Полезависимость это – : -; — —
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — это… Что такое ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ?
- ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ
- один из важнейших когнитивных стилей. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой («валентностью»), вне влияния заранее поставленной цели. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации.
Для таких людей характерна ориентация на внутренние ориентиры упорядочивания внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы отражения внешнего мира. В сфере восприятия П.—п. проявляются в эффективности выделения полезного сигнала (фигуры) из перцептивного фона (выделение сигнала на фоне помех). Она выше для независимых от поля людей. Для них характерно восприятие мира как более структурированного: окружение воспринимается ими скорее как комбинация отдельных элементов, чем единое целое, то есть их восприятие является более аналитическим. Для полезависимых, наоборот, характерно целостное, синтетическое восприятие мира, при котором оценка некоторых частных параметров отдельных элементов среды в значительной степени подвержена влиянию окружающего перцептивного поля. Уступая поленезависимым субъектам в решении некоторых перцептивных и познавательных задач, полезависимые в то же время оказываются более эффективными в межличностном общении. В более широком контексте, включающем наряду с восприятием мышление и социальное функционирование личности, этот стиль характеризует тенденцию субъекта при решении задач полагаться преимущественно на себя и свои знания либо на доминирующие в данный момент условия среды. Для оценки данного параметра широко используется бланковый тест «Скрытые фигуры» (см. рис. 14). Задача испытуемого состоит в выявлении простых геометрических фигур, включенных в состав скрывающего их сложного узора. Более высокая эффективность выполнения теста характерна для поленезависимых. Имеются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что поленезависимость является профессионально важным качеством для многих видов управленческой и операторской деятельности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Полевое поведение
- Полёт идей
Смотреть что такое «ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ» в других словарях:
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — (англ. field dependence field independence; field dependent / field independent perceptual style) один из параметров когнитивного стиля личности (его перцептивного компонента), для диагностики которого применяются 2 основные методики,… … Большая психологическая энциклопедия
Полезависимость (field dependency) — Полезависимость поленезависимость (ПЗ ПН, FD FI) это назв. специфического когнитивного стиля, к рый был определен и представлен научному сообществу Германом Виткиным как неотъемлемая часть его более широкого понятия психол. дифференциации.… … Психологическая энциклопедия
когнитивный стиль — КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style познавательный стиль; от лат. cognitio знание, познание) складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Тест скрытых фигур (hidden figure test) — Т. с. ф. измеряет когнитивный стиль «полезависимость поленезависимость». Он разработан на основе Теста встроенных фигур (Embedded Figures Test), использованного Виткиным и его сотрудниками в своих исслед. Тест встроенных фигур состоял из двух… … Психологическая энциклопедия
Когнитивный стиль — термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Когнитивный стиль в общении — (индивидуальный стиль, стиль жизни, стиль деятельности, стиль О.) система средств, к к рым сознательно или стихийно прибегает человек для оптимального построения О. и деятельности с учетом внеш. условий и индивидуальных предпосылок ее… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Перцептивный стиль (perceptual style) — П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо… … Психологическая энциклопедия
Независимые личности (independent personalities) — «Независимость» понятие, к рое в психологии трактуется по разному. В целом быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь с собственными потребностями, восприятиями или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями др.… … Психологическая энциклопедия
Виткин Герман / Witkin, Herman A. — (1916 1979). Самый значительный вклад Виткина в психологию связан с концептуализацией отношений между когнитивными стилями и личностью. Он полагал, что люди, продвигаясь к зрелости, обычно сменяют полезависимость на поленезависимость … Психологическая энциклопедия
Когнитивный стиль — Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо знание и греч. stylos букв. стержень для письма) термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди… … Википедия
psychology_pedagogy.academic.ru
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — это… Что такое ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ?
- ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ
(англ. field dependence—field independence; field-dependent / field-independent perceptual style) — один из параметров когнитивного стиля личности (его перцептивного компонента), для диагностики которого применяются 2 основные методики, разработанные Германом Уиткином (Witkin): тест стержня и рамки (The Rod-and-Frame Test) и тест замаскированных (или включенных) фигур (The Embedded Figures Test).
