Патриархальные устои это: Значение слова «патриарха́льный»

Значение слова «патриарха́льный»

ая, ое; патриарха́лен, льна, льно.

1. Относящийся ко времени патриархата1 (1 зн.), сформировавшийся в эпоху патриархата, характеризующийся свойствами, присущими патриархату.

Патриархальным порядкам предшествовал матриархат. Многовековые патриархальные традиции, обычаи. Патриархальная семья. Патриархальные взгляды на положение мужчины и женщины в обществе. Исследовать характер современных патриархальных отношений.

2. Перен.Верный старым традициям, чуждый новой культуре; простой, безыскусственный.

Консервативный, патриархальный уклад жизни по обычаям дедов и прадедов. Уютная патриархальная жизнь в русской усадьбе XIX века. Патриархальная простота старины.

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

патриарха́льный

-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.

1. только полн. к Патриарха́т.

П. род. П-ые времена. П-ая семья. П-ая эпоха.

2. Такой, как в старину, верный старым традициям, чуждый новой культуре; консервативный.

П-ое воспитание. П-ые взгляды. П-ые обычаи. П. уклад. П-ая семья. П. город.

     // Чуждый условности, простой, безыскусственный.

В деревне царят п-ые отношения.

     

Жить п. Воспитывать п. П. смотреть на мир.

     

П. нравов. П. семьи, жизненных устоев. П. отношений.

Толковый словарь иноязычных слов

Л. П. Крысин

патриарха́льный

ая, ое, лен, льна

[нем. patriarchal

1. Относящийся к патриархату или характеризующийся свойствами, присущими патриархату.

П. род.

Патриархальные отношения в древнем племени.

2. Перен. Верный старине, отживший, устарелый.

Патриархальные нравы.

     

Школьный словарь иностранных слов

Л. А. Субботина

патриарха́льный

-ая, -ое

[нем. patriarchal

1. Верный старым традициям; устарелый, чуждый новому (патриархальные взгляды, патриархальное воспитание).

     

«Ты женщина, ты должна»: как патриархальные стереотипы ломают нам жизнь

Сегодня все больше женщин и мужчин приходят к понимаю, что равные права и возможности — необходимость, за которую нужно продолжать бороться. Однако наравне с этим в нашем мире все еще существуют прочно укоренившиеся патриархальные устои, которые провоцируют серьезные проблемы, связанные с гендерной дискриминацией.

Уход за больным родственником — женское дело

Миф о том, что уход за больными/пожилыми/недееспособными родственниками — удел женщины, является прямым следствием патриархального воспитания. Даже в современных семьях, для которых выдержки из «Домостроя» остались в прошлом, всю тяжелую работу по обслуживанию больных членов семьи на себя берут именно женщины. Почему? Отвечают представители «сильного пола».

«Я просто не могу этого делать. Я не умею, мне тяжело смотреть как моя мать не узнает никого вокруг и не может самостоятельно сходить в туалет. Поэтому этими делами занимается жена — она же женщина, ей проще», — пишет один из интернет-пользователей о ситуации с уходом за больной матерью.

«Женщины с детства приучены заботиться о других, и это — их женский долг»

«Я прихожу с работы поздно, и у меня просто нет на это сил. А жена весь день сидит дома с ребенком, и я считаю, что она обязана помогать мне в уходе за моей мамой. В конце концов, это ее свекровь», — заявляет другой мужчина, столкнувшийся с болезнью родительницы.

Однако главной причиной того, что мужчины не желают брать на себя ответственность по уходу даже за своими пожилыми родителями, кроется не в нехватке времени и даже не в том, что они не умеют этого делать. Главная причина такого поведения — несоответствие этой задачи гендерной роли, которую выбирают для себя многие современные мужчины. Согласно патриархальным законам, женщина — хранительница очага, хозяйка, заботливая мать/дочь/жена/невестка, которая по умолчанию должна брать на себя все хлопоты, связанные с содержанием и обслуживанием тех, кто не может позаботиться о себе сам, и пока этот стереотип будет жить в сознании мужчин, ситуация не изменится.

Материнство — базовая потребность женщины

Несмотря на активное развитие феминизма, а также многих сопутствующих движений, например, чайлдфри, многие адепты патриархального строя уверены, что материнство — неотъемлемая часть жизни женщины, которая делает ее «состоявшейся и полноценной».

Этот стереотип — причина сразу нескольких проблем. Во-первых, поскольку мужчины уверены, что женщины остро нуждаются в том, чтобы поскорее родить, обязанности по уходу за ребенком также ложатся на женские плечи. Довольно распространенной является ситуация, когда женщина уходит в декретный отпуск, а иногда и вовсе завершает карьеру ради воспитания детей, а мужчина при этом участвует в жизни ребенка лишь номинально — дает деньги или раз в месяц играет с ним либо берет на прогулку.

Во-вторых, многих женщин мужчины обвиняют в спекуляции детьми — в современном мире все еще не решена проблема с алиментами, которые некоторые представители «сильного пола» считают банальным вымогательством. И дело здесь не в том, что мужчины меньше любят своих детей, а в том, что большинство мужчин было воспитано подобным образом, с возрастом укрепляя веру в то, что воспитание и прочие хлопоты, связанные с детьми (в том числе и материальные в случае развода) — удел женщин.

«Женщины детей рожают для удовлетворения собственного инстинкта размножения. Это — ее базовая потребность, также как и дальнейшие связанные с этим вопросы», — пишет один из участников мужского форума о рождении и воспитании детей.

При этом некоторые мужчины продолжают активно обсуждать необходимость принятия законов, запрещающих аборты — по мнению последователей патриархального строя, женщины должны полностью брать на себя обязанность по воспитанию ребенка, поскольку это — исключительно «женское дело», но при этом они не могут распоряжаться собственным телом, так как это является прямым нарушением прав мужчин (читайте также: Личное тело женщины: мужчина и аборт).

