Основоположник бихевиоризма: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители

Содержание

4.1.1. Джон Уотсон как основоположник бихевиорального направления в теории личности

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1.1. Джон Уотсон как основоположник бихевиорального направления в теории личности

  Бихевиоризм идет от школы философии 16 века, известной как Британский эмпиризм. Эмпиристы полагали, что все идеи и знание получаются эмпирически — то есть через опыт от органов чувств. Согласно Джону Локку (1632-1704), одному из первых эмпиристов, человеческий разум — первоначально tabula rasa, «чистая доска», на которой наш опыт оставляет отпечаток. Люди, таким образом, ведут себя согласно давлению окружающей среды. Эмпиризм также придерживался, что наблюдение более прочная основа знания, чем мышление. Для эмпиристов видимое очевидно, в то время как рассуждение чревато потенциальными ошибками.

  Эта идея сильно повлияла на развитие бихевиоризма как науки, чьи методы основываются на эмпирическом наблюдении.
  Бихевиоризм — это наука о поведении. Бихевиоризм как направление в изучении личности возник в США.
  Бихевиоризм относится к так называемым стимул-реактивным теориям, основной формулой которых является S — R. Эти теории в определенной степени напоминают друг друга, но каждая обладает определенными характерными свойствами.
  Основоположником бихевиорального направления в психологии считается Джон Уотсон (1978-1958). К одним из основоположникам бихевиоризма относят также Ивана Павлова, который открыл тип научения обозначенный как классическое обусловливание.
  Дж. Уотсон подверг критике представления о психологии как науке, изучающей и раскрывающей структуры сознания на основе самонаблюдения. Он считал, что психология должна изучать поведение и назвал это направление бихевиоризмом.
В 1913 г. написал статью «Психология с точки зрения бихевиориста», где указывал на поведение как на предмет психологии. Эта статья положила начало этому бихевиристскому направлению в психологии и изучении личности.
  Уотсон полагал, что с подлинным предметом психологии является поведение человека «от рождения и до смерти», а не ненаблюдаемое внутреннее сознание. И поведение должно изучаться, так же как и объекты других естественных наук, с помощью объективных методов (внешнее наблюдение и эксперимент). Сознание — «черный ящик», в который мы не можем заглянуть с помощью объективных методов, поэтому психологи не должны заниматься этими феноменами.
  С точки зрения Уотсона люди — это продукт их опыта и их поведение может полностью управляться, при помощи управления их окружающей среды. Такая позиция отразилась в амбициозном высказывании Уотсона: “Дайте мне дюжину здоровых младенцев и мой собственный специализированный мир, в котором они будут, и я гарантирую вам, что я возьму любого из них наугад и обучу его так, что он станет любым специалистом — врачом, адвокатом, художником, продавцом и даже нищим и вором, независимо от его способностей, склонностей, тенденций, профессий и расы его родителей”.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

3.Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология, Этология

метки:Бихевиоризм, Реакция, Стимул, Поведение, Интеллект, Этология, Изучение, Бихевиорист

3. Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология.

Наибольшее выражение объективистская позиция получила в формировании нового направления в сравнительной психологии – бихевиоризма (от behaviour (англ.) – поведение), сконцентрировавшегося на процессах научения.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон (США) официально провозгласил его в 1913 году. При этом значительное влияние на формирование этого направления оказали работы русских физиологов – Павлова, Сеченова, Бехтерева.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИХЕВИОРИЗМА

  1. Все психические процессы недоступны наблюдению и не должны интерпретироваться. Все ссылки на внутренние процессы несостоятельны. Можно регистрировать только двигательные акты в ответ на строго дозируемое и контролируемое раздражение.