В 1-м тесте задача испытуемого состоит в том, чтобы установить линию вертикально при разных положениях (наклонах) окружающей его рамки; 2-й тест основан на широко известных фигурах К. Готтшальда (1926), здесь задача испытуемого состоит в том, чтобы найти и показать в сложной фигуре более простую фигуру, заданную образцом.Испытуемые, с трудом отвлекающиеся от структуры перцептивного поля (напр., рамки), относятся к категории «полезависимых». Проведено большое количество корреляционных исследований, в которых обнаружены значимые корреляции П.-п. с полом испытуемых (мужчины демонстрируют меньшую полезависимость, чем женщины), полоролевой ориентацией, уровнем образования (более высокий уровень образования связан с более независимым перцептивным стилем), успеваемостью, разными личностными и социально-психологическими показателями. Отчасти результаты исследований можно обобщить след. образом: полезависимость, хотя и связана с более низкой продуктивностью по некоторым интеллектуальным видам деятельности, положительно связана с эффективностью в другой сфере — в межличностных отношениях. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- ПОДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
- ПОЛЛИАННЫ МЕХАНИЗМ (ПОЛЛИАННЫ ПРИНЦИП)
Смотреть что такое «ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ» в других словарях:
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — один из важнейших когнитивных стилей. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой («валентностью»), вне влияния заранее поставленной цели.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Полезависимость (field dependency)
когнитивный стиль — КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style познавательный стиль; от лат. cognitio знание, познание) складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Тест скрытых фигур (hidden figure test) — Т. с. ф. измеряет когнитивный стиль «полезависимость поленезависимость». Он разработан на основе Теста встроенных фигур (Embedded Figures Test), использованного Виткиным и его сотрудниками в своих исслед. Тест встроенных фигур состоял из двух… … Психологическая энциклопедия
Когнитивный стиль — термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Когнитивный стиль в общении — (индивидуальный стиль, стиль жизни, стиль деятельности, стиль О.) система средств, к к рым сознательно или стихийно прибегает человек для оптимального построения О. и деятельности с учетом внеш. условий и индивидуальных предпосылок ее… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Перцептивный стиль (perceptual style) — П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо… … Психологическая энциклопедия
Независимые личности (independent personalities) — «Независимость» понятие, к рое в психологии трактуется по разному. В целом быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь с собственными потребностями, восприятиями или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями др.… … Психологическая энциклопедия
Виткин Герман / Witkin, Herman A. — (1916 1979). Самый значительный вклад Виткина в психологию связан с концептуализацией отношений между когнитивными стилями и личностью. Он полагал, что люди, продвигаясь к зрелости, обычно сменяют полезависимость на поленезависимость … Психологическая энциклопедия
Когнитивный стиль — Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо знание и греч. stylos букв. стержень для письма) термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди… … Википедия
psychology.academic.ru
Полезависимость — поленезависимость
Наиболее теоретически разработанным параметром когнитивного стиля является полезависимость — поленезависимость.
Полезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздражителей от фона.
Поленезависимость — способность сопротивляться влиянию конфликтующих фоновых признаков при восприятии зрительных форм и связей, способность воспринимать целое, вычленять стимулы из контекста.
Г. Виткин с сотрудниками проводили три теста, которые были направлены на исследование восприятия вертикали испытуемыми. Первый из них заключался в том, что испытуемому, находившемуся в темной комнате и наблюдавшему за светящимся движущимся стержнем, помещенным внутрь светящейся рамки (причем стержень или рамка могли наклоняться в любой момент экспериментатором), необходимо сигнализировать, когда стержень оказывается в вертикальном положении, не обращая внимания на положение рамки.
Второй тест предусматривал, что независимо друг от друга качаются стул испытуемого и комната, а задача испытуемого заключалась в том, чтобы установить стул в вертикальном положении. В третьем тесте визуальное поле остается вертикальным, но изменяется направление действия силы тяжести на тело. С этой целью вертикально расположенная камера устанавливается на направляющем устройстве, которое может вращаться по кругу, создавая центробежную силу. Испытуемый сидит в кресле с регулируемым наклоном, оно устанавливается экспериментатором под углом к полу камеры. Задача испытуемого — установить кресло таким образом, чтобы вернуть тело в «вертикальное» положение. ПЗ-индивидуум склонен устанавливать кресло «вертикально», ориентируясь на положение комнаты, в то время как ПН-индивидуум стремится компенсировать действие центробежной силы, демонстрируя тем самым большее расхождение с гравитационной вертикалью.
Целью всех тестов было определить, насколько на восприятие вертикали испытуемым влияет окружающее его визуальное поле. Были выявлены два типа испытуемых: одни испытуемые адекватно воспринимали объект, независимо от его внешнего поля (поленезависимые), у других восприятие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона (полезависимые). Для определения данного параметра когнитивного стиля используется также разработанный группой американских ученых под руководством Г. Виткина Тест скрытых фигур (основанных на тесте встроенных фигур Готтшальда). Материал данного теста состоит из замаскированной в множестве сложных фигур простой фигуре, которую и должны найти испытуемые (рис. 8).
