Патопсихологическое заключение образец: нАсТоЯщАя МоЯсТь: Примеры написания патопсихологического заключения
Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования
Психологический практикум ↓
Подбор методик и вся программа исследования зависят от клинической задачи. Это означает, что, в зависимости от того, нужно ли установить эффективность терапии при исследовании больных с заведомо ясной этиологией либо получить дополнительные данные при разграничении разных заболеваний (например, шизофрении от последствий энцефалита, болезни Альцгеймера от атеросклеротического слабоумия, реактивного состояния от шизофрении и т.д.), экспериментальное исследование строится по-разному.
Подобно тому, как нет и не может быть стереотипного построения исследования, стереотипного подбора методик, не может быть и стандарта в составлении заключения. Каждое заключение составляется обычно как ответ на поставленный клиникой вопрос. Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого клинического вопроса, вне истории болезни и задачи исследования.
После того как применение нескольких экспериментальных приемов позволяет (с большей или меньшей степенью убедительности) ответить на поставленный вопрос, т. е. после анализа полученных экспериментальных данных, составляется заключение. Может быть дана некоторая внешняя форма или схема таких заключений, но основная часть содержания заключений не поддается никакой унификации, она всегда пишется как ответ на конкретный вопрос.
Схема заключений такова
Вначале в одной или двух фразах описываются жалобы больного на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости, но отнюдь не жалобы на состояние здоровья в целом. Такое ограничение возникает по следующим причинам.
Поскольку экспериментальное исследование проводится не лечащим врачом, а сотрудником психологической лаборатории или кабинета, он (даже если он и является сам тоже врачом-психиатром) не должен вмешиваться в тактику лечащего врача, не должен подменять его в беседе.
Поэтому исследование в целом мотивируется для относительно сознательных больных как исследование их памяти, внимания, умственной работоспособности. Из этого не следует, конечно, что психолог этим ограничивается; он исследует, разумеется, и мышление, и личностную сферу, т.е. критичность больного и внутреннюю картину болезни в целом. Но поскольку с самого начала больному объявляют, что цель исследования – проверка памяти и внимания, то и расспрос ведется главным образом в отношении памяти, внимания, работоспособности. Однако даже эти жалобы в сопоставлении с последующим фактическим исследованием интеллектуальной деятельности больного дают очень ценный материал для представления о критичности больного, его самооценке и сознании болезни.
Если же больной, не обращая внимания на вопросы экспериментатора, начинает жаловаться ему на боли в ногах, в сердце или излагать какие-либо бредовые идеи, в заключении эти жалобы опускаются. Нередко бывает, что больной сообщает психологу какие-либо заслуживающие внимания, но не отраженные в истории болезни, т. е. неизвестные лечащему врачу, данные. Эти факты необходимо, конечно, сообщить врачу, но не следует вносить их в заключение. Последнее замечание адресовано не психиатрам, а сотрудникам лаборатории, имеющим психологическое, дефектологическое или педагогическое образование. Их иногда соблазняет возможность дополнить, расширить клинические данные лечащего врача. Такие дополнения могут быть ценными, но вносить их в заключение по экспериментальному исследованию не следует.
Следующая часть заключения (также очень краткая) представляет собой описательную характеристику того, как больной работал, т. е. как он выполнял задания – старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных решений, мог ли критически оценить свои успехи. Об этом психолог судит по тому, старался ли больной исправлять свои ошибки, если замечал их, огорчался ли, замечая свои неудачи, выражал ли желание довести начатую работу до конца или предпочитал от нее отказаться, принимал ли незаслуженную похвалу. У больных-учащихся можно иногда даже спросить о том, какую оценку они бы считали справедливым получить за тот или иной вид работы. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования его умственных способностей и к качеству своих действий, могут быть выражены в одной-двух фразах, но они составляют важную часть заключения, так как дают материал для суждения о личности больного. Эту часть заключения, хотя она и имеет форму описания и обозначается в устной речи как микростатус, как статус за столом экспериментатора, не следует рассматривать как внеэкспериментальную. Она является материалом естественного эксперимента, каким в целом представляется ситуация проверки умственных способностей человека. Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на исследование в целом. У психопатов она принимает иногда утрированный характер. Безучастное отношение к факту исследования наблюдается при глубоком распаде личности либо при очень глубокой депрессии.
Третья, наиболее содержательная часть заключения должна ответить на конкретный вопрос клиники. Она пишется в виде отдельных положений, доказываемых или хотя бы иллюстрируемых экспериментальными данными, полученными с помощью разных методик. Таким образом, эту часть заключения нецелесообразно писать ни по отдельным методикам, ни по психическим процессам (мышление, память и т.д.).