Женщины, протестующие против закона о запрете абортов, Нью-Йорк, 1980 год

К слову, по данным, собранным за 2017 год, в России насчитывалось около пяти миллионов матерей-одиночек и при этом около 600 000 семей, где воспитанием ребенка занимались отцы-одиночки — разрыв достаточно существенный, чтобы убедиться в абсурдности стремления патриархалов к контролю над женской репродуктивной системой. Помимо всего прочего, женщины, воспитывающие своих детей одни, в современном российском обществе нередко клеймятся «бабами с прицепом», а последователи мужских движений регулярно публикуют агитационные статьи, в которых они называют все новые причины не связываться с матерями-одиночками.

В результате этого нагромождения стереотипов складывается весьма печальная ситуация. Согласно патриархальным законам, рождение и воспитание детей является прямой женской обязанностью, но при этом она не дает ей никаких прав (в некоторых случаях даже на собственного ребенка). Зато эта обязанность позволяет мужчинам использовать дополнительные рычаги давления, выбор которых зависит от обстоятельств — от принуждения к зачатию до спекуляции алиментами или судебных тяжб по установлению прав на ребенка.

Домашние дела — не мужская забота

Один из самых распространенных патриархальных мифов — теория о том, что домашним хозяйством обязана заниматься женщина. Некоторые мужчины продолжают существовать в средневековой реальности, считая себя «добытчиками» и «охотниками», которые занимаются главным — карьерой и заработком денег.

Однако современный мир уже не тот, что прежде, и сегодня женщины, также как и мужчины, ежедневно ходят на работу, строят карьеру и добиваются успеха на профессиональном поприще. Тем не менее, около 70% женщин выходят на так называемую «вторую смену», возвращаясь из офиса.

«Смешнее всего выглядят сетования и причитания по поводу «обстирывания» мужчины. Это в то время-то, когда автоматические стиральные машины даже сушить белье научились, а большая часть повседневной одежды даже не нуждается в глажке. Также мы имеем автомобили, на которых так просто доехать до супермаркета, в котором продают все мыслимое и немыслимое для приготовления еды и обустройства домашнего быта, сервисы по доставке еды, посудомоечные машины, роботы-пылесосы и еще много всего того, что делает домашнее хозяйство элементарным», — заявляет один из интернет-пользователей.

Правда, этот мужчина, по всей видимости, не знает, что грязная посуда не телепортируется в посудомоечную машину, а белье все еще требует предварительного замачивания, развешивания и глажки. Кроме того, далеко не каждая семья может позволить себе заказ готовой еды из ресторанов, покупку роботов-пылесосов и автомобиля, который так легко и просто (и, видимо, самостоятельно) доставит хозяйку в супермаркет за пять минут — среднестатистическая российская женщина не имеет всех этих благ технического прогресса и вынуждена тратить на домашние дела около двух-трех часов в день, при этом ежедневно посещая работу и/или занимаясь воспитанием детей.

Главным аргументом мужчин в этом вопросе является упование на то, что женщины так усердно трудятся дома на благо семьи из большой любви к своему супругу, а также оправдывают нелегкий домашний труд женщин тем, что это — та роль, которой их наделила сама природа. Правда, сталкиваясь с подобным мнением, невольно возникает вопрос, как вписывается в их систему мировоззрения тот факт, что сегодня женщины работают наравне, а иногда и гораздо больше мужчин, а также почему мужчины не желают проявить свою любовь и разделить с женой непосильную ношу?

«Правильной» женщине не нужна карьера

Большинство мужчин, исповедующих патриархат, уверены — женщины ходят на работу в двух случаях: либо они надеются встретить там своего будущего супруга, либо играют роль карьеристки, чтобы доказать свою компетентность и независимость мужскому сообществу.  

Этот стереотип, как и все остальные, описанные в нашем сегодняшнем материале, представляет собой серьезную опасность, поскольку он распространен не только среди каких-то посторонних мужчин, пишущих обидные комментарии в Сети — это мнение все еще популярно и среди работодателей.

Проблема заключается в том, что женщина, приходящая на собеседование в условную финансовую компанию, автоматически становится менее желанным кандидатом на должность, чем мужчина, даже если за ее плечами многолетний опыт и масса профессиональных навыков, которые могли бы пригодиться ей на новом посту.

Во-первых, сразу встает вопрос о декретном отпуске, и многие рекрутеры не стесняются откровенно спрашивать женщин об их планах на интимные аспекты жизни, а после отказывать перспективным кандидаткам из страха, что они вскоре «выскочат замуж и пойдут рожать детей». В некоторых западных странах сегодня набирает популярность тренд на декретный отпуск у мужчин, однако в России это веяние пока что не распространено, а потому проблема все еще остается нерешенной.

Во-вторых, многие мужчины до сих пор верят в банальные стереотипы о женской несерьезности, неуместной кокетливости, избыточной эмоциональности, что, по их мнению, может стать причиной конфликтов внутри коллектива, снижению эффективности и прочих малоприятных для компании последствий. Именно по этой причине в современном мире все еще существует проблема так называемого стеклянного потолка — в определенный момент карьера женщины может перестать развиваться, а позиции руководителей будут упорно доставаться менее успешным, но более стабильным, по мнению руководителей, кандидатам-мужчинам (читайте также: «Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере).

Эта серьезная проблема требует не менее серьезных мер и полного пересмотра взглядов на женский труд — по статистике издания Fortune за 2018 год, лишь 10% женщин во всем мире занимают руководящие позиции. И для решения ее необходим полный комплекс мер, включающий не только информационную и просветительскую деятельность, но и изменения на законодательном уровне, в том числе повышение прозрачности в части заработных плат и их государственное регулирование.

Главное для женщины — удачно выйти замуж

Стереотип о том, что главное в жизни каждой женщины — это замужество, сложился под влиянием развития патриархата, а позже активно распространялся и самими женщинами, воспитанными патриархальным обществом.

