Основные типы молодежных субкультур: какие существуют, список современных с описанием, особенности

Содержание

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА DIY

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. С. 69-72.
РАЗДЕЛ:   Культурология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Вольф Дарья Владимировна
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина

Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть молодежные субкультуры с точки зрения деятельностного подхода к пониманию культуры. Предлагается авторская типология молодежных субкультур по степени самореализации их участников в соответствующих социокультурных практиках. Автор классифицирует субкультуры как пассивные и активные, репродуктивные и продуктивные. Показано, что принцип DIY является действенным критерием для типологии молодежных субкультур и позволяет по-новому взглянуть на их сущность как участников культурно-исторического процесса.

Ключевые слова и фразы: молодежные субкультуры, субкультуры, типологии субкультур, do it yourself, принцип DIY, сделай сам, деятельностный подход, хардкор-панк, youth subcultures, subcultures, subcultures typology, DIY principle, do-it-yourself, activity approach, hardcore-punk

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аксютина О. А. «Если я не могу танцевать, это не моя революция!»: DIY панк/хардкор сцена в России. М.: Нота-Р, 2008. 336 с.
  2. Блохина М. В., Григорьев Л. Г. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 128 с.
  3. Вольф Д. В. Принцип DIY в контексте субкультуры хардкор-панка // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (22-23 ноября 2013 г.). Липецк: ЛГПУ, 2013. С. 36-41.
  4. Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп; АСТ, 1999. 528 с.
  5. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. 608 с.
  6. Матвеева С. Я. Субкультура в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ / под ред.
    И. Кучмаевой. М., 1987. С. 16-23.
  7. Мосиенко Л. В. Молодежная субкультура: проблема становления: монография. М.: Дом педагогики, 2010. 207 с.
  8. О’Хара К. Философия панка: больше чем шум! М.: Нота-Р, 2003. 206 с.
  9. Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures: Sex and Drugs and Rock’n’Roll? London: Routledge & Kegan Paul, 1980. 204 р.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Особенности молодежных субкультур, типы молодежных субкультур — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура (т.е. «не для всех» так как через молодежную субкультуру проходят не все молодые люди), нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Для молодежной субкультуры характерны следующие черты:

1. Молодежная субкультура – это некая социальная общность, в которой каждый представитель причисляет сам себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены подобной общности объединяются как в группы непосредственного контакта, например компании, «тусовки», так и в группы с виртуальным общением, например, киберпанки.

2. Вливание или включенность молодых людей в те или иные молодежные субкультуры влечет принятие и разделение ими ее мировосприятия, норм, манер, ценностей, выбор определенного стиля в поведении, стиля жизни, а так же внешних атрибутов, которые подчеркивают принадлежность к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон, татуировки и т.д.).

3. Молодежные субкультуры возникают или зарождаются, как правило, либо вокруг какого-нибудь «центра», либо инициатора («вождя») тех или иных инноваций, либо выразителя (любителя) каких-либо пристрастий к тем или иным музыкальным стилям, образу жизни, особого отношения к определенным социальным явлениям.

4. «Центр», который зарождает группы или объединяет молодых людей, он же и играет огромную роль в формировании субкультурного мировоззрения данной молодежной группы, которое подкрепляется крылатыми выражениями, лозунгами в каких-либо текстах. Если деятельность «центра», отвечает интересам и привлекает внимание молодежи, то скорей всего появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении.

5. Значимость идей и ценностей для любой молодежной субкультуры выражаются во внешней обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

— для узнавания «своих»,

— выделиться среди «чужих»,

— для объединения и более тесного сплочения группы,

— для демонстрации и для отстаивания своих позиций в социальной среде.

Cущность молодежной субкультуры является источником культурных инноваций, при этом осуществляется социокультурная преемственность.

Ей характерны свойства, которые отличают ее от культуры взрослых и младших детей:

— в структуре современной культуры молодежная субкультура отличатся периферийностью, целенаправленностью обособления своих задач. Обособленность мира молодых людей, некая отрешенность от взрослых порождает психологию «гетто», обитатели которого живут своими сугубо частными, локальными интересами, можно сказать в виде культурного и социального провинциализма;

— она более активна и креативна, чем субкультура взрослых;

— молодежная субкультура амбивалентна, т. е. она не совсем свободна – частично зависима, разнообразна – включает в себя множество различных течений, не имеет целостности – неоднородна и нет законченности;

— в отличие от культуры раннего детства, молодежная субкультура реальна в социокультурном отношении, и, при своей изменчивости, все-таки обладает рядом постоянных компонентов от специфического набора ценностей и норм поведения до чувства общности и солидарности; характерных манер поведения определенных вкусовых предпочтений, формы одежды и внешнего вида до ритуалов общения;

— молодежная субкультура детерминирована, подвержена влияниям ценностей западной молодежной субкультуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»