Неуспевающие школьники: 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15278УДК 376.5
Раянова ЮлияЮрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск[email protected]
Гасперская Лариса Семеновна,учитель математики ГБОУ СОШ № 355, г. СанктПетербург[email protected]
Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики
Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования социальнопсихологической адаптации у различных типов неуспевающих школьников, представлены программа профилактики социальной дезадаптации школьников среднего звена и опыт ее реализации в средних общеобразовательных школах № 56 г.
Рассматриваемая проблема профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена является актуальной, так как неуспеваемость порождает проблемы в семье подростка, конфликтные отношения с учителями, сверстниками. Дети, не усваивающие школьную программу, наряду с возникающими трудностями с учителями и родителямиприобретают и отрицательные особенности характера, в некоторых случаях имеют место искажения в психическом развитии детей и развитии личности в целом.Это объясняется тем, что у неуспевающего ребенка возникает отвращение к любой учебной работе на фоне постоянного переживания неуспеха, которое может проявляться в том, что подросток сбегает с уроков, портит или рвет тетради, прячет учебники и дневники. На фоне неуспеваемости складываются также сложные отношения с учителями, нередко сопровождаемые конфликтами.
Подобное поведение вызвано беспомощностью учителей, неумением работать с такими детьми. Такие методы, как морализаторство, повышенный тон, которые традиционно используют учителя, не являются эффективными. В большинстве случаев подростки начинают дерзить учителю и срывать учебный процесс. Это приводит к возникновению у школьника таких черт характера, как озлобленность, конфликтность. Проблемы с родителями также способствуют формированию искажений в развитии личности детей. Неуспеваемость в школе приводит к тому, что родители начинают упрекать в этом ребенка, оскорбляют, а некоторые применяют даже физическое насилие. Этим они еще больше усугубляют ситуацию. Вследствие таких родительских действий дети начинают искать поддержку на улице, больше времени проводить с друзьями. Конфликтуя с учителями и родителями, подростки становятся злобными по отношению к сверстникам, агрессивными, драчливыми [1]. Так отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации и формированию в подростковом возрасте асоциальных форм поведения –воровства, хулиганства, бродяжничества, алкоголизации.Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. Дезадаптация означает, прежде всего, исчезновение, уничтожение, реже рассматривается как понижение, уменьшение. Ряд авторов рассматривают еекак «несоответствие и неусвоение социальных норм и правил», «несформированность социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды» [2]. Социальная дезадаптациякак более высокая степень дезадаптацииможет характеризоваться асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкое поведение) и отчуждением от семьи и школы. Отчуждение социально дезадаптированных подростков от социальных институтов приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, снижает усвоение ценностнонормативных представлений, теряется способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении.
Такие подростки нуждаются в социальнопедагогической и социальнопсихологической помощи.Социальная дезадаптация, по мнению ученыхпрактиков, является обратимым процессом:можно управлять ресоциализацией социально дезадаптированных детей и подростков. Основной целью специалистов, работающих с социально дезадаптированными детьми, является социальнаязащита и поддержка, реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. На основе изучения личности ребенка, состояния его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовкисоздается индивидуальная программа реабилитации.Социальный педагог и психолог в процессе профилактики социальной дезадаптации для достижения лучшего результата в работе организуют сотрудничество с семьей, специалистами, оказывающими помощь семье и детям, классными руководителями, учителямипредметниками. В их обязанности входит также раннее выявление неблагополучных семей, сотрудничество с родителями в воспитании ребенка, обнаружениеи предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, подростков с эпизодической и стойкой неуспеваемостью [3].Таблица 1Показатели социальнопсихологической адаптации успевающих и неуспевающих школьников, %
УровниадаптацииУспевающиеНеуспевающиеГлубокое отставаниеСтойкая неуспеваемостьЭпизодическая неуспеваемостьВыше нормы0000Норма20088Ниже нормы1682416