Несмотря на то, что сегодня большинство женщин стремится к независимости, этот миф продолжает жить. «Моя подруга — красивая, умная и образованная девушка из хорошей семьи. Окончила МГУ с красным дипломом, с детства занималась спортом, увлекалась музыкой. Но отношения с мужчинами у нее не складывались, и ее мама с каждым годом все сильнее наседала на нее с предостережениями о том, что после тридцати она уже не сможет выйти замуж, а потому ей нужно срочно найти подходящего кандидата. В итоге подруга, по настоянию матери, начала встречаться с каким-то непонятным парнем, и вскоре они поженились. Через год он навешал на нее кредитов, вынес из дома все ценные вещи (они жили в ее квартире), жестоко избил ее и испарился. Подруга пыталась покончить жизнь самоубийством, а ее мать после этого сказала, что та сама виновата в разрыве отношений», — рассказывает печальную историю своей приятельницы наша читательница.

Эта история — одна из миллиона подобных ситуаций, которые ежедневно происходят в нашем мире, где все еще правит патриархат. И это выгодно для патриархального общества — если учесть все вышеизложенное, женщина в традиционной семье выполняет функцию бесплатной домработницы, няни, сиделки, а также вносит свою финансовую «лепту» в развитие ячейки общества. При этом глава такой семьи, по большому счету, не обременен никакими дополнительными обязанностями — он может называть себя «хозяином в доме», диктовать женщине свои условия, попрекать ее лишними тратами на себя или детей только потому, что ему это позволяют законы патриархального общества.

Женщины, протестующие против домашнего насилия, Мадрид, 2018 год

Конечно же, подобная позиция — истинное зло в высшей инстанции, однако многие женщины, воспитанные по законам патриархата, все еще продолжают верить в миф об идеальной традиционной семье и властном муже, который решит все ее проблемы. И страшно в этой ситуации не только то, что женщина в принципе может считать замужество необходимостью, а не обоюдным желанием создать семью по любви, но и то, с какими последствиями она может столкнуться, встав на этот путь. Ранее мы уже писали об агрессивно настроенных представителях мужских движений, которые, прикрываясь патриархальными законами, не только пропагандируют насилие в отношении женщин, но и активно применяют его (читайте также: Легализация изнасилований и отмена алиментов: за что борются члены мужских движений). В том же материале мы упоминали о статистике домашнего насилия — согласно данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире сталкивалась с тем или иным видом насилия, а в России только за первую половину 2019 года число пострадавших женщин составило семнадцать тысяч (при этом представители организаций, борющихся с гендерной дискриминацией и домашним насилием отмечают, что эти цифры не отражают реальности, поскольку большинство жертв домашних агрессоров не заявляют о преступлении).

И эта статистика — лишь малая часть того, что на самом деле происходит в мире, где царят законы патриархата. А потому каждый из нас должен задуматься о том, почему в XXI веке все еще существуют гендерные стереотипы, калечащие жизни женщин, и как мы можем вместе с ними бороться.

Фото: Getty Images

Дарья Чернова

Обучение мальчиков анализу пола в патриархальных обществах

Примечание редактора:

В этой статье обсуждаются результаты 18-месячного исследования с группой мальчиков-подростков из рабочего класса в школе для мальчиков Прерна Образовательного фонда Study Hall. Подробную информацию о концептуальной основе и проекте учебного плана, разработанного в школе, см. в статье «Что насчет наших мальчиков? Обучаем мальчиков гендерной справедливости».

Одна группа мировых экспертов считает Индию самой опасной страной в мире для девочек и женщин. По данным правительства, преступность в отношении женщин выросла на 83 процента с 2007 по 2016 год, при этом каждый час сообщается о четырех изнасилованиях. Каждая третья девочка — невеста-ребенок — больше всего в мире. По оценкам правительства, «в стране 63 миллиона «пропавших без вести» женщин из-за абортов по признаку пола, а также 21 миллион нежелательных девочек».

Ситуация серьезная и требует срочного внимания.

Проблема заключается в патриархальных социальных и политических структурах, которые по своей сути жестоки по отношению к девочкам. Глубоко укоренившиеся патриархальные взгляды молчаливо оправдывают гендерное насилие и гегемонистские взгляды на гендер. Мальчиков ценят за их способность защищать и обеспечивать, а девочек ценят за сексуальный, репродуктивный и домашний труд. Широко распространено мнение, что мышление должно измениться, с чем я согласен.

Обучение девочек является важным путем к гендерному равенству, особенно обеспечивая равный доступ и гарантируя завершение. Это необходимо сделать наряду с твердой государственной политикой, строгим соблюдением законов, быстрым правосудием и целенаправленными социальными действиями. Однако мы также должны учить мальчиков добиваться гендерной справедливости.

Образование может стать мощной преобразующей силой при условии, что преобразовано само образование. Чтобы создать гендерно-справедливое общество, в котором наши дочери чувствовали бы себя в безопасности, равными и свободными, мальчиков и девочек

и необходимо научить анализировать гендерную конструкцию в патриархальных обществах. В то время как девочки должны научиться признавать себя равными и сопротивляться дискриминации, мальчики должны научиться разрушать патриархальное представление о мужественности и создавать эгалитарные убеждения.

В иерархических обществах, в которых я работаю, равенство трудно понять и осмыслить, особенно для учеников нашей школы мужского пола, которые воспитываются с чувством права, превосходства и привилегий. Независимо от класса, касты или религии, мальчики имеют более высокий статус, чем их сверстницы. Изменение этих концептуальных рамок влечет за собой сдвиг парадигмы. Школа является благодатной почвой для переосмысления мировоззрения мальчиков, позволяя им бросить вызов своим гендерным представлениям о мужественности и женственности и разрушить их.

Понимая это, Образовательный фонд Study Hall (SHEF) приступил к разработке учебной программы для обучения мальчиков гендерной справедливости. Ниже приведены результаты 18-месячного исследования с группой мальчиков-подростков из рабочего класса в школе для мальчиков SHEF в Прерне.

