Основные характеристики бихевиоризма: 11. Основные характеристики бихевиоризма
Основные характеристики бихевиоризма
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Направления психологии: предмет и методы исследования
Направление психологии | Предмет исследования | Основной метод |
Бихевиоризм | поведение | наблюдение, эксперимент |
Психоанализ (психодинамический подход) | бессознательное | психоанализ |
Гештальтпсихология | целостные структуры психики (восприятие) | эксперимент |
Гуманистическая психология | личность, индивидуальность | методы практической психологии |
Когнитивная психология | познавательные структуры | эксперимент |
Отечественная психология (деятельностный подход) | психика | наблюдение, эксперимент (формирующий) |
Бихевиоризм возник в начале ХХ в. как объективная психология, противопоставляемая структурализму и функционализму (интроспективной психологии). Основателем этого направления стал Джон Уотсон. В основе своей теории он использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Основные положения бихевиоризма следующие.
1. Предметом изучения не может стать переживание (т.к. объективно его нельзя изучить), а должно стать поведение.
2. Внешняя и внутренняя активность характеризуется понятием «реакция» – это те изменения организма, которые могут быть зафиксированы объективными методами (движения, какая-либо деятельность).
3. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Схема S®R означает, что характер реакций определяется стимулом.
4. Обучение происходит следующим образом: мышечная реакция в результате повторений связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Законы научения универсальны, поэтому эта схема распространима и на человека, и на животных.
5. Психическое развитие сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие зависит в основном от социального окружения ребенка, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой.
Основные достоинства бихевиоризма заключаются в том, что:
стал использоваться объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, явлений, событий;
расширен класс исследуемых объектов, интенсивно изучалось поведение младенцев, детей, животных и т.д.;
значительно продвинулись исследования в области изучения человеческой деятельности, по проблемам научения, образования, формирования навыков.
Однако недостатком бихевиоризма можно считать недоучет сложности психической деятельности, игнорирование процессов сознания, а также излишнее сближение психики животных и человека [4].
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Современный бихевиоризм. Большая российская энциклопедия
Совреме́нный бихевиори́зм (англ. contemporary behaviorism), зонтичное название ряда актуальных подходов, позиционируемых их представителями как бихевиористские. Характеризуется концептуальным, исследовательским, дисциплинарным и публикационным разнообразием. Единственным представителем т. н. золотого века бихевиоризма, не потерявшим свою актуальность и продолжающим развиваться в наше время, является радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Большинство остальных современных бихевиористских концепций могут быть охарактеризованы как постскиннерианские, как потому, что возникли после радикального бихевиоризма, так и потому, что в значительной степени являются его развитием или попыткой преодоления.
В нижеследующей таблице в хронологическом порядке приведён перечень основных концепций внутри современного бихевиоризма (таблица 1). В качестве даты основания указан год публикации, в которой впервые использовано название соответствующей концепции. Если указаны две даты, то первой является год публикации, в которой впервые описаны отличительные особенности нового подхода, а второй – год публикации, в которой подход получил название.
Таблица 1. Основные концепции современного бихевиоризма
Вид бихевиоризма | Создатель | Год | Краткая характеристика |
Радикальный бихевиоризм Radical Behaviorism | Б. Ф. Скиннер B. F. Skinner | 1938/1945 | Философия науки, рассматривающая поведение как самоценный предмет изучения. Отрицает существование ментальных явлений, но признает существование личных событий. Фокусом анализа являются контингенции. Радикальный бихевиоризм ориентирован на экспериментальный анализ поведения в лабораторных условиях (Skinner. 1945). Является философской основой бихевиорологии (Vargas. 1993). |
Полевой бихевиоризм Field-Theory Behaviorism | Э. Рибес-Иньеста E. Ribes-Iñesta | 1985 | Представляет собой развитие интербихевиоризма Дж. Р. Кантора. Отличает биологическое поведение от психологического поведения, рассматривая последнее как функциональные контакты в поле контингенций (Ribes-Iñesta. 1985; 2021). |
Эмерджентный бихевиоризм Emergent Behaviorism | П. Р. Киллин P. R. Killeen | 1984 | Поведенческий, индуктивный и прагматический подход, признающий «каузальную значимость психических состояний» (Killeen. 1984. P. 36). |
Контекстуалистский бихевиоризм Contextualistic Behaviorism | С. Хейс, Л. Хейс S. C. Hayes, L. J. Hayes | 1992 | Психологическая разновидность «функционального контекстуализма». Характеризуется выраженным прагматизмом. Единицей анализа является интерактивное целое, при этом поведение организма не может быть отделено от контекста (Hayes. 1992). Является основой теории реляционных фреймов и контекстуальной поведенческой науки (Hayes. 2021). |