Цель программы –профилактика социальной дезадаптациинеуспевающих школьников среднего звена.Задачи программы:1.Повышение адаптивности. 2.Развитие уверенности в себе.3.Формирование позитивного отношения к обучению.Программа была реализована в таких направлениях, как работа с родителями, педагогическим коллективом, с неуспевающими учащимися, проявляющими признаки социальной дезадаптации (табл. 2).Таблица 2Направления профилактики социальной дезадаптации
НаправленияЦельМетоды и формыРабота с семьейИнформирование родителей о проблеме социальной дезадаптации детей, разработка рекомендацийпо коррекции неуспеваемостиТренинги родительской компетентности,лекции,круглые столы,семинары,индивидуальное консультированиеРабота с учащимисяПовышение уровня адаптации и успеваемости школьников среднего звена, формирование позитивного отношения к обучениюБеседа,тренинг,консультации,групповая дискуссия,мозговой штурм,развивающие игры и упражненияРабота с учителямипредметниками,классными руководителямиВыявление причин неуспеваемости учащихся, профилактика и коррекция неуспеваемостиБеседа,педагогический консилиум,консультации,проведение занятий
Работа с семьей проводилась в нескольких направлениях:Общая информационнопросветительская работа с родителями, которая предполагала проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок социальной дезадаптациишкольников, организацию круглых столов, семинаров, тренингов родительской компетентности;индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с неуспеваемостью и социальной дезадаптацией, было реализовано в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей.
В процессе осуществления социальнопедагогической деятельности по реализации программы был организован дифференцированный подход к воспитанникам. Занятия Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 4проводились в психологически комфортной среде, были организованы не для всего класса, а для детей, наиболее нуждающихся в специальной поддержке, проводились как индивидуально, так и с группой учащихся, в дополнительное время–после уроков, в группе продленного дня. Индивидуальная форма профилактической работы предполагала проведение личных консультаций с детьми, нуждающимися в особой поддержке. Другим вариантом индивидуальной профилактической работы стало проведение коррекционных занятий с детьми с выраженными нарушениями поведения, неуспеваемости.Для повышения эффективности работы по профилактике социальной дезадаптации школьников актуальным стало привлечение к работе педагогического коллектива и родителей.
ЗанятияЦель занятияМетоды и формы организацииЗанятия1,2
Сплочение детей, создание в группе атмосферы доверия, снятие напряженностиИгры «Газетка»,«Волшебный сундук», «Спутаница»;рефлексияЗанятия 3,4
Повышение адаптивности, формирование представления об уверенном и неуверенном поведенииИгры «Мой характер», «Диалог с помощью мяча»;упражнения «Уверенное и неуверенное поведение», «Хвалить или ругать», «Я имои права»;рефлексияЗанятия 5, 6
Формирование позитивного отношения к обучению через развитие познавательных процессов: воображения, мышленияИгры «Балда», «Крокодил»,«Угадайка», «Поле чудес»;мозговой штурм, развивающие игры «Логическое мышление»; «Математические задания»;рефлексияЗанятия 7,8
Обучение принятию себя, развитие уверенности в себеУпражнение «Я не такой, как все, и все мы разные»; «Победи своего дракона!», «Моя Вселенная»;рефлексияЗанятия 9,10
Развитие умения преодолевать трудности, рефлексивных уменийУпражнения«Принятие себя», «Самовыражение посредством преодоления трудностей»;
групповая дискуссия «Причины неуспеваемости»
Мозговой штурм использовался для стимуляции высказыванийучащихся по определенным вопросам. Педагог предлагает ученикам высказывать идеи и мнения без какойлибо оценки или осуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания на доске до тех пор, пока не истощатся идея или не кончится отведенное для этого время. Затем происходит обсуждение высказанных идей в группах. Групповая дискуссия применялась для организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога. Данный метод позволяет развить способность у подростка видеть проблему с разных сторон.Структура занятий состояла:из подготовительной части, основным назначением которой является создание благоприятных условий, рабочей атмосферы на занятии, настроя на совместную работу;Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 5
