Особенности пятиклассников: Психологические особенности пятиклассников

Возрастные особенности пятиклассников


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Возрастные особенности пятиклассников

Особенности развития младшего подростка

В 5 классе начинается новый этап в жизни ребенка, он становится подростком и переходит учиться в среднюю школу. Изменяются требования.

Но меняются и дети. Часто даже учителя, которые работали с ними в начальной школе, не узнают их. Что же в них изменилось?

Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития – отрочество. Не у всех этот переход осуществляется одновременно, поэтому в одном классе могут учиться дети, психологические особенности которых резко различаются из-за того, что они находятся в разных возрастных группах.

Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени.

Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей.

Поэтому пятый класс – самый удачный возраст для обучения оптимальной стратегии обучения. Научите ребенка рационально учить уроки, распределять время, читать, выделяя главное. Иначе «стратегия третьеклассника» в обучении будет препятствовать в дальнейшем успешному усвоению знаний.

Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.

Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие.

Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало.

Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.

И еще несколько советов родителям пятиклассников:
1. Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.
2. Найдите время познакомиться со всеми учителями своего ребенка. Чем раньше вы это сделаете, тем легче будет разрешить проблемы, возникающие в процессе обучения.
3. Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.

4. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.

5. На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.

6. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!


Более подробно прочитать об этом можно в книгах:

Дубровниа И.В. Кинга для родителей младших подростков.

Крашенинникова Е.А. Шаг навстречу.

Курганов В.В. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.

Лейтес Способности и одаренность в детские годы.

Нитч К., Байль Б., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст.

Каталог: NSI -> DocLib16
DocLib16 -> Пояснительная записка рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»


Скачать 23.49 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Возрастные особенности пятиклассников | Статья по психологии (5 класс) на тему:

Возрастные особенности 5-классников.  
Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. 
Адаптация в средней школе.

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

*  Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников:

— возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

— возросший объем работы как на уроке, так и дома;

— новые требования к оформлению работ;

— необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь родителей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны  родителей.

 При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Рекомендации родителям

— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Интеллектуальные, социальные и духовные характеристики четверо- и пятиклассников

Чудо: четверо- и пятиклассники

Как только вы познакомитесь с детьми в вашей группе, вы будете поражены, насколько они разные! Нет двух одинаковых носителей образа. Тем не менее, большинство детей в этой возрастной группе начинают понимать, кто они на самом деле. И часть этой идентичности возникает благодаря присоединению к тем или иным группам.

Знание этих моделей развития может помочь вам понять и служить тем уникальным людям, которых Бог поручил вашей заботе на эти несколько недель и месяцев. Ниже приведены несколько напоминаний о мире четверо- и пятиклассников.

​Загрузите версию для печати Интеллектуальные, социальные и духовные характеристики учащихся четвертого и пятого классов.

​Интеллектуальные характеристики

Дети в этом возрасте

  • часто умеют читать, хотя способности к чтению значительно различаются, и некоторые все еще могут испытывать трудности, особенно при чтении вслух. Вместо того, чтобы учиться читать, они теперь читают, чтобы учиться. Они лучше читают и изучают Библию, уделяя особое внимание изучению фактов. Они часто хорошо запоминают.
  • любят собирать и классифицировать факты и копаться в теме. У них обостряется чувство времени и пространства, они хорошо разбираются в причинах и следствиях и могут работать с графиками времени и картами.
  • все еще являются «конкретными мыслителями» и, как правило, не могут рассуждать абстрактными идеями по-взрослому. Им легче говорить о вещах, чем об идеях.
  • , как правило, имеют мышление, основанное на личном опыте («Вы сказали, что это невозможно; ну, я знаю кое-кого, кто это сделал»). Их мышление также окрашено эмоциями и чувством честной игры.
  • определяют свои предпочтения в отношении определенных стилей обучения; вы можете узнать в своей группе начинающих художников, писателей или музыкантов. Некоторые дети в этой возрастной группе имеют начальное представление о том, в чем они хороши, и могут немного стесняться, когда их просят сделать то, что у них не получается.
  • по-прежнему любят учиться, участвуя в играх, спектаклях, ролевых играх, групповых проектах, художественных проектах, сервисных проектах и ​​т. д.
  • часто проявляют большой интерес к природе, окружающей среде или животным.
  • некоторые будут хорошо осведомлены о вещах, которые показывают по телевидению или в средствах массовой информации. Многие хорошо разбираются в видеоиграх или компьютерах и Интернете. У некоторых может быть даже собственный мобильный телефон.