Были выявлены также некоторые личностные характеристики, коррелирующие с данным параметром когнитивного стиля: полезависимые в ситуации неопределенности более эффективно используют полученную от других информацию, поленезависимые — игнорируют подсказки, пытаются быть независимыми; экспериментально подтверждены значимые связи зависимости-независимости от поля с особенностями обучения, поведением в конфликтных ситуациях. Полезависимость — поленезависимость высоко коррелирует с социальными навыками, школьной успеваемостью, личностной и социальной автономностью, психологическими пространственными способностями и функциональной латерализацией.
psyera.ru
Полезависимость/поленезависимость. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума
Полезависимость/поленезависимость
В ходе изучении этой стилевой характеристики Г. Уиткин обратил внимание на тот факт, что поленезависимые (ПНЗ) испытуемые подразделяются на две группы: одни устойчиво демонстрируют ПНЗ способ поведения в разных ситуациях, тогда как другие склонны переходить на полезависимый (ПЗ) способ поведения под влиянием требований ситуации и своих внутренних состояний. Первый тип людей получил название «фиксированных поленезависимых», второй – «мобильных поленезависимых». При этом особо подчеркивалось, что мобильность (возможность перемещения по стилевой оси с одного полюса на другой) является свойством только лишь испытуемых с высокими показателями психологической дифференциации, т. е. испытуемых с ПНЗ стилем, тогда как ПЗ испытуемые не способны к переходу на прямо противоположный способ поведения. Было высказано предположение, что «фиксированные поленезависимые» более склонны к психопатологии в силу меньшей гибкости поведения (Witkin, Oltman, Raskin, Karp, 1971).
Принципиально важным представляется то обстоятельство, что констатация факта мобильности – фиксированности стилевых проявлений позволило Уиткину переформулировать значение термина «стиль». В этой связи он делает чрезвычайно знаменательный вывод: «Используя ранее термин “стиль”, мы имели в виду устойчивую тенденцию функционировать на более или менее дифференцированном уровне в разных ситуациях. “Стиль” в этом смысле отражает степень развития определенных способностей, и тогда стиль – это “способность”. Теперь мы можем уточнить, что среди людей, достигших способности к дифференцированному функционированию, некоторые используют данную способность регулярно, тогда как другие – более вариативным образом. Тот способ, которым личность предпочитает использовать свою способность к дифференцированному функционированию, – либо постоянно, либо вариативно, – может быть обозначено как “стиль”. В этом втором смысле “стиль” – это “выбор”» (там же, р. 11).
Комментируя это высказывание Уиткина, нельзя удержаться от замечания: следовательно, полезависимость – в отличие от поленезависимости – это не «стиль». Но что же тогда измеряет методика «Включенные фигуры»?
Впоследствии своеобразное доказательство неоднородности полюса поленезависимости было получено в работе Т. Глоберсон. Следуя Уиткину, она проанализировала три группы испытуемых, выделенных по показателю выполнения методики «Стержень-рамка» (минимальное, среднее и максимальное количество ошибок), – соответственно группы «фиксированных ПНЗ», «мобильных ПНЗ» и «полезависимых» испытуемых. Полученный результат, на первый взгляд, оказался неожиданным: наивысшую интеллектуальную продуктивность по показателям оперативной памяти и умственного напряжения продемонстрировали испытуемые со средними значениями поленезависимости, т. е. «мобильные, или гибкие ПНЗ» (Globerson, 1983).
Глоберсон объясняет данный факт тем, что именно у этих испытуемых в силу их чувствительности к перцептивным сигналам «вынуждено» сформировались эффективные контролирующие процессы (за счет этого они и оказываются более продуктивными в других видах интеллектуальной деятельности). Испытуемые с максимальной ПНЗ («фиксированные, или ригидные ПНЗ») в силу нечувствительности к перцептивным сигналам настолько хорошо структурируют поле, что у них механизмы интеллектуального контроля собственной активности вырабатывались в гораздо меньшей степени. У ПЗ испытуемых, в опыте которых перцептивные сигналы играют доминирующую роль, контролирующие процессы оказываются сформированы на относительно низком уровне.