основной части, направленной на изучение нового материала и его закрепление, предоставлениеинформации по изучаемому материалу, формулирование новых навыков, закреплениеполученной информации;рефлексивной части, имеющей назначение проанализировать полученный опыт, а также закрепить полученные знания, умения, навыки. Таким образом, социальная дезадаптация, по мнению ученых, является обратимым процессом, поэтому отклонения в социальном развитии неуспевающих подростков можно предупреждать посредством своевременной диагностики и оказания им психологопедагогической поддержки.Опыт средней общеобразовательной школы №355 г.СанктПетербурга представлен реализацией внеучебных и внешкольных воспитательных мероприятий в процессе профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников. Формированию позитивного отношения к обучению у неуспевающих школьников способствует реализациятаких нетрадиционных форм, как посещение музея атомной энергии, в котором проводятся интерактивные лекции на различные темы, например«Вселенная», «История развития атомной энергии», с последующим закреплением знаний посредством тестового контроля. После посещения государственного музеязаповедника Павловска школьники в произвольной форме составляют отзывы о тематических экскурсиях, например«Мода высочайшего двора», «Молчаливый разговор картин», «Книга и ее жизнь во дворце» и т. д. Также уже традиционным стало проведение в стенах школы игр по станциям различной тематики, участие в проектной деятельности в рамках конференции «Я познаю мир». В рамках экскурсии «В преддверии Рождества», направленной на формирование межкультурной толерантности, у школьников была прекрасная возможность закрепить свои знания при посещении храмов различных религий г. СанктПетербурга. Хотелось бы отметить, что неуспевающие школьники демонстрируют осведомленность и заинтересованность в вопросах, выходящих за рамки школьной программы.Таким образом, целенаправленная работа по преодолению школьной неуспеваемости среди учащихся среднего звена посредством различных средств и методов (тренинговые занятия, игры, упражнения, проектная деятельность, игры по станциям, групповые дискуссии) позволит включить неуспевающих школьников в различные формы социальнопознавательной деятельности, что может способствовать снижению социальной дезадаптации.
Ссылки на источники1.АпанасенкоО.Н. Психологопедагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).–Челябинск: Два комсомольца, 2013. –С. 58–60.2.ВинокуровЛ.Н. Причины и коррекция школьной дезадаптации // Народное образование.–2012.–№ 2.–С. 253–263.3.ЛокаловаН.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика.–СПб.: Питер, 2009.–368 с.4.ГельмонтА.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.–М.: Просвещение, 2004.–187 с.
Yuliya Rayanova,
Candidateof PedagogicSciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, [email protected],
Teacher of Mathematics, secondary school № 355, St. [email protected]Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 6
Social exclusion of underachieving pupils and ways of its preventionAbstract.The paper describes the results of the study of socialpsychological adaptation of different types ofunderachieving pupils, presentsthe program for prevention of pupils’social maladjustment and the experience of its implementation in secondary schools № 56 in Omsk and № 355 in St. Petersburg.Keywords: underachieving pupils, social exclusion, prevention.References1.Apanasenko, O. N. (2013) “Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie processa dezadaptacii podrostkov”,Aktual’nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, fevral’ 2013 g.),Dva komsomol’ca, Cheljabinsk,pp.58–60(n Russian).2.Vinokurov, L. N.(2012)“Prichiny i korrekcija shkol’noj dezadaptacii”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,pp.253–263(n Russian).3.Lokalova, N. P. (2009) Shkol’naja neuspevaemost’:prichiny, psihokorrekcija, psihoprofilaktika,Piter, St. Petersburg,368 p.(n Russian).4.Gel’mont, A. M. (2004) O prichinah neuspevaemosti i putjah ee preodolenija,Prosveshhenie, Moscow,187 p.(n Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished29. 08.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С., 2015
www.ekoncept.ru
Курсовая работа «Предупреждение неуспеваемости обучающихся»
В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, которые появились в результате НТП, резко повысили психологическую нагрузку на детей, как в условиях семьи, так и в условиях школы.
Неуспеваемость как распространенное явление в школах неприемлемо с точки зрения психологии и педагогики. У неуспевающего ученика появляется чувство неполноценности по сравнению с преобладающим числом успевающих учеников, неверие в свои силы, иногда безразличие к учебным занятиям, а в отдельных случаях и неприязнь к школе.
