Определение направленности личности ориентационная анкета: Определение направленности личности (ориентационная анкета) — Пройти онлайн тест

Содержание

Параметры:НС,НВ, НЗ, вопросов 27 — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж…

Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования…

Интересное:

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом.

..

Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 18Следующая ⇒

Определение направленности личности (Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Анкета

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности
Б.

Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.

Бланк тестируемого ______________________

больше всего меньше всего больше всего меньше всего
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
         


Ключ

Я О Д Я О Д
А В Б Б В А
Б В А А В Б
А В Б А В Б
В Б А А Б В
Б А В А Б В
В А Б В Б А
В Б А Б А В
А Б В Б А В
В А Б В А Б
А В Б Б В А
Б А В А В Б
Б А В В А Б
В А Б Б А В
А Б В     

Поделиться…

 
Источник: 1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 41

Подлесных Анна Методика «Q-сортировка»

«Q-сортировка»

Параметры: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». 60 вопросов

 

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд.

Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т. е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

Опросник

1. Я критичен к товарищам.

2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Я склонен следовать советам лидера.

4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Мне нравится дружественность в группе.

6. Я склонен противоречить лидеру.

7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.

8. Избегаю встреч и собраний в группе.

9. Мне нравится похвала лидера.

10. Я независим в суждениях и манере поведения.

11. Я готов стать на чью-либо сторону в споре.

12. Я склонен руководить товарищами.

13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.

14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.

15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.

16. Не придаю значения личным качествам членов группы.

17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.

21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.

26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.

27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29. Я склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремлюсь быть в центре внимания.

31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.

32. Я склонен к компромиссам.

33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.

34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.

35. Могу быть коварным и вкрадчивым.

36. Я склонен принять на себя руководство в группе.

37. Я откровенен в группе.

38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.

41. Я склонен сердиться на товарищей.

42. Я пытаюсь вести других против лидера.

43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.

44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.

46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.

47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.

48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.

50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.

51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.

52. Я инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегаю критиковать товарищей.

54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56. Люблю затевать споры.

57. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.

58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.

59. Я склонен к перепалкам, задиристый.

60. Я склонен выражать недовольство лидером.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…



Заключит. практич. занятие — Задание Выбрать наиболее правильный, с педагогической точки зрения, по вашему мнению вариант реагирования на ситуацию


С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Лекция 2.2.docx, Образец характеристики на ВК.doc, Дополнения лекции линал и матанализ.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Огранизация сбытовой деят задание 3 Пожилая.docx, Ответ Практическое задание 1.1 Жижин (1).docx, Ответ Практическое задание 1.2 Жижин (1).docx, практическое задание 1 английский язык.docx, практическое задание к разлелу2 английский язык.docx, практическое задание к разлелу1 английский язык.docx, Практическое задание уголовный процесс 4.3.docx, Административное право задание 3.docx, Практ задание Дошкол педагогика и психология.docx, Текст 1 практическое задание Пожилая.docx

Задание: 1.Выбрать наиболее правильный, с педагогической точки зре­ния, по вашему мнению вариант реагирования на ситуацию.


Ответы прислать в таблице:

Порядковый номер педа­гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2. Определить направленность личности по тесту Б.Басса


«Педагогическая ситуация»


Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7.

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

Ситуация 6 

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7.

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7.

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода­ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи­теля?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным челове­ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»


Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».
Понятие «направленность личности»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 Направленность личности – это система устойчивых потребностей, побуждений, характеризующих человека и, придающих его жизни осмысленность и избирательность, это то, к чему он стремится, чего избегает, против чего готов бороться.

В структуре личности направленность занимает очень важное место, являясь высшим уровнем личности, важнейшей его составляющей. Она полно отражает идеологию общности, куда включается человек. Жизнь человека, как это ни парадоксально, приобретает смысл тогда, когда чем-то ограничивается.

Нельзя хотеть абсолютно всё, особенно прямо противоположных вещей, например, невозможно одновременно ходить пешком и ехать на машине. Парадокс заключается в том, что человек из всех своих желаний должен выбрать что-то конкретное, что сделать довольно сложно.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 Направленность относится к врожденным явлениям и со временем может меняться, но её первоначальный вектор закладывается самой природой.

