Притча о сократе: Притча о трёх ситах Сократа
Притча о трёх ситах Сократа
Развитие темы
Категории
- Главная
- Притчи, стихи
- Притча о трёх ситах Сократа
Один человек пришёл к Сократу и спросил:
— А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
— Нет. Просто я слышал…
— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
— Нет! Напротив!
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?…
Новые статьи
- Трудное решение – лёгкая жизнь 27 апреля 2023
- Ошибки мотивации детей 22 апреля 2023
- Притча про двух дровосеков 20 апреля 2023
- Пирамида потребностей Маслоу 19 апреля 2023
- Притча про орла и орлят 🦅 16 апреля 2023
- Симон Соловейчик. Последняя книга 12 марта 2023
- Мотив и стимул 23 февраля 2023
Популярные материалы
- Психологическое айкидо
- 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
- Теория игр Эрика Берна
- Обращайтесь к человеку по имени
- Стратегии поведения в конфликте org/Article»> Календарь жизни в неделях
- Рон Кларк
- Притча о трёх ситах Сократа
- Стили родительского поведения
- Психологическая амортизация
- Светская школа
- Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица? org/Article»> Успешные переговоры
- Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»
МАСТЕРСКАЯ АНАЛИТИКИ И ПРОГНОЗОВ КАНЬ-Ю » Притча о Сократе, лишней информации и трех ситах
В Древней Греции, как и в Китае, обучение молодежи велось путем бесед и диалогов с Учителем. Знания передавались лишь тем, кто был достоин их получить. И знания эти были поистине драгоценными. В те далекие времена обучение отличалось от современного образования. Учителя не ставили своей целью напихать в юные головы массу сведений из разных наук, рассчитывая, что, возможно, что-нибудь когда-нибудь пригодится. Юношей учили думать, анализировать, делать логические выводы. А чтобы ясно мыслить, приходилось заботиться о том, чтобы мысли в голове не встречали ненужных препятствий, текли плавно, не обрываясь и не путаясь.
Собеседники Сократа искали его общества не за тем, чтобы сделаться ораторами, но чтобы стать благородными людьми. Сократ (он в зеленом плаще) буквально на пальцах объяснял юношам самые сложные вещи
Однажды домой к греческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и вскричал:
– О Сократ, слушай, я только что услышал об одном из твоих учеников такое! Ты непременно должен об этом узнать!
– Погоди-погоди, прежде чем ты мне это расскажешь, я хочу, чтобы ты пропустил свой рассказ через три сита!
– Не понял, какие такие сита?
– Первое сито – сито правды. Ты уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, это правда?
– Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил…
– Значит, – сказал Сократ, – ты не знаешь, правда это или нет.
– Ну я думаю, люди об этом говорят, а дыма без огня не бывает…
– Хорошо, тогда пропустим их рассказ через второе сито – сито добра. Ты считаешь, что твоя новость меня порадует?
– Нет, скорее наоборот…
– Итак, – суммировал Сократ, – ты хочешь рассказать мне о моем ученике что-то плохое, но при этом не уверен, правда ли это. Давай просеем твою информацию через
– Ну даже не знаю, думаю, что ты, скорее всего, расстроишься…
– Таким образом, – подвел итог Сократ, – ты горишь желанием рассказать мне что-то плохое, ложное и бесполезное о моем ученике. И зачем мне все это слушать?
– Да, Сократ, ты, как всегда, абсолютно прав, а я глуп! Спасибо тебе за науку!
Великий мыслитель древности, создатель этики, отстаивавший важность и авторитетность знаний, был обвинен в том, что «не чтит богов, которых чтит государство, и развращает юношество пустыми разговорами, воспитывая в них неуважение к традициям». Сократ мог отказаться от своих взглядов или навсегда покинуть Афины, но предпочел выпить чашу с ядом
Просматривая сообщения в интернете или программы, которые предлагает нам наше суперсовременное телевидение, пропускайте предлагаемую вам информацию через три сита, которые подарил нам великий Сократ.
Задайте себе три простых вопроса:- Правда ли это?
