Опросник ммил 1 – 2.1.4. Методика многостороннего исследования личности (ммил) по ф.Б. Березину

Тестовые материалы к курсу Психодиагностика Омск – 1998

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Тестовые материалы

к курсу Психодиагностика

Омск — 1998

Печатается по решению

Редакционно-издательского

Совета Омского государственного

педагогического университета

И.А.Вишняков, В.В.Усольцева. Тестовые материалы к курсу Психодиагностика. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. – 134с.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В нем содержатся инструкции, тексты вопросов и заданий, ключи и принципы обработки тестов, используемых при изучении дисциплины «Психодиагностика». Эти материалы будут полезны всем практикующим психологам.

Рецензент: к. психол. н., доцент Ф.З.Кабиров

ISBN 5-8268-0233-2

 Омский государственный педагогический университет, 1998 г.

От составителей

Данные материалы содержат комплект тестов, используемых при комплексном психодиагностическом изучении личности взрослого человека. В данный комплект входят личностные тесты, тесты на определение отдельных социальных особенностей человека, тесты изучения эмоциональных особенностей, особенностей общения и психо-функциональных состояний.

К каждой конкретной методике даются инструкции, текст вопросов, ключи или принципы для обработки. Если есть необходимость, то дается бланк для ответов испытуемого. В этой брошюре нет подробных интерпретаций, так как ее предназначение другое: дать комплект тестовых материалов для студента. Ну а подробные интерпретации и толкования различных тестовых результатов можно найти в соответствующей психодиагностической литературе.

Авторы обращаются к пользователям данных материалов с напоминанием: тест, известный испытуемому, не работает, он умирает для профессионального сообщества психологов. Поэтому, будьте внимательны с данной книжкой. Действуйте так, чтобы она не попала в посторонние руки.

Методика многостороннего исследования личности

(Тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым. Вариант 377 вопросов).

В пособии представлены инструкция, текст вопросов и ключ к тексту. Комментарии к обработке и анализу результатов смотрите в книге: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., «Фолиум», 1994.

1. Инструкция

В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответов.

1.Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответов.

2.Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.

3.Номер на бланке ответов соответствует номеру утверждения. Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиком левый квадратик рядом с соответствующим номером (этот квадратик расположен в колонке, обозначенной буквой «В». Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соответствующего номера (этот квадратик расположен в колонке ,обозначенной буквой «Н».

4.Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, не пропуская ни одного. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения. 5.Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно, и неверно, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.

6.Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

7.При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

8.Не следует бояться ошибок в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.

9.Если Вы не можете принять решение самостоятельно, то старайтесь, чтобы таких утверждений было как можно меньше .Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.

10.При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.

studfile.net

Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности

МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)

 

Личностный опросник предложен С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 1940 г. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследова­ниях.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 ос­новных диагностических шкал. На каждое утверждение обсле­дуемые должны дать определенный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 (по Векслеру).

В настоящее время используются две модификации MMPI.

СМИЛ (стандартная методика исследования личности — Собчик Л.Н., Лукьянова М.Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 10 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI, но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».

ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 10 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации. Модификация ММИЛпредставлена ниже.

Теоретическое обоснование

Собственной теоретической основы MMPIне имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических за­болеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены зна­чительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопо­ставлены с полученными при обследовании различных клини­ческих групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.



В то же время нельзя не остановиться на ряде замечаний в адрес MMPI.

Первоначальные клинические шкалы MMPI основывались на традиционной психиатрической классификации, которая, несмотря на популярность, покоится на сомнительном теоре­тическом фундаменте. Искусственность этих категорий вызывала в течение долгих лег беспокойство в клинической психологии. Поэтому характерно, что факторный анализ, основанный на интеркорреляции вопросов и шкал, показывает высокую ин­теркорреляцию среди основных клинических шкал MMPI, что ставит под сомнение их ценность для дифференциального ди­агностирования.

MMPI, следовательно, не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оце­ниваться как «диагностическая этикетка». Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома.

Данные о валидности и надежности

Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Надежность повторного обследования колеблется от 0,50 до 0,90. Надежность по рас­щепленным половинкам показала широкую вариативность от шкалы к шкале и колеблется в пределах от 0,50 до 0,81.

Описание методики

ММИЛ (методика многостороннего исследования личности представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя 384 утверждения, охватывающих широкий круг личностных характеристик, установок, интересов, психопатологических и психосоматических симптомов. Утверждения могут предъяв­ляться либо на карточках, либо в виде текстовой брошюры. Первый вариант предъявления обычно используется при ин­дивидуальном исследовании, второй — при групповом. В бро­шюрном варианте число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, касающихся сексуальных вопросов (при мас­совом исследовании такие утверждения вызывают нежелательную напряженность).

Ниже представлены основные клинические шкалы.

1.Шкала ипохондрии (Hs) — определяет «близость» обсле­дуемого к астено-невротическому типу личности.

2.Шкала депрессии (р) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

3.Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания для раз­решения сложных ситуаций).

4.Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику
социопатического типа личности.

6.Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности.

7.Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство об­следуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

8.Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

9.Шкала гипомании (Ма) — определяется степень близости обследуемого гипертимному типу личности.

Наряду со шкалами, выделенными на основе исследования типичных групп больных, тест включает в себя две шкалы, валидизация которых проводилась при исследовании здоровых лиц.

5. Шкала мужественности — женственности (Mf) — пред­назначена для измерения степени идентификации обследуе­мого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом.

0.Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Помимо перечисленных основных шкал теста имеются три оценочные шкалы, позволяющие свести к минимуму устано­вочный эффект и определить достоверность полученного ре­зультата.

1. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности испытуемого.

2. Шкала достоверности (F) — создана для выявления не­достоверных результатов (связанных с небрежностью обследу­емого), а также агравации и симуляции.

3. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной замкнутостью испытуемого, а также чрезмерной открытостью.