Связанные книги

За 15 лет успешных инноваций в школе для девочек Прерна мы научились критически смотреть на жизнь девочек, чтобы понять, «чему учить» и «как учить». Школы SHEF также придерживаются строгой этики заботы, признавая заботу как расширение прав и возможностей. Этим непоколебимым идеологиям неукоснительно следовали, вовлекая мальчиков в критические диалоги о гендере. Диалоги охватывали широкий спектр, от содействия более глубокому самосознанию и социально-эмоциональному самосознанию мальчиков до мужественности, насилия в отношении женщин, пола и брака.

В ходе критических диалогов мальчики научились определять и понимать, как гендерное неравенство превалирует в повседневной жизни, как оно проявляется в их сообществах, как оно заставляет их себя чувствовать, как оно влияет на их мечты и страхи, как оно влияет на их отношения с другими и его влияние на своих близких.

Два принципа

Они увидели, что неравное распределение ресурсов между полами несправедливо и неестественно. Мы помогли им столкнуться с различными формами насилия со стороны мужчин. Мы подтолкнули их к тому, чтобы выяснить, почему сохраняется гендерное неравенство и что они могут сделать, чтобы изменить его. В процессе возникли два общих принципа, которые послужили нашими этическими и концептуальными ориентирами.

  1. Мальчики должны сами получать отзывчивый уход

Во-первых, это этика чуткой заботы. Для того чтобы мальчики развили в себе склонность к заботе, заботе и восприняли способы заботы, отличные от того, чтобы быть финансовыми добытчиками и защитниками, они должны сначала испытать заботу на себе. На уроках эта забота проявляется в доверии, уважении, внимательности. Учителя должны обращать внимание на реалии жизни мальчиков, завоевывать их доверие и отвечать уважительно. Мальчики должны чувствовать, что учителя глубоко заботятся о них, их чувствах и их жизни. Противодействие насильственным патриархальным школьным культурам является важной предпосылкой. Только в такой среде мальчиков можно воспитывать в духе гендерной справедливости. Школы должны быть убежищем для мальчиков, где их ценят за другие качества, помимо обладания властью над другими, и где они учатся пользоваться властью без насилия. Мальчики должны научиться определять свою самооценку независимо от своей способности доминировать над другими или обеспечивать их финансово.

  1. Мальчики должны признать существующую социальную систему несправедливой

Только когда преобладает сильное чувство заботы, можно «развить феминистское сознание среди мальчиков», что составляет наш второй руководящий принцип. Воспитание феминистского сознания у мальчиков означает, что они должны критически проанализировать существующую социальную систему и признать ее несправедливой, признать ее социальной и исторической (а не естественной) конструкцией и, наконец, представить себе альтернативную систему, более справедливую и менее жестокую. Такое понимание формирует трамплин, с которого мальчики могут коллективно воображать другие возможные способы бытия.

Хотя нельзя следовать единому рецепту во всех контекстах, поскольку наши методы должны соответствовать потребностям и реалиям жизни детей, могут существовать теоретические рамки и идеологии, из которых мы все черпаем, чтобы найти свои конкретные наилучшие подходы. В SHEF мы узнали, что феминистское сознание мальчиков можно развивать в классе, в рамках ухода, который фокусируется на их жизни и уважает ее.

Получайте ежедневные обновления от Brookings

Введите адрес электронной почты

Свержение патриархата | Aeon Essays

Журналисты, участвующие в Конкурсе женских ремесел и профессий в Лондоне 27 апреля 1909 года, организованном в рамках Международной конференции по избирательному праву женщин. Все фотографии принадлежат Кристине Брум, которая считается первой женщиной-фотожурналисткой в ​​Великобритании. Предоставлено Лондонским музеем

i

CLASSIC

Мэри Уоллстонкрафт

С новым введением и комментариями Эйлин Хант Боттинг

Журналисты, участвующие в Конкурсе женских профессий в Лондоне 27 апреля 1909 года, организованном в рамках Международной конференции по избирательному праву женщин. Все фотографии принадлежат Кристине Брум, которая считается первой женщиной-фотожурналисткой в ​​Великобритании. Предоставлено Лондонским музеем

Введение

Образованная женщина, обладающая властью над собой, может свергнуть патриархат на благо всего человечества

Эйлин Хант Боттинг

Французской революции было недостаточно. Мэри Уолстонкрафт хотела чего-то большего. Она объявила войну патриархату. Она призывала ни к чему иному, как к «революции в женских манерах». Эта революция заключалась не в том, как сервировать обеденный стол или сидеть за ним. Он скорее стремился ниспровергнуть систему социализации, которая делала мужчин и женщин пленниками тирании друг друга, а не добродетельными компаньонами, которыми они должны были быть.

Уоллстонкрафт вела свою войну в печати. Она преследовала литературных и интеллектуальных гигантов — Джона Мильтона, Жан-Жака Руссо, Эдмунда Берка — за пропаганду абсурдных и пагубных идей о врожденной неполноценности и естественном подчинении женщин мужчинам. Своим острым умом она выпотрошила множество второсортных писателей, чьи взгляды на женское образование исходили из этого триумвирата. Она фыркнула: «Действительно, слово «мужской» — всего лишь пугало». Затем она с радостью предоставила им их предпосылку. Мужчины и женщины явно различались по своим телам. В целом женщины казались физически слабее, но из этого не следует, что между полами преобладают более глубокие различия в интеллекте или добродетели. С поразительно нейтральным в гендерном отношении языком она утверждала: «Как бы обстоятельства ни влияли на способности, каждое существо может стать добродетельным, используя свой собственный разум».

Уолстонкрафт назвал образование виновником неравенства между мужчинами и женщинами. Образование влияло на каждый аспект жизни, ибо оно начиналось в колыбели, задолго до того, как человек выучил язык или пошел в школу. Родители дарили девочкам-младенцам куклы и зеркала, а мальчикам позволяли свободно ковылять на улице. Уолстонкрафт видел, что эти грубые различия в социализации маленьких детей влекут за собой последствия, которые трудно переоценить. «Большое несчастье состоит в том, — трезво заметила она, — что оба они приобретают манеры прежде, чем нравы, и знание жизни, прежде чем они из размышлений получат какое-либо знакомство с великими идеальными чертами человеческой природы». разница в манерах, которую образование произвело между полами. Женщины стали видеть и представлять себя слабыми и кроткими, и тем более привлекательными для мужчин от этого.