Советы для руководителей

  • Продолжайте проявлять чуткость к детям, у которых проблемы с чтением; попросите добровольцев читать вслух или давать более короткие/простые отрывки более слабым читателям.
  • Прочтите несколько книг, которые читают ваши дети, и посмотрите фильмы и телепередачи, которые им нравятся, чтобы вы могли обратиться к ним за примерами и иллюстрациями. Если вы не знаете, что они смотрят или читают, спросите их. Обычно они с удовольствием рассказывают вам об этом очень подробно.
  • Признавайте сильные стороны каждого ребенка; структурируйте свои занятия таким образом, чтобы они давали каждому ребенку возможность заниматься тем, что ему или ей действительно нравится и у него хорошо получается; в то же время поощряйте детей пробовать занятия, которые могут немного бросить им вызов (музыка, рисование, драма, танцы, ролевые игры). Сообщите группе, что у вас есть собственные сильные и слабые стороны, и научитесь смеяться над своими собственными. попытки попробовать что-то, в чем преуспевает один из детей. Это может помочь подготовить почву для принятия максимальных усилий каждого.
  • Признайте, что, хотя эти дети могут дольше концентрироваться и вовлекаться в тему, они также очень нуждаются в движении. Чаще меняйте занятия или добавляйте физическую активность во время обучения, чтобы дети не нервничали.
  • Уважайте умственные границы этой возрастной группы, держась подальше от теологических аргументов и анализов, но поощряйте их умственный рост, спрашивая, почему они чувствуют то или иное мнение, вводя их в небуквальный мир притч, вовлекая их в обсуждение идей, а также вещей, и используя анекдотические жизни героев, в том числе библейских, для обучения более абстрактным понятиям, таким как верность, любовь, завет и так далее. Предложите им подумать о том, почему люди в библейских историях вели себя так, а не иначе.
  • Воспользуйтесь хорошей погодой, время от времени выходя на улицу, чтобы поработать над чем-нибудь.

Социальные характеристики

Дети в этом возрасте

  • развивают чувство собственной значимости и значимости; формируют чувство личной идентичности, которое включает заявления о том, во что они верят; нуждаются в чувстве индивидуальной ценности и поощрении своих усилий в работе и обучении. Они могут быть очень чувствительны к критике.
  • могут возлагать на себя невыполнимые ожидания, разрывая написанные ими рассказы или нарисованные картинки, потому что они не думают, что они достаточно хороши.
  • проводят все больше и больше времени со своими сверстниками или создают клубы или группы с детьми своего пола. Мнение друзей начинает приобретать большее значение, иногда оспаривая мнение родителей. Их групповая идентичность сейчас сильнее, чем когда-либо прежде в детстве.
  • становятся более ответственными и заботливыми по отношению друг к другу и взрослым.
  • развивают общее представление о Божьей семье, церкви. Они часто хотят быть частью церкви или группы сверстников внутри церкви.
  • быстро чувствуют, когда одному ребенку отдают предпочтение или ему даются особые привилегии.

Советы для лидеров

  • Поощряйте и поддерживайте усилия детей в работе и обучении. Убедитесь, что они знают, что их работа приемлема, и что вы не ищете «совершенства»; (когда они становятся самокритичными, им трудно участвовать, потому что они чувствуют, что ничего не могут сделать правильно).
  • Поощряйте групповую работу всех видов, подчеркивайте сотрудничество, а не конкуренцию. Поощряйте детей взаимодействовать со всеми своими одноклассниками. Избегайте клик, не позволяя им выбирать свои группы, но распределяя детей по небольшим группам при выполнении групповых действий.
  • Дайте детям ответственность за эффективную работу с другими в группах и за самостоятельную работу над некоторыми проектами.
  • Расскажите несколько «историй веры», которые произошли из вашей жизни и жизни вашего местного собрания.
  • Поощряйте участие в церковных мероприятиях, таких как детский хор, детские программы и специальные мероприятия. Дети могут добавлять свои дары к общему богослужению в качестве чтецов, помощников, артистов, певцов и в молитве. Поощряйте вашу церковь использовать эти дары.
  • Помогите детям развить чувство принадлежности к сообществу верующих.
  • Старайтесь избегать фаворитизма.