Иными словами, у испытуемых с максимально выраженным ПНЗ стилем ментальные структуры работают по принципу современного фотоаппарата: щелчок – и все детали ситуации воспроизведены на «ментальной пленке». Людям этого типа не надо «наводить диафрагму, анализировать характеристики освещенности» и т. д., соответственно им не было нужды учиться контролировать свои действия и параметры ситуации с тем, чтобы получить четкую «ментальную картинку». Однако недостаточная сформированность механизмов интеллектуального контроля давала себя знать в снижении успешности выполнения других видов интеллектуальной деятельности, в которых необходимо было принимать во внимание и анализировать контекст. Напротив, испытуемым со средними значениями ПНЗ приходилось делать некоторые ментальные усилия для структурирования ситуации, вырабатывая тем самым механизмы интеллектуального контроля, который и помогал им быть более успешными в реально ориентированных видах интеллектуальной деятельности. Таким образом, полюс ПНЗ оказался внутренне неоднородным.
Со временем появились данные, доказывающие неоднородность полюса полезависимости. Так, при изучении надежности группового варианта методики «Включенные фигуры» было показано, что существуют испытуемые, которые при повторном ее проведении переходят с полюса ПЗ на полюс ПНЗ. Данное явление получило название «латентной поленезависимости» (Kepner, Neimark, 1984). Таким образом, при однократном испытании часть испытуемых может быть неправильно определена как ПЗ лица, и, следовательно, при изучении связей этого когнитивного стиля с другими типами поведения данное обстоятельство может привести к искажению наблюдаемых корреляций. За достаточно тривиальным фактом подверженности результатов методики «Включенные фигуры» влиянию обучения стоит, таким образом, отнюдь не тривиальное явление «расщепления» полюса полезависимости на «фиксированных ПЗ» и «мобильных ПЗ» (или «латентных ПНЗ»).
Представляют интерес исследования, демонстрирующие мобильность полюсов данного когнитивного стиля на основе сочетания традиционного показателя полезависимости/поленезависимости с некоторыми дополнительными показателями: «ментальной энергии» (Niaz, 1987) и «ментальной гибкости» (Cunningham, Ridley, Campbell, 1988).
В исследовании М. Ниаз наряду с групповым вариантом методики «Включенные фигуры» использовалась методика «Пересекающиеся фигуры», разработанная Дж. Паскуалем-Леоном с целью выявления индивидуальных различий в уровне «ментальной энергии», который операционализируется через способность концентрировать внимание. Суть этой методической процедуры заключалась в следующем. Испытуемому в верхней части листа предъявляются отдельно друг от друга простые геометрические фигуры, в нижней – те же фигуры, но наложенные одна на другую так, что у них образуется одна общая секция; испытуемый должен найти и указать область взаимного пересечения простых фигур. По сочетанию высоких и низких показателей этих двух тестов были выделены четыре группы испытуемых (см. табл. 9).
Таблица 9
Типы испытуемых в зависимости от соотношения показателей методик «Включенные фигуры» и «Пересекающиеся фигуры» (Niaz, 1987)
Оказалось, что фиксированные ПНЗ были наиболее успешны в аналитической интеллектуальной деятельности (при выполнении методики Равена), тогда как мобильные (и ПНЗ, и ПЗ) – в реальном интеллектуальном поведении, в частности, имели более высокие показатели тестов учебных достижений по биологии, математике и химии (Niaz, 1987).
В исследовании Д. Каннингхейма, С. Ридли и А. Кэмпбелла показатель группового варианта методики «Включенные фигуры» соотносился с показателями ментальной ригидности – гибкости по методике «Выбор формы». Испытуемый получал 15 пар визуальных абстрактных символов, каждая из которых включала фигуру с «хорошей формой» и дисгармоничную фигуру, с указанием выбрать более нравящуюся (предполагалось, что ригидные испытуемые предпочитают хорошую форму). По сочетанию этих двух показателей были выделены четыре группы испытуемых, каждая из которых выполняла задания по интерпретации пословиц (табл. 10).
Результаты исследования оказались одновременно как ожидаемыми, так и неожиданными. Ожидаемый результат: в целом ПНЗ испытуемые показали более высокую успешность в интерпретации содержания пословиц по сравнению с ПЗ. Неожиданный результат: самые высокие показатели в этом виде интеллектуальной деятельности имели мобильные ПНЗ, тогда как самые низкие – фиксированные ПЗ (Cunningham, Ridley, Campbell, 1988).