Проведение обследования

Испытуемому сообщается, что ему необходимо ответить, верно каждое из 377 утверждений или нет. Ответ отмечается зачеркиванием квадрата справа или слева от номера утвер­ждения. Если утверждение признано верным, зачеркивается квадрат слева от номера (под буквой «В»), если неверным — справа (под буквой «Н»). Ответ «не знаю» не отмечается никак.

Исследователь сообщает, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать нужно сразу, так, чтобы не тратить время на раздумье. При соблюдении этого условия испытуемый отвечает на 4-7 утверждений в минуту, и выполнение методики занимает от 55 минут до 1 часа 15 минут.

Некоторые включенные в тест утверждения могут вызывать недоумение испытуемых в связи с тем, что они касаются выраженных болезненных явлений или ситуаций, которые испытуемому трудно отнести к себе. В этом случае им следует сообщить, что набор утверждений одинаков для исследования различных контингентов, а механическая обработка резуль­татов не позволяет исключить какие-либо утверждения, т.к. изменение номера утверждения неизбежно вызовет ошибки при расшифровке. Если испытуемый обращается за консультацией, касающейся конкретного утверждения, и собственным к нему отношением, исследователь не должен подсказывать или разъ­яснять смысл утверждения, а указывать, что надо руководст­воваться собственным пониманием утверждения, или напомнить соответствующий пункт инструкции. Исследователь не должен комментировать вопрос, выражать к нему отношения словами, мимикой или интонацией. При возникновении затруднений полезно обсудить с испытуемым 2-3 индифферентных по со­держанию утверждения, чтобы убедиться, что он правильно понял инструкцию.

Обработка результатов

Обработка результатов производится с помощью специ­альных планшетов-ключей. Каждой шкале соответствует свой планшет. Для шкалы 5 имеется два планшета, отдельно для мужчин и женщин. С помощью планшетов подсчитывается первичный результат по каждой шкале. Ответ, сов­падающий с «ключом», оценивается в 1 балл. К первичному результату по некоторым шкалам добавляется результат, полученный по шкале К, или его определенная доля: к 1-й шкале — 0,5; к 4-й — 0,4; к 9-й — 0,2 этого результата, а к 7-й и 8-й шкалам — он добавляется полностью. С учетом поправки на специальной карте, составленной на основе популяционного стандарта, отмечается величина ре­зультата по каждой шкале. Линии, соединяющие эти точки, проводятся отдельно для оценочных и основных шкал и образуют профиль методики многостороннего исследования личности.

Карта составлена таким образом, что после нанесения на нее профиля он оценивается в Т-баллах. Если оценочные шкалы дают результаты, превышающие 70 Т-баллов, пол­ученный результат представляется сомнительным, а если они выходят за 80 Т-баллов — недостоверным. В этом случае методика предъявляется повторно. Повторное предъявление методики лучше проводить в тот же или на следующий день. В случае достоверного результата полученный профиль ин­терпретируется.

Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности

Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся ниже, не исчерпывают всего многообразия возмож­ных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приоб­рести необходимый опыт интерпретации.

Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от резуль­татов по другим шкалам.

2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отно­шение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как «диагностическая этикетка».

4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психиче­ским состоянием обуславливает его динамику при изменениях этого состояния.

5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета
всей совокупности данных, которые не могут быть заранее
предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием ин­дивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содер­жащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей. Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.

Оценочные шкалы

Оценочные шкалы были введены в оригинальный вариант текста с целью исследования отношения испытуемого к тес­тированию и суждения о достоверности результатов исследо­вания. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются соци­ально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фак­тически игнорируемых подавляющим большинством людей. Та­ким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые люди склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные осо­бенности характера. Принадлежность к профессиональной груп­пе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, получаемый профиль представляется сомнительным, а при ре­зультатах выше 80 Т-баллов — недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, невзирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, име­ющихся в распоряжении исследователя.

Шкала F

Значительное повышение профиля по этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследо­вания.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как «верные» лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стан­дартизация ММИЛ. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при под­тверждении другими, в том числе и клиническими данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении обследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обуславливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологи­ческую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (на­рушение сознания, бред и т.п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических рас­стройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недосто­верный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его ин­терпретации. Наконец, к недостоверному результату могут при­водить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утвер­ждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ре-тестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно вы­сокий уровень профиля по шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и, соответственно, чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного типа, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному («богемному») поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля по шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение по шкале F при отсутствии психо­патологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обуславливает низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

Шкала К

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют диф­ференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психо­патологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте MMPI эта шкала первоначально предназначалась для исследования степени осторожности ис­пытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощуще­ния, жизненные затруднения и конфликты. Результат, получен­ный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высоким показателем по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выра­женное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренные повышения на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обуславливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впе­чатление людей благоразумных, доброжелательных, общитель­ных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обуслав­ливают у лиц этого типа более или менее высокую предпри­имчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассмат­риваться как прогностически благоприятный знак.

Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологи­ческих расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делает их легко уязвимыми и порождает неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F — К

Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в зна­чительной степени противоположно направлены, разность пер­вичного результата, полученного по этим шкалам, имеет

существенное значение для определения установки испытуемого в момент суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в ММИЛ составляет: 7 — для мужчин и 8 — для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оце­ночных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляет для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-K составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учи­тываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F-K, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уро­вень индекса F-K может указывать на агравацию. Снижение индекса F-K отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся пси­хопатологических нарушений.

Клинические шкалы


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тестовые материалы к курсу Психодиагностика Омск – 1998

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Тестовые материалы

к курсу Психодиагностика

Омск — 1998

Печатается по решению

Редакционно-издательского

Совета Омского государственного

педагогического университета

И.А.Вишняков, В.В.Усольцева. Тестовые материалы к курсу Психодиагностика. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. – 134с.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В нем содержатся инструкции, тексты вопросов и заданий, ключи и принципы обработки тестов, используемых при изучении дисциплины «Психодиагностика». Эти материалы будут полезны всем практикующим психологам.

Рецензент: к. психол. н., доцент Ф.З.Кабиров

ISBN 5-8268-0233-2

 Омский государственный педагогический университет, 1998 г.

