Подростковый: Марина Королева: Где ставить ударение в слове «подростковый»

Содержание

взросление, секс, любовь – гид на ПостНауке

Партнер гида

О гиде

«Мост» между детством и взрослой жизнью устроен очень непросто: во время пубертатного периода меняются физиология, психика, возникают новые потребности и новая ответственность, трансформируется роль человека в обществе. Зачастую родители не понимают, как в это время найти общий язык со своим ребенком, а ребенок не знает, где ему обрести поддержку и как понять самого себя. Этот гид поможет разобраться в самых разных тонкостях взросления — от медицинского взгляда на пубертат до выстраивания личных границ.

дети подростки секс любовь подростковая психология Журнал

Поделиться

Научный консультант гида

Анна Темкина

PhD по социологии, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге, содиректор программы «Гендерные исследования»

Александр Куликов

доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.  И. Мечникова

Содержание

01

Почему мы стесняемся говорить о сексе?

Отвечают социолог, культуролог, психолог, нейрофизиолог

Точка зрения

02

Сексуальное просвещение: как разговаривать о сексе с детьми и подростками

Видео

03

Пубертат: что беспокоит подростков

Почему быть подростком так сложно

Видео

04

Половое созревание: все, что надо знать

Чем сопровождается пубертат и почему ребенок должен знать об этом заранее

FAQ

05

Контрацептивы: как защитить себя и не стать жертвой мифов

Какими бывают контрацептивы и как подобрать подходящий

FAQ

06

Почему мы влюбляемся?

Отвечают нейрофизиолог, культуролог, психолог

Точка зрения

07

Знакомства в интернете, отношения на расстоянии и секстинг: как устроена любовь в цифровую эпоху

Человек управляет машиной, машина управляет человеком

Журнал

08

Самоценность и уважение: как научиться противостоять давлению

Как быть частью группы и не потерять себя

Видео

09

Сексуализированное насилие: почему «нет» значит «нет»

Что подросток должен знать о насилии и личных границах

Видео

10

Родители и подростки: как одним понять других

И с чем имеет дело ребенок на пути к взрослой жизни

FAQ

11

Сексуальное образование: тест на проверку знаний по самой «запретной» теме

Сексуальное образование: тест на проверку знаний по самой «запретной» теме

Игры

Следите за прогрессом

Сохраните гид в личном кабинете, чтобы отслеживать прохождение

Сохранить гид

ИИТО ЮНЕСКО

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании — структурное подразделение ЮНЕСКО и единственный Институт ЮНЕСКО первой категории, специализирующимся в области применения ИКТ в образовании. Миссия ИИТО в новой эре заключается в продвижении инновационного использования ИКТ и содействии достижению Цели в области устойчивого развития (ЦУР) 4 с помощью решений и передовых практик, основанных на использовании ИКТ Сведения и мнения, представленные в проекте, являются авторскими и не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.

Другие гиды и курсы ПостНауки

Основы фундаментальной физики

10 лекций об основных понятиях и проблемах современной физики, отобранных физиком Эмилем Ахмедовым

10 материалов

Скрытые угрозы

Все, что надо знать про безопасность в цифровую эпоху

19 материалов

Наука нефти

Курс по современным технологиям добычи углеводородов

12 материалов

Политическая философия в современном мире

Курс лекций философа Кирилла Мартынова об идеях, которые меняют наше представление о государстве, власти и правах человека

10 материалов

Подростковый кризис у девочек и мальчиков

Содержание статьи

  • Физиологические причины
  • Психология подросткового кризиса
  • Фазы подросткового кризиса
  • Проявления в подростковом возрасте
  • Особенности протекания у девочек и мальчиков
  • Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 

Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30

Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург

 

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

 

Зачем ребёнку подростковый кризис? //Психологическая газета

Зачем ребёнку подростковый кризис? Почему у подростков возникают депрессия или анорексия, признаки сексуальной ненормальности или насилие? Почему подросток лежит всё время, и его ничего не радует? Почему в семье, где ребёнку исполняется 11–12 лет, начинают происходить невероятные конфликты по поводу учёбы, краж, безделья, беспорядка и этот ад для родителей продолжается несколько лет? Ребёнка подменили?

Вовсе нет. Поздравляю! Ваш ребёнок ступил на дорогу взросления, которая, как ни странно, начинается с возврата в детство. Подростковый возраст — это фаза развития человека, в которой происходит трансформация личности на телесном и психическом уровнях. Это период перехода между детством и взрослостью считается нормальной кризисной ситуацией.

  • Отделение от родителей (сепарация) (Я) ? (10–12 лет).
  • Индивидуация (Кто я? Какой я?) ? (12–14 лет).
  • Образование новых связей (За кого я? Кто за меня?) ? (14–17 лет).
  • Интеграция новой целостности себя, выбор жизненного пути (С кем я? Кто со мной? Какова моя роль?) ? (17–21 год).

Что происходит в раннем подростковом возрасте (10–11 лет)? Здесь две главные вещи: это тело и родители. В этот период подросток сталкивается с первыми проблемами: изменение скорости мышления, изменение почерка в худшую сторону, появление запаха от тела. Каждое утро нужно привыкать к «новым» габаритам тела и отражению лица в зеркале, к пальцам, к координации движений, к скорости мышления (которая почему-то начинает падать), а влечения и желания нарастают. Все эти изменения раздражают, пугают, а затем просто злят ребёнка. Подросток вынужден ежедневно учиться почувствовать границы своего тела, принимать «новое» тело и верить, что этот образ сегодня примут другие, что сегодня не скажут «Ты неуклюжий», «У тебя что руки-крюки?», «Ты что тупишь?», «Ты безобразно стал писать», «Ты что так воняешь?»…, что его поддержат и поймут.

Принятие образа тела долгий и внутрипсихически очень сложный процесс. Он длится от 11 до 21 года и течёт у каждого подростка индивидуально.

Одновременно с телесными изменениями начинается изменение отношений с окружающими и, прежде всего, страдают родители. Подросток буквально атакует родителей, сталкивает их с пьедестала. Родители перестают быть важными внутрипсихическими фигурами в жизни подростка. Как подростку можно психически отделиться от родителей? Инструментов для выбора у подростка немного. Самый привычный — агрессия.

