Память долговременная: Долговременная память: виды, диагностика, развитие

Содержание

Долговременная память: виды, диагностика, развитие

Что это такое? Долговременная память – банк наших знаний, полученных за всю жизнь. В этом хранилище навыки катания на велосипеде, воспоминания об отпуске в 2018 году, стихотворение Пушкина, выученное наизусть в седьмом классе. Но бывает так, что память начинает давать сбои, и вот уже с трудом вспоминается то, что было три дня назад.

Как развить? Не стоит отчаиваться и впадать во фрустрацию, нужно прокачивать свой банк знаний. Для этого достаточно выполнять простые упражнения, можно даже вместе со своим ребенком в паре – так будет веселее. Глазом не успеете моргнуть, как долговременная память заработает как прежде, а может еще лучше.

В статье рассказывается:      

  1. Что такое долговременная память
  2. Виды долговременной памяти
  3. Причины нарушения долговременной памяти
  4. Симптомы сбоев в долговременной памяти
  5. Диагностика долговременной памяти
  6. Развитие долговременной памяти
  7. Способы повторения информации
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое долговременная память

Под долговременной памятью понимают функции мозга, которые служат для кодирования и хранения длительное время практически неограниченных объемов различных данных, фактов и другой информации. Если говорить о воспоминаниях, то долговременная память хранит их многие годы.

Наличие данного механизма способствует безошибочному и самостоятельному выполнению обязанностей и дел, из которых складывается наш день. С этим типом памяти связана способность мозга накапливать и сохранять большое количество знаний, фактов, навыков и при необходимости доставать из своих хранилищ необходимое в данный момент воспоминание.

За поддержание этой комплексной способности в рабочем состоянии отвечают разные отделы головного мозга. Как известно, поражения мозга влияют на долговременную память. Но с этой проблемой можно справиться, используя специальные упражнения.

Виды долговременной памяти

Существующая классификация памяти в зависимости от длительности хранения информации разделяет ее на сенсорный, кратковременный, рабочий и долговременный типы. К видам долговременной памяти относят:

  1. Декларативную или эксплицитную,то есть такую, которая хранит информацию, воспроизводимую вербальным способом. Реализация таких способностей «поручена» промежуточному мозгу, медиальной височной доле и неокортексу. В свою очередь данный вид памяти делят на:
    • Семантический подвид, отвечающий за наши представления об окружающем мире. Эти знания не получены в результате обучения. Они состоят из словарного запаса, академических сведений о каждой вещи, предмете или понятии. К примеру, мы имеем представление о яблоке как съедобном фрукте, растущем на соответствующем дереве, которое бывает желтым, зеленым или красным. Но вряд ли нам удастся соотнести эти знания с конкретным моментом их получения.
    • Эпизодический подвид связан с воспоминаниями о происходивших с нами ситуациях и работает по принципу обучения. Сюда относятся все события жизни: мы помним, чем нас кормили вчера в гостях, где находится автобусная остановка, когда впервые были на море и т. п.

    Виды долговременной памяти

  2. Недекларативную или иксплитицитную память, содержащую информацию, которая выражается невербальными средствами. Это такие «отпечатки», которые откладываются сами собой, через имплицитное обучение. Такая память лучше противостоит церебральным поражениям и меньше подвергается разрушению. Эти способности связаны с работой различных отделов мозга: неокортекса, миндалины, мозжечка и базальных ганглий. Данный подвид памяти подразделяется на:
    • Процедурную, когда человек после многократного повторения запоминает все мускульные движения, и в нужное время они производятся автоматически. Сюда относятся такие навыки, как застегивание пуговиц, вращение педалей при езде на велосипеде, подбрасывание мяча, пользование компьютерной мышкой.
    • Прайминг: здесь также имеется в виду предыдущая установка, которая помогает легко вспоминать подходящие по смыслу понятия. Память сразу выдает слова «животное» или «хищник», когда мы разговариваем о львах и тиграх.
    • Классическое обусловливание: под этим подразумевается связь условного действия с реагированием на ранее полученный безусловный сигнал. К примеру, если прозвенел звонок (условный сигнал) и после этого на нас направили луч света (безусловный сигнал), то в следующий раз в ответ на трель звонка мы можем отреагировать, как на яркий свет, прикрыв глаза. Таким образом работает недекларативная память.

Причины нарушения долговременной памяти

Долговременная память мозга ухудшается под воздействием таких физиологических проблем, как:

  • острая или хроническая интоксикация – отравление алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами или другими веществами;
  • атеросклероз, инсульт, приведшие к нарушению мозгового кровообращения;
  • развитие опухоли мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • умственная отсталость в результате генетических трансформаций, патологии в период беременности.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 19960

Кроме того, память слабеет из-за нарушений психического свойства:

  • длительных стрессов;
  • невротических состояний;
  • переутомления, проблем со сном;
  • интенсивных эмоциональных, интеллектуальных нагрузок;
  • психологических травм;
  • депрессии.

Ухудшение долговременной памяти человека также связано с физическим и эмоциональным истощением.

Симптомы сбоев в долговременной памяти

Ниже приведем примеры нарушений, свидетельствующих о начавшихся проблемах с памятью:

  • у человека трудности с запоминанием, он не может вспомнить дату события, выученное ранее стихотворение или слова песни;
  • не получается восстановить последовательность событий прошлого – недавнего или из детства, юности, наблюдаются провалы памяти;
  • путает участников событий, их действия, имена, сбой причинно-следственных связей;
  • забывает привычный порядок действий, не может вспомнить, что хотел делать;
  • заметно снижение интеллекта и ухудшение работоспособности;
  • становится несобранным, не может долго концентрировать внимание на одном деле;
  • не знает, что делать, теряется в привычной обстановке.
Симптомы сбоев в долговременной памяти

Процесс ухудшения характеристик долговременной памяти может развиваться в течение нескольких лет без явных симптомов, но бывает, что дают о себе знать сразу несколько признаков «сбоя программы».