От составителей

Данные материалы содержат комплект тестов, используемых при комплексном психодиагностическом изучении личности взрослого человека. В данный комплект входят личностные тесты, тесты на определение отдельных социальных особенностей человека, тесты изучения эмоциональных особенностей, особенностей общения и психо-функциональных состояний.

К каждой конкретной методике даются инструкции, текст вопросов, ключи или принципы для обработки. Если есть необходимость, то дается бланк для ответов испытуемого. В этой брошюре нет подробных интерпретаций, так как ее предназначение другое: дать комплект тестовых материалов для студента. Ну а подробные интерпретации и толкования различных тестовых результатов можно найти в соответствующей психодиагностической литературе.

Авторы обращаются к пользователям данных материалов с напоминанием: тест, известный испытуемому, не работает, он умирает для профессионального сообщества психологов. Поэтому, будьте внимательны с данной книжкой. Действуйте так, чтобы она не попала в посторонние руки.

Методика многостороннего исследования личности

(Тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым. Вариант 377 вопросов).

В пособии представлены инструкция, текст вопросов и ключ к тексту. Комментарии к обработке и анализу результатов смотрите в книге: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., «Фолиум», 1994.

1. Инструкция

В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответов.

1.Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответов.

2.Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.

3.Номер на бланке ответов соответствует номеру утверждения. Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиком левый квадратик рядом с соответствующим номером (этот квадратик расположен в колонке, обозначенной буквой «В». Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соответствующего номера (этот квадратик расположен в колонке ,обозначенной буквой «Н».

4.Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, не пропуская ни одного. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения. 5.Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно, и неверно, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.

6.Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

7.При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

8.Не следует бояться ошибок в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.

9.Если Вы не можете принять решение самостоятельно, то старайтесь, чтобы таких утверждений было как можно меньше .Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.

10.При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.

studfile.net

2. Ключ к тесту ммил

Шкала L:

50- 55- 65- 90- 120- 150- 163- 180- 210- 231- 240- 270- 300- 330- 360-

Шкала F:

12+ 24- 25+ 26+ 27+ 28+ 54+ 55+ 56+ 57- 58- 72+ 83+ 85+86+ 87- 102+ 105+ 113+ 115+ 116+ 117+ 132+ 143+ 145+ 146+ 147+173+ 175+ 176- 177+ 193- 203+ 205- 206+ 207+ 233- 235- 236+237+ 261- 263- 265+ 266+ 267+ 293- 294+ 295+ 296- 297+ 323-324+ 325+ 326+ 327+ 353+ 354+ 355+ 356+ 357+

Шкала K:

8- 13- 38- 43- 72- 93- 97- 102- 123- 127- 132- 153- 157-162- 187- 192- 217- 222- 252- 276- 279- 281- 282- 309- 311-312- 339- 341- 371-

Шкала 1:

15+ 16- 17+ 45+ 46+ 75- 77+ 105+ 107+ 131- 135+ 137- 165+167- 195- 197+ 225+ 254- 255+ 284- 285+ 306- 314+ 316+ 344+346+ 374- 375+ 376+

Шкала 2:

9+ 18- 19+ 20- 41- 43- 48+ 49+ 50- 75- 78- 79+ 98+ 105+108+ 109+ 124- 131- 137- 138- 139+ 161- 165+ 167- 169+ 193-198- 199- 223- 225+ 228+ 229+ 244- 253+ 254- 255+ 257+ 258+259+ 277- 284- 287- 288- 289- 315+ 317- 318- 319- 337+ 347-348- 349- 363+ 364- 370- 377-

Шкала 3:

8- 11- 14+ 15+ 16- 38- 41- 43- 44- 45+ 46+ 71- 73- 74-75- 76+ 101- 103- 104- 106+ 124- 133- 134+ 135+ 136+ 155- 163-164- 165+ 184- 186- 194+ 195- 196- 214- 218- 224- 225+ 226+248- 253- 255+ 256- 278- 280- 284- 285+ 337+ 343- 344+ 345+370- 373+ 374- 375+

Шкала 4:

8- 10- 11- 12+ 38- 40+ 41- 42+ 64+ 68- 70+ 71- 72+ 94-100+ 101- 102+ 130- 131- 132+ 160- 161- 162+ 187- 191+ 192+217- 220- 221+ 222+ 247+ 250+ 251+ 252+ 277- 280- 281+ 307-310- 311+ 337+ 340+ 363+ 370- 371+

Шкала 5 Жен:

1+ 2- 3+ 4- 5+ 31- 32+ 34- 35- 61- 62+ 64+ 65- 91- 92-93- 94+ 121- 122+ 123- 124- 151+ 152+ 153- 154+ 181+ 182- 183-184- 211- 212- 213+ 214- 241- 242+ 243+ 244+ 271- 272- 273+274+ 301+ 302+ 303+ 304+ 331+ 332+ 333- 334+ 361+ 362+ 363-364-

Шкала 5 Муж:

1+ 3+ 4- 5+ 31- 32+ 34- 35- 61- 62+ 63- 64+ 65- 91- 92-93+ 94+ 121- 123- 122+ 124- 151+ 152+ 153- 154+ 181+ 182- 183-184- 211- 212- 213+ 214- 241- 242+ 243+ 244- 271- 272- 273+274+ 301+ 302+ 303+ 304+ 331+ 332- 333- 334+ 361+ 362+ 363-364-

Шкала 6:

5+ 12+ 28+ 34- 42+ 51+ 68+ 113+ 114+ 118+ 143+ 144+ 148-162+ 171+ 178+ 192+ 203+ 208+ 222+ 226- 231+ 238- 252+ 262+267+ 268- 291+ 297+ 298- 306+ 327+ 335+ 339+ 357+ 370- 371+

Шкала 7:

19+ 21+ 39+ 41- 49+ 51+ 69+ 79+ 81+ 93+ 106+ 109+ 110+111+ 129+ 136+ 154+ 159+ 170+ 171+ 189+ 191- 195- 200- 201+219+ 221+ 230+ 231+ 251+ 253+ 258+ 260+ 261- 288- 290+ 291+315+ 318- 320+ 348- 350+ 353+