Иногда возникает сомнение в необходимости конкретных иллюстраций, примеров или фактических экспериментальных данных и заключений. Необходимо, конечно, очень скупо подбирать всякие доказательства из большого количества экспериментальных данных, нужно научиться кратко их формулировать, но приводить их в заключении на данном этапе необходимо.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эта концовка ни в коем случае не должна содержать суждения о диагнозе, так как диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения больного. Но в то же время концовка, несомненно, содержит данные, имеющие диагностическое значение. Так, например, если на первый план в этом итоге заключения выступает разноплановость мышления и неадекватная эмоциональная реакция на исследование, такой итог более типичен для шизофрении. Если же на первый план в резюме выносится ослабление памяти и внимания, утомляемость при правильности суждений и содержательности ассоциаций, то такой итог более типичен для органического заболевания, чем для шизофрении.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
- Методика «Решение задач»
- Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти»
- Методика «Изучение произвольного запоминания»
- Психологические особенности и задачи развития в ранней юности (психолого-педагогическая характеристика старшеклассника)
- Диагностика кратковременной слуховой памяти
- Бланк корректурная проба
- Тренировка навыков письма
- Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
- Игра на развитие памяти младших школьников
Психологическое заключение — презентация онлайн
Тема 2
Психологическое заключение
Литература:
• Асриян О. Б., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Психологическое
заключение: виды, структура и содержание: учебное пособие /
Под ред.
Р.В. Кадырова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 131
с.
Виды отчетности психодиагностического процесса:
психологическая интерпретация, психологический портрет,
психологическое заключение
1. психологическая интерпретация.
Психологическая
интерпретация
–
это
один
из
этапов
психодиагностического процесса, который предполагает толкование
результатов психологической диагностики.
В каждой профессиональной психодиагностической методике есть свой
интерпретатор. Интерпретатор, в отличие от интерпретации, лаконичен,
категоричен, в нем нет информации о психологических характеристиках
личности, а лишь краткое описание высоких и низких значений шкал
методики, в котором присутствует ряд психологических терминов, часто
недоступных и непонятных для респондентов.
Необходимо обладать профессиональными знаниями и навыками для того,
чтобы грамотно преобразовывать интерпретатор в интерпретацию.
Подходы к интерпретации результатов
психодиагностического исследования (по А.А.
Васищеву)
• В превентивном подходе психодиагност учитывает даже менее
выраженные признаки, с целью исключения возможных отрицательных
последствий для респондента при принятии решения относительно чеголибо.
Например,
при
определении
профессиональной
ориентированности подростка и той профессии, в которой он, вероятней
всего, будет успешен. Если у психодиагноста есть какие-нибудь сомнения
в рамках личностных или интеллектуальных способностей респондента,
которые могут хоть и косвенно, но мешать при самореализации в той или
иной профессии, то психолог исключает эту профессию из списка
рекомендуемых.
• В презумпционном подходе при принятии решения, согласно какой-либо
цели, психодиагност учитывает только те характеристики, которые
являются
выраженными
и
подтверждаются
рядом
других
психодиагностических тестов и опросников. Таким образом, психолог
пытается быть более уверенным в описании своих результатов. Иными
словами, если у психодиагноста имеется сомнение, относительно какихлибо данных, то они сразу же им отметаются.
2. Анализ совокупности интерпретаций по каждой используемой
методике служит опорой для написания других отчетов
практического психолога – психологического портрета личности и
психологического заключения.
Виды психологических портретов личности
(Д.А. Малкин, С.В. Абрамов, В.Г. Булыгина и др.)
• 1. Углублённый психологический портрет составляется согласно
результатам комплексного психодиагностического исследования
респондента. Здесь описываются личностные особенности
исследуемого, структура его мотивов и интересов, ценностноориентационная направленность, особенности межличностного
взаимодействия, подробное описание сторон интеллектуальной
деятельности и когнитивных способностей, поведенческие
особенности в стрессовых и проблемных ситуациях,
адаптационные возможности. Данный вид портрета показывает
личность с разных сторон во всем её проявлении.
• 2. Общий психологический портрет больше приближен к
психологическому заключению, поскольку он составляется
согласно поставленным целям и задачам. Отличие заключается
лишь в том, что портрет более подробен, чем психологическое
заключение. Цели и задачи, представленные в данном виде
портрета, являются общими. Например, на какие личностные
особенности следует опираться при проведении воспитательной
работы. При этом описывается все стороны личности
респондента, а в выводах прописывается, на что именно следует
обратить внимание.
• 3. Частный психологический портрет схож с общим, отличие
лишь в том, что он отвечает на вопросы частных задач. Этими
частными задачами могут быть – комплексное описание только
интеллектуальных
способностей
респондента,
только
мотивационной сферы, только ценностно-ориентационной
направленности, только сферы межличностного взаимодействия
и т. д. Но так же, как и общий портрет, он приближен к
психологическому заключению.
• 4. Экспресс-психологический портрет составляется либо без
использования тестов и опросников посредством других
психодиагностических методик, таких как наблюдение и беседа,
либо с использованием экспресс-методик. Данный вид портрета
является менее информативным, но в ситуациях в режиме
ограниченного времени – достаточно эффективным. Так,
например, в процессе первичного консультирования при
взаимодействии с клиентом психолог может составить его
экспресс-психологический
портрет,
опираясь
лишь
на
наблюдение и беседу с ним. Использование экспресс-методик
также не может дать полную описательную характеристику
респондента, но поможет получить представление о нем.
