Отклонение в поведении: Причины отклонений в поведении детей и подростков

Содержание

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ — Методическая копилка для учителей — Социальный педагог — Каталог статей

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Материалы к совещанию классных руководителей

 

Отклоняющееся поведения наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Нередко под отклонениями от норм понимается: неадаптивное, импульсивное, безответственное поведение, не учитывающих последствий своих поступков, пассивно следующие обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей для достижения своих целей. 

Отклоняющееся поведение (С. Беличева) – такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа. Отклонения корыстной направленности: правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищения, кражи и др.). отклонения агрессивной направленности: оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие преступления, изнасилования, убийства. Отклонения социально-пассивного типа проявляются  в стремлении уходу от активной общественной жизни, неделание решать как личные, так и социальный проблемы (уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя, токсических веществ, суицид).

Различают девиантное (отклоняющееся), деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение чаще всего связано с внутренним или внешним конфликтом ребенка в его микросреде. Несколько видом (Н.Воскрукнутов):

1.      Конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения. Его особенность: невыносливость к длительному активному напряжению по преодолению конфликта, легкость возникновения пассивных форм реагирования. В ситуации конфликта ребенок демонстрирует уступчивость или услужливость, взять на себя неприятные обязанности, не имя психологической силы для твердого отказа.

2.      Тормозимый вариант поведения – более выраженный по степени дезадаптации. Характерно: быстрое возникновения в новой среде, коллективе, при повышенных требованиях чувства неполноценности, появление тревожности, заниженной самооценки, снижение активности и отказ от контактов, неуверенность в себе, мнительность в своему здоровью.

3.      Ограниченный (социально-ведомый) вариант поведения. Характерно: повышенная уступчивость, излишняя зависимость от внешних обстоятельств сопровождаются пассивностью, безволием, демонстрацией беспомощности в трудных ситуациях или упрямством, обидчивостью, низкая продуктивность на уроке, внешнее бесконфликтное приспособление к окружающему.

4.      Эгоцентрически-демонстративный вариант поведения. Подростки с данным типом поведения стремятся вовлекать окружающих в круг своих переживаний, преувеличивают значимость конфликта.

5.      Конфликтно-возбудимый  тип поведения. Характерно: упрямство, в поведении отмечается отрицательно-направленная решимость, склонность навязывать свою волю, легко пренебрегают интересами окружающих, несдержанны, раздражительны, подростки занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать вокруг себя «отрицательную группу» по отношению к физически слабым ил младшим по возрасту, проявляют склонность к проявлению средств физического принуждения.

Разновидность отклоняющегося поведения является асоциальное поведение подростков: деликвентное и криминальное. Асоциальное – это поведение, нарушающее нормы человеческого общества. Деликвентное – проступки детей и подростков, которые складываются  в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за недостижения возраста уголовной ответственности.

Варианты деликвентного поведения:

·         Уходы из дома, бродяжничество;

·         Агрессивное поведение, включая вандализм;

·         Аутоагрессивное поведение, включая суицидальные действия;

·         Ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ;

·         Раннее вступление в половую жизнь и сексуальные девиации;

·         Корыстное поведение, включая мелкие кражи, хищения, вымогательства, угоны машин или другие имущественные посягательства.

Криминальное поведение определяется как противоправные проступки, которые по достижению возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям УК.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — это… Что такое ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ?

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • ОТКЛОНЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ
  • ОТКРОВЕНИЕ

Смотреть что такое «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:

  • отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды О. п. преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ —         девиантное поведение, поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. К О. п. обычно относят правонарушения, преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство и пр.         В бурж. социологии нет единого подхода к… …   Философская энциклопедия

  • Отклоняющееся поведение — (англ. deflecting conduct) в криминологии поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам …   Энциклопедия права

  • Отклоняющееся поведение — это эпизодически возникающие нарушения принятых культурных, нравственных или юридических норм и правил поведения, принятых в обществе. Иногда ассоциируется с понятиями правонарушения или делинкветного поведения, хотя последние понятия фиксируют… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Отклоняющееся поведение —     поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см. Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность… …   Педагогический терминологический словарь

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Отклонения в поведении несовершеннолетних рассматриваются в разл. аспектах. С юрид. точки зрения обычно выделяют отклонения противоправные, связанные с нарушением уголовного… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • отклоняющееся поведение

    — поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Основные виды о. п. – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Отклоняющееся поведение — собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение …   Социология: словарь

  • Отклоняющееся поведение — (англ. deflecting conduct) в криминологии поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам …   Большой юридический словарь


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ — NovaUm.Ru

УДК 371.78

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Педагогические науки

Слагоцкая Александра Андреевна

Научный руководитель: Мальчевская М.Л., кандидат педагогических наук.

Ключевые слова: ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ; ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ; ПРОФИЛАКТИКА; СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ; BEHAVIORAL DISORDERS; DEVIANT BEHAVIOR; PRIMARY SCHOOL AGE; FAMILY AND SCHOOL INTERACTION; PREVENTION; COOPERATION OF PARENTS AND TEACHERS.


Аннотация: Cтатья посвящена исследованию отклонений в поведении младших школьников и основным принципам работы по их предупреждению в процессе взаимодействия семьи и школы. В статье сформулированы основные цели и задачи взаимодействия школы и семьи по профилактике девиантного поведения у младших школьников.

Отклонения в поведении детей школьного возраста – одна из самых актуальных проблем в современной педагогике. В настоящее время девиантное поведение школьников принято рассматривать как результат неудач в воспитании несовершеннолетних, трудного социально-экономического положения в стране. Существующие факты правонарушений и фактов нарушения поведения, принятого в обществе, принято считать показателем недостаточной работы по профилактике девиантного поведения и воспитательной работы.

Существует много классификаций отклонений в поведении. Наиболее полная и интересная из них сформулирована Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Согласно нее, существующие девиации делятся на две основные группы – поведение деструктивное и нестандартное.

Нестандартное поведение заключается в идеях, мышлении, действиях, нарушающих социальные стереотипы поведения. В соответствии с целями, девиантное поведение делится на внешне- и внутридеструктивное. Все многообразие отклонений в поведении, входящих в группу внешнедеструктивного, делится на аддиктивное и антисоциальное. Внутридеструктивное, согласно Ц. П. Короленко и Т. А. Донских, подразделяется на суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение [3, с.34].

Спровоцировать аддиктивное поведения могут личностные качества ребенка, такие как: низкая самооценка; неуверенность в себе; склонность к агрессии; низкая эмоциональная устойчивость; несобранность; враждебность.

Школьники младшего возраста — социально-демографическая категория людей, педагогическая работа с которой имеет, пожалуй, больше всего особенностей. На плечи педагога, работающего с младшеклассниками, ложится львиная доля совершенно различных задач: это и переход от беззаботного детства к обучению, требующему дисциплины, и выделение доминирующего вида работы, и обучение различным социальным ролям, привитие социальных норм и моральных ценностей, и обучение различным навыкам, играющим важную роль в учебно-воспитательном школьном процессе.