​Духовные характеристики

У детей в этом возрасте

  • развивается совесть — личное чувство правильного и неправильного, которое часто выражается в суждениях о том, что «несправедливо» или несправедливо. Они могут критиковать взрослых, которые кажутся неискренними в своей вере.
  • может иметь дело — в ограниченном виде — с моральными вопросами с точки зрения мотивов, а также последствий. Они начинают думать о вопросах этики и морали в контексте любви, верности, обещаний и так далее.
  • может проявлять растущую озабоченность по поводу голодных, бездомных или бедных людей.
  • часто открыты для изучения других культур и могут быть более восприимчивы к различиям в других, особенно если у них есть личный опыт общения с людьми, которые отличаются от них.
  • понять, почему мы молимся. Умеют составлять спонтанные молитвы.
  • более склонны смотреть внутрь себя, чем младшие дети, и могут задавать вопросы и размышлять о посвящении себя Христу.

Советы для лидеров

  • Обсуждая моральные/этические вопросы, постарайтесь коснуться мотивации/намерений тех, кто в этом участвует. Дайте руководство в принятии этических решений и поощряйте детей признавать авторитет Писания. Примеры из жизни помогают детям развиваться нравственно.
  • Предложите несколько проектов служения, которые дети могут выполнять в группе.
  • Ищите возможности указать на вклад различных культур в музыку, поклонение, молитву и так далее.
  • Следите за вопросами и утверждениями, указывающими на заинтересованность в посвящении себя Христу. Призовите детей исследовать свою веру и расти в своих отношениях с Богом. Для некоторых это может означать предоставление необходимых указаний, которые помогут им сделать шаги к публичному обязательству.

5 класс / Основные формы рельефа и географические особенности

  • 5 класс — ЭЛА
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравнивать и противопоставлять
    • Сравните/сопоставьте символы
    • Художественное повествование
    • Образный язык: идиомы
    • Образный язык: идиомы
    • Образный язык: метафора и сравнение
    • Метафорический язык
    • Метафорический язык
    • Метафорический язык
    • Метафорический язык
    • Определите элементы истории
    • Определение основной идеи и деталей
    • Основная идея
    • Основная идея
    • Повествование
    • Точка зрения
    • Точка зрения
    • Подведение итогов
    • Подведение итогов
    • Подведение итогов
    • Подведение итогов
    • Синонимы и антонимы
    • Тема
    • Написание с точки зрения персонажей
    • Письмо: свидетельства из литературы
    • Написание: информационный/пояснительный текст
    • Написание: информационный/пояснительный текст
  • 5 класс — математика
    • Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей
    • Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей
    • Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей
    • Сложение и вычитание десятичных знаков
    • Сложение и вычитание дробей
    • Десятичное разрядное значение
    • Деление многозначных чисел
    • Деление целых чисел
    • Деление с использованием модели площади
    • Эквивалентные дроби
    • Эквивалентные дроби
    • Графические координатные точки
    • Графические координатные точки
    • Идентификация и классификация 2-мерных фигур
    • Определение треугольников
    • Определение/классификация четырехугольников
    • Многозначное умножение
    • Многозначное умножение
    • Умножение целых чисел
    • Умножение целых чисел
    • Умножение/деление десятичных дробей на степени 10
    • Порядок действий
    • Порядок действий
    • Место Значение
    • Чтение, запись и сравнение десятичных дробей
    • Решите числовые выражения
    • Поймите систему ценностей места
  • 5 класс — Наука
    • Амфибия Метаморфоза
    • Атомы и элементы
    • Атомы
    • Сравнение атомной массы
    • Элементы
    • Пищевые цепи и пищевые сети
    • Сила и движение
    • Измерение с помощью метрической системы
    • Метаморфоза амфибии
    • Физические и химические изменения
    • Органеллы растений и животных
    • Потенциальная и кинетическая энергия
    • Свойства и примеры материи
    • Свойства воды
    • Структура атома
    • Структура атома
    • Структура атомов
    • Семья Атомов
    • Круговорот воды
    • Круговорот воды
  • 5 класс — обществознание
    • Эпоха исследований — копия
    • Эпоха исследований
    • Древние цивилизации: майя, ацтеки, инки
    • Колониальная американская эпоха
    • Сравнение цивилизаций: ацтеки, инки, майя
    • Ранняя Америка
    • Навыки исторического мышления
    • Индейцы Америки
    • Культуры коренных народов
    • Основные формы рельефа и географические особенности
    • Карты
    • майя, инки, ацтеки
    • Культуры коренных американцев
    • Племена коренных американцев
    • Местные племена
  • Имя/адрес электронной почты учителя: Дженнифер Фонтенот jennifer.