Люди всегда в чем-то нуждаются – в здоровье, защите, в продолжительности жизни. Существуют биологические и социальные потребности, последние характерны только для человека. Интересно, что кроме общих потребностей в еде, пище, жилье, есть потребности, характерные только для отдельных людей, а для всех остальных они не имеют никакого значения. Например, потребность сочинить красивую музыку.

Если говорить о потребности в самореализации личности, то это её высшее желание, которое присуще небольшому числу людей.

Невозможно удовлетворить сразу все потребности человека, как и не все потребности могут быть удовлетворены в принципе.

В направленности личности существуют различные стороны её проявления. Выделяются три основных вида:

К людям,

К труду и его результатам,

К собственной личности.

Хорошо проявляется направленность на взаимодействие, когда исполнители нацелены на добрые отношения с коллегами, нацелены на общение. Потребность в общении требует от работника определенного поведения и, как правило, делается уступка мнению коллектива, не желание брать руководство на себя.

Важной заинтересованностью является совместная деятельность, даже без гарантии успеха и минимального личного участия.

При деловой направленности человек стремится доказать свою точку зрения и проявляется эта направленность, когда существует потребность достичь поставленную цель. Работник с деловой направленностью добивается максимальной продуктивности и от себя и от коллектива, желает добиться пользы для всех участников процесса. Его большая активность проявляется в приобретении новых знаний, умений и навыков.

Что касается личной направленности, то она проявляется у тех, кто в первую очередь стремится к собственному благополучию, первенству и престижу.

На потребности людей такой человек не обращает внимания, он интересуется только своими чувствами и переживаниями. Работа, не связанная с достижением собственного благополучия, как материального, так и духовного, как правило, выполняется халатно.

Профессиональная направленность по типу личности

Человек, занимающийся той или иной деятельностью, обладает набором необходимых для этого качеств и способностей, но проявляться они могут в разной степени – это профессиональная направленность личности.

ЗАМЕЧАНИЕ 2 Профессиональная направленность представляет собой систему мотивов, определяющих тип мышления, потребности и желания, интересы и склонности.

Занимаясь изучением индивидуальных потребностей человека, американский психолог Дж. Голланд, разработал классификацию, которая показывает, в какой сфере можно добиться успехов, исходя из индивидуальных особенностей.

Он выделяет 6 типов личности:

тип реалистичный;

тип интеллектуальный;

тип социальный;

тип конвенциальный;

тип предприимчивый;

тип артистический.

Люди реалистичного типа работают с реальными предметами и ориентируются на практический труд. Имея хорошо развитое практическое мышление, они отдают приоритет профессиям, в основе которых лежит ручная работа. Среди таких профессий – пчеловод, водитель, радиомонтажник, связист, где коммуникативных навыков почти не требуется.

Люди интеллектуального типа имеют хорошее соображение, наблюдательность, оригинальное мышление, они независимы и предпочтение отдают профессиям, связанным с наукой.

Представители социального типа достаточно активны, эмоциональны и чувствительны. Им необходимо постоянное общение с другими людьми, поэтому для них самые предпочтительные профессии – это преподавание, информационная сфера, сфера обслуживания.

Для конвенционального типа людей характерна высокая усидчивость, аккуратность, дисциплинированность. В работе у них всё ладится при наличии четких и ясных предписаний. Типичные задачи им даются легко, а вот с нестандартными возникают трудности. Профессиональная направленность этого типа канцелярская – это нотариус, бухгалтер, экономист и др.

Для активных, подвижных людей, с нестандартным мышлением и склонностью к риску характерен предприимчивый тип. Люди этого типа стремятся проявлять свою инициативу и лидерство.

Люди предприимчивого типа не любят работу, требующую усидчивости и внимательности, они предпочитают задачи, где необходимо быстро принимать решения. Они охотно вступают в контакты с другими, любят и умеют это делать. К профессиям этого типа относится область политики, предпринимательство, журналистика и др.+ Артистический тип людей имеют образное мышление и творческое воображение, они чувствительны и эмоциональны. Основой их общения с другими является интуиция и личные ощущения. К профессиям этого типа относятся художник, музыкант, актер, дизайнер, переводчик и др.


Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса)

Назначение теста

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

С помощью методики выявляются следующие направленности:


  • направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;

  • направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;

  • направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.


  1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».

  2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

  3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы бланка тестируемого. Остальные ответы нигде не записываются.

Бланк тестируемого __________________

вопроса

Больше всего

Меньше всего

вопроса

Больше всего

Меньше всего

1

 

 

15

 

 

2

 

 

16

 

 

3

 

 

17

 

 

4

 

 

18

 

 

5

 

 

19

 

 

6

 

 

20

 

 

7

 

 

21

 

 

8

 

 

22

 

 

9

 

 

23

 

 

10

 

 

24

 

 

11

 

 

25

 

 

12

 

 

26

 

 

13

 

 

27

 

 

14

 

 

 

 

 

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Тест

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от…


  • A. Одобрения моей работы.

  • Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо.

  • B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть…

  • A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

  • Б. Известным игроком.

  • B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто…

  • A. Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход.

  • Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету.

  • B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди…

  • A. Радуются выполненной работе.

  • Б. С удовольствием работают в коллективе.

  • B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были…

  • A. Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность.

  • Б. Верны и преданы мне.

  • B. Умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех…

  • A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.

  • Б. На кого всегда можно положиться.

  • B. Кто сможет многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю, когда…

  • A. У меня что-то не получается.

  • Б. Портятся отношения с товарищами.

  • B. Меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог…

  • А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

  • Б. Вызывает в коллективе дух соперничества.

  • В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось…

  • A. Проводить время с друзьями.

  • Б. Ощущение выполненных дел.

  • B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто…

  • A. Добился успеха в жизни.

  • Б. По-настоящему увлечен своим делом.

  • B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна…

  • A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

  • Б. Развивать индивидуальные способности ученика.

  • B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для…

  • A. Общения с друзьями.

  • Б. Отдыха и развлечений.

  • B. Своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда…

  • A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

  • Б. У меня интересная работа.

  • B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда…

  • A. Другие люди меня ценят.

  • Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

  • B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы…

  • A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне довелось участвовать.

  • Б. Написали о моей деятельности.

  • B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель…

  • A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

  • Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

  • B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем…

  • A. Оскорбление моего личного достоинства.

  • Б. Неудача при выполнении важного дела.

  • B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю…

  • А. Успех.

  • Б. Возможность хорошей совместной работы.

  • В. Здравый, практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые…

  • A. Считают себя лучше других.

  • Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

  • B. Возражают против всего нового.

20. Мне приятно, если…

  • A. Занимаюсь делом, важным для всех.

  • Б. Имею много друзей.

  • B. Вызываю восхищение и всем нравлюсь.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть…

  • A. Доступным.

  • Б. Авторитетным.

  • B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги…

  • A. О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

  • Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

  • B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть…

  • A. Дирижером.

  • Б. Композитором.

  • B. Солистом.

24. Мне бы хотелось…

  • A. Придумать интересный конкурс.

  • Б. Победить в конкурсе.

  • B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать…

  • A. Что я хочу сделать.

  • Б. Как достичь цели.

  • B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы…

  • A. Другие были им довольны.

  • Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу.

  • B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время…

  • A. В общении с друзьями.

  • Б. Просматривая развлекательные фильмы.

  • B. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

Ключ к тесту


вопроса

Я

О

Д

вопроса

Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

в

А

16

А

В

Б

3

А

в

Б

17

А

в

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

В

А

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

В

Б

 

 

 

 

Бланк для подсчета баллов

вопроса

Направленность

Я
(на себя)

О
(на общение)

Д
(на дело)

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

Сумма

 

 

 

Определение направленности личности (Б.

Басса)

Тест направленности личности

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Направленность на общение О — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Testoteka. narod. ru

04.10.2018 16:22:52

2018-10-04 16:22:52

Источники:

Http://testoteka. narod. ru/lichn/1/02.html

Тест «Направленность личности» | Психология. В гармонии с собой и окружающими » /> » /> .keyword { color: red; }

Тест направленности личности

Что для вас важно в данный момент: друзья, работа или собственное благополучие? Пройдите тест и узнайте свою направленность! Если говорить языком психологии, то направленность состоит из мотивов, побуждений, интересов, желаний, склонностей.

