План работы психолога с ментальными инвалидами – — | — Pandia.ru

Содержание

План работы педагога-психолога с детьми-инвалидами. на учебный год.

Положение о психологической службе

Министерство образования Саратовской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум» Положение о психологической

Подробнее

Педагог-психолог Шаведро Е. С.

Педагог-психолог Шаведро Е. С. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи: — систематически

Подробнее

Задачи: Направления работы:

Цель: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности школьников (развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной,

Подробнее

2. Организационное обеспечение:

1. Общие положения: 1.1 Настоящее положение составлено в соответствии с Положением о службе практической психологии и социальной работы в системе Министерства образования РФ с учётом изменений указанных

Подробнее

Отчет о работе психологической службы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 122» Отчет о работе психологической службы МБДОУ «ЦРР — детский сад 122» за 2014-2015учебный год Подготовили

Подробнее

Раздел План работы педагога-психолога

Раздел 4.2.3. План работы педагога-психолога Цель работы психолога: комфортность пребывания, успешная адаптация и социализация личности в условиях пребывания в школе-интернате: Задачи: — способствовать

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Психологическая служба в школе является необходимым компонентом системы общего образования, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса и представлена

Подробнее

Направления деятельности:

Способствование осмысленному выбору обучающимися будущих профессий с учетом их способностей и интересов. Осуществлять психолого педагогическое просвещение обучающихся, педагогов и родителей. Продолжить

Подробнее

Как работает школьный психолог?

Как работает школьный психолог? Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБОУ СОШ 771 (г.москва) Детковской О.В. персональный сайт http://detok.org Психологическая профилактика Психологическая реабилитация

Подробнее

План работы педагога-психолога

Приложение 6 План работы педагога-психолога Цель работы психолога: комфортность пребывания, успешная адаптация и социализация личности в условиях пребывания в школе интернате: Задачи: — способствовать

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

Подробнее

docplayer.ru

Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов «Активное долголетие»

Педагог-психолог Шаведро Е. С.

Педагог-психолог Шаведро Е. С. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи: — систематически

Подробнее

Сенсорная комната. Песочная терапия

Сенсорная комната Сенсорная комната это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком или взрослым.

Подробнее

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ):

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): Тренинг для молодых родителей «Осознанное родительство» Программа тренинга поможет родителям (законным представителям): расширить возможности понимания своего ребёнка;

Подробнее

Психолого-педагогическая поддержка СДС

Психолого-педагогическая поддержка СДС Цель психолого-педагогического сопровождения Основные функции психолога в семейном детском саду связаны с созданием условий, которые способствуют эмоциональному благополучию

Подробнее

Работник социальной службы, 2015, 9

ОБЗОР ЖУРНАЛОВ ПО ВОПРОСАМ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Работник социальной службы, 2015, 9 Сергеева, О. С. Применение пальчиковой гимнастики для педагогической реабилитации граждан, страдающих психическими

Подробнее

Задачи: Направления работы:

Цель: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности школьников (развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной,

Подробнее

от «24» октября 2017 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области» П Р И К А З от «24» октября 2017 года _160 О создании рабочей

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

Подробнее

КЛИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 20 (МБ ДОУ 20) КЛИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА Педагог психолог первой квалификационной категории стаж работы в

Подробнее

ТЕМА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ

ТЕМА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Цель программы: оказание действенной помощи слепым и слабовидящим учащимся старших классов в психологической готовности к итоговой аттестации и определении своих профессиональных

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании

Подробнее

1. Общие положения. 2. Цели и задачи.

Положение о специальной коррекционной группе для детей с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 466 городского округа

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Развивающие занятия социально-педагогического объединения «Маленький мыслитель» направлены на одну из актуальных проблем начального образования адаптацию ребенка к школе. Часто учебная

Подробнее

о «Школе для родственников по уходу

Приложение 1 к приказу от 20.11.2017г. 429-о.д. ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам» Положение о «Школе для родственников по уходу за пожилыми людьми и инвалидами»

Подробнее

docplayer.ru

«Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра»

Согласно статистическим данным, количество людей, которым присвоена инвалидность, в России составляет 2 млн. 800 тыс. человек. Это 9,2% всего населения страны. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. В настоящее время особое внимание уделяется социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, открываются новые реабилитационные центры, внедряются инновационные способы работы с данной категорией лиц. Однако, на данный момент нет подробного описания специфики психологической работы в центрах реабилитации.