Агрессия сразу даёт расстояние между людьми. Агрессия — лучший способ отделения от родителей. Есть разнообразные способы использовать агрессию: непослушание, восстание, байкот, противоправное поведение, проверка родителей «на вшивость», атака на требования, манипуляции, откровенное обесценивание, символическое «убийство» родителя (удаление из друзей в социальной сети, удаление из списка контактов телефона, сброс звонка и пр.).

При этом физически подросток ещё зависим от родителя, он не готов в полной самостоятельности. Поэтому агрессия периодически сменяется другим видом поведения ? регрессия. Регрессия — это возврат к раннему возрасту (обычно период от рождения до 5–6 лет), где с ребёнком происходили хорошие события или была психотравма (к точкам фиксации). И тогда подросток вдруг становится беспомощным, чувствует себя одиноким, одолеваемым различными страхами и тревогами, горюющим о потере чего-либо и пр.. В такие моменты агрессия к родителям проявится так же, как это делает ребёнок 2–5 лет. Так чередуется у подростка, то агрессия, то регрессия. Родители на это поведение подростка чаще отвечают раздражением, страхами и тревогами.

Не забывайте, что сепарация ? это нормально для подростка. Его задача в данном периоде — психически отделиться от родительских фигур, выделить своё «Я». Если сепарации не происходит, то подросток задержится на данной стадии, так и не научившись говорить «Я», «Я решил», «Я хочу», постоянно звонит родителям, живёт с родителями до преклонных лет, ничего не может самостоятельно решить и стыдится своего отделения от родителей. Если процесс отделения прошёл благополучно, то начинается процесс индивидуации (12–14 лет). Подросток теряет образ прежнего себя. Первым показателем этой стадии является потеря чувства времени.

Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя. Как писала Франсуаза Дольто «…ребёнок умирает, чтобы вновь родится взрослым». Изменения рождают в психике горевание о потере стабильного образа себя, горевание об окончании детства. Французский психоаналитик М. Лауфер определяет это период как период горевания о себе, о детстве. Здесь регрессия (как психическая защита) возникает чаще. В этот период активируются все психологические непроработанные травмы периода от 20-ой недели беременности до 6-летнего возраста. Эти травмы мешают подростку развиваться, учиться, налаживать отношения с собой и окружающими. В этот период подростку свойственно обращаться к фильмам ужасов, черепам, чёрным силуэтам людей и т.д. Подросток может буквально лежать, отвернувшись к стенке, или слушать безумно громкую музыку, прыгать с крыш гаражей, цепляться за трамваи во время движения…как будто подросток хочет заглушить в себе ту боль души, которая у него есть, и о которой ему не с кем поговорить. Во многих семьях обычно не принято проявлять эмоции, плакать, говорить о том, что на душе в силу неумения контейнировать родителями деструктивное и очень страшное. Ад в психике подростка очень перекликается с непроработанными подростковыми переживаниями у самих родителей. Столкнуться со своим внутренним миром родителю очень страшно, ведь там столько боли и своих травм, которые активирует подросток.

И здесь важно не просмотреть подростковую депрессию, особенность которой заключается в том, что подросток может смеяться, радоваться, очень бурно и активно чем-то заниматься. И как будто на ровном месте вдруг возникает суицид.

Нейрологические исследования доказали, что во время раннего и среднего периода подросткового возраста каждую секунду теряются примерно 30 тысяч синапсов головного мозга и образуются новые. Этим исследователи объясняют рассеянность, снижение концентрации внимания, нарушение памяти, сонливость, нежелание что-либо делать. Кроме того, головной мозг начинает вырабатывать гормоны. Но так как эта система ещё только включается, то не нужно ждать, что гормональная система работает как часы и выброс гормонов в кровь точна как у взрослого человека. Это постоянно меняющиеся показатели, которые подросток ощущает буквально всем телом. Это состояние постоянной дезориентированности. Так же начинается выработка окситоцина. Для всего живого на Земле — это базовый гормон любви. Соответственно, активируется страх потери любви, страх потери объекта. Корни этих страхов лежат далеко в раннем детстве. И если есть ранняя психотравма, то сила страхов у подростка в разы выше.

Представьте себе ваш дом, в который пришли строители и ежечасно кардинально полностью его меняют. Как бы вы себя чувствовали? Нет никакой стабильности, постоянно что-то меняется, атакуют желания и влечения, и это вызывает уже неподдельный страх за свои границы — страх исчезновения, страх смерти. Чтобы чувствовать себя живым, подросток станет экспериментировать с порезами себя. Увидеть текущую кровь — показатель «Я живой». Чтобы чувствовать себя живым, подросток может всячески будоражить весь дом, если родители безэмоциональны, холодны, предсказуемы, на лицах родителей нет мимики, а в семье нет событий. Будоражит школу, создавая события. События для подростка — показатель жизни. В этот период подросток может много часов проводить за компьютером. Это заменитель событий, который приносит радость, удовольствие победы, пусть и виртуальной.

Именно в период 12–14 лет «Я» подростка становится уязвимым и хрупким. Подросток начинает искать своё отражение не в глазах мамы и папы, а в глазах своих сверстников, внешнего окружения. Он ищет на вопрос «Кто Я?». Ответ: «Я парень», «Я девушка». Идёт принятие своей гендерной роли. У мальчиков и девочек это происходит по-разному. Девушка должна принять свою женственность, юноша свою мужественность. И этот процесс зависит от многих аспектов: наличие насилия со стороны мамы и папы, конкуренция с родителями, принятие ребёнка сыном или дочерью и многое другое.

Подросток, который испытывают сильное чувство ярости, отрицания, рвёт отношения с друзьями, употребляет алкоголь, находится в очень опасном состоянии. Но, в то же время, эта опасность, негативизация, даёт ему возможность почувствовать свою автономию, что он отличается от других, и в какой-то степени, научается чувствовать себя.

