебно – воспитательном процессе.
К тому же неуспеваемость редко обуславливается только одной какой – то причиной, чаще это целый комплекс причин, возникающих одна за одной, но, как правило, в нём можно выделить одну наиболее существенную, устранение которой позволит преодолеть неуспеваемость в целом.
infourok.ru
Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Причины школьной неуспеваемости. Как помочь ребенку учиться.
Причины школьной неуспеваемости.
Как помочь ребенку учиться.
Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Но, «неуспеваемость» — это следствие, а для того, чтобы помочь ребенку, необходимо выявить причины и устранить их. Очень условно причины можно разделить на:
- биологические,
- социальные
- эмоциональные.
- Биологические причины.
Некоторые дети пришли в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это те дети, которые пошли в школу с 6-ти лет; ослабленные дети, которые до школы много и часто болели; левши; дети с врожденными нарушениями зрения и слуха.
Любой неврологический диагноз так же предполагает сложности в обучении. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушайте уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание — преодолимо. Как правило, так оно и есть.
Специфические расстройства развития школьных навыков тесно связаны и с биологическими причинами, и с социальными. Это:
Дислексия — специфическое нарушение навыков чтения.
Дисграфия — специфическое нарушение навыков письма.
Акалькулия — специфическое нарушение арифметических навыков.
Трудности в обучении — смешанное расстройство школьных навыков.
Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства.
- Социальные причины.
Педагогическая запущенность ребенка, это в данном случае, невнимание родителей к интеллектуальным потребностям ребенка, замена их удовлетворением только материальных, отсутствие занятий с ним дома, просто разговора «по душам». Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.
Родительские проекции. Родители хорошо учились в школе, были успешны по всем предметам, но вдруг обнаруживают, что ребенок другой, не такой, как они. Или родителям самим было трудно в школе то и ребёнок должен столкнуться с такими же трудностями, или если они учились хорошо, то и ребёнок должен быть успешен. И в том, и в другом случае родители переносят на ребенка собственное представление о том, как должно быть.
Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат, обзывают и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
Плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке.
Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по развивающей программе, или художественно одаренного — по математической.
Конфликты ребенка с одноклассниками ( в начальной школе встречается относительно редко) — неумение или нежелание строить адекватные дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает — в результате страдает успеваемость.
3. Эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина — личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов. Если ребенок меланхолик, ему «противопоказан» учитель – холерик.
«Что делать?»
Для начала необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы «трехсторонняя» встреча — учительница, родители, школьный психолог — предпринятая, разумеется, не для того, чтобы установить: «кто виноват?», а исключительно в интересах ребенка.
В зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.
Если выявленная причина (причины) тяготеет к «биологической» группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевания, налаживании режима работы и отдыха ребенка.
На вопрос: «Сколько приблизительно времени занимает у вашего ребенка приготовление уроков?» — родители, не колеблясь, отвечают: «Все свободное время. Вот пришли из школы, поели — и за уроки. И до позднего вечера».
Подобное положение вещей недопустимо ни с какой точки зрения. Здесь, несомненно, речь идет о неправильной организации рабочего времени ребенка. Сколько бы ни задавали в школе (напомним, речь идет о младших классах) и каким бы неспособным ни был ребенок, приготовление уроков в течение нескольких часов — нонсенс. Как правило, подобное наблюдается у детей с нарушениями концентрации внимания. Такой ребенок не столько делает уроки, сколько глядит в окно, потихоньку играет в игрушки, смотрит телевизор или просто мечтает. Все его собственные волевые процессы (и так не особенно сильные и развитые), замещены, как правило, волевыми процессами матери или бабушки, которая и усаживает ребенка за уроки, и следит за тем, чтобы он не отвлекался (что обычно не получается, потому что у мамы или бабушки свои дела, ребенок не чувствует никакой своей ответственности за происходящее — отсюда несколько часов выматывающего и абсолютно непродуктивного времяпрепровождения).
Особенно часто такое положение наблюдается у детей с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома. Здесь можно посоветовать следующее. Отдайте ребенка в какую-нибудь очень подвижную спортивную секцию (не в шахматную!). Это одновременно будет работать и как коррекция основного расстройства (гипердинамии), и как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. У него будет четкая, понятная ему самому цель — вовремя пойти на футбол. Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков. Все это — вопрос организации времени. И навык этот закладывается именно в начальной, а не в средней школе., как думают некоторые родители.