К тому же надо учесть тот факт, что возрастает ответственность школьных учреждений за уровень воспитания и обучения подрастающего поколения.
Следует подчеркнуть, что успеваемость и качество знаний учащихся являются основными показателями, которые показывают качество всей работы школы. Отсюда вытекает важность исследования причин неуспеваемости и средств её преодоления и предупреждения. Нужно своевременно выявить причины неуспеваемости и моментально устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут возрастать. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. Всё это определяет актуальность выбранной темы исследования – «Предупреждение неуспеваемости обучающихся».
В качестве теоретической базы исследования выступают исследования по проблеме неуспеваемости таких ученых, как Ю.К. Бабанский, В.С. Цетлин, Л.С. Славина, А.А. Бударный, П.П. Блонский, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Н.И. Мурачковский и др.
Объект исследования: школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: пути предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
Цель исследования: изучить понятие школьной неуспеваемости, психологические особенностей неуспевающих школьников, причины возникновения и пути преодоления данной проблемы.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «неуспеваемость».
- Выяснить причины и факторы неуспеваемости.
- Определить психологические особенности неуспевающих школьников.
- Изучить пути развитие и формирование успеваемости школьника.
Гипотеза исследования: предполагается, что устранение причин неуспеваемости школьников осуществляется успешнее, если учитель своевременно проводит не только психолого-педагогическую профилактику, но и диагностику причин неуспеваемости школьников. С неуспевающими учениками ведётся индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
База исследования: исследование проводилось на МБОУ СОШ №74.
Методы исследования: изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования, анализ, синтез и обобщение, опрос в форме анкетирования, тестирования.
Как помочь неуспевающему ученику
Профессия учителя сопряжена со многими трудностями. Одной из наиболее распространенных и сложных ситуаций, с которой приходится сталкиваться, может быть учащийся, который имеет большой потенциал, но по какой-то причине не может добиться академических успехов, когда вы знаете, что они способны. Вот несколько способов помочь им.
1.
Задавайте вопросы, которые вдохновляют на размышленияПрежде всего, вам следует переосмыслить то, как вы общаетесь с ребенком, который испытывает трудности. Вам нужно подумать о том, как лучше задавать вопросы и спровоцировать на них реакцию. В идеале цель должна состоять в том, чтобы действительно заставить их задуматься и рассмотреть вопрос, который перед ними стоит. Независимая мысль и исследование являются ключом здесь.
2.
Научить настойчивостиОчень важно научить детей настойчивости, когда они сталкиваются с проблемой или чем-то, что они не сразу понимают. Научить настойчивости нелегко, но это будет вознаграждаться с точки зрения результатов, которые оно может дать. Если они сдадутся при первых признаках проблемы, это явно не пойдет им на пользу с точки зрения того, чего они смогут достичь.
Другие ресурсы для обучения:
Как заставить ученика владеть своим поведением
Что такое логические последствия?
Как умение слушать учащихся улучшает их поведение
3.
Предлагайте возможности внеклассного обученияИногда детям просто нужно потратить немного больше времени и энергии на изучение предмета, чтобы лучше понять его. Такие места, как ABCmouse, предлагают ряд возможностей для обучения, которые можно изучить, и они могут быть очень полезными, когда связаны с темой, с которой у ребенка могут быть особые трудности в школе. Таким образом, вы можете указать им на эти ресурсы.
4.
Найдите новые способы поддерживать интерес и мотивацию учащихсяЕсли ребенок не хочет проявлять интерес к предмету, на котором он должен сосредоточиться, ему может быть трудно помочь. Вот почему вы, как их учитель, должны поддерживать их мотивацию в этих вещах и поддерживать их мотивацию, чтобы продолжать двигаться вперед и изучать новые вещи. Это не всегда легко, но вы должны найти подход, который лучше всего подходит для каждого ученика.
Другие ресурсы для учителей:
Как облегчить процесс дифференциации
8 простых способов разнообразить учебную программу для ваших учеников
5.