• Психологическое заключение будет представляться нами как
результат поэтапного достижения цели, поставленной в начале
психодиагностического исследования, психологический портрет
личности – как краткое (в редких случаях) и подробное (в частых
случаях) описание всех сторон личности или его какой-то одной
сферы. В начале психодиагностики у нас имеется какая-либо цель
или вопрос, который требует ответа. Этим ответом и служит
психологическое заключение. Что же такое цель?
• Цель – это представление о конечном результате, который мы
хотим получить, для чего пишем психологическое заключение.
Целью может выступать ответ на вопрос о межличностных
отношениях респондента, об уровне его агрессивности или
тревожности, о профессиональных предпочтениях и интересах, о
профессиональной пригодности, это могут быть педагогические
или психологические рекомендации.
в психологии выделяют три
психологического заключения:
вида
1. Описательное заключение – оно представляет собой описание
личности респондента и его личностных характеристик.
Описательным заключением может выступать психологический
портрет личности. Психологический портрет в меньшей степени
зависит от поставленных целей, поскольку цель подразумевается
изначально – описать психологические характеристики в более
широком или более узком варианте.
2. Оценочное заключение – в данном виде психологического
заключения психолог в рамках заданной направленности (то есть
цели или вопроса исследования) стремится выразить своё
профессиональное отношение к личности респондента или к
ситуации, в которой находится респондент. Стоит отметить, что
понятие «оценочный» не подразумевает оценочные категории,
психолог должен оставаться объективным и описывать как
положительные, так и отрицательные полюса характеристик
личности респондента. Оценочное заключение чаще всего
используется в судебно-психологической практике.
3. Консультативное заключение – на основании данного вида
заключения обязательно составляются рекомендации для развития или
коррекции личности исследуемого. Консультативный вид заключения
является его классическим вариантом. Консультативное заключение, как
и любой другой вид, не имеет определенной формы, форма
определяется той областью психологии, в которой работает
психодиагност – психология труда, клиническая психология,
педагогическая психология или любая другая. Не стоит также забывать,
что в психологическом заключении не должно быть того, в чем не
уверен психолог, то есть описания тех интерпретаций, которые не были
подтверждены в ходе исследования личности помимо использования
тестового материала. Заключение также не должно иметь двойного
толкования или быть неоднозначным, чтобы респонденту не
приходилось додумывать, что всё-таки хотел сказать своими выводами
психодиагност. Заключение должно быть представлено на доступном
языке, не обремененном диагностоманией.
6 ЭТАПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
• Первый этап психологического исследования заключается в
переводе практического требования в психодиагностическую
задачу, поскольку только в этом случае возможно разрешение
любого практического запроса с научных позиций, а не
интуитивно и необоснованно. Для написания психологического
заключения требуется, прежде всего, решение поисковых и
оценочных задач.
• В поисковых задачах психолог устанавливает причинно-следственные
связи между индивидуально-типологическими особенностями
респондента и условиями запроса. Часто такого рода задачи решаются
в рамках психологического консультирования. В таких задачах
психологические характеристики исследуемого выступают в качестве
причин, детерминирующих возникновение запроса. Например,
дезадаптации в школе, отклонений в поведении, нарушения
психического здоровья, снижения качества жизни.
• Оценочные задачи отличаются тем, что в них требуется установить
наличие, отсутствие или степень выраженности определенных
психологических особенностей у исследуемого. Например, определить
наличие агрессивных тенденций в поведении или выявить уровень
личностной тревожности. Целью является ответ на конкретно
поставленный
вопрос,
представляющий
собой
результат
исследования, а не процесс и не действие. Например: «Уровень
профессиональной
пригодности»,
«Степень
психологической
готовности к обучению», «Прогноз вероятности рецидива
противоправного действия».
Нереалистичные и неконкретные задачи:
• Примером нереалистичной психодиагностической задачи может быть:
«Выявление причин неуспеваемости ребенка младшего школьного
возраста» или «Выявление причин отклоняющегося поведения подростка,
задержанного за мелкое хулиганство». Законы развития психических
феноменов, в которых ориентируется профессиональный психодиагност,
позволяют понять, что конкретную причину в данном случае выявить
невозможно, так как возникновение девиации или неуспеваемости
обусловлено многообразием факторов первого и второго порядка, которые
повлекли за собой изменения в поведении. Адекватной альтернативой в
данном конкретном случае будет «Характеристика индивидуальнопсихологических особенностей респондента, связанных с успеваемостью
респондента»
• Под неконкретной задачей понимается, формулировка задачи в которой
условия не позволяют поставить конкретный вопрос, на который
необходимо
ответить
в
заключении.
Например,
«Определить
межличностные связи в группе».
• Второй этап психологического исследования подразумевает
подробный сбор предварительной информации, необходимой
для решения конкретной психодиагностической задачи. Это могут
быть психологический анамнез, сведения о семье и ближайшем
окружении, медицинские заключения, сведения об успешности
выполняемой деятельности (работы или учебы) и т. д. В
психологическом заключении анамнез должен быть полноценно
представлен, иначе заключение имеет вид обезличенного и
формального. На сегодняшний момент существует несколько
схем
сбора
психологического
анамнеза,
наиболее
распространенной из которых является схема сбора
психологического анамнеза по С.А. Кулакову.
