Педагогическая наблюдательность это: Педагогическая наблюдательность это

Педагогическая наблюдательность — определение термина

это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Научные статьи на тему «Педагогическая наблюдательность»

Педагогическое мастерство….
функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным
Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства Определение 2 Педагогическая
Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства….
мимикой, жестами, реакциями, эмоциями, владеть техникой речи, управлять дыханием, быть внимательным и наблюдательным

Статья от экспертов

В статье особое внимание уделено месту, роли и особенностям педагогической наблюдательности в военно-педагогической деятельности офицера.

Дано определение педагогической наблюдательности офицера, под которой понимается профессионально-важное качество, позволяющее по малозаметным, но существенным внешним признакам военнослужащего видеть особенности его внутреннего мира, его переживания и настроения, разбираться в индивидуально-психологические особенностях, выявлять причинно-следственные связи, и правильно интерпретировать поступки и поведение подчиненного личного состава, прогнозировать дальнейшее развитие педагогических ситуаций. Автор делает вывод: от того, насколько эффективно строится военно-педагогический процесс с офицерами в отношении развития у них педагогической наблюдательности, во многом зависит итоговая результативность их военно-педагогической деятельности с личным составом.

Creative Commons

Научный журнал

Условия нравственного воспитания: развивать наблюдательность; развивать способность самостоятельного. ..
Данная идея отразилась в педагогических работах Л.Н….
Яснополянская школа Яснополянская школа является примером оригинальной педагогической попытки: во время…
относят самостоятельную работу и написание сочинений; сознательное усвоение знаний; приучение учеников к наблюдательности
У Толстого отмечен исключительный талант педагогической наблюдательности.

Статья от экспертов

Gritskov D.M. Psychological-pedagogical conditions of socio-cultural observation development in the theory and practice of teaching foreign languages. This article is devoted to consideration of psychological-pedagogical conditions of socio-cultural observation development. Observation in the methodology of tea-ching foreign languages is defined, the structure of observation process of socio-cultural information is determined.

Creative Commons

Научный журнал

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Педагогические способности, их содержание и структура

Педагогические способности, их содержание и структура
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология

Практикум по педагогической психологии

Цель: сформировать у педагогов понятие о педагогических способностях, их содержании и структуре. Осмыслить сущность педагогического такта. Познакомиться с упражнениями на развитие различных педагогических умений и способностей. Определить с помощью тестовых методик склонности и способности педагогов к педагогической деятельности.

Оборудование:«банк» педагогических ситуаций, тестовые методики по исследованию склонностей  к педагогической деятельности (опросник Павлютенкова), методика КОС.
Основные понятия: педагогические, дидактические, академические, коммуникативные, перцептивные, организаторские, экспрессивные,  способности; эмпатия; педагогический такт.

План
I  Теоретическая часть
1  Понятие о педагогических способностях, их структуре.
2. Содержание и характеристика ведущих педагогических способностей.
3. Психологические основы педагогического такта.

II. Практическая часть.
1. Решение задач
2. Упражнения на развитие различных педагогических умений и способностей.
3. Определение склонностей и способностей к педагогической деятельности

Теоретический материал.
Педагогические способности – это определенные психологические особенности личности, которые являются условием успешного достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально – волевую сторону личности. Все эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических способностей (за основу взята схема, предложенная Ф.Н.Гоноболиным).

1.Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным.
2.Академические способности – способности к соответствующей деятельности в области науки (в математике, физике, биологии, литературе и т.п.) Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом, проявляет интерес к исследовательской работе.
3.Перцептивные способности – способности проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося. Составной частью способностей можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им.
4.Экспрессивные способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, умеренными жестами и движениями.
5.Организаторские способности
– это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
6.Суггестивные способности – это способности непосредственного эмоционально – волевого влияния на учащихся, которые зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а так же от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников.
7.Конструктивные способности – это способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Основой этого умения являются такие психические качества, как живость воображения и логичность мышления, а также общие навыки планирования.

8.Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за своим собственным поведением.
9.Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных учеников.

Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из их причин – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей учеников.
Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. Исследование психологии педагогической оценки, проведенное Б.Г. Ананьевым, показало, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьников могут привести к тому, что школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Автор доказывает, что отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер, например: « Было бы верно, если было бы вот это указано…».
Наличие педагогического такта позволяет учителю устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Практическая часть