Программа социально-психологических тренингов, разработанная для людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, представляет опыт психологической службы в «Центе по обучению и реабилитации инвалидов» г. Саратова, который возможно применять и в других аналогичных учреждениях. В данной программе представлена специфика работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью, описаны сложные моменты реабилитационного периода, представлены психотехнологии работы психолога.

Задачами программы являются: психологическая поддержка, расширение круга социальных контактов, гармонизация психоэмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, овладение техниками саморегуляции и самоподдержки, развитие адаптационных навыков, формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения, социализация и пр.

Данная программа включает следующие методы работы: ароматерапия, музыкотерапия, кинотерапия, психодрама, сказкотерапия, фототерапия, юморотерапия, просветительская деятельность, выездные мероприятия (конная прогулка, прогулка в лесу, тренинге на поляне) и многое другое.

Основной целью психолога является повышение реабилитационного потенциала клиента в рамках грамотно сформированных специфических условиях, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой уникальный путь реабилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Реабилитационный период рассчитан на четыре недели. Тренинговые занятия проводятся два раза в неделю по следующим основным направлениям:

1 неделя – знакомство, самопрезентация. Все клиенты на первом этапе поступления в центр реабилитации проходят психодиагностику, где выявляются запрос клиента, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы, уровень развития познавательных процессов, определяется основной вид психологической работы, осуществляется дифференциация клиентов на тренинговые группы, прописываются индивидуальные маршруты реабилитации.

2 неделя – овладение техниками саморегуляции, самоподдержки, повышение уровня стрессоустойчивость.

3 неделя – овладение навыками эффективной коммуникации.

4 неделя – подведение итогов (самопознание, самоанализ).

Сложности ведения психологических тренингов в условиях реабилитационного центра заключаются, во-первых, во временном ограничении. Курс реабилитации рассчитан на один месяц и последующее посещение Центра возможно только через шесть месяцев.

В условиях Центра тренинг представляется в несколько модифицированном виде относительно программ, сконструированных для людей без серьезных телесных (физических) ограничений.

Все занятия рассчитаны на час – полтора часа, что связано с ограничениями по здоровью клиентов. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и подбору наглядного материала к каждому занятию (презентации к занятиям, кинофильмы или мультипликационные фильмы и др.). В данных условиях с большой осторожностью следует включать в тренинги техники, затрагивающие глубинные процессы личности, т.к. существует риск, что данный процесс может быть не завершен в течение одного занятия. Однако, это не означает, что от них можно полностью отказаться в групповой работе, т.к. целый ряд поставленных самими участниками задач возможно решить лишь при работе в группе на грани морального риска. Ограничения связаны только с квалификацией и опытом психолога…

Вторая сложность заключается в дифференциации подхода к клиентам, которые впервые получили инвалидность и к клиентам, которые являются инвалидами детства.

Третья сложность – специфика заболевания (уровень развития познавательных процессов, степени нарушений двигательных и речевых функций организма, эмоционально-волевой сферы и др.), что влияет на подбор психологических техник и выбор направления психологической реабилитации в целом.

Четвертая сложность – различный уровень мотивации, запросов и целей клиентов, степени их готовности к работе над своей личностью.

Основные критерии, которые учитываются при формировании тренинговых групп: запрос клиента, мотивация и заинтересованность, уровень развития познавательных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, глубина нарушения речи, слуха, зрения.

Выводы

Психологическое сопровождение в условиях реабилитационного центра имеет свою специфику и сложности. Программа тренинговых занятий должна быть наглядной, эффективной, носить целевой характер, но не длительной по времени. Основная цель психологического сопровождения – повышение реабилитационного потенциала клиента.

psy.su

Перспективный (годовой) план педагога — психолога отделения реабилитации детей с ОВЗ

Виды деятельности

Условия работы

Сроки

Ожидаемый результат

1

 

Диагностическая работа

1.1

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности детей.

 

Индивидуальные и групповые, наблюдения, консультации с родителями.