• Важно отметить, что данный структурный блок, помимо
психологического анамнеза, должен включать в себя
информацию о том, как вел себя респондент в процессе
исследования, а именно его желание участвовать в процедуре
исследования, заинтересованность в получении обратной связи
от психодиагноста, желание выглядеть в глазах исследователя
социально одобряемым и т.д. Отсутствие анамнестической
информации делает психологическое заключение обезличенным
и не позволяет сформировать целостную картину относительно
личности респондента, так как только анализ жизненного пути и
образа жизни исследуемого может в полной мере объяснить
психологические феномены, описанные в заключении.
• Третий этап психологического исследования подразумевает
формулирование гипотез и выбор психодиагностического
инструментария, адекватного цели исследования.
• Методический аппарат, выбранный психодиагностом, должен
быть описан в психологическом заключении, т.к. о достоверности
психологической информации можно судить, непосредственно
опираясь на инструментарий, который был использован при
проведении психодиагностики. Так, например, некорректной
можно признать информацию о потребностно-мотивационной
сфере респондента, при использовании теста, предназначенного
только для оценки темперамента.
• Ошибки:
А). Неоперациональность гипотезы подразумевает использование
психодиагностом понятий высокого уровня абстракции, которые
невозможно проверить с помощью психодиагностических методов
и методик.
Б) Некритическое использование зарубежных методик, основанное на
непонимании влияния фактора культуры на их результаты. Грамотный
психодиагност понимает, что любая зарубежная методика, имеющая
определенную направленность в культуральном аспекте, требует
адаптации. Например, методика СМИЛ, адаптированная в России
Л.Н.
Собчик,
является
более
адекватной
при
создании
методологического аппарата, чем MMPI, адаптированная для группы
американских летчиков И. Маккинли и С. Хатэуэй. При этом важно
учитывать все данные по адаптации, стандартизации, валидности и
надежности используемой методики на отечественной выборке, для
того что бы учесть их при подборе батареи методик психологического
исследования.
В) Важной задачей является формирование батареи методик исходя из
цели исследования. Например: «Цель: Индивидуально-психологические
особенности осужденного. Используемые методики: наблюдение,
беседа, «Стандартизированный многофакторный метод исследования
личности», «Методика диагностики межличностных отношений»,
«Метод цветовых выборов» полностью отвечают цели исследования и
дополняют друг друга, позволяя получить более полную картину
исследования, пользуясь принципом необходимости и достаточности.
• Четвертый этап исследования представляет собой собственно
проведение психологического исследования, а также анализ и
интерпретацию его результатов. Самой распространенной
ошибкой
является
перегруженность
предложений
психологической терминологией, без раскрытия их содержания.
Данный
феномен
в
психодиагностике
называют
диагностоманией. Так, например, часто указывается тип
темперамента или тип реагирования респондента, но не
поясняются их особенности: «Респонденту присущи черты
холерика» или «Исследуемому присущи черты холерического
темперамента», «…для респондента характерен стеничный тип
реагирования».
• Также, примерами перегруженности терминами являются
следующие предложения: «Характерен инфантилизм, низкая
откликаемость на проблемы социального микроклимата,
склонность к деструктивному поведению вероятна в
состоянии
фрустрации.
Несмотря
на
выраженный
эгоцентризм, Владислав стремится к нивелированию
возможных конфликтов, отмечена конгруэнтность и
избирательность в контактах с окружающими, наблюдается
стремление к отстаиванию престижной роли в референтной
группе. В ситуации стресса Владислав проявляет выраженные
вегетативные реакции, что может способствовать
возникновению психосоматических заболеваний».
• Пятым этапом является формулирование основных выводов и
заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов,
а также формирование психологического диагноза на основе
полученных данных. Основным требованием к заключению на данном
этапе является соответствие выводов поставленной задаче, а также их
обоснованность и аргументированность. Как правило, выводом в
психологическом заключении является психологический диагноз. Одно
из значений термина диагноз в переводе с греческого языка –
«распознавание». Основными компетенциями на данном этапе, от
реализации которых будет зависеть качество заключения, являются
умение анализировать и описывать взаимосвязь полученных
диагностических данных и данных анамнеза, умение анализировать и
описывать психологические характеристики и их взаимосвязь,
взаимовлияние в разных сферах психической активности респондента,
умение интегрировать и интерпретировать полученную информацию и
излагать свои выводы доступным языком.
• Шестой этап психодиагностического исследования предполагает,
что психодиагност должен определить те виды помощи и
психологических воздействий, которые желательны в отношении
исследуемого
индивида
или
группы.
Предоставление
психологических рекомендаций может быть детерминировано
либо
условиями
запроса,
либо
спецификой
психодиагностической ситуации. Основные сферы применения
психодиагностики — образование, медицина, психологическое
консультирование,
профессиональная
диагностика,
пенитенциарная
психология,
судебно-психиатрическая
экспертиза. Рекомендации в заключении следуют после общих
выводов и являются закономерным следствием всей ранее
проведенной работы.