Вопрос «Какой Я?» очень важен для подростка в этот период 12–14 лет. Большинство ребят, с кем мне приходилось работать, задают один и тот же вопрос: «Как мне подстроиться, чтобы быть хорошим для мамы, для папы, для учителя, для друзей?». Нет ещё образа себя и единственный их выбор — подстроиться. На это уходит очень много психических сил и это не приносит удовольствия. Быть хорошим для всех. Возможно ли? И здесь подросток сталкивается с проблемой — роли. Подросток имеет в своём арсенале не очень много ролей, поэтому для него «театральным костюмом» выступает роль значимого объекта (актёра, спортсмена, героя боевика). Те, кто не прошёл эту стадию развития, во взрослом возрасте играют роли, страдают от «Я живу не свою жизнь», попадают в сценарии «Не будь собой», «Не будь близким», «Радуй других» и пр.

Расстройство поведения нередко служит способом защиты от аффективной зависимости, особенно когда зависимость воспринимается подростком как угроза его идентичности. Проблема не в плохом поведении, а проблема в тех тревогах и конфликтах, которые заставляют подростка так себя вести.

Прошедшие две первые стадии переходят на новый уровень — образование новых связей (14–17 лет). Здесь можно говорить о предпочтениях у подростков к той или иной деятельности, еде, людей. Парень уже практически определяется, какой тип девушек ему нравится, что радует, а что огорчает. В этот период подростки испытывают огромную потребность в обладании другим. Иметь друга целиком и полностью для себя. Если это девушка для юноши, то она единственная, на всю жизнь. Разрыв отношений воспринимается как полный крах, бессмысленность жизни и её конец. Чтобы сохранить связи подросток также прибегает к своему раннему опыту с мамой. Регрессия в ранний возраст активирует то же поведение, которое испытывает ребёнок от 1,5 до 3 лет, цепляясь за маму. Переживая страх расставания, подросток в этом периоде может буквально заваливать стол всем подряд: фантики, грязная посуда, игрушки, поломанные авторучки, старые тетради, а также в бельевом шкафу наблюдаются свалки вещей, грязное лежит вперемешку с чистым.

Для внимательного родителя — это «речь» подростка о его переживаниях. И если научиться расшифровывать этот язык, то можно бережно обсуждать с подростком то, что он переживает в данный момент.

В этот период у подростка продолжают меняться тело, убеждения, эмоции, привязанности. «Я» подростка откликается на принадлежность к какой-то группе сверстников. Игра «Кто круче» иногда принимает самые разные формы.

Задержавшиеся на этой стадии — это взрослые, которые соревнуются — у кого круче машина; у кого красивее женщина; «А наша команда круче вашей»; это ревнивцы и ревнивицы, боящиеся потерять свою пару; это манипуляторы, о которых описано в «Игры, в которые играют люди» у Э.Берна.

И, наконец, финишный период 17–21 года — интеграция нового образа себя, образование новой целостности.

Обычно, в этот период гормональная система работает чётче, «дозировка» гормонов почти не подводит. В этот период происходит переоценка всех ценностей, создание самоценности в собственных глазах. Это уже не ребёнок. Только кризисные ситуации могут вывести подростка из равновесия, дать регрессию. Тело меняется уже не так стремительно и его уже можно моделировать с помощью физических нагрузок. В этот период отмечаются пищевые нарушения. Проблема анорексии и булимии является, в основном, женской. Есть редкие случаи проявления и у юношей, и это более тяжёлые случаи.

И на данном этапе могут возникать страхи за будущее. Если 4–5 летний ребёнок играл «в маму» или «в папу», то сейчас это уже не игра, а реальность. В этот период подросток должен не только приручить, принять в себя женственность или мужественность, кроме того, подросток должен принять идею о том, что через какое-то время он станет родителем, должен представить себя в качестве родителя. И в этом случае подросток переживает настоящие эдиповы испытания. В нём идёт борьба «Я ребёнок» и «Я родитель».

В период интеграции подросток выбирает свой жизненный путь, будущую деятельность. В этот период важно «воскресить» ранние мечты и понять, цель ли это для достижения. В этот период подростку стыдно принимать похвалу родителей в виде «молодец», т.к. он уже не ребёнок. Возникает конфликт между приближением и отдалением. С одной стороны, подросток желает быть свободным, с другой, он желает, чтобы его контролировали и участвовали в его жизни.

На этой стадии закрепляются предпочтения в отношениях, в еде, в стиле одеваться, занятиях и пр.

Задержавшиеся на данной стадии взрослые задаются вопросом о достижении цели, не знают, чего же всё-таки хочется. Это «взрослые дети», которые конкурируют со своими детьми в семье, воспринимают свою жену как свою маму или мужа как папу. Это взрослые, которые увлечены развлечениями. Они чаще не чувствительны к потребностям своих детей, раздражаются при установке правил и границ. Это и категория инфантильных личностей.

Быть родителем подростка — очень нелёгкая задача. Дональд Винникотт писал «Задача родителей подростка — выжить». Очень трудно отдавать контроль над телом, эмоциями и деятельностью ребёнка самому ребёнку. Трудно перестать быть кому-то начальником. Родитель чувствует беспомощность, плохость, растерянность, злость, унижение… Каково чувствовать всё это? Это очень трудно вынести. Родитель тоже нуждается в психологической помощи, в контейнировании своих чувств кем-то третьим.

Особенность подросткового возраста в том, что бессознательно подросток активирует все психические травмы родителя, даже не осознаваемые или принимаемые до этого как незначительные события. Подросток проецирует вовне не эмоции, а большие фрагменты своей личности. И если родитель с непроработанными своими травмами, то он не может выдержать чувства подростка, контейнировать их и дать возможность подростку идти по стадиям развития.

Важно помнить, что ключ ко многим проблемам подросткового возраста в том, что за второе десятилетие жизни (от 11 до 21 года) индивид повторяет и расширяет те ощущения, те конфликты, которые были в первые пять лет жизни. Регресс на ранний детский возраст, даже на этап младенчества, даёт возможность человеку заново прорабатывать то, что не было проработано в детском возрасте и это способствует развитию Эго.

Лучшее, что можно предложить подростку и его семье — психотерапия и комплексная работа в рамках институциональной помощи, включающую нескольких специалистов: психотерапевта, нейропсихолога, психиатра, социального работника.

Источник: http://www.b17.ru/centrpsychoanaliz/

подростковая инженерия

подростковая инженерия
  • products
    • wireless audio
    • synthesizers
  • store
  • now
    • projects
    • social
  • guides
    • support
    • загрузок
    • контакты
    • пресса



Сделай свои собственные виниловые пластинки!