Упражнения для развития коммуникативных, способностей.
1. Преднамеренно вступите в контакты с человеком в своем коллективе, с которым обычно не общаетесь близко. Придумайте повод поговорить. При этом в одном случае заведите разговор и управляйте общением сами, а в другом — разговорите товарища и незаметно для него лидерство в беседе передайте ему. Повторите это упражнение и в других ситуациях.
2. Преодолейте робость в разговоре с малознакомыми людьми. Упражняйтесь так: если вас слишком беспокоит, как вы выглядите со стороны, что о вас думают, дайте себе обещание, что, разговаривая с людьми, будете думать только о деле, о предмете разговора и избегать мыслей о себе. Проконтролируйте результат такой психологической подготовки к общению
3. Если вы не очень общительны, поупражняйтесь в разыгрывании роли общительного человека: смело обращайтесь с вопросами о том, как пройти на такую-то улицу, который час и т д. к людям, которые кажутся вам особенно необщительными.
4. У вас хорошее настроение. Но сумейте убедить окружающих в обратном, да так, чтобы друзья обратили на это внимание и спросили: «Что с вами, чем вы удручены?»
5. В целях развития у себя способности к перевоплощению проделайте следующее: в течение недели постарайтесь вспомнить как можно больше переживаний, которые были у вас в том возрасте, в котором находятся ваши ученики. В беседах с ребятами узнайте, знакомы ли и им эти переживания. А теперь ответьте на вопрос: не забыли ли вы свое детство, хорошо ли понимаете детей? Помните, способность к сочувствию — важное условие контактов и эффективности всех ваших воспитательных влиянии.

Упражнения для развития внимания и наблюдательности.
Чтобы сформировать у себя педагогическую наблюдательность, необходимо научиться управлять своим вниманием: (направлять, концентрировать и распределять его), хорошо знать внешние проявления личности (жесты, мимику, темп движения, тон речи и т. д.) и по ним понимать другого человека. Основной путь достижения этого — постоянные упражнения и накопление опыта.
1. Понаблюдайте в течение некоторого времени за 1 -2 учениками в классе. Ведите записи наблюдений. Сделайте обоснованные выводы об уровне воспитанности и развитии у них тех или иных качеств личности. Например, об их дисциплинированности, ответственности, коллективизме и т. д. Свои выводы сверьте с мнениями других учителей.
2. Спросите у классного руководителя, кого он считает самым воспитанным, а кого — самым недисциплинированным учеником в классе. После этого проведите наблюдения и соберите факты о поведении этих учащихся в разных ситуациях. Дайте обоснованные комментарии оценкам классного руководителя.
3.  Проверьте свою наблюдательность. Посетите занятия в незнакомом для вас классе. Постарайтесь угадать, кто в группе признан эрудитом, кто отличается завышенными притязаниями или излишней застенчивостью, кто занимается с увлечением,  а кто «спустя рукава»,  есть ли в группе люди,  играющие |: особые неофициальные роли (например, роль весельчака-юмориста). Свои соображения сверьте с мнениями классного руководителя.
4.»Прочитай другого». Дается задание: в письменном виде описать настроение того или иного члена группы. После выполнения задания студентам предлагается прочитать свои описания, а тем, кого описали, определить их соответствие своему реальному настроению.
5. «Проверь себя». Студентам дается задание решить математический пример. Одновременно с их работой ведущий читает рассказ. После выполнения задания педагоги должны сообщить ответ и пересказать смысл рассказа.
6. «Тренировка наблюдательности». Выбирают студента, которому поручается а) внимательно осмотреть «класс», отвернуться и ответить, кто из товарищей был внимателен или невнимателен, в чем эго выражалось; б) так же внимательно осмотреть «класс», отвернуться и рассказать, в какой последовательности сидят товарищи; в) внимательно осмотреть класс, запомнить, как сидят педагоги и выйти из кабинета В это время учителя делают пересадку. Педагог должен войти в кабинет, внимательно посмотреть на коллег и рассказать, какие произошли изменения.

7. «Тренировка умения концентрировать внимание» Представьте, что педагогическая аудитория — это школьный класс. Попробуйте охватить его взглядом, установив тем самым большой круг внимания. Удалось ли это вам? Если нет — попробуйте сузить круг внимания до среднего и, наконец, до малого, добиваясь четкого и ясного осознания объектов, попавших в круг вашего внимания
Проделайте то же самое упражнение, начиная с установления малого круга внимания (конспект, книга на столе) и постепенно переходя к среднему (педагоги, сидящие за первым столом, доска) и большому кругу внимания (вся аудитория).

Effective Instructional Observation — блог American Board

Несмотря на то, что директора должны делать в сложной и быстро меняющейся среде сегодняшних PK — 12 школ, наблюдение за преподавателем/учебным процессом может часто теряться как еще один пункт в списке того, что нужно сделать . Это особенно верно во многих современных моделях формального наблюдения учителей, где множественные расширенные наблюдения за каждым сотрудником часто являются требованиями, встроенными в модули. Несмотря на то, что эта реальность существует, чтобы быть эффективными, директора должны сопротивляться тенденции относить наблюдение учителя к списку «необходимых дел», отвечающих только минимальным требованиям для их выполнения.

Как преподаватель в здании, директор всегда должен сосредоточиться на продвижении школы вперед, что требует постоянного поддержания и улучшения высокого уровня учебной практики во всем здании. Кроме того, учебная практика в здании должна соответствовать стандарту/основе. Это позволяет учителям и администраторам формировать культуру, основанную на ожиданиях образцовой практики, при этом используя общий язык обучения и легко определяя практики, которые подходят и не подходят для этой структуры.

