План работы психолога с ментальными инвалидами – — | — Pandia.ru
План работы педагога-психолога с детьми-инвалидами. на учебный год.
Положение о психологической службе
Министерство образования Саратовской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум» Положение о психологической
ПодробнееПедагог-психолог Шаведро Е. С.
Педагог-психолог Шаведро Е. С. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи: — систематически
Задачи: Направления работы:
Цель: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности школьников (развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной,
Подробнее2. Организационное обеспечение:
1. Общие положения: 1.1 Настоящее положение составлено в соответствии с Положением о службе практической психологии и социальной работы в системе Министерства образования РФ с учётом изменений указанных
ПодробнееОтчет о работе психологической службы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 122» Отчет о работе психологической службы МБДОУ «ЦРР — детский сад 122» за 2014-2015учебный год Подготовили
ПодробнееРаздел План работы педагога-психолога
Раздел 4.2.3. План работы педагога-психолога Цель работы психолога: комфортность пребывания, успешная адаптация и социализация личности в условиях пребывания в школе-интернате: Задачи: — способствовать
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Психологическая служба в школе является необходимым компонентом системы общего образования, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса и представлена
ПодробнееНаправления деятельности:
Способствование осмысленному выбору обучающимися будущих профессий с учетом их способностей и интересов. Осуществлять психолого педагогическое просвещение обучающихся, педагогов и родителей. Продолжить
Как работает школьный психолог?
Как работает школьный психолог? Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБОУ СОШ 771 (г.москва) Детковской О.В. персональный сайт http://detok.org Психологическая профилактика Психологическая реабилитация
ПодробнееПлан работы педагога-психолога
Приложение 6 План работы педагога-психолога Цель работы психолога: комфортность пребывания, успешная адаптация и социализация личности в условиях пребывания в школе интернате: Задачи: — способствовать
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем
Подробнееdocplayer.ru
Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов «Активное долголетие»
Педагог-психолог Шаведро Е. С.
Педагог-психолог Шаведро Е. С. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи: — систематически
ПодробнееСенсорная комната. Песочная терапия
Сенсорная комната Сенсорная комната это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком или взрослым.
ПодробнееДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ):
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): Тренинг для молодых родителей «Осознанное родительство» Программа тренинга поможет родителям (законным представителям): расширить возможности понимания своего ребёнка;
ПодробнееПсихолого-педагогическая поддержка СДС
Психолого-педагогическая поддержка СДС Цель психолого-педагогического сопровождения Основные функции психолога в семейном детском саду связаны с созданием условий, которые способствуют эмоциональному благополучию
ПодробнееРаботник социальной службы, 2015, 9
ОБЗОР ЖУРНАЛОВ ПО ВОПРОСАМ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Работник социальной службы, 2015, 9 Сергеева, О. С. Применение пальчиковой гимнастики для педагогической реабилитации граждан, страдающих психическими
ПодробнееЗадачи: Направления работы:
Цель: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности школьников (развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной,
Подробнееот «24» октября 2017 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области» П Р И К А З от «24» октября 2017 года _160 О создании рабочей
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем
ПодробнееКЛИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 20 (МБ ДОУ 20) КЛИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА Педагог психолог первой квалификационной категории стаж работы в
ПодробнееТЕМА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ
ТЕМА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Цель программы: оказание действенной помощи слепым и слабовидящим учащимся старших классов в психологической готовности к итоговой аттестации и определении своих профессиональных
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании
Подробнее1. Общие положения. 2. Цели и задачи.
Положение о специальной коррекционной группе для детей с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 466 городского округа
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Развивающие занятия социально-педагогического объединения «Маленький мыслитель» направлены на одну из актуальных проблем начального образования адаптацию ребенка к школе. Часто учебная
Подробнеео «Школе для родственников по уходу
Приложение 1 к приказу от 20.11.2017г. 429-о.д. ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам» Положение о «Школе для родственников по уходу за пожилыми людьми и инвалидами»
Подробнееdocplayer.ru
«Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра»
Согласно статистическим данным, количество людей, которым присвоена инвалидность, в России составляет 2 млн. 800 тыс. человек. Это 9,2% всего населения страны. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. В настоящее время особое внимание уделяется социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, открываются новые реабилитационные центры, внедряются инновационные способы работы с данной категорией лиц. Однако, на данный момент нет подробного описания специфики психологической работы в центрах реабилитации.