Телеологический бихевиоризм Teleological Behaviorism | Г. Рахлин H. Rachlin | 1992 | Подход, идентифицирующий разум с открытым поведением и допускающий, что он может быть целевой, но не производящей причиной поведения. Допускает использование ментальных понятий, но не существование внутренних причин. Рассматривает поведение как молярный феномен (Rachlin. 1992; 2013). |
Теоретический бихевиоризм Theoretical Behaviorism | Дж. Стаддон J. Staddon | 1993 | Динамический подход, направленный на построение алгоритмических моделей, связывающих историю организма с его будущим поведением. Признаёт существование внутренних состояний, рассматривая их как чисто теоретические конструкции (Staddon. 1993). |
Психологический бихевиоризм Psychological Behaviorism | А. У. Стаатс A. W. Staats | 1993 | Основан на объединённом позитивизме. Целью является «бихевиоризация» психологии, т. е. объяснение традиционных психологических феноменов разного уровня на основе поведенческих принципов и, таким образом, преодоление разобщенности психологической науки. Комплементарным процессом является «психологизация» бихевиоризма, подразумевающая сохранение традиционной психологической терминологии. Таким образом, цель состоит не в победе над психологией, а в усилении психологии (Staats. 1993; 1996). |
Восстановленный психофизический бихевиоризм Revitalized Psychophysical Behaviorism | У. Р. Уттал W. R. Uttal | 1993/1998 | Подход характеризуется как математически дескриптивный, нередукционистский, молярный (холистический), эмпирический, рационалистический, многомерный, психофизический, монистический и антипрагматический необихевиоризм (Uttal. 1993. P. 32; 1998. P. 216; 2000. P. 138–149). Преимущественно направлен на решение классических проблем психологии восприятия. |
Животноцентрический (тероморфный) биологический бихевиоризм Animal-Centered (theromorphic) Biological Behaviorism | У. Тимберлейк W. Timberlake | 1997/1999 | Подход, направленный на интеграцию экспериментального анализа поведения c этологией и нейрофизиологией. Фокусом исследования объявляются не общие принципы поведения, а поведение конкретных видов живых организмов в специфической для них среде обитания. Существование общих законов и важность генерализации при этом не отвергаются. Эволюция – это критическая детерминанта научения, а перцептивно-моторная организация животного является следствием процесса отбора в конкретной экологической нише (Timberlake. 1997; 1999). |
Молярный многошкальный бихевиоризм Molar multiscale Behaviorism | У. Баум W. Baum | 2002/2013 | Эксплицитно естественно-научный подход, связанный с эволюционной теорией. Рассматривает поведение как активность целостного живого организма. Поскольку каждая ситуация допускает больше одного вида активности, то любое поведение – это выбор, и его можно оценить на основании распределения времени между конкурентными видами активности (Baum. 2013). |
Интенциональный бихевиоризм Intentional Behaviorism | Г. Р. Фоксалл G. R. Foxall | 2007 | Исследовательская программа, соединяющая радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера и теорию интенциональных систем Д. Деннета. Опирается на стратегию теоретического минимализма: изначально строится исключительно бихевиористская модель поведения, а интенциональные и когнитивные переменные вводятся, только если построенная модель не выдерживает проверку (Foxall. 2007; 2016). |
Биологический бихевиоризм Biological Behaviorism | Дж. У. Донахоу J. W. Donahoe | 2017/2021 | Рассматривает анализ поведения и нейронауку как комплементарные дисциплины. Целью является не изменение или замена радикального бихевиоризма Б. Ф. Скиннера, а его дополнение данными нейронауки (например, касающимися нейрональной основы процесса обусловливания) (Donahoe. 2017; 2021). |
Даты, указанные в таблице, следует воспринимать как приблизительные ориентиры. Многие подходы внутри современного бихевиоризма имеют богатую историю. Так, например, бихевиоризм Стаатса начал развиваться в 1960-х гг. и изначально назывался социальным бихевиоризмом (Staats. 1975). Позднее он получил название парадигматического бихевиоризма (Staats. 1981), и только в начале 1990-х гг. по рекомендации У. Триона (Tryon. 1990) стал именоваться психологическим.
Также следует учесть, что названия, указанные в таблице, могут относительно редко использоваться некоторыми авторами. Хотя подход С. Хейса и Л. Хейс на ранних этапах своего развития обозначался как контекстуалистский бихевиоризм (Hayes. 1992), в последних публикациях С. Хейс это название не использует, предпочитая говорить о контекстуальной поведенческой науке, философской основой которой является функциональный контекстуализм (Hayes. 2021). Подход Э. Рибес-Иньесты изначально назывался теорией поведения, но за 30 лет своего развития превратился, по словам самого автора, в теорию психологии (Ribes-Iñesta. 2021). Джон Донахоу считает атрибут «биологический» по отношению к своему бихевиоризму излишним, т. к. экспериментальный анализ поведения Скиннера и так позиционирует себя как часть биологической науки (Donahoe. 2021).