Обсудите трудности один на один 9000 2 Если вы изо всех сил пытаетесь полностью понять, почему ребенок не справляется в определенной области, важно найти время, чтобы обсудить это с ним и добраться до сути любых существующих проблем. Задания один на один часто могут дать наилучшие результаты, если вы задаете правильные вопросы и заставляете их рассказать о том, почему они борются. Затем вы можете изменить свой подход в соответствии с потребностями учащегося.Помочь ученику, который изо всех сил пытается раскрыть свой академический потенциал, может быть очень сложно. Часто не бывает коротких путей или простых ответов, но если вы потратите время и усилия на разработку новых подходов, вы сможете быстрее помочь им достичь того, на что, как вы знаете, они способны.
Неуспеваемость одаренных учащихся – эффективное вмешательство
Во вчерашнем читательском сообщении координатор по одаренным и талантливым ученикам Мишель Лукас рассмотрела некоторые неправильные представления об одаренных и хорошо успевающих учениках. В этой последующей статье она рассказывает об исследованиях и мероприятиях по решению проблемы неуспеваемости и удовлетворению потребностей одаренных учащихся.
В своей первой статье я обсуждал высокий уровень неуспеваемости среди одаренных учеников и пагубные последствия заблуждений учителей и миф о том, что они все равно добьются успеха. Вот четыре ключевых вмешательства, которые доказали свою высокую эффективность в решении проблемы неуспеваемости и удовлетворении потребностей одаренных учащихся.
Знание учащихся и их потребностей
Отправной точкой является успешное выявление одаренных учеников. Эта идентификация должна включать соображения о включении недопредставленных подгрупп. После определения важно понять каждого учащегося – выявить сильные и слабые стороны и оценить их потребности. Исследования поддерживают использование интервью и опросов для понимания учащихся (McCoach & Siegle, 2003).
Ежедневные задания
Поскольку многие одаренные учащиеся уже освоили 40-50% обычной учебной программы (Reis & Renzulli, 2012), а также учатся в быстром темпе (Imbeau, 2018), значительно дифференцированная учебная программа требуется. Было показано, что программы отмены, предлагающие обогащение, имеют положительный эффект (Little, 2012), но они предоставляются только на неполный рабочий день и могут не избавлять от скуки в обычном классе (Rogers, 2007).
Ускорение является благоприятной альтернативой либо в форме ускоренного изучения предмета, либо в форме пропуска оценок (Callahan & Plucker, 2013). Обе формы ускорения обычно включают некоторое сжатие или расширение учебного плана, чтобы свести к минимуму пробелы в навыках и результатах знаний (Rogers, 2015).
Эффективность акселерации для повышения успеваемости хорошо документирована (Assouline et al., 2018; Gross, 2006), а программы акселерации были хорошо восприняты родителями в австралийском контексте (Dare et al., 2016). Высказывались опасения, что акселерация может оказать негативное социальное влияние на одаренных учащихся, однако исследования не показали такого эффекта (Assouline et al., 2018; Rogers, 2015). Напротив, было показано, что ускоренные учащиеся проявляют повышенную вовлеченность, позитивную самооценку, более высокую мотивацию и амбиции, а также хорошо адаптируются в более позднем возрасте (Rogers, 2007 & 2015).
Создание безопасной среды и чувство сопричастности
Для создания благоприятной учебной среды для одаренных учащихся важно, чтобы учителя обладали определенными знаниями и опытом работы с одаренными учащимися, а также учитывали неправильные представления. Исходя из собственного опыта, я не могу не думать об ответе учителя на невидимого неуспевающего — «он не может быть одаренным» — и также удивляюсь их мнению о выявленных отстающих.
Негативное отношение учителя может быть подтверждением собственной самооценки ученика (Rimm et al., 2018) и включать в себя заниженные ожидания одаренных учеников, которые тесно связаны с достижениями и мотивацией (Cohen et al., 2000). Лучший способ устранить неправильные представления — это эффективное профессиональное развитие, совместная работа по выработке общего понимания и общение для привлечения учителей к исследовательской литературе и важным аспектам обучения одаренных. Исследования определяют участие в исследованиях, многолетний опыт преподавания и профессиональное развитие в области образования одаренных как благоприятные факторы для улучшения отношения и ожиданий учителей (McCoach & Siegle, 2007).