Родителям следует не столько понять, сколько взять на действенное вооружение простую истину: ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков. Это, разумеется, относится не только к детям, но и ко всем людям вообще, но младшие школьники в этом отношении особенно уязвимы. От дошкольников еще ничего особенного не требуют, а более старшие дети и взрослые уже могут противостоять и не соглашаться с ярлыками, которые на них пытаются наклеить. У младших же школьников самооценка еще только формируется, и если ребенку часто говорить, что он тупой бездельник и ни на что не годен, то он довольно быстро сам в это поверит и будет в дальнейшем вести себя соответственно.
В заключение, несколько слов о пище, влияющей на память, внимание, работоспособность.
Во-первых, кормить ребенок должен есть понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам.
А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти, внимания, повышенную двигательную активность. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.
Во-вторых, надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.
В-третьих, не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости, ухудшению памяти, снижению работоспособности.
nsportal.ru
Методическая разработка по теме: Психологические причины школьной неуспеваемости
Предварительный просмотр:
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc4636801 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc4636801 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 0}#doc4636801 .lst-kix_list_7-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-5}#doc4636801 .lst-kix_list_8-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_8-3}#doc4636801 ol.lst-kix_list_6-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_6-2 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_5-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-8 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_5-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-3 0}#doc4636801 .lst-kix_list_6-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-6}#doc4636801 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-3,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-7,decimal) «. «}#doc4636801 ol.lst-kix_list_8-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_8-2 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_8-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_8-4 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc4636801 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-2,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_5-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-1}#doc4636801 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc4636801 .lst-kix_list_6-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-3}#doc4636801 ol.lst-kix_list_4-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-2 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_7-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_7-1 0}#doc4636801 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_8-5,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc4636801 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_6-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_6-4 0}#doc4636801 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-3,decimal) «. «}#doc4636801 ol.lst-kix_list_7-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_7-6 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_5-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-0 0}#doc4636801 .lst-kix_list_8-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_8-4}#doc4636801 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc4636801 .lst-kix_list_4-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-4}#doc4636801 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc4636801 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_4-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-7}#doc4636801 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-2,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_4-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-5}#doc4636801 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc4636801 .lst-kix_list_7-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-3}#doc4636801 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-8,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc4636801 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_7-2,decimal) «. «}#doc4636801 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc4636801 .lst-kix_list_7-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-7}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc4636801 .lst-kix_list_8-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_8-4,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_5-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-4}#doc4636801 .lst-kix_list_4-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-2}#doc4636801 .lst-kix_list_6-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-8}#doc4636801 .lst-kix_list_4-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-1}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_4-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-3 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc4636801 ol.lst-kix_list_4-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-5 0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc4636801 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-1,lower-latin) «. «}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc4636801 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-8,decimal) «. «}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc4636801 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-5,decimal) «. «}#doc4636801 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc4636801 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc4636801 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc4636801 .lst-kix_list_6-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-0}#doc4636801 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) «) «}#doc463680]]>
nsportal.ru
Реферат на тему » Неуспеваемость учащихся и следствия ее преодоления»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра филологии__________
название кафедры
Реферат на тему «Неуспеваемость учащихся: причины и следствия ее преодоления»
Выполнил:
слушатель курсов по программе
«Содержание и методика преподавания английского языка»
название дополнительной профессиональной образовательной программы переподготовки
Девочкина Маргарита Юрьевна,
МОУ СОШ №13, г. Воскресенск
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Мошнина Роза Шамилевна
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
3
Теоретические основы профилактики неуспеваемости учащихся………………………………………………….
Неуспеваемость как дидактическое понятие……………
Причины неуспеваемости учащихся……………………
Профилактика неуспеваемости учащихся………………
Основные рекомендации по профилактике неуспеваемости учащихся ………………………………
4
4
6
8
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………
19
Введение
Непременным условием для достижения высокого уровня всеобщего образования и культуры является укрепление и развитие общеобразовательной школы, улучшение качества ее учебно-воспитательной работы, повышение эффективности педагогического труда. Многие школы показывают пример высокого качества обучения и воспитания учащихся, добиваются успеваемости всех учеников, глубокого и прочного усвоения им знаний и навыков, требуемых школьной программой. Но в то же время в школах имеется еще много учащихся, неуспевающих то по одному, то по другому предмету, иногда и по ряду предметов. Значительное число учащихся к концу учебного года обнаруживает столь слабые знания, что не могут быть переведены в следующие классы и остаются на второй год в тех же классах.