Программа социально-психологических тренингов, разработанная для людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, представляет опыт психологической службы в «Центе по обучению и реабилитации инвалидов» г. Саратова, который возможно применять и в других аналогичных учреждениях. В данной программе представлена специфика работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью, описаны сложные моменты реабилитационного периода, представлены психотехнологии работы психолога.
Задачами программы являются: психологическая поддержка, расширение круга социальных контактов, гармонизация психоэмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, овладение техниками саморегуляции и самоподдержки, развитие адаптационных навыков, формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения, социализация и пр.
Данная программа включает следующие методы работы: ароматерапия, музыкотерапия, кинотерапия, психодрама, сказкотерапия, фототерапия, юморотерапия, просветительская деятельность, выездные мероприятия (конная прогулка, прогулка в лесу, тренинге на поляне) и многое другое.
Основной целью психолога является повышение реабилитационного потенциала клиента в рамках грамотно сформированных специфических условиях, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой уникальный путь реабилитации, социализации, личностного роста с опорой на свои сохраненные, здоровые качества личности.
Реабилитационный период рассчитан на четыре недели. Тренинговые занятия проводятся два раза в неделю по следующим основным направлениям:
1 неделя – знакомство, самопрезентация. Все клиенты на первом этапе поступления в центр реабилитации проходят психодиагностику, где выявляются запрос клиента, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы, уровень развития познавательных процессов, определяется основной вид психологической работы, осуществляется дифференциация клиентов на тренинговые группы, прописываются индивидуальные маршруты реабилитации.
2 неделя – овладение техниками саморегуляции, самоподдержки, повышение уровня стрессоустойчивость.
3 неделя – овладение навыками эффективной коммуникации.
4 неделя – подведение итогов (самопознание, самоанализ).
Сложности ведения психологических тренингов в условиях реабилитационного центра заключаются, во-первых, во временном ограничении. Курс реабилитации рассчитан на один месяц и последующее посещение Центра возможно только через шесть месяцев.
В условиях Центра тренинг представляется в несколько модифицированном виде относительно программ, сконструированных для людей без серьезных телесных (физических) ограничений.
Все занятия рассчитаны на час – полтора часа, что связано с ограничениями по здоровью клиентов. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и подбору наглядного материала к каждому занятию (презентации к занятиям, кинофильмы или мультипликационные фильмы и др.). В данных условиях с большой осторожностью следует включать в тренинги техники, затрагивающие глубинные процессы личности, т.к. существует риск, что данный процесс может быть не завершен в течение одного занятия. Однако, это не означает, что от них можно полностью отказаться в групповой работе, т.к. целый ряд поставленных самими участниками задач возможно решить лишь при работе в группе на грани морального риска. Ограничения связаны только с квалификацией и опытом психолога…
Вторая сложность заключается в дифференциации подхода к клиентам, которые впервые получили инвалидность и к клиентам, которые являются инвалидами детства.
Третья сложность – специфика заболевания (уровень развития познавательных процессов, степени нарушений двигательных и речевых функций организма, эмоционально-волевой сферы и др.), что влияет на подбор психологических техник и выбор направления психологической реабилитации в целом.
Четвертая сложность – различный уровень мотивации, запросов и целей клиентов, степени их готовности к работе над своей личностью.
Основные критерии, которые учитываются при формировании тренинговых групп: запрос клиента, мотивация и заинтересованность, уровень развития познавательных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, глубина нарушения речи, слуха, зрения.
Выводы
Психологическое сопровождение в условиях реабилитационного центра имеет свою специфику и сложности. Программа тренинговых занятий должна быть наглядной, эффективной, носить целевой характер, но не длительной по времени. Основная цель психологического сопровождения – повышение реабилитационного потенциала клиента.
psy.su
№ | Виды деятельности | Условия работы | Сроки | Ожидаемый результат | ||||
1 |
Диагностическая работа | |||||||
1.1 | Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности детей.
| Индивидуальные и групповые, наблюдения, консультации с родителями.
