Основатель экспериментальной психологии в россии: История советской и российской психологии

Вундт Вильгельм. Большая российская энциклопедия

Психологи

Области знаний:
Экспериментальная психология сознания
Другие наименования:
Вундт Вильгельм Максимилиан
Дата рождения:
1832 год
Дата смерти:
1920 год
Историческое государство:
Германская империя
Современное государство:
Германия
Сфера деятельности:
Общая психология

Вундт Ви́льгельм, Вильгельм Максимилиан Вундт (Wilhelm Maximilian Wundt) (16.8.1832, Неккарау, Баден, ныне в составе Мангейма, Баден-Вюртемберг – 31.8.1920, Гросботен близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ. С 1858 г. работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском университете, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологическими проблемами восприятия. В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschen- und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стремился объединить естественно-научный подход к феноменам сознания с элементами эмпирической философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля. С 1864 г. – профессор антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 г. – профессор индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпцигском университете, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием научной психологии и её институциональным отделением от философии. В 1879 г. на собственные средства организовал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию (с 1883 – Институт экспериментальной психологии Лейпцигского университета). В этом институте учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологических школ, в том числе российских, – В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу института Вундта строились все психологические лаборатории того времени. Лекции Вундта пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.

По Вундту, психология – наука о феноменах сознания, опирающаяся на экспериментальный метод (экспериментальную интроспекцию) и использующая в качестве теоретических моделей аналогии из химических исследований («ментальная химия»), например поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия. Вундт стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологического редукционизма: физиологический и психологический процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизического параллелизма). Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции, но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т. п.). Вслед за Г. В. Лейбницем Вундт исходил из существования двух уровней сознания – перцепции и апперцепции. Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей, то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции – творческого синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в фокус внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологической причинности (например, зависимость части от целого).

Вундт разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие – неудовольствие», «напряжение – расслабление», «возбуждение – успокоение». В 20 в. эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа.

В течение последних 20 лет жизни Вундт работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–1920), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистической антропологии В. фон Гумбольдта и «этнической психологии» немецких учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов. По Вундту, в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, т. к. здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психической активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов. Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексические и грамматические элементы. Идеи Вундта оказали большое влияние на языкознание начала 20 в. , в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.

В работах по логике Вундт подчёркивает психологическую природу нормативных для мышления человека логических законов. В этике Вундт был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность – целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.

В инициированной Вундтом продолжительной дискуссии о границах применения экспериментального метода в психологии в числе его основных оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).

Величковский Борис Митрофанович

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:42 (GMT+3)

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна.
    Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Испытуемый
  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
  • Психологический эксперимент
  • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

[Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями. ]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

архитектура, экспериментальная психология и техники субъективизма в Советской России, 1919-1935 гг.

Показать запись простого элемента

Продуктивное бессознательное: архитектура, экспериментальная психология и техники субъективности в Советской России, 1919-1935

dc.contributor.advisor Марк Ярзомбек. en_US
dc.contributor. author Вронская Алла en_US
dc.contributor.other Массачусетский технологический институт. Департамент архитектуры. en_US
dc.date.accessioned 2015-01-20T17:54:48Z
dc.дата.доступно 2015-01-20T17:54:48Z
dc.date.issued 2014 en_US
dc.identifier.uri http://hdl.handle.net/1721.1/93020
dc.description Диссертация: доктор философии в области истории и теории архитектуры, Массачусетский технологический институт, факультет архитектуры, 2014. en_US
dc.description Каталог из PDF-версии диссертации. «Сентябрь 2014». en_US
dc.description Включает библиографические ссылки (страницы 377-405). en_US
dc.description.abstract В диссертации исследуется, как советская архитектура использовала достижения экспериментальной психологии для преобразования человеческой субъективности в межвоенный период, особенно в годы, определенные первой пятилеткой экономического развития (1928-1932). В этой программе форсированной модернизации каждый ресурс, включая человеческую мускульную, интеллектуальную и эмоциональную энергию, должен был быть направлен на построение промышленно развитой экономики. Вдохновленные исследованиями бессознательных, физиологических реакций на визуальные раздражители и сопутствующим им поворотом к психологизму в философии науки, советские архитекторы, художники и бюрократы переосмыслили архитектурное произведение как замысел субъективного восприятия, целью которого было создание энергетического субъект, который будет активно и эффективно участвовать в реализации Плана. В диссертации рассматриваются три эпизода, в которых советская архитектура и дизайн стремились контролировать бессознательное, чтобы произвести новый энергетический субъект. В первой части исследуются теоретические исследования бессознательного восприятия, проведенные рационалистическим архитектурным движением Николая Ладовского, которое, следуя философии эмпириокритицизма, стремилось экономить энергию восприятия. Второй иллюстрирует, как теория бессознательного проверялась и развивалась экспериментально, оценивая программу росписи стен, разработанную архитектором Моисеем Гинзбургом, дизайнером Баухауза Хиннерком Шепером и другими, как художественную и архитектурную дисциплину, стремящуюся производить рабочую энергию. Третий и последний эпизод иллюстрирует практическое применение бессознательного восприятия в московском Центральном парке культуры и отдыха под руководством Бетти Глан, где творческая энергия вызывалась материальными объектами и пространственной средой. en_US
dc.описание.сведения об ответственности Алла Геннадьевна Вронская. en_US
dc.format.extent 405 страниц en_US
dc.language.iso eng en_US
dc.publisher Массачусетский технологический институт en_US
DC.rights M. I.T. диссертации защищены авторским правом. Их можно просматривать из этого источника для любых целей, но воспроизведение или распространение в любом формате запрещено без письменного разрешения. См. предоставленный URL-адрес для запросов о разрешении. en_US
dc.rights.uri http://dspace.mit.edu/handle/1721.1/7582 en_US
dc.subject Архитектура. en_US
dc.title Продуктивное бессознательное: архитектура, экспериментальная психология и техники субъективности в Советской России, 1919-1935 гг. en_US
dc.title.alternative Архитектура, экспериментальная психология и техники субъективизма в Советской России, 1919-1935 en_US
тип постоянного тока Тезис en_US
dc.description.степень Кандидат архитектуры в области истории и теории архитектуры en_US
dc. contributor.department Массачусетский технологический институт. Департамент архитектуры
dc.identifier.oclc 899214097 en_US