Неуспеваемость как распространенное явление в школах нетерпимо с точки зрения психологической и педагогической. У неуспевающего ученика появляется чувство неполноценности по сравнению с преобладающим числом успевающих учеников, неверие в свои силы, иногда безразличие к учебным занятиям, а в отдельных случаях и неприязнь к школе.
Поэтому профилактика неуспеваемости учащихся является в настоящее время одной из самых насущных задач современной школы и весьма актуальной проблемой современной педагогики.
Объектом исследования является неуспеваемость учащихся. Предметом исследования является причины школьной неуспеваемости и пути их преодоления. Цель исследования – теоретически выявить причины неуспеваемости и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность путей устранения причин неуспеваемости учащихся.
Следует подчеркнуть, что успеваемость и качество знаний учащихся являются основными показателями, характеризующими качество всей работы школы. Отсюда исключительная важность исследования вопроса о причинах неуспеваемости и средствах ее преодоления и предупреждения.
Проблемой неуспеваемости учащихся занимались такие ученые, как Ю.К. Бабанский, В.С. Цетлин, Л.С. Славина, А.А. Бударный, П.П. Блонский, Н.И. Мурачковский и др.
I. Теоретические основы профилактики неуспеваемости учащихся
1.1. Неуспеваемость как дидактическое понятие
Неуспеваемость – высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне.
Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают хуже вести себя, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Обучение не только создает, но и опирается на определенный уровень подготовленности учащихся – наличие у них представлений о предметах и явлениях, умения воспринимать и принимать чужие мысли и выражать свои и т. д. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается по мере продвижения. И вот, подобно тому, как накапливается подготовленность учащихся – знания, умения, опыт творческой деятельности, у некоторых из них накапливаются пробелы, недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться.
Суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.
Отдельный же элемент неподготовленности, возникающей по ходу обучения, называется отставанием. Отставание соотносится с неуспеваемостью и как часть с целым, и как момент процесса с результатом процесса. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс (процесс отставания) и привести в конечном итоге к неуспеваемости.
Существо предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться. Преодолеть неуспеваемость, то есть запущенные, укоренившиеся, переплетенные в тугой узел отставания, гораздо труднее, чем устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости. Следовательно, чтобы преодолеть неуспеваемость, важно знать, каковы ее элементы.
Приемы обнаружения признаков отставания в своем большинстве – это приемы обучения: задания учащимся, вопросы к ним, беседы, обсуждение решения задач, обмен впечатлениями о художественных произведениях, анализ ошибок в действиях, их корректировка. Учителю надо только уметь видеть и слышать высказывания учащихся, их ответы на вопросы, их деятельность и реакции. Таким образом, главными средствами учителя для обнаружения отставания являются наблюдение и общение с учащимися в ходе руководства их учебной деятельностью.
Учитель, который стремится не допустить неуспеваемости, вовремя обнаружить те или иные отставания, постоянно ставит перед учащимися вопросы, поощряет их вопросы к нему и друг к другу.
1.2. Причины неуспеваемости.
У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Характерно объяснение учителей. Даже самые опытные из них говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и так далее, но никогда не связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главной причин. Впрочем, неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все хлопоты окажутся напрасными. Ученые выделят две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К числу внешних в первую очередь относятся причины социально плана, а именно снижение ценности образования в обществе. В.С. Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий».
К числу внешних относятся и такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях), отрицательное влияние семьи и т.д.
А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семьи. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера.
Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Наряду с социальными факторами на успеваемость учащихся оказывают влияние специфические возрастные моменты. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на 5-6 и 9 классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности. Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижение школьной успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качество интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Эти возрастные особенности школа может усиливать или нивелировать.
Особенности протекания психических процессов, индивидуально- типологические свойства нервной системы детей сказываются на успеваемости. Индивидуальные особенности учебной деятельности, психофизиологических реакций и состояний учебной деятельности зависят от общего типа нервной системы и темперамента. Ученики со слабым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в контрольной работе, вследствие нервно-психического перенапряжения на плохие отметки реагирую длительной депрессией. В то же время их речь более эмоциональна и образна, они более склонны к сопереживанию.
Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика.
1.3. Профилактика неуспеваемости.