Потеря памяти вызывает проблемы во всех сферах жизни личности. Родные и друзья не сразу понимают, что происходит с их близким человеком. Начинаются претензии от коллег и начальства из-за невнимательности, ошибок, снижения качества работы. Приступы амнезии, когда человек забывает, кто он, где живет, становятся причиной социальной дезадаптации.

Диагностика долговременной памяти

Состояние долговременной памяти можно определить с помощью различных тестовых методик.

Суть первого метода состоит в том, чтобы человек запомнил слова, не имеющие между собой логической связи. Каждому слову в списке соответствует номер. Для тестирования составляют два списка из 10 слов. Долговременная память детей возраста 6-12 лет проверяется с использованием одного списка. Ведущий может зачитать список вслух, но испытуемые при этом только слушают, ничего не записывая.

Взрослые могут прослушать слова 2-3 раза, дети 4-5 раз.

Примеры списков.

Диагностика долговременной памяти

Список №1:

  • магия;
  • кино;
  • лодка;
  • аптека;
  • колесо;
  • деньги;
  • завтрак;
  • серебро;
  • циркач;
  • мораль.

Точный инструмент «Колесо компетенций»

Для детального самоанализа по выбору IT-профессии

Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют

Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый

Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога

Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех

Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.

Только до 13 марта

Осталось 17 мест

Список №2:

  • роза;
  • танцы;
  • горы;
  • письмо;
  • треугольник;
  • волшебство;
  • эфир;
  • любовь;
  • скука;
  • какао.

Прослушав или перечитав список слов несколько раз, испытуемые записывают то, что запомнили, на листочке и без подглядывания. Отлично, если удастся сохранить порядок слов. После этого испытуемым предлагается другое занятие. Через полчаса тест проходят повторно.

Следующие проверки проводят на другой день и затем через неделю, при этом список зачитывают или прослушивают один раз. Результат рассчитывают с помощью формулы: С = В : А х 100, в которой С соответствует коэффициенту долговременной памяти, В – количеству правильно записанных слов, А – их общему количеству.

Результат в пределах от 75 до 100 указывает на высокий уровень долговременной памяти, от 50 до 75 – это средние показатели, от 30 до 50 − низкий уровень, а цифры до 29 говорят об очень слабой долговременной памяти.

При втором варианте проверки памяти тестируемый должен пересказать текст с сохранением смысла. В целом эти техники похожи одна на другую. Ведущий раздает всем участникам листочки с текстами. В каждом тексте выделяют основные мысли, которые необходимо запомнить и воспроизвести в письменном виде.

Диагностика долговременной памяти

Данную технику применяют для выявления нарушений долговременной памяти у людей с 13-летнего возраста. Для проверки используется та же формула, но здесь В показывает, сколько выделенных мыслей записано верно, А – сколько всего выделений.

Текстовый образец.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Но ведь и про ветер можно сказать, что он проявляет свой характер в разные дни и времена года по-разному. Что такое ветер? Это движение воздушных масс, возникающее вследствие изменения температуры и давления в атмосфере планеты, которое мы чувствуем, как порывы, имеющие определенную силу.

Самый приятный по ощущениям – это легкий теплый ветерок, несущий прохладу в жаркий летний день. Особенно хорошо в этот момент идти по тропинке через луг к речке, касаясь ладонью цветущих ромашек и васильков. Бывает, что в некоторые дни сила ветра достигает штормовых показателей 18-20 м/с и может даже нести угрозу жизни. Во время смерча лучше спрятаться за крепкими стенами домов.

Осень приносит с собой непогоду, резкий сильный ветер с дождем, мокрым снегом. Он вырывает из рук зонтик, уносит шляпку, хлопает дверями, как разгневанный супруг. Но потом затихает, успокаивается, начинает играть опавшей листвой, словно котенок, для которого все может стать игрушкой. Вот и дорожки парка просохли, хватит плакать, пойдем гулять!

Развитие долговременной памяти

Хотя со временем долговременная память начинает слабеть, особенно если имеются генетические предпосылки, опускать руки не следует. Применяя специальные упражнения, можно выработать привычку лучше и быстрее запоминать то, что необходимо:

  1. Хорошо помогает метод, когда человек дополняет нужную информацию ассоциациями и образами. Образное мышление способствует лучшему «отпечатыванию» сведений.
  2. Для развития долговременной памяти важно полностью концентрировать внимание на том, что требуется запомнить. Иначе все данные просто улетучатся и не попадут в «отсек» памяти.
  3. Использование навыка разбивания большого информационного объема на небольшие куски. При таком способе сразу в голову приходят нужные ассоциации.
  4. Укрепление памяти тесно связано с режимом дня, правильным образом жизни, полноценным отдыхом. Ночной сон взрослого человека должен длиться не меньше шести или восьми часов.
  5. Для закрепления важной информации следует ее повторять через определенные промежутки времени. Такая активная методика позволит запоминать все больше нужных сведений.

Конечно, нельзя не упомянуть о таком важном моменте, как применение изученного в практических делах. Кроме того, полезно визуализировать действия, представляя их выполнение в виде фильма. Этот метод подходит к любому обучению.

