Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения: Страница не найдена — ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Содержание

Оценка суицидального риска

Для оценки риска суицидальности разрабатываются различные шкалы и опросники. Суицидальное поведение подростков — увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей. Многие факторы, приводящие к суициду, нодеиствующие более мягко, лежат в основании и прочих форм аутодеструктивного поведения: наркомания, алкоголизация, токсикомания детей. Не будет преувеличением сказать, что причины аутодеструктивного проведения сходны для всех его форм. Вопрос лишь в интенсивности действия этих причин. Можно сказать, что аутодекструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств.

Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны — часто они кажутся взрослым нетяжелыми. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблемы.

Заполняя предложенную Карту риска», можно опреде­лить степень выраженности перечисленных факторов у под­ростков и тем самым выявить риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9-15,5 баллов —риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно

выряжен

/. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

-0,5

+2

+3

2.Суицидальные попытки у родственников

-0,5

+ 1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

-0,5

+ 1

+2

4. Недостаток

тепла» в семье

-0,5

+ 1

+2

5. Полная или частичная безнадзорность

-0,5

+0,5

+ 1

//. Актуальная конфликтная ситуация

а) вид конфликта:

I . Конфликт со взро­слым человеком (пе­дагогом, родителем)

-0,5

+0,5

+ 1

2. Конфликт со свер­стниками, отверже­ние группой

-0,5

+0,5

+ 1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

-0,5

+0,5

+1

4. Внутрилично-стныЙ конфликт, высокая внутренняя напряженность

-0,5

+0,5

+ 1

б) поведение в конфликтной ситуации;

5. Высказывания с угрозой суицида

-0,5

+2

+3

в) характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели

место раньше

-0,5

+0,5

+ 1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

-0,5

+0,5

+ 1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

-0,5

+0,5

+ 1

г) эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

-0,5

+ 1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

-0.5

+ 1

+2

11. Чувство непреодолимости конф­ликтной ситуации, безысходности

-0,5

+ 1,5

+2

III. Характеристика личности

а) волевая сфера личности:

1 . Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

-1

+0,5

+1

2. Решительность

-0,5

+0,5

+1

3. Настойчивость

-0,5

+0,5

+ 1

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

— 1

+0,5

+ 1

6) эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

-0,5

+1,5

+2

6. Доверчивость

-0,5

+0,5

+ 1

7. Эмоциональная вязкость (застре­вание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

-0,5

+1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

-0,5

+2

+3

9. Импульсивность

-,5

+0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов

-0,5

+0,5

+2

11. Низкая способность к созданию за­щитных механизмов

-0,5

+0,5

+ 1,5

1 2.Бескомпромисность

-0,5

+0,5

+1,5

Выявив с помощью карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов пре­вышает критическое значение или поведенческие особеннос­ти (знаки беды) начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

Концепции, объясняющих суицидальное поведение человека.

  1. Психиатрическая — суть её в том, что суицид совершают психически больные люди. Сторонниками данной концепции чаще всего являются психиатры. Это вполне объяснимо: узкий круг клиентов (психически больных), соображения здравого смысла (“я бы вряд ли совершил суицид”) наводят медиков на мысль, что именно психическая болезнь является основным фактором суицидального поведения.

  2. Анатомо-антропологическая концепция. Для объяснения причин суицидов иногда предлагают расовые или этнические факторы, наследственную предрасположенность, какой-либо соматический дефект. Один из современных представителей данного направления доктор Джон Манн из Западного психиатрического института в Питсбурге, штат Пенсильвания, выдвинул гипотезу о недостаточном содержании биологически активного вещества серотонина в мозгу самоубийц, тем самым предлагая биохимический ответ на вопрос, почему некоторые лица решением своих проблем выбирают суицид.

  3. Концепция вырождения рассматривает суицидентов в одном ряду с алкоголиками и наркоманами. Её сторонники считают, что в результате ухода из жизни потомство становится чище, а общество совершеннее.