Я вспоминаю малоуспевающих одаренных учеников из моей школы, которые чувствовали, что у них мало общего со сверстниками. Литература предполагает, что некоторые одаренные дети имеют больше общего со своими умственными сверстниками (Steenbergen-Hu et al., 2016).
Имея это в виду, группирование учащихся с высокими способностями вместе может помочь учащимся наладить связи с теми, кто может иметь более схожие черты характера. Может быть некоторое негативное влияние на самооценку учащегося, часто называемое синдромом «большой рыбы в маленьком пруду» (Fang et al., 2018), когда учащиеся неблагоприятно сравнивают себя с другими учениками с высоким потенциалом. Недавние исследования показывают, что эти эффекты являются краткосрочными (Gross, 2006; Rosman et al., 2020), однако более ранние исследования сообщали о долгосрочных эффектах (Marsh, 19).87). Было показано, что негативные последствия гораздо менее значительны для неполного рабочего дня и вариантов гибкого группирования (Card, 2015), и поэтому рекомендуется использовать вертикальные группировки учащихся с высокими способностями в качестве условия неполного рабочего дня, чтобы обеспечить социальное взаимодействие и взаимное репетиторство. Это можно легко реализовать с помощью обеденного перерыва или послешкольного клуба для одаренных учеников, или более эффективно внедрить его в качестве программы отвлечения во время занятий по расписанию.
Поддержка социально-аффективных потребностей
В связи с вышеизложенным вмешательством 3 важно уделять особое внимание социально-аффективным потребностям одаренных учащихся, особенно с учетом того, что среди выявленных может быть дефицит социальных навыков и асинхронное развитие (Cross & Coleman, 2014). Данные исследований свидетельствуют о том, что прямое обучение социальным навыкам в небольших группах под руководством школьного консультанта является эффективным средством социального и эмоционального развития (Landy, 2002). Было показано, что это не только повышает вовлеченность и мотивацию, но и способствует удержанию студентов из разных слоев общества (Ford et al., 2014). Литература поддерживает встраивание профилактического консультирования, которое удовлетворяет уникальные потребности отдельных одаренных учащихся.
Еще одно положение — наставничество. Это можно использовать для расширения и обогащения, а также для социальной и эмоциональной поддержки и ясности целей и задач. Исследования показали, что это вмешательство особенно эффективно для неуспевающих одаренных учащихся с ограниченными возможностями (Rimm et al., 2018). Наставниками могут быть учителя, родители или профессионалы, однако наставники с опытом работы в области талантов учащегося особенно полезны для расширения возможностей учащихся и обеспечения актуальности их обучения (Bowen & Shume, 2018). Профессиональные наставники также могут обеспечить доступ к результатам более высокого уровня и являются эффективным средством развития инновационных способностей (Burns et al., 2018).
Ссылки
Ассулин, С. Г., Лупковски-Шоплик, А., и Коланджело, Н. (2018). Ускорение и модель поиска талантов: трансформация школьной культуры. В S.I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, & M. Foley-Nicpon (Eds.), APA справочник одаренности и таланта (стр. 333–346). Американская психологическая ассоциация. https://doi.org/10.1037/0000038-022
Боуэн, Б., и Шум, Т. (2018). Педагоги в промышленности: предварительное исследование, чтобы определить, как экстернат учителей влияет на классную практику K-12. Журнал STEM-образования: инновации и исследования, 19 (1), 57-62.
Бернс, К., Чопра, С., Шелли, М., и Мошер, Г. (2018). Использование многофакторного анализа для оценки обучения учащихся посредством эффективного партнерства между колледжем и промышленностью. Журнал STEM-образования: инновации и исследования, 19 (3), 27-32. Карта
, Северная Америка (2015 г.). Прикладной метаанализ исследований в области социальных наук . Публикации Гилфорда.
Каллахан, К.М., и Плакер, Дж. (2013). Критические проблемы и практика в области образования для одаренных: Что говорят исследования. Справочники.