Исследование литературы, составленной психологами и педагогами (И. В. Павлов, М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, А. С. Белкин, Г. Г. Бочкарева, Л. М . Зюбин, И. А. Невский, Л. С. Славина и др.) на тему девиаций в детском поведении, анализ имеющегося опыта в педагогике и современные требования к организации учебного процесса приводят к выводу, что потребность в новых инструментах работы с отклоняющимся детским поведением в младшем школьном возрасте все еще существует. Актуальность проведения исследований по поиску новых методов работы продиктована еще и уверенностью в зависимости учебно-воспитательного процесса в школе от того, как этот процесс был налажен в самом начале. Иными словами, важность эффективной работы с девиативным детским поведением в младшем школьном возрасте сложно переоценить.

Предупредить отклонения в поведении ребенка и работать с этими отклонениями — еще не вся работа. Важен и прогноз возможных девиаций, а кроме этого, правильно организованная работа преподавателя начальных классов. Правильно налаженный процесс обучения младших школьников позволяет не допустить проявления этих отклонений. Это направление педагогической деятельности в нашем исследовании рассматривается как психолого-педагогическая система. А значит, под правильно налаженным учебным процессом понимается ряд обстоятельств, созданных в образовательной среде, направленных на предупреждение и преодоление отклонений в поведении младших школьников.

Взаимная между школой и семьей работа со школьником определяется следующим:
– имеется единый субъект воспитания;
– у школы семьи единые задачи воспитания;
– изучение ребенка под разными углами и координация действий, направленных на их развитие;
– единая тактика поведения родителей и учителей;
– совокупная работа родителей и детей в случае возникновения каких-либо отклонений;
– совместное развитие семьи, классного и школьного коллективов, а также, в частности, каждого участника процесса.

Фундаментом общей работы с ребенком школы и семьи выступает их общая цель: формирование отношений взаимного обмена действиями между всеми участниками учебного процесса, которые в свою очередь рождают благоприятную среду для социального развития детской личности.

Взаимная работа родителей и учителей подразумевает следующие цели:
– создание качественной образовательной среды;
– развитие профессиональной заинтересованности детей, которая определит выбор профессии;
– привить нормы и правила поведения в обществе, а также моральные ценности;
– формирование представлений о семейной жизни;
– обучение навыкам и правилам здорового образа жизни.

Чтобы вышеназванные цели были успешно достигнуты, важно решить ряд педагогических задач.
В работе с детьми к таким задачам относятся:
– привитие уважительного, участливого отношения к семье и родителям;
– умение брать ответственность за свои поступки на себя;
– воспитание понимания того, насколько важна семья в жизни человека, поддержание и уважение семейных традиций.

Важно понимать, что динамика сотрудничества школы и семьи имеет прямую зависимость от решения ряда организационно-управленческих задач:
– участие родителей в школьной жизни;
– формирование плана поступательного продвижения в работе учителей, направленной на взаимодействие с семьей ребенка;
– формирование функционального плана сотрудничества участников воспитательного процесса;
– налаживание работы родительского комитета, формирование верных представлений о его роли и важности его участия в школьной жизни.

Основной движущей силой сотрудничества, безусловно, является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников учебной деятельности.

Внедрение этой идеи в жизнь подразумевает, что каждый родитель, педагог, ребенок имеет право и возможность удовлетворять свои интересы, высказывать точку зрения, и активно участвовать в работе.

Вышеозвученные идеи подразумевают решение следующих задач:
– выявление заинтересованностей и потребностей участников работы при налаживании взаимной деятельности;
– разработка плана работы на основании положительных сторон школьника и его родителей;
– раскрытие потенциала учащегося, формирование среды для реализации своих талантов;
– доверие школьнику и его семье;
– осознание, что родители являются союзниками в процессе воспитания ребенка;
– разработка плана работы, с учетом семейных традиций, соблюдения личных границ, уважения ко всем участникам работы и их взглядам;
– восприятие и анализ действий ребенка как представителя своей семьи;
– единая линия поведения педагога и семьи в воспитательной работе;
– личное участие педагога в жизни школьника, проблемах его семьи, защита их интересов и оказание профессиональной помощи в решении возникающих проблем;
– забота о состоянии здоровья малыша, содействие в формировании понимания принципов здорового образа жизни;
– формирование среды для совместного внимания, реализации принципов заботы в семье.

Принцип управления взаимодействием школы и семьи включает:
– контроль состояния, результатов совместной работы школы и семьи;
– осознание проблем, возникающих в процессе этой работы и определение мер по их устранению;
– разработку системы изучения и обобщения опыта совместной работы учителей и родителей;
– адаптацию учителей, школьников и семьи к совместной работе;
– формирование правильной среды для реализации общения при совместной работе;
– содействие педагогам и семье в формировании системы взаимной работы различного типа: в классе и школе, между учителями и родителями, между семьей и ребенком.

По нашему мнению, самой эффективной формой работы с родителями по повышению успешности обучения детей младшего возраста может стать клуб «Вместе мы – сила!», организованный педагогом вместе с родителями. Такая форма работы предполагает проведение мастер-классов, родительских собраний, обсуждение проблем, а кроме этого — создание мастерских и выставок.


Список литературы

  1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
  2. Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков/Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис // Современные наукоемкие технологии, 2004. — № 5 — С. 44–45
  3. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе/Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224с.
  4. Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 410-412. — URL https://moluch.ru/archive/54/7282/ (дата обращения: 05.12.2018).
  5. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. — сост. Е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 231 с.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения 

1. Понятие «девиантное поведение».

2. Причины девиантного поведения.

3. Типы девиаций.

4. Ранняя профилактика. 

1. Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдерживается воздействием социальных норм и ценностей, которые предназначены стимулировать сознательную деятельность и блокировать деструктивные намерения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.

Хотя проблема девиантности широко исследуется философами, юристами, социологами, психологами и педагогами, единого понимания того, что такое девиантное поведение, нет.

Девиантность в переводе с латинского – отклонение с дороги. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития  и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Трудновоспитуемые дети и подростки – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Помимо негативного смысла у понятия «девиантность» существует и позитивный: отклониться от среднего стандарта можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка.

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Основные виды девиантного поведения детей и подростков – это систематические прогулы учебных занятий, побеги из дома, ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотических и токсических веществ, воровство, азартные игры, сквернословие, курение, хулиганство, искаженные половые влечения, пиромания, драки.

2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В конце XIX – начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Его теория получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, зависимость от этого тех или иных характерных личностных черт. Физические особенности тела человека также, по его мнению, являются причинами девиаций. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психического равновесия и т.п.) Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, обусловлены генетической предрасположенностью.

Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. По его мнению, основной причиной девиации является аномия, буквально «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считал, что отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное значение: девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится конформистом с точки зрения широких слоев общества.

Г. Беккер отверг многие социологические и психологические объяснения девиантного поведения. Его концепция – теория стигматизации (наклеивания ярлыков) – объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Беккер высказал мысль, что суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером, а также тем, как его оценивают другие люди.

Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.

Что касается личности школьника, то психологами и педагогами выделены такие конкретные причины их девиантного поведения, как проблемы в семье ребенка (недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; нищета в семьях; пьянство родителей; снижение их интеллектуального уровня), влияние группы неформального общения с антисоциальной направленностью, отставания в учебе, болезни, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими. Не менее важное значение имеют и отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

К числу важных причин специалисты относят также нестабильность экономики, саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации.

3. Существует несколько классификаций типов девиантного поведения, рассмотрим две из них.

В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на личность самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно разделить на два типа:

а) конструктивные девиации, или поведенческие отклонения, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер;

б) деструктивные девиации, или поведение преступного характера с преобладающим разрушительным началом.

Девиации первого типа – это естественная реакция на изменившуюся обстановку, попытка приспособиться к новой ситуации и достигнуть желаемого результата без нанесения физического и материального ущерба окружающим и себе. Такие девиации могут впоследствии трансформироваться в новые социальные нормы.

Девиации второго типа следует разделить на два подтипа:

n  отклонения, приводящие к саморазрушению личности (в данном случае человек неадекватно реагирует на необходимость изменений в обществе, сосредоточивает свои усилия не на созидательной деятельности по его совершенствованию, а на разрушению собственного сознания, своего «естества»;

n  субъект наносит материальный и физический ущерб окружающим людям, посягает на общечеловеческие ценности, общество должно в этом случае не просто порицать, лечить, а наказывать.

Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.

Первый тип поведения – конформность – предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения – инновация – предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, цель – достижение богатства, а средства к ее достижению – не занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех, а предрасположенность к незаконным способам осуществления цели – рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип – ритуализм – предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип – ретретизм – предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип – бунт – предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Девиация – это источник беспокойства для окружающих. Американские социологи еще в 30-е гг. обнаружили, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Таким образом, отклонения в поведении подростков следует рассматривать как своеобразный индикатор, реагирующий на самочувствие индивида в том или ином социуме.

4. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом в качестве одной из важных задач необходимость концентрации усилий, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков и молодежи. Под профилактикой девиантного поведения понимается комплекс мер по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, общественного и школьного воспитания, а также целенаправленную работу с теми подростками, которые имеют отклонения в поведении. Следовательно, предупреждение представляет собой систему социальных, психолого-педагогических профилактических мер. Ранняя (первичная) профилактика включает мероприятия, направленные на ликвидацию неблагоприятных факторов, влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Можно выделить следующие основные направления этой работы: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально позитивно ориентированной личности. Знакомство с нормами морали и права, социальными, этическими, нравственными нормами поведения – базовая основа первичной профилактики в школьной среде.

 

Рекомендуемая литература

  1. Беспалова, Т.С. Особенности понимания подростками целей воспитания // Психология. – 2000. — № 2. –С.51-60.
  2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  3. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников / Н.К. Катович. – Минск: НМЦентр, 2000. – 116 с.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
  5. Николайчик, Л.Ф. Помочь ребенку потерять ярлык “трудный” // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 2. – С. 83-88.
  6. Плоткин, Т.Б., Яковенко, Г.В. Учитель и принимающий наркотики ученик: как обнаружить и чем помочь? // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 3. – С. 70-75.
  7. Рычкова, М.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / М.А. Рычкова. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  8. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. Н.Н. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н. Левко. – Минск: БелЭН, 2001. – 256 с.
  9. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Владос, 2002. – 217 с.

 

Задания по УИРС, НИРС

1. Составьте и заполните таблицу: 

 Факторы, провоцирующие девиантное поведение

 Проявления и общая характеристика

 

2. Составьте интервью на тему «В чем причина отклонений в поведении подростков?» и проведите его с социальными педагогами в нескольких школах. Результаты обработайте.

Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка

Учителю, классному руководителю предлагается заполнить таблицу «Основные причины отклонений в поведении и развитии», где перечислены возможные причины, формирующие педагогическую запущенность школьника. Респондент, заполняющий таблицу-анкету, фиксирует установленные причины; если они не отражены в таблице, заносятся в раздел «Другие причины».

Основные причины отклонений в поведении и развитии

Влияние семьи


Причины

Да+; нет-

1. Родители подвержены алкоголю

 

2. Халатное отношение к воспитанию детей

 

3. Нездоровая моральная обстановка в семье

 

4. Полное непослушание детей родителям

 

5. Судимость родителей

 

6. Культ физической силы в семье

 

7. Алкоголизм

 

8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье

 

9.Культ ребенка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов

 

10. Мелочная опека

 

11. Непосильные требования

 

12. Физические наказания, насилие, недоверие

 

13. Пресечение всякого рода активности

 

14. Нет постоянного трудового поручения

 

15. Нет навыков самообслуживания

 

16. Нет участия в коллективном труде семьи

 

17. Не знает бюджета семьи, ее трудовых доходов

 

18. Нет совместного чтения книг и их обсуждения

 

19. Нет дружбы между детьми и родителями

 

20. Нет коллективных походов в кино и театр, на природу

 

  1. Нет чувства ответственности перед семьей

 

 

Влияние среды

Причины

Да+; нет-

1. Дружба с подростками из групп с отрицательной обще­ственной направленностью

 

2. Влияние взрослых с антиобщественными склонностями

 

3. Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов

 

4. Частое посещение дискотеки, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилия, эротики

 

5. Чрезмерное увлечение детективной литературой

 

6. Другие причины (дописать)

 

Пробелы в воспитательной работе школы


Причины

 

Да+;нет

1. Отсутствие систематической связи с семьей

 

2. Незнание индивидуальных и возрастных особенностей подростка

 

3. Неучет в воспитании степени педагогической запущен­ности ученика

 

4. Незнание потенциальных возможностей школьника

 

5. Неправильное построение отношений ученика и коллектива

 

6. Нет доверительных отношений педагогов с учащимся

 

7. Недостатки индивидуальной работы с подростком

 

8. Неумение организовать успешную учебу и обществен­но-трудовую деятельность школьника

 

9. Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавательного интереса в учении

 

10. Плохо организована работа по ликвидации пробелов в знаниях школьника

 

11. Другие (дописать)

 

Пробелы в работе общественности


Причины

Да +; нет -1

1. Формализм в работе советов содействия семье и школе

 

2. Доминирование вербальных форм воздействия

 

3. Отсутствие должной материальной базы в клубах по месту жительства

 

4. Отсутствие квалифицированных кадров в клубах по месту жительства

 

5. Отсутствие системы в работе общественных воспита­тельных учреждений

 

6. Отсутствие форм работы по вовлечению педагогиче­ски запущенных школьников в спортивные клубы, секции

 

7. Эпизодичность в работе шефов-общественников

 

8. Отсутствие интересных дел, способных увлечь подростка

 

9. Доминирование карательной функции инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних

 

10. Преобладание контрольных форм работы в ущерб вос­питательной в инспекциях по делам несовершеннолетних

 

11. Другие причины (дописать)

 

Анализ всего материала даст возможность сделать выводы о причинах педагогической запущенности данного подростка.
Результаты обследования личности трудного подростка вносятся в Карту обследования. В ней представлено несколь­ко разделов: общие сведения, семейное воспитание, уче­ние, дисциплина, общественно-трудовая деятельность, оце­ночное отношение к коллективу, асоциальные отклонения, причины отклонений, свойства личности, заключение, пе­дагогические рекомендации.