  4. Психологические подходы к объяснению суицидального поведения разнообразны. Наиболее точно и аргументированно суициды рассматриваются в концепции А. Г. Амбрумовой, которая суицидальное поведение квалифицирует как “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”.

Приложение №2 – Форма контроля посещения групп

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Суицидальное поведение — аутоагрессивное поведение, проявляется в виде мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым желанием умереть.

Суицидальные акты и намерения могут носить яркий, театрализованный характер. Действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, вызвать сочувствие или наказать обидчика, вызвать у него чувство вины и обратить на него возмущение окружающих.

Суицидальный акт часто совершается в том месте, которое связано с эмоционально значимым лицом, которому он адресован: дома — родным, в школе — педагогам, либо сверстникам.

Следует помнить, что даже демонстративное поведение может закончится смертью. Любая форма аутоагрессии требует терапевтического подхода.

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

  1. ситуации, переживаемые как обидные оскорбления, несправедливые, уничтожающие чувства собственного достоинства
  2. конфликтные отношения в семье
  3. смерть значимого человека
  4. разрыв отношений и межличностные конфликты
  5. запугивание, издевательство со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения»
  6. серьёзные трудности в учебе и высокие требования в школе
  7. нежелательная беременность, аборт и его последствия
  8. вич-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем
  9. серьёзная физическая болезнь

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

  1. психические отклонения у родителей
  2. суицидальные попытки в семье
  3. насилие в семье
  4. недостаток внимания либо излишняя родительская авторитарность
  5. развод родителей
  6. конфликтные отношения между членами семьи

Психические расстройства у подростков, влияющие на суицидальность детей:

  1. депрессия
  2. психоз
  3. расстройство адаптации
  4. девиантное поведение (агрессивность, садизм, воровство, бродяжничество)

Сочетание симптомов депрессии и проявлении антисоциального поведения — самый частный предвестник самоубийства у подростков.

Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, боли в груди)

Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличии от них, мальчики чаще проявляют склонность  к разрушительному и агрессивному поведению. Учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Признаки депрессии: печальное настроение, потеря энергии, чувство скуки, чувство усталости, нарушение сна, ухудшение успеваемости, замкнутость, негативная самооценка, постоянное чувство вины, непослушание, злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивные действия. Нарушение поведения — возбуждение, агрессия, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающие провокационное поведение, воровство, ленивость, откровенное постоянное непослушание.

Оценка суицидального риска

Основными «инструментами» для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, получаемая от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации.

Состоянию высокого суицидального риска соответствует следующее:

  1. устойчивые фантазии о смерти, мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении
  2. состояние депрессии
  3. проявление обиды, сильного страха, чувство вины
  4. высокий уровень безнадёжности
  5. факт недавней утраты
  6. выраженное физическое или психическое страдание
  7. отсутствие социально-психологической поддержки
  8. нежелание подростка принимать помощь

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных состояний свидетельствует о высокой вероятности совершения суицидальной попытки.

Как вести себя с суицидальными учащимися

  1. информировать родственников
  2. обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье
  3. привлечь для консультации детского психиатра или психотерапевта ( с согласия родителя или опекунов)

При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций) до прибытия специалистов следить, чтобы ребенок не повредил себе и окружающим, убрать предметы, представляющие потенциальную опасность.

Говорить спокойно — свести к минимуму количество окружающих. Дать возможность выговориться, «избить» диван, стул и т.д. Демонстрировать благожелательность. Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, не нужно заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья — детские психиатры, психотерапевты, психологи)

Основные задачи профилактики суицидов в учебных заведениях

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства — токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т. п.;
  • формирование позитивных потребностей;
  • развитие способности любить и быть любимыми;
  • формирование умения себя занять и трудиться;
  • раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание)
  • организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению:
  • кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и тур-походы, благотворительные акции и т.п.
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Заключение

Самоубийство является сложным многоплановым явлением, привлекающим внимание специалистов службы охраны психического здоровья детей и подростков, врачей- интернистов, школьных психологов и педагогов, социологов и в целом всех людей во все времена. Сегодня оно представляет собой серьезную проблему общественного здоровья, требующую постоянного внимания. Профилактика самоубийств, помимо усилий специалистов в области суицидологии, предусматривает повышение уровня знаний работников учебных заведений, что является важным условием эффективности предупредительных программ.