Коэн, Л. М., Амброуз, Д., и Пауэлл, В. Н. (2000). Концептуальные основы и теоретические линзы разнообразия одаренности и таланта. В KA Heller, FJ Monks, RJ Sternberg и RF Subotnik (Eds.), International Handbook of Giftedness and Talent. Второе издание (стр. 331-344). Эльзевир Наука.
Кросс, Т.Л., и Коулман, Л.Дж. (2014). Школьная концепция одаренности. Журнал для образования одаренных , 37 (1), 94-103. https://doi.org/10.1177/0162353214521522
Дэйр, Л., Смит, С., и Новики, Э. (2016). Опыт родителей с ускоренным обучением их детей на основе оценок: борьба, успехи и последующие потребности. Австралазийский журнал образования для одаренных , 25 (2), 6–21.
Фан, Дж., Хуан, X., Чжан, М., Хуан, Ф., Ли, З. и Юань, К. (2018). Влияние большой рыбы и маленького пруда на академическую самооценку: метаанализ. Frontiers in Psychology, 9 (1569). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01569
Форд, Д.Ю., Коулман, М.Р., и Дэвис, Дж.Л. (2014). Расово, этнически и лингвистически разные одаренные и талантливые ученики. Одаренный ребенок сегодня, 37 (3), 133-134. doi: 10.1177/1076217514533277
Гросс, М. У. М. (2006). Исключительно одаренные дети: долгосрочные результаты академического ускорения и отказа от ускоренного обучения. Журнал образования одаренных, 29 (4), 404-429. https://doi.org/10.4219/jeg-2006-247
Имбо, МБ (2018). Основанные на фактических данных учебные программы/учебные предложения для удовлетворения потребностей всех учащихся, в том числе продвинутых. Одаренный ребенок сегодня, 41 (1), 5-6. http://dx.doi.org/10.1177/1076217517735904
Лэнди, Л. (2002). Алименты: Консультации в малых группах : Kidsrights.
Литтл, Калифорния (2012). Учебный план как мотивация одаренных учащихся. Психология в школах, 49 (7), 695-705. https://dx.doi.org/10.1002/pits.21621
Марш, Х.В. (1987). Эффект большой рыбы в маленьком пруду на академическую самооценку. Journal of Educational Psychology, 79 (3), 280.
McCoach, DB, & Siegle, D. (2003). Пересмотренное исследование по оценке отношения к школе: новый инструмент для выявления способных к учебе учащихся, которые не успевают. Образовательные и психологические измерения, 63 (3), 414-429. https://dx.doi.org/10.1177/0013164403063003005
МакКоуч, Д. Б., и Сигл, Д. (2007). Что предсказывает отношение учителей к одаренным? Одаренный ребенок Ежеквартальный номер , 51 (3), 246-255. https://doi.org/10.1177%2F0016986207302719
Рейс, С. М. , и Рензулли, Дж. (2012). Бросать вызов одаренным и талантливым учащимся с помощью целого ряда стратегий вмешательства, основанных на исследованиях. В MA Bray & TJ Kehle (Eds.), The Oxford Handbook of School Psychology (стр. 456-482). Издательство Оксфордского университета.
Римм, С. Б., Сигл, Д., и Дэвис, Г. А. (2018). Образование одаренных и талантливых (7-е изд.). стр. 233-236. Пирсон.
Роджерс, К.Б. (2007). Уроки обучения одаренных и талантливых: синтез исследований образовательной практики. Ежеквартальный журнал для одаренных детей , 51 (4), 382-396. https://doi.org/10.1177/0016986207306324
Роджерс, К.Б. (2015). Академические, социализационные и психологические эффекты ускорения: синтез исследований. В S. Assouline, N. Colangelo, J. VanTassel-Baska, A. Shoplik и M. Gross (Eds.), Усиленная нация . Университет Айовы.
Росман, Т., Майер, А.К., Лейхнер, Н., и Крампен, Г. (2020). Класть большую рыбу в большой пруд: изменения самооценки у абитуриентов психологии.