PO-80 Record Factory — это компактный и портативный нож для грампластинок,
, созданный в сотрудничестве с Юрием Судзуки. гравируйте и воспроизводите 5-дюймовые диски
с ультра-аналоговым низкокачественным звуком — просто подключите любое аудиоустройство к 3,5-мм аудиовходу
и мгновенно нарежьте свою собственную пластинку. Да, это действительно так просто.


https://teenage.engineering/store/po-80-record-factory

купить

доступно от $$$


ультра-ло-фай мечты.

ощутите теплоту звука lo-fi. Воспроизведите свои уникальные композиции и дайте своим любимым 7-дюймовым пластинкам новую жизнь с ультрааналоговым качеством звука. Встроенные динамики
позволяют слушать прямо с PO-80 или подключить внешний динамик
через аудиоразъем 3,5 мм.

демо 1

демо 2

демо 3




давайте строить.

Набор PO-80, разработанный для самостоятельной сборки, включает в себя все необходимое 
для сборки машины, от иглы до дисков. просто добавьте свои треки
и начните записывать свои собственные записи!



освоить его.

Чтобы получить оптимальное качество звука для ваших записей, используйте наш инструмент мастеринга винила
для предварительной обработки звука перед нарезкой. созданный для использования с звукозаписывающей фабрикой PO-80
, он применяет к вашей музыке желаемую кривую эквалайзера и делает
проще добиться хорошего качества звука lo-fi на ваших 5-дюймовых пластинах.

– добро пожаловать в мастеринг-машину. этот
поможет вам улучшить качество звука, когда
будет делать записи для вашего PO-80.

https://teenage.engineering/apps/po-80-mastering-machine/

начать работу


работает с карманным оператором!

PO-80 — следующее дополнение к семейству карманных приводов. сочинить песню на любом карманном операторе
, подключить к ПО-80 и мгновенно обрезать песню
на свою собственную виниловую пластинку.



заводской цех

ПО-80

$$$

купить

Заводская сумка для пластинок

$$$

купить



10 пустых 5-дюймовых пластинок

$$$

купить

режущая головка

$$$

купить



предупреждение:

УБЕДИТЕСЬ В ПРАВИЛЬНОСТИ СБОРКИ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ УСТРОЙСТВА. ГАРАНТИЯ АННУЛИРУЕТСЯ ПРИ НЕПРАВИЛЬНОЙ СБОРЕ. ВОЗВРАТ В ТЕЧЕНИЕ 14 ДНЕЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬЕН ПОСЛЕ НАЧАЛА СБОРКИ
. ОПАСНОСТЬ УДУШЬЯ: ЭТОТ ПРОДУКТ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, ТАК КАК СОДЕРЖИТ ОСТРЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ МЕЛКИЕ ЧАСТИ.





Сделай свои собственные виниловые пластинки!

PO-80 Record Factory — это компактный и портативный нож для грампластинок, созданный в сотрудничестве с Юрием Судзуки. гравируйте и воспроизводите 5-дюймовые диски с ультрааналоговым лоу-файным звуком — просто подключите любое аудиоустройство к аудиовходу 3,5 мм и мгновенно нарежьте собственную пластинку.
да, это действительно так просто.
https://teenage .engineering/store/po-80-record-factory

купить

доступно от $$$


ультра лоу-фай мечты.

ощутите теплоту звука lo-fi. Воспроизведите свои уникальные записи
и дайте своим любимым 7-дюймовым пластинкам новую жизнь с ультрааналоговым качеством звука. Встроенные динамики позволяют слушать
прямо с вашего PO-80 или подключить внешний динамик
через аудиоразъем 3,5 мм.

демо 1

демо 2

демо 3




давайте строить.

Набор ПО-80, предназначенный для самостоятельной сборки, включает в себя все необходимое для сборки машины, от иглы до дисков. просто добавьте свои треки и начните 
устанавливает собственные рекорды!


освоить его.

используйте наш инструмент для мастеринга винила, чтобы добиться оптимального качества звука для ваших записей. создан для использования с фабрикой звукозаписи PO-80,
применяет желаемую кривую эквалайзера к
вашей музыке для 5-дюймовых нарезок. начните здесь

работает с карманным оператором!

PO-80 — следующее дополнение к семейству карманных приводов. сочини песню на любом карманном операторе, подключи к
PO-80, и мгновенно запишите свою песню на собственную виниловую пластинку
.


заводской цех

PO-80
$$$

купить сейчас


сумка для фабрики пластинок
$$$

купить сейчас


10 пустых 5-дюймовых пластинок $$$

купить сейчас

Режущая головка для записи
$$$

купить сейчас



предупреждение:

УБЕДИТЕСЬ В ПРАВИЛЬНОСТИ СБОРКИ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ УСТРОЙСТВА. ГАРАНТИЯ АННУЛИРУЕТСЯ ПРИ НЕПРАВИЛЬНОЙ СБОРЕ. 14-ДНЕВНЫЙ ВОЗВРАТ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬЕН ПОСЛЕ НАЧАЛА СБОРКИ. ОПАСНОСТЬ УДУШЬЯ: ЭТОТ ПРОДУКТ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, ТАК КАК СОДЕРЖИТ ОСТРЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ МЕЛКИЕ ЧАСТИ.

Самые большие мифы о подростковом мозге

Загрузка

Семейное древо | Мозг

Самые большие мифы о подростковом мозге

Дэвид Робсон, 7 сентября 2022 г.

Наш мозг сильно меняется в подростковом возрасте. Новое исследование показывает, как мы можем использовать эту трансформацию, чтобы помочь подросткам реализовать свой потенциал.

T

Психолог Терри Аптер до сих пор помнит, как она объясняла 18-летнему подростку, как работает мозг подростка: «Вот почему я чувствую, что моя голова взрывается!» — с удовольствием ответил подросток.

Родители и учителя подростков могут распознать это ощущение при работе с очень взрывоопасным умом. Подростковые годы могут ощущаться как шокирующая трансформация — выворачивание наизнанку разума и души, которое делает человека неузнаваемым от ребенка, которым он когда-то был. Есть трудноконтролируемые перепады настроения, кризисы личности и жажда социального одобрения, вновь обретенный вкус к риску и приключениям и, по-видимому, полная неспособность думать о будущих последствиях своих действий.