• Пример рекомендаций: «Деятельность респондента не должна
быть монотонной и однообразной, так как подобная работа
вызывает раздражительность у исследуемого. При дисциплинарном
воздействии не рекомендуется использовать авторитарный тон,
так как в случае давления и ущемления достоинства Виталий легко
теряет контроль над своим состоянием. В воспитательном
процессе основные усилия к коррекции поведения должны быть
направлены на мотивацию исследуемого к контролю своего
состояния, своих желаний и импульсивных поступков».
• Наиболее часто встречающиеся ошибки на данном этапе написания
заключения: Рекомендации не опираются на результаты
исследования, а существуют изолированно от него. Например, когда
исследование проводилось с целью оценить психологическую
готовность к обучению, а в рекомендациях приводится информация о
необходимости коррекции семейной ситуации, при этом не описано
как данные меры могут влиять на готовность к обучению. В
психологическом заключении даются слишком абстрактные или
нереалистичные рекомендации. Например, «Необходимо создать
благоприятный эмоциональный климат в душе для респондента».
Унифицированные требования к написанию
психологического заключения:
• 1.
Психологическое
заключение
должно
быть
четким,
неперегруженным психологическими терминами или с адекватной
формой их раскрытия. Важно, чтобы заключение соответствовало
потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.
Другой крайностью, проявление которой также отрицательно
сказывается на качестве заключения, является использование
житейского языка. Например: «выглядеть получше», «приписать на
свой счет что-то лишнее», «осознаёт свои «плюсы» и «минусы»,
«самоконтроль не всегда приходит ему на помощь», «способность
постоять за себя, дать сдачу может легко», «желание контролировать
свою злость», «особо выраженных страхов нет», «сильная потребность
к теплу извне», «оптимистично настроенный реалист», «довольно
удачное желание».
• 2. В начале заключения обязательно должна быть обозначена
цель диагностического исследования. Цель – это тот конечный
результат, который в итоге мы хотим получить, к чему стремимся
и для чего пишем психологическое заключение. Без обозначения
цели сложно судить о корректности психологического заключения
т.к. именно сообразность цели – важный критерий качественного
заключения.
Например:
«Индивидуально-психологические
особенности осужденного, состоящего на учете в филиале
Первомайского района ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК»,
«Характеристика межличностных отношений респондента»,
«Уровень профессиональной пригодности работника».
• 3. Психологическое заключение должно быть достоверным.
Достоверностью считается истинность полученных результатов в
ходе
психодиагностического
исследования.
В
качестве
методологического аппарата должны быть подобраны только
надежные и валидные методики, в соответствии с целью
исследования.
• Все сырые данные, протоколы беседы, рисунки, протоколы
пострисуночного опроса прилагаются к психологическому
заключению, а не входят в само заключение.
• 4. В психологическом заключении должен соблюдаться баланс между
констатацией и предположением. В заключении должен использоваться
вероятностный стиль изложения. Например: «Респонденту присущ
гиперстеничный тип реагирования, что свидетельствует о значительном
превалировании возбудимых черт в характере. Это может выражаться в
свойственной для исследуемого импульсивности и раздражительности, в
проявлении конфликтного взаимодействия с другими людьми и
подчеркнутом стремлению к доминированию».
• Примером некорретного использования констатации и вероятностного
характера будет категоричность психодиагноста: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при этом
проявляется самодовольство, чувство собственного превосходства над
окружающими».
• В заключение следует использовать слова, которые указывают не на
сомнительность заключения, а на вероятность наличия полученных данных у
исследуемого. Если используются такие вводные слова как «видимо»,
«скорее», «скорее всего», «вероятнее всего», «предположительно» и т.д., то
тем самым под сомнение ставится достоверность результатов
психодиагностики.
Поэтому
уместнее
использовать
«триаду
вероятности»: «возможно», «вероятно» и «можно предположить»,
комбинируя их в тексте.
• 5. Необходимо вести описание в психологическом заключении не по
методикам, а по смысловым блокам. Например, психологическое
заключение с целью оценки индивидуальных психологических
характеристик, может включать в себя следующие структурные блоки:
психологический анамнез, особенности прохождения респондентом
процедуры диагностики, психофизиологические характеристики,
эмоционально-волевая сфера, самооценка и самоотношение,
мотивационно-потребностная сфера, межличностное взаимодействие,
ценностно-смысловая сфера, резюме, рекомендации.
• Основной ошибкой при интерпретации методик является опора на
результаты каждой методики по отдельности, следовательно –
противоречивое заключение (следует рассматривать всю батарею
методик в совокупности). Пример: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при
этом проявляется самодовольство, чувство собственного
превосходства над окружающими. Присутствует неуверенность,
тревожность, трудности при принятии решений, преобладание
конформных установок, податливость мнению окружающих».
• 6.
Содержание
психологического
заключения
состоит
из
интерпретации полученных данных и выводов, полученных в итоге
аналитической работы психодиагноста, и, поэтому, не может
сводиться к перечню формально полученных данных.