- Добрая ли это весть?
- Какая мне от этого знания польза?
* * *
Если вам нравятся притчи, вы можете также почитать:
- Притчу о колодцах
- Притчу о воспитании боевых петухов
- Притчу о белой лошади
- Притчу о мастерстве
Tags: Притчи.
Притча о пещере Сократа — 968 слов
Содержание
- Определение пещеры
- Значение огня
- Значение кукол
- Рене Декарт и притча о пещере
- Августин и притча пещеры
- Заключение
- Работа Цитируется
В притче о пещерной книге vii Сократ рассказывает нам о людях, которые жили в пещере с момента их существования и не знают ничего, кроме темноты и теней в пещере. Это мир, в котором заключенные закованы в пещеру. За ними костер и куклы. Куклы отбрасывают тени на стену, и они не могут четко видеть некоторые вещи, которые проходят мимо. Вещи реальны в мире света, но они могут видеть их только как тени. Над огнем есть солнце, которое очень яркое.
Описание пещеры
Пещера — это место, доступное визуально и, к сожалению, доступное для заключенного. Тени кукловодов, которых видят заключенные, представляют и/или создают для них реальность (Ривз 191). Сократ рассказывает нам, что один из узников сбежал из пещеры и сначала был ослеплен светом, который встретил снаружи пещеры.
После того, как он провел время в новом мире, у него появился другой взгляд на мир, и он понял, что вся его жизнь была простой иллюзией и контролировалась другими людьми.
Значение огня
Заключенные скованы цепями и не могут видеть настоящие предметы и кукловодов, поскольку не могут повернуть ни головы, ни ног, поэтому они могут видеть только то, что находится перед ними. Это то, что объясняет Платон: «истина будет не чем иным, как тенями их изображений».
Огонь означает солнце, а солнце представляет всю истину; свет, который заключенные должны увидеть, чтобы обрести свободу от мира тьмы. Сократ говорит, что узник, вышедший из пещеры и увидевший свет, представляет философа, который просветился и возвращается к остальным людям, чтобы рассказать им об истине, которой они не знают.
Значение марионеток
Сократ утверждает, что «они кажутся менее реальными, чем тени». Это означает, что заключенные могут видеть только тени вещей, отраженные им от стены. Они не могут дать ясного описания того, что видят, потому что это отражает полуправду реальности, которая является добром в мире света.
Главкон говорит, что люди, которые еще не просвещены, могут строить справедливость, заключая соглашения после обсуждения между собой. Это означает, что заключенные могут говорить правду только благодаря своей способности видеть тени. Марионеток держат укротители марионеток, которые являются хозяевами заключенных в пещере. На мой взгляд, марионетки — это вещи и идеи, используемые хозяевами, чтобы продолжать держать заключенных в неведении.
Интенсивность огня пугает и используется для шантажа заключенных. Заключенные будут напуганы ярким светом солнца, потому что он так сильно обожжет их глаза, что они, возможно, захотят вернуться в пещеру. Некоторые люди пойдут за солнцем и узнают всю правду.
Затем они могут вернуться, чтобы рассказать остальным о том, что находится за пределами пещеры, что является светом и настоящей правдой. Заключенные верят в тени, потому что это все, что они видели в своей жизни, отсюда и их правда. Невежество некоторых заключенных помешает им постичь истинную истину, поэтому они будут по-прежнему скованы своими иллюзиями. Освобожденный человек просветлен и идет вперед, чтобы посмотреть правде в глаза.
Рене Декарт и притча о пещере
Согласно Рене Декарту, люди становятся теми, кем они себя считают. Далее он утверждает, что люди осознают только то, что существует вокруг них. Согласно его философии, заключенные в пещере знали жизнь, в которой они находились, и ничего сверх того. Хотя мы рассматриваем их жизнь как сон, она была их реальностью (Wartenberg 56).
Наоборот, реальность может быть и сном. В какой-то степени Декарт защищает незнание узниками правды и реальности, потому что все, что они знали, это их жизнь в пещере. Если их не вывели, чтобы испытать жизнь за пределами пещеры, они будут твердо верить, что тени, которые они видят, — это реальность.