Отклонение от социальных норм

Статья, описывающая отклонение от социальных норм и ограничения этого подхода.

Необычное поведение, которое отличается от нормы или не соответствует социальным ожиданиям или требованиям, — это еще один метод, который использовался для определения ненормальности.

Аномалии в разных культурах

Аномальность иногда описывается как отклонение от социальных норм в обществе. Людей можно назвать ненормальными, если их поведение отличается от того, что принято в качестве норм общества.Однако культуры различаются, и поэтому невозможно установить универсальный набор социальных правил. То, что считается ненормальным в одной культуре, было бы совершенно нормальным в другой культуре из-за различного определения социальной нормы.

Значение термина «социальные нормы»

Социальные нормы — это социальные правила в обществе, многие из которых негласны. Они несут в себе «должное» (Gross 2015). Социальные нормы зависят от контекста и степени поведения и со временем меняются.

Проблемы с подходом к социальным нормам

Если конкретное поведение, которое ожидается, не выполняется, поведение считается плохим или нездоровым.Социальные нормы могут со временем меняться и изменять классификацию того, что считается «ненормальным». Например, однополые партнерства по-прежнему считаются «ненормальными» в некоторых частях мира. Еще в 1974 г. гомосексуальность был классифицирован как расстройство психического здоровья (Faudemer et al. 2015). Этот диагноз был удален, поскольку социальное отношение к гомосексуализму изменилось, поэтому больше не было социальной нормой считать его ненормальным большинством людей в западных странах, таких как Великобритания (Marshall 2017). Как следствие, однополое влечение больше не используется как симптом психического расстройства.Еще одна проблема, связанная с подходом социальных норм к определению ненормальности, заключается в том, что он потенциально может быть использован для облегчения удаления из общества определенных групп людей, которые считаются «проблемными» или «нежелательными» (Faudemer et al. 2015). В 1970-х и 1980-х годах в Советском Союзе политическим нонконформистам, выступавшим против коммунистического режима, регулярно ставили диагноз шизофрения и помещали в психиатрические больницы. Согласно этому определению, любой, кто нарушает социальные нормы, является ненормальным, и, следовательно, это очень сложный способ определения ненормальности.

Список литературы

Фодемер, К., Хайден, К., Макхейл, К., и Симсон, К. (ред.) (2015) Психология A-уровня: Полная версия и практика AQA. Ньюкасл-апон-Тайн: CGP Books Гросс, Р. (2015) Психология: наука о разуме и поведении. 7 изд. Лондон: Hodder Education Marshall, L. (2017) «Британский опрос общественного мнения: как общественное мнение влияет на политику в Великобритании». LSE Impact Blog [онлайн]. доступно по адресу http: // blogs.lse.ac.uk/impactofsocialsciences/2017/01/31/the-british-social-attitude-survey-how-public-opinion-drives-policy-in-the-uk/ [11 января 2019 г.]

© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0

Отклонение от социальных норм | tutor2u

Это один из способов определения отклонения .Основная идея эта ненормальность — это когда поведение не вписывается в то, что социально приемлемо.

Например, в Великобритании это социальная норма — стоять в очереди в магазине; к жди своей очереди. Если кто-то вошел в магазин, миновал очередь и сразу кассу, это будет рассматриваться как ненормальное поведение и классифицироваться как таковое под этим определением.

Это определение ненормальности явно зависит от культуры, в которой происходит поведение.Социальные нормы в разных обществах неодинаковы, и поэтому то, что ненормально в одной культуре, не определяется как ненормальное в другой. Важно учитывать, насколько глубоко эта норма укоренилась в культуре, а также насколько она важна в культурном отношении. Незначительные отклонения от нормы не могут считаться ненормальными, если социальная норма не считается важной для общества.

Сильные стороны определения

Гибкость: Сильной стороной этого определения является гибкость в зависимости от ситуации и возраста.Социальная норма — ходить по магазинам в полной одежде, но на пляже можно носить бикини. Также социально приемлемо пить молоко из бутылочки с соской, если вы ребенок, но не взрослый.

Ясность: В большинстве случаев, если вы долгое время жили в рамках какой-либо культуры, вы будете знать, что является приемлемым, а что — неприемлемым.

Помогает обществу: Соблюдение социальных норм означает, что общество упорядочено и предсказуемо. Утверждается, что это выгодно.

Недостатки определения

Изменение с течением времени: Хотя это определение допускает поведение, зависящее от возраста и ситуации, изменения в законодательстве означают, что нормы меняются в зависимости от времени. Иногда об этом трудно судить, и это означает, что между поколениями отсутствует консенсус. Например, гомосексуальность считался психическим заболеванием в 1970-х годах, а в настоящее время это уже не так.

Культурные различия: Тот факт, что существует так много межкультурных различий, может быть недостатком определения, поскольку не всегда ясно, что является ненормальным, а что нет в культурах.Решение может быть принято только путем погружения в культуру на какое-то время.

Этические различия: Социальные нормы, как правило, диктуются большинством внутри культуры, а это означает, что есть слои общества, в которых поведение рассматривается как нормальное в рамках этнического сообщества, но не в рамках культуры в целом. Это может привести к непониманию как со стороны этнического меньшинства, так и со стороны большинства людей в рамках той или иной культуры.

Поведение реальных газов: отклонения от идеального газового поведения

Поведение реальных газов: отклонения от идеального газового поведения

Содержание

Идеальные и настоящие газы

Газ, который подчиняется уравнению идеального газа, PV = nRT при любых условиях температуры и давления, называется «идеальным газом ».Однако не существует газа, который подчиняется уравнению идеального газа при любых условиях температуры и давления. Следовательно, концепция идеального газа носит только теоретический или гипотетический характер. Установлено, что газы довольно хорошо подчиняются законам газа, если давление низкое или температура высокая. Поэтому такие газы известны как « Реальные газы ». Все газы являются настоящими газами. Однако обнаружено, что газы, растворимые в воде или легко сжижаемые, например. грамм. CO 2 , SO 2 , NH 3 и т. Д.показывают большие отклонения, чем газы, такие как H 2 , O 2 , N 2 и т. д.

