Память человека это: Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

Содержание

Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

Статьи

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный.

Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.
2.  Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
3.  Точность  проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет.

Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

 

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.


1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.


2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).


3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:
1)  Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2)  Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.
Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3)  Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4)  Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.


Как развить память у взрослого?

Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Упражнения для памяти у взрослых

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Основные рекомендации

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

 

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.


Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.

Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.

Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.

Для того чтобы улучшить звуковую память

, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.

Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.

Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.

Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.

Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.

Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.

Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.

При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.

Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.

При подготовке статьи использовались материалы сайта:
http://fb. ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati 

http://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014

 

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 11 декабря, 2021

Память людей – способность мозга, которая лежит в основе других когнитивных функций. Она дает людям способность запечатлевать текущие явления, сохранять в сознании и подсознании. Так мы накапливаем знания и опыт, используем полученную ранее информацию тогда, когда она нужна, то есть – вспоминаем [1].

Почему при реконструкции события, два человека, участвовавшие в нем, описывают произошедшее по-разному? Причина в одном неприятном моменте: обрывочности, фрагментированности запоминания.

Порой, такое качество мешает усваивать информацию, но это часто исправимо.

Содержание статьи:

  • 1 Виды памяти человека
    • 1.1 Этапы запоминания
    • 1.2 Временные параметры
    • 1.3 По характеру воспоминаний
    • 1.4 По типу данных
    • 1.5 Волевые параметры
  • 2 Связь памяти с психикой
    • 2.1 Эмоции укрепляют
    • 2.2 Мотивация к усвоению
    • 2.3 Личностные ценности
  • 3 Законы работы памяти
  • 4 Искажения памяти
  • 5 Список использованной литературы

Виды памяти человека

Человеческая память обладает целым рядом особенностей, сделавших нас доминирующим видом на планете. Она позволяет нам обрести сознание, формирует портрет личности.

Каждый из нас строит свое поведение, исходя из суждений и реакций, сформировавшихся на основе полученного ранее опыта. За это отвечают соответствующие процессы: запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание.

В статье мы рассмотрим все о памяти человека и расскажем, про ее особенности.

Этапы запоминания

Начнем с того, что воспоминание, для его формирования, проходит три этапа:

  1. Восприятие информации через зрение, слух, касание, эмоцию и т.д.
  2. Обработка сигналов в коре и подкорковых структурах (гиппокамп, лимбическая система, височная доля) [2].
  3. Формирование устойчивых следовых структур в коре полушарий, то, что называется долговременной памятью. Считается, что происходит это во время сна.

Изучая процессы, протекающие в мозгу, специфику реакции человека, методы запоминания и воспроизведения информации, ученые выделили из чего состоит память человека, выделив ее виды.

Временные параметры

Характеризует то, насколько долго запечатлевается событие. Бывает:

  • мгновенной или сенсорной, работает до ½ секунды;
  • кратковременной, сохраняет обобщенный образ в пределах 20 секунд;
  • оперативной, харит данные на время решения поставленной задачи;
  • долговременная – та, что позволяет вспоминать таблицу умножения спустя десятилетия.

По характеру воспоминаний

Эксплицитная и имплицитная. Первый вариант предполагает, что запомненное вы сможете произвести собственным волевым усилием, когда захотите что-то вспомнить. А имплицитная память работает “на автомате”, выдавая образы без волевого усилия. Например, человека бросает в дрожь, когда он видит табличку “Стоматолог”, хоть ему туда и не нужно.

В той же категории рассматривают ретроспективный и проспективный типы. Ретроспективная память – это воспоминания о уже произошедших событиях, то есть прошлое. В то время как проспективная – будущее, предполагаемая информация о делах и событиях, которые вы наметили для себя в будущем.

Нужна для стратегического мышления.

По типу данных

Здесь критерий – через какое восприятие человек получает информацию:

  1. эмоциональные переживания;
  2. вербальные источники – речь;
  3. двигательная память – заучивание движений, например;
  4. образная – через зрение, слух, сенсорные ощущения.

Волевые параметры

Произвольная и непроизвольная. Первый вариант – намеренное сохранение конкретной информации, имеющее цель и требующее определенных усилий и концентрации. Так учат стихи, рабочую информацию, номера телефонов.

Второй вид представляет собой немотивированное случайное запоминание информации, которая «прилипает» к цели данного момента, связывается с выполняемой деятельностью.

Связь памяти с психикой

Запоминание – непрерывный и не отграниченный от остального сознания человека процесс. Хотя суть памяти в том, чтобы сохранить ту или иную информацию, она также оказывается тесно переплетенной с эмоциональной сферой человека.

Рассматривая взаимоотношение психики личности и способности к сохранению информации, ученые выявили ряд закономерностей.