Направленность личности может меняться со временем. Сегодня у вас одни интересы и мотивы, а завтра жизнь изменилась, вы вышли замуж, развелись, переехали, поменяли работу, наконец, повзрослели и направленность вашей личности поменялась.

Выделяют три типа направленности личности: на себя (личностная), на задачу (деловая), на взаимодействие с другими людьми (коллективистская). Какая из них ваша на данный момент?

Перед вами 30 вопросов теста, на каждый из которых возможны 3 ответа.

Отвечая на каждый из вопросов выберите тот вариант ответа, который вам ближе всего и лучше всего выражает вашу точку зрения. Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее вам близкий и наименее соответствующий правде на ваш взгляд.

Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым правильным для вас.

Выделяют три типа направленности личности на себя личностная, на задачу деловая, на взаимодействие с другими людьми коллективистская.

Apsiholog. ru

13.07.2019 3:20:04

2019-07-13 03:20:04

Источники:

Https://apsiholog. ru/test/oprosnik-napravlennosti-lichnosti/

Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса) » /> » /> .keyword { color: red; }

Тест направленности личности

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса)

Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная в 1967 г. Б. Бассом.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Испытуемый должен выбрать сначала ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и затем тот, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).

Цель. Определение личностной направленности. Испытуемые: взрослые люди
Инструкция. Испытуемым объясняют, что опросный лист состоит из 27 пунктов, по каждому из которых возможны три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов предлагается выбрать тот, который наиболее точно выражает точку зрения испытуемого. Возможно, какие-то из вариантов ответов покажутся ему равноценными, но отобрать из них следует только один — тот, который наиболее близок собственному мнению и более всего ценен для отвечающего. После этого дается задание: букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), надо написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего»; — А из ответов на каждый из пунктов надо выбрать тот, который менее всего отражает точку зрения испытуемого, наименее ценен — Б для него. Букву, которой обозначен этот ответ, также следует написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, но уже под рубрикой «Меньше всего» — В.
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов используются две буквы, которые и будут записаны в соответствующих столбцах, а третий вариант использован не будет.
Участников опроса призывают быть максимально правдивыми, объясняя это тем, что среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не надо стараться угадать, какой из них является «правильным» или «лучшим».
Испытуемым предлагается также время от времени контролировать себя: правильно ли записан ответ, рядом с теми ли пунктами.
Тестовый материал.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от.
A. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо.
B. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть.
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
B. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто.
A. Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто
Не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди.
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были.
A. Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность.
Б. Верны и преданы мне.
B. Умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех.
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто сможет многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю, когда.
A. У меня что-то не получается.
Б. Портятся отношения с товарищами.
B. Меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог..
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает в коллективе дух соперничества.
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось.
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто.
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна.
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать
С людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для.
A. Общения с друзьями.
Б. Отдыха и развлечений.
B. Своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда.
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда.
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы.
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель.
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем.
A. Оскорбление моего личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю.
А. Успех.
Б. Возможность хорошей совместной работы. В. Здравый, практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые.
A. Считают себя лучше других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Мне приятно, если.
A. Занимаюсь делом, важным для всех.
Б. Имею много друзей.
B. Вызываю восхищение и всем нравлюсь.
21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть.
A. Доступным.
Б. Авторитетным.
B. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги.
A. О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть.
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24. Мне бы хотелось.
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать.
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы.
A. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу.
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время.
A. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

Ответ наиболее получает 2 балла, наименее 0, оставшийся невыбранным 1 балл.

Www. vashpsixolog. ru

11.12.2020 12:51:32

2020-12-11 12:51:32

Источники:

Http://www. vashpsixolog. ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/556-determination-of-orientation-identity-orientation-questionnaire-b-bass

Исследование соотношений самооценки и уровня притязаний — Мегаобучалка

Методики исследования

Целью исследования является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

Задачи:

1) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие темперамента, самооценки и уровня притязаний;

2) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Исследования проводились с 10.10.2008 по 20.12.2009 гг.

