Основные представители бихевиоризма: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители

бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.  п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ,  или фрейдизм,  – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же – надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга – сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же – большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом – сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Так, «Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Гештальтпсихология  – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Основные теоретические положения

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия.  В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Принципы гештальтизма

Свойства восприятия: константы (величины, значение которой не меняется), фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе)

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

 

Гештальт-психология также уделяла внимание развитию мышления. Кроме Вейтгеймера в этой области работали также такие ученые как К. Дункер и Н. Майер. Гештальт-психологи видели мышление как единый процесс, однако считали возможным определить в нем последовательные этапы.

  • Первый этап – осознание задачи или вопроса, которые необходимо решить.
  • Второй этап – поиск решения (упорядочивание, перестроение, объединение и другие действия).
  • Третий этап – получение решения путем инсайта (инсайт (введенный гештальтпсихологами термин)– внезапное озарение, понимание, которые приходят к человеку после поисков ответа, концентрации над решением какой-либо задачи).
  • Четвертый этап – поиск путей и возможностей для реализации и воплощения в жизнь найденного решения.

Основная задача гештальт-терапии — помочь человеку как можно более полно осознавать свой внутренний мир (собственные чувства, эмоции, потребности, мыслительные процессы, желания, телесные ощущения) и внешний мир (окружающую действительность, отношения между людьми и др.). Все это позволит человеку стать целостной и гармонично развитой личностью. В ходе практики гештальт-терапии человек учится избавляться от различных невротических симптомов, сознательно выбирать собственное поведение и жить наполненной и осознанной жизнью. Он больше не зависит от мнения и влияния других людей и не ведет никаких игр и манипуляций с другими. Человек учится быть настоящим, искренним и подлинным.

Гуманистическая психология  – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Ведущие представители этого направления: 

Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 1).

Пирами́да потре́бностей  отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory).

 

Генетическая психология  – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж.  Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Данная наука исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики, и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это искусство спрашивать.

Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.

Проблема познания («эпистемологическая проблема») не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности.

Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.

Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

Индивидуальная психология (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.

В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури­рованную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично­сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув­ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из­вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стиму­лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки­вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия­ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных бессознательных чувства — неполно­ценности и стремления к превосходству — представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз­действует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой не­достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули­руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств — компенсация.

Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

Основные методы индивидуальной психологии – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

 

Основные направления современной психологии

метки:Человек, Психология, Реакция, Фрейд, Поведение, Направление, Стимул, Существо

Лекция 2. Основные направления современной психологии. (2 часа)

Бихевиоризм: основные психологические положения и представители (Дж. Уотсон, Торндайк).Психоанализ и неофрейдизм (з. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм).

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

Исторический путь развития психологии в России.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е годы XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

В начале XX века в психологической науке сформировались основные научные школы (направления): бихевиористская, психоаналитическая, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология.

 

Бихевиоризм как наукао поведении

 

Основоположником бихевиоризма явился Дж. Уотсон (1878-1958 гг.).

Его работа «Психология с точки зрения бихевиориста» (191З г. ) положила начало этому направлению. Предметом бихевиоризма Уотсон провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике (англ. behavio(u)rism-behaviour – поведение).

Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, то есть человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

«Основная задача бихевиоризма, – подчеркивает Уотсон, – заключается в накоплении наблюдений за поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или – если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. Формула «стимул-реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения за счет введения внутренних процессов по схеме (S – R), развивающихся в организме под влиянием стимула, влияющих на реакцию, представляют различные варианты необихевиоризма.

5 стр., 2394 слов

Классический бихевиоризм Уотсона

… Уотсон Джон Б. умер 25 сентября 1958 года. Бихевиористская теория Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций … Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что выросла из …

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен(1886-1959 гг.) в книге «Целевое поведение животных и человека» (1932 г.) Он различал три разновидности детерминант поведения: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т. е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения (цели) и познавательные процессы.

В необихевиоризме выделяют в основном два направления, связанные с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера.