| В течение года | Получение диагностического материала | ||||
1.2 | Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей, познавательных процессов | Индивидуальные | В течение года | Получение диагностического материала | ||||
1.3 | Диагностика интеллектуальной, социальной и мотивационной готовности к школьному обучению. | Индивидуальные | В течение года | Получение диагностического материала | ||||
1.4 | Диагностика эмоционально волевой сферы) | Индивидуальные и групповые, наблюдения | В течение года | Получение диагностического материала | ||||
2 |
Коррекционно-развивающая работа | |||||||
2.1 | Занятия с детьми по результатам диагностики | Групповая и индивидуальная | В течение года |
| ||||
2.2 | Занятия на повышение уровня самооценки и уверенности в себе, коммуникативных способностей.
| Групповая и индивидуальная | В течение года | Развитие коммуникативных способностей | ||||
2.3 |
Развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы. Релаксационные методы | Групповая форма работы | В течение года | Коррекция отклонений в поведении | ||||
2.4 |
Игровая терапия. | Групповая форма работы | В течение года | Улучшение межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями. | ||||
2.5 |
Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
| Индивидуальные и групповые занятия | В течение года | Развитие ВПФ | ||||
2.6 | Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения | Индивидуальные и групповые занятия | В течение года | Развитие ВПФ | ||||
3 | Консультации | |||||||
3.1 |
Консультации с целью предупреждения вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. | Индивидуальная форма работы | В течение года | Просвещение родителей воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка. | ||||
4 |
Организационно — методическая работа
| |||||||
4.1 | Ежедневное ведение аналитической и отчетной документации, психологических и диагностических карт индивидуального развития | Методическая работа | В течение года | Анализ и планирование деятельности | ||||
4.2 | Информационные стенды для родителей, консультирование родителей через газету и сайт в Контакте. | Изучение психологической литературы | В течение года | Психологическое просвещение | ||||
4.3 | Взаимосвязь с МО психологов ГБУ Разработка и выпуск памятки «Если в семье конфликт» РЦ г. Нефтекамска
| Методическая работа | В течение года | Обмен педагогическим опытом, разработка и, внедрение новых педагогических и психологических технологий и методик. | ||||
4.4
| Подготовка коррекционно-развивающих программ для работы
| Изучение психологической литературы | В течение года | Разработка игровых практикумов и подбор игрового материала | ||||
4.5 | Разработка и подготовка к работе методик для диагностики | Изучение психологической литературы | В течение года | Распечатка, подготовка бланков, стимульного материала | ||||
nsportal.ru
Особенности психологической помощи инвалидам.
Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.
Нарушения психики могут быть первичными — непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.
Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.
Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая предпосылка изменения личности.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.
Современные отечественные исследования социально-психологических особенностей инвалидов во многом опираются на теории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изучения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти теории имеют непосредственное отношение к личности больного человека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически больных людей.
Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.
Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.
Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.
Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.
Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.
Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.
Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.
В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.
Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.
Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.
Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.
Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.
Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.
Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.
Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.
Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:
1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;
2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;
3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;
4) обучение навыкам психологической саморегуляции;
5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;
6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Авторская программа по работе с инвалидами молодого возраста «Шанс на успех»
Введение
“От безработицы – к самоообеспечению”
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в нашей стране. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные Российским законодательством, люди с ограниченными возможностями продолжают сталкиваться с проблемами, наиболее важными из которых являются:
Вследствие неудовлетворения перечисленных потребностей, инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.
По статистическим данным в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре проживает более 44тысяч югорчан с ограниченными возможностями (3% населения округа), из них более 4,5 тысячи детей. Ежегодно в Югре впервые признаются инвалидами около 5 тысяч человек, из которых свыше 2 тысяч — трудоспособного возраста.
В городе Урай по состоянию на 01.09.2011 года, по данным Центральной городской больницы и медико-социальной экспертизы проживает 1534 человека с ограниченными возможностями. Из них: в возрасте от 0 до 18 лет – 134 человека, от 18 до 35 лет – 163 человек.
Несмотря на существующую систему социальной защиты, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет являются наиболее уязвимой категорией, так как в этом возрасте многие из них сталкиваются с решением социально-психологических проблем, организацией досуга и общения, с проблемой профессионального выбора.
Ограниченные физические возможности молодых инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, не позволяют инвалиду полноценно включаться в жизнь общества. Зачастую инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведут себя обособленно.
В нашей стране существует ряд государственных структур, неправительственных организаций, общественных объединений. Все они призваны осуществлять меры, направленные на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, профессиональной деятельности.
В их числе – Управление социальной защиты населения по городу Ураю Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и подведомственное ему учреждение социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения “Импульс” на базе, которого открыто реабилитационное отделение инвалидов молодого возраста.