Отличия идеального газа от реального газа

Идеальные газы

Реальные газы

Идеальные газы подчиняются всем газовым законам при любых условиях температуры и давления. Настоящие газы подчиняются законам о газах только при низком давлении и высокой температуре.
Объем, занимаемый молекулами, пренебрежимо мал по сравнению с общим объемом, занимаемым газом. Объем, занимаемый молекулами, нельзя пренебречь по сравнению с общим объемом газа.
Сила притяжения между молекулами незначительна. Силой притяжения нельзя пренебречь при любых температурах и давлениях.

Подчиняется уравнению идеального газа

PV = nRT

Уравнение подчинения Ван-дер-Ваальса

(P + an2 / V2) (V — nb) = nRT

Исследование отклонений

Чтобы понять отклонения от идеального поведения, давайте сначала посмотрим, как реальные газы показывают отклонения от закона Бойля.Согласно закону Бойля, PV = постоянный при постоянной температуре. Следовательно, при постоянной температуре график зависимости PV от P должен быть прямой линией, параллельной оси x. Однако реальные газы не демонстрируют такого поведения, как показано на рисунке №4. 1 ниже.

Рис. № 1 PV vs P для реального и идеального газа

Из графиков видно, что для таких газов, как H 2 и He, PV непрерывно увеличивается с увеличением давления, тогда как для таких газов, как CO, CH 4 и т. Д.PV сначала уменьшается с увеличением давления и достигает минимального значения, а затем непрерывно увеличивается с увеличением давления. Точно так же, если мы построим экспериментальные значения давления в зависимости от объема при постоянной температуре (то есть для реального газа) и теоретически рассчитанные значения по закону Бойля (то есть для идеального газа), две кривые не будут совпадать, как показано на рис. 2.


Рис. № 2 Зависимость давления от объема для реального и идеального газа

Из приведенных выше графиков видно, что при более высоком давлении наблюдаемый объем превышает расчетный объем.При более низких давлениях наблюдаемый и расчетный объемы приближаются друг к другу.
В качестве альтернативы, насколько реальный газ отклоняется от идеального поведения, можно изучить, используя термины величины «Z», которая известна как коэффициент сжимаемости и определяется как:

(i) Для идеального газа, поскольку PV = nRT, Z = 1

(ii) Для реального газа, как PV ≠ nRT, Z ≠ 1.

Следовательно, возникают два случая:
(a) Когда Z <1, ( Например: для CH 4 , CO 2 и т. Д.) Говорят, что газ показывает отрицательное отклонение. Следовательно, газ будет более сжат, чем ожидалось от идеального поведения.
Это вызвано преобладанием сил притяжения среди молекул этих газов.
(b) Когда Z> 1, говорят, что газ показывает положительное отклонение. Это означает, что сжатие газа будет меньше, чем ожидается от идеального поведения.
Это вызвано преобладанием сильных сил отталкивания среди молекул. Чем больше отклонение значения Z от единицы, тем больше отклонения от идеального поведения.

При одинаковых температуре и давлении степень отклонения зависит от природы газа, как показано на рис. 3 Таким образом, при промежуточных давлениях CO 2 показывает гораздо большее отрицательное отклонение, чем H 2 или N 2 .

Рис. № 3 Z vs P для разных газов

Для того же газа при определенном давлении степень отклонения зависит от температуры, как показано на рис. 4 для корпуса газ N 2 .

Рис. № 4 Z vs P для газа N 2 при разных температурах

Графики на рис. нет. 4 показывают, что при повышении температуры минимум на кривой смещается вверх. В конечном итоге достигается температура, при которой значение Z остается близким к 1 в заметном диапазоне давления. Для примера в случае N2 при 323 К значение Z остается от 1 до почти 100 атмосфер.

Температура, при которой реальный газ ведет себя как идеальный газ в заметном диапазоне давлений, называется температурой Бойля или точкой Бойля.
Далее, исходя из графиков, показанных на рисунке № 3 и 4 видно, что при обычных давлениях (1-10 атм) Z очень близко к 1, то есть отклонения от идеального поведения настолько малы, что могут применяться законы идеального газа.

Значение коэффициента сжимаемости

Значение коэффициента сжимаемости можно понять из следующего вывода:

Если газ показывает идеальное поведение,

Подставляя это значение nRT / P в ур.(1) получаем

Таким образом, коэффициент сжимаемости определяется как отношение фактического молярного объема газа (, например, экспериментально наблюдаемое значение ) к расчетному молярному объему (считая его идеальным газом) при той же температуре и давлении.

Причины отклонения от идеального поведения

Как указано выше, реальные газы подчиняются уравнению идеального газа (PV = nRT) только при низком давлении и высокой температуре. Однако, если давление высокое или температура низкая, реальные газы показывают заметные отклонения от идеального поведения.Причины такого поведения реальных газов оказались следующими:

Вывод законов газа (и, следовательно, уравнения идеального газа) основан на кинетической теории газов, которая, в свою очередь, основана на определенных предположениях. Таким образом, в некоторых предположениях должно быть что-то не так. Тщательное исследование показывает, что при высоком давлении или низкой температуре два предположения кинетической теории газов не работают:

  • По сравнению с общим объемом газа, объем, занимаемый молекулами газа, ничтожно мал.
  • Силами притяжения или отталкивания между молекулами газа можно пренебречь.

Приведенные выше два предположения верны только в том случае, если давление низкое или температура высока, так что расстояние между молекулами велико. Однако при высоком давлении или низкой температуре молекулы газа сближаются. Следовательно, в этих условиях:

  • Силы притяжения или отталкивания между молекулами.
  • Объем, занимаемый газом, может быть настолько мал, что объемом, занимаемым молекулами, нельзя пренебречь.

Уравнение состояния реальных газов (уравнение Ван-дер-Ваальса)

Чтобы объяснить поведение реальных газов, J .D. Ван дер Ваальс в 1873 году модифицировал уравнение идеального газа, применив соответствующие поправки, чтобы учесть

  • Объем молекул газа
  • Силы притяжения между молекулами газа

Он выдвинул модифицированное уравнение, известное после него как уравнение Ван-дер-Ваальса. Уравнение

На 1 моль газа


Для n молей газа

Где ‘a’ и ‘b’ постоянная Ван-дер-Ваальса.Эти значения зависят от природы газа.

Значение констант Ван-дер-Ваальса

  • Константа Ван-дер-Ваальса «a»: Ее значение является мерой силы притяжения между молекулами газа. Если значение «а» велико, возникнут большие силы межмолекулярного притяжения.
  • Константа Ван-дер-Ваальса «b»: Ее значение является мерой эффективного размера молекул газа. Его величина в четыре раза больше фактического объема молекул газа.Он называется Excluded Volume или Co-volume .