Развитие долговременной памяти

Чтобы механизм долговременной памяти служил эффективно и долго, можно обратиться к методу Цицерона. Здесь тоже речь идет о визуальной ассоциации. К примеру, когда нужно сходить за хлебом и молоком, можно представлять, что они лежат в холодильнике или на кухонном столе.

Чрезвычайно полезно заниматься развитием долговременной памяти у детей. Предложите ребенку сочинить небольшой рассказ, используя заданные слова. Или попросите выучить предложенный список слов, а спустя час проверьте, что он запомнил. Если упражнение вызвало трудности, просто повторите его еще раз, превратите тест в игру, которая понравится ребенку.

Способы повторения информации

При обучении профессии требуется запоминать много информации. Закрепить знания в памяти поможет способ, заключающийся в повторении через три дня, неделю, месяц и полгода.

Например, студентам рекомендуется за три дня до экзамена проделать следующее:

  • прочитать изучаемую тему и сразу после этого повторить первый раз;
  • второй раз вспомнить все, что прочитал, через 20 минут;
  • третий − по истечении восьми часов;
  • четвертый – на следующий день и желательно перед тем, как лечь спать.

Важный момент: в дни, когда будете заниматься повторением изучаемого предмета, в промежутках между этими повторениями нужно отвлекаться на другие дела: сходить прогуляться, приготовить еду, порисовать, убраться в комнате. Книги, Интернет, фильмы желательно исключить, чтобы усвоение материала было эффективным.

Изучение новых профессиональных навыков лучше совместить с отпуском, когда можно посвятить больше времени запоминанию, а не решению текущих задач, при этом хорошо высыпаться, находиться в спокойной домашней обстановке.

Удача сопутствует тем, кто стремится к самопознанию и расширению своих возможностей.

Рейтинг: 5

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Память долговременная. Что такое «Память долговременная»? Понятие и определение термина «Память долговременная» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Память долговременная – один из трех видов долговременной памяти наряду с двумя другими: семантической и эпизодической памятью. Семантическая память –  это система для приема, хранения и восстановления систематизированного и обобщенного знания человека о мире. Также сюда относятся знания о словах и других языковых символах, их значениях, о том, к чему они относятся, о взаимоотношениях между ними и т. д.

Эпизодическая память (или «автобиографическая») призвана хранить информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями. Долговременная память является низшей формой памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями, которые в свою очередь преобразовались в рефлексы и навыки.

Она может хранить гораздо большее количество информации на протяжении всей жизни, причем довольно часто воспоминания, которые мы первоначально относим к кратковременной памяти, потом могут обосноваться в долговременной. Например, мы можем помнить адрес или номер телефона, если будем их постоянно повторять или пользоваться ими; если же адрес или телефон мы используем всего один раз, мы можем с легкостью забыть его спустя короткое время после использования.

Благодаря долговременной памяти у нас есть не только воспоминания из прошлого: мы также способны пронести сквозь время приобретенные навыки. Например, в результате долгого обучения человек научился играть на фортепьяно. Но затем забросил это занятие. Если спустя много лет он окажется возле фортепьяно, на котором не играл много лет, самая предположительная реакция – он сядет и попробует сыграть что-нибудь из того, что играл когда-то. И вполне возможно, что вспомнить кое-что будет ему под силу.

< Память генетическая

Память когнитивная >

Популярные термины

    Память долговременная

    Тренируем память: проверено на себе

    Как справиться с большим объемом информации и не забыть все выученное от стресса во время публичного выступления или экзамена? Как активировать свою память в нужный момент и настроить себя на работу? Наш корреспондент прошел серию тренингов по развитию памяти.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • 5 признаков кризиса в ваших отношениях
    • «Дочка считает, что мне важны только оценки. Как показать, что я ее люблю?»
    • Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть
    • «Сделать себя»: какова цена профессионального успеха
    • «Полковнику никто не пишет»: что делать, если нет друзей — 4 простых шага
    • «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
    • «Год после свадьбы: мужа как подменили, доброго слова не слышу»
    • Психологи выяснили, как выявить ложь в браке

    Сегодня читают

    • Как противостоять манипуляциям в отношениях: 7 шагов
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • Психологи выяснили, как выявить ложь в браке

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Определения, потери, психология и многое другое

    Долговременная память состоит из воспоминаний, которые мозг хранит в течение длительного периода времени. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и десятилетия назад.

    Люди с долговременной потерей памяти с трудом запоминают важные факты, события, людей или навыки.

    Хотя старение может повлиять на долговременную память, многочисленные состояния здоровья также могут привести к потере памяти.

    Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, что такое долговременная память, о некоторых состояниях, которые могут привести к потере долговременной памяти, и о том, как люди могут улучшить свою долговременную память.

    Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который берет информацию из хранилища кратковременной памяти и создает долговременные воспоминания. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и несколько десятилетий назад.

    Долговременная память может хранить неограниченное количество информации в течение неопределенного периода времени. Кратковременные воспоминания становятся долговременными в области мозга, называемой гиппокампом. Другая часть мозга, называемая корой, хранит эти долговременные воспоминания.

    Существует два типа долговременной памяти: процедурная и декларативная.

    Процедурные долговременные воспоминания представляют собой информацию, относящуюся к действиям, усвоенным посредством практики и повторения, например, вождению автомобиля.

    Декларативная долговременная память — это информация о фактах, правилах, событиях, определениях и опыте, которую можно вспомнить при необходимости.

    Узнайте больше о типах памяти здесь.

    Потеря долговременной памяти происходит, когда человек начинает забывать или не может вспомнить то, что он должен знать, или то, что он знал ранее.