Изучив опыт работы с молодыми инвалидами, подобных отделений в автономном округе – Югре мы убедились, что данной категории населения предоставляются в основном услуги по социально-медицинской реабилитации и лишь малая доля уделяется социально-профессиональной реабилитации и трудоустройству.
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышение своего социального статуса. В личностном плане высшее образование дает свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов.
Экономическая целесообразность получения профессии – это возможность социальной полноценности, материальной независимости.
В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии, повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости.
Получение образования превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан.
С целью изучения уровня образования и занятости молодых людей с ограниченными возможностями специалистами реабилитационного отделения, в ноябре 2010 года методом анкетирования и телефонного опроса проведен социологический опрос, в котором приняли участие 67 трудоспособных инвалидов. Так же в августе 2011 года было проведено повторное анкетирование, в котором приняли участие 85 человек.
Результаты исследования показали следующее:
Ноябрь 2010 год |
Август 2011 год |
23% –имеют профессию и трудоустроены; 26% –имеют среднее образование, но не имеют специализацию; 30% -состоят в Центре занятости, получают пособие по безработице; 30%- инвалидов готовы к процессу трудоустройства и работе; 34% – потеряли надежду трудоустроиться; 7% — не желают работать; 8% – хотели бы открыть свое дело, но не знают, как это сделать; 7% – желают обучиться шитью, декоративно-прикладному творчеству и работе на вышивальной машине и в дальнейшем принимать заказы на пошив, дизайн и изготовление сувениров. |
27% –имеют профессию и трудоустроены; 56% –имеют среднее образование, но не имеют специализацию; 25% — состоят в Центре занятости, получают пособие по безработице; 32% — инвалидов готовы к процессу трудоустройства и работе; 43% – потеряли надежду трудоустроиться; 17% — не желают работать; 4% – хотели бы открыть свое дело, но не знают, как это сделать; 25% – желают обучиться шитью, декоративно-прикладному творчеству и работе на вышивальной машине и в дальнейшем принимать заказы на пошив, дизайн и изготовление сувениров. |
Анализируя ответы респондентов на предложенные вопросы удалось выяснить, что большая часть инвалидов молодого возраста желает быть трудоустроенными, иметь профессию и даже открыть свое дело. Однако отсутствие определенных знаний и навыков, неуверенность в себе не позволяет осуществить желаемое. В этих случаях на помощь нуждающимся, должны прийти специалисты социальных служб, работающие с данной категорией населения.
Наш проект “Шанс на успех” реализуется в отделении с ноября 2010 года и позволяет оказать молодым инвалидам помощь не только в выборе профессии, навыкам самостоятельного поиска работы, но и научиться швейному делу, изготовлению различных сувениров, а значит стать уверенными, успешными и независимыми людьми.
В рамках мероприятий проекта “Безограничений” работает клуб “Ищущих работу”, трудовые мастерские, социальная и сувенирная лавки.
Продолжение статьи
Приложения
urok.1sept.ru
План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами
план работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами
Просмотр содержимого документа
«План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»
Утверждаю:
директор МБОУ « СОШ № 10»
АИМРСК
________________В.В. Греховодов
___ сентября 2017г
План
социально-психологического сопровождения детей, с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год
Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;
-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
№ | Содержание работы по направлениям сопровождения | Сроки | Ответственный | |||
Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения) | ||||||
1 | Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе | Сентябрь | Классный руководитель, социальный педагог | |||
3 | Консультирование детей и родителей по проблемам | При необходимости в течение года | Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог | |||
Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.) | ||||||
1 | Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся | в течение года | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог | |||
2 | Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ) | В течении года | Педагог — психолог | |||
2 | Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка: а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида; -«10 советов родителям детей с ОВЗ»; -«Психологическая помощь и поддержка детей и родителей»; б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | При необходимости в течение года | Классный руководитель, педагог-психолог | |||
1 | Диагностическое обследование учащегося. -эмоционального состояния, самооценки детей-инвалидов, детей с ОВЗ диагностика познавательной сферы; диагностика эмоционально-личностной сферы; | В течении года | Педагог-психолог | |||
2 | Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе | При необходимости | Педагог-психолог | |||
3 | Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2017-2018 учебный год | Май | Заместители директора по УВР, учителя-предметники педагог-психолог, социальный педагог |
Педагог – психолог М.В. Рожкова
multiurok.ru