Уровень заболеваемости психическими расстройствами как и уровень суицидального поведения в детско-подростковой популяции, в значительной степени определяются социальными факторами и условиями: изменением образа жизни, бытового уклада, высокими требованиями школьных программ, возможностями и формами занятости детей в каникулярное время, усилением информационного   давления на детскую аудиторию,  показателями состояния

здоровья,  населения, употреблением психоактивных веществ (алкоголя, наркотических средств и токсикоманических веществ), что в целом приводит к социальному стрессу, снижению адаптационных возможностей детей и подростков, социальным конфликтам и ухудшает, в конечном итоге, психологическую обстановку в обществе.

Профилактика суицидального поведения детей

Цветовая схема: C C C C

Размер шрифта: A A A

Изображения:

Обычная версия сайта

  1. Главная
  2. Родителям

Родителям

Памятка для родителей: «Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет»

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

Причины самоубийств детей:

 

  • проблемы и конфликты в семье;
  •  насилие в семье;
  •  несчастная любовь;
  •  подражание кумирам или из чувства коллективизма;
  •  потеря родственников и близких.

Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:
  •  подберите ключи к разгадке суицида, примите суицидента как личность;
  •  установите заботливые взаимоотношения;
  •  не спорьте;
  •  будьте внимательным слушателем, задавайте вопросы;
  •  не предлагайте неоправданных утешений;
  •  предложите конструктивные подходы;
  •  вселяйте надежду;
  •  оцените степень риска самоубийства;
  •  не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
  •  обратитесь за помощью к специалистам;
  •  важность сохранения заботы и поддержки.
Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

 

  • перемены в поведении — уединение, рискованное поведение;
  •  проблемы в учёбе — падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
  •  признаки депрессии — перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
  •  чувства вины, потеря интереса;
  •  устные заявления — «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
  •  темы о смерти — накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;вызывающая одежда;
  •  предыдущая суицидальная попытка;
  •  подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
  •  сексуальное или физическое злоупотребление;
  •  употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
  •  неожиданная беременность;
  •  наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.
Первая помощь при суициде:
  •  необходимо срочно вызвать «скорую помощь».
  •  попытаться оказать первую доврачебную помощь:
  •  остановить кровотечение;
  •  на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) — жгут выше раны;
  •  при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
  •  если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
  •  при отравлении — вызвать рвоту, если человек в сознании
  •  при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
  •  если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля, — если пострадавший в сознании — необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, психологически не оставляя его одного.

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:

 

  • самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
  •  самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
  •  если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
  •  если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
  •  чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
  •  существует некий тип людей,»склонных к самоубийству».
  •  не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
  •  решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Признаки готовящего самоубийства:

 

  • Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
  •  Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  •  Внешняя удовлетворённость — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  •  Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  •  Словесные указания или угрозы.
  •  Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  •  Потеря близкого человека.
  •  Уход из дома.
  •  Бессонница.

Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации, справиться с негативными эмоциями, успокоиться, принять правильное решение.

Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен ваш возраст, национальность, состояние здоровья звонящего.

Основные принципы телефона доверия:
  •  доступность: ежедневно и круглосуточно
  •  бесплатность
  •  анонимность
  •  конфиденциальность
  •  экстренность
  •  гуманность

Индивидуальную консультацию и психолого-педагогическую помощь по любым интересующим Вас вопросам можно получить, обратившись в:

  • ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям», ул. Коммунальная, 6,  8 (4012) 95-73-03
  • ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков», ул. Гостиная, 7,  8 (4012) 93-45-04)

Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей.
Помните, дети решаются на это внезапно!