Женские «права и манеры», настаивала она, должны рассматриваться вместе. Если бы женщины были воспитаны так, чтобы видеть и обращаться с собой как с простыми игрушками и игрушками для мужчин, то они не могли бы воспользоваться исторической возможностью для гражданской активности, которую дала им Французская революция. Чтобы согласовать женские «права и манеры», люди должны были переосмыслить «права и обязанности» как неразделимые. В узкие разговоры о правах того времени — «права человека», «права человека» — Уоллстонкрафт добавил богатый словарь «прав и обязанностей». Рациональная христианка-инакомыслящая, она вывела все права из фундаментальных, данных Богом обязанностей. Однако, как и Иммануил Кант, она никогда не утверждала, что все обязанности порождают соответствующие права. В ее системе этики долг пользовался моральным приматом.

Моральный акцент Уолстонкрафт на долге вдохновил ее революционную политику. Чтобы права женщин соблюдались, мужчины должны выполнять свои обязанности по уважению своих жен, дочерей, матерей и других женщин в своей жизни. Женщины должны были научиться самоуважению и использовать больше, чем те немногие скудные возможности, которые предоставляло им патриархальное общество. Как только женщины и мужчины вместе выполнят свои обязанности по уважению себя и других, они будут психологически и социально способны уважать и признавать права друг друга в соответствии с законом и культурой.

Теория Уолстонкрафта о равных правах и их политической реализации требует трансформации того, как мужчины и женщины воспринимают друг друга и относятся друг к другу. Мужчины больше не могли рассматривать женщин как слабых и зависимых существ или просто игрушки и игрушки для их сексуального удовольствия. Женщины больше не могли рассматривать мужчин как своих лордов и хозяев, правителей всего их образа жизни. Все началось с изменения самопонимания как мужчин, так и женщин. Психологическая перемена такой глубины потребовала бы реформы образования и на глубочайшем уровне. Только всестороннее образование и религия могли привести к такому изменению.

Уолстонкрафт была гувернанткой, учителем начальной школы и ученицей христианского проповедника-инакомыслящего и аболициониста Ричарда Прайса. Благодаря этому опыту — обычному и необычному — она узнала, как объединить образование и религию, чтобы осуществить культурную революцию, от которой Берк содрогнется. Это подтолкнет женщин встать и высказаться вместе с мужчинами как морально равных, заслуживающих тех же гражданских и политических прав и связанных теми же данными Богом обязанностями.

Шесть недель целеустремленного письма создали «Защита прав женщин». Опубликованная в начале 1792 года, она сразу же имела международный успех. Хотя название предполагает его мстительность по отношению к жестокому обращению мужчин с женщинами, его аргументы свободны от личного купороса или предвзятости по отношению к ее собратьям-женщинам. Ее основной тезис был взвешенным и беспристрастным: «Я не хочу, чтобы они [женщины] имели власть над мужчинами; но над собой».

Пока мы соревнуемся с нашими собственными патриархами в медиа-войнах в Интернете, пришло время прислушаться к ее революционному посланию. Посвящение и предисловие к книге Уоллстонкрафт представляют собой первые шаги к свержению патриархата на благо всего человечества.

Эйлин Хант Боттинг — профессор политологии в Университете Нотр-Дам в Индиане. Среди ее книг Уоллстонкрафт, Милль и права человека женщин (2016) и Мэри Шелли и права ребенка: политическая философия в «Франкенштейне» (2017).

25 июля 2018 г.

Классический текст

Мэри Уоллстонкрафт

Из «Произведения Мэри Уоллстонкрафт» (1989), том 5, под редакцией Мэрилин Батлер и Джанет Тодд
С новым комментарием Эйлин Хант Боттинг

М. Талейрану-Перигору, покойному епископу Отена

Сэр,

С большим удовольствием прочитал брошюру, которую вы недавно прочитали опубликовано, я посвящаю этот том вам; чтобы побудить вас пересмотреть этот вопрос и зрело взвесить то, что я выдвинул в отношении прав женщин и национального образования: и я призываю твердым тоном гуманности; ибо мои доводы, сэр, продиктованы бескорыстным духом — я защищаю свой пол, а не себя. Независимость я давно считал великим благом жизни, основой всякой добродетели, и независимость я всегда добьюсь, уменьшив свои потребности, даже если мне придется жить в бесплодной пустоши.

Таким образом, именно любовь ко всему человеческому роду заставляет мою руку быстро двигаться вперед, чтобы поддержать то, что я считаю причиной добродетели: и тот же мотив побуждает меня серьезно желать, чтобы женщина была поставлена ​​на то положение, в котором она способствовало бы, а не замедляло бы продвижение тех славных принципов, которые придают содержание морали. Мое мнение относительно прав и обязанностей женщины, по-видимому, настолько естественно вытекает из этих простых принципов, что я считаю едва ли возможным, чтобы некоторые из широких умов, сформировавших ваше замечательное телосложение, совпадали со мной.

Во Франции, несомненно, происходит более широкое распространение знаний, чем в какой-либо другой части европейского мира, и я приписываю это в значительной степени социальному общению, которое издавна существовало между полами. Правда, я свободно выражаю свои чувства, что во Франции самая сущность чувственности была извлечена, чтобы угостить сластолюбца, и возобладала своего рода сентиментальная похоть, которая вместе с системой двуличия, придающей всему смыслу их политическое и гражданское правление придали французскому характеру зловещую проницательность, правильно называемую изяществом; из которого естественным образом вытекает полировка нравов, которая наносит ущерб существу, выискивая искренность из общества. — И скромность — прекраснейшее одеяние добродетели! подвергался более грубому оскорблению во Франции, чем даже в Англии, до тех пор, пока их женщины не стали обращаться с0015 чопорность то внимание к приличиям, которое животные инстинктивно соблюдают.