Единицы констант Ван-дер-Ваальса

  • Единицы ‘a’: As p = am 2 / V 2 , поэтому a = (p × V 2 ) / n 2 = атм L 2 моль -2 или бар дм 6 моль -2
  • Единицы «b»: В качестве поправки на объем v = n b, следовательно, b = v / n = лмоль -1 или дм 3 моль -1

Объяснение поведения реальных газов с помощью уравнения Ван-дер-Ваальса

  • При очень низком давлении V очень велико.Следовательно, поправочный член a / V 2 настолько мал, что им можно пренебречь. Точно так же поправочным членом b можно пренебречь по сравнению с V. Таким образом, уравнение Ван-дер-Ваальса сводится к виду PV = RT . Это объясняет, почему при очень низком давлении настоящие газы ведут себя как идеальные газы.
  • При умеренном давлении V уменьшается. Следовательно, a / V 2 увеличивается, и им нельзя пренебрегать. Тем не менее, все еще достаточно велико по сравнению с «b», так что «b» можно пренебречь.Таким образом, уравнение Ван-дер-Ваальса принимает вид

Таким образом, коэффициент сжимаемости меньше 1. Таким образом, при постоянной температуре давление увеличивается, V уменьшается, так что коэффициент a / RTV увеличивается. Это объясняет, почему изначально наблюдается провал на графике зависимости Z от P.

  • При высоких давлениях V настолько мало, что нельзя пренебречь ‘b’ по сравнению с V. Фактор a / V 2 , несомненно, велик, но поскольку P очень велик, a / V 2 может можно пренебречь по сравнению с P.Таким образом, уравнение Ван-дер-Ваальса сводится к виду:

Таким образом, коэффициент сжимаемости больше 1. По мере увеличения P (при постоянной T) коэффициент Pb / RT увеличивается. Это объясняет, почему после минимумов на кривых коэффициент сжимаемости непрерывно увеличивается с давлением.

  • При высоких температурах: В очень велико (при заданном давлении), так что оба поправочных коэффициента (a / V 2 и b) становятся незначительными, как в случае (i). Следовательно, при высокой температуре настоящие газы ведут себя как идеальный газ.

Объяснение исключительного поведения водорода и гелия

Из рисунка № 3 видно, что для H 2 и He коэффициент сжимаемости Z всегда больше 1 и увеличивается с увеличением давления. Это потому, что H 2 и He являются очень маленькими молекулами, межмолекулярные силы притяжения в них незначительны, то есть «a» очень мало, так что a / v 2 можно пренебречь. Таким образом, уравнение Ван-дер-Ваальса принимает вид

Таким образом, PV / RT, то есть Z> 1, увеличивается с увеличением значения P при постоянном T.

Посмотрите это видео, чтобы получить дополнительную информацию

Другие показания

Поведение реальных газов: отклонения от идеального поведения газа

Образцы экзаменационных работ NEET и AIIMS

отклонений от закона идеального газа

Отклонения от закона идеального газа


Уравнение Ван-дер-Ваальса

Поведение реальных газов обычно согласуется с предсказаниями идеального газа. уравнение с точностью до 5% при нормальном температуры и давления.При низких температурах или высоких давлениях реальные газы отклоняются значительно от поведения идеального газа. В 1873 году, когда искал способ связать поведение жидкостей и газов, голландский физик Йоханнес ван дер Ваальс разработал объяснение этих отклонений и уравнение, которое могло соответствовать поведению реальных газы в гораздо более широком диапазоне давлений.

Ван-дер-Ваальс понял, что два предположения кинетической молекулярной теории под вопросом.Кинетическая теория предполагает, что частицы газа занимают пренебрежимо малую долю от общего объема газа. Также предполагается, что сила притяжения между газами молекул равна нулю.

Первое предположение работает при давлениях, близких к 1 атм. Но что-то происходит с справедливость этого предположения при сжатии газа. Представьте на мгновение, что все атомы или молекулы в газе были собраны в одном углу цилиндра, как показано на рисунок ниже.При нормальном давлении объем, занимаемый этими частицами, равен ничтожно малая доля от общего объема газа. Но при высоких давлениях это больше не правда. В результате настоящие газы не так сжимаемы при высоких давлениях, как газы. идеальный газ. Следовательно, объем реального газа больше, чем ожидается от идеального газа. уравнение при высоких давлениях.

Ван дер Ваальс предложил исправить тот факт, что объем реального газа равен слишком велико при высоких давлениях на за вычетом члена из объема реального газа прежде чем подставить его в уравнение идеального газа.Поэтому он ввел константу

константа ( b ) в уравнение идеального газа, которая была равна фактическому объему занимает моль частиц газа. Поскольку объем частиц газа зависит от количество молей газа в баллоне, член, вычитаемый из действительного объем газа равен количеству молей газа, умноженному на b .

P ( V nb ) = nRT

Когда давление относительно мало, а объем достаточно большой, nb срок слишком мал, чтобы иметь какое-либо значение в расчетах.Но при высоких давлениях, когда объем газа небольшой, член nb корректирует тот факт, что объем реального газа больше, чем ожидается из уравнения идеального газа.

Предположение об отсутствии силы притяжения между частицами газа невозможно. правда. Если бы это было так, газы никогда бы не конденсировались с образованием жидкости. На самом деле есть небольшой сила притяжения между молекулами газа, которая стремится удерживать молекулы вместе. Этот сила притяжения имеет два последствия: (1) газы конденсируются с образованием жидкости при низкой температуры и (2) давление реального газа иногда меньше, чем ожидалось для идеальный газ.

Чтобы исправить тот факт, что давление реального газа меньше ожидаемого уравнение идеального газа, ван дер Ваальс добавил член к давлению в этом уравнение. Этот член содержит вторую константу ( a ) и имеет вид: an 2 / V 2 . Таким образом, полное уравнение Ван-дер-Ваальса записывается следующим образом.

Это уравнение — нечто смешанное.Он намного лучше подходит для поведение реального газа, чем уравнение идеального газа. Но делает это ценой потерь. в общем. Уравнение идеального газа одинаково справедливо для любого газа, тогда как уравнение Ван дер Уравнение Ваальса содержит пару констант ( a и b ), которые изменяются от газ в газ.

Уравнение идеального газа предсказывает, что график PV против P для газа будет горизонтальной линией, потому что PV должно быть константой.Экспериментальные данные для PV по сравнению с P для газа H 2 и N 2 при 0 ° C и CO 2 при 40 ° C приведены на рисунке ниже. Значения констант Ван-дер-Ваальса для этих и другие газы приведены в таблице ниже.