В качестве испытуемых выступили:

8 учеников (из них 2 девочки) 8-го класса МОУ Коской СОШ №4;

8 учеников (из них 1 девочка) 9-го класса МОУ Коской СОШ №4;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1) Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной

(см. приложение 1).

2) Выявление типа темперамента. Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), (см. приложение 2).

3) Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. (см. приложение 3).

Результаты исследования

 

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной



Обратимся к результатам исследования школьников, полученных с помощью методики определения уровня притязаний. Попытаемся установить теперь, может ли одна из выборок превосходить другую по уровню притязаний

Все испытуемые пронумерованы от 1 до 8 каждый класс отдельно.

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной позволила выяснить уровень притязаний, обнаруживающийся в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат.

В нашем исследовании предлагались задачи по решению проверочных контрольных работ по ОБЖ.

Из результатов исследования видно (табл. 1 и табл. 2) что у учащихся 8 класса уровень притязаний намного выше, чем у учащихся 9 класса, по оцени самоуважения и оценки своего потенциала.

Таблица1. 8 класс

№ п/п Компонент мотивационной структуры 1 2 3 4 5 6 7 8 Общ. Показ.
1 Внутренний мотив -3 4 4 1 1 3 0 2 1,5
2 Познавательный мотив 5 4 6 4 4 5 5 3 4,5
3 Мотив избегания 5 4 -1 6 -2 3 4 0 2,375
4 Состязательный мотив 5 2 -2 7 6 4 5 7 4,25
5 Мотив смены деятельности 5 1 -1 -5 3 2 7 0 1,5
6 Мотив самоуважения 7 7 2 2 4 6 7 5 5
7 Значимость результатов -1 -6 -1 -4 -2 -5 0 2 -2,125
8 Сложность задания -2 -1 -2 1 2 -1 -1 0 -0,5
9 Волевое усилие -1 -1 4 2 3 -1 3 1 1,25
10 Оценка уровня достигнутых результатов 0 1 5 2 1 3 1 6 2,375
11 Оценка своего потенциала 1 9 6 4 7 5 3 5 5
12 Намеченный уровень мобилизации усилий 3 8 4 3 1 0 5 7 3,875
13 Ожидаемый уровень результатов 0 4 2 1 -1 2 1 4 1,625
14 Закономерность результатов 0 3 7 5 3 1 0 5 3
15 Инициативность 1 3 -1 1 3 4 5 1 2,125

Таблица 2. 9 класс

№ п\п Компонент мотивационной структуры 1 2 3 4 5 6 7 8 Общ. Показ.
1 Внутренний мотив -7 7 7 8 7 3 0 6 3,875
2 Познавательный мотив -1 6 7 8 4 6 7 5 5,25
3 Мотив избегания -1 7 3 8 6 8 4 2 4,625
4 Состязательный мотив -4 7 7 4 3 -1 1 0 2,125
5 Мотив смены деятельности 5 3 1 -7 1 2 5 0 1,25
6 Мотив самоуважения -5 4 7 5 -2 4 4 1 2,25
7 Значимость результатов 3 1 -7 -7 4 7 1 6 1
8 Сложность задания 1 -1 5 -4 -1 3 2 1 0,75
9 Волевое усилие -4 -6 3 -2 -1 -4 1 0 -1,625
10 Оценка уровня достигнутых результатов -5 5 -4 4 1 2 -3 1 0,125
11 Оценка своего потенциала -5 4 7 7 -2 -4 2 1 1,25
12 Намеченный уровень мобилизации усилий 3 0 6 6 4 2 0 2 2,875
13 Ожидаемый уровень результатов -4 4 5 5 4 2 4 0 2,5
14 Закономерность результатов -1 1 7 -1 0 0 2 1 1,125
15 Инициативность 7 1 -2 7 5 4 1 5 3,5

Выявление типа темперамента

8 класс                                                                    9 класс

№ п/п

Данные по тесту Айзенка

Тип № п/п

Данные по тесту Айзенка

Тип
    Экстраверсия, баллы Нейротизм, баллы     Экстраверсия, баллы Нейротизм, баллы  
1 15 13 32 1 14 22 15
2 17 12 23,30 2 12 20 15,28, 29
3 16 12 21,23, 30,32, 3 14 16 29,32
4 20 11 12,23 4 8 19 18,28
5 18 8 17,23 5 17 13 30
6 12 11 21,22 6 10 17 28
7 16 17 20,29 7 14 13 32
8 10 15 31 8 6 15 18,27

Из исследования видно, что 8 класс более эмоционален и подвижен по сравнению с 9 классом. У них в основном преобладает экстраверсия у 9 класса нейротизм.