Эмоции укрепляют

Чувственная окраска запоминаемого связывается с информацией раз и навсегда. Приводит к тому, что вспоминать о положительном легче в добром состоянии духа. А вот негативные воспоминания проще восстановить, когда настроения нет.

При этом дополнительная эмоциональная окраска в момент запоминания повышает цепкость памяти [3].

Как и шансы на то, что информация отложится на долговременное хранение. В то время, как заученное без эмоциональной окраски, рискует быстро забываться.

Мотивация к усвоению

Типичная проблема в детском возрасте, когда ребенок не хочет заучивать школьные задания, невнимателен. Наличие или отсутствие мотивации делает воспоминание более или менее закрепленным, соответственно.

Не даром мы помним дела, которые так и не смогли или не успели завершить, остались с чувством недоделанности или недосказанности.

Личностные ценности

Человек запоминает события и данные выборочно, основываясь на распределении ее по ценности в данный момент. То, что кажется важным, центральным, мы запомним крепче, чем несущественные, по мнению сознания, детали.

Основоположник психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек забывает то, что для не представляет ценности для его сознательного и бессознательного.

Исследования подтверждают этот тезис.

Информация о памяти человека, каких-то событиях, явлениях, предметах, таким образом, накрепко связана с эмоциями. Причем не только теми, что возникали при поступлении информации, но и теми, что всплывают в ходе вспоминания.

Законы работы памяти

На протяжении веков ученые и философы пытались разобраться, как работает этот механизм нашего сознания. Почему у человека в принципе есть память и срабатывает она так, а не иначе.

Перечислим эти законы:

  • Закон позиционного эффекта. Различные элементы запоминаются лучше или хуже в зависимости от того, где располагается материал. Лучше всего закрепится информация, с которой вы столкнулись в начале и в конце работы. То, что было в середине потока данных, закрепляется в памяти не крепко. Поэтому значимые данные советуют учить первыми или последними.
  • Закон общего времени. Зависимость между количеством времени, которое тратится на запоминание информации, и длительностью способности воспроизвести ее.
    То есть, чем дольше вы это учите и повторяете, тем более продолжительное время будете это помнить [4].
  • Закон накопления и распределения повторений. Информация закрепится лучше, если повторять ее через, промежутки времени (сразу, спустя 20 минут, через 8 часов и через сутки). Не перегружайте сознание частым многоразовым повторением одного и того же.
  • Эффект новизны. Что-то необычное, выбивающееся из ряда подобных, заставляет обращать на себя внимание. А потому – запоминается лучше всего. Если выстроить ряд предметов или слов, добавив туда один отличающийся элемент, то лучше всего запомнится эта, инородная часть.

Сегодня сообщение о особенностях памяти человека – общая информация, позволяющая сделать вывод о том, как в его случае срабатывают законы этой функции мозга. А изменение ее состояния – важный повод для обращения к медикам. Ведь для процесса запоминания нужно, чтоб мозг был здоров и работал.

В клинике помогут определить, почему у вас ухудшается память. А выявив причину – устранить ее и восстановить способность к запоминанию. Даже усилят изначальные способности с помощью подобранного комплекса препаратов и тренировок.

Искажения памяти

Одним из явлений, связанных с памятью, выступает феномен искаженного запоминания.

Типы искажения воспоминаний:

  1. Полная потеря информации, амнезия. Травматические события, оставившие грубый след на психике, часто стираются. Также, повреждение определенных участков мозга, приводит к временной, частичной или полной потере воспоминаний.
  2. Ошибки в локализации и определении продолжительности происходившего. Так мы можем забыть точное место или длительность того, что происходило.
  3. Изменение последовательности цепочки событий или информации. Также путаемся в том, из какого источника получили данные.
  4. Пропадают из памяти фрагменты информации, воспоминание делается бледным и неполным.
  5. Сознание сочиняет дополнительные элементы воспоминания, заставляя верить в то, чего на самом деле не было [5]. Называется это ложными воспоминаниями, конфабуляцией.

Память каждого человека уникальна. Но, зная законы ее работы, мы способны тренировать ее так, чтоб получить заметный результат. Это поможет научиться заучивать большие объемы информации.

Правда, для этого нужно найти метод, который подойдет конкретно вам. И регулярно выполнять упражнения, подобранные специалистами.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Нейробиология памяти человека

. 2011;104(1):69-87.

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Пьерлуиджи Фьетта и др. Теор Биол Форум. 2011.

. 2011;104(1):69-87.