Августин и притча о пещере
Августин утверждает, что люди не могут сказать, что они знают истину, если они не знают, как истина выглядит. Точно так же люди не могут сказать, что А похоже на Б, если не знают, как Б выглядит (Оливье 49). Заключенные в пещере не знают, что такое истина и реальность, потому что то, что они видели, — это просто тени, а не реальные объекты, излучающие тени.
Заключение
В заключение притча о пещере происходит в сознании Сократа и Главкона, брата Платона. С общей точки зрения Платона интересует раскрытие истины и то, как развивается психология людей. Пещера используется метафорически, чтобы изобразить, как люди попали в ловушку своего незнания основных этических норм.
Платон стремится докопаться до правды о вещах, которых на самом деле не существует. Следуя притче о пещере, способность человека интерпретировать несуществующие в реальности ситуации определяет его интеллектуальные способности. Заключенные в пещере воспринимали и понимали реальность такой, какой она была, через тени, отражавшиеся на стене, которую они видели внутри пещеры.
Вся разница проявляется, когда один заключенный выходит и обнаруживает снаружи совсем другой мир. Очевидно, что люди определяют свой мир, основываясь на своем восприятии того, что их физически окружает. Проблема заключается в том, оставят ли люди место для других влияний на правду, которую они имеют.
Работа цитируется
Оливье, Берт. Философия и искусство: Собрание сочинений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Питер Ланг, 2009. Печать.
Ривз, Фрэнсис. Платонические обязательства: современный диалог о морали, справедливости и деловом мире. Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America, 2004.
Вартенберг, Томас. Мышление на экране: фильм как философия . Оксфорд, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис, 2007. Печать.
Это пояснительное эссе на тему «Притча о пещере Сократа» было написано и представлено вашим коллегой. студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен образец Explicatory Essay , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
Сократ и история юноши, искавшего мудрости
Сейчас читаю: Сократ и история юноши, искавшего мудрости
ПредыдущийСледующийЕсть история о храбром юноше, который искал Сократа с желанием стать ученым. Он повернулся к великому греческому философу и сказал: «О, прославленный Сократ, я пришел к тебе, чтобы получить знания».
В ответ Сократ повел юношу по улицам к берегу моря, где они погрузились в воду. Затем он спросил молодого человека: «Теперь скажи мне, чего ты хочешь?»
«Знание, о мудрый Сократ,» ответил молодой человек с улыбкой.
Сократ положил руки на плечи молодого человека и столкнул его в воду. Через тридцать секунд философ поднял своего ученика из воды.
«Скажи мне еще раз, что ты хотел?» он спросил.
«Мудрость, прославленный и мудрый Сократ,» ответил молодой человек с трудом дыша.
Сократ снова толкнул его в воду. Прошло тридцать секунд, тридцать пять, сорок, сорок пять… В конце концов Сократ вытащил его на поверхность. Сократ снова спросил его: «Чего ты хочешь, молодой человек?»
Он пытался ответить. «Мудрость, мудрая и чудесная…» Сократ тут же бросил юношу под воду, на этот раз продержав его там почти минуту. Когда молодой человек выбрался на поверхность, жаждущий кислорода, Сократ спросил его: «Чего ты хочешь?»
«Воздух!» — крикнул молодой человек. «Мне нужен воздух!»
«Когда ты жаждешь мудрости, как жаждешь воздуха, тогда она будет у тебя», — невозмутимо ответил мудрый Сократ.
Сократовский метод описан в «Сократических диалогах» Платона. Метод Сократа прояснил понятия Добра и Справедливости.
Если у вас возникли проблемы, разбейте их на ряд вопросов, и в ответах вы найдете решение, которое ищете.
Этот метод разработан, чтобы помочь вам изучить ваши собственные убеждения и оценить их ценность.
Сократ считал, что мудрость параллельна невежеству. Действия человека являются результатом этого уровня интеллекта и невежества. Он постоянно связывал «любовь к мудрости» с «искусством любви».