Константы Ван-дер-Ваальса для различных газов

Соединение a (L 2 -атм / моль 2 ) b (л / моль)
He 0.03412 0,02370
Ne 0,2107 0,01709
H 2 0,2444 0,02661
Ар 1,345 0.03219
O 2 1,360 0,03803
N 2 1,390 0,03913
CO 1,485 0,03985
Канал 4 2.253 0,04278
CO 2 3,592 0,04267
NH 3 4,170 0,03707

Величину отклонений от поведения идеального газа можно проиллюстрировать путем сравнения результаты расчетов с использованием уравнения идеального газа и уравнения Ван-дер-Ваальса для 1.00 моль CO 2 при 0 o C в емкостях разного объема. Начнем с контейнера на 22,4 л.

Согласно уравнению идеального газа, давление этого газа должно быть 1,00 атм.

Подстановка того, что мы знаем о CO 2 в уравнение Ван-дер-Ваальса, дает гораздо более сложное уравнение.

Однако это уравнение можно решить для давления газа.

P = 0,995 атм

При нормальных температурах и давлениях уравнения идеального газа и Ван-дер-Ваальса дают по сути те же результаты.

Давайте теперь повторим этот расчет, предполагая, что газ сжат так, что он заполняет емкость объемом всего 0,200 литра. Согласно уравнению идеального газа, давление должно быть увеличено до 112 атм, чтобы сжать 1,00 моль CO 2 при 0C до уровня 0.200 л.

Уравнение Ван-дер-Ваальса, однако, предсказывает, что давление будет только увеличьте до 52,6 атм для достижения тех же результатов.

P = 52,6 атм

По мере увеличения давления CO 2 уравнение Ван-дер-Ваальса сначала дает давления, которые на меньше на , чем в уравнении идеального газа, как показано на рисунке ниже, из-за сильной силы притяжения между молекулами CO 2 .

График произведения давления на объем для образцов H 2 , N 2 , CO 2 газов в зависимости от давления этих газов.

Давайте теперь сжимаем газ еще больше, повышая давление до тех пор, пока объем газ всего 0,0500 л. Уравнение идеального газа предсказывает, что давление должно быть увеличьте до 448 атм для конденсации 1.00 моль CO 2 при 0 o C к объему 0,0500 л.

Уравнение Ван-дер-Ваальса предсказывает, что давление должно достигнуть 1620 атм, чтобы добиться тех же результатов.

P = 1620 атм

Уравнение Ван-дер-Ваальса дает результаты на больше, чем на идеального газа. уравнение при очень высоких давлениях, как показано на рисунке выше, из-за объема занято молекулами CO 2 .


Анализ констант Ван-дер-Ваальса

Уравнение Ван-дер-Ваальса содержит две константы, a и b , которые характерные свойства того или иного газа. Первая из этих констант корректирует сила притяжения между частицами газа. Соединения, для которых сила притяжения между частицами сильно имеют большие значения для и .Если вы думаете о чем происходит, когда жидкость закипает, можно ожидать, что соединения с большими значениями a будет иметь более высокие температуры кипения. (Поскольку сила притяжения между частицами газа становится сильнее, мы должны перейти на более высокие температуры, прежде чем мы сможем разорвать связи между молекулами в жидкости с образованием газа.) Неудивительно, что корреляция между значением константы и в уравнении Ван-дер-Ваальса и температуры кипения ряда простых соединений, как показано на рисунке ниже.Газы с очень маленькими значениями a , такими как H 2 и He, необходимо охлаждать до почти абсолютный ноль, прежде чем они конденсируются с образованием жидкости.

Другая постоянная Ван-дер-Ваальса, b , является грубой мерой размера газа. частица. Согласно таблице констант Ван-дер-Ваальса объем моля атомов аргона 0,03219 л. Это число можно использовать для оценки объем индивидуального атома аргона.

Затем объем атома аргона можно преобразовать в кубические сантиметры с помощью соответствующие единичные коэффициенты.

Если предположить, что атомы аргона сферические, мы можем оценить радиус этих атомов. Начнем с того, что отметим, что объем сферы связан с ее радиусом следующим образом: формула.

В = 4 / 3 r 3

Далее мы предполагаем, что объем атома аргона равен 5.345 x 10 -23 ​​ см и вычислить радиус атома.

r = 2,3 x 10 -8 см

Согласно этому расчету, атом аргона имеет радиус примерно 2 x 10 -8 см.


Отклонение от идеального поведения газов

Отклонение от идеального поведения

Поведение реальных газов обычно согласуется с предсказаниями уравнения идеального газа в пределах 5% от нормальных давлений и температур.При высоком или низком давлении в реальных газах вы увидите значительное отклонение от поведения идеального газа.

Йоханнес ван дер Ваальс, голландский физик, в 1873 году исследовал метод или любую идею, чтобы связать поведение газов и жидкостей. Таким образом, он придумал детализацию этих отклонений и уравнение, которое может определять поведение реальных газов в широком диапазоне давлений.

Ван дер Ваальс считал два предположения «кинетической молекулярной теории» неопределенными.Кинетическая теория предполагает, что частицы газа составляют ничтожно малую часть чистого объема газа. Это даже предполагает, что между молекулами и газом сила притяжения равна нулю.

В первом предположении давление достаточно близко к 1 атм. Но справедливость этого первого предположения как-то нарушается, так как происходит сжатие газа. Предположим, что в течение некоторого времени молекулы или атомы в газе были собраны в одной секции цилиндра, как показано на схеме, приведенной ниже.При давлении в нормальных условиях эти частицы занимают незначительную ограниченную долю от общего объема газа. Но в то же время это неверно при высоких давлениях.

Как следствие, настоящие газы не так сильно сжимаются, как идеальный газ при высоких давлениях. Следовательно, объем реального газа намного превышает ожидаемое уравнение идеального газа при высоких давлениях.

Есть две заслуживающие внимания ситуации, в которых идеальное поведение газов отклоняется от конкретной модели:

  • Молекулы газа, которые занимают объем, не достигают нулевого значения в условиях высокого давления.
  • Вклад межмолекулярных сил становится важным в условиях низких температур.


Уравнение Ван-дер-Ваальса и исключенный объем

Реальные частицы газа фактически занимают измеримый и конечный объем. В условиях высокого давления имеет место отклонение от идеального поведения, поскольку конечный объем, которым занимают молекулы газа, важен по сравнению с общим объемом контейнера.

«Уравнение Ван-дер-Ваальса » изменяет закон идеального газа, чтобы он не содержал ошибок для этого исключения, касающегося объема, и представляется следующим образом:

P ( V nb ) = nRT

Доступный объем теперь будет представлен как V nb

Где,

b = константа, специфичная для каждого газа

В этой оценке молекулы газа оцениваются как твердые сферы, имеющие определенный радиус (r), который не может перекрываться с радиусом соседней частицы.