    Некоторые распространенные симптомы потери долговременной памяти включают:

    • забывание важных дат, правил или фактов
    • забывание того, как выполнять важные действия, например, как водить машину, ездить на велосипеде или пользоваться компьютером
    • забывчивость имена людей, как они выглядят или кто они такие
    • забывая названия обычных предметов или заменяя неправильные слова, например, называя мобильный телефон книгой или стол стулом
    • заполнение пробелов в памяти ложной информацией
    • заблудиться в знакомых местах

    С возрастом многие люди становятся немного забывчивее, и это может быть нормальной частью старения.

    Однако, если забывчивость становится частой или влияет на способность человека функционировать в своей повседневной жизни, он может обратиться к врачу, чтобы узнать, нет ли у него основного заболевания.

    Некоторые из наиболее распространенных причин долговременной потери памяти включают следующее.

    Старение

    По мере старения мозга могут происходить изменения, из-за которых человеку становится труднее усваивать новую информацию или навыки или вызывать воспоминания. Тем не менее, старение само по себе обычно не вызывает серьезных проблем с долговременной памятью.

    Нейродегенеративные состояния

    Нейродегенеративные состояния вызывают постепенную гибель нервных клеток в головном мозге. Этот процесс часто приводит к потере памяти и другим изменениям мозга. Одним из примеров нейродегенеративного состояния является деменция.

    Деменция вызывает необратимые изменения в способности человека к обучению, рассуждениям и мышлению, а также вызывает кратковременную и долговременную потерю памяти.

    Наиболее распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера, хотя деменция также является симптомом нескольких неврологических состояний, в том числе:

    • сосудистая деменция
    • болезнь Гентингтона на более поздних стадиях деменции и других нейродегенеративных состояний.

      Инфекции головного мозга

      Инфекции, поражающие головной мозг, такие как менингит, энцефалит и ВИЧ, могут вызывать повреждения головного мозга, приводящие к потере памяти.

      Потеря памяти, связанная с инфекциями головного мозга, может исчезнуть при соответствующем лечении.

      В зависимости от того, насколько серьезным или распространенным является повреждение или где оно произошло, человеку могут потребоваться лекарства, поддерживающая терапия или долгосрочная терапия, чтобы попытаться восстановить память или справиться с любой потерей памяти, вызванной инфекцией.

      Опухоли головного мозга

      Более 90% людей с опухолями головного мозга испытывают когнитивные проблемы, такие как проблемы с памятью, вниманием и исполнительными функциями. В некоторых случаях потеря памяти может исчезнуть или улучшиться с помощью хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии.

      Узнайте больше об опухолях головного мозга здесь.

      Сгустки крови, кровоизлияния в мозг и инсульт

      Все, что ограничивает или останавливает приток богатой кислородом крови к мозгу, может повредить или разрушить клетки мозга, что может повлиять на память, в зависимости от вовлеченной области мозга.

      Устранение потери памяти с помощью лечения, например хирургического вмешательства или лекарств, зависит от степени, тяжести и локализации повреждения головного мозга.

      Узнайте больше о кровоизлияниях в мозг здесь.

      Хроническое злоупотребление алкоголем

      Если кто-то употребляет много алкоголя в течение длительного периода времени, это может привести к необратимому повреждению частей мозга, связанных с долговременной памятью, таких как гиппокамп и кора.

      Узнайте больше о повреждениях головного мозга, связанных с алкоголем, здесь.

      Травмы головы

      Любая травма головы, при которой нарушается приток крови к областям мозга или повреждаются части мозга, отвечающие за долговременную память, такие как гиппокамп и кора, могут вызвать проблемы с памятью.

      В зависимости от серьезности, местоположения и степени повреждения потеря памяти может или не может исчезнуть с помощью лечения или реабилитационной терапии.

      Некоторые лекарства

      Многие лекарства, обладающие седативным действием или вызывающие сонливость, также могут влиять на память. Некоторые лекарства, связанные с проблемами долговременной памяти, включают:

      • бензодиазепины, которые подавляют активность в областях мозга, участвующих в передаче информации из кратковременной памяти в долговременную
      • антидепрессанты, которые блокируют активность ключевых химических мессенджеров в головном мозге, называемых серотонином и норэпинефрином
      • противосудорожные препараты, подавляющие активность центральной нервной системы (ЦНС)
      • наркотические препараты, которые ЦНС
      • лекарства от высокого кровяного давления, которые блокируют активность химических мессенджеров в головном мозге, таких как норэпинефрин и адреналин
      • лекарства от болезни Паркинсона, которые активируют пути в головном мозге для химического мессенджера дофамина
      • снотворные препараты, действие и эффекты которых аналогичны бензодиазепинам
      • антигистаминные препараты, блокирующие активность химического посредника в головном мозге, называемого ацетилхолином
      • лекарства от недержания мочи, которые также блокируют активность ацетилхолина важные питательные вещества, которые помогают мозгу функционировать должным образом, включая фолиевую кислоту, тиамин и витамин B12, могут вызвать потерю памяти.

        Хронический дефицит тиамина может возникнуть из-за длительного злоупотребления алкоголем.

        Гидроцефалия

        Гидроцефалия возникает, когда спинномозговая жидкость накапливается в желудочках головного мозга. Цереброспинальная жидкость окружает головной и спинной мозг и защищает их от повреждений. Он также помогает доставлять питательные вещества в мозг и удалять отходы.

        По мере того, как желудочки головного мозга увеличиваются из-за избытка спинномозговой жидкости, они могут повреждать или мешать окружающим тканям головного мозга, что может вызвать проблемы с памятью.

        Узнайте больше о гидроцефалии здесь.

        Заболевания щитовидной железы

        Заболевания щитовидной железы могут вызывать когнитивные изменения, такие как потеря памяти.