Профилактика (от греч. Prophylaktikos – предохранительный) – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
Предупредить неуспеваемость означает не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Если отставание замечено учителем, встает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть непосредственной (оперативной) и опосредованной.
Опосредованная помощь направлена прежде всего на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер. Общим в обоих случаях должен быть дифференцированный подход, согласование помощи с характером отставания.
Предупреждению неуспеваемости служит такая организация деятельности учащихся, в которой учитываются их трудности. Предупреждение неуспеваемости – это постоянная забота о полноценной учебной деятельности каждого школьника. Отставания возможны у любого успевающего школьника, даже очень способного. Неуспевающими иногда становятся те дети, познавательные силы которых не находят себе в школе достаточно пищи, те, кому не приходится серьезно работать, преодолевать трудности. Необходимы различия при выборе факультативов, кружков, других видов внеклассных занятий. Другая сторона дифференциации состоит в различиях сложности и объема работы, выполняемой в классе.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно, потому что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволяет им постепенно наверстать упущенное.
Повседневное изучение учащихся, постоянная поддержка, стимулирование их усилий – важное условие предупреждения неуспеваемости.
В наши дни возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Как во всякой другой профилактической работе, первым звеном в предупреждении неуспеваемости является обнаружение ее признаков, то есть диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться, незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащемуся. Одновременно надо анализировать процесс обучения, индивидуальные обстоятельства личности, чтобы найти причины, породившие отставание, и воздействовать на них. Надо так же постоянно проверять эффективность принятых мер, корректировать их.
Учитель, реализуя указанные звенья предупреждения неуспеваемости, опирается на:
знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;
знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;
знание типичных для современных школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;
знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость;
знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Для предупреждения неуспеваемости необходима система, дидактических мер, направленных на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учет особенностей каждого ученика. Когда речь идет об организации учебно-воспитательного процесса, формах преодоления неуспеваемости, можно рекомендовать различные методы обучения, группировать учащихся по уровню подготовленности в классы выравнивания (коррекционные классы), способностям, интересам, индивидуальным особенностям или другим признакам.
Мировая школа накопила лишь 2 подхода к решению проблемы неуспеваемости. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход, к сожалению, в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое, как давно доказано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Основные рекомендации по профилактике неуспеваемости учащихся.
На основании вышеизложенного и опираясь на опыт работы в классах с различным уровнем готовности к обучению, можно выделить следующие общие меры предупреждения и устранения неуспеваемости учащихся.
неуспеваемости
Причины явления неуспеваемости
Меры устранения и предупреждения явления
неуспеваемости (в зависимости от его причин)
1.Общее отставание в учении, неуспеваемость по многим предметам.
1.Неподготовленность учащегося к данному классу всем предыдущим обучением; глубокие пробелы в знаниях.
А) Если характер и размер пробелов в знаниях ученика, с одной стороны, таковы, что не исключена хотя бы малейшая возможность подтянуть учащегося до уровня класса в рамках текущего учебного года, то к этому следует приложить все усилия: проводить с ним дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения не усвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализировать домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению.
Б) В случаях особенно глубокой педагогической запущенности и явной невозможности добиться в текущем учебном году восполнения пробелов ученика за предыдущие классы и одновременного им учебного материала по программе данного класса, приходится оставить такого ученика на второй год, наметить наиболее рациональный план использования второго года для радикального выправления положения.
В) Важной мерой предупреждения подобных тяжелых случаев неуспеваемости является повышение педагогической квалификации учителей и совершенствование методов обучения, обеспечение преемственности в учебно-воспитательной работе учителей, особенно в 5 и 6, 8 и 9 классах; усиление внутришкольного контроля директора и заведующего учебной частью и обеспечение того, чтобы все переводимые в следующий класс учащиеся были вполне подготовленными к продолжению учения в нем.
2. Болезнь или слабое здоровье; неблагоприятные бытовые условия.
А) Оздоровительные меры
Б) Нормализация быта и режима учащегося путем проведения соответствующей работы с родителями.
В) Индивидуальный подход к дозировке учебной нагрузки в соответствии с силами учащегося, организация помощи соучеников под наблюдением учителя.
3. Нерадивость, неусидчивость и неорганизованность в учебе.
А) Воспитательная работа по привитию сознательного и ответственного отношения к учебным обязанностям,
приучению к регулярному труду, организованности и
дисциплинированности (применение мер поощрения
и взыскания, воздействие учебного коллектива,
воспитательная работа в семье)
б) Усиление контроля учителей, повышение требовательности и строгости к учащемуся.