Определение направленности личности

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

 

8 класс

9 класс

№ п\п Я О Д № п\п Я О Д
1 12 6 9 1 7 15 4
2 13 9 5 2 3 10 14
3 7 5 15 3 10 5 12
4 11 9 7 4 9 6 12
5 7 8 12 5 11 9 7
6 13 6 8 6 7 7 13
7 6 13 8 7 8 11 8
8 14 5 8 8 4 13 10
Среднее 10,375 7,625 9 Среднее 7,375 9,5 10

 

В 8 классе наибольшее количество балов – Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Что говорит о завышении самооценки. У 9 класса направленность на дело что говорит о том что у них заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше и занижении своей личной самооценки.

Заключение

 

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.

Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.

Подводя итог исследованиям можно сделать вывод, чем сильней эмоциональный уровень подростка, тем выше его самооценка себя и своих способностей, а чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний.

Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы: У подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания. Что и подтверждает мою гипотезу соотношения самооценки и уровень притязаний подростков.

Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.

Необходимо создавать следующие условия: организация общественно-полезной деятельности подростков, организация межличностного общения подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.

 

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г. С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. – СПб., 2001

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с.

5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. – №4. – Т.13. – С. 99–100.

6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. – Изд-во Моск. Ун-та, 1986

7. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.

8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156 с.

9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5 -14.

10. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.

11. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980.

12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность». Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, Академия развития, 1996

13. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; – Просвещение, 1995

14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта. 2003.

15. Кон И.С. «Психология ранней юности» – М. Просвещеиие, 1980

16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., Просвещение, 1989.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во УРАО, 1999.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977, 304 с.

19. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», Д. Медицина, 1985

20. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя М. Просвещение, 1991

21. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; – М.: Владос, 2003.

22. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

23. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; – М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа».

24. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.

25. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; – М.: Знание, 1971.

26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179 с.

27. Поварницына Л.А. «Психологический анализ трудностей общения», М. 1987

28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000.

29. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. – Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.

32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., «Отцы и дети в меняющемся мире» – М. Просвещение, 1991

34. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; – СПб.: Речь, 2001.

35. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

36. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114 с.

37. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость

38. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995

39. Ваш психологический портрет: популярные тесты./. – Киров: Литературно – художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.

40. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.

41. «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту» под редакцией Дубровиной И. В., М. Педагогика, 1987

Элективные курсы

Цветовая схема:

C C C C

Шрифт

Arial Times New Roman

Размер шрифта

A A A

Кернинг

1 2 3

Изображения:

Обычная версия

  • Профессиональное обучение
  • Дополнительное профессиональное образование
  • Обучение граждан предпенсионого возраста
  • Профориентация
  • Дополнительное образование детей и взрослых
  • Дистанционное обучение
  • Элективные курсы

Виртуальный кабинет по профориентации
Дорогие ребята и родители!

Этот виртуальный кабинет по профориентации поможет вам получить полезные знания и
развить необходимые навыки для правильного выбора профессии.
Что означают слова «Правильно выбрать профессию»?
Профессия в современном мире — это не только «инструмент» для зарабатывания денег.

Правильно выбранная профессия — это: возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности
oснова для уважения и самоуважения человека  основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения радость творчества
Для правильного выбора профессии необходимо многое — знание своих возможностей и способностей, информированность о мире профессий и учебных заведениях, умения принимать обдуманные решения.

Кабинет поможет вам:

познакомиться с миром профессий
познакомиться с описаниями профессий
пройти профориентационное и психологическое тестирование
Знакомство с профессиями

Пройдя эти тесты просмотрев видео сюжеты и выполнив все задания, ты сможешь узнать к какому типу профессиональной деятельности относишься