• 7. Психологическое заключение должно быть ориентированно на
действие. Как правило, психологическое заключение предполагает
формирование конкретных рекомендаций относительно программ
обучения, адаптации, выбора профессии. Рекомендации необходимо
составлять, исходя из цели психологического заключения, т.е.
конкретного
запроса.
Рекомендации
представляют
собой
обоснованную последовательность включения в работу с клиентом тех
или иных специалистов, определение ведущего направления,
последовательность
собственно
психологической
работы
(использование тех или иных программ, хотя бы приблизительное
определение длительности и формы развивающей и коррекционной
работы).
• 8. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные
свойства конкретного индивида, поэтому недопустимо
использование заготовок и штампов в его содержании. Психолог
не должен опираться на готовые шаблоны, так как каждый
человек индивидуален и к каждому необходим индивидуальный
подход, т.е. не должен просто быть вставлен текст
интерпретатора. Особенно на игнорирование психодиагностом
данного
правила
указывает
употребление
в
тексте
психологического заключения следующих фраз: «такие люди»,
«подобные мужчины (женщины)» и т.д.
• 9. Психологическое заключение должно включать в себя интеграцию
и объяснение психологических детерминант функционирования всех
сфер психической активности респондента. Нередко в процессе
психодиагностической
процедуры
психодиагност
получает
противоречивые данные, используя батарею методик. На самом деле,
такого рода противоречия, в случае соблюдения всех требований к
процедуре психодиагностики, представляют собой богатый материал
для оценки и объяснения индивидуальных психологических
особенностей респондента и выдвижения ряда промежуточных
гипотез, доказательство или опровержение которых может
существенно повысить прогностическую ценность психологического
заключения. Например, сочетание низких показателей по шкале
личностной тревожности в результате проведения методики
Спилбергера-Ханина с регистрируемыми показателями тревожности
при
применении
проективной
рисуночной
методики
«Несуществующее животное» и при проведении пострисуночного
опроса может натолкнуть психодиагноста на мысль о желании
респондента предстать по результатам исследования более
хладнокровным, либо на мысль о наличии у респондента
психологических защит в ситуации оценки.
• 10. Важно понимать приоритет качественного анализа над
количественным в процессе переработки психодиагностической
информации.
• 11. В психологическом заключении необходимо учитывать динамику
тех или иных психологических феноменов. Важно правильное
понимание соотношения между относительной константностью и
изменчивостью индивидуальности. В заключении необходимо описать
предполагаемый прогноз, возможное развитие тех или иных
психологических феноменов и чувствительность респондента к
коррекционно-компенсаторным воздействиям. Например, «Иван А. не
стремится к статусу лидера, но становится им в силу субъективной
необходимости. Ему присущи осторожность, анализ расстановки своих
сил без демонстрации истинных способностей. У респондента
наблюдается высокая личностная тревожность, что проявляется в
опасные для его самооценки и самоуважения моменты. Иван не
терпит насмешки, непризнание и осуждение со стороны окружающих.
В случае попадания в стрессовую ситуацию возможен уход от
проблем».
• 12. Для обозначения субъекта, по отношению к которому проводится
процедура психодиагностики, корректным является использование
термина «респондент», «исследуемый» либо имя и заглавная буква
фамилии. Согласно принципам гуманистического подхода, который
указывает на ценность и целостность каждой личности, некорректным
будет
применение
таких
терминов
как
«испытуемый»,
«обследуемый», «объект психодиагностики», так как подобная
терминология может унижать честь и достоинство человека, в
отношении которого проводятся психодиагностические мероприятия.
• 13. Объем и содержание психологического заключения должны быть
подчинены
принципу
необходимости
и
достаточности.
Некорректным со стороны психодиагноста будет предоставление
психологического заключения объемом менее одной и более трех
станиц (за исключением заключения по итогу судебнопсихологической экспертизы). Такие рамки определяются в первую
очередь в связи с тем, что заключение является итогом аналитической
работы психолога-диагноста, а значит не должно включать в себя
излишних разрозненных данных.
Схема психологического заключения:
1. Ф.и.о.
2. Возраст
3. Дата исследования
4. Цель
5. Методики
6. Заключение
7. Рекомендации
Примечание: Первые 2 пункта могут быть дополнены данными
анамнеза (пол, семейное положение, место работы, учебы,
медицинский диагноз и пр.).
С образцами заключений и психологических портретов можно
ознакомиться в рекомендованном источнике (слайд 2).
Отредактированные отчеты
Отредактированные отчеты IDS
В IDS мы гордимся тем, что предоставляем основанные на данных и действенные письменные отчеты школам и семьям. Наши квалифицированные врачи стремятся поддерживать детей с помощью полезной информации, стратегий, ресурсов и вмешательств в выбранной ими области знаний.Отчеты о трудотерапии
Если семьи и школы обеспокоены проблемами крупной моторики, мелкой моторики, сенсорики, исполнительной функции или двигательного планирования, наши лицензированные и сертифицированные эрготерапевты готовы рассмотреть их глубже.
Нажмите на кнопки ниже, чтобы прочитать образцы отредактированных отчетов.