4. Недостаточный уровень общего развития.
А) Работа над повышением общей культуры ученика и над развитием его умственных способностей: внимания, памяти, мышления и речи в процессе обучения.
Б) Особенно тщательный индивидуальный подход в обучении, проявление учителями терпения и неторопливости, более умеренный темп продвижения вперед.
2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость
1. Недостатки преподавания данного предмета
А) Повышение общедидактической и частно-методической культуры учителей, оказание им методической помощи, внедрение достижений методической науки и передового педагогического опыта.
Б) Улучшение внутришкольного руководства и контроля со стороны директора и заведующего учебной частью, повышение качества и эффективности работы соответствующих предметных комиссий, своевременное выявление и устранение недостатков преподавания того или иного учителя.
2. Недоработка по данному учебному предмету в предшествующих классах.
А) Возможно более раннее обнаружение, в чем конкретно заключаются пробелы и недостатки в знаниях путем установления связи и преемственности с прежним учителем, проверки знаний учащихся, анализа их письменных работ.
Б) Обязательная доработка того, что не сделано прежним учителем; восполнение пробелов и устранение недостатков в знаниях и навыках ученика с помощью специальных педагогических приемов на уроках, индивидуализированных домашних заданий, временных дополнительных занятий с такими учащимся.
В) Взаимная связь учителей всех классов (взаимное посещение уроков, совместный анализ контрольных работ, совместные методические совещания и взаимная консультация для выработки согласованных мер предупреждения и преодоления неуспеваемости отдельных учащихся)
3. Недооценка или, порой, переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка)
А) Воспитательные меры: стимулирование интереса к изучению данного предмета и использование в этих целях разных форм внеклассной работы; привитие сознательного отношения к его изучению и чувства ответственности перед коллективом за свою успеваемость; укрепление воли учащегося к преодолению встретившихся трудностей усвоения данного предмета;
Б) Дидактические и частнометодические меры: совершенствование методов обучения, применение наглядности и других средств для облегчения учащемуся усвоения данного предмета и преодоления встретившихся на этом пути трудностей; строгая последовательность и достаточная длительность упражнения учащегося в соответствующих навыках; активизация учащегося на уроках и привитие ему навыков самостоятельной работы
3. Эпизодическая неуспеваемость
1. Спорадические недочеты в работе учителя: допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых и недостаточно прилежных учащихся.
Соответствующие дидактические и частнометодические меры:
А) Выправление на ходу допущенных недочетов на отдельных уроках, при прохождении того или иного раздела, темы.
Б) Улучшение постановки текущего учета знаний учащихся и изучения каждого из них в процессе обучения в целях своевременного обнаружения отставания и принятия мер по ликвидации эпизодической неуспеваемости.
В) Работа с отстающими учащимися на уроках и сочетание с этим индивидуализированных заданий для самостоятельной работы и временных дополнительных занятий под руководством и наблюдением учителя.
2. Неровность и перебои в работе ученика.
А) Воспитательные меры по укреплению учебной дисциплины и бесприкословному соблюдению «Правил для учащихся» и режима дня школьника, по приучению детей к регулярной работе без перебоев и послаблений, используя в этом направлении положительный пример организованных учащихся.
Б) Дидактические меры: активизация этих учащихся в процессе их обучения, систематическое руководство их учением, строгая повседневная проверка выполнения ими домашних заданий; индивидуализированные задания и временные дополнительные занятия по повторению пройденного и восполнению пробелов, образовавшихся вследствие пропуска уроков или временной самодемобилизации.
На основе обобщения изученных случаев неуспеваемости и результатов применения разных педагогических средств для ее преодоления, а также методов предупреждения неуспеваемости, можно сформулировать, в общем виде, систему педагогических мер и средств достижения высокой успеваемости учащихся. Эта система охватывает:
а) общедидактические средства;
б) частнометодические средства;
в) воспитательные средства;
г) организационно-педагогические мероприятия.
Общедидактические средства.
Рациональная организация учебной работы, построение правильного соотношения составных частей каждого урока, в зависимости от педагогической задачи последнего, является первой важной общедидактической предпосылкой для повышения эффективности уроков и достижения успешности обучения.