Константа b представлена ​​как:

b = 4 NA⋅ 4 / 3π⋅ r³

Где,

N A = номер Авогадро,

r = радиус молекулы

Важно отметить, что это уравнение применимо и к идеальным газам. Это можно сделать легко, как в идеальной ситуации; значение константы b намного меньше, чем V, что не дает значимого и значимого различия в расчетах.

Влияние межмолекулярных сил

При низких температурах и высоких давлениях между частицами газа межмолекулярные силы могут вызывать заметное «отклонение от идеального поведения ».

Отклонение от идеального поведения газа — объяснение и уравнение Ван-дер-Ваальса

Идеальное поведение газа — это теория, которая предполагает, что газы будут вести себя определенным образом, и предполагает, что газы имеют незначительное пространство или совсем не имеют места, и у них нет межмолекулярной силы достопримечательности. Отклонение газов от их идеального газового поведения происходит, когда молекулы газа охлаждаются до точки, когда они больше не обладают достаточной кинетической энергией для преодоления притягивающих межмолекулярных сил.

Идеальные и настоящие газы

Идеальные газы — это те газы, которые подчиняются идеальному уравнению PV = nRT при любых значениях давления и температуры. Но нет такого газа, который ведет себя одинаково при любом давлении и температуре. Следовательно, это понятие теоретическое. Настоящие газы — это те газы, которые подчиняются закону газа, если давление низкое или температура высокая. Все газы — настоящие газы.

Разница между идеальным газом и реальным газом

Идеальный газ

Реальный газ

Идеальные газы подчиняются законам о газах при любых обстоятельствах.

Настоящие газы подчиняются газовым законам, если давление низкое, а температура высокая.

Молекулы занимают незначительный объем.

Занятый объем не является незначительным по сравнению с общим объемом газа.

Сила притяжения незначительна.

Есть некоторая сила притяжения.

Зависимость давления, объема и температуры в газах — почему реальные газы отклоняются?

На графиках ниже представлены различные газы и показано, как они ведут себя при высоком и низком давлении.

(изображение будет загружено в ближайшее время)

На рисунке (а) показано, как газы ведут себя не так, как в идеале, особенно при высоком давлении. При низком давлении, как показано на рисунке (b), реальные газы ведут себя больше как ожидаемое идеальное поведение. Для таких газов, как CO 2 и C 2 H 4 , они отклоняются больше, чем другие реальные газы, потому что эти газы имеют тенденцию к сжижению при более низких давлениях.

На приведенном ниже графике показано поведение реального газа N 2 при различных температурах.

(изображение будет скоро загружено)

На рисунке показано, что азот в реальном газе ведет себя больше в соответствии с поведением идеального газа при высокой температуре. Почему газы так сильно отклоняются при высоком давлении и низкой температуре? При обоих условиях основные предположения о том, что закон идеального газа выполняется, а именно: объем молекул газа пренебрежимо мал и межмолекулярное взаимодействие незначительно — эти два становятся недействительными.

При низком давлении молекулы газа находятся дальше друг от друга, а объем молекул совпадает с объемом контейнера.По мере увеличения давления молекулярное пространство сжимается, и их объем становится значительным по сравнению с контейнером. Если приложить большее давление, то газ сжижается под очень высоким давлением, например, CO 2 .

(изображение скоро будет загружено)

Все молекулы притягиваются друг к другу комбинацией сил. При высокой температуре они обладают достаточной энергией, они преодолевают свою силу притяжения и преобладают за счет эффектов молекулярного объема. С другой стороны, с понижением температуры энергия молекул также уменьшается.В конце концов, наступает момент, когда молекулам становится невозможным преодолеть силу притяжения, что приводит к сжижению газа и переходу в жидкое состояние. Вот почему поведение идеального газа является теоретическим понятием и неприменимо в реальных ситуациях.

Уравнение Ван-дер-Ваальса

В 1873 году Дж. Д. Ван-дер-Ваальс внес некоторые изменения в уравнение идеального закона газа, чтобы объяснить поведение реальных газов, в которых он принял во внимание:

Он выдвинул следующее уравнение;

Для n моль газа

Константы «a» и «b» представляют шкалу межмолекулярного притяжения и исключенный объем, соответственно.Чем выше значение «а», тем больше молекулярное притяжение и тем легче газ сжимается. Термин «b» обозначает исключенный объем, который занят частицами газа. Эти константы различны для разных газов.

Отклонение поведения реального газа от закона идеального газа — газовая фаза

Реальные газы отклоняются от закона идеального газа из-за конечного объема, занимаемого отдельными частицами газа.

Закон идеального газа обычно используется для моделирования поведения газофазных реакций.Предполагается, что идеальные газы состоят из точечных масс, взаимодействие которых ограничивается идеально упругими столкновениями; Другими словами, объем частиц газа считается незначительным по сравнению с общим объемом контейнера. Есть две заметные ситуации, в которых поведение реальных газов отличается от этой модели:

1. При высоких давлениях, когда объем, занимаемый молекулами газа, не приближается к нулю
2. При низких температурах, когда вклад межмолекулярных сил становится значительным

Фактически, частицы реального газа занимают конечный измеримый объем.При высоких давлениях отклонение от идеального поведения происходит из-за того, что конечный объем, который занимают молекулы газа, является значительным по сравнению с общим объемом контейнера. Уравнение Ван-дер-Ваальса изменяет закон идеального газа, чтобы исправить этот исключенный объем , и записывается следующим образом:

Доступный объем теперь представлен как В — nb , где b — константа, специфичная для каждого газа. В этом приближении молекулы газа считаются твердыми сферами с определенным радиусом (r), которые не могут перекрываться с радиусом соседней частицы.Константа b определяется как:

b = 4N A · (4/3) π · r 3

, где N A — число Авогадро, а r — радиус молекулы.

Важно отметить, что это уравнение применимо и к идеальным газам. Его можно упростить, потому что в идеальной ситуации значение b настолько меньше, чем V, что не дает ощутимой разницы в расчетах.


Практические вопросы

Академия Хана

Хлорфторуглероды и окружающая среда

Закон Карла и газ в поршне


Официальная подготовка MCAT (AAMC)

Chemistry online Flashcards Вопрос 8

Пакет вопросов по химии Отрывок 8, вопрос 46

Пакет вопросов по химии, вопрос 120


Ключевые точки

• Закон идеального газа предполагает, что газы состоят из точечных масс, которые взаимодействуют посредством полностью упругих столкновений.

• Настоящие газы состоят из частиц, которые занимают ненулевой объем, известный как исключенный объем.

• Уравнение Ван-дер-Ваальса включает поправку на объем, специфичную для каждого газа; если газ ведет себя идеальным образом, поправочный член становится незначительным по отношению к общему объему.


Ключевые термины

Исключенный объем : объем, занятый частицами неидеального газа

Уравнение идеального газа: PV = nRT

.