приём трудотерапии
прием трудотерапии (2)
Прием трудотерапии (3)
Отчеты о логопедии
Семьи и школы часто задают вопросы и беспокоятся о развитии речи ребенка, словарном запасе, социальных навыках или овладении вторым языком. В это время наши лицензированные и сертифицированные логопеды могут предоставить полную онлайн-оценку сильных сторон ребенка и областей потребностей в отношении языка и социальных взаимодействий.
Нажмите на кнопки ниже, чтобы прочитать образцы отредактированных отчетов.
логопедическая оценка
двуязычная логопедическая оценка
логопедический прием
Отчеты о психологической оценке
Школьные команды и родители обращаются к нам с общей обеспокоенностью по поводу потребностей ребенка — например, «соответствует ли это развитию?» или «почему это так сложно для него?» Наши психологи могут глубже изучить многие области потребностей, в том числе: социальные и эмоциональные, внимание и память. Используя онлайн-анкеты, стандартизированные оценки и клинические интервью, наши квалифицированные лицензированные специалисты могут помочь детям и взрослым понять их относительные сильные стороны и потребности и создать действенный план поддержки. Кроме того, мы сотрудничаем как команда, чтобы поддерживать индивидуальные отчеты об оценке для детей, которые говорят на двух или нескольких языках.
Эта работа включает в себя соединение нескольких клиницистов с семьями, чтобы гарантировать изучение всех аспектов развития, языка и успеха в обучении. У нас есть двуязычные члены команды, чтобы гарантировать, что дети и семьи получат индивидуальную поддержку по языку во время оценочной работы.Нажмите на кнопки ниже, чтобы прочитать образцы отредактированных отчетов.
двуязычный междисциплинарный отчет
психологический отчет
психологический отчет (2)
Мультидисциплинарный скрининг
Иногда учащиеся демонстрируют сложный профиль в классе и дома. В отсутствие личной оценки (из-за ограничений на поездки или семейной динамики и логистики) междисциплинарный скрининг IDS служит ценным инструментом для понимания потребностей ребенка с различных клинических точек зрения. Используя этот скрининг, семьи и члены школьной команды могут немедленно внедрять основанные на фактических данных вмешательства, стратегии и инструменты, а вся группа поддержки обучения готова помочь им по мере необходимости.
Нажмите кнопку ниже, чтобы прочитать образец отредактированного отчета.
мультидисциплинарный скрининг
Прием для одаренных и талантливых
Учащиеся с особыми потребностями в области для одаренных и талантливых также нуждаются в индивидуальных планах. Наши специалисты могут помочь детям, семьям и школьным командам понять уникальные сильные стороны и потребности ребенка и создать план действий для укрепления этих сильных сторон и интересов, в то же время поддерживая любые области потребностей, определенные командой.
Нажмите кнопку ниже, чтобы прочитать образец отредактированного отчета.
одаренный и талантливый прием
90 000 австралийских игроков в гольф с остеоартритом и без него сообщают об уменьшении психологического стресса и улучшении общего состояния здоровья по сравнению с общей популяционной выборкойСохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт.
5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Эльзевир Наука
Полнотекстовые ссылки
. 2023 16 февраля; S1440-2440(23)00033-6.
doi: 10.1016/j.jsams.2023.02.005. Онлайн перед печатью.
Брэд Дж. Стеннер 1
Принадлежности
- 1 Альянс исследований в области упражнений, питания и активности (ARENA), Университет Южной Австралии, Австралия; Allied Health and Human Performance, Университет Южной Австралии, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Альянс исследований в области упражнений, питания и физической активности (ARENA), Университет Южной Австралии, Австралия; Allied Health and Human Performance, Университет Южной Австралии, Австралия.
- 3 Школа медицинских наук Университета Данди, Великобритания.
- 4 Центр спортивных упражнений и исследований остеоартрита, Versus Arthritis, Оксфордский университет, Великобритания; Отделение ортопедии, ревматологии и опорно-двигательного аппарата Наффилда, Оксфордский университет, Великобритания.
- 5 Великобритания и Институт спорта, физических упражнений и здоровья Университетского колледжа Лондона, Великобритания.
- PMID: 36822999
- DOI: 10.1016/j.jsams.2023.02.005
Бесплатная статья
Брэд Дж. Стеннер и соавт. J Sci Med Sport. .
Бесплатная статья
. 2023 16 февраля; S1440-2440(23)00033-6.
doi: 10.1016/j.jsams.2023.02.005. Онлайн перед печатью.
Авторы
Брэд Дж. Стеннер 1 , Терри Бойл 2 , Дэрил Арчибальд 3 , Найджел Арден 4 , Роджер Хоукс 5 , Стефани Филбей 6
Принадлежности
- 1 Альянс исследований в области упражнений, питания и физической активности (ARENA), Университет Южной Австралии, Австралия; Allied Health and Human Performance, Университет Южной Австралии, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Альянс исследований в области упражнений, питания и физической активности (ARENA), Университет Южной Австралии, Австралия; Allied Health and Human Performance, Университет Южной Австралии, Австралия.