Целый ряд общедидактических средств направлен на предупреждение неуспеваемости в самом зачатке, то есть средства, обеспечивающие активное восприятие каждым учащимся учебного материала, преподносимого учителем на уроках. Сюда относятся в первую очередь ясность и четкость изложения, доходчивость объяснения учителя до сознания детей.
На качество усвоения учебного материала в ряде случаев отрицательно влияет недостаточное внимание учителей при изложении и объяснении, как и при опросе, к точности своей речи и речи учащихся.
Но хорошее, внятное объяснение учителя само по себе еще не гарантия того, что все учащиеся в классе воспримут изучаемый на уроке материал. В случаях, когда непосредственным препятствием на пути к успешному учению встает невнимательность и отвлекаемость учащегося на уроках, отсутствие интереса к занятиям, первостепенное значение приобретают такие общедидактические средства, способствующие активному восприятию изучаемого учебного материала, как наглядность и внесение элементов занимательности, как связь изучаемого с жизнью, с практикой, как специальные приемы возбуждения и систематического упражнения произвольного внимания ученика в процессе обучения.
Целый ряд общедидактических средств направлен на обеспечение сознательного усвоения проходимого учебного материала всеми учащимися, в том числе даже и отстающими. Недостаточно осмысленное, не полностью понятное и не увязанное преемственно с прежними знаниями не прививается в сознании учащихся, не усваивается, а в лучшем случае лишь зазубривается.
Важное значение таких средств предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, как образование у них точных представлений об изучаемых явлениях путем применения наглядности, накопление непосредственных наблюдений, развития и уточнения ранее приобретенных представлений; формирование на этой основе правильных понятий путем развития логического мышления и речи в процессе обучения, систематизации и обобщения накопленных фактов, наблюдений и представлений.
К числу общедидактических средств предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся относятся средства, способствующие прочному закреплению знаний в памяти учащихся и привитию стойких практических умений и навыков. Особое значение приобретает рационализация форм и методических приемов текущего и итогового учета знаний учащихся, изучения затруднений и пробелов в знаниях в целях своевременного их устранения. Без этого не может быть осуществлен индивидуальный подход к учащимся, в частности в работе с отдельными отстающими учащимися.
Как показывает опыт тех учителей, которые именно благодаря педагогически продуманной системе работы с отстающими учащимися достигали высокой успеваемости, такие ученики требуют специального внимания и особого подхода в разные моменты учебного процесса.
Во время объяснения нового материала учитель иногда с помощью попутного вопроса или предложив воспроизвести объясненное, стимулирует внимание такого ученика и одновременно проверяет, в какой мере он воспринял и понял объясненное. В случае необходимости приходится вторично объяснить в более простой форме или предложить кому-либо из сильных учеников после урока еще раз объяснить такому-то товарищу этот материал.
В момент закрепления на уроке сообщенного нового материала, в форме беседы или путем проведения самостоятельной работы учащихся под наблюдением и руководством учителя, — он особенно держит в поле своего зрения отстающих учеников и добивается того, чтобы они могли дома выполнить задание по данному уроку.
Наряду с общим заданием на дом всему классу учитель дает заранее намеченные индивидуализированные домашние задания отдельным отстающим ученикам в зависимости от характера отставания каждого из них.
При опросе учащихся и проверке домашних заданий класса в целом проверяется также выполнение отдельными, отстающими учениками индивидуальных заданий.
По мере необходимости с отдельными отстающими проводятся в течение некоторого времени дополнительные учебные занятия вне урока (в малочисленной группе, составляемой по признаку однородности отставания, или индивидуально) с целью восполнения обнаруженных серьезных пробелов в знаниях, или консультации и дополнительные занятия с целью подготовки ученика к нормальному восприятию, вместе со всем классом, учебного материала, который предстоит пройти на очередном уроке.
Я остановилась подробнее на общедидактических средствах, во-первых, потому, что они имеют первостепенное значение в общей системе средств предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости; во-вторых, для того, чтобы показать разносторонность и многообразие общедидактических средств, одинаково обязательных в преподавании любого предмета.
Частнометодические средства: учет особенностей преподавания учителем и усвоения учащимися данного учебного предмета; предусмотрение и преодоление специфических трудностей в усвоении учащимися тех или иных разделов и тем по программе данного предмета; правильное сочетание и взаимная связь теоретических и практических занятий в процессе обучения данному предмету.
Частнометодические средства предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся чрезвычайно разнообразны и специфичны как сами предметы школьного обучения.