Методические рекомендации:
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

Профилактика суицидального поведения детей

Цветовая схема: C C C C

Размер шрифта: A A A

Изображения:

Обычная версия сайта

  1. Главная
  2. Родителям

    Памятка для родителей: «Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет»

    Памятка для родителей: Памятка- профилактика суицидов

    Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.

    Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

    Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

    Причины самоубийств детей:
    • проблемы и конфликты в семье;
    •  насилие в семье;
    •  несчастная любовь;
    •  подражание кумирам или из чувства коллективизма;
    •  потеря родственников и близких.
    Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:
    •  подберите ключи к разгадке суицида, примите суицидента как личность;
    •  установите заботливые взаимоотношения;
    •  не спорьте;
    •  будьте внимательным слушателем, задавайте вопросы;
    •  не предлагайте неоправданных утешений;
    •  предложите конструктивные подходы;
    •  вселяйте надежду;
    •  оцените степень риска самоубийства;
    •  не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
    •  обратитесь за помощью к специалистам;
    •  важность сохранения заботы и поддержки.
    Признаки, предупреждающие о возможности суицида:
    • перемены в поведении — уединение, рискованное поведение;
    •  проблемы в учёбе — падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
    •  признаки депрессии — перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
    •  чувства вины, потеря интереса;
    •  устные заявления — «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
    •  темы о смерти — накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;вызывающая одежда;
    •  предыдущая суицидальная попытка;
    •  подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
    •  сексуальное или физическое злоупотребление;
    •  употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
    •  неожиданная беременность;
    •  наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.
    Первая помощь при суициде:
    •  необходимо срочно вызвать «скорую помощь».
    •  попытаться оказать первую доврачебную помощь:
    •  остановить кровотечение;
    •  на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) — жгут выше раны;
    •  при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
    •  если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
    •  при отравлении — вызвать рвоту, если человек в сознании
    •  при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
    •  если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля, — если пострадавший в сознании — необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, психологически не оставляя его одного.
    Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:
    • самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
    •  самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
    •  если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
    •  если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
    •  чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
    •  существует некий тип людей,»склонных к самоубийству».
    •  не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
    •  решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.
    Признаки готовящего самоубийства:
    • Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
    •  Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
    •  Внешняя удовлетворённость — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
    •  Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
    •  Словесные указания или угрозы.
    •  Вспышки гнева у импульсивных подростков.
    •  Потеря близкого человека.
    •  Уход из дома.
    •  Бессонница.

    Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации, справиться с негативными эмоциями, успокоиться, принять правильное решение.

    Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен ваш возраст, национальность, состояние здоровья звонящего.

    Основные принципы телефона доверия:
    •  доступность: ежедневно и круглосуточно
    •  бесплатность
    •  анонимность
    •  конфиденциальность
    •  экстренность
    •  гуманность

    Индивидуальную консультацию и психолого-педагогическую помощь по любым интересующим Вас вопросам можно получить, обратившись в:

    • ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям», ул. Коммунальная, 6,  8 (4012) 95-73-03
    • ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков», ул. Гостиная, 7,  8 (4012) 93-45-04)

    Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей.
    Помните, дети решаются на это внезапно!

    Методические рекомендации:
    Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
    Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

    Факторы риска и защиты | Самоубийство

    • Многие факторы способствуют риску самоубийства
    • Многие факторы защищают от риска самоубийства
    • Нужна помощь? Знаете кого-нибудь, кто делает?

    Риску самоубийства способствуют многие факторы.

    Самоубийство редко бывает вызвано одним обстоятельством или событием. Вместо этого ряд факторов — на индивидуальном уровне, уровне отношений, сообщества и общества — может увеличить риск. Эти факторы риска представляют собой ситуации или проблемы, которые могут увеличить вероятность того, что человек попытается совершить самоубийство.