 

 

В течение года

Получение диагностического материала

1.2

Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей, познавательных процессов

Индивидуальные

В течение года

Получение диагностического материала

1.3

Диагностика интеллектуальной, социальной и мотивационной готовности к школьному обучению.

Индивидуальные

В течение года

Получение диагностического материала

1.4

Диагностика эмоционально волевой сферы)

Индивидуальные и групповые, наблюдения

В течение года

Получение диагностического материала

2

 

Коррекционно-развивающая работа

2.1

Занятия с детьми по результатам диагностики

Групповая и индивидуальная

В течение года

 

2.2

Занятия на повышение уровня самооценки и уверенности в себе, коммуникативных способностей.

 

Групповая и индивидуальная

В течение года

Развитие коммуникативных способностей

2.3

 

Развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы.  Релаксационные методы

Групповая форма работы

В течение года

Коррекция отклонений в поведении

2.4

 

Игровая терапия.

Групповая форма работы

В течение года

Улучшение

межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями.

2.5

 

Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

 

 

 

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Развитие ВПФ

2.6

Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Развитие ВПФ

3

Консультации

3.1

 

Консультации с целью предупреждения вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

Индивидуальная форма работы

В течение года

Просвещение родителей воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

4

 

Организационно — методическая работа

 

4.1

Ежедневное ведение аналитической и отчетной документации, психологических и диагностических карт индивидуального развития

Методическая работа

В течение года

Анализ и планирование деятельности

4.2

Информационные стенды для родителей, консультирование родителей через газету и сайт в Контакте.

Изучение психологической литературы

В течение года

Психологическое просвещение

4.3

Взаимосвязь с МО психологов ГБУ Разработка и выпуск памятки «Если в семье конфликт» РЦ г. Нефтекамска

 

Методическая работа

В течение года

Обмен педагогическим опытом, разработка и, внедрение новых педагогических и психологических технологий и методик.

4.4

 

Подготовка коррекционно-развивающих программ для работы         

 

Изучение психологической литературы

В течение года

Разработка игровых практикумов и подбор игрового материала

4.5

Разработка и подготовка к работе методик для диагностики

Изучение психологической литературы

В течение года

Распечатка, подготовка бланков, стимульного материала

         

nsportal.ru

Особенности психологической помощи инвалидам.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными — непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, ставят человека в психологически особые жиз­ненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.



Постепенно происходит качественная и количественная пере­стройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизнен­ной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное со­стояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая пред­посылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

 

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества ста­новится источником формирования так называемого социально­го аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жиз­недеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее пере­живание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспо­собности, общем мировосприятии и тем самым углубляют соци­альную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психо­логических особенностей инвалидов во многом опираются на те­ории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изу­чения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти тео­рии имеют непосредственное отношение к личности больного че­ловека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.

Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.

Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.

Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.

Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.

Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.

Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.

Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Авторская программа по работе с инвалидами молодого возраста «Шанс на успех»

Введение

“От безработицы – к самоообеспечению”

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в нашей стране. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные Российским законодательством, люди с ограниченными возможностями продолжают сталкиваться с проблемами, наиболее важными из которых являются:

Вследствие неудовлетворения перечисленных потребностей, инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

По статистическим данным в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре проживает более 44тысяч югорчан с ограниченными возможностями (3% населения округа), из них более 4,5 тысячи детей. Ежегодно в Югре впервые признаются инвалидами около 5 тысяч человек, из которых свыше 2 тысяч — трудоспособного возраста.

В городе Урай по состоянию на 01.09.2011 года, по данным Центральной городской больницы и медико-социальной экспертизы проживает 1534 человека с ограниченными возможностями. Из них: в возрасте от 0 до 18 лет – 134 человека, от 18 до 35 лет – 163 человек.

Несмотря на существующую систему социальной защиты, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет являются наиболее уязвимой категорией, так как в этом возрасте многие из них сталкиваются с решением социально-психологических проблем, организацией досуга и общения, с проблемой профессионального выбора.

Ограниченные физические возможности молодых инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, не позволяют инвалиду полноценно включаться в жизнь общества. Зачастую инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведут себя обособленно.

В нашей стране существует ряд государственных структур, неправительственных организаций, общественных объединений. Все они призваны осуществлять меры, направленные на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, профессиональной деятельности.