Хотя вряд ли можно обозначить характеристики, общие для всех современных подходов внутри бихевиоризма, многие из них, если не большинство, характеризуют антимеханицизм, молярный подход, многомерность и интерес к сложным формам поведения.
Используя метафору из эволюционной биологии, концептуальное разнообразие современного бихевиоризма можно описать как результат адаптации бихевиоризма к новым исследовательским нишам и скрещивания с другими концепциями. Таким образом, по крайней мере отчасти концептуальное разнообразие современного бихевиоризма представляет собой следствие исследовательского разнообразия. Так, психофизический бихевиоризм Уттала возник в области изучения психофизиологии восприятия (в частности, зрительного), интенциональный бихевиоризм Фоксалла – в области исследования потребительского поведения, а контекстуалистский бихевиоризм Хейсов – в области клинической психологии и психотерапии.
На дисциплинарном уровне концептуальное и исследовательское разнообразие выражается в том, что современные бихевиористы считают себя представителями разных научных дисциплин и организуют различные профессиональные сообщества. Некоторые из них перечислены ниже (таблица 2).
Таблица 2. Профессиональные сообщества современного бихевиоризма
Профессиональная организация | Научная дисциплина |
25-е отделение Американской психологической ассоциации: анализ поведения APA Division 25: Behavior Analysis | Психология / Анализ поведения |
Международная ассоциация анализа поведения Association for Behavior Analysis International (ABAI) | Анализ поведения |
Ассоциация контекстуальной поведенческой науки Association for Contextual Behavioral Science (ACBS) | Психология (поведенческая психология) |
Общество экспериментального анализа поведения Society for the Experimental Analysis of Behavior (SEAB) | Анализ поведения |
Международное общество бихевиорологии International Society for Behaviorology (ISB) | Бихевиорология |
Таким образом, основные научные дисциплины, с которыми ассоциируют себя бихевиористы, – это психология, анализ поведения и бихевиорология. При этом в то время как бихевиорология однозначно отличает себя от психологии, связь между психологией и анализом поведения остаётся сложной.
Публикационное разнообразие современного бихевиоризма выражается в существовании множества научных бихевиористских журналов, включая The Psychological Record (с 1937, ABAI), Journal of the Experimental Analysis of Behavior (с 1958, SEAB), Journal of Applied Behavior Analysis (с 1968, SEAB), Perspectives on Behavior Science (с 1978, ABAI; до 2017 включительно – The Behavior Analyst), Journal of Contextual Behavioral Science (с 2012, ACBS) и др.
Фёдоров Александр АлександровичКаковы характеристики бихевиоризма? – БиоСидмартин
Популярные статьи
Эстер Флеминг
Каковы характеристики бихевиоризма?
Бихевиоризм в первую очередь занимается наблюдаемым поведением, а не внутренними событиями, такими как мышление. Поведение есть результат стимул-реакция (т. е. всякое поведение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к простым признакам стимул-реакция).
Кто является основателем поведенческой теории?
Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии. Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса.
Каково происхождение бихевиоризма?
Истоки бихевиоризма Бихевиоризм зародился в работах Джона Б. Уотсона 1913 года. Это утверждение также образует тип бихевиоризма: «Методологический» бихевиоризм утверждает, что психология… показывает больше содержания… Позже он обратился к изучению человеческого поведения и эмоции.
Что такое философия бихевиоризма объяснить?
Бихевиоризм был движением в психологии и философии, которое подчеркивало внешние поведенческие аспекты мышления и отвергало внутренние эмпирические, а иногда и внутренние процедурные аспекты; движение, восходящее к методологическим предложениям Джона Б. Уотсона, придумавшего это название.
Что такое бихевиоризм в философии образования?
Бихевиоризм как философия образования Бихевиоризм — это раздел психологии, который применительно к классной обстановке фокусируется на обусловливании поведения учащихся с помощью различных типов поведенческих подкреплений и последствий, называемых оперантным обусловливанием.
Чему вы учите в бихевиористской философии образования?
Бихевиористы считают, что если учителя обеспечивают положительное подкрепление или вознаграждение всякий раз, когда учащиеся выполняют желаемое поведение, они научатся выполнять это поведение самостоятельно. Та же концепция применима и к наказаниям. Бихевиористы считают, что люди действуют в ответ на внутренние или внешние физические стимулы.