Таблица 10
Типы испытуемых в зависимости от соотношения показателей методик «Включенные фигуры» и «Выбор формы» (Cunningham, Ridley, Campbell, 1988)
Проведенные нами исследования (см. раздел 3.2) позволили эмпирически продемонстрировать продуктивную составляющую в проявлениях ПЗ, а именно замедление времени обнаружения простой фигуры в сложной может быть следствием сформированности непроизвольных контролирующих стратегий. Этот результат служит дополнительным доказательством в пользу существования субгруппы «мобильные полезависимые».
Таким образом, каждый из полюсов когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ фактически «расщепляется» на два субполюса:
Иными словами, стилевое измерение полезависимость/поленезависимость маскирует четыре субгруппы испытуемых, существенно различающихся по своим когнитивным возможностям.
Иллюстрацией сказанному являются факты, описанные в работах Уиткина. Во-первых, «пик» проявлений ПНЗ приходится на подростковый и ранний юношеский возраст (однако именно в этом возрасте наблюдается целый «букет» весьма специфических интеллектуальных качеств, которые не позволяют назвать подростка или юношу эффективными мыслителями), после чего в более старших возрастах проявления ПНЗ уменьшаются. Во-вторых, психическая патология проявляется на обоих полюсах оси ПЗ/ ПНЗ чаще, чем при средних значениях этого стилевого показателя (возможно, что именно крайние значения ПЗ и ПНЗ предполагают наличие механизмов, провоцирующих дезорганизацию психической деятельности). В-третьих, хотя ПНЗ лица более креативны в целом, в первую очередь креативными, по мнению Уиткина, являются представители субгруппы «мобильные ПНЗ». В-четвертых, эффект мобильности (сдвига) стилевого поведения обнаруживают только ПНЗ лица, с достаточной легкостью переходя при необходимости на полезависимый способ функционирования (Witkin, Oltman, Raskin, Karp, 1971).
Все рассмотренные выше факты прямо либо косвенно подтверждают феномен «расщепления» полюсов когнитивного стиля ПЗ/ ПНЗ. Кроме того, они позволяют говорить о связи трех явлений: интеллектуальная продуктивность соотносится с мобильностью стилевого поведения и отсутствием крайних значений выраженности стилевого свойства. Соответственно снижение интеллектуальной продуктивности предполагает фиксированность стилевого свойства и экстремальный характер его проявления.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
educ.wikireading.ru
Полезависимость (field dependency) — это… Что такое Полезависимость (field dependency)?
Полезависимость—поленезависимость (ПЗ—ПН, FD—FI) — это назв. специфического когнитивного стиля, к-рый был определен и представлен научному сообществу Германом Виткиным как неотъемлемая часть его более широкого понятия психол. дифференциации. Последнее используется в качестве термина для обобщенной характеристики процесса развития всех организмов и касается специализации функций как на физиолог., так и на психол. уровнях.
Степень психол. дифференциации, свойственной индивидууму, отражает то, в какой мере он способен отделять восприятие себя от восприятия не-себя и/или осознавать границы этого. Психол. дифференциация тж означает степень, с к-рой такие виды психол. активности, как воспоминание, размышление и действие, могут отделяться одна от др. По мере того развития процесса психол. дифференциации в организме, чел. развивает согласованные паттерны способов контроля над различными видами психол. активности — паттерны, получившие назв. когнитивного стиля. Поскольку психол. дифференциация как процесс оказывает влияние на целый ряд областей психол. активности, существует ряд возможных когнитивных стилей, в частности ПЗ— ПН, к-рые Виткин, его коллеги и студенты сделали фокусной точкой своих исслед. и теории.
ПЗ—ПН яв-ся биполярным измерением, отражающим характерные стили интеллектуального функционирования. При описании этого понятия преимущественный акцент был сделан на ПН. ПЗ (за небольшими исключениями) описывается либо как «противоположность», либо как «отсутствие» ПН, в зависимости от области рассматриваемого поведения.
Индивидуум с предельно выраженной ПН был бы таким чел., чей когнитивный стиль отражает крайнюю степень психол. дифференциации. Это означает, что ПН-индивидуум способен легко реструктурировать перцептивную ситуацию или наложить структуру там, где она отсутствует или минимальна. Он обладает сильным чувством осознания себя как отличного от др. Такой чел. проводит четкое разграничение между собой, своими потребностями и ценностями и потребностями и ценностями др.