В разгар этой неразберихи подростки постоянно оцениваются на предмет их академического потенциала – с последствиями, которые могут длиться всю жизнь. Ничья судьба не решается в 18 лет, но безупречная школьная успеваемость, безусловно, значительно облегчит поступление в престижный университет, что, в свою очередь, расширит ваши возможности трудоустройства. Тем не менее эмоциональные американские горки тех лет могут чрезвычайно затруднить подросткам реализацию их интеллектуального потенциала.

Только в течение последних двух десятилетий или около того ученые смогли составить схему нейронных изменений в этот основной период развития и расшифровать тайны подросткового мозга.

Эти захватывающие новые идеи не только помогают объяснить, почему подростки чувствуют и ведут себя так, а не иначе. Они также показывают, что некоторые черты, которые взрослые склонны находить трудными или сбивающими с толку в подростках, можно превратить в силу и использовать для приобретения навыков и понимания в то время, когда мозг еще податлив.

Ведь подростковый возраст – это еще и время различных когнитивных скачков. Подростки опираются на основы, которые они усвоили в детстве, чтобы развить сложные и зрелые способы мышления, включая более абстрактные рассуждения и более тонкую «теорию разума».

«Пятьдесят лет назад в школах учащиеся не считали необходимым знать о половом созревании», — говорит Джон Коулман, клинический психолог и автор книги «Учитель и мозг подростка». «И я думаю, что через 20 или 30 лет мы будем спрашивать, почему мы не помогали студентам понять, что происходит в их мозгу. Это может иметь реальное значение».

Подростковые годы могут быть временем огромного интеллектуального роста, но также и сильным академическим давлением. (Фото: Getty Images)

Понимание подросткового мозга

Неудивительно, что многие подростки на протяжении всей истории жаловались на то, что их не понимают. Наши традиционные объяснения подросткового поведения были удручающе грубыми. Их склонность к риску, мятежность, импульсивность и общую раздражительность можно легко обвинить в таких вещах, как невежество и незрелость, или в их «бушующих» гормонах и повышенном сексуальном влечении.

Часто их жалобы на эмоциональные страдания просто вызывают насмешки. Как недавно выразилась нейробиолог Сара-Джейн Блейкмор, автор книги «Изобретая себя: тайная жизнь подросткового мозга»: «Социально неприемлемо высмеивать и демонизировать другие слои общества. .. высмеивать и демонизировать подростков».

Даже более научные теории нарисовали довольно неприятную картину подростковой жизни, что только усилило их чувство отчуждения. В 50-х годах, например, психоаналитик Анна Фрейд предположила, что подростки пытаются «развестись» со своими родителями, разрывая свои связи с семьей, чтобы они могли жить дальше. Идея заключалась в том, что «подросток работал над тем, чтобы вытеснить родителя из своего внутреннего мира», — говорит Аптер, психолог и автор книги «Подростковый переводчик: руководство по проблемам и радостям воспитания подростков».

Хотя в этих предыдущих объяснениях может быть доля правды, они не учитывают нюансы опыта большинства подростков. Интервью Аптера с подростками и их родителями показывают, что подростки часто отчаянно жаждут одобрения и принятия своих родителей. Так что, хотя они, безусловно, хотят независимости, но не любой ценой. Такие наблюдения не очень совместимы с теорией развода.

Если мы хотим помочь подросткам, Аптер утверждает, что нам нужно уделять больше внимания тонкостям того, через что на самом деле проходят подростки, включая огромные социальные проблемы, с которыми они сталкиваются. Это обязательно включает в себя признание смущения, которое может возникнуть из-за физических изменений в теле, и меняющихся социальных ожиданий, возлагаемых на них. В таких случаях они могут начать чувствовать себя чужими себе .

В то же время мы должны признать анатомические изменения, происходящие в мозгу. С изобретением функциональной МРТ ученые теперь могут заглядывать внутрь этого «черного ящика» на протяжении всей жизни.

Подростки часто хотят тепла и одобрения, даже если они стремятся к независимости. (Фото: Getty Images)

Как меняется мозг подростков?

По мере того, как мы превращаемся из детей во взрослых, наш мозг претерпевает огромные изменения. Вот некоторые из наиболее важных:

—       Лобная кора строит, а затем сокращает сети в подростковом возрасте, что помогает мозгу работать более эффективно. Это позволяет значительно расширить навыки.

—       В лобной и теменной долях мозга аналогичным образом укрепляются наиболее важные связи. Это проявляется при сканировании мозга как заметное увеличение «белого вещества».

—       Когда происходят эти изменения, некоторые области мозга развиваются быстрее, чем другие, что может влиять на поведение. Например, области, связанные с вознаграждением, как правило, развиваются быстрее, чем области, связанные с самоконтролем, что может способствовать импульсивным решениям.

Раннее детство, конечно же, период наибольших изменений. В первые несколько месяцев жизни мозг строит множество связей между нейронами, прежде чем обрезать избыточные нейронные пути, что позволяет создавать более эффективные сети. Эта врожденная «пластичность» означает, что мозг маленького ребенка особенно податлив, что позволяет ему превратиться из плачущего младенца в ходящего, говорящего малыша.

Во многих областях мозга, например, связанных с сенсорной обработкой, эти сети, как правило, стабилизируются задолго до подросткового возраста, что затрудняет изучение определенных перцептивных или моторных навыков, таких как язык или музыка, после раннего «сенситивного периода». «.

Однако лобная кора движется по другой траектории и продолжает создавать, а затем сокращать сети в период полового созревания, юности и раннего взросления. В лобных и теменных долях мозг также укрепляет наиболее важные связи, добавляя жировую изолирующую оболочку, известную как миелин, которая улучшает передачу сигналов. При сканировании мозга это проявляется как заметное увеличение «белого вещества» в подростковом возрасте. Эти области развития важны для множества навыков, включая эмоциональную регуляцию, сохранение внимания, решение проблем и абстрактное мышление.

В то время как мозг подростка, возможно, уже потерял часть гибкости раннего детства, это продолжающееся развитие означает, что он все еще очень чувствителен к интеллектуальной стимуляции с огромной способностью к обучению. Это позволяет им опираться на академические навыки и знания, которые они начали развивать в детстве, и развивать более сложные способы познания мира.