Шкала 8:

12+ 21+ 22+ 23+ 24- 41- 42+ 51+ 52+ 53+ 54+ 79+ 81+ 82+83+ 84- 106+ 109+ 111+ 112+ 113+ 114+ 136+ 139+ 141+ 142+ 143+144+ 166+ 169+ 171+ 172+ 173+ 174+ 197+ 199+ 201+ 202+ 203+204+ 229+ 231+ 232+ 233- 234+ 246+ 248- 251+ 261+ 262- 263+273+ 281+ 278+ 283- 292- 293- 304+ 308+ 309+ 311+ 321+ 322-323- 337+ 341+ 345+ 348- 350+ 351+ 352+ 353+ 371+ 376+

Шкала 9:

8- 20+ 21+ 30- 35- 38- 51+ 59+ 60+ 71- 89- 90- 94+ 106+108+ 119+ 120- 149+ 174+ 179+ 196+ 204+ 209+ 217- 222+ 234+239+ 249- 256+ 262+ 264+ 269+ 276+ 289+ 298+ 299+ 319+ 328+349+ 353+ 359+

Шкала 0:

4- 6+ 7+ 8+ 9+ 34+ 36- 38+ 39+ 66- 67- 68- 69+ 95+ 96-97+ 98+ 99+ 126+ 127+ 128+ 129+ 155+ 156- 157- 158+ 159+ 185-187+ 188+ 189- 215- 216- 217+ 218+ 219+ 243+ 245+ 246- 247-248+ 249- 273- 275- 276- 277- 278+ 279+ 303- 305+ 306- 307+308+ 309+ 333- 335- 336- 337+ 338+ 339+ 363- 365- 366+ 367+368-

studfile.net

3. Вопросы к тесту ммил

1.Вам понравилась бы работа медсестры.

2.Вы никогда не выходили из себя настолько, чтобы это Вас беспокоило.

3.В детстве Вы играли в «классы».

4.Вас не беспокоит желание стать красивее.

5.Вы все чувствуете острее, чем большинство других людей.

6.На вечерах Вы чаще сидите в одиночку или разговариваете с одним из гостей, а не присоединяетесь к группе.

7.Вы стараетесь избегать конфликтов и затруднительных положений.

8.Когда Вы находитесь в обществе, Вам трудно найти подходящую тему для разговора.

9.Вас часто одолевают трудные мысли.

10.Почти все Ваши родственники хорошо к Вам относятся.

11.Вы ведете себя так, как принято в кругу людей, среди которых Вы находитесь.

12.Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.

13.Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.

14.Вам случалось падать в обморок.

15.У Вас бывает сильное сердцебиение, и Вы часто задыхаетесь.

16.У Вас редко бывают какие-нибудь боли (или вообще ничего не болит)

17.Раз в неделю (или чаще) Вас беспокоит неприятное ощущение в верхней части живота (под ложечкой).

18.Ваш рассудок работает сейчас не хуже, чем всегда.

19.Обычно перед сном Вам в голову лезут мысли, которые мешают Вам спать.

20.Вы не осуждаете человека, который не прочь , воспользоваться в своих интересах ошибками другого.

21.Примерно раз в неделю (или чаще) Вы бываете очень взволнованы.

22.Некоторые из Ваших близких совершали поступки, которые Вас пугали.

23.Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально.

24.Вы любите детей.

25.Если Вы видите мучения животных, то это Вас не особенно трогает.

26.Лучше всего Вы чувствуете себя в одиночестве.

27.Вам говорят, что Вы ходите во сне.

28.Временами Вы чувствуете, что Вами управляет какая-то злая сила.

29.Вы не осуждаете того, кто стремится взять от жизни все, что может.

30.Вы боитесь высоты.

31.Вы любите популярную литературу по технике.

32.Вы вели дневник.

33.Большинство людей заводит знакомство потому, что друзья могут оказаться полезными.

34.Большинство людей честны, главным образом, потому, что боятся попасться.

35.У некоторых членов Вашей семьи есть привычки, которые Вас раздражают.

36.Вы любите ходить на танцы.

37.Обычно люди требуют больше уважения к своим правам ,чем сами уважают чужие права.

38.Вы трудно поддерживаете разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.

39.В школе Вам было очень трудно говорить перед всем классом.

40.Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

41.В Вашей повседневной жизни масса интересного.

42.Вам определенно не везет в жизни.

43.Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

44.Вам бывает очень досадно, если приходится признать, что кто-нибудь Вас провел.

45.Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем.

46.Часто у Вас холодеют руки и ноги.

47.Вам легко регулировать свой стул.

48.Вы легко просыпаетесь от любого шума.

49.Вам определенно не хватает уверенности в себе.

50.Иногда Вы с удовольствием слушаете неприличные анекдоты.

51.Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха и плача.

52.Большую часть времени Вам хочется умереть.

53.Вы боитесь пользоваться ножом или другими острыми предметами.

54.Вы чувствуете, что у Вас что-то не в порядке с головой.

55.Большую часть времени Вас беспокоит кашель,

56.Вы обычно слышите голоса и не знаете, откуда они идут.

57.Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.

58.Иногда Вы сердитесь.

59.Временами Вы так нравилась ловкость какого-нибудь преступника, что Вы надеялись, что его не поймают.

60.Ваша внешность никогда не вызывает у Вас беспокойства.

61.Вам понравилась бы работа инженера-строителя.

62.В детстве Вы очень любили Диккенса.

63.Вам понравилась бы работа лесничего.

64.Вы разочаровались в любви.

65.Если Вам не грозит штраф, то Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено.

66.Вы могли бы успешно руководить людьми.

67.Вы стараетесь запомнить смешные истории, чтобы потом их рассказать.

68.Вы не обижаетесь, когда над Вами подшучивают.

69.Вы легко смущаетесь.

70.В школе Вас иногда вызывали к директору за плохое поведение.

71.Вы всегда бываете возмущены, когда человеку ловко удается избежать заслуженного наказания.