Что такое поведенческая теория?
Теория поведения пытается объяснить человеческое поведение, анализируя предшествующие факторы и последствия, присутствующие в окружающей среде человека, а также усвоенные ассоциации, которые он или она приобрели благодаря предыдущему опыту.
Что такое бихевиоризм в философии образования?
Бихевиористы считают, что человеческие существа полностью формируются под влиянием внешней среды. Бихевиористы считают, что если учителя обеспечивают положительное подкрепление или вознаграждение всякий раз, когда учащиеся выполняют желаемое поведение, они научатся выполнять это поведение самостоятельно. Та же концепция применима и к наказаниям.
Какова роль учителя в философии бихевиоризма?
С бихевиористской точки зрения роль учащегося заключается в том, чтобы на него воздействовала среда, контролируемая учителем. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы формировать поведение. Учитель обеспечивает ввод (стимулы) и ожидает предсказуемый результат (желаемое изменение в поведении).
Что такое бихевиоризм как философия образования?
Бихевиоризм как философия образования. 1. Бихевиоризм как философия образования. 2. Бихевиоризм как философия образования Бихевиоризм — это раздел психологии, который применительно к классной обстановке фокусируется на обусловливании поведения учащихся с помощью различных типов подкрепления поведения и последствий, называемых оперантным обусловливанием.
Кто является основателем бихевиоризма?
Общепризнано, что бихевиоризм возник из работ Джона Б. Уотсона. Именно Уотсон в свое время представил теоретическую основу бихевиоризма и подверг резкой критике современные психологические теории и принципы.
Кто три основных сторонника бихевиоризма?
В широком разделе будет обсуждаться бихевиоризм в том виде, в каком он был сформулирован тремя его основными сторонниками. В этом разделе принципы, разработанные Джоном Б. Уотсоном, Б. Ф. Скиннером и Альбертом Бандурой, будут сравниваться и противопоставляться в попытке глубже понять бихевиоризм.
Что такое бихевиоризм по Скиннеру?
Скиннер считал, что наблюдаемое поведение является внешним проявлением невидимых психических процессов, но что было удобнее изучать наблюдаемое поведение. Его подход к бихевиоризму заключался в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением животного и окружающей его средой. Классическое обусловливание против оперантного обусловливания
youtube.com/embed/k715B-2t-YU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> Категория: Популярные статьиНазовите основные черты бихевиорализма. — Sarthaks eConnect
Основные характеристики бихевиорализма: 1. Положение:
Это означает, что можно создавать правила и методы для изучения политологии. Хотя человеческое поведение изменчиво и подвержено влиянию многих факторов, но в политическом поведении человека можно обнаружить упорядоченность. Принципы для понимания политического поведения могут быть выработаны путем выяснения закономерностей человеческого поведения посредством научного анализа.
2. Проверка:
Это основа научности. Бихевиорализм считает, что факты человеческого поведения могут быть проверены на основе эмпирических единиц. Процесс переоценки и проверки собранного материала, связанного с человеческим поведением, называется проверкой.
3. Техника:
Техника относится к тем средствам, с помощью которых получаются и анализируются факты. Бихевиорализм делает акцент на использовании усовершенствованных методов в политологии, как это делается в естественных науках, чтобы можно было получить релевантный, надежный и наблюдаемый материал. Поведенческий анализ использует научные методы, такие как статистическое исследование, опрос, математическое представление и интервью.
4. Количественная оценка:
Количественная оценка означает процесс очистки собранных фактов, данных и информации. Бихевиорализм считает, что количественная оценка необходима для внесения ясности и регулярности в собранную информацию и факты.
5. Систематизация:
Бихевиорализм считает, что исследовательская работа должна быть организованной и систематической. Должна быть координация между исследованиями и разработкой принципов. Принципы, основанные на исследованиях, должны быть надежными и научными. Прежде всего, следует провести исследование, а затем на основе результатов, полученных в результате исследования, должны быть сделаны принципы.
6. Ценности:
Бихевиористы разделяют ценности и факты. Они не имеют ничего общего с моральными ценностями и этикой. Например: Демократия, Равенство и Свобода могут быть высокими идеалами, но их наличие или отсутствие нельзя измерить научно. Исследователи должны быть безразличны к ценностям научности и объективности исследований. Только тогда возможно научное исследование. Таким образом, бихевиорализм придает значение свободному от ценностей подходу.
7. Интеграция:
Это также называется целостностью. Человек — социальное животное. На его политическое поведение влияют многие экономические, социальные, религиозные и культурные элементы. Итак, поведение человека необходимо изучать по частям. Поведение человека имеет определенные единицы.