Учебное наблюдение является важным ключом в процессе поддержания и улучшения высокого уровня учебной практики в здании школы. Причина в том, что тщательное и целенаправленное наблюдение связывает директоров с классом, обеспечивая понимание преобладающих практик в здании и вовлеченности учащихся. Учебное наблюдение также дает возможность директору установить постоянный диалог с учителями об их практике на основе того, что наблюдается. Именно этот диалог и постоянное совершенствование практики обеспечивают потенциал для улучшения успеваемости учащихся. Отсутствие этого диалога также означает упущенную возможность; это отсутствие также находится в центре внимания статьи Питера Девитта, опубликованной в журнале Education Week от 11 мая 2015 года.0007 Три причины, по которым ваши наблюдения могут быть пустой тратой времени.

В своей статье Девитт утверждает, что три основные угрозы для наблюдения учителя: отсутствие нового обучения, слишком много разговоров и поверхностный уровень. В ответ на угрозы Девитта я утверждаю, что каждая из них на самом деле является возможностью для постоянного диалога, улучшения практики и роста учителя. Что касается отсутствия нового обучения, это происходит только в ситуациях, когда директора не дают учителям отзывов об их практике с низким уровнем вывода и когда директора не прислушиваются к выраженным учителем потребностям в росте и не помогают обеспечить их удовлетворение. Что касается заявления Девитта о слишком много или [недостаточно взвешенной речи], именно здесь директора должны быть уверены, что дают учителям сбалансированную обратную связь, признавая их образцовую практику, определяя области для роста и оказывая поддержку, необходимую для его достижения. Наконец, что касается поверхностного уровня, директора должны быть уверены, что они наблюдают за учителями через равные промежутки времени в разное время учебного дня с течением времени, чтобы они могли дать точную оценку своей практики, которая дает глубокие размышления о проделанной работе. сделанный.

Чтобы закрыть, хотя это может попасть в рутину мирской жизни, директора не должны забывать, что учебное наблюдение является одной из самых важных функций работы. Наблюдение — это спасательный круг, который подключает руководителей к практике, происходящей в их зданиях; это формирует основу для постоянного разговора с персоналом об эффективной учебной практике. Из-за его важной роли в обеспечении надежной учебной программы учебному наблюдению необходимо уделить должное внимание и использовать его как инструмент для постоянного совершенствования, что приводит к повышению успеваемости учащихся.

Наблюдение в классе

Наблюдение в классе — это формальное или неформальное наблюдение за преподаванием, которое происходит в классе или в другой учебной среде. Обычно проводимые коллегами-инструкторами или консультантами по обучению, наблюдения в классе часто используются для предоставления инструкторам конструктивной критической обратной связи, направленной на улучшение их методов управления классом и методов обучения. Наблюдения в классе, неотъемлемая часть улучшения преподавания и обучения в классе, обычно состоят из консультации перед наблюдением, наблюдения в классе, обсуждения после наблюдения и, наконец, рефлексивной практики.

1. Консультация перед наблюдением

Предварительное наблюдение состоит из первоначальной консультации с инструктором, обсуждения его/ее ожиданий и контекста наблюдения, а также изучения учебного плана и других соответствующих материалов, поддерживающих обучение студентов. Вспомогательные материалы курса являются основой для преподавания и обучения в классе. Эти соответствующие материалы должны быть предоставлены до предварительной консультации. Консультация перед наблюдением предназначена для того, чтобы задать коллегиальный тон и установить взаимопонимание, взаимное доверие и уважение между наблюдателем и инструктором. Наблюдатель может обсудить с инструктором конкретные области, требующие внимания во время наблюдения, такие как эффективное чтение лекций и активное обучение.

2. Наблюдение в классе

Классы представляют собой сложную учебную среду, в которой преподаватели, учащиеся, контент и действия пересекаются, чтобы способствовать обучению. Наблюдение за инструктором в классе требует от наблюдателя высокого уровня осведомленности. Наблюдатель специально наблюдает за взаимодействием, уделяя особое внимание областям, обсуждаемым с инструктором во время консультации перед наблюдением. Наблюдение дает возможность получить конкретную и конкретную информацию о том, что происходит в классе, которую преподаватель может не увидеть во время обучения [см. образец бланка наблюдения в классе]. Дополнительно инструктор мог информировать студентов о предстоящем наблюдении и его цели.

3) Обсуждение после наблюдения

Обсуждение после наблюдения предназначено для того, чтобы помочь преподавателю в дальнейшем изучить, развить и усовершенствовать свои методы управления классом и обучения. Это обсуждение поможет подтвердить, что сработало хорошо, сообщить, что нужно изменить и как внести изменения в учебную программу. Техника обсуждения после наблюдения заключается в том, что наблюдатель начинает разговор с вопроса преподавателю, как, по его мнению, прошел урок. С этого момента важно всегда связывать наблюдаемые свидетельства и реальные события с тем, как учащиеся учатся.

4) Рефлексивная практика

Размышление над опытом наблюдения в классе может дать ценную информацию для инструктора и его/ее развитие как учителя. Что еще более важно, это возможность для преподавателя извлечь уроки из опыта наблюдения в классе и улучшить обучение студентов в последующих семестрах.