Лидер суфражисток Кристабель Панкхерст в 1909 году.

Нравы и мораль настолько близки, что их часто смешивали; но, хотя первое должно быть только естественным отражением второго, все же, когда различные причины произвели искусственные и развращенные нравы, которые очень рано улавливаются, мораль становится пустым названием. Личная сдержанность и священное уважение к чистоте и деликатности в домашней жизни, которые француженки почти презирают, являются изящными столпами скромности; но, отнюдь не презирая их, если чистое пламя патриотизма достигло их сердец, они должны трудиться над улучшением нравственности своих сограждан, уча мужчин не только уважать скромность в женщинах, но и приобретать ее сами, как единственный способ заслужить их уважение.

Борясь за права женщины, мой главный аргумент строится на этом простом принципе: если она не будет подготовлена ​​образованием, чтобы стать спутницей мужчины, она остановит прогресс знания и добродетели; ибо истина должна быть общей для всех, иначе она будет неэффективна в отношении своего влияния на общую практику. И как можно ожидать от женщины сотрудничества, если она не знает, почему она должна быть добродетельной? разве свобода не укрепит ее разум до тех пор, пока она не поймет свой долг и не увидит, каким образом он связан с ее действительным благом? Если дети должны быть образованы, чтобы понять истинный принцип патриотизма, их мать должна быть патриоткой; и любовь к человечеству, из которой проистекает упорядоченная череда добродетелей, может быть произведена только с учетом моральных и гражданских интересов человечества; но образование и положение женщины в настоящее время исключают ее из таких исследований.

В этой работе я привел много аргументов, которые для меня были убедительными, чтобы доказать, что преобладающее представление о сексуальном характере было ниспровергающим мораль, и я утверждал, что для того, чтобы сделать человеческое тело и разум более совершенными, необходимо целомудрие. более повсеместно преобладают, и что целомудрие никогда не будет уважаться в мужском мире до тех пор, пока личность женщины не станет, так сказать, боготворимой, когда мало добродетели или здравого смысла украшают ее великими следами умственной красоты или интересной простотой ума. привязанность.

Подумайте, сэр, беспристрастно об этих наблюдениях, ибо проблеск этой истины, казалось, открылся перед вами, когда вы заметили, что «увидеть, что одна половина человечества исключена другой из любого участия в управлении государством, было политическим явлением». что, согласно абстрактным принципам, объяснить было невозможно». Если да, то на чем держится ваша конституция? Если абстрактные права мужчины выдержат обсуждение и объяснение, то права женщины, по сходным рассуждениям, не уклонятся от той же проверки: хотя в этой стране преобладает иное мнение, основанное на тех самых аргументах, которые вы используете для оправдания угнетение женщины – рецепт.

Подумайте, я обращаюсь к вам как к законодателю: когда мужчины борются за свою свободу и за то, чтобы им было позволено самим судить о своем собственном счастье, не будет ли непоследовательным и несправедливым подчинять женщин, даже если вы твердо верите, что вы поступают так, как лучше всего рассчитано на то, чтобы способствовать их счастью? Кто сделал мужчину исключительным судьей, если женщина разделяет с ним дар разума?

Суфражистки готовятся принять участие в шествии Национального союза женских избирательных обществ, 13 июня 1908, на котором изображены баннеры «Знаменитые женщины», разработанные основательницей Лиги избирательного права художников Мэри Лаундс.

В этом стиле рассуждают тираны всех конфессий, от слабого короля до слабого отца семейства; все они стремятся сокрушить разум; однако всегда утверждают, что они узурпируют его трон только для того, чтобы быть полезными. Разве вы не действуете аналогично, когда вы вынуждаете всех женщин, отказывая им в гражданских и политических правах, оставаться замурованными в своих семьях, блуждая впотьмах? ведь, сэр, вы ведь не станете утверждать, что может быть обязательным долг, не основанный на разуме? Если это и в самом деле является их предназначением, аргументы могут быть выведены из разума: и, таким образом, они должным образом поддержаны тем, что чем больше понимания приобретают женщины, тем больше они будут привязаны к своему долгу — постижению его, — ибо до тех пор, пока они не поймут его, если их мораль не будет закреплена на тот же непреложный принцип, что и у человека, никакая власть не может заставить их исполнять его добродетельным образом. Они могут быть удобными рабами, но рабство будет иметь постоянный эффект, унижая хозяина и жалких зависимых.

Но, если женщины должны быть исключены, не имея голоса, из участия в естественных правах человечества, докажите сначала, чтобы отвратить обвинение в несправедливости и непоследовательности, что они хотят разума — иначе этот недостаток в вашем НОВОМ КОНСТИТУЦИЯ всегда будет показывать, что человек должен в той или иной форме вести себя как тиран, а тирания, в какой бы части общества она ни выставляла свой наглый фасад, всегда будет подрывать нравственность.

Я неоднократно утверждал и приводил, как мне казалось, неопровержимые аргументы, основанные на фактах, в подтверждение моего утверждения, что женщин нельзя насильно ограничивать домашними заботами; ибо они, какими бы невежественными они ни были, будут вмешиваться в более важные дела, пренебрегая личными обязанностями только для того, чтобы хитрыми уловками нарушить упорядоченные планы разума, которые превышают их понимание.

Кроме того, в то время как они созданы только для приобретения личных достижений, мужчины будут искать удовольствия в разнообразии, а неверные мужья станут неверными женами; такие невежественные существа, действительно, будут очень простительны, когда, не наученные уважать общественное благо и не признававшие никаких гражданских прав, они попытаются отомстить себе за справедливость.

Таким образом, в обществе открылся ящик зла, что может сохранить частную добродетель, единственную гарантию общественной свободы и всеобщего счастья?