72.Вы злоупотребляли спиртными напитками.

73.Вы вспыльчивы, но отходчивы.

74.Вы любите читать в газетах заметки о преступлениях.

75.У Вас хороший аппетит.

76.Большую часть времени Вы чувствуете как бы комок в горле.

77.Вы часто чувствуете в разных местах тела жжение, покалывание, «ползанье мурашек».

78.Иногда Вам хочется затеять драку.

79.Бывало,что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

80. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

81.Вам труднее сосредоточиться, чем большинству других людей.

82.ВЫ никогда ни в кого не были влюблены.

83.Вы предпочли бы почти все время мечтать, вместо того, чтобы заниматься делом.

84.Вы любите бывать в новых для Вас местах.

85.Иногда Вас так привлекают чужие вещи, что хочется их украсть, хотя они Вам не нужны.

86.Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.

87.Вы считаете, что соблюдение законов обязательно для всех.

88.У вас более, чем достаточно причин для беспокойства.

89.Вам неудобно просить о чем-нибудь, если не можете оказать ответную услугу.

90.Временами,когда Вы себя плохо чувствуете, Вы бываете раздражительны.

91.Если с Вами поступают несправедливо, то Вы чувствуете, что должны из принципа отплатить за это.

92.Если бы Вы были журналистом, то предпочли бы писать о спорте.

93.Вас очень привлекают люди одного с Вами пола.

94.Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.

95.Выступать или высказываться в присутствии большого числа людей Вам трудно.

96.Вам нравятся разные коллективные развлечения ,потому что Вы любите бывать в обществе.

97.Когда это возможно, Вы стараетесь избегать толпы.

98.Критика и замечания очень обижают Вас.

99.Не раз Вы бросали какое-нибудь дело, потому что считали, что не справитесь с ним.

100.Обычно люди неправильно понимают Ваши поступки.

101.Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.

102.Вашей семье не нравится специальность ,которую Вы себе избрали (или собираетесь избрать).

103.Часто Вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.

104.Вам нравятся книги о тайнах или преступлениях.

105.Временами Вас беспокоит тошнота, позывы на рвоту.

106.У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

107.Часто у Вас бывают боли в шее.

108.Вы работаете с большим напряжением.

109.Вы боитесь сойти с ума.

110.Иногда Вы так возбуждены, что бывает трудно заснуть.

111.Почти каждый день Вас что-нибудь пугает.

112.Некоторые вещи так сильно волнуют Вас, что Вы не можете о них разговаривать.

113.В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас кто-то действует гипнозом.

114.О Вас рассказывают оскорбительные, пошлые вещи.

115.Вы религиозны.

116.Иногда Вы чувствуете, что умираете.

117.Вы полагаете, что было бы лучше отменить почти все законы.

118.Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

119.Если у кого-нибудь из Вашей семьи были бы неприятности из-за нарушения закона, то Вас бы это не особенно волновало.

120.В гостях Вы держитесь за столом лучше, чем дома.

121.Вам понравилась бы военная служба.

122.Было время, когда Вам нравилось играть в куклы.

123.Вам нравится наука.

124.Большинство людей приходится долго убеждать, чтобы доказать им какую-нибудь истину.

125.Вы не особенно застенчивы.

126.Когда Вы узнаете об успехах близкого знакомого, у Вас появляется чувство, что Вы неудачник.

127.Вы смущаетесь, если при Вас рассказывают неприличные анекдоты.

128.Вам часто снова хочется стать ребенком.

129.Вы легко раздражаетесь при общении с людьми.

130.У Вас меньше причин чего-нибудь опасаться, чем у Ваших знакомых.

131.Сейчас Вы не полнеете и не худеете.

132.Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.

133.Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

134.Когда Вы что-нибудь делаете, то часто замечаете, что у Вас дрожат руки.

135.Нередко у Вас бывают головокружения.

136.Плохое настроение бывает у Вас чаще, чем хорошее.

137.У Вас бывало кровохарканье или рвота кровью.

138.Обычно Вы считаете, что живете не напрасно.

139.Вам довольно безразлична Ваша дальнейшая судьба.

140.У Вас бывает плохое, тревожное настроение, когда Вам приходится уехать хотя бы на несколько дней.

141.Иногда Вы боитесь некоторых предметов или людей, хотя знаете, что

они Вам никак не угрожают.

142.Когда вокруг никого нет, Вы слышите странные вещи.

143.Вы считаете себя обреченным человеком.

144.Временами Вы так хорошо слышите, что это Вам мешает.

145.Ваша судьба никого особенно не интересует.

146.Вы видите предметы, животных или людей, которых не видят другие.

147.Иногда Вы не могли удержаться от того, чтобы не украсть что-нибудь.

148.Мало кто искренне старается помочь другим, если это связано с неудобствами.

149.Бывает,что Вы не можете выбрать одно из нескольких решений.

150.Иногда Вы говорите неправду.

151.Вы любите готовить(пищу).

152.Вам понравилась бы работа библиотекаря.

153.Вы любите охоту.

154.Вы часто беспокоитесь о чем-нибудь.

155.Вам часто приходится бороться с собой, чтобы не показать, что Вы застенчивы.

156.Вы хорошо себя чувствуете в толпе веселящихся людей.

157.Когда Вы едете на поезде, в автобусе и т.п. Вы часто разговариваете с незнакомыми.

158.Вы часто разочаровываетесь в людях.

159.Когда Вам что-нибудь говорят, Вы часто тут же это забываете.

160.Вы любили школу.

161.Иногда без причины (или даже при неприятностях) у Вас бывает приподнятое настроение, чувство радости.

162.Вы уверены, что о вас говорят за вашей спиной.

163.Иногда вам хочется выругаться.

164.Безопаснее никому не доверять.

165.Работать Вам стало труднее ,чем раньше.

166.Раз в неделю (или чаще) без причины Вас вдруг «обдает жаром».

167.У Вас очень редко бывает запор.

168.Когда Вы уходите из дома, то Вас мучает мысль о том, заперта ли дверь, выключен ли газ и т.д.