К сожалению, происходящие неврологические и психологические изменения иногда могут казаться ошеломляющими, и этот факт может во многом объяснить некоторые виды поведения, вызывающие столько беспокойства в школе и дома.

Подростки известны своей любовью к риску, но это также может сделать их открытыми для новых положительных впечатлений. общее бунтарство.

Исследования мозга показывают, что области мозга, связанные с вознаграждением, обычно развиваются быстрее, чем те, которые связаны с торможением и самоконтролем. В среднем у них выше активность передачи сигналов дофамина — нейротрансмиттера, связанного с удовольствием и любопытством, — по сравнению со взрослыми и детьми младшего возраста, с более сильными всплесками, когда они испытывают что-то новое или захватывающее.

В этом свете неудивительно, что подростки чаще испытывают искушение попробовать новые впечатления. Одним из последствий может быть импульсивное и рискованное принятие решений, но это любопытство может принести и пользу: подростки могут испытать множество различных событий, которые могут быть полезны для принятия ими личных решений во взрослом возрасте. (Например, завязывание неподходящего романа может помочь им узнать, какой партнер им больше подходит. )

Интересно, что данные свидетельствуют о том, что современные подростки не так легко соблазняются сексом, наркотиками и рок-н-роллом. лет назад, но их в целом более непредубежденное отношение по-прежнему будет проявляться во многих других сферах их жизни, таких как их увлечение новыми технологиями. Упорное преследование подростками своих собственных интересов и пренебрежение властью могут даже способствовать технологическим, социальным и политическим изменениям. «У вас есть новое поколение, которое собирается исследовать границы — у вас много изобретательности, авантюризма и творчества», — говорит Аптер.

Для родителей и учителей, которые предпочли бы, чтобы подростки, находящиеся под их опекой, проводили больше времени за учебой, это может быть неприятно. Но когда эта бесстрашная энергия направлена ​​на значимые цели, она может помочь оживить остальную часть общества, например, когда речь идет о решении проблемы изменения климата или других глобальных проблем. Подростки и молодые люди даже храбро боролись с диктатурой, в то время как старшее поколение соглашалось.

Перепады настроения

Перепады настроения у подростков также можно объяснить взаимодействием физиологических и психологических процессов, связанных с взрослением. Во-первых, у многих подростков наблюдаются большие колебания уровня нейротрансмиттеров и гормонов, таких как серотонин, ГАМК и кортизол, которые могут влиять на их настроение. «Если вы принимаете серотонин, это «гормон хорошего самочувствия», и когда его уровень снижается, у вас будет очень плохое настроение», — говорит Коулман.

Подростки также испытывают повышенную активность в медиальной префронтальной коре, которая участвует в обработке и реагировании на других людей. Исследования показывают, что активность в областях мозга, связанных с самооценкой, имеет тенденцию достигать пика в середине подросткового возраста, особенно в отношении информации, связанной со статусом. Эта способность понимать социальные взаимодействия и сети невероятно важна для формирования дружеских отношений между подростками, но это может означать, что они особенно чувствительны к пренебрежительному отношению и признакам враждебности, что повышает их восприимчивость к социальной тревожности.

Родители подростков могут быть удивлены тем, как долго они могут размышлять о своих чувствах. Отчасти потому, что они еще не научились их интерпретировать и конструктивно реагировать. Гораздо труднее пережить разочарование по поводу результата экзамена, скажем, если вы никогда раньше не сталкивались с серьезной неудачей.

Когда подростки кажутся «чрезмерно драматичными», они просто учатся самостоятельно справляться со сложностями своего эмоционального мира — навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Сонные головы

И последнее, но не менее важное: знаменитая летаргия подростков. Это часто принимают за лень или апатию, или за упорный отказ ложиться спать в «разумное время» (еще один пример их знаменитого бунтарства). По правде говоря, это вне их контроля; их биологические часы запрограммированы таким образом, что просто не синхронизируются с ритмами взрослых.

Мы чувствуем сонливость, когда ночью уровень мелатонина в мозгу повышается, а утром мы просыпаемся бодрыми, когда он падает ниже определенного уровня. У подростков уровень мелатонина просто повышается и снижается позже в течение дня, чем у взрослых, а это означает, что они будут чувствовать себя бодрыми и активными, когда их родители готовы лечь спать, и уставшими и сонливыми рано утром, когда их родители, возможно, уже встали. часами.

«Практически ни у кого из взрослых мелатонин не остается в мозгу в девять часов утра, — говорит Коулман, — но примерно у половины подростков он есть».

Подростковый возраст может быть трудным, но также и временем творчества, радости и свободы (Getty Images)

Семейное древо

Использование «контуров вознаграждения» мозга

Все эти результаты должны представлять серьезный интерес для родители и учителя надеются помочь подросткам преодолеть жизненные трудности, в том числе требования школы, которая играет такую ​​центральную роль в подростковом возрасте. Эти уроки могут быть особенно важны сейчас, когда подростки учатся приспосабливаться к своей нормальной жизни после стрессов, вызванных пандемией.

Позаботьтесь о дисциплине. Вполне естественно испытывать разочарование из-за бунтарства подростков, но их чрезвычайная эмоциональная и социальная чувствительность означает, что они вряд ли хорошо отреагируют на гнев. «Несмотря на то, что очень хочется кричать, это контрпродуктивно», — говорит Аптер. «Они настолько внимательны к эмоциональным сообщениям, что не смогут услышать никакой логики, которую вы пытаетесь передать».

Для более эффективного наказания Аптер предлагает попросить подростка исправить свои действия. Если подросток пренебрегал учебой, слишком усердно устраивая вечеринки, родители могут подчеркнуть, как они могут заслужить свое право на общение, доказав, что их учеба теперь находится под контролем, а не просто называть их ленивыми или заземлять.

Учитывая повышенную активность дофамина в цепи вознаграждения подростков, похвала и положительная обратная связь также должны помочь, особенно если они предлагаются быстро. Во многих школах учащиеся получают свои оценки через несколько недель после выполнения контрольных или курсовых работ, что, по мнению Коулмана, снижает волнение и удовлетворение от хорошего результата. «Чем быстрее вы получаете обратную связь, тем большее влияние она оказывает», — говорит он. По словам Коулмана, простое сокращение этого процесса и предоставление большего количества возможностей похвалить учащихся за их тяжелую работу может принести дивиденды.