Файлы в этом элементе

Имя:
899214097-MIT.pdf
Размер:
41.51Мб
Формат:
ПДФ
Описание:
Полная версия для печати

Посмотреть/ Открыть

Этот предмет появляется в следующих коллекциях:

  • Докторские диссертации

Показать запись простого элемента

В этот день в 1902 Родился Александр Лурия

Викикоммонс

Александр Лурия родился в еврейской семье в Казани, Россия. Его отец был профессором медицины в Казанском университете. Лурия начал свои студенческие годы в Казанском государственном университете по языку и литературе, но его увлек психоанализ. Он основал Казанское психоаналитическое общество и переписывался с Зигмундом Фрейдом, прежде чем окончил его в 1919 году.21. Лурия хотел, чтобы область психологии объединила обобщения естественных наук с глубоким пониманием индивидуальной психологии, предлагаемым гуманитарными науками.

Его ранние исследования были попыткой объединить экспериментальные методы с психоаналитической техникой свободных ассоциаций. В эксперименте по повышению эффективности труда в советской лаборатории Лурия использовал эти методы для изучения влияния утомления на умственную деятельность. Рабочих, испытывающих разную степень усталости, просили свободно ассоциировать заданные словесные стимулы, пока Лурия записывал время их реакции. Это исследование принесло ему место в Московском государственном институте экспериментальной психологии, и в 1919 году он переехал в Москву. 23.

В Москве Лурия разработал свой «комбинированный двигательный метод», ставший всемирно известным психодиагностическим методом. Сначала испытуемых просили одновременно выполнять несколько задач, реагируя на вербальные стимулы. После того как исходный уровень координации испытуемого был установлен в результате этих предварительных испытаний, экспериментатор вводил словесный стимул, основанный на гипотезе о мыслях испытуемого. Затем тип и продолжительность нарушений координации испытуемых использовались для реконструкции их мыслительных процессов. Комбинированный двигательный метод Лурии послужил ранним детектором лжи и использовался в системе уголовного правосудия.

В 1924 году Лурия познакомился с советским психологом Львом Выготским. Они основали кружок Выготского-Лурия, который пытался разработать теорию «культурно-исторической психологии», которая стремилась объяснить единство разума, мозга и культуры в развитии человека в определенных условиях. В начале 1930-х годов это исследование привело Луриа в Среднюю Азию, где он исследовал, как изменения в экономических и образовательных возможностях повлияли на развитие восприятия, решения проблем и памяти. Он пришел к выводу, что дети из неблагополучных семей не были «более отсталыми», чем образованные, а просто усвоили другие категории и культурные инструменты из своего окружения. Исследования близнецов также помогли Лурии отличить социальные факторы от генетических в психологическом развитии.

Он поступил в медицинский институт в конце 1930-х годов и специализировался на афазиях (нарушениях речи из-за повреждения головного мозга). Начало Второй мировой войны сделало опыт Лурии крайне важным для советских властей, которые пытались справиться с травмами, полученными солдатами. На основе своей клинической работы с жертвами войны с травмами головного мозга он создал как набор нейропсихологических тестов, так и учебник, которые используются до сих пор.

Антисемитская дискриминация после войны вынудила Лурия перейти в Институт дефектологии, где он изучал развитие речи и мышления у умственно отсталых детей. Он пришел к выводу, что языковые реакции формируют двигательные реакции, оформив свое исследование в терминах Павлова, потому что это была модель психологических исследований, санкционированных Сталиным и советскими властями.