    Обстоятельства, повышающие риск самоубийства

    Индивидуальные факторы риска

    Эти личные факторы способствуют риску:

    • Предыдущая попытка самоубийства
    • История депрессии и других психических заболеваний
    • Серьезное заболевание, такое как хроническая боль
    • Уголовно-правовые проблемы
    • Работа/финансовые проблемы или потеря
    • Импульсивные или агрессивные тенденции
    • Злоупотребление психоактивными веществами
    • Текущая или предшествующая история неблагоприятных детских переживаний
    • Чувство безнадежности
    • Насилие виктимизация и/или правонарушение

    Факторы риска в отношениях

    Эти вредные или обидные переживания в отношениях увеличивают риск:

    • Запугивание
    • История самоубийств семьи/любимого человека
    • Потеря отношений
    • Острые конфликты или жестокие отношения
    • Социальная изоляция

    Факторы риска сообщества

    Эти сложные проблемы в сообществе человека повышают риск:

    • Отсутствие доступа к здравоохранению
    • Кластер суицидов в сообществе
    • Стресс аккультурации
    • Насилие в обществе
    • Историческая травма
    • Дискриминация

    Социальные факторы риска

    Эти культурные и экологические факторы в обществе в целом способствуют риску:

    • Стигматизация, связанная с обращением за помощью и психическими заболеваниями
    • Легкий доступ к смертельным средствам самоубийства среди людей из группы риска
    • Небезопасное изображение самоубийств в СМИ

    К началу страницы

    Многие факторы защищают от риска самоубийства.

    Многие факторы могут снизить риск самоубийства. Подобно факторам риска, ряд факторов на индивидуальном уровне, уровне отношений, сообщества и общества может защитить людей от самоубийства. Каждый может помочь предотвратить самоубийство. Мы можем действовать в сообществах и как общество, чтобы поддержать людей и помочь защитить их от суицидальных мыслей и поведения.

    Обстоятельства, защищающие от риска самоубийства

    Факторы индивидуальной защиты

    Эти личные факторы защищают от риска самоубийства:

    • Эффективные навыки преодоления трудностей и решения проблем
    • Причины для проживания (например, семья, друзья, домашние животные и т. д.)
    • Сильное чувство культурной идентичности

    Факторы защиты отношений

    Эти здоровые отношения защищают от риска самоубийства:

    • Поддержка партнеров, друзей и семьи
    • Чувство связи с другими

    Защитные факторы сообщества

    Этот поддерживающий опыт сообщества защищает от риска самоубийства:

    • Чувство связи со школой, сообществом и другими социальными институтами
    • Доступность последовательного и высококачественного физического и поведенческого медицинского обслуживания

    Факторы социальной защиты:

    Эти культурные и экологические факторы в обществе в целом защищают от риска самоубийства:

    • Ограниченный доступ к смертоносным средствам самоубийства среди людей из группы риска
    • Культурные, религиозные или моральные возражения против самоубийства

    Самоубийство связано с другими формами травм и насилия. Например, люди, подвергшиеся насилию, в том числе жестокому обращению с детьми, издевательствам или сексуальному насилию, имеют более высокий риск самоубийства. Посмотрите Движение вперед, чтобы узнать, какую выгоду получают все, когда мы активизируем усилия по защите людей от насилия и уменьшаем количество проблем, подвергающих людей риску.

    Знаете ли вы предупредительные сигналы о самоубийстве?

    Если кто-то рискует совершить самоубийство, вы можете следить за предупреждающими знаками, в том числе:

    • Говорить о том, что вы обуза
    • Быть изолированным
    • Повышенная тревожность
    • Говорит о том, что чувствует себя в ловушке или испытывает невыносимую боль
    • Повышенное употребление психоактивных веществ
    • Ищем способ получить доступ к смертоносным средствам
    • Повышенный гнев или ярость
    • Экстремальные перепады настроения
    • Выражение безнадежности
    • Слишком мало или слишком много спит
    • Говорить или публиковать сообщения о желании умереть
    • Планирование самоубийства

    Прочтите статью CDC, #BeThere to Help Prevent Suicide и VitalSigns CDC, чтобы узнать больше о предупреждающих знаках и о том, как помочь человеку, находящемуся в группе риска.