- 3 Школа медицинских наук Университета Данди, Великобритания.
- 4 Центр спортивных упражнений и исследований остеоартрита, Versus Arthritis, Оксфордский университет, Великобритания; Отделение ортопедии, ревматологии и опорно-двигательного аппарата Наффилда, Оксфордский университет, Великобритания.
- 5 Великобритания и Институт спорта, физических упражнений и здоровья Университетского колледжа Лондона, Великобритания.
- 6 Наффилд Кафедра ортопедии, ревматологии и скелетно-мышечных наук, Оксфордский университет, Великобритания; Центр оздоровительных упражнений и спортивной медицины, отделение физиотерапии, Мельбурнский университет, Австралия.
- PMID: 36822999
- DOI: 10. 1016/j.jsams.2023.02.005
Абстрактный
Цели: Чтобы (i) оценить психологическое расстройство и общее состояние здоровья австралийских игроков в гольф и сравнить с общей популяционной выборкой, и (ii) изучить взаимосвязь между игрой в гольф, психологическим расстройством и общим состоянием здоровья у людей с остеоартритом.
Дизайн: Поперечный разрез.
Методы: В перекрестном опросе были собраны результаты 459 австралийских игроков в гольф (шкала психологического стресса Кесслера-10, краткая форма 12 (состояние здоровья), международный опросник физической активности, статус остеоартрита). Результаты сравнивались между австралийскими игроками в гольф и выборкой населения в целом (Австралийское обследование здоровья, n = 16 370). Модифицированная регрессия Пуассона оценивала взаимосвязь между игрой в гольф и общим состоянием здоровья у всех участников и подгруппы с остеоартритом (n = 128 игроков в гольф, n = 2216 населения). Все анализы были скорректированы с учетом возраста, пола, образования и статуса курения.
Полученные результаты: Игра в гольф ассоциировалась с меньшим психологическим стрессом (скорректированная средняя разница (95% доверительный интервал) -2,5 (от -4,1 до -0,9)) и с большей вероятностью сообщения о хорошем или отличном общем состоянии здоровья (скорректированный относительный риск (95% доверительный интервал) 1,09). (от 1,05 до 1,13)) по сравнению с населением в целом. Среди людей с остеоартритом игра в гольф ассоциировалась с меньшим психологическим стрессом (скорректированная средняя разница -4,0 (95% доверительный интервал от -6,5 до -1,5)) и большая вероятность сообщения о хорошем или отличном общем состоянии здоровья (скорректированный относительный риск (95% доверительный интервал) 1,3 (от 1,2 до 1,4)).
Выводы: У игроков в гольф был более низкий уровень психологического стресса и лучшее общее состояние здоровья, чем у населения в целом, и эта связь была наиболее сильной у людей с остеоартритом.
Ключевые слова: Гольф; Психологический дистресс — HRQoL; Спорт.
Copyright © 2023 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Все права защищены.
Заявление о конфликте интересов
Декларация об интересах Нет.
Похожие статьи
Ассоциации между маркерами здоровья и игрой в гольф среди населения Австралии.
Стеннер Б., Мосевич А. Д., Бакли Д.Д., Бакли Э.С. Стеннер Б. и др. BMJ Open Sport Exerc Med. 12 апреля 2019 г.; 5(1):e000517. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000517. Электронная коллекция 2019. BMJ Open Sport Exerc Med. 2019. PMID: 31191971 Бесплатная статья ЧВК.
Кросс-культурная адаптация и подтверждение португальского исследования состояния опорно-двигательного аппарата, игровых характеристик и моделей разминки игроков в гольф.
Сильва Л., Кастро М.А., Марта С., Алмейда Дж., Ваз Дж.Р., Пезарат-Коррейя П., Кабри Дж. Сильва Л. и др. J Реабилитация опорно-двигательного аппарата спины. 2015;28(4):769-82. doi: 10.3233/BMR-140582. J Реабилитация опорно-двигательного аппарата спины. 2015. PMID: 25547238
После тотального эндопротезирования тазобедренного сустава у игроков в гольф наблюдается большее улучшение специфической функции бедра по сравнению с теми, кто не играет в гольф, но менее трех четвертей вернулись в гольф.
Робинсон П.Г., Хан С., Макдональд Д., Мюррей И.Р., Макферсон Г.Дж., Клемент Н.Д. Робинсон П.Г. и соавт. Кость Jt Open. 2022 фев; 3 (2): 145-151. doi: 10.1302/2633-1462.32.BJO-2022-0002.R1. Кость Jt Open. 2022. PMID: 35172585 Бесплатная статья ЧВК.
Психологические признаки опытных игроков в гольф.
Хеллстрём Дж. Хеллстрем Дж. Спорт Мед. 2009 г.;39(10):845-55. doi: 10.2165/11317760-000000000-00000. Спорт Мед. 2009. PMID: 19757862 Обзор.
Травмы в гольфе. Обзор.
Терио Г., Лашанс П. Терио Г. и соавт. Спорт Мед. 1998 г., июль; 26 (1): 43–57. doi: 10.2165/00007256-199826010-00004. Спорт Мед.