Пусть не будет принуждения, установленного в обществе, и преобладает общий закон тяготения, полы встанут на свои надлежащие места. И теперь, когда ваши граждане формируют более справедливые законы, брак может стать более священным: ваши юноши могут выбирать жен по мотивам привязанности, а ваши девушки позволяют любви искоренить тщеславие.

Тогда отец семейства не ослабит свою конституцию и не унизит своих чувств, посещая блудницу, и не забудет, повинуясь зову аппетита, цель, для которой он был имплантирован. И мать не оставит своих детей практиковать искусство кокетства, когда благоразумие и скромность обеспечивают ей дружбу с мужем.

Но до тех пор, пока мужчины не станут внимательны к отцовскому долгу, напрасно ожидать, что женщины будут проводить в детской то время, которое они, «мудрые в своем поколении», предпочитают проводить у своего стакана; ибо это проявление хитрости есть лишь природный инстинкт, позволяющий им косвенно получить немного той власти, в которой им незаслуженно отказано: ибо, если женщинам не разрешить пользоваться законными правами, они сделают и мужчин, и самих себя порочный, чтобы получить незаконные привилегии.

Я желаю, сэр, провести во Франции несколько исследований такого рода; и если они приведут к подтверждению моих принципов, когда ваша конституция будет пересмотрена, права женщины могут быть соблюдены, если будет полностью доказано, что разум требует этого уважения и громко требует СПРАВЕДЛИВОСТИ для одной половины человечества.

Я, СЭР,

С уважением,

MW

Магазин Общественно-политического союза женщин Патни и Фулхэм, Лондон.

Введение

После прочтения исторической страницы и созерцания живого мира с тревожной заботливостью, самые меланхолические эмоции горестного негодования угнетали мой дух, и я вздыхал, когда должен был признаться, что либо природа произвела большое различие между человеком и человека, или что цивилизация, существовавшая до сих пор в мире, была очень пристрастной. Я просмотрел различные книги, написанные на тему воспитания, и терпеливо наблюдал за поведением родителей и управлением школой; но каков был результат? – глубокое убеждение в том, что пренебрежение образованием моих ближних является главным источником несчастий, о которых я сожалею; и что женщины, в частности, становятся слабыми и несчастными по целому ряду сопутствующих причин, проистекающих из одного поспешного вывода. Поведение и манеры женщин, в самом деле, с очевидностью доказывают, что их ум не в здоровом состоянии; ибо, подобно цветам, посаженным в слишком плодородную почву, сила и полезность приносятся в жертву красоте; и развевающиеся листья, угодив привередливому глазу, увядают, не обращая внимания на стебель, задолго до сезона, когда они должны были бы созреть. Одну из причин этого бесплодного цветения я приписываю ложной системе воспитания, полученной от книги, написанные на эту тему мужчинами, которые, считая женщин скорее женщинами, чем человеческими существами, больше заботились о том, чтобы сделать их соблазнительными любовницами, чем любящими женами и разумными матерями; и представление о сексе было настолько искажено этим благовидным почтением, что цивилизованные женщины нынешнего века, за немногими исключениями, стремятся вызвать любовь только тогда, когда они должны лелеять более благородные амбиции, и благодаря своим способностям и достоинства точное уважение.

Таким образом, в трактате о женских правах и нравах нельзя упускать из виду произведения, которые были специально написаны для их улучшения; особенно когда прямо утверждается, что умы женщин ослаблены ложной утонченностью; что учебники, написанные гениальными людьми, имеют ту же тенденцию, что и более легкомысленные произведения; и что, в истинном стиле магометанства, с ними обращаются как с второстепенными существами, а не как с частью человеческого рода, когда улучшаемому разуму позволено быть достойным отличием, возвышающим людей над грубым творением и ставящим природный скипетр в слабой руке.

Тем не менее, поскольку я женщина, я не заставляю своих читателей предполагать, что я имею в виду яростно агитировать оспариваемый вопрос о равенстве или неполноценности полов; но так как предмет лежит у меня на пути, и я не могу пройти мимо него, не подвергнув основную тенденцию моего рассуждения неправильному истолкованию, я остановлюсь на мгновение, чтобы в нескольких словах изложить свое мнение. – В управлении физическим миром заметно, что женщина по силе вообще уступает мужчине. Это закон природы; и, похоже, оно не приостановлено или отменено в пользу женщины. Поэтому нельзя отрицать степень физического превосходства — и это благородная прерогатива! Но, не довольствуясь этим естественным превосходством, люди стараются опустить нас еще ниже, просто на мгновение сделать нас соблазнительными объектами; и женщины, опьяненные тем обожанием, которое им платят мужчины под влиянием своих чувств, не стремятся заполучить прочную долю в своих сердцах или стать подругами собратьев, которые находят забаву в их обществе.

Я знаю очевидный вывод: – со всех сторон я слышал возгласы против мужеподобных женщин; но где их найти? Если под этим названием люди намереваются выступить против своего рвения к охоте, стрельбе и играм, я самым сердечным образом присоединюсь к крику; но если оно против подражания мужским добродетелям или, точнее говоря, против приобретения тех талантов и добродетелей, применение которых облагораживает человеческий характер и которые возвышают женщин по шкале животного существа, когда их всесторонне называют человечество; — все те, кто смотрит на них с философской точки зрения, должны, я думаю, желать вместе со мной, чтобы они с каждым днем ​​становились все более и более мужественными.

Это обсуждение естественным образом разделяет тему. Сначала я рассмотрю женщин в величественном свете человеческих существ, которые, как и мужчины, помещены на эту Землю, чтобы раскрыть свои способности; и впоследствии я более подробно укажу на их своеобразное обозначение.