Противопоставление ПН—ПЗ не означает большей соц. предпочтительности к.-л. из этих стилей. ПН-индивидуумы отделяют себя от др. и демонстрируют сравнительную беспристрастность и объективность в своих оценках и суждениях. Они склонны в большей мере анализировать свое окружение, нежели взаимодействовать с ним. ПЗ-индивидуумы, наоборот, взаимодействуют с др. в своем окружении и склонны вырабатывать у себя сензитивность к тому, что думают и чувствуют др. Так, в процессе взаимодействий с др. они формируют свой банк информ. и умений. Это, в свою очередь, позволяет им справляться со своими повседневными проблемами на одинаковом или даже более высоком, чем у ПН-индивидуумов, уровне.
Теорет. основа понятия ПН—ПЗ была представлена в ранних исслед. Виткина, его коллег и его студентов, к-рые заинтересовались паттернами индивидуальных различий в восприятии, в частности, восприятием вертикали по отношению к направлению силы тяжести. Эти работы привели к разраб. конкретных процедур, к-рые впоследствии стали использоваться в качестве операциональных определений ПН—ПЗ, включая Тест стержня и рамки (Rod and Frame Test, RFT), Тест корректировки положения тела (Body Adjustment Test, BAT), Тест вращающейся комнаты (Rotating Room Test, RRT) и Тест встроенных фигур (Embedded Figures Test, EFT). Виткин считал, что каждый из них отражает определенные характеристики, связанные с паттерном ПН—ПЗ. Несмотря на то, что рез-ты этих тестов могут сопоставляться, они не обязательно должны коррелировать между собой.
RFT состоит из большой квадратной рамки, установленной на держателе т. о., что это позволяет ей вращаться вокруг оси на 360°. К центру этой рамки прикреплен подвижный стержень, к-рый делит ее пополам в любом принимаемом ею положении. И стержень, и рамка окрашены люминесцентной (светящейся) краской, чтобы их можно было видеть в темноте. После исходной демонстрации стержня и рамки экспериментатор изменяет их положение, и перед испытуемым, сидящим в темноте, ставится задача: установить стержень в истинно вертикальное положение по направлению силы тяжести. Большое расхождение рассматривается как отражение дефицита зрительного поля (вызываемого темнотой), к-рое испытывает чел., характеризующийся ПЗ. Малое расхождение RFT свидетельствует о ПН.
ВАТ представляет собой небольшую комнату, сконструированную т. о., чтобы ее можно было наклонять по часовой или против часовой стрелки. Внутри этой комнаты находится кресло для испытуемого, к-рое экспериментатор тж может наклонять. От испытуемого, сидящего на наклоненном кресле в наклоненной комнате, требуется установить это кресло в вертикальное положение по направлению силы тяжести. Те, кто устанавливает кресло, ориентируясь на положение комнаты, а не на гравитацию, считаются ПЗ.
В RRT визуальное поле остается вертикальным, но изменяется направление действия силы тяжести на тело. С этой целью вертикально расположенная камера устанавливается на направляющем устройстве, к-рое может вращаться по кругу, создавая центробежную силу. Испытуемый сидит в кресле с регулируемым наклоном, оно устанавливается экспериментатором под углом к полу камеры. Задача испытуемого — установить кресло т. о., чтобы вернуть тело в «вертикальное» положение. ПЗ-индивидуум склонен устанавливать кресло «вертикально», ориентируясь на положение комнаты, в то время как ПН-индивидуум стремится компенсировать действие центробежной силы, демонстрируя тем самым большее расхождение с гравитационной вертикалью.
EFT — адаптация классических «Фигур Готтшальдта» (Gottschaldt Figures»). Испытуемому предъявляются наборы изображений сложных геометрических фигур с различными цветовыми сочетаниями, каждый из к-рых заключает в себе контуры более простой фигуры. Границы этой встроенной фигуры часто перекрываются цветом и границами более крупных фигур. Рез-ты теста оцениваются по среднему времени (ограниченному пятью минутами), затрачиваемому на поиск простой фигуры внутри сложной. ПЗ-индивидуум, находящийся под сильным влиянием сложного визуального поля, выполняет задание медленнее, чем ПН-индивидуум.
Публикация этих тестов стимулировала исслед., к-рым посвящено огромное количество литературы по ПН—ПЗ, начиная с 1940-х гг., объем к-рой продолжает нарастать до сих пор. Выполнение RFT, ВАТ и RRT преим. отражает то, в какой степени индивидуум при вынесении суждений опирается на восприятие собственного тела (ПН) в противоположность опоре на зрительное поле (отсюда понятие полезависимости и получило свое название). Оценки по EFT представляют др. аспект дифференциации: способность индивидуума к разбиению или реструктурированию более крупной фигуры для перцептивного выделения меньшей фигуры. Это, в свою очередь, предполагает наличие перцептивной аналитической способности к осуществлению структурной реорганизации любого имеющегося фона, а тж к абстрагированию элементов из этого фона. Оценки по EFT тж высоко коррелируют с оценками способности к установлению пространственных отношений, традиционно измеряемой интеллектуальными тестами.