        В случае гипотиреоза, при котором щитовидная железа не вырабатывает достаточного количества гормонов щитовидной железы, это состояние может вызвать уменьшение размера гиппокампа, который является важной областью мозга, участвующей в памяти.

        Рекреационное употребление наркотиков

        Многие рекреационные наркотики могут временно нарушать кратковременную память и мешать формированию новых долговременных воспоминаний. Чрезмерное или серьезное употребление наркотиков также может вызвать повреждение головного мозга, что, в свою очередь, приводит к долговременной потере памяти.

        Артрит

        Некоторые хронические заболевания, такие как определенные виды артрита, могут вызывать туман в голове, который включает в себя трудности с запоминанием новой информации и припоминанием старой информации.

        Другие причины

        Некоторые другие, менее распространенные причины потери долговременной памяти включают:

        • лишение сна
        • потерю слуха или зрения
        • гипокальциемию и гиперкальциемию
        • метаболические нарушения
        • 8
        • гипонатриемию0027 воздействие токсинов
        • курение сигарет
        • церебральный васкулит

        В некоторых случаях психологические состояния могут вызывать изменение функционирования мозга или химических процессов, что может ухудшить создание, хранение и воспроизведение долговременной памяти.

        Некоторые общие психологические или психические состояния, связанные с долговременной потерей памяти, включают:

        • депрессию
        • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
        • стресс
        • тревогу

        Варианты лечения долговременной потери памяти зависят от причины.

        В некоторых случаях лечение может улучшить или даже устранить потерю памяти. Однако состояния, которые вызывают повреждение головного мозга, могут привести к необратимым изменениям в мозге и необратимой неизлечимой потере памяти.

        Некоторые распространенные методы лечения и средства для состояний, вызывающих потерю памяти, включают:

        • прием антибиотиков или противовирусных препаратов для лечения инфекций
        • перенесение хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии при опухолях головного мозга
        • прием витаминных добавок или внесение изменений в диету при дефиците витаминов
        • прием препаратов гормонов щитовидной железы при заболеваниях щитовидной железы
        • применение методов снижения стресса, таких как медитация, йога, контролируемое дыхание или физические упражнения
        • применение антидепрессантов и терапии, например, когнитивно-поведенческой терапия депрессии
        • прием успокаивающих препаратов или применение методов снижения стресса при тревоге
        • получение большего количества сна при недосыпании
        • прекращение приема, снижение дозы или замена лекарств, вызывающих потерю памяти, но только под наблюдением врача употребление алкоголя, рекреационных наркотиков или курение сигарет, которые могут потребовать консультирования или терапии
        • перенесение операции по удалению избытка спинномозговой жидкости по поводу гидроцефалии
        • прием кортикостероидов и иммунодепрессантов при церебральном васкулите
        • прием обезболивающих и достаточное количество сна и физических упражнений при хронических болевых состояниях

        Не существует методов лечения, которые могут обратить вспять или вылечить нейродегенеративные состояния, хотя некоторые лекарства могут помочь замедлить прогрессирование болезни Альцгеймера легкой и средней степени тяжести. Некоторые лекарства также могут помочь справиться с симптомами других нейродегенеративных состояний.

        Национальный институт старения (NIA) предлагает несколько советов по управлению или улучшению забывчивости, в том числе:

        • следовать распорядку дня
        • заранее планировать задачи
        • составлять списки дел или оставлять заметки на важных устройствах, таких как кофеварка, компьютер или пульт от телевизора, которые объясняют, как и когда их использовать
        • ведение телефонные будильники или оповещения
        • постоянное обучение новым навыкам и выполнение знакомых задач
        • постоянное участие и тесная связь с системой поддержки, такой как семья или друзья
        • волонтерство или более активная вовлеченность в свое сообщество или религиозные группы
        • кладите важные предметы, такие как телефоны, кошельки, сумочки, пульты от телевизора и очки, в одно и то же место каждый день
        • правильный сон и физические упражнения
        • здоровое, сбалансированное питание
        • контроль или профилактика высокого кровяного давления
        • отказ от употребления алкоголя или рекреационных наркотиков
        • обращение за лечением от депрессии, тяжелого стресса, беспокойства или посттравматического стрессового расстройства
        • занятие деятельностью, задействующей мозг, например разгадывание кроссвордов, судоку и чтение

        Производители множества пищевых добавок, безрецептурных лекарств и головоломок утверждают, что их продукты могут обратить вспять потерю памяти или улучшить память.

        Тем не менее, NIA предостерегает от недоказанных методов лечения потери памяти, утверждая, что ни одно из них не имеет достаточного количества исследований, подтверждающих их использование. Некоторые могут даже вызывать непреднамеренные побочные эффекты или мешать другим лекарствам, которые принимает человек.

        Узнайте больше советов по улучшению памяти здесь.

        Людям, которые считают, что у них проблемы с памятью, следует обратиться за советом к врачу. Они могут оценить, являются ли симптомы нормальной частью старения или причиной основного состояния здоровья, которое может потребовать лечения.

        Люди, которые думают, что кто-то из их близких может испытывать потерю памяти, также должны поощрять их или помогать им обращаться за медицинской помощью.

        Если у кого-то проблемы с памятью, ему следует проходить обследование у врача каждые 6–12 месяцев, чтобы узнать, улучшается ли его состояние, ухудшается ли оно или остается стабильным.

        Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который извлекает информацию из хранилища кратковременной памяти и создает длительные воспоминания.

        Потеря долговременной памяти может быть связана с нейродегенеративными состояниями на средней и поздней стадиях, такими как болезнь Альцгеймера, и некоторыми другими состояниями, влияющими на работу мозга или его химический состав.