В их числе – Управление социальной защиты населения по городу Ураю Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и подведомственное ему учреждение социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения “Импульс” на базе, которого открыто реабилитационное отделение инвалидов молодого возраста.

Изучив опыт работы с молодыми инвалидами, подобных отделений в автономном округе – Югре мы убедились, что данной категории населения предоставляются в основном услуги по социально-медицинской реабилитации и лишь малая доля уделяется социально-профессиональной реабилитации и трудоустройству.

Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышение своего социального статуса. В личностном плане высшее образование дает свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов.

Экономическая целесообразность получения профессии – это возможность социальной полноценности, материальной независимости.

В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии, повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости.

Получение образования превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан.

С целью изучения уровня образования и занятости молодых людей с ограниченными возможностями специалистами реабилитационного отделения, в ноябре 2010 года методом анкетирования и телефонного опроса проведен социологический опрос, в котором приняли участие 67 трудоспособных инвалидов. Так же в августе 2011 года было проведено повторное анкетирование, в котором приняли участие 85 человек.

Результаты исследования показали следующее:

Ноябрь 2010 год

Август 2011 год

23% –имеют профессию и трудоустроены;

26% –имеют среднее образование, но не имеют специализацию;

30% -состоят в Центре занятости, получают пособие по безработице;

30%- инвалидов готовы к процессу трудоустройства и работе;

34% – потеряли надежду трудоустроиться;

7% — не желают работать;

8% – хотели бы открыть свое дело, но не знают, как это сделать;

7% – желают обучиться шитью, декоративно-прикладному творчеству и работе на вышивальной машине и в дальнейшем принимать заказы на пошив, дизайн и изготовление сувениров.

27% –имеют профессию и трудоустроены;

56% –имеют среднее образование, но не имеют специализацию;

25% — состоят в Центре занятости, получают пособие по безработице;

32% — инвалидов готовы к процессу трудоустройства и работе;

43% – потеряли надежду трудоустроиться;

17% — не желают работать;

4% – хотели бы открыть свое дело, но не знают, как это сделать;

25% – желают обучиться шитью, декоративно-прикладному творчеству и работе на вышивальной машине и в дальнейшем принимать заказы на пошив, дизайн и изготовление сувениров.

Анализируя ответы респондентов на предложенные вопросы удалось выяснить, что большая часть инвалидов молодого возраста желает быть трудоустроенными, иметь профессию и даже открыть свое дело. Однако отсутствие определенных знаний и навыков, неуверенность в себе не позволяет осуществить желаемое. В этих случаях на помощь нуждающимся, должны прийти специалисты социальных служб, работающие с данной категорией населения.

Наш проект “Шанс на успех” реализуется в отделении с ноября 2010 года и позволяет оказать молодым инвалидам помощь не только в выборе профессии, навыкам самостоятельного поиска работы, но и научиться швейному делу, изготовлению различных сувениров, а значит стать уверенными, успешными и независимыми людьми.

В рамках мероприятий проекта “Безограничений” работает клуб “Ищущих работу”, трудовые мастерские, социальная и сувенирная лавки.

Продолжение статьи

Приложения

urok.1sept.ru

План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами

план работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами

Просмотр содержимого документа
«План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»

Утверждаю:

директор МБОУ « СОШ № 10»

АИМРСК

________________В.В. Греховодов

___ сентября 2017г

План

социально-психологического сопровождения детей, с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год

Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;

-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;

-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки

Ответственный

Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения)

1

Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе

Сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

3

Консультирование детей и родителей по проблемам

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.)

1

Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся

в течение года

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

2

Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ)

В течении года

Педагог — психолог

2

Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида;

-«10 советов родителям детей с ОВЗ»;

-«Психологическая помощь и поддержка детей и родителей»;

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог

1

Диагностическое обследование учащегося.

-эмоционального состояния, самооценки детей-инвалидов, детей с ОВЗ

диагностика познавательной сферы;

диагностика эмоционально-личностной сферы;

В течении года

Педагог-психолог

2

Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе

При необходимости

Педагог-психолог

3

Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2017-2018 учебный год

Май

Заместители директора по УВР, учителя-предметники

педагог-психолог, социальный педагог

Педагог – психолог М.В. Рожкова

multiurok.ru