Охрана природы для детей – . , — .

Конспект занятия по охране природы для детей старшего дошкольного возраста

hello_html_2159c8bc.jpg

Конспект

интегрированного мероприятия

с детьми дошкольного возраста 5-6 лет

«Давайте вместе Природу сохраним…»

Разработала воспитатель

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 12»

Иванова Марина Александровна

Актуальность проекта

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если в реки и озёра поступают выбросы из различных заводов и фабрик, то вода становится загрязняются. Её нельзя пить, нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно бережно относиться.

В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд и т.д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель: Формировать осознанное отношении к природе, экологическую культуру у детей.

Задачи:

Образовательные:

— Расширять знания детей о живой природе;

— Формировать у детей элементарное умение предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде;

— Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи; — Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе.

Развивающие:

— Развивать внимание;

— Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к природе, бережном отношении к ней;

— воспитывать у детей умения работать в группе, договариваться друг с другом, выполнять правила поведения в группе.

Материалы: глобус, аудиозаписи со звуками природы, загадки о природе, макеты растений и деревьев, гнездо с птенцом, игрушка ежик.

Ход мероприятия:

Воспитатель: А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды.

А что такое «окружающая среда»? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо).

 Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями (показать на глобусе), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая   вода, чистая земля, чистый воздух.

Воспитатель: Ребята, а можно ли купить чистый воздух, чистую воду, чистую землю?

Если денег накопить

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.

Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?

Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.

Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в лес?

Да.

Воспитатель: На каком транспорте вы хотели бы отправиться в путешествие в лес?

Дети: На машине, на самолете, на автобусе, пешком.

Воспитатель: Я приготовила знаки — это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. Для поездки нужно получить билеты, а для этого вы должны ответить на вопросы. Для этого я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.

Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает билет.

— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.) 

— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

— У какого дерева белый ствол? (У березы.)

— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

— Сколько ног у жука? (Шесть.)

— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

—Волк дикое или домашнее животное? (Дикое.)

— Карась, щука, сом, окунь – это …(рыбы)

— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)    

— Как назвать детеныша кабана? (Поросенок.)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

 — Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы. Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках.

Воспитатель с детьми встают в паровозик и двигаются по залу под музыку «Голубой вагон».

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?

Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно заболело и может погибнуть.

Воспитатель: посмотрите, у березки сломаны ветки и на коре повреждения. Чем же мы можем ей помочь? Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй, а веточки забинтуем.

Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.

Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет.

«Как нужно вести себя в природе»

Подходим к другому дереву.

1-я ситуация (под деревом гнездо с птенцом)

Воспитатель: — Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем птенчик!

— Может, возьмем его домой, он такой маленький, беспомощный, одинокий.

— Мы будем заботиться о нем!

Воспитатель: Можно брать птенцов из гнезда?

Дети: Нет! Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.hello_html_19dab3e5.jpg

На поляне растет цветок

2-я ситуация

Воспитатель: Какой красивый цветок! Это ландыш!

— Он так хорошо пахнет! hello_html_m458a58b8.jpg

— Давай сорвем его и отнесем маме. hello_html_m458a58b8.jpg

Воспитатель: Можно рвать цветы?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

-А что такое Красная книга? (ответы детей)

Воспитатель: Почему она красная?

Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. 

3-я ситуация (возле пня сидит ежик)

Воспитатель: — Ой, смотрите ежик! Давайте возьмем его в детский сад! Он будет жить у нас в живом уголке! hello_html_m43e8a6ab.jpg

Воспитатель: Можно так поступать?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Воспитатель: А что еще запрещено делать в лесу?

Дети: Сбивать грибы, разводить костры, разорять муравейники, ловить насекомых, сильно шуметь

Воспитатель: Ребята, а почему нельзя шуметь?

Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.

Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину. Давайте и мы с вами послушаем звуки леса.

Музыкальная пауза «Угадай, чей звук»

Воспитатель: включает аудиозапись со звуками природы.

Дети угадывают:

  1. шум дождя,

  2. пение птиц,

  3. шум ветра,

  4. стук дятла,

  5. кукушка

Воспитатель: Сейчас я отведу вас, ребята, на красивую полянку. Там растут такие красивые цветы!!! Но что же здесь произошло? (ответы детей)hello_html_73e3dbc2.jpg

-Кто- то здесь отдыхал, не жалея лесной красоты! Трава вытоптана, выжжена, деревья поломаны, мусор кругом… Еще совсем недавно здесь было красиво! Разве так можно отдыхать в лесу?

Дети: Нет!

Воспитатель: Давайте наведем порядок на полянке!

Разделитесь на две команды. Соревнование «Чья команда соберет больше мусора»

Воспитатель: Вот теперь полянка стала чистой!

Воспитатель: Давайте составим памятку поведения в лесу. Чтобы люди, приходившие в лес, знали как себя вести.

Дети с воспитателем делают коллаж «Правила поведения на природе»

1 ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

2 ребенок: Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

3 ребенок: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

4 ребенок: Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Итог занятия:

Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и будете активными защитниками нашей родной природы.

infourok.ru

Охрана природы (популярно для детей)

Жизнь человека неразрывно связана с окружающей природой, без которой ему никак не обойтись. Мы уже говорили с тобой о том, что дает человеку природа и как важна она в нашей жизни. Из этой статьи ты узнаешь, как можно сохранить природу и для чего это обязательно надо делать.

«Мы научились летать по воздуху как птицы. Мы научились плавать под водой как рыбы. Нам еще осталось научиться жить на Земле как люди.»   Д. Даррелл

Содержание

Охрана природы

Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. К сожалению, хозяйственная деятельность человека часто наносит значительный ущерб окружающей среде.