    К началу страницы

    Свяжитесь с 988 Suicide and Crisis Lifeline, если вы испытываете расстройство, связанное с психическим здоровьем, или беспокоитесь о близком человеке, которому может понадобиться поддержка в кризисной ситуации.

    • Позвоните или напишите 988
    • Чат на 988lifeline.org

    Свяжитесь с обученным кризисным консультантом. 988 является конфиденциальным, бесплатным и доступным 24/7/365.

    Посетите 988 Suicide and Crisis Lifeline для получения дополнительной информации на 988lifeline.org.

    К началу страницы

    Совместная оценка и управление суицидальными наклонностями (CAMS)

    Что такое «Совместная оценка и управление суицидальными наклонностями» (CAMS)?

    CAMS Framework — это прежде всего клиническая философия лечения. Это терапевтическая основа для суицидальной оценки и лечения суицидального риска пациента. Это гибкий подход, который можно использовать в различных теоретических направлениях и дисциплинах для широкого круга суицидальных пациентов в условиях лечения и различных модальностях лечения.

    Клиницист и пациент участвуют в интерактивном процессе оценки, а пациент активно участвует в разработке собственного плана лечения. Каждый сеанс CAMS намеренно использует информацию пациента о том, что работает, а что нет. Вся работа по оценке в CAMS осуществляется совместно; мы стремимся к тому, чтобы пациент был «соавтором» своего собственного плана лечения.

    С точки зрения философии CAMS, честность и прямота врача являются ключевыми элементами. Для любого пациента, балансирующего между жизнью и смертью, не может быть более важного компонента ухода, чем прямая и уважительная откровенность, когда присутствует суицидальный риск. Клиницист CAMS пытается понять страдания своего пациента с чутких, непредвзятых и интрасубъективных позиций. Клиницист никогда не стыдит и не обвиняет суицидального человека в том, что он склонен к самоубийству; мы пытаемся понять эту борьбу глазами суицидального пациента.

    ПРОВЕРЕННЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЛЕЧЕНИЕ САМОУБИЙСТВА

    Д-р Дэвид Джобс описывает основанные на фактических данных клинические вмешательства и методы лечения суицида для лиц, подверженных риску самоубийства, или тех, кто склонен к суициду. Эффективность этих вмешательств и методов лечения была доказана повторными рандомизированными контролируемыми испытаниями (РКИ), что важно не только для того, чтобы убедиться, что они работают эффективно, но и для того, чтобы точно знать, что они не могут причинить вреда.

    Научно обоснованные психологические методы лечения самоубийств

    Существует три научно обоснованных (рандомизированные контролируемые испытания) вмешательства и лечения, которые предназначены для непосредственного снижения риска самоубийства. Эти вмешательства продемонстрировали эффективность в снижении суицидальных наклонностей в целом, а также в значительном снижении суицидальных попыток, увеличении надежды и причин для жизни и улучшении клинической ретенции. В этом видео кратко описаны эти эффективные вмешательства и методы лечения самоубийства:

    • Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): предотвращение самоубийств (КП-СП) и краткая КПТ
    • Совместная оценка и управление суицидальными наклонностями (CAMS)
    Кратковременные суицидальные вмешательства

    В этом видеоролике описываются четыре суицидальных вмешательства, основанных на фактических данных (рандомизированные контролируемые испытания), которые эффективны лишь при кратковременном контакте с суицидальным пациентом.

    • Обучаемый момент краткого вмешательства (TMBI) – одноразовое вмешательство через 2 дня после попытки
    • Мотивационное интервью – стационарные условия
    • Планирование реагирования на кризис и планирование безопасности (6 шагов)
    • Программа краткосрочного вмешательства при попытках самоубийства (ASSIP) – 3 сеанса в условиях стационара