  2. Поведение – совокупность секреторных и мышечных реакций организма на стимулы внешней среды. Каждая реакция имеет свой стимул (знаменитая формула бихевиоризма: стимул – реакция (S–R)).
  3. Понятие инстинкта несостоятельно. Роль генетически детерминированного поведения минимальна.
  4. Решающим в поведенческом репертуаре является приобретенный опыт. Существенны только правила соответствия реакции стимулу

Бихевиоризм не занимался происходящими в мозге процессами, а делал акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе. В своем классическом виде бихевиоризм представляет собой яркий пример механицизма, который пришел на смену антропоморфизму. Организм животного при этом уподобляется механизму, однозначно реагирующему на поступающие из среды стимулы, действия которого могут быть предугаданы при установлении правил соответствия реакции стимулу, в чем и состоит цель зоопсихологии.

Первоначально круг объектов исследования в сравнительной психологии был весьма широк (от кишечнополостных до приматов), но в дальнейшем при установлении общих закономерностей научения и применении принципа экономии как в прямом, так и в переносном смысле бихевиористы свели все работы по изучению поведения животных к двум наиболее удобным и дешевым в содержании лабораторным животным: белой крысе и голубю. Особенно большой вклад в развитие этого направления внес Б.Ф. Скиннер, профессор Гарвардского университета (США).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

… и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или . .. Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками … принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало…; Непроизвольные реакции Эти ре

Он разработал концепцию оперантного научения и метод его исследования (т.н. камера Скиннера).

Крайним выражением бихевиоризма является идея Скиннера (1938), что поведением животного можно полностью управлять, создав необходимый порядок подкреплений. В 70-е годы Скиннер и его коллеги прямо заявили, что путем умелого манипулирования поощрениями и наказаниями абсолютно любое поведение человека (в первую очередь ребенка) может стать условно закрепленным.

Следует отметить, что современные бихевиористы признают существование физиологических процессов, опосредующих появление реакции на стимул, и допускают возможность их объективного изучения.

Американская сравнительная психология с бихевиористской ориентацией стала главным конкурентом этологии в области исследования поведения и взаимоотношения с ней продолжают играть важную роль в развитии этологии.

Если в США попыткой создать антитезу антропоморфизму ранней зоопсихологии оказался бихевиоризм, то в Европе эту роль сыграла гештальтпсихология.

Это направление возникло в 20-е годы в Германии и выдвинуло программу изучения психики с точки зрения целостных образов (гештальтов).

Первичными элементами психической деятельности провозглашались не ощущения, а именно гештальты. При этом гештальт несводим к сумме составляющих его частей. Особый интерес для нас гештальтпсихология приобретает в связи с изучением проблемы интеллекта антропоидов. Сущность мышления, по мнению гештальтпсихологов, заключается во внутренней перестройке восприятия проблемной ситуации, способности уловить всю ситуацию в целом, увидеть связи между предметами и явлениями. Один из наиболее известных гештальтпсихологов В. Кёлер первым обнаружил феномен инсайта (внезапного осознания связи между предметами и явлениями без предварительного обучения) у шимпанзе, что является доказательством наличия у них интеллекта.

Дж. Б. Уотсон: Основатель бихевиоризма: биография Д. Коэн (1979). Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

  • DOI:10.1017/S0141347300005991
  • Идентификатор корпуса: 145600978
  название = {Дж. Б. Уотсон: Основатель бихевиоризма: биография Д. Коэн (1979). Лондон: Routledge & Kegan Paul.},
  автор={Уильям Юл},
  Journal={Поведенческая психотерапия},
  год = {1980},
  объем = {8},
  страницы = {45 - 45}
} 
  • В. Юл
  • Опубликовано 1 апреля 1980 г.
  • Психология
  • Поведенческая психотерапия

Коэн оказал психологическую услугу, объединив весь этот материал. Не его вина в том, что Уотсон не доверял биографам и перед смертью уничтожил многие из своих личных документов. В результате Коэн довольно сильно полагается на очень небольшое количество личных заметок, из-за чего текст излишне повторяется. Несмотря на этот стилистический порок, книга в целом представляет собой захватывающий отчет об одном из главных факторов, повлиявших на современную психологию.

Удивительно, насколько свежие взгляды Уотсона кажутся более чем… 

Взгляд на Cambridge Press

Предполагаемое сексуальное исследование Джона Б. Уотсона: оценка доказательств.