        Человек должен обратиться к врачу по поводу проблем с памятью, если они вызывают беспокойство, поскольку многие из них поддаются улучшению или обратимы при соответствующем лечении и наблюдении, если только необратимое повреждение головного мозга не является причиной.

        Физиология, долговременная память — StatPearls

        Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

        StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.

        StatPearls [Интернет].

        Показать подробности

        Критерий поиска

        Алехандро Альмараз-Эспиноза; Майкл Х. Грайдер.

        Информация об авторе и организациях

        Последнее обновление: 18 июля 2022 г.

        Введение

        Память — это сложная функция мозга для хранения и извлечения информации. У людей воспоминания о жизненном опыте в совокупности способствуют представлению о том, кто мы есть. Это функция, которая помогает нам взаимодействовать с окружающей средой; похожие ситуации вызывают определенные реакции, знакомые лица вызывают реакции, а повторяющиеся стимулы помогают нам учиться и реагировать.[1] Долговременные воспоминания делятся на две разные группы: процедурные и декларативные. Процедурная память включает в себя определенные действия, которым мы учимся, практикуясь и повторяя ряд двигательных действий (например, езда на велосипеде или вождение автомобиля). Декларативные воспоминания, которые могут быть сознательно вызваны, состоят из двух других групп: семантических воспоминаний, представляющих отдельные факты, такие как даты, определения слов и выученные понятия, и эпизодических воспоминаний, которые представляют явный опыт, который человек пережил, например, особый день рождения или день рождения. день свадьбы. В литературе иногда упоминаются эти две группы долговременных воспоминаний, неявные или явные, соответственно, хотя эти термины используются не так часто, потому что они более двусмысленны. Долговременная память объединяется от краткосрочных к долговременным воспоминаниям, в основном в гиппокампе и хранится по всей коре. Эти взаимосвязанные структуры помогают человеку интерпретировать стимулы, чтобы действовать соответствующим образом, либо извлекая старые воспоминания, чтобы помочь нам ориентироваться, либо сохраняя их, чтобы мы могли начать узнавать больше.[2][3][4][5][6]

        Клеточный

        Нейроны запускают электрические импульсы типа «все или ничего», называемые потенциалами действия, когда они стимулируются. Передачу сигналов нейронов, связанных с различными сенсорными модальностями, не так просто изучить; однако организация коры такова, что обработка сигналов происходит на нескольких уровнях в разных местах. В моделях приматов кодирование стимулов работает, когда группы нейронов срабатывают на основе определенных стимулов; чем конкретнее деталь, тем меньше нейронов задействовано. Например, меньшее количество нейронов отреагирует на распознавание лица вашей бабушки, чем на любое лицо человека или животного.[1][7][8][9]]

        Долговременная потенциация (ДП) была новаторским открытием 1960-х годов, которое определило молекулярную основу для формирования и хранения воспоминаний. В LTP, когда два нейрона повторно и одновременно активируются, прочность связи между этими клетками усиливается. Это усиление синапсов обычно называют «клетками, которые активируются вместе, соединяются вместе». Укрепление связей между нейронами помогает нам во многих отношениях, таких как распознавание мест, где мы были раньше, распознавание лиц, с которыми мы встречались, и информация, которую мы можем получить только при многократном воздействии.

        Развитие

        Результатом LTP является усиление нейрональных синапсов за счет увеличения плотности рецепторов на постсинаптической клетке и экспрессии генов роста. Одним из наиболее изученных сигнальных путей, связанных с долговременной потенциацией и консолидацией памяти, является путь протеинкиназы А (ПКА). Непрерывная или повторяющаяся стимуляция определенных нервных связей (опосредованная реализацией повторяющихся стимулов, использованием определенных действий или наград) активирует рецепторы NMDA, которые обеспечивают приток ионов кальция. Этот приток инициирует пути вторичных мессенджеров, которые опосредованы PKA и циклическим аденозинмонофосфатом (цАМФ). Эти пути приводят к изменениям в синтезе белка и росте клеток, опосредованным белком, связывающим элемент ответа цАМФ (CREB), фактором транскрипции, который связывается с элементами ответа цАМФ (CRE). Связывание способствует транскрипции генов; это обычно демонстрировалось с использованием Aplysia , Drosophila и модели животных-грызунов. Рост клеток и синтез белка повышают пластичность нейронов и укрепляют связь между клетками.[14][8][9][15]

        Вовлеченные системы органов

        Центральная нервная система является основной вовлеченной системой. Определенные структуры мозга выполняют определенные задачи в рамках развития памяти. Например, гиппокамп необходим для объединения воспоминаний от краткосрочных к долгосрочным, тогда как миндалевидное тело придает воспоминаниям эмоциональную значимость. Именно структура и сила связей между корковыми структурами позволяют хранить и извлекать закодированную информацию.[15][1][16] Кодирование и хранение процедурных воспоминаний также затрагивают несколько областей мозга. Мозжечок, базальные ганглии и ассоциативная кора играют определенную роль в наших заученных действиях, поскольку они связаны с моторным контролем и приспособлением.[5]

        Функциональная визуализация, такая как ПЭТ или фМРТ, позволила исследовать структуры, участвующие в кодировании стимула в декларативную память. Определенные области мозга могут иметь определенную функцию в консолидации воспоминаний. Тем не менее, большая часть коры работает комбинированно, чтобы улучшить извлечение воспоминаний и обучение. «Рабочая память», временная память, которая не обязательно кодируется в долговременную память, определяется в литературе по-разному, причем некоторые авторы обсуждают рабочую память в тех же механизмах, что и долговременная память. Напротив, другие обсуждают это как другой и отдельный процесс хранения и обработки информации.