169.Вы предпочитаете не замечать старых знакомых, которых Вы давно не видели и проходите мимо них, если они не заговорят с Вами первыми.

170.Вы склонны принимать все близко к сердцу.

171.Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.

172.Вы не любите находиться впереди людей.

173.Вы чувствуете, что разная пища имеет один и тот же вкус.

174.У Вас были приступы, во время которых Вы не управляли своими движениями или речью, однако понимали, что происходит вокруг.

175.У Вас есть причины завидовать кому-нибудь из членов Вашей семьи.

176.Как правило, вы считаете, что добьётесь поставленной перед собой цели.

177.Единственное,что Вы любите в журналах — это страницы юмора.

178.Находясь в закрытом помещении, Вы чувствуете некоторое беспокойство.

179.Вы человек значительный.

180.Вам приятно иметь значительных людей среди Ваших знакомых, потому что это увеличивает Ваш престиж.

181.Вы любите собирать цветы или выращивать их дома.

182.В школе Вы медленно усваивали материал.

183.Вас трудно обидеть.

184.Если попадешь в неприятное положение, всегда лучше молчать.

185.Вы охотно знакомитесь с людьми.

186.Вы часто встречали людей, завидовавших Вашим удачным идеям, потому что сами они не могли до этого додуматься.

187.Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.

188.Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.

189.Иногда по несколько дней Вы не можете отделаться от какой-нибудь мысли.

190.В Вашей семье отношения менее теплые и дружеские, чем в других.

191.Самое трудное для Вас — это справиться с собой.

192.У Вас были неприятности из-за нарушения закона.

193.Иногда Вы полны энергии.

194.Вы можете дружить с людьми, поступки которых Вы не одобряете.

195.По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.

196.Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все делать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.

197.В некоторых местах вашего тела кожа немеет.

198.Вы любите разные игры и развлечения.

199.Вы часто видите сны, о которых лучше не рассказывать.

200.Вам почти никогда не снятся сны.

201.Почти все время Вы чувствуете, что жизнь Вас утомляет.

202.Вам трудно на чем-нибудь сосредоточиться.

203.Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.

204.У Вас были случаи, когда Вы вдруг были вынуждены прервать работу или другое занятие и не понимали, что происходит вокруг.

205.Любой,кто может и хочет много работать, обычно добивается своей цели.

206.В детстве Вас исключали из школы за плохое поведение.

207.Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

208.У Вас есть недоброжелатели ,которые стараются причинить Вам неприятности.

209.Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вашего.

210.Не все Ваши знакомые вам нравятся.

211.Вы очень редко мечтаете.

212.Если вы спорите, то предпочитаете спорить на что-нибудь.

213.Вам хотелось бы работать цветоводом.

214.Когда Вы идете по тротуару, то стараетесь перешагивать через трещины или другие линии на нем.

215.Если бы позволили условия, вы могли бы принести большую пользу людям.

216.Когда Вы попадаете в компанию веселых друзей, Ваши заботы исчезают.

217.В веселой компании Вам бывает неудобно дурачиться вместе с другими.

218.Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным способом.

219.Вам неловко входить в комнату, где уже собрались и разговаривают люди.

220.В семье Вы совершенно независимы, и Вам не приходится придерживаться установленных в ней порядков.

221.Вы совершаете много поступков, о которых потом жалеете (больше и чаще чем другие).

222.Вы знаете, кто виноват в большинстве Ваших неприятностей.

223.Иногда Вам хочется что-нибудь разбить.

224.Вы не боитесь крови, и Вам не становится плохо при виде ее.

225.У Вас прерывистый и беспокойный сон.

226.Вы считаете, что большинство людей не остановятся перед тем, чтобы солгать в своих интересах.

227.Временами, когда Вы смущены, Вы сильно потеете, и это вам очень неприятно.

228.Вас беспокоит возможность заразиться какой-нибудь болезнью.

229.Вам трудно начинать какое-нибудь дело.

230.Прежде чем что-нибудь сделать или принять решение (даже в мелочах), Вам приходится подумать.

231.Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

232.Временами вы ощущаете странные запахи.

233.В детстве и юности вы любили свою мать.

234.Временами вам очень хочется нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

235.Вы верите, что всегда, в конце концов, торжествует справедливость.

236.Вам хочется спать днем ,а не ночью.

237.У Вас часто выступают красные пятна на шее.

238.Вам часто случалось подчиняться родителям, даже если Вы считали что они не правы.

239.Вы наметили для себя жизненную программу, основанную на сознании долга и стараетесь ее придерживаться.

240.Иногда вы немного сплетничаете.

241.Вы любите футбол.

243.Вы не раз замечали, что незнакомые люди смотрят на Вас критически.

244.Иногда Вы дразните животных.

245.Вас легко отговорить от какого-нибудь намерения.

246.Вы любите бывать на вечерах и встречах.

247.С вами происходили (или происходят) странные вещи.

248.Вы предпочитаете не заговаривать с людьми, пока они сами к Вам не обратятся.

249.Ваша речь такая же, как и всегда (не ускорена и не замедлена, не труднее выговаривать слова, нет хрипоты).

250.Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.

251.У Вас очень часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.

252.Кое-кто затаил злобу против Вас.

253.Временами вы уверены в собственной бесполезности.

254.В последние годы Ваше самочувствие в основном было хорошим.

255.За последнее время у Вас ухудшилось зрение.

256.Вы теперь ежедневно пьете намного больше воды, чем прежде.

257.Вы считаете себя человеком нервным.

258.Вам стало труднее понимать содержание прочитанного.

259.Вы легко можете заплакать.

260.У Вас есть привычка считать разные ненужные вам вещи, например, лампочки, освещенные окна и т.д.

261.Вы любите детально изучать вещи, которыми вы занимаетесь, и читать о них.

262.Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.

263.Вы считаете, что ваша мать хорошая женщина.

264.Ваши родные обращаются с вами, как с ребенком, а не как со взрослым.

265.Кто-то пытается ограбить вас.

266.У Вас страсть к перемене мест, и Вы счастливы только находясь в дороге.