  • Л. Бенджамин, Джоди Л. Уитакер, Рассел Рэмси, Дэниел Зив против существования подпольных исследований, проведенных Джоном Б. Уотсоном, рассматривается, и его академическое увольнение в свете этих доказательств обсуждается.

    ДО СТО ЛЕТ (1913-2013) С НАЧАЛА УОТСОНОВСКОГО БИХЕВИОРИЗМА

    • C. H. G. Cadena, Laura Karina Castro Saucedo
    • Психология

    • 2016
    • 900 07

      Описаны некоторые аспекты личной, семейной и академической жизни одного из самых важных психологи в истории психологии пытаются добиться двойной цели: очеловечить и…

      Бихевиоризм Уотсона: сравнение двух изданий (1925 и 1930).

      Бихевиоризм Дж. Б. Уотсона, полное изложение зрелых психологических точек зрения его автора, имел 2 издания, в 1925 и 1930, тексты которых существенно различаются.

      В поисках Маленького Альберта: путешествие в детскую лабораторию Джона Б. Ватсона.

      В 1920 году Джон Уотсон и Розали Рейнер заявили, что приучили маленького мальчика Альберта бояться лабораторной крысы. В последующих тестах они сообщили, что страх ребенка распространялся на других пушистых…

      Джон Б. Уотсон в Дж. Уолтер Томпсон: легитимация «науки» в рекламе

      • Пегги Дж. Крешель
      • Психология

      • 1990

      Резюме Эта статья, посвященная истории культуры, пытается ответить на вопрос о том, как присутствие Джона Б. Уотсона у Дж. Уолтера Томпсона «имело смысл» с точки зрения вовлеченных актеров. В то время…

      Рынок как цензор

      История спора о «природе и воспитании» и анализ учебников по генетике интеллекта выявили приблизительную преемственность взглядов с 1920-х до конца 19-го века. 70-е годы, когда последствия скандала с Сирилом Бертом должны были в полной мере проявиться в текстах по генетике.

      Обновленная библиография Джона Б. Уотсона

      Представлена ​​обновленная библиография опубликованных работ Джона Б. Уотсона; он содержит 209 статей, в том числе 50 новых по сравнению с предыдущим, и предлагается, чтобы помочь исследователям, историкам и другим ученым получить более широкое представление о бихевиоризме и его влиянии на академическую и непрофессиональную аудиторию.

      О маленьком Альберте.

      История усыновления — это не сказка, а прямая цитата из Ватсона (1924/1925), которая серьезно ставит под сомнение представление о том, что Дуглас Мерритт был Маленьким Альбертом.

      Влияние бихевиоризма на рекламу: тогда и сейчас

      • Эбигейл Бартоломью
      • Психология

      • 2013

      Бихевиоризм в его определении в 1913 году Джоном Б. Уотсоном была наука, которая использовала повторяющуюся наблюдаемую человеческую деятельность для разработки гипотез, которые в конечном итоге будет предсказывать и контролировать ответы. Через…

      Проблемы преподавания бихевиористской точки зрения в когнитивной революции

      • К. Абрамсон
      • Психология

        Науки о поведении

      • 2013

      Предлагаются личные размышления о сложности преподавания бихевиористской точки зрения на уроках психологии. даются предложения для инструкторов о том, как представить своим ученикам точное изображение бихевиоризма.