См. также Контекстуальные ассоциации, Фигура/фон, Перцептивная организация
М. Ройдер
.
dic.academic.ru
Впервые эти стили были введены в научный обиход американскими
Впервые эти стили были введены в научный обиход американскими учеными под руководством Г. Уиткина (Н. A. Wit- Kin, D. R. Goodenough, 1982; Н. A. Wimcin et al., 1967,1974) в связи с изучением соотношения в перцептивной деятельности зрительных и проприорецептивных ориентиров.
Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемый, помещенный в затемненную комнату и сидящий на изменяющем свое положение кресле, должен был привести в вертикальное положение светящийся стержень, находящийся внутри светящейся рамки, которая также меняла свое положение.
Было выявлено, что одни испытуемые, чтобы оценить вертикальное расположение стержня, используют зрительные впечатления (ориентация на положение рамки), а другие — проприорецептивные ощущения (ориентация на положение своего тела). Тенденция опираться на внешнее видимое поле получила название полезависимости, а тенденция контролировать зрительные впечатления за счет проприорецепции — поленезависимости. У первых восприятие предъявлявшихся фигур на определенном фоне искажалось из-за недостаточного обособления и дифференцирования частей в образе восприятия, у вторых было адекватным в связи со способностью вычленять стимулы из контекста.Таким образом, способ пространственной ориентации связан со способностью вычленять отдельную деталь или фигуру из целостного пространственного контекста (сложной фигуры). Поэтому поленезависимость стала рассматриваться как умение преодолевать видимое поле и структурировать его, выделять в нем отдельные элементы. Полезависимость означает противоположное качество познавательной деятельности, когда все элементы видимого поля оказываются жестко связанными, а детали трудноотделимыми от пространственного фона.
В результате появились и методы диагностики полезависимости — поленеза- висимости, например тест включенных (встроенных) фигур в различных модификациях. Быстрое и правильное обнаружение фигуры характеризует поленезависимость, а медленное и ошибочное — полезависимость.
В дальнейшем способность успешно выделять какую-либо деталь из сложного изображения оказалась связанной с рядом интеллектуальных, и прежде всего — невербальных способностей. На основании этого был сделан вывод о существовании более общей особенности когнитивного стиля, получившей название «способности преодолевать организованный контекст». В зависимости от ее выраженности стали говорить об аналитическом, активном и глобальном, пассивном подходам к полю. В первом случае у человека проявляется стремление реорганизовать его, расчленить на отдельные элементы.
Так, когнитивные стили полезависимости — поленезависимости стали восприниматься как отражающие особенности решения перцептивных задач. Полезависимость характеризуется тем, что человек ориентируется на внешние источники информации, он склонен игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта, что создает ему большие трудности при решении перцептивных задач. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации (знания и опыт), поэтому он в меньшей степени подвержен влиянию внешних ориентиров, более склонен выделять в ситуации ее существенные, а не более заметные черты.
Но и на этом трансформация представлений Г. Уиткина об этих стилях не закончилась. Последняя его трактовка сводится к следующему: это глобальная доминирующая тенденция личности ориентироваться при решении проблемы либо на других людей (полезависимость), либо на самого себя (поленезависимость).
Указанные стили он рассматривал как проявление индивидуальности в мотива- ционно-смысловой сфере.
Поленезависимые склонны к активному научению; они любят структурировать материал и используют мнемонические стратегии для эффективного запоминания и воспроизведения информации; предпочитают изучать общие принципы, довольно легко их усваивая (А. Фернхем [A. Furnham, 1995]). Полезависимые учащиеся склонны к пассивному научению, используя предложенную им организацию материала.
Поленезависимость связана с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением), более высокой обучаемостью, успешностью решения задач на сообразительность, легкостью смены установок, с автономностью, стабильностью образа Я, более объективными подходами к проблемам, устойчивостью к внушению, критичностью, более высокой моральностью. Однако поленезависимые хуже ладят с людьми, склонны ими манипулировать, менее позитивно оценивают их и себя, труднее разрешают конфликты. Группа, состоящая из одних поле- независимых, редко приходит к соглашению по спорным вопросам. Работая в паре, поленезависимые берут на себя руководство работой даже в том случае, если по инструкции им отведена подчиненная роль.