        Гиппокамп представляет собой структуру, связанную с зрительно-пространственной обработкой и частично с «рабочей» памятью. Возможны механизмы насыщения рабочей памяти, при этом избыточные детали или количество информации приводят к ошибкам в этой кратковременной памяти.[18] Разделение гиппокампа по продольной оси также обозначает определенные функции, например, задний гиппокамп связан с зрительно-пространственными деталями в определенных воспоминаниях, в то время как передний гиппокамп связан с запоминанием общего представления о месте.] Гиппокамп также связан с эпизодической памятью, поскольку он помогает восстановить прожитые воспоминания и места, где они находились.[20]

        Миндалевидное тело обрабатывает эмоциональные компоненты памяти, такие как боль, страх и удовольствие. Животные, стимулированные вредным или полезным стимулом, проявляют повышенную активность в областях миндалевидного тела, что позволяет животным различать положительные и отрицательные воспоминания. Отрицательные стимулы легче запоминаются и запоминаются, поскольку они, как правило, вызывают реакцию «бей или беги». У людей отрицательные стимулы, представленные во время формирования памяти, были связаны с тем, что субъекты сохраняли больше деталей о стимулах (изображения, слова и т. Д.). Поощрительные стимулы или «хорошие» стимулы также могут повышать удержание, но в меньшей степени.[21][22]

        Вентральная префронтальная кора коррелирует с запоминанием заранее изученной схемы. Он имеет прочные связи с медиальными височными структурами и помогает распознавать то, что уже произошло, при этом запоминая некоторые связанные с этим детали, помогая заполнить пробелы в том, что, как нам кажется, мы уже знаем.[23]

        Нервная система имеет глубокие связи с эндокринной системой. Например, высвобождение кортизола, нашего основного гормона стресса, инициируется передачей сигналов в гипоталамусе. Кроме того, существует корреляция между плотностью рецепторов кортизола, глюкокортикоидных рецепторов (ГР) в гиппокампе и способностью нейронных путей хранить информацию. Повышенная регуляция ГР и кортикоидов действует в синергии с пластичностью памяти и хранением памяти, что приводит к стрессовым ситуациям с более сильными воспоминаниями.

        Клиническое значение

        Корсаковский синдром — заболевание, опосредованное хроническим дефицитом витамина B1 (тиамина), обычно являющееся осложнением алкоголизма. Необратимые повреждения таких структур, как префронтальная кора и гиппокамп, могут изменить хранение информации. Конфабуляция является одним из наиболее распространенных признаков этого заболевания, когда пациент заполняет пробелы в воспоминаниях ложной информацией, которую он не может полностью вспомнить.[23]

        У пациентов с повреждением медиальной височной доли, где находится гиппокамп, возникают проблемы с созданием новых воспоминаний. Эти пациенты, по-видимому, легко забывают или совершают ошибки даже после многократного получения подобных стимулов. Кроме того, у них нарушена кратковременная рабочая память. Например, пациенты с повреждением височной доли демонстрируют неспособность исправить предыдущие ошибки при многократном воздействии правильной информации. Авторы предполагают, что это связано с превышением объема рабочей памяти этих пациентов из-за предоставления слишком большого количества информации за короткое время удержания.

        Болезнь Альцгеймера — наиболее распространенная форма деменции, обычно известная потерей кратковременной памяти и дегенерацией лобных и височных долей. Хотя пациенты склонны забывать, где они находятся, с кем они или что они делают в данный момент, они все же могут помнить определенные детали из своего прошлого. На ранних стадиях заболевания эпизодические и семантические воспоминания, а также процедурные воспоминания, как правило, сохранны. Семантическая память страдает больше, чем эпизодическая.[25][26]

        Дефицит памяти может проявляться при других типах распространенной деменции, таких как сосудистая деменция, болезнь Паркинсона и деменция с тельцами Леви. Сосудистая деменция может сохранить память или повлиять на нее. Это зависит от территории, пораженной инсультом или кровоизлиянием, так что процедурная память может быть более сохранной, чем декларативная память. Деменция, связанная с болезнью Паркинсона, и деменция с тельцами Леви являются двумя связанными типами деменции. Симптоматика и продолжительность симптомов различают эти заболевания. Деменция с тельцами Леви начинается со снижения когнитивных функций и галлюцинаций, тогда как болезнь Паркинсона начинается с моторных симптомов, таких как ригидность, брадикинезия и тремор. Нарушается кратковременная память, в то время как долговременная память имеет тенденцию демонстрировать относительную сохранность на ранних стадиях прогрессирования заболевания (включая эпизодическую и семантическую) [26].

        Контрольные вопросы

        • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

        • Комментарий к этой статье.

        Ссылки

        1.

        Камина Э., Гуэль Ф. Нейроанатомические, нейрофизиологические и психологические основы памяти: современные модели и их происхождение. Фронт Фармакол. 2017;8:438. [Бесплатная статья PMC: PMC5491610] [PubMed: 28713278]

        2.

        Коуэн Н. Каковы различия между долговременной, кратковременной и рабочей памятью? Прог Мозг Res. 2008;169: 323-38. [Бесплатная статья PMC: PMC2657600] [PubMed: 18394484]

        3.

        Норрис Д. Кратковременная память и долговременная память все же разные. Психологический бык. 2017 сен; 143 (9): 992-1009. [Бесплатная статья PMC: PMC5578362] [PubMed: 28530428]

        4.