Воспитательные средства, содействующие повышению успеваемости учащихся, находят свое применение как в органической связи с обучением, в неразрывном едином учебно-воспитательном процессе на уроках, так и в специальных воспитательных мероприятиях, проводимых классным руководителем, руководителями кружков и других видов внеклассной и внешкольной работы, родителями учащихся.
Речь идет о таких воспитательных средствах, как единые требования к учащимся со стороны всего педагогического коллектива и применение разумных мер поощрения и взыскания со стороны руководителей школ и учителей, как организация коллектива учащихся и педагогическое направление его деятельности на укрепление школьной дисциплины, на воспитание сознательного и ответственного отношения учащихся к своим учебным обязанностям, на правильную организацию товарищеской взаимопомощи в учебе и борьбы самих учащихся за высокую успеваемость.
К числу воспитательных средств достижения высокой успеваемости относится также работа с учащимися по развитию их познавательных интересов и по воспитанию стремления к знаниям, работа с родителями и оказание воспитательного влияния школы на жизнь, и быт учащихся в семье.
Организационно-педагогические мероприятия как бы завершают всю систему педагогических средств по предупреждению неуспеваемости.
От правильной постановки руководства учебно-воспитательной работой со стороны директора и заведующего учебной частью школы в значительной мере зависит повышение качества уроков, работа учителей над совершенством своего педагогического мастерства и осуществление в школе системы мер, целенаправленных на достижение высокой успеваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на собственный опыт работы в школе и опыт работы известных педагогов и психологов можно сказать, что конечно далеко не каждый ребенок в процессе обучения в школе может быть «отличником», так как не все дети имеют одинаковые стартовые возможности, необходимые для обучения в школе первой ступени, не каждый ребенок генетически обладает достаточным уровнем интеллектуальных возможностей, многие условия влияют на формирование его мотивов и далеко не всегда это влияние положительно, также не каждый ребенок обладает необходимым уровнем волевых качеств, чтобы противостоять негативному влиянию социума. То есть причин неуспеваемости у каждого такого учащегося может быть множество. И задача педагога состоит в том, чтобы помочь неуспевающему ученику преодолеть их.
Для этого у каждого педагога есть большое количество инструментов, опыта и знаний, способствующих преодолению отставания учащихся по тому или иному предмету, помогающих такому учащемуся не только стать более успешным в учебе, но и повысить самооценку, дать ребенку возможность добиваться больших успехов в учебе и дальнейшей жизни.
Для преодоления неуспеваемости необходимо:
Проводить с «отстающим» учащимся дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения не усвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализировать домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению.
Выправление на ходу допущенных недочетов на отдельных уроках, при прохождении того или иного раздела, темы.
Улучшение постановки текущего учета знаний учащихся и изучения каждого из них в процессе обучения в целях своевременного обнаружения отставания и принятия мер по ликвидации эпизодической неуспеваемости.
Работа с отстающими учащимися на уроках и сочетание с этим индивидуализированных заданий для самостоятельной работы и временных дополнительных занятий под руководством и наблюдением учителя.
Воспитательные меры по укреплению учебной дисциплины и бесприкословному соблюдению «Правил для учащихся» и режима дня школьника, по приучению детей к регулярной работе без перебоев и послаблений, используя в этом направлении положительный пример организованных учащихся.
Активизация этих учащихся в процессе их обучения, систематическое руководство их учением, строгая повседневная проверка выполнения ими домашних заданий; индивидуализированные задания и временные дополнительные занятия по повторению пройденного и восполнению пробелов.
Также, наряду с вышеперечисленными мерами по преодолению неуспеваемости, должны быть такие действия со стороны администрации школы, как:
Повышение педагогической квалификации учителей и совершенствование методов обучения, обеспечение преемственности в учебно-воспитательной работе учителей, особенно в 5 и 6, 8 и 9 классах.
Усиление внутришкольного контроля директора и заведующего учебной частью и обеспечение того, чтобы все переводимые в следующий класс учащиеся были вполне подготовленными к продолжению учения в нем.
Все эти меры, применяемые одновременно, на мой взгляд, должны помочь и учителям и, главное, самим учащимся в преодолении неуспеваемости, в повышении уровня самооценки и качества знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998, №3. стр.22
Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. — 1998. — №2. — С. 12-17.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003. – 415с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990. — 191 с.
Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 542с.
Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-160с.
Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004 – 192с.
infourok.ru