Я также хочу избежать ошибки, в которую впали многие уважаемые писатели; ибо наставление, которое до сих пор было адресовано женщинам, скорее применимо к дамам, , если не считать небольшого косвенного совета, разбросанного по Сандфорду и Мертону; но, обращаясь к моему полу более решительным тоном, я уделяю особое внимание представителям среднего класса, потому что они кажутся наиболее естественными. Возможно, семена ложной утонченности, безнравственности и тщеславия когда-либо были пролиты великими. Слабые, искусственные существа, возвышающиеся над общими потребностями и привязанностями своей расы, преждевременным неестественным образом подрывают самые основы добродетели и распространяют развращение на всю массу общества! Как класс человечества они имеют самые сильные права на жалость; образование богатых обычно делает их тщеславными и беспомощными, а развивающийся ум не укрепляется выполнением тех обязанностей, которые возвышают человеческий характер. — Они живут только для того, чтобы развлекаться, и по тому же закону, который в природе неизменно производит определенные действия, вскоре доставляют лишь бесплодные развлечения.

Но так как я намерен отдельно рассмотреть различные слои общества и нравственный характер женщин в каждом из них, этого намека на данный момент достаточно; и я только намекнул на предмет, потому что мне кажется, что сама суть введения состоит в том, чтобы дать беглый отчет о содержании работы, которую оно представляет.

Мой собственный пол, я надеюсь, извинит меня, если я буду относиться к ним как к разумным существам, вместо того, чтобы льстить их обворожительной грации и смотреть на них так, как будто они находятся в состоянии вечного детства, неспособного стоять в одиночестве. Я искренне хочу указать, в чем состоит истинное достоинство и человеческое счастье, я хочу убедить женщин стремиться к обретению силы, как душевной, так и телесной, и убедить их в том, что кроткие речи, восприимчивость сердца, деликатность чувств и утонченность вкуса, почти синонимичны эпитетам слабости, и что те существа, которые являются лишь объектами жалости и той любви, которую называют ее сестрой, скоро станут объектами презрения.

Отбрасывая тогда те миловидные женские фразы, которые мужчины снисходительно используют, чтобы смягчить нашу рабскую зависимость, и презирая эту слабую элегантность ума, утонченную чувствительность и милую покорность манер, которые должны быть сексуальными характеристиками более слабого сосуда, я хочу показать, что изящество ниже добродетели, что первая цель похвального честолюбия — получить репутацию человека, независимо от различия пола; и что второстепенные взгляды должны быть приведены к этому простому пробному камню.

Это грубый набросок моего плана. и если я выражу свое убеждение с помощью энергичных эмоций, которые я испытываю всякий раз, когда думаю об этом предмете, некоторые из моих читателей почувствуют диктат опыта и размышлений. Воодушевленный этой важной целью, я буду пренебрегать отбраковкой своих фраз или полировкой своего стиля; – я стремлюсь быть полезным, и искренность не оставит меня равнодушным; ибо, желая скорее убедить силой моих аргументов, чем ослепить изяществом своего языка, я не буду тратить время на округление периодов, на создание напыщенной напыщенности искусственных чувств, которые, исходя из головы, никогда не достигнут сердце. – Я буду заниматься делами, а не словами! — и, желая сделать мой пол более респектабельным членом общества, я постараюсь избегать той цветистой речи, которая соскользнула из эссе в романы, а из романов — в фамильярные письма и разговоры.

Историческое зрелище коронационного шествия женщин, 17 июня 1911 года, организованное Женским общественно-политическим союзом, который надеялся заручиться поддержкой нового короля в прохождении законопроекта о примирении 1911 года через парламент.

Эти прекрасные превосходные степени, бойко слетающие с языка, портят вкус и создают какую-то болезненную деликатность, отвращающую от простой неприкрашенной правды; и поток ложных чувств и чрезмерно напряженных чувств, заглушая естественные эмоции сердца, делает пресными домашние удовольствия, которые должны подсластить исполнение тех суровых обязанностей, которые воспитывают разумное и бессмертное существо для более благородной области деятельности.

Образованию женщин в последнее время уделяется больше внимания, чем раньше; тем не менее они по-прежнему считаются легкомысленным полом и высмеиваются или жалеют писателей, которые пытаются с помощью сатиры или наставлений улучшить их. Общеизвестно, что они тратят много первых лет своей жизни на то, чтобы приобрести некоторые достижения; между тем силы тела и духа приносятся в жертву распутным представлениям о красоте, желанию утвердиться, — единственному способу, которым женщины могут возвыситься в мире, — замужеству. И это желание делает их просто животными, когда они женятся, они ведут себя так, как можно ожидать от таких детей: — они одеваются; они рисуют и дают прозвища божьим тварям. – Неужели эти слабые существа годятся только для сераля! Можно ли ожидать, что они будут рассудительно управлять семьей или заботиться о бедных младенцах, которых они рождают на свет?

Если это можно справедливо вывести из нынешнего поведения полов, из преобладающей склонности к удовольствиям, которая заменяет честолюбие и те более благородные страсти, которые раскрывают и расширяют душу; что образование, которое женщины до сих пор получали, имело тенденцию только к тому, чтобы с конституцией гражданского общества сделать их незначительными объектами желания — простыми пропагандистами глупцов! — если можно доказать, что, стремясь к их выполнению, они, не развивая своего понимания, вырываются из сферы своих обязанностей и делаются смешными и бесполезными, когда мимолетный расцвет красоты заканчивается, я полагаю, что рациональных мужчин простят меня за попытки убедить их стать более мужественными и респектабельными.

В самом деле, слово «мужской» — всего лишь пугало: нет причин опасаться, что женщины приобретут слишком много мужества или силы духа; ибо их кажущаяся неполноценность в отношении физической силы должна сделать их в некоторой степени зависимыми от мужчин в различных жизненных отношениях; но почему она должна усиливаться предрассудками, которые отдают пол добродетели и смешивают простые истины с чувственными мечтами?

На самом деле женщины настолько унижены ошибочными представлениями о женском превосходстве, что я не хочу добавить парадокса, когда утверждаю, что эта искусственная слабость порождает склонность к тирании и рождает хитрость, естественного противника силы, что заставляет их разыгрывать те презренные детские манеры, которые подрывают уважение, хотя и возбуждают желание.