Тогда есть вопрос сна. В идеале школы изменили бы свои расписания, чтобы подростки могли начать уроки позже, и им следует избегать сдачи тестов в первой половине утра. «Я твердо убежден, что школы должны начать думать об этом», — говорит Коулман. По крайней мере, учителя и родители должны давать подросткам поблажку, когда они кажутся сонными по утрам. Они испытывают что-то похожее на смену часовых поясов, и последнее, что им нужно, — это дополнительный стресс, который усугубит их бремя.

Когда дело доходит до самого процесса обучения, Коулман считает, что многим учащимся было бы полезно лучше узнать об успешных методах обучения.

Вместо того, чтобы просто пассивно перечитывать отрывки перед экзаменом, попытки активно воссоздать материал из памяти, например, резюмируя то, что они только что узнали, или пытаясь ответить на новые вопросы по теме, как правило, более успешны. . Такое осмысленное участие позволит максимально использовать пластичность мозга подростков и их способность впитывать факты и обрабатывать сложную информацию — до тех пор, пока они находят это интересным. (Здесь вы можете прочитать советы BBC Future по более умным навыкам обучения.)

Принятие изменений

Если вы не сделаете ничего другого, простое проявление искреннего интереса к тому, что чувствуют подростки, и помощь им в понимании причин проблем, с которыми они сталкиваются, может принести огромные дивиденды.

Обсуждая свою работу с подростками, Аптер получила много положительных отзывов. Она отмечает, что подростки часто особенно восприимчивы к идее, что изменения в их мозгу могут быть вызваны их действиями. Правда в том, что чем больше они практикуют такие навыки, как самоконтроль и регулирование своих эмоций, тем лучше они становятся — факт, который придает им силы.

При правильной поддержке этот ментальный взрыв может ощущаться не как шокирующий толчок, а как вспышка фейерверка: да, драматичный, но также творческий, впечатляющий и прекрасный.

Дэвид Робсон — научный писатель и автор книги Эффект ожидания: как ваше мышление может изменить вашу жизнь , опубликованной Canongate (Великобритания) и Генри Холтом (США) в начале 2022 года. @d_a_robson в Твиттере.

Join one million Future fans by liking us on Facebook , or follow us on Twitter or Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием «Основной список» — подборка историй от BBC Будущее , Культура , WALLY , Travel и Travel и и и и и .

Почему подростковый мозг так трудно понять

Следующая история взята из специального выпуска TIME «Наука о детстве» , который можно приобрести в магазинах, магазинах TIME и на Amazon.

Когда старший сын Фрэнсис Дженсен, Эндрю, пошел в среднюю школу, он претерпел трансформацию. Спокойный, предсказуемый ребенок Фрэнсис сменил цвет волос с каштанового на черный и стал носить более смелую одежду. Казалось, он за одну ночь превратился в тревожного подростка. Дженсен, ныне заведующий кафедрой неврологии в Медицинской школе Перельмана Пенсильванского университета, задавался вопросом, что произошло и не претерпит ли младший брат Эндрю такую ​​же метаморфозу. Поэтому она решила использовать свои навыки нейробиолога, чтобы исследовать, что происходит под капотом. «Я понял, что у меня дома проводится эксперимент, — говорит Дженсен, автор книги « Подростковый мозг .

Это было около 10 лет назад, когда общество в целом только начинало понимать, что мозг подростка не является полностью развитым мозгом взрослого человека, просто с меньшим пробегом. Из поколения в поколение считалось, что мозг достигает своего полного развития к тому времени, когда ребенок достигает половой зрелости. Но благодаря исследованиям таких людей, как Дженсен и многие другие, начиная с 1990-х годов, стало ясно, что подростковый мозг представляет собой нечто гораздо более сложное и особенное.

У врачей, родителей и учителей давно сложились предвзятые представления о том, почему подростки ведут себя так безрассудно и эмоционально, и многие из этих объяснений оказались неверными. Когда-то считалось, что подростки импульсивны из-за бушующих гормонов и что они трудны, потому что ненавидят власть. Но достижения в области визуализации мозга, набравшие силу в 2000-х годах, рассказали гораздо более сложную историю. Оказывается, мозг подростка далеко не полностью готов, и что структура мозга и ее влияние на развитие сохраняются до 20 лет.

Усовершенствованная томография мозга показала, что мозг подростка обладает высокой пластичностью, что означает, что он может изменяться, адаптироваться и реагировать на окружающую среду. Мозг растет не за счет существенного увеличения в подростковом возрасте, а за счет увеличения связей между областями мозга. Этот рост связности представляет собой белое вещество мозга, которое происходит из жирового вещества, называемого миелином. По мере развития мозга миелин оборачивается вокруг аксонов нервных клеток — длинных тонких усиков, которые отходят от клетки и передают информацию — подобно изоляции на электрическом проводе. Миелинизация, научное название этого процесса, усиливает и ускоряет связь между областями мозга и лежит в основе основных способностей человека к обучению.

Процесс миелинизации начинается с задней части мозга и распространяется на переднюю часть. Это означает, что префронтальная кора, область мозга, отвечающая за принятие решений, планирование и самоконтроль, созревает последней. Дело не в том, что у подростков нет способностей лобных долей, а в том, что их сигналы не достигают задней части мозга достаточно быстро, чтобы регулировать свои эмоции. Вот почему склонность к риску и импульсивное поведение более распространены среди подростков и молодых людей. «Вот почему в этот период жизни господствует давление сверстников», — говорит Дженсен. «Вот почему мои мальчики-подростки приходили домой без учебника и в 8 часов вечера понимали, что что у них есть тест на следующий день. В настоящее время у них нет полностью развитой способности думать наперед».