Чтобы строить и отапливать жилье, расширять сельскохозяйственные угодья и пастбища, производить бумагу и мебель вырубаются леса, которые очень важны для нашей Планеты, потому что именно они очищают воздух, насыщают его кислородом.
Транспорт и промышленные предприятия загрязняют воздух, почвы, воду.

Практически в каждой стране мира есть закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природные богатства, правильно их использовать, заботиться о том, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям.
Поэтому с самого раннего детства ты должен понимать важность охраны природы. Спросишь, что ты, ребенок, сможешь сделать сейчас? Думаешь, что пока от тебя мало что зависит?
Поверь мне, ты и сейчас можешь внести свою посильную лепту в охрану окружающей среды. Есть специальная система правил, выполняя которые мы сможем помочь природе, защитить ее от разрушительных последствий.
Итак, поговорим об экологической культуре.

Что такое экологическая культура


Экологическая культура — это система правил, определяющих поведения человека по отношению к окружающей среде, к Природе, ко всему живому на Земле.

Всю систему правил можно разделить на 4 большие раздела.

 

Культура поведения по отношению к животным и растениям
• Побольше общайся с животными (в зооуголках, зоопарках, помогай в приютах для животных, ухаживай за домашними питомцами).
• Внимательно изучай растения (сажай деревья, цветы, изучай полезные свойства растений, помогай взрослым на огороде, в саду).
• Научись любоваться растениями в природной среде,
а не сорванными или срубленными для личной прихоти.
• Учись наблюдать за животными и растениями в среде
их обитания и произрастания.
• Береги живую природу, сохраняй ее для следующих поколений.

Культура использования воды
• Экономно используй водопроводную воду в твоем доме.
• Учись находить повторное применение воде (например, водою из аквариума можно поливать цветы, огород).
• Собирай дождевую воду и используй ее на свои нужды.
• Старайся как можно меньше загрязнять воду продуктами бытовой химии (например, можно отказаться от применения моющих средств, которые содержат фтор).

Культура энергосбережения
• Экономь электроэнергию. Не забывай отключать свет в светлое время суток в подъезде, в квартире.
• Закрывай на ночь шторы, этим ты уменьшишь выход тепла из комнаты через окна.
• Экономно относись к горячей воде, ведь на ее подогрев расходуется электричество или другое топливо, используемое в котельной.
• Не оставляй зимой двери подъезда открытыми (происходит потеря тепла).

Правила поведения на природе
• Не ломай ветки деревьев и кустов, не топчи растения, не срывай соцветия.
• В лесу и поле ходи по тропинкам.
• Не разрушай муравейники, так как это дом для целого семейства насекомых.
• Относить с вниманием к жителям леса, не обижай их.
• Убирай за собой мусор. Не закапывай его в грунт и не бросай в водоемы.
• Не пользуйся браконьерским снаряжением.
• Не пользуйся моющими средствами на берегу водоема.

Вот видишь, сколько важных правил, следуя которым ты сможешь помочь Природе.
А теперь рассмотрим некоторые вопросы, связанные с охраной природы.

Вопросы и ответы по теме охрана окружающей среды

1- Что такое утилизация отходов

Запасы многих видов природного сырья практически истощены. Но в большинстве случаев отходы и мусор можно повторно перерабатывать и получать из них новую продукцию. Повторное использование отходов — это и есть утилизация.

Перед переработкой отходов их необходимо рассортировать, так как разные виды отходов подлежат разной переработке.

На картинке слева показана установка для сортировки отходов:

1- Изделия из пластмассы
2- Изделия из стекла
3- Изделия из бумаги
4- Изделия из металла

Например, старые стеклянные изделия можно переработать, переплавив их, и из полученного стекла сделать новые бутылки и банки.

Алюминиевые консервные банки, металлолом, пластмассовые бутылки, макулатура, картонные коробки, старая одежда также могут послужить вторичным сырьем для изготовления новой продукции.

2- Почему появилась озоновая дыра

На высоте около 25 км в атмосфере располагается тонкий слой озона, который защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Фреоны разрушают озоновый слой.
Из-за их накопления в атмосфере озоновый слой над Антарктидой стал более тонким и получилась озоновая дыра.
Фреон использовался в холодильных установках, аэрозолях и в процессе глубокого замораживания полуфабрикатов, но сейчас его использование запрещено.

3- Зачем нужны заповедники

Разрушение природных ландшафтов и охота привели к тому, что многие виды диких животных оказались на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли. Для сохранения редких видов и создаются специальные заповедники, где сохраняется необходимая природная среда для их жизни, а охота в таких местах запрещена.

4- Как очищают землю?

Вредные выбросы и отходы промышленных предприятий загрязняют атмосферу, воду и почву. Мусорные свалки, шахты и карьеры разрушают природные ландшафты и уничтожают растительность.
Территории, на которых были мусорные хранилища или промышленные предприятия подлежат обновлению. Для этого их очищают и покрывают толстым слоем свежего грунта. На месте старых карьеров можно создать ставки и озера.

5- Что такое кислотные дожди?

При сжигании ископаемого топлива в воздух попадают вредные химические вещества, например, диоксид серы и оксиды азота(1).

В атмосфере при их взаимодействии с водяным паром получатся кислоты, а со временем из туч выпадают кислотные дожди (2).

Ветер быстро перегоняет тучи, и поэтому кислотные дожди могут выпадать далеко от промышленной зоны. От таких дождей погибают деревья, снижается плодородие почвы, загрязняются водоемы, погибает рыба, разрушаются стены зданий…

Из моего рассказа вы узнали, как и зачем необходимо охранять природу. Надеюсь, это поможет вам понять всю важность охраны окружающей нас природы и бережного отношения к ней с раннего детства.

TEXT.RU - 100.00%
Поделиться в соц. сетях