        Дженесон А., Сквайр Л.Р. Рабочая память, долговременная память и функция медиальной височной доли. Выучить Мем. 2012 янв;19(1):15-25. [Бесплатная статья PMC: PMC3246590] [PubMed: 22180053]

        5.

        Lum JA, Conti-Ramsden G, Page D, Ullman MT. Рабочая, декларативная и процессуальная память при специфических языковых нарушениях. кора. 2012 Октябрь;48(9):1138-54. [Бесплатная статья PMC: PMC3664921] [PubMed: 21774923]

        6.

        Müller NC, Genzel L, Konrad BN, Pawlowski M, Neville D, Fernández G, Steiger A, Dresler M. Двигательные навыки улучшают формирование процедурной памяти и защитить от возрастного ухудшения. ПЛОС Один. 2016;11(6):e0157770. [Бесплатная статья PMC: PMC4917083] [PubMed: 27333186]

        7.

        Suthana NA, Parikshak NN, Ekstrom AD, Ison MJ, Knowlton BJ, Bookheimer SY, Fried I. Специфические ответы нейронов гиппокампа человека связаны с лучшей памятью. Proc Natl Acad Sci U S A. 18 августа 2015 г .; 112 (33): 10503-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4547223] [PubMed: 26240357]

        8.

        Kandel ER, Dudai Y, Mayford MR. Молекулярная и системная биология памяти. Клетка. 2014 27 марта; 157 (1): 163-86. [PubMed: 24679534]

        9.

        Бисаз Р., Травалья А., Альберини К.М. Нейробиологические основы формирования памяти: от физиологических состояний к психопатологии. Психопатология. 2014;47(6):347-56. [Бесплатная статья PMC: PMC4246028] [PubMed: 25301080]

        10.

        Лёмо Т. Открытие долговременного потенцирования. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003 29 апреля; 358 (1432): 617-20. [Бесплатная статья PMC: PMC1693150] [PubMed: 12740104]

        11.

        Такеучи Т., Душкевич А.Дж., Моррис Р.Г. Гипотеза синаптической пластичности и памяти: кодирование, хранение и постоянство. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2014 05 января; 369(1633): 20130288. [Бесплатная статья PMC: PMC3843897] [PubMed: 24298167]

        12.

        Lynch MA. Долговременная потенциация и память. Physiol Rev. 2004 г., январь; 84 (1): 87–136. [PubMed: 14715912]

        13.

        Моррис Р.Г. Долговременная потенциация и память. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003 29 апреля; 358 (1432): 643-7. [Бесплатная статья PMC: PMC1693171] [PubMed: 12740109]

        14.

        Kandel ER. Молекулярная биология памяти: цАМФ, PKA, CRE, CREB-1, CREB-2 и CPEB. Мол Мозг. 2012 14 мая; 5:14. [Бесплатная статья PMC: PMC3514210] [PubMed: 22583753]

        15.

        Rolls ET, Treves A. Нейронное кодирование информации в головном мозге. Прог Нейробиол. 2011 ноябрь; 95 (3): 448-90. [PubMed: 21907758]

        16.

        Хабер С.Н. Кортико-стриарная схема. Диалоги Clin Neurosci. 2016 март; 18(1):7-21. [Бесплатная статья PMC: PMC4826773] [PubMed: 27069376]

        17.

        Baddeley A. Рабочая память. Наука. 1992 г., 31 января; 255 (5044): 556-9. [PubMed: 1736359]

        18.

        Pastötter B, Tempel T, Bäuml KT. Обновление долговременной памяти: гипотеза сброса кодирования в забывании, направленном по списку. Фронт Псих. 2017;8:2076. [Бесплатная статья PMC: PMC5711817] [PubMed: 29230187]

        19.

        Small SA, Nava AS, Perera GM, DeLaPaz R, Mayeux R, Stern Y. Цепные механизмы, лежащие в основе кодирования и извлечения памяти по длинной оси образование гиппокампа. Нат Нейроски. 2001 г., апрель; 4(4):442-9. [PubMed: 11276237]

        20.

        Москович М., Кабеза Р., Винокур Г., Надель Л. Эпизодическая память и не только: гиппокамп и неокортекс в трансформации. Анну Рев Психол. 2016;67:105-34. [Бесплатная статья PMC: PMC5060006] [PubMed: 26726963]

        21.

        Kensinger EA, Addis DR, Atapattu RK. Активность миндалевидного тела при кодировании соответствует яркости воспоминаний и памяти на отдельные эпизодические детали. Нейропсихология. 2011 март; 49(4):663-73. [Бесплатная статья PMC: PMC3060942] [PubMed: 21262244]

        22.

        Фернандо А.Б., Мюррей Дж.Э., Милтон А.Л. Миндалевидное тело: обеспечение удовольствия и избегание боли. Фронт Behav Neurosci. 2013 06 декабря; 7:190. [Бесплатная статья PMC: PMC3854486] [PubMed: 24367307]

        23.

        Оскар-Берман М. Функция и дисфункция префронтальной мозговой схемы при алкогольном Корсаковском синдроме. Neuropsychol Rev. 2012 Jun; 22 (2): 154-69. [Бесплатная статья PMC: PMC3681949] [PubMed: 22538385]

        24.

        Conrad CD. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСТРЫМИ УРОВНЯМИ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ И ФУНКЦИЕЙ ГИППОКАМПА ЗАВИСИТ ОТ АВЕРСИВНОСТИ ЗАДАЧИ И СТАДИИ ОБРАБОТКИ ПАМЯТИ. Нелинейность Biol Toxicol Med. 2005;3(1):57-78. [Бесплатная статья PMC: PMC1431575] [PubMed: 16601824]

        25.