Хотя развитие префронтальной коры является последним шагом в контрольном списке развития, подростки претерпевают серьезные изменения в своей лимбической системе — области мозга, которая контролирует эмоции — в начале полового созревания, которое обычно происходит в возрасте около 10 лет. до 12. Теперь врачи считают, что это несоответствие в развитии части мозга, контролирующей импульсы, и части мозга, питаемой гормонами и эмоциями, является причиной рискованного поведения, столь распространенного среди подростков. «Префронтальная кора связывается с эмоциональными центрами мозга через сложные связи», — говорит Би Джей Кейси, директор лаборатории основ мозга подростков Йельского университета. «У взрослых эти связи укрепляются с опытом и взрослением, но в подростковом возрасте связи полностью не развиваются, поэтому подростку труднее отключить эти эмоциональные системы».

ЕЩЕ : 7 признаков того, что вы имеете дело с пассивно-агрессивным человеком

Это новое понимание биологии, лежащей в основе такого поведения, может быть полезно как подросткам, так и их родителям. Дженсен и Кейси подчеркивают важность подачи примеров адекватной эмоциональной реакции и помощи молодым людям в трудных ситуациях, которые все чаще встречаются среди подростков и подростков. В то время как в прошлом травля в основном ограничивалась игровой площадкой, сегодня подростки имеют доступ к технологиям и социальным сетям, которые могут облегчить распространение зловещей информации. Виртуальное взаимодействие может быть труднее контролировать родителям или учителям, но есть огромная возможность помочь подросткам справиться с последствиями. «Как родители, мы часто хотим защитить наших детей от неудач или любой эмоциональной боли», — говорит Кейси. «Но возможность учиться на таком опыте в контексте любящей и поддерживающей семьи является ключом к тому, чтобы помочь подростку развить и использовать эту способность во взрослом возрасте».

Исследования последних лет также показали, что умственные способности, такие как IQ, не высечены на камне. В исследовании 2011 года, опубликованном в журнале Nature , измерялись IQ 33 подростков — 19 мальчиков и 14 девочек — в 2004 году, когда им было от 12 до 16 лет. Затем исследователи повторно протестировали их в 2008 году, когда им было от 15 до 20 лет. Авторы исследования обнаружили, что IQ менялся со временем, улучшаясь у одних людей и ухудшаясь у других. Хотя члены медицинского сообщества часто спорят о том, что на самом деле измеряет тест IQ, все согласны с тем, что оценка человека влияет на его обучение и способность выполнять задачи. «Эти изменения реальны, и они отражаются в мозге», — сказала Кэти Прайс, нейробиолог из Университетского колледжа Лондона, журналу Science, когда результаты были опубликованы. «Отношение людей состоит в том, чтобы заранее решить, что это умный ребенок, а это не умный ребенок, но это говорит о том, что вы не можете делать такую ​​оценку в подростковом возрасте».

ЕЩЕ : Родители не понимают, насколько негативными они кажутся своим подросткам

Осознание того, что коэффициент интеллекта может меняться, подчеркивает важность измерения умственной активности в старшей школе, а также ослабление позднего цветения. Пластичность подросткового мозга означает, что никогда не поздно вовлечь детей в процесс обучения. Занятия после школы, физические упражнения и медитация могут принести пользу работе мозга. «Возможность найти себя и смелость решать проблемы в науке, образовании, в сообществах и среди сверстников могут оказать глубокое влияние на нашу молодежь», — говорит Кейси.

Быстро растущие связи в мозгу подростка имеют некоторые негативные побочные эффекты. Около 70% психических заболеваний, включая тревогу, расстройства настроения и пищевого поведения, а также психозы, появляются в подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте. Время имеет смысл, поскольку префронтальная кора и лобные доли вовлечены в возникновение таких заболеваний, как депрессия и шизофрения. Риски проблем со здоровьем, таких как зависимость, также выше в этот период времени. «Зависимость — это просто форма обучения, — говорит Дженсен. «Зависимость — это повторяющаяся стимуляция цепи вознаграждения в мозгу, которая на данный момент более зрелая, чем лобная доля. Биология мозга подростков [делает их] более восприимчивыми к воздействию веществ и стрессу». Хотя влияние употребления каннабиса на мозг во взрослом возрасте горячо обсуждается, Дженсен говорит, что исследования показывают, что ежедневное хроническое употребление в подростковом возрасте может мешать развитию, оказывая седативное воздействие на мозг, что может ухудшить обучение и память.

«Подростки могут учиться усерднее, сильнее, быстрее, и они могут становиться зависимыми сильнее, сильнее и быстрее», — говорит Дженсен. Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что риск зависимости от опиоидов среди молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет с 2002 по 2014 год увеличился почти на 40%. сообщества могут сделать многое, чтобы настроить подростков и подростков на успех, в том числе найти для них способы снять стресс и уснуть. В последние несколько лет среди местных школьных округов возникло движение за перенос времени начала занятий на фоне растущего числа исследований, показывающих, что подростки имеют естественную склонность спать. Когда подростки достигают половой зрелости, они проходят так называемую фазу сна. задерживать. Внутренние биологические часы подростков смещаются вперед, и они начинают испытывать проблемы с засыпанием до 23:00. и просыпаться до 8 утра. Исследования связывают недостаток сна среди подростков и подростков с более высокими показателями хронических заболеваний, таких как ожирение и диабет 2 типа, повышенным употреблением кофеина, плохим контролем импульсов, более низким уровнем мотивации, нарушением внимания и памяти и многим другим. Новая наука побудила такие группы, как Американская академия педиатрии, настаивать на том, чтобы средние школы откладывали время начала занятий, чтобы учащиеся больше спали каждую ночь.

«Появились новые данные о том, что проводка эмоциональных центров к лобным долям мозга продолжается и в подростковом возрасте, и мы можем видеть, что большая часть этой проводки происходит во время сна», — говорит Мэри Карскадон, профессор психиатрии и поведение человека в Университете Брауна. «Новая наука предполагает, что сон может играть даже более важную роль, чем мы думали, с точки зрения развития мозга».

Несмотря на то, что известно, что сон имеет решающее значение для здорового мозга, в США более 4 из 5 средних и старших школ начинают работу в 8:30 или раньше. теперь рассматривается как серьезная и неотложная проблема общественного здравоохранения», — говорит Карскадон.

Становится все более очевидным, что резкие изменения в биологии мозга означают, что подростковые годы полны возможностей и уязвимости, говорит Джей Гидд, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего, изучающий изменения мозга у близнецов. годами. «Это время феноменальных скачков в нашем творчестве и когнитивных способностях», — говорит он.