267.Вы считаете, что за Вами следят.

268.Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

269.Временами вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решение.

270.Если у Вас есть возможность получить что-нибудь дефицитное и очень вам нужное без очереди, по знакомству, то вы этим воспользуетесь.

271.Вам скучно слушать разговоры о модах.

272.Вы вполне уверены в себе.

273.Вам хотелось бы играть на сцене.

274.Время от времени Вы испытываете ненависть к членам своей семьи, которых обычно любите.

275.Бывали случаи, когда вы делали вид, что больны, чтобы избежать чего-нипбудь.

276.В детстве Вы принадлежали к компании, где все стояли друг за друга несмотря ни на что.

277.У Вас бывают периоды, во время которых вы необычно веселы без особой причины.

278.Вы часто упускаете разные возможности, потому что не в состоянии вовремя принять решение.

279.Иногда у Вас пропадает или изменяется голос, даже если вы в это время не простужены.

280.Вам безразлично, что думают о вас другие.

281.Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома.

282.Вы любите, чтобы окружающие знали вашу точку зрения.

283.Вас беспокоят мысли о вашем материальном и служебном положении.

284.Ваше физическое здоровье не хуже, чем у большинства ваших знакомых.

285.У Вас устают глаза от долгого чтения.

286.Вас почти все время беспокоит ощущение чего-то постороннего в носу или голове.

287.Почти каждый месяц вы ходите в театр.

288.Вы редко беспокоитесь о своем здоровье.

289.Вы часто потеете, даже в прохладную погоду.

290.Иногда ни с того, ни с сего Вам в голову приходят какие-нибудь нехорошие слова, часто ругательства, от которых Вы не можете избавиться.

291.Вы обидчивее, чем большинство других людей.

292.Вам достаточно того внимания и участия, которое Вам уделяется.

293.В детстве и юности Вы любили своего отца.

294.Вы легко можете заставить человека бояться Вас и иногда делаете это ради собственного удовольствия.

295.Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.

296.Вы не боитесь иметь дело с деньгами.

297.Кто-нибудь пытался воздействовать на Ваше мышление.

298.Ваше настроение не бывает подолгу плохим: почти всегда что-нибудь интересное и веселое улучшает его.

299.Когда Вам скучно, Вы стараетесь устроить что-нибудь веселое.

300.Вы не каждый день прочитываете всю газету.

301.Вы любите поэзию.

302.Вам часто хотелось быть женщиной, а если вы женщина, то никогда об этом не жалели.

303.Вам хотелось быть певцом (певицей).

304.Ваши руки стали неловкими.

305.Иногда Вам бывает трудно мочиться, или наоборот, сдерживать позывы.

306.Вы охотно провели бы свой отпуск в доме отдыха или в коллективном туристском походе.

307.Вас легко переспорить.

308.Часто у вас звенит или шумит в ушах.

309.Знакомиться с людьми вам труднее, чем другим.

310.Вы против того, чтобы подавать милостыню.

311.У Вас были неприятности из-за Вашего поведения, связанного с вопросами пола.

312.Вам часто приходилось встречать людей, которые считались специалистами ,а на самом деле знали не больше Вашего.

313.Вы очень раздражительны, если к вам обращаются за советом или ещё как-нибудь мешают Вам, когда Вы заняты важной работой.

314.Вы очень легко устаете.

315.Большую часть времени вы чувствуете общую слабость.

316.Когда Вы притрагиваетесь к темени, то чувствуете болезненность.

317.У Вас никогда не было ни припадков, ни судорог.

318.По сравнению с большинством людей Вы достаточно способны и сообразительны.

319.Иногда Вы не уступаете людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа.

320.Часто Вы переходите на другую сторону улицы, чтобы не встретиться с кем-нибудь из знакомых.

321.Иногда Вам приятно причинять боль или неприятности людям, которых Вы любите.

322.У Вас никогда не было параличей или необычной слабости в руках и ногах.

323.Вы считаете, что Ваш отец хороший человек.

324.Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.

325.Раз в месяц (или чаще) у Вас бывает понос.

326.Вы замечаете, что слух у Вас хуже, чем у большинства людей.

327.Вашим мышлением кто-то управляет.

328.Когда несколько человек попадают в неприятную историю, им лучше условиться, что потом говорить.

329.У Вас почти все время пересыхает во рту.

330.Иногда Вы откладываете на завтра то, что должны были сделать сегодня.

331.Если бы Вы были журналистом, то предпочли бы писать о театре.

332.Если бы Вы были художником, то охотно рисовали бы цветы.

333.Вам нравится бывать в обществе людей, которые любят подшучивать друг над другом.

334.Дурные предчувствия всегда оправдываются.

335.Вы помните периоды, когда у Вас был такой прилив сил, что казалось, можно было обходиться без сна по несколько суток подряд.

336.Когда Вы играете, то предпочитаете играть на что-нибудь.

337.Когда вы что-нибудь делаете, то все время невольно отвлекаетесь.

338.У Вас бывают приступы астмы и крапивница.

339.Бывало,что Вы подвергали себя опасности из-за любви к риску.

340.Вы очень редко ссоритесь с членами своей семьи.

341.В детстве вы одно время совершали мелкие кражи.

342.Вам бывает трудно отложить начатое дело даже ненадолго.

343.Если вам делают приятное, то вас обычно интересует, что за этим кроется.

344.Часто вас беспокоят боли в сердце или груди.

345.Иногда Вам бывало трудно сохранять равновесие во время ходьбы.

346.Вас часто беспокоит желудок.

347.Вы верите, что в будущем люди будут жить намного лучше ,чем теперь.

348.С памятью у Вас всё благополучно.

349.Иногда Вы так настаиваете на чем-нибудь, что люди начинают терять терпение.

350.Иногда Вам приходят в голову странные, необычные мысли.

351.Временами Вам бывало приятно, если вам причинял страдания другой человек.

352.Вы отказываетесь играть в некоторые игры, потому что у Вас это плохо получается.

353.У Вас бывали периоды во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.

354.Бывает, что Вы громко смеетесь без причины.