      Бихевиоризм (Джон Б. Уотсон – 1913) – 7 принципов обучения

      Торндайк и Павлов внесли важный вклад в поведенческую психологию, но именно Джон Б. Уотсон (1878–1958) отстаивал популярное бихевиористское движение. Вклад Павлова был сделан из дисциплины физиологии и был несколько косвенным. Его связь с американской поведенческой психологией была первоначально установлена ​​Уотсоном, который чувствовал, что эксперименты Павлова представляют собой хороший пример надежного экспериментального метода, используемого для наблюдения за процессом обусловливания секреторного рефлекса путем наблюдения за потоком слюны (Watson, 19). 16, с. 92; 1928, с. 35; 1930, с. 50). Что касается Торндайка, то маловероятно, что он назвал бы себя «бихевиористом», поскольку только в 1913 году этот термин стал входить в моду. Этот новый термин и точка зрения на изучение психологии, к которой он относился, быстро стали доминирующей школой психологии в американских университетах. Именно в своей статье, озаглавленной «Психология с точки зрения бихевиористов», Уотсон (1913) позиционировал психологию поведения как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания» с «теоретической целью» «предсказания поведения и управления им» (см. стр. 158). Уотсон (1928) более четко определили бихевиоризм, сказав, что

      Бихевиоризм — это научное исследование человеческого поведения. Его реальная цель состоит в том, чтобы обеспечить основу для прогнозирования и управления людьми: в зависимости от ситуации, чтобы сказать, что человек будет делать; учитывая человека в действии, чтобы иметь возможность сказать, почему он так реагирует. (стр. 2)

      Позже, размышляя о движении бихевиористов, он написал:

      Бихевиоризм, как я пытался его развить в своих лекциях в Колумбийском университете в 1912 году и в своих самых ранних работах, был попыткой сделать одно: применить к экспериментальному изучению человека тот же самый вид процедуры и тот же самый язык описания, которые многие исследователи находили полезными в течение стольких лет при изучении животных ниже человека. (Уотсон, 19 лет30, с. v)

      Первоначальное исследование Уотсона было сосредоточено на животных, таких как крысы (1903), кролики (Watson & Watson, 1913), птицы (например, 1907; 1908a; 1910) и обезьяны (1908b; 1909). Но к 1919 году он смог применить те же экспериментальные процедуры к изучению человека — цель, которую он поставил перед собой в своей статье 1913 года. Эта статья стала называться Бихевиористским манифестом .

      Благодаря своим собственным усилиям и отчетам других исследователей, работающих в той же области, Уотсон собрал данные путем «ежедневного наблюдения за несколькими сотнями младенцев с момента рождения до первых тридцати дней младенчества и за меньшим числом детей в течение первых лет жизни». детства» (Уотсон, 19 лет)30, с. 118). Из этих данных он сделал вывод, что «маленькие дети, взятые наугад из домов как бедных, так и состоятельных, не являются хорошими субъектами» (с. 149), потому что их поведение было слишком сложным. Его решение этой проблемы заключалось в изучении детей, воспитанных в больнице, принадлежащих кормилицам. Возможно, его самые известные эксперименты были проведены для установления условных эмоциональных реакций у «Маленького Альберта», когда он подвергался воздействию различных мелких животных и одновременно издавал громкие звуки, которые, как было установлено, вызывали плач. Благодаря многократному соединению животных с шумом, сами животные стали вызывать реакции страха, плача и поведения избегания, чего раньше у них не было (Watson & Rayner, 19).20). Несколько других экспериментов, проведенных с детьми, описаны в публикации Уотсона 1930 года, озаглавленной « Бихевиоризм ».

      Точка зрения Уотсона на обучение, т. е. его теория формирования привычек, иллюстрируется следующим примером, обобщенным из его наблюдений за несколькими детьми в сходных ситуациях:

      Чтобы сделать весь процесс немного более конкретным, поставим перед трехлетний ребенок, чьи манипулятивные привычки хорошо укоренились, проблемная коробка — коробка, которую можно открыть только после того, как сделано определенное дело; например, он должен нажать внутрь маленькую деревянную кнопку. Перед тем, как передать ему, мы показываем ему открытую коробку с несколькими маленькими конфетами, а затем закрываем ее и говорим ему, что если он ее откроет, то может получить конфету. Эта ситуация для него новая. Ни одна из ранее усвоенных им сформировавшихся привычек манипулирования не сработает в этой ситуации полностью и мгновенно. Ни одна из его незаученных реакций не очень ему поможет. Чем он занимается? Это зависит от его предыдущей организации. Если он хорошо организован предыдущим обращением с игрушками, он сразу же приступает к проблеме: (1) он поднимает коробку, (2) стучит ею по полу, (3) таскает ее по кругу, (4) он прижимает к плинтусу, (5) переворачивает, (6) ударяет кулаком. Другими словами, он делает все, чему научился в прошлом в подобных ситуациях. Он демонстрирует весь свой репертуар действий — всю свою ранее приобретенную организацию, чтобы применить к новой проблеме. Предположим, что он имеет в своем распоряжении 50 заученных и незаученных отдельных ответов. Допустим, в тот или иной момент во время его первой попытки открыть коробку он показывает почти все из них, прежде чем нажимает на кнопку достаточно сильно, чтобы освободить защелку. Время, которое занимает весь процесс, скажем, около двадцати минут. Когда он открывает ее, мы даем ему его конфету, закрываем коробку и снова вручаем ему. В следующий раз он делает меньше движений; в третий раз еще меньше. За 10 попыток или меньше он может открыть коробку, не делая бесполезных движений, и он может открыть ее за две секунды. (Уотсон, 19 лет30, с. 204)

      Уотсон объяснил этот случай обучения — способность открывать коробку с возрастающей скоростью и с меньшим и меньшим количеством бесполезных движений — как функцию частоты и недавности . Акт, совершаемый чаще всего, сохраняется, а остальные отмирают. Действие, которое было совершено последним, с большей вероятностью появится раньше в следующем последующем испытании. Объяснение Уотсоном недавности и частоты как основы формирования привычки подверглось критике со стороны некоторых авторов, и были проведены специальные эксперименты, чтобы продемонстрировать недостаточность одних этих двух факторов для объяснения обучения (Gengerelli, 19). 28). Однако эти факторы не формируют полной картины обучения Уотсона. В предисловии к переизданию книги Уотсона « Бихевиоризм » (Watson & Kimble, 2002, p. xii) Кимбл перечисляет девять гипотетических законов обучения, определенных Уотсоном.[1] Первые два — частота и давность. Остальные семь —

      3. Обусловливание — это процесс замены стимула: «[условный стимул] теперь становится замещающим стимулом — он будет вызывать [реакцию] всякий раз, когда будет стимулировать субъекта» (стр. 21)

      4. Процесс обусловливания распространен повсеместно: «Насколько нам известно, мы можем заменить любой стимул, вызывающий стандартную реакцию, другим стимулом» (стр. 22). Таким образом, обучение никогда не приводит к действительно новым реакциям. «Организм начинает жизнь с большим количеством единичных реакций, чем ему нужно» (стр. 24). Процесс, который, по-видимому, устанавливает новые реакции, «на самом деле касается замены стимула, а не замены реакции (стр. 25–26).
      Законы 5-9 пришли от Павлова через Г. В. Анрепа (ссылки Уотсон не приводит).
      5. «Условные реакции [могут быть] временными и неустойчивыми. После периодов отсутствия практики они перестают работать [но их можно] быстро восстановить».
      6. «Замещенный раздражитель можно сделать [настолько специфичным, что никакой] другой раздражитель того же класса не будет вызывать рефлекс». Но, в очевидное противоречие с этой идеей, Уотсон также отметил, что условные реакции обобщаются (переходят) на сходные условные раздражители.
      7. «Величина реакции зависит от силы [условного] раздражителя».
      8. «Существует заметный эффект суммирования. Если собака подвергается раздельному обучению [двум стимулам], наблюдается заметное увеличение [силы реакции], если стимулы даны одновременно».
      9. «Условные реакции можно «погасить»» (стр. 28-29).

      Хотя роль Уотсона как признанного основателя бихевиоризма как школы психологии очевидна (Morris & Todd, 1999), его влияние на теорию образовательного обучения ограничено, о чем свидетельствует (в лучшем случае) косвенное освещение, которое он дает во всеобъемлющем книги по теории обучения (например, Bohlin et al.