По данным Г. Уиткина (WitKin et al., 1977), полезависимые студенты более успешны в области искусства и гуманитарных дисциплин, чем в сфере точных наук. Они предпочитают также и более неформальные методы обучения, присущие по- лезависимым учителям. Поленезависимые же педагоги навязывают свою структуру организации преподаваемого материала, предпочитая более формальные модели его подачи. Поэтому с полезависимыми студентами у них может возникнуть несовместимость.
Г. Виткин и др. (WitKin et al., 1974b) установили, что полезависимые более конформны, а поленезависимые активнее ищут информацию и оказываются более осведомленными.
Полезависимые люди более расположены к психогенным расстройствам, менее моральны (среди лиц, совершивших криминальные деяния, преобладают полезависимые), более внушаемы, чувствительны к социальным воздействиям, сильнее нуждаются в поддержке со стороны окружающих, лучше ассимилируют противоречивую информацию, более «удобны» в общении, так как им свойственна теплота и сердечность (В. Крозье [W. Crozier, 1997]).
Согласно М. А. Гулиной (1987), полезависимость связана с низкой тревожностью.
В исследовании монозиготных и дизиготных близнецов установлено, что на полезависимость — поленезависимость влияет генотип (С. Д. Бирюков, 1988; М. С. Егорова, 1981; Н. Ф. Шляхта, 1991). В то же время У. Ларсен (W. Larsen, 1982) выявил, что поленезависимость увеличивается с возрастом и с повышением уровня образования человека и оформляется как стилевая особенность к 17 годам. Затем ее уровень стабилизируется, а к старости даже снижается (Н. WitKin, D. Goodenough, 1982).
Существенно, однако, то, что при этом место каждого человека на шкале поле- зависимости — поленезависимости оставалось постоянным (Г. Уиткин и др. [Wit- Kin et al., 1967]). Это было выявлено в результате лонгитюдного (на протяжении 14 лет) исследования, проведенного с привлечением 30 испытуемых мужского пола.
psihologia.biz
полезависимость — это… Что такое полезависимость?
- полезависимость
- полезависимость
сущ., кол-во синонимов: 1
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
- полеживание
- полезавший
Смотреть что такое «полезависимость» в других словарях:
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — (англ. field dependence field independence; field dependent / field independent perceptual style) один из параметров когнитивного стиля личности (его перцептивного компонента), для диагностики которого применяются 2 основные методики,… … Большая психологическая энциклопедия
Полезависимость (field dependency) — Полезависимость поленезависимость (ПЗ ПН, FD FI) это назв. специфического когнитивного стиля, к рый был определен и представлен научному сообществу Германом Виткиным как неотъемлемая часть его более широкого понятия психол. дифференциации.… … Психологическая энциклопедия
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — один из важнейших когнитивных стилей. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой («валентностью»), вне влияния заранее поставленной цели.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
когнитивный стиль — КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style познавательный стиль; от лат. cognitio знание, познание) складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Перцептивный стиль (perceptual style) — П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо… … Психологическая энциклопедия
Тест скрытых фигур (hidden figure test) — Т. с. ф. измеряет когнитивный стиль «полезависимость поленезависимость». Он разработан на основе Теста встроенных фигур (Embedded Figures Test), использованного Виткиным и его сотрудниками в своих исслед. Тест встроенных фигур состоял из двух… … Психологическая энциклопедия
Гормоны и поведение (hormones and behavior) — Г. это хим. вещества, синтезируемые и секретируемые эндокринными железами. Г. доставляются к органам мишеням, деятельность к рых они регулируют, по кровеносному руслу вместе с кровью. Они выполняют функцию передачи информ. внутри организма,… … Психологическая энциклопедия
Зависящее от состояния научение (state-dependent learning) — Феномен З. с. н. связан преимущественно с употреблением наркотиков и их воздействием на память или исполнение. Если подопытных животных сначала обучить выполнять определенное задание, а затем в ходе проверочной сессии ввести наркотик или физиолог … Психологическая энциклопедия
Климат и личность (climate and personality) — Рассуждения о погоде и ее влиянии на чел. были очень популярны во все времена начиная с античности. Еще Гиппократ и Аристотель выдвинули предположение о существовании связи между принадлежностью чел. к определенному типу и окружением, в к ром он… … Психологическая энциклопедия
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
dic.academic.ru