Авторы

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Абстрактный

Память можно определить как способность получать, обрабатывать, хранить и извлекать информацию. Память необходима для обучения, адаптации и выживания каждого живого организма. У человека процесс запоминания приобрел большую гибкость и сложность, достигнув тесной связи с другими психическими функциями, такими как мышление и эмоции. Изменения в синаптических связях и взаимодействиях между несколькими нейронными сетями обеспечивают нейробиологические субстраты для кодирования, сохранения и консолидации памяти. Память можно разделить на кратковременную и долговременную (в зависимости от временной продолжительности хранения), на имплицитную и эксплицитную память (в отношении сознания воспоминания), на декларативную (знание этого [факта]) и процедурную (знание как [навык]) память, или как сенсорная (эхическая, иконическая и гаптильная), семантическая и эпизодическая память (в соответствии с различными областями запоминания). Значительные успехи были достигнуты в понимании нейробиологии памяти, но многое еще предстоит изучить в ее когнитивных, психологических и феноменологических аспектах.

Похожие статьи

  • Модель систем памяти, основанная на режимах обработки, а не на сознании.

    Хенке К. Хенке К. Нат Рев Нейроски. 2010 июль; 11 (7): 523-32. doi: 10.1038/nrn2850. Нат Рев Нейроски. 2010. PMID: 20531422 Обзор.

  • [Влияние внимания на тест слухо-вербального обучения у больных шизофренией].

    Хьюгелет П., Никастро Р., Дзанелло А. Хьюгелет П. и др. Энцефал. 2002 июль-август; 28 (4): 291-7. Энцефал. 2002. PMID: 12232538 Французский.

  • Поведенческий анализ вклада гиппокампа и теменной коры в обработку информации: взаимодействия и диссоциации.

    Кеснер РП. Кеснер РП. Гиппокамп. 2000;10(4):483-90. doi: 10.1002/1098-1063(2000)10:43.0.CO;2-Z. Гиппокамп. 2000. PMID: 10985288 Обзор.

  • Отношения между системами памяти и стадиями сна.

    Рауш Г., Дегранж Б., Форе Дж., Юсташ Ф. Раукс Г. и соавт. J Сон Res. 2005 июнь; 14 (2): 123-40. doi: 10.1111/j.1365-2869.2005.00450.x. J Сон Res. 2005. PMID: 15910510 Обзор.

  • [Память и мозг — нейробиологические корреляты нарушений памяти].

    Калабрезе П., Маркович Х.Дж. Калабрезе П. и соавт. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003 г., апрель 71(4):211-9. doi: 10.1055/s-2003-38506. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003. PMID: 12677555 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Учимся учиться расширять свободу выбора.

    Синьоре К. Синьоре С. Фронт Псих. 2013 25 октября; 4:780. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00780. Электронная коллекция 2013. Фронт Псих. 2013. PMID: 24298261 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

термины MeSH

Краткий обзор того, как работает человеческая память

Концепция памяти — это то, что ученые все еще пытаются понять. По своей сути память — это процесс, в котором разум получает информацию, сохраняет ее, а затем может вспомнить ее в более поздний момент времени. Существует трехэтапный процесс формирования памяти: кодирование, хранение и извлечение. Кодирование относится к преобразованию информации в пригодную для использования форму. После того как мозг закодирует информацию, он сохраняет ее для последующего использования. Когда приходит время использовать эту информацию, мозг извлекает память.

ScienceDaily делится исследованиями Техасского университета A&M, в которых клеточный нейробиолог Уильям Гриффит, доктор философии, дает краткий обзор того, как работает память. Вкратце, объясняет Гриффит, «по мере использования синапсов и путей между нейронами они приобретают способность укрепляться или постоянно улучшаться. Это строительный блок того, как работает память». Другими словами, думайте о мозге как о мышце. Вы либо используете его, либо теряете.

Так почему же вы можете запомнить несколько паролей, но с трудом вспоминаете имя человека, который только что представился? Следующее видео от BBC объясняет больше.

Существует три отдельных этапа памяти, как они определены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином. В 1968 году они предположили, что базовая структура памяти состоит из сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти. Ассоциация психологических наук объясняет больше. «Модель предполагала, что следы памяти как в краткосрочных, так и в долговременных хранилищах функционально разделены, а поиск «постоянных» долговременных воспоминаний основан на их сходстве с сигналами. Он утверждает, что долговременное забывание происходит из-за неудачи при воспроизведении, а не из-за настоящей потери памяти». Даже с этими тремя стадиями памяти почти невозможно вспомнить все, что происходит в течение дня. Лучший способ поддерживать хорошую структурированную память — обращать внимание на наиболее важную информацию.

Когда человек действительно забывает что-то вспомнить, это может быть одна из четырех причин: неудачное припоминание, вмешательство, неспособность запомнить и мотивированное забывание. Вот почему так важно «тренировать» мозг! Читайте вслух, сохраняйте организованность, связывайте новую информацию с тем, что вы уже знаете, и последовательно повторяйте.