355.Вы верите, что некоторые люди одним прикосновением могут исцелить болезнь.

356.Каждую неделю Вам снятся кошмары.

357.Вас пытались отравить.

358.В половом отношении женщины должны быть так же свободны, как и мужчины.

359.Толкование снов может помочь принимать правильное решение.

360.В игре Вы предпочитаете выигрывать.

361.Вам хотелось бы быть журналистом.

362.Вы охотно читаете книги о любви.

363.Вы любите ходить в гости или другие места, где бывает шумно и весело.

364.Вам часто приходится отстаивать что-нибудь, что Вы считаете правильным.

365,Вы очень часто не в курсе дел и интересов тех людей, которые Вас окружают.

366.Если дело не клеится, Вам тут же хочется его бросить.

367.Большинство людей довольны своей жизнью более, чем Вы.

368.Вы легко сходитесь с людьми и хорошо себя чувствуете в обществе.

370.Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

371.У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.

372.У Вас бывает чувство, что трудностей так много, что преодолеть их невозможно.

373.У Вас почти всегда болит голова.

374.У Вас редко болит голова.

375.Часто у вас бывают подергивания в мышцах.

376.Несколько раз в неделю Вас беспокоит изжога.

377.В хорошую погоду настроение у вас обычно улучшается.

studfile.net

ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ | Березин Ф.Б. Персональный сайт

Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

 

Шкала L

 

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характера.

Принадлежность к профессиональной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результатах свыше 80 Т-баллов — недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, невзирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, имеющихся в распоряжении исследователя.

 

Шкала F

 

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как «верные» лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методики многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат о шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следит считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении исследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обусловливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может раскладывать карточки пне всякой связи с их смыслом (если он стремится избежать исследования) или признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологическую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (нарушение сознания, бред и т. п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических расстройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недостоверный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его интерпретации. Наконец, к недостоверному результату могут приводить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утверждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ретестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно высокий уровень профиля на шкале F (отклонение от средней на 1,5—2σ) может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и соответственно чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного склада, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному («богемному») поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля на шкале F может отмечаться у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи также обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение на шкале F (отклонение от средней на 1,0—1,5σ) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловливают низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

 

Шкала К

 

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте теста MMPI эта шкала первоначально предназначалась только для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. С целью коррекции указанной тенденции результат, полученный по шкале К, добавляется к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. В наибольшей степени эта тенденция сказывается на результатах, получаемых по седьмой и восьмой шкалам, в связи с чем к первичному результату, полученному по этим шкалам, первичный результат по шкале К добавляется полностью. В меньшей мере он сказывается на результатах, полученных по первой и четвертой шкалам, поэтому при коррекции к первичному результату, полученному по первой шкале, добавляется 0,5, а к результату, полученному по четвертой, 0,4 первичного результата по шкале К. В наименьшей степени эта тенденция влияет на результат, полученный по девятой шкале; при коррекции к первичному результату по этой шкале добавляется 0,2 первичного результата по шкале К. Результаты, полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К и поэтому не корригируются описанным образом.

Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выраженное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренное повышение профиля на шкале К) описанные тенденции не нарушают адаптацию индивидуума, а даже облегчают ее, обусловливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обусловливают у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале’ К может рассматриваться как прогностически благоприятный признак.

Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F — К. Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в методике многостороннего исследования личности составляет -7 для мужчин и -8 для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F — К составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учитываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F — К, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F — К может также указывать на аггравацию. Снижение индекса F — К отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических нарушений.

berezin-fb.su

Тестовые материалы к курсу Психодиагностика Омск – 1998

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Тестовые материалы

к курсу Психодиагностика

Омск — 1998

Печатается по решению

Редакционно-издательского

Совета Омского государственного

педагогического университета

И.А.Вишняков, В.В.Усольцева. Тестовые материалы к курсу Психодиагностика. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. – 134с.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В нем содержатся инструкции, тексты вопросов и заданий, ключи и принципы обработки тестов, используемых при изучении дисциплины «Психодиагностика». Эти материалы будут полезны всем практикующим психологам.

Рецензент: к. психол. н., доцент Ф.З.Кабиров

ISBN 5-8268-0233-2

 Омский государственный педагогический университет, 1998 г.

От составителей

Данные материалы содержат комплект тестов, используемых при комплексном психодиагностическом изучении личности взрослого человека. В данный комплект входят личностные тесты, тесты на определение отдельных социальных особенностей человека, тесты изучения эмоциональных особенностей, особенностей общения и психо-функциональных состояний.

К каждой конкретной методике даются инструкции, текст вопросов, ключи или принципы для обработки. Если есть необходимость, то дается бланк для ответов испытуемого. В этой брошюре нет подробных интерпретаций, так как ее предназначение другое: дать комплект тестовых материалов для студента. Ну а подробные интерпретации и толкования различных тестовых результатов можно найти в соответствующей психодиагностической литературе.

Авторы обращаются к пользователям данных материалов с напоминанием: тест, известный испытуемому, не работает, он умирает для профессионального сообщества психологов. Поэтому, будьте внимательны с данной книжкой. Действуйте так, чтобы она не попала в посторонние руки.

Методика многостороннего исследования личности

(Тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым. Вариант 377 вопросов).

В пособии представлены инструкция, текст вопросов и ключ к тексту. Комментарии к обработке и анализу результатов смотрите в книге: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., «Фолиум», 1994.

1. Инструкция

В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответов.

1.Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответов.

2.Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.

3.Номер на бланке ответов соответствует номеру утверждения. Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиком левый квадратик рядом с соответствующим номером (этот квадратик расположен в колонке, обозначенной буквой «В». Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соответствующего номера (этот квадратик расположен в колонке ,обозначенной буквой «Н».

4.Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, не пропуская ни одного. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения. 5.Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно, и неверно, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.

6.Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

7.При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

8.Не следует бояться ошибок в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.

9.Если Вы не можете принять решение самостоятельно, то старайтесь, чтобы таких утверждений было как можно меньше .Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.

10.При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.

studfile.net