К. Халл(1884-1952 гг.), в отличие от Уотсона, вместо схемы «стимул-реакция» вводит формулу «стимул – организм – реакция», где организм – это некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потреб-ность определяет характер поведения. От силы потребности зависит сила реакции.

Б. Скиннер (1904-1990 гг.) выдвинул теорию оперантного бихевио-ризма. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Процесс приспособления к среде обитания строится на основе активных проб – воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, Скиннер назвал оперантными, и именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.

Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы Скиннер описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека – как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Вся культура – литература, живопись, эстрада – оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Скиннер трансформирует понятия свободы, ответственности, достоинства, фактически исключает их из реальной жизнедеятельности человека («по ту сторону свободы и достоинств»).

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Основоположником бихевиоризма явился Дж. Уотсон (1878-1958 гг.).

Его работа «Психология с точки зрения бихевиориста» (191З г.) положила начало этому… «Основная задача бихевиоризма, – подчеркивает Уотсон, – заключается в… Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное…

Психоанализ 3. Фрейда

 

Пожалуй, в истории психологии вряд ли найдется теоретическая концепция, так сильно повлиявшая на цивилизацию XX века, как психоанализ. Его идеи оказали столь широкое и мощное воздействие на психологию, дали направление, в котором до сих пор развивается неофрейдистская линия в психологии. Человек предстал в психоанализе не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как находящееся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)

… “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению.Он под чинён неумолимым влечениям, … оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами …

Психика человека была понята как поле непрерывного конфликта между силами инстинкта, рассудка и сознания. Это сложное взаимодействие конкурирующих между собой инстинктов, мотивов, влечений, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. З. Фрейд(1856-1939 гг.) выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая значимость этих вопросов обусловили тот большой резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами. В противовес господствующей интроспек-тивной психологии, делающей главный акцент на изучение собственно сознания, которым исчерпывается сфера психического. Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна сознанию, то они носили умозрительный характер, далекий от реальных процессов поведения. Ключевым для Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что сознание, интеллект – лишь маскировка этих сил, а не средство активного отражения реальности и все более углубленного осмысления ее. 3. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и разработал пути подхода к нему.

Содержание, которое является бессознательным в данный момент, но которое может быть в принципе осознано, называется у Фрейда предсознательным. Его Фрейд отличает от собственно бессознательного, о существовании которого в собственной психике человек не только не догадывается, но и энергично скрывает наличие подобных содержаний в его душе, потому что они кажутся ему несовместимыми с моральными и этическими нормами, принятыми в обществе, с его собственным «Я», и подвергаются вытеснению в бессознательное. Но вытесненное в бессознательное желание продолжает существовать в человеческой психике и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя (истерические симптомы, сновидения, ошибочные действия).

Бессознательное, по Фрейду, не имеет строгой структуры, но оно объединено единым принципом удовольствия и включает в себя слепые, инстинктивные силы: агрессивные и сексуальные влечения, которые находятся в постоянном конфликте с «Я» и «Сверх-Я». Организацию психической жизни, как видим, Фрейд представляет в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго).

Под «Оно» (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция «Я» (эго).

«Эго» следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. «Эго» — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны и ответными двигательными реакциями – с другой. К функциям «эго» относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от «Оно»).

14 стр., 6737 слов

Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические …

… краткую характеристику мнения основных школ классической психологии на детерминанты поведения человека. В психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или «вытесненными» в бессознательное аффективными … Полемизируя с 3. Фрейдом, который однажды заметил, что с появлением чувства голода все индивидуальные различия в поведении людей стираются, В. Франкл …

Особое значение придавалось «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если «Оно» предопределено генетически, а «Я» – продукт индивидуального опыта, то «Сверх-Я» – продукт влияний, исходящий от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

3. Фрейд объяснял наличие чувства вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т.д. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством, которого сексуальная запретная энергия, перемещаясь на не сексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о «Я» и о сознании, истолковать «Я» как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Можно принимать или оспаривать идеи, выдвинутые 3. Фрейдом (о значении бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека, о психологической защите как средстве сохранения «Я», о детской сексуальности, о психосексуальных стадиях в развитии человека и др.), однако необходимо отдать им должное и признать их мощное, глубокое и прочное влияние на современный мир. Дальнейший этап в развитии психологии ознаменовался появлением многочисленных теорий, авторы которых, отталкиваясь от 3. Фрейда, стремились либо расширить его подход к личности, либо пересмотреть его.

Многие ученые остались верны психоанализу, они шлифовали его теоретическую систему, другие заняли собственные, нередко антагонистические позиции. Два наиболее выдающихся теоретика А. Адлер и К. Юнг, вырастая из психоаналитического движения, создали совершенно самостоятельные теории, соперничающие с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

… работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: … взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева …

 

Пожалуй, в истории психологии вряд ли найдется теоретическая концепция, так сильно повлиявшая на цивилизацию XX века, как психоанализ. Его идеи… Психика человека была понята как поле непрерывного конфликта между силами… Содержание, которое является бессознательным в данный момент, но которое может быть в принципе осознано, называется у…

Гуманистическая психология

– третье и самое новое направление в психологии – предлагает радикально противоположную бихевиоризму и психоанализу точку зрения на человека и человеческую природу.

Гуманистические психологи (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что человек от природы хорош и способен к самосовершен-ствованию. Сама сущность человека, по их мнению, постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только общество и окружение активно не мешают этому процессу.

Гуманистическое направление в психологии исходит из того, что люди – активные, творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать свой стиль жизни. Авторы книги «Теории личности» Л. Хьелл и Д. Зиглер попытались обобщить то общее, что роднит и объединяет таких различных психологов, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Одним из важнейших принципов гуманистической психологии является экзистенциалистский взгляд на человека:

· каждый человек живет как «сущий в мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и смерть. Каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»;

· каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, и тогда «жизнь есть то, что мы из нее Делаем»;

· только, сами люди, брошенные в водоворот жизни, ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.

Психологи гуманитарного направления подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта («Я и есть мой выбор»).

Гуманистическая психология основывается на концепции становления. Человек всегда находится в процессе становления. Следовательно, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и социальных побуждений.

Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти и отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Избегать свободы и ответственности за свой выбор, значит, быть неподлинным, вести себя предательски и жить в отчаянии, безнадежности.

Психологи гуманистического направления утверждают, что единственная реальность, известная кому-либо, – это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Это феноменологическое, или «здесь и сейчас» направление. Они подчеркивают важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто», – утверждает А. Маслоу. Чтобы изучить поведение, надо постичь внутренний мир, субъективный опыт. Иными словами, субъективный опыт – ключ к поведению, только субъективные переживания ответственны за опыт.

11 стр., 5455 слов

Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

… разумных существ, исходя из опыта, а опыт не допускает такого сравнения. Следовательно, для того чтобы указать человеку его класс в … и в этом смысле человек по своим врожденным задаткам (от природы) добр; но так как и опыт показывает [нам], …   По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми …

Человека необходимо рассматривать как целостную личность. Иной подход, считают психологи-гуманисты, менее продуктивен.

 

Гуманистические психологи (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что человек от природы хорош и способен к самосовершен-ствованию. Сама… Гуманистическое направление в психологии исходит из того, что люди – активные,… Одним из важнейших принципов гуманистической психологии является экзистенциалистский взгляд на человека:

Внимание | Определение, теории, аспекты и факты

вегетативная нервная система

См. все СМИ

Связанные темы:
центральное внимание автоматическое внимание принцип расхождения бдительность двухпроцессная теория внимания

Просмотреть все связанные материалы →

внимание , в психологии концентрация внимания на каком-либо явлении с исключением других раздражителей.

Внимание — это осознание того, что происходит здесь и сейчас, фокусным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым можно было распознать внимание других. Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях внимание человека «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.

Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущего осознания. Конечно, в мире постоянно происходит множество событий, каждое из которых воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые воздействуют на внимание, точно так же, как существуют репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было бы ожидать, что текущее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциальных переживаний индивидуум сосредотачивается или обращает внимание на какое-то ограниченное подмножество целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация множества входных сигналов и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реагирования являются областью деятельности мозга. Мозг обладает впечатляющими вычислительными возможностями, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и результатов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые аспекты истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в последующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века.век. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи ассоциировались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания. Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Срок апперцепция еще использовалась в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Однако Вундт был одним из первых, кто указал на различие между фокальными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле сознания (которое он назвал Blickfeld ), в котором находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ). Он предположил, что диапазон Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе «Принципы психологии» (1890 г.) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать и запоминать более эффективно и ускоряет их реакцию.

В 1906 г. другой выдающийся психолог У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основывался на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, требующей высокой степени внимания; второй измерял снижение внимания за счет снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что теперь обычно называют ориентировочной реакцией. У собак и других животных к ним относятся такие признаки внимания, как настороженные уши, поворот головы в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение, физиологические изменения, обнаруживаемые приборами. Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи пришли к выводу, что условный рефлекс (непроизвольная реакция, обусловленная вознаграждением) является основным строительным блоком всего человеческого обучения.

Позитивизм и бихевиоризм | Институт Мизеса

Что отличает область естественных наук от области наук о человеческой деятельности, так это категориальная система, к которой прибегают в каждой из них при интерпретации явлений и построении теорий. Естественные науки ничего не знают о конечных причинах; исследование и теоретизирование полностью руководствуются категорией причинности. Поле наук о человеческой деятельности — это орбита цели и сознательного стремления к цели; это телеологично.

К обеим категориям прибегал первобытный человек, и сегодня к ним прибегают все в повседневном мышлении и действии. Самые простые навыки и техники подразумевают знание, полученное путем элементарного исследования причинно-следственных связей. Там, где люди не умели искать отношения причины и следствия, они искали телеологическое истолкование. Они изобрели божеств и чертей, целенаправленным действиям которых приписывали определенные явления. Бог излучал молнии и гром. Другой бог, разгневанный некоторыми поступками людей, убил обидчиков, пуская стрелы. Злой глаз ведьмы сделал женщин бесплодными, а коров сухими.

Такие убеждения породили определенные методы действия. Поведение, приятное божеству, принесение жертв и молитва считались подходящими средствами, чтобы умилостивить гнев божества и предотвратить его месть; магические обряды использовались для нейтрализации колдовства. Постепенно люди пришли к пониманию того, что метеорологические явления, болезни и распространение чумы являются естественными явлениями и что громоотводы и антисептики обеспечивают эффективную защиту, в то время как магические обряды бесполезны. Только в современную эпоху естественные науки во всех своих областях заменили каузальное исследование финализмом.

Замечательные достижения экспериментального естествознания привели к возникновению материалистического метафизического учения — позитивизма. Позитивизм категорически отрицает, что какая-либо область исследования открыта для телеологического исследования. Экспериментальные методы естественных наук являются единственными подходящими методами для любого исследования. Только они являются научными, в то время как традиционные методы наук о человеческой деятельности являются метафизическими, то есть, в терминологии позитивизма, суеверными и ложными. Позитивизм учит, что задачей науки является исключительно описание и истолкование чувственного опыта. Он отвергает интроспекцию психологии, как и всех исторических дисциплин. Он особенно фанатичен в своем осуждении экономики.

Огюст Конт, ни в коем случае не основатель позитивизма, а всего лишь изобретатель его имени, предложил вместо традиционных методов рассмотрения человеческой деятельности новую отрасль науки — социологию. Социология должна быть социальной физикой, построенной по эпистемологическому образцу ньютоновской механики.

План был настолько поверхностным и непрактичным, что не предпринималось никаких серьезных попыток его реализовать. Вместо этого первое поколение последователей Конта обратилось к тому, что они считали биологической и органической интерпретацией социальных явлений. Они свободно пускались в метафоры и вполне серьезно обсуждали такие проблемы, как то, что в социальном «теле» следует отнести к «межклеточному веществу». Когда нелепость этого биологизма и органицизма стала очевидной, социологи полностью отказались от честолюбивых притязаний Конта. Об открытии апостериорных законов социальных изменений уже не могло быть и речи. Различные исторические, этнографические и психологические исследования были выпущены под маркой социологии. Многие из этих публикаций были дилетантскими и запутанными; некоторые из них являются приемлемым вкладом в различные области исторических исследований.

С другой стороны, не имели никакой ценности сочинения тех, кто называл социологией свои произвольные метафизические излияния о непонятном смысле и конце исторического процесса, которые прежде назывались философией истории. Таким образом, Эмиль Дюркгейм и его школа возродили под апелляционным групповым разумом старый призрак романтизма и немецкую школу исторической юриспруденции, Volksgeist .

Несмотря на явный провал позитивистской программы, возникло неопозитивистское движение. Оно упрямо повторяет все заблуждения Конта. Этих писателей вдохновляет тот же мотив, что и Конта. Ими движет идиосинкразическое отвращение к рыночной экономике и ее политическим последствиям: представительному правительству, свободе мысли, слова и печати. Они стремятся к тоталитаризму, диктатуре и безжалостному подавлению всех инакомыслящих, считая, конечно, само собой разумеющимся, что они сами или их близкие друзья будут наделены верховной властью и властью заставить замолчать всех противников.

Граф без стыда выступал за подавление всех доктрин, которые ему не нравились. Самым навязчивым сторонником неопозитивистской программы, касающейся наук о человеческой деятельности, был Отто Нейрат, который в 1919 году был одним из выдающихся лидеров недолговечного советского режима в Мюнхене, а затем некоторое время сотрудничал в Москве с бюрократией большевиков. .1 Зная, что они не могут выдвинуть никаких убедительных аргументов против критики экономистами их планов, эти страстные коммунисты пытаются полностью дискредитировать экономическую теорию на эпистемологических основаниях.

Две основные разновидности неопозитивистских нападок на экономику — это панфизикализм и бихевиоризм. Оба претендуют на то, чтобы заменить чисто каузальным подходом к человеческим действиям телеологический подход, который они объявляют ненаучным.

Панфизикализм учит, что методы физики являются единственным научным методом всех отраслей науки. Он отрицает существование каких-либо существенных различий между естественными науками и науками о человеческой деятельности. Это отрицание стоит за лозунгом панфизикалистов «единая наука». Чувственный опыт, сообщающий человеку его информацию о физических событиях, дает ему также всю информацию о поведении его ближних.

«Прикладная наука социальной физики, социальной инженерии, может иметь дело с человеком так же, как технология имеет дело с медью и водородом».

Изучение того, как его товарищи реагируют на различные раздражители, по существу не отличается от изучения того, как реагируют другие объекты. Язык физики является универсальным языком всех без исключения отраслей знания. То, что нельзя выразить языком физики, есть метафизическая бессмыслица. Это высокомерная претензия со стороны человека полагать, что его роль во вселенной отличается от роли других объектов. В глазах ученого все вещи равны. Все разговоры о сознании, воле и стремлении к цели пусты. Человек — всего лишь один из элементов Вселенной. Прикладная наука социальной физики, социальной инженерии, может иметь дело с человеком так же, как технология имеет дело с медью и водородом.

Панфизикалист мог бы признать по крайней мере одно существенное различие между человеком и объектами физики. Камни и атомы не отражают ни свою собственную природу, свойства и поведение, ни человеческие. Они не проектируют ни себя, ни человека. Человек отличается от них хотя бы тем, что он физик и инженер. Трудно представить себе, как можно относиться к деятельности инженера, не понимая, что он выбирает между различными возможными линиями поведения и стремится к достижению определенных целей. Почему он строит мост, а не паром? Почему он строит один мост грузоподъемностью десять тонн, а другой — двадцать тонн? Почему он намерен строить мосты, которые не рушатся? Или это только случайность, что большинство мостов не рушится?

Если исключить из трактовки человеческого действия понятие сознательного стремления к определенным целям, то следует заменить его — действительно метафизической — идеей о том, что какая-то сверхчеловеческая сила ведет людей, независимо от их воли, к предопределенной цели: то, что привести в движение строителя моста был предопределенный план Geist или материальные производительные силы, которые смертные люди вынуждены выполнять.

Утверждение, что человек реагирует на раздражители и приспосабливается к условиям окружающей среды, не дает удовлетворительного ответа. На стимул, предлагаемый Ла-Маншем, некоторые люди отреагировали тем, что остались дома; другие пересекли его на гребных лодках, парусниках, пароходах или, в наше время, просто вплавь. Некоторые летают над ним на самолетах; другие расчетные схемы проходки тоннелей под него. Напрасно приписывать различия в реакции различиям сопутствующих обстоятельств, таких как состояние технологических знаний и предложение труда и капитальных благ. Эти другие условия также имеют человеческое происхождение и могут быть объяснены только с помощью телеологических методов.

Подход бихевиоризма в некоторых отношениях отличается от подхода панфизикализма, но он напоминает последний в его безнадежной попытке рассматривать человеческую деятельность без ссылки на сознание и с целью. Он основывает свои рассуждения на лозунге «приспособления». Как и любое другое существо, человек приспосабливается к условиям окружающей его среды. Но бихевиоризм не может объяснить, почему разные люди по-разному приспосабливаются к одним и тем же условиям. Почему одни люди избегают насильственной агрессии, а другие сопротивляются ей? Почему народы Западной Европы приспособились к скудости всего, от чего зависит человеческое благополучие, совершенно иначе, чем жители Востока?

Бихевиоризм предлагает изучать поведение человека по методам, разработанным зоопсихологией и детской психологией. Он стремится исследовать рефлексы и инстинкты, автоматизмы и бессознательные реакции. Но он ничего не сказал нам о рефлексах, которые строили соборы, железные дороги и крепости, об инстинктах, породивших философии, стихи и правовые системы, об автоматизмах, которые привели к росту и упадку империй, о бессознательных реакциях, которые расщепление атомов. Бихевиоризм хочет наблюдать за человеческим поведением извне и рассматривать его просто как реакцию на определенную ситуацию. Он тщательно избегает любых ссылок на смысл и цель. Однако ситуация не может быть описана без анализа смысла, который находит в ней заинтересованный человек. Если мы избегаем рассмотрения этого смысла, мы пренебрегаем существенным фактором, решающим образом определяющим способ реакции. Эта реакция не является автоматической, а полностью зависит от интерпретации и ценностных суждений индивида, который стремится создать, если это возможно, ситуацию, которую он предпочитает тому положению дел, которое преобладало бы, если бы он не вмешивался. Представьте себе бихевиориста, описывающего ситуацию, к которой приводит предложение о продаже, без ссылки на значение, которое каждая из сторон придает ему!

«Ситуацию нельзя описать без анализа смысла, который находит в ней заинтересованный человек.»

На самом деле бихевиоризм поставил бы вне закона изучение человеческой деятельности и заменил бы его физиологией. Бихевиористам так и не удалось прояснить разницу между физиологией и бихевиоризмом. Уотсон заявил, что физиология «особенно интересуется функционированием частей животного… С другой стороны, бихевиоризм, хотя он сильно интересуется всем функционированием этих частей, внутренне заинтересован в том, что будет делать все животное». 2 Однако такие физиологические явления, как сопротивляемость организма инфекциям или рост и старение особи, конечно, нельзя назвать поведением частей. С другой стороны, если такой жест хотят назвать движением руки (либо для удара, либо для ласки) поведением всего человеческого животного, то мысль может состоять только в том, что такой жест нельзя приписать какой-либо отдельной части. существа.

Но чем еще может быть это что-то, чему оно должно быть приписано, как не смыслом и намерением деятеля или той безымянной вещью, из которой происходят смысл и намерение? Бихевиоризм утверждает, что хочет предсказать поведение человека. Но невозможно предсказать реакцию человека, к которому другой обращается со словами «ты крыса», не обращаясь к тому смыслу, который человек, к которому обращаются, вкладывает в этот эпитет.

Обе разновидности позитивизма отказываются признать тот факт, что люди целенаправленно преследуют определенные цели. По их мнению, все события должны интерпретироваться в отношениях стимула и реакции, и для поиска конечных причин не остается места. В противовес этому жесткому догматизму необходимо подчеркнуть, что отказ от финализма в отношении событий вне сферы человеческой деятельности предписывается науке лишь недостаточностью человеческого разума. Естественные науки должны воздерживаться от рассмотрения конечных причин, потому что они не в состоянии открыть какие-либо конечные причины, а не потому, что они могут доказать, что никакие конечные причины не действуют. Сознание взаимосвязи всех явлений и закономерности в их соединении и последовательности, а также тот факт, что исследования причинно-следственных связей работают и расширяют человеческое знание, не исключают безапелляционно предположения о том, что конечные причины действуют во Вселенной.

Причина того, что естественные науки пренебрегают конечными причинами и занимаются исключительно исследованием причинности, заключается в том, что этот метод работает. Устройства, разработанные в соответствии с научными теориями, работают так, как предсказывали теории, и, таким образом, обеспечивают прагматическую проверку их правильности. С другой стороны, волшебные устройства не оправдали ожиданий и не свидетельствуют о волшебной картине мира.

Очевидно, что также невозможно удовлетворительно продемонстрировать с помощью рассуждений, что alter ego есть существо, целенаправленно преследующее цели. Но то же прагматическое доказательство, которое может быть выдвинуто в пользу исключительного использования каузальных исследований в области природы, может быть выдвинуто в пользу исключительного использования телеологических методов в области человеческой деятельности. Это работает, а идея обращения с мужчинами как с камнями или мышами не работает. Он работает не только в поиске знаний и теорий, но и в повседневной практике.

Позитивист тайком приходит к своей точке зрения. Он отказывает своим ближним в способности выбирать цели и средства для достижения этих целей, но в то же время заявляет о себе способность сознательно выбирать между различными методами научной процедуры. Он меняет свою позицию, как только дело касается инженерных проблем, будь то технологических или «социальных». Он разрабатывает планы и политику, которые нельзя интерпретировать как просто автоматические реакции на раздражители. Он хочет лишить всех своих товарищей права действовать, чтобы оставить эту привилегию только за собой. Он виртуальный диктатор.

Как говорит нам бихевиорист, человека можно рассматривать как «собранную органическую машину, готовую к работе». Он игнорирует тот факт, что в то время как машины работают так, как их заставляют работать инженер и оператор, люди бегают туда и сюда спонтанно. . «Человеческие младенцы, независимо от их наследственности, при рождении равны, как Форды»4. Исходя из этой явной лжи, бихевиорист предлагает управлять «человеческим Фордом» так же, как водитель ведет свою машину. Он действует так, как будто он владеет человечеством и призван контролировать и формировать его в соответствии со своими собственными замыслами. Ибо он сам выше закона, богопосланный правитель человечества.5

Пока позитивизм не объясняет философии и теории, а также вытекающие из них планы и политику, с точки зрения схемы стимул-реакция, он побеждает сам себя.

Эта статья взята из главы 11 Теория и история . Аудиоверсия этой статьи, взятая из готовящейся версии аудиокниги, прочитанной Джоном Пруденом.

  • 1. Отто Нейрат, «Основы социальных наук», Международная энциклопедия объединенной науки , Том. 2 , № 1.
  • 2. Джон Б. Уотсон, Бихевиоризм (Нью-Йорк, В. В. Нортон, 1930), с. 11.
  • 3. Уотсон, с. 269.
  • 4. Гораций М. Каллен, «Бихевиоризм», Энциклопедия социальных наук , 2, 498.
  • 5. Карл Мангейм разработал всеобъемлющий план по созданию «наилучших возможных» человеческих типов путем «преднамеренной» реорганизации различных групп социальных факторов. «Мы», , то есть Карл Мангейм и его друзья, определяем, чего требуют «высшее благо общества и душевное спокойствие личности». Затем «мы» обновим человечество. Для наше призвание — «запланированное управление жизнями людей». Мангейм, Человек и общество в эпоху реконструкции (Лондон, Рутледж и Кеган Пол, 1940), с. 222. Самое замечательное в таких идеях то, что в 30-х и 40-х годах они